Итак, "Престиж"
27-01-2007 13:50
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Ну, попробую поговорить на заданную тему.
Начну с самого начала, то есть с режиссера, Кристофера Нолана. Собственно, на мое желание посмотреть кино повлияли его имя и актерский состав, в первую очередь, - даже не викторианский антураж (выдержанный, кстати, на мой любительский взгляд, от и до, очень стильно!). Именно Нолан в свое время снял один из любимейших моих фильмов - "Мементо". И он же из очередного дурацкого комикса ("Бэтмен: Начало") сделал вполне смотрибельный фильмец (который, впрочем, я забыла сразу после титров, но это уж жанр такой, ничего не попишешь).
Вот тут мне придется сделать "лирическое отступление". Дело в том, что я невольно пытаюсь сравнивать "Престиж" с "Мементо". Совершенно две разные картины, ну, разве что детективные обе, а так-то - что общего? Но я пытаюсь сравнивать форму. Насколько совершенна, строга и необычна безупречная форма "М.", настолько хаотична и пестра форма "П.". И я не могу сказать, что это - недостаток фильма. Потому что не могу представить себе, как можно было бы по-другому расположить кусочки "престижной" мозаики. "Престиж" построен на уходе в прошлое, но поясняющие друг друга элементы щедрой рукой раскиданы по всему жизнеописательному полотну. Поэтому мы, вместе с создателями фильма, мечемся из начала в конец, затем в середину и опять в начало. Если мы узнаем секрет на пять минут раньше, эффекта не будет, если с раскрытием тайны на пару минут замешкаемся - опять же, не тот эффект. Так что вся вот эта мешанина из воспоминаний и дневниковых записей очень четко выверена, тут главное не запутаться, не забыть, что за чем идет, ведь каждое действие одного героя влечет за собой противодействие другого. Мотивации ищем в прошлом.
Вот в рецензии "МК-бульвара" я прочитала, что главные герои - фокусники Энджиер и Борден - так ненавидят друг друга, что готовы (оба!) пойти на убийство, лишь бы завладеть секретом противника. Такое ощущение, что ихние рецензенты кина не смотрели!
Конечно, кашу заварил Борден - ну, если так хотелось внести свои изменения в номер, почему было это сперва не отрепетировать? Зачем надо было так рисковать на представлении, когда никто не готов к эстренной ситуации?
Тут, кстати, мы с Фудзи очень удивились, как Джулия могла так быстро умереть? Ведь вот же, секунду назад трепыхалась в аквариуме, живая еще, и вот уже мертвая лежит на сцене. Скорее всего, ей просто необходимой помощи не оказали, вместо этого заламывали руки и звали ее по имени - в те времена, вероятно, этот метод считался более действенным, чем искусственное дыхание.
Ладно, у каждого бывают промахи. Борден же не специально это сделал, а из глупой самоуверенности, из лихачества, которое никогда к добру не приводит.
И далее вполне логично, что Энджиер жаждет мести. Ему глубоко сочувствуешь в тот момент, когда он отстреливает Бордену два пальца.
Но позднее начинаешь понимать, что эта жажда смертоубийства, трансформирующаяся затем в желание выведать профессиональные секреты соперника, - навязчивая идея Энджиера. Меня ужаснуло, когда он крикнул в запале: "К черту Джулию, мне нужен его секрет!" - вот она, правда! Ради славы, ради успеха можно попрать память любимой женщины, самоуважение, честь - "замарать руки", как он говорит. Порядочный, любящий и страдающий в одиночестве человек на наших глазах превращается в одержимого. Тут мои реверансы Джекману как актеру, который никогда не переигрывает, но дело свое знает и образ обрисовывает до конца.
Борден же на протяжении всего фильма защищается, как может. Он тоже жесток в этом (самое серьезное увечье, причиненное им Энджиеру, - перелом ноги, но я считаю, что это была с его стороны вынужденная мера), однако когда он полагает, что Энджиер тонет в запертом аквариуме, он - как мы узнаем уже почти в самом конце - пытается его спасти! И мне странно, что его воспли "где у вас этот чертов ключ?", так хорошо слышные и в самом подвале, и даже в зрительном зале, не были подшиты к делу. Почему Каттер, который видел Бордена с топором возле аквариума и наверняка слышал его крики, свидетельствовал против него, а в последних кадрах оказался прямо-таки его доверенным лицом. И почему он, узнав, что Энджиер жив, не пошел к судье, чтобы предотвратить казнь невиновного? Ну, Каттер вообще персонаж довольно приятный, но не вполне для меня понятный. Он выполняет свою работу и обладает изрядной долей благородства и порядочности - собственно, на этом все.
Почему я в предыдущем посте про "Престиж" упомянула Тома и Джерри. Моя любимая серия в мультике - когда Том играет концерт, а Джерри никак не дает ему закончить, каждый раз начиная одну и ту же музыкальную фразу с начала. Собственно, за то и люблю, что аналогии с этим эпизодом возникают очень часто. Так вот "Престиж" произвел на меня примерно такое же впечатление: финал виделся мне раз десять, и финал вполне логичный, когда до финала реального было еще очень далеко. Жизнь, полная хитросплетений, сюжет, состоящий из крутых поворотов... Поначалу стандартных, но чем дальше, тем они изощреннее, неожиданнее. Под конец уже в ход событий включается магия, но ее не так много, чтобы отпугнуть любителей строгого реализма. В конце концов, предмет-то какой хитрый - профессиональное соперничество фокусников, как же без магии-то?
Должна, правда, сознаться, что я заранее догадалась о наличии двух Борденов, но времени на это у меня ушло очень много. Как бы там ни было, второго, принявшего казнь за мнимое убийство Энджиера, тоже очень жаль. И жену Бордена жаль - вот к чему приводит недосказанность. Кстати, так и не поняла я, знала ли она правду. И если да, то почему покончила с собой?.. И еще, опять-таки, совершенно непонятно, откуда вообще взялся второй - то ли, как предположил Энджиер, брат близнец, то ли результат Тесловского неудачного опыта - но тогда он должен был бы быть проведен еще до "несчастного случая" с пистолетом. В общем, немного смущает, когда берется "чертик из табакерки" - и его появление потом никак не объясняется.
Не могу сказать, чтобы мне очень понравился Боуи в роли Никола Теслы. Получился такой, в общем, невозмутимый прохиндей с восковым жирком на щеках и противненькими тоненькими усиками. Марсианские глаза таким макаром не спрячешь, они всегда производят ВПЕЧАТЛЕНИЕ, однако роль не для Боуи. Ему нужно нечто, не стянутое сюртуком, какой-то простор такой... Ну, в общем, его приглашение на эту роль - банальный понт. Но понт хорошего тона.
Финал фильма с какого-то момента вполне ожидаем и кажется верхом справедливости, после всего, нами увиденного. Да будет так. Актерскому составу - мои самые низкие поклоны.
Кстати, вот что странно: я не могу назвать Йохансон (которая в этом фильме запомнилась исключительно сногсшибательными чулочками, и более ничем) и Бейла моими любимыми актерами, однако стараюсь смотреть по возможности все фильмы с их участием. Кристиан меня зацепил в "Эквилибриуме", Скарлетт - в "Трудностях перевода".
Общая оценка, как я уже сказала, 4+. Не 5, потому что есть некоторые логические погрешности (см. выше) и к разрешению противостояния приплетена магия - это уже часть аудитории выбита. Но погрешностей мало. Во всем остальном фильм произвел неизгладимое впечатление. Я бы сказала, что картина относится к разряду "тяжелых", то есть фанаты легких жанров гуляют лесом. Здесь жанр - магический детектив+драма. Любителям прекрасного, любителям поразмышлять, любителям вышеназванных актеров и викторианских интерьеров РЕКОМЕНДУЕТСЯ строжайше!
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote