Казань - 1000
23-06-2005 13:56
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Кузьма ЛАРИН
О Казани....
Чеченский кнут за татарским пряником
На днях стало известно, что следующее совещание глав правительств стран СНГ соберется в Казани 26 августа.
Цель сбора руководителей исполнительной власти в поволжском городе очевидна – подчеркнуть межгосударственную значимость празднования тысячелетия Казани и продемонстрировать ближайшим соседям успехи в развитии регионов. Но еще более федеральной власти необходимо умиротворить Запад и мусульманский Юг в отношении своей политики в Чечне.
Какой хочет представить республику высоким гостям из мусульманских стран и соседям по СНГ Минтимер Шаймиев, видно из одного из его интервью: «По федеральному округу у нас продукты несколько дешевле, потому что мы село сохранили».
Глядя на то, как в последние день-два каждого месяца продавцы казанского рынка на улице Адоратского сворачивали в обед свою торговлю («А денег у покупателей нет», – жаловались они), причины дешевизны видятся несколько в ином. Статистика свидетельствует, что в Татарстане 137 тыс. безработных, что 42% татарстанцев заявляют социологам, что считают себя живущими за чертой бедности, что на 14 умерших в республике приходится 10 новорожденных, что соседние Чувашия, Самарская область и Республика Марий Эл обогнали Татарстан по темпам роста промышленного производства. Отсюда вытекает, что низкие цены на неплатежеспособном рынке – никак не заслуга региональной власти.
В январе мне пришлось быть в командировке в Самаре и сравнивать внешний вид и платежеспособность самарцев с соседями из Татарстана. В январе самарские газеты с гордостью сообщали, что их регион входит в первую дюжину регионов России по уровню жизни населения… Татарстана в этой дюжине нет. И, длительно наблюдая быт соседей по Поволжью, приходилось предполагать, что местные газеты не врут…
А вот бывший пресс-секретарь Шаймиева Ирек Муртазин, в настоящее время фактически безработный, недавно опубликовал радикальный вывод о том, что к 2005 г. появились «два Татарстана, два образа жизни, две системы ценностей. Одна – для голытьбы, еле сводящей концы с концами, вторая – для тех, кому глубоко плевать на первых, потому что, отгородившись от реальности тонированными стеклами лимузинов и высоченными заборами коттеджей, они не знают и не хотят знать реалий тех, кто обречен на выживание, не зная, ради чего и жить».
Как эти два Татарстана проявляются сегодня в архитектурном облике Казани, готовящейся к официальному празднованию 1000-летия?
Улица Московская (бывшая Кирова), как улыбка старой бабки, по-прежнему щерится гнилушками старых домов, которые к августу никак не спрятать за фасадами новодела. Горожане злословят, утверждая, что коммунальные огрехи к юбилею будут исправляться методом, испытанным еще Григорием Потемкиным и гоголевским Городничим, – покрашенным забором.
Более благопристойны итоги работы на улице Петербуржской (бывшей Свердлова). От исторической Суконной слободы, где буйствовали войска Пугачева, а позже зазывно мерцали красные фонари домов терпимости, не осталось и следа. Широкая улица и новые здания на ней – некие намеки на Невский проспект. И не случайно. Строительство улицы Петербуржской идет под патронатом властей Северной столицы, а Московской – соответственно мэра Первопрестольной…
Спринтерскими скоростями мостостроители кладут железобетонные конструкции, стараясь успеть соединить два берега реки Казанки новым автомобильным мостом. Горожан пугают струйки цементной пыли, вырывающиеся в жилых двориках из щелей подземелий предпускового казанского метрополитена.
Город стремительно преображается, бомжового вида обитатели местных трущоб экстренно переселены из центра в отдаленные спальные микрорайоны – с тем же почерком, с каким Москва выселяла проституток к открытию Олимпиады-80.
Однако благолепие юбилейных строек хорошо, только если не отклоняться от туристического маршрута. Стоит лишь «не там» спуститься с кремлевского холма, как обнаруживаешь по соседству совсем иную картину. Например, выгребную яму с туалетом на месте обретения Казанской иконы Божьей Матери. Там, где император Павел I заложил первый камень в основание храма Николы Тульского, спроектированного архитектором В. Старовым. А рядом, в помещении мануфактуры купца Михляева, которую в 1722 г. посетил Петр I, лежат нынче онкобольные.
Прав бывший пресс-секретарь: у разных слоев жителей города своя встреча официального юбилея. Не сильно повезло и историкам. Буквально в апреле 2005 г. приказала долго жить газета «Казанские истории». Редактору газеты Л.В. Агеевой, на протяжении ряда лет знакомившей горожан с культурным наследием древней Казани, кстати, бывшему пресс-секретарю Госсовета РТ, так и не перепало ассигнований, предусмотренных на празднование исторической даты.
Ибо не до истории, когда на очереди сдача таких объектов, как фешенебельное здание Пенсионного фонда. Чиновники торопятся благоустроить себя еще до того, как иссякнет манна небесная из федерального центра.
Одним словом, идет активное освоение федеральных инвестиций под удачным предлогом круглой даты, вычисленной Б. Ельциным и М. Шаймиевым. И согласившимися с ними правильными учеными.
Что должна оттенить архитектурная помпезность? Во-первых, конфликт России с режимами, поддерживающими исламских фундаменталистов. Президенту Путину очень важно спрятать чеченский кнут за татарский пряник.
Ибо исламский Юг остался последним фронтом российской внешней политики, на котором М. Шаймиеву выпала всероссийская миссия умиротворения. Предшественник президента Татарстана, первый секретарь Татарского обкома КПСС Ф. Табеев тоже умиротворял южан – его послали в Афганистан в 1979 г., за полгода до появления там спецназа ГРУ. Финал той истории хорошо известен…
Успокоятся ли политические руководители исламских стран видами с построенной в Казанском кремле новой мечети Кул Шариф (ее открытием 24 июня начнется первая часть юбилейных торжеств)? Вопрос риторический. По признаниям Шаймиева, раньше во всем Татарстане «было 23 мечети, а сейчас их тысяча с лишним по республике».
Дело дошло до того, что на построенной в Казанском кремле при отце Петра I (или при самом Петре, археологи не дают точных дат) сторожевой башне, которую в Казани называют «башней Сююмбеки», водрузили мусульманский полумесяц. Это сделало якобы отделенное от церкви государство. На русской башне и в регионе, где половина населения – никак не мусульмане.
Дальше – больше. В документах на празднование 1000-летия Казани Казанский кремль представляется мировому сообществу как «единственная сохранившаяся крепость татар». В то время как кремль строили псковичи Постник Яковлев и Иван Барма – будущие создатели храма Василия Блаженного, также возведенного в честь взятия Казани…
Придуманное 1000-летие Казани нужно Владимиру Путину, чтобы успокоить малые народы (и особо – исповедующие ислам) положительным примером процветающего Татарстана. Пример республики должен, по идее Москвы, подсказать линию поведения народам Чечни и других кавказских республик.
При этом, правда, не все концы с концами сходятся. Как, например, совместить юбилейную радость президента России с его фразой, произнесенной в Казани, о том, что здесь «русским живется непросто»?
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote