• Авторизация


Особенности национального пиара. PRавдивая история Руси от Рюрика до Петра. 20-12-2010 08:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Владимир Мединский.
Младенец понятия не имеет о желудочном соке, перистальтике кишечника и о переваривании пищи. Но из этого совершенно не следует, что он не способен питаться. Младенец превосходнейшим образом всасывает и переваривает материнское молоко. Без всяких познаний в области анатомии и физиологии.
Точно так же давным-давно, как принято говорить, еще «на заре цивилизации», люди занимались пиаром. Занимались задолго до того, как вообще появилось это слово. И маркетингом они занимались. И бренды создавали. И политтехнологии у них были.
Судите сами. Что такое PR-технологии (пиар)?
Это – технология, которая позволяет формировать чужое мнение о нужном вам объекте, и через это – влиять на поведение людей в отношении этого объекта.
Вы подвергаетесь PR-воздействию постоянно: напрямую – через рекламу, косвенно – через СМИ, совсем косвенно – через других людей, так называемых «лидеров мнений». А также просто информированных посредников: друзей, коллег по работе, членов семьи.
Каждый ваш шаг, тем более каждая ваша покупка (а конечная цель любого пиарщика – всегда что-то вам продать, будь то сникерс или кандидат в депутаты) – есть результат сложного взаимодействия ваших собственных чувств, эмоций, и убеждений и чужих, вам навязанных. Проблема в том, что обычный человек никогда не разберется, где его «собственные» мысли, а где те, которые ему исподволь «впарили». Точнее, «впиарили».
Собственно, изначальных мыслей у человеческого существа и быть-то не может. (Разве что за исключением инстинкта любви к матери и, как говорят сейчас многие ученые, такого же инстинкта веры в божественное. НО это отдельная, сложная тема, выходящая за рамки нашего исследования). Поэтому любой из нас, наверное на 100% - продукт информационного воздействия общества.
Прямой интерес бизнес-корпорации – всучить вам как покупателю свой сникерс, памперс и прокладку в количестве, многократно превышающем ваши потребности, и за совершенно несусветные деньги.
Прямой интерес любой власти – заставить вас как избирателя и налогоплательщика вести себя так, как нужно ей, этой самой власти.
Притом в обоих случаях желательно, чтобы вы искренне полагали, будто ваше поведение – не есть нечто навязанное вам продавцом товара-услуги (бизнес- или властной корпорацией), а ваш собственный, свободный и (свят-свят!) демократический выбор.
Тогда вы будете хрумкать ваш сникерс и любить вашего президента еще с большим аппетитом, а значит – будете еще больше покупать и правильнее голосовать, вне зависимости от того, что на самом деле нужно вашему уму, сердцу и желудку.
Путин как-то назвал всю нашу страну корпорацией, а себя - ее менеджером. Надеюсь, это было сделано без всякой задней мысли. Просто так президент (на тот момент) с помощью своих советников и политтехнологов четко обозначил свою собственную роль – в частности, принцип сменяемости менеджеров. Но для чуткого уха пиарщика звучит, согласитесь, двусмысленно.
Между нами, я не верю (надеюсь, как и вы), что все так называемые экспромты Путина – это такие уж экспромты. Просто потому, что лично знаю авторов некоторых из них.
Но вернемся к истории.
Разве политические деятели прошлого не заботились о своем облике в глазах общества? Разве их не волновало, как выглядели акции власти для окружающих? И для населения своей страны, и для соседей?
В 1655 году патриарх Никон, читая в кремлевском Успенском соборе проповедь, вошел в обличительный раж. Он схватил икону и бросил ее об пол. Икона с треском раскололась. Даже в наше секулярное время такое обращение с иконой повергло бы в шок… А уж в XVII веке! Эффект получился сокрушительный. Народ буквально оцепенел.
Но ведь этого и хотел патриарх! Никон хотел заменить иконы западного письма византийскими. У кого-то его политика находила понимание, у кого-то - не очень. В целом население относилось к замене икон весьма безразлично. И Никон нашел гениально простой ход, чтобы привлечь к себе внимание буквально ВСЕХ.
Никон читал далеко не первую проповедь против новой иконописи. Разумеется, он прекрасно понимал, что, грохнув икону об пол, вызовет шок у собравшихся.
Никон полюбовался эффектом. Теперь в соборе царила буквально гробовая тишина…. Тогда Никон продолжал обличительную речь и стал одну за другой показывать иконы народу, а потом разбивать их об пол. Затем он предал анафеме тех, кто держит у себя иконы западного письма, а обломки и щепки распорядился сжечь.
Тут царь Алексей Михайлович, почувствовав, что патриарх со своим event show начинает перебирать, подошел и тихонько прошептал ему: «Нет, батюшка, не вели их жечь, а прикажи лучше зарыть в землю»… Ну, как бы похоронить по-человечески.
PR-технология Никона должна была «сработать» и на глубоко набожного государя Алексея Михайловича Тишайшего, и на «самую широкую общественность». И на какое-то время сработала! Ведь не раздался гром с неба, господь не вмешался, не уничтожил, даже не остановил охальника. Все это производило впечатление…
Патриарх Никон понятия не имел о том, что такое PR-технологии. Ему в голову не приходило, что через три века после него маркетинг станет учебным предметом и сферой деятельности множества людей.
Но именно PR он и занимался всю жизнь. Образно говоря, Никон провел десятки, если не сотни PR-кампаний. Эта активность сделала его, крестьянского сына, вторым человеком в России. А когда чутье ему отказало, несколько неудачных PR-проектов уничтожили его карьеру. Кстати, крах Никона начался с явного перебора с сокрушением икон…
И до него политические деятели на Руси много раз вели PR-кампании. Без использования PR-технологии не было бы ни крещения Руси, ни ее объединения, ни выигранных войн, ни переноса столицы в Москву, ни отражения монгольского нашествия. В общем, совершенно ничего.
Пропаганда. Слово, которое вернулось сегодня в политический лексикон, - а до этого лет15-20 было табуировано. Так провокационно мог называться клуб-ресторан или даже пиар-агентство, но политически и пресса избегали его как зачумленного.
Между тем пропаганда – просто технический термин, обозначающий часть пиар-технологий. В позднем СССР коммунисты так часто и бездумно его использовали, что для либеральной элиты 90-х само слово «пропаганда» стало неприятным символом прогнившего режима. Режим пал, пропаганда отправилась в опалу.
Но только само слово! Именно пропагандой вовсю занималась чубайсовско-гайдаровская верхушка, творя свои дела-делишки. А предвыборная кампания «Голосуй или проиграешь» по выборам Ельцина в 1996 году – чистый образчик самой разнузданной пропаганды, притом сшитой мастерски, со смаком, по лекалам самых знаменитых немецких кутюрье 30-х гг. XX века. И результат налицо – за несколько месяцев круглосуточного промывания мозгов избирателю рейтинг Ельцина вырос с 6-10 до почти 50%. А дальше вступили в дело технологии избиркомов, и при отсутствии в руководстве современной компартии Ленина и Троцкого взять власть коммунистам стало не по силам.
Искусство управления общественными коммуникациями существовало всегда, и русская история дает его превосходные образцы – от Владимира Мономаха до Иосифа Сталина. Интуитивные гении PR – государственные мужи, первые профессионалы PR-наемники (они появились еще в XII веке), классические избирательные кампании в Средние века с полным набором современных политтехнологий, оригинальный креатив – всего этого было вдоволь за нашу историю.
Изучая историю Руси IX – XVII веков, мы видим в ней великих правителей, великих воинов и великих пиарщиков. Они тогда и понятия не имели, что занимаются PR в чистом виде! Но, занимаясь информационными войнами, манипулируя внутренним общественным мнением и ведя сложную информационную интригу с внешними врагами – союзниками, переписывая летописи в угоду «текущему политическому моменту», давая «политзаказы» церковным идеологам, они создавали события и образы, которые до сих пор живут на страницах учебников.
ДВЕНАДЦАТЬ ВЕКОВ РУССКОЙ ПРОПАГАНДЫ. Неплохо звучит, а?
Историки, конечно, умели и умеют докапываться до истины. Они частенько знают об исторических личностях то, что и самим этим личностям хотелось бы забыть, как страшный сон.
Но объективная правда истории – это одно, а то, как мы видим и понимаем свою историю, - другое. Эта книга не о каких-то «правильных» фактах. Эта книга не о том, «как это было на самом деле». Эта книга о том, как использовались и подавались факты истории.
Герои этой книги – интуитивные гении PR. Талантливые агитаторы и пропагандисты. Искусство «управлять коммуникациями», манипулировать общественным мнением, убеждать, навязывать свою позицию, препарировать истину, представлять себя в самом выгодном свете, ненавязчиво очерняя политических конкурентов, - все это было частью их жизни. Их PR зачастую оказывался даже ярче собственно деяний. Они не знали мудрых современных терминов, но вели себя так, будто с отрочества штудировали case-studies от Берсона и Сэма Блэка.
Еще два-три века назад залогом попадания на страницы учебников истории было высокое происхождение. Но вот что интересно… Род князей-Рюриковичей правил Россией с 862 по 1598 год. Более 700 лет! За эти века историки насчитывают сотню Рюриковичей. А сколько из них вошли в те самые учебники? Скольких назовет современный старшеклассник?
История – место тесное. Остаться в ней дано лишь единицам из миллионов и миллионов когда-то живших. Для огромного большинства из тех, кому удалось остаться, уготовано лишь одно короткое упоминание в энциклопедии – не длиннее, чем надпись на могильной плите. И самое обидное – наверняка упоминание это будет прямым, глубоко субъективным и совершенно однозначным. Жил тогда-то. Был героем. Или злодеем.
После двух-трех прошедших столетий отсеивается все, что мешает основному факту. Добрые дела злодея. Злодейства героя. Все это считается несущественным, противоречащим основному имиджу исторического деяния. Так что тем, кто вознамерился в историю все-таки проникнуть, надо работать с имиджем при жизни!
А то, не дай бог, окажешься вписан в анналы совсем не той краской, на какую претендовал.
Мы расскажем не только об успехах. Это будет рассказ и о неудачниках, чьи PR-ошибки привели к краху всех их, нередко воистину великих, начинаний. Кого-то PR-ошибки вели к историческому забвению, а кого-то - и на плаху.
Многое в этой книге предстает в новом свете. Я сам был удивлен неожиданным открытиям. Здесь важен ракурс рассмотрения проблемы, а ракурс у нас уникальный. Ведь книжек по PR немало. Популярных книг по истории еще больше: читать предания седой старины у нас всегда любили и любят. А вот книги по PR в истории почему-то ни одной нет. Точнее, ни одной не было. Даже удивительно, что никому это не пришло в голову раньше.
Иногда я говорю в книге «мы», иногда – просто «я». Множественное число предписывает этика исследователя. Но когда я даю событиям и лицам свою личную оценку или когда обращаюсь к своему личному опыту, тут уж, извините, говорю от первого лица. По-другому не получается.
Первая книга об истории России как истории PR и пропаганды разбита на девять глав – девять столетий, каждое из которых предстает как сумма неких PR-акций. Начиная с совсем древнего IX века, момента зарождения государственности на Руси.
Да, вот что еще важно: эта книга представляет собой некоторую обработку лекционного материала для студентов факультета журналистики МГИМО МИД РФ, отделение «связь с общественностью».
Поэтому можно сказать, что она была написана очень давно. Создавалась малыми частями, начиная года с 1998-го. На протяжении 10 лет некоторые тексты выходили небольшими отрывками, в виде популярных очерков по PR и по истории в российской прессе и некоторых профессиональных изданиях. Затем, в несколько урезанном и академическом виде, часть текстов появилась в книге «Негодяи и гении PR: от Рюрика до Ивана III Грозного». Появление «Негодяев и гением», книги, которая больше была пособием для студентов-пиарщиков вузов, вызвала немало дискуссий в интернете, сильно позабавивших автора. (далее пропущено несколько абзацев текста)
Проходит век за веком, меняются «общественно-экономические формации», стираются границы, семимильными шагами идет технический прогресс, но, к сожалению или к счастью, человеческая природа совершенно не меняется.
Страсти, пороки, интриги – все как пятьсот и тысячу лет назад. Те же амбиции, алчность и тщеславие, те же суета, сребролюбие и лживость власть имущих. И тут же (и зачастую – у тех же самых людей) – величие духа. Упорство в достижении цели. Величайшее трудолюбие. Несгибаемая воля. И жажда познания. Вот что и тогда, и сегодня выделяло этих властолюбцев, этих гениальных интуитивных пиарщиков из толпы, оставляло их имена в истории. В любом случае, если вы углядели какие-то слишком очевидные параллели с сегодняшним днем, то, как говорится в художественных романах: «все совпадения совершенно случайны».
Правда, есть одно немаловажное отличие книги, которую вы сейчас держите в руках, от беллетристики.
В НЕЙ НА САМОМ ДЕЛЕ НЕТ НИ ОДНОГО ВЫМЫШЛЕННОГО ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИЦА»
Вот так. Читайте. Думайте. Сопоставляйте.
Библиотечка PR-терминов
PR-технологии – это технологии (обычно - информационные, иногда – организационные), которые позволяют потребителю формировать общее мнение о компании, ее продукции или услугах.
В политике это технологии, формирующие общественное мнение о государственном или общественном деятеле, его политике, эпохе или о государственном учреждении.
С помощью PR-технологий можно беса представить ангелом, и наоборот. Когда Петру I Алексеевичу приписывается почти все, что делал (или начинал делать) не сам он, а его отец Алексей Михайлович, - это пример хорошего пиара Петра I. А вот что мы почти ничего не знаем о достижениях самого Алексея Михайловича и легко позволяем их приписывать сыну – пример как раз скверного пиара «Тишайшего».
Иногда выделяют еще «постпиар»: то мнение, которое создается уже после смерти политика как субъекта PR, остается после проведенной им пиар-кампании. По сути «постпиар» - результат новых информационных кампаний, «перекройки и перелицовки» сложившегося имиджа, а иногда и принципиально новое его построение. Например, «реформы Петра I» восхваляли большей частью уже его преемники и потомки, решая собственные политические задачи. А созданные во время этой кампании стереотипы живут до сих пор.
Постпиар – явление непростое. Я бы сказал так: это сумма совершенных для достижения требуемого результата PR-действий, которые продолжают оказывать свое влияние и после того, как сам результат был реализован и в силу этого утратил актуальность. Примерно так.
Имидж – образ, формируемый с помощью PR-технологии. Имидж есть у товаров, компаний, направлений в политике и у самих государственных деятелей.
Имидж может быть положительным и отрицательным. Ярослав Мудрый – явно положительный имидж. Малюта Скуратов – точно наоборот.
Месседж – изначальная идея, которую предстоит вбить в голову населению – покупателям. Если месседж «материализуется», овладевая сознанием масс, он превращается в страшную силу.
Ивент-менеджмент (special PR-event management) – управление событием или действием, которое было специально организовано исключительно ради пиара. Для политики как таковой оно (само событие) может быть вообще не нужно, а вот саморекламы – очень полезно.
В бизнесе это может быть празднование 10-летия компании («мы уже десять лет на рынке!»). В политике – празднование 300-летия Дома Романовых в 1913 году или 50-летия Советской власти в 1967-м.
Ивент-менеджментом была пронизана и женитьба Ивана III Грозного на племяннице последнего императора Византии Софье Палеолог. Политический союз – никакой, потому что в 1453 году Византийская империя окончательно пала под кривыми саблями турок. Согласитесь, что ни помощи войсками, ни дипломатической поддержки от покойной империи уже было не получить. «Зато» Московия приобрела некую полувиртуальную преемственность от Византии. Право пиарить себя как преемника Второго Рима, как новую столицу православного мира.
Бренд. В экономической жизни – это специально разработанная торговая марка, с помощью которой фирма (товар) становится более узнаваемой. Примеры таких марок бесчисленны – «Кока-кола», «Роллс-Ройс», «Газпром».
В жизни народов и государств брендом может считаться название, знамя, герб государства или династии. Российская империя. Двуглавый орел. Шапка Мономаха. Все это примеры политических брендов.
Брендом является и само «прозвище» политика. Иван Грозный. Петр Великий. Пипин Короткий. Ричард Львиное Сердце. Список можно продолжать до бесконечности.
От правильно подобранного торгового бренда зависит развитие бизнеса.
От хорошего политического бренда может зависеть жизнь народов и государств.
Тренд – актуальное направление, тенденция развития на ближайший период. Трендом в политике может быть процесс распада или, наоборот, укрепления государства. В 1993 году трендом был тезис «берите суверенитета, кто сколько сможет». Во время феодальной раздробленности XI – XIII веков действовал похожий тренд. В 2000-е гг. трендом стало укрепление государственности. В XIV-XV веках основным трендом тоже стало укрепление Руси как централизованного государства.
Слоган – короткое выражение, фраза, отражающая суть действия, кампании, политики. «Летайте самолетами Аэрофлота!», «Вся власть Советам!», «Экономика должна быть экономикой!», «Иду на вы!», «Москва – Третий Рим».
Оболганный народ.
IX век – век для всей русской истории – наиважнейший. 862 год – дата воцарения Рюрика в Новгороде. 882 – год захвата Олегом Киева, объединение Новгородской и Киевской Руси. Эпоха появления Древнерусского государства на арене мировой истории. Начало отсчета русской государственности. Начало династии Рюрика, которая будет сидеть на престоле почти 750 (!) лет – до 1598 года. Зарождается русский народ. Появляется само его имя.
Разумеется, такие важные события никак невозможно не пиарить. Для политиков и государственных деятелей начало народа, его имя и название – важнейшие основания для далеко идущих выводов. Причем для самых разных, самых невероятных выводов IX век - это раздолье!
Потому что исторических источников о Руси IX века почти нет. Все данные этих источников, относящихся непосредственно к Руси этого столетия, можно изложить на двух или трех страницах.
Думаете, можно взять русские летописи и там все прочитать?! Ничего подобного. Во-первых, самая древняя из русских летописей, «Повесть временных лет», написана вовсе не в IX веке, а в XII. Мы знаем о событиях IX века не от современников, а от тех, кто жил на Руси через 2-3 века. Расстояние такое же, как от нас до Петра I.
От самого же IX века осталось до обидного мало. На русском ничего нет, что и неудивительно: изобретение славянской письменности датируется 863 годом, когда византийские монахи Кирилл и Мефодий создали кириллицу.
***
Во-вторых, «Повесть временных лет» разными «соавторами» много раз переписывалась и изменялась. Считается, что написана она ученым монахом Нестором… Но и насчет самого Нестора все недостоверно. Одни ученые считают, что такой человек и правда был. Другие – что под именем Нестора скрывается несколько монахов, да еще и живших в разное время.
А главное, повторюсь, - «Повесть временных лет» несколько раз основательно переписывалась. И с целями самыми что ни на есть пиаровскими: изначальные события русской истории каждый князь хотел отразить так, чтобы восславить, оправдать самого себя, опираясь на исторические параллели, и утвердить проводимую им политику. Если параллелей не хватало, их смело добавляли.
Вся начальная часть «Повести временных лет» была коренным образом изменена под чутким руководством князя Мстислава – сына Владимира Мономаха.
Все русские летописи, включая «Повесть временных лет», являются сводами, основанными на различных письменных и устных источниках. И очень многое в них было переделано на злобу того дня..
В-третьих, в русских летописях представлена вовсе не одна версия начала русской истории.
Наивно представлять себе Нестора, эдакого мудрого старца с внешностью Серого мага Гэндальфа, как воплощение в едином лице всего Института российской истории РАН. Сидел он в келье, царапал себе гусиным пером по пергаменту «Повесть временных лет», и что ни слово, то правда. В древних летописях соседствуют:
Три совершенно разных упоминания о варягах;
Минимум две разные версии об этнической природе Руси;
Несколько версий о крещении Владимира;
Несколько версий того, кто такой был князь Кий;
Три версии жизни Ярослава Мудрого…
Ну и так далее.
Иногда в летописях пишут просто поразительные вещи. Например, о том, что часть дружины Рюрика имела вид «зело преудивительный»: не носила штанов. По мнению части историков, Рюрик некоторое время обитал в Англии. Там в его дружину вступали местные парни, дружинники женились на местных и брали с собой родившихся от них взрослых сыновей…
Тогда в Англии еще действовали римские обычаи и господствовали римские моды. Мужчины носили длинные рубашки-туники, но не носили штанов. И в наше время ведь шотландцы носят килты – особые мужские «юбки». Для шотландца сразу очевидно, надел человек килт, или перепутал, стащил у жены деталь дамского туалета, или просто перепоясался клетчатым пледом со своей тахты. Ну а мы можем и перепутать. Так и предки были изумлены внешним обликом этой части дружины. Их удивление описано в одних летописях, но в других об этом - ни полслова. Хочешь – используй, хочешь – нет.
Можно, конечно, использовать летописи соседей Руси. Есть кое-что у арабов. Есть у византийцев. Есть запись о посольстве народа рус (**) в достойных доверия «Бертинских анналах» - хронике, которая велась на латыни при дворе императора франков…
Но и это все – не подлинные документы того времени. Это восстановление в более позднее время копии документов. С комментариями более поздних времен…. Вот он, важнейший момент: почти нет подлинных документов.
Ситуация для историка провальная. Для пиарщика напротив – самая замечательная. Можно «толкать» почти любые, в том числе самые бредовые идеи о происхождении Руси и русского народа. Документов-то нет! А немногое, что есть, можно осмысливать и подавать в русле любой удобной (или полезной для кого-то) пиар-концепции.
Профессиональные историки тоже выступают не столько в роли ученых, сколько в роли пиарщиков: и в летописях, и в суждениях историков содержатся не столько факты, сколько версии, мнения, комментарии… То есть пиар.
На первый взгляд даже обидно – у других наций с выходом на историческую сцену все более-менее ясно, а у нас до сих пор все окутано густыми клубами враждебного PR.
Но и эти клубы можно увидеть, как нечто положительное. До появления на исторической арене других народов просто никому нет дела. А вот появление Руси и русских волнует множество разных людей в разных странах. Видимо, мы все же кого-то задеваем, кому-то мешаем жить. «Приходится» нас «опускать» разными способами. В точности так, как в наше время Америка «мочит» своих геополитических конкурентов. Враждебный пиар – это почти комплимент. Тот, кто не опасен, того и не трогают.
И еще одно очень важное обстоятельство. При выяснении того, кому именно принадлежит изначальное право на колоссальные территории и неисчислимые природные богатства, все историки неизбежно становятся не столько учеными, сколько «бойцами идеологического фронта». Ибо на кону стоят не просто раскопанные черепки, бронзовые наконечники копий да берестяные грамотки, а колоссальные ценности и большие… очень большие деньги. А где деньги и платежеспособные заказчики, там сразу же подвизаются и пиарщики.
Чья это территория? Кто здесь жил? Как назывались жившие здесь народы? Какое отношение к ним имеют современные жители? Все это не только и не столько академические вопросы, сколько политические. Причем остро политические!
Ни об одном народе не существует столько негативных мифов, как о русском.
Это было справедливо отмечено еще Екатериной Великой: «Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепости и клеветы, как народ русский». Как они возникали, эти лживые нелепости, кому и зачем нужны – вопрос далеко не праздный. Об этих мифах, использовав в качестве эпиграфа слова русской императрицы и урожденной немки, я написал несколько книг под общим заголовком «Мифы о России». Буду рад, если читатель возьмет в руки и одну их.
В этой книге я пишу не о мифах, а о пиаре в Древней Руси. И шире – о политическом искусстве в русские Средние века. Но и в ней придется иметь в виду огромное количество негативных мифов, окутывающих Русь. Специалисты по PR хорошо знают, что такое «пущен слух» или «складывается мнение».
Обыватель, да и специалист, пусть даже профессор и доктор исторических наук, могут не вникать в это. Но мы-то, профессионалы, должны понимать, кто и зачем дает истории страны и народа именно такое освещение. И каждому такому «йаду» пиарщик должен уметь найти точное противоядие.
Если мы хотим жить в своей России, быть хозяевами ее природных богатств и продолжать свою историю – нам необходимо свою историю не только по-настоящему знать, но и хорошо, грамотно пиарить.
Вот что надо иметь в виду, занимаясь историей Руси IX века: все «истории» о зарождении русского народа и русского государства – сфера не столько исторической науки, сколько идеологической борьбы, пропаганды, а тем самым – и Большого PR. Это неизбежно, потому что идет не академическая дискуссия, а спор о судьбе нашей страны, о начале этой судьбы. И в этом отношении все историки – от немецких норманистов, Ломоносова, Карамзина, Ключевского до Рыбакова, Пайпса и т.п. – неизбежно становятся «бойцами идеологического фронта».
И нас в нашей книге историческая истина интересует в меньшей степени, поскольку мы пишем не историю, а историю PR.

Джордж Сорос и ЦК КПСС отдыхают.

История русского PR в IX столетии – это история о том, как препарировалась история. Причем в разные времена совсем разные истины казались престижными и вызывающими уважение.
Спросите себя: кто был основателем русского государства? Варяги? Кто был первым князем? Рюрик? Это не так. Но, во-первых, если вы так думаете, значит, старые PR-концепции по-прежнему работают. И воздействуют на Вас, уважаемый и дорогой читатель.
А во-вторых, некоторым нашим предкам казалось очень престижным иметь правителя издалека. Не только князя издалека… даже жену взять издалека было престижно. Многие специалисты считают, что само слово «невеста» лексически означает – «невесть откуда взятая». Чем из большей дали привез жених невесту – тем он более лихой и смелый, тем больше ему чести. Так и с князем. Сочиняя истории об иноземном происхождении князей, предки создавали важную для себя, возвышающую легенду.
В этом наши летописи не оригинальны: многие народы Средневековья приглашали князей из-за моря и гордились, что их правящая династия – издалека. Иногда это при водило к настоящей национальной катастрофе.
Например, бритты прямо попросили племя саксов… «Британия, некогда еще императором Веспасианом введенная в число провинций, находившихся длительный период с пользой для себя под покровительством римлян, стала терпеть опустошения со стороны соседних народов, - пишет хронист. – И вот, когда распространилась молва о победоносных деяниях саксов, жители Британии послали к ним смиренное посольство с просьбой о помощи. «Благородные саксы, несчастные бритты, изнуренные постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стесненные, прослышав о славных победах, которые одержаны вами, послали нас к вас с просьбой не оставить без помощи. Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, бритты готовы вручить вашей власти. Мы ищем убежища под крылом вашей доблести. Какую бы повинность вы ни возложили на нас, мы будем охотно ее нести».

Красиво? Еще красивее, чем в «Повести временных лет».
Саксы ответили возвышенно и благородно: «Знайте, что саксы - верные друзья бриттов и всегда будут с ними, в равной мере и в их беде, и в их удачах».
Войско саксов прибыло в Британию и легко освободило страну от нападавших на нее племен пиктов и скоттов.
«Но когда предводители войска увидели, что земля эта обширна и плодородна, но жители ленивы в деле ведения войны, а большая часть саксов не имеет прочных мест для поселения, тогда они отозвали большую часть войска и заключили мир со скоттами и пиктами. И сообща с последними, выступив против бриттов, изгнали их из страны, а самую страну подчинили своей власти. И так как остров этот расположен в некоем углу моря, то и по сей день они называются англосаксами».
Вот так в результате цивилизованного предательства и демократического разбоя родилась англосаксонская цивилизация, давшая миру и Британию, и Соединенные Штаты. Родина демократии и самоорганизации гражданского общества! Сколь печальны страницы твоей всегда «демократической» истории…
Правь, Британия!
Каждый раз, когда я слышу о генетическом отсутствии политической культуры у русских или нашем патологическом неумении самостоятельно навести порядок в России, я вспоминаю эту старинную саксонскую хронику. Как там у нас насчет Британии?
По крайней мере, в нашем случае призвание иноземцев (если, конечно, было призвание) произошло без такого рода ужасов…. Может, мы были слишком дикие?
Хотя, скорее всего, дело не в этом. Летописи пишут не только о призвании варягов, но и о древнерусских князьях, правивших на Руси ДО Рюрика…
В частности, рассказывается про славянского князя Кия, князя Щека, Хорива и сестру Лыбедь. Было это еще в V- VI веках. Укрепленный город князя Кия назывался Киев.. Первая столица Руси.
Тут нужно сказать, что для предков время шло не так, как для нас.
Это сейчас после пустейшей вечеринки в интернет выкладывается с полсотни снимков ( и еще пять сотен остается в памяти ноутбука). А тогда люди были экономнее. Фотошопа не существовало, а пергамент был дорог – и вместо целого города на полях книги рисовалась одна башня. Если же появлялся всадник, то читателю было понятно, что изображено войско.
Поэтому в летописи пятисотлетний период создания Русского государства вполне могли заменить правлением одного князя. Так сказать, слепить ОДНОГО князя, воплощавшего целую историческую эпоху, из МНОГИХ , объединенных под ОДНИМ именем. Того самого Рюрика, которого новгородцы пригласили на работу в качестве директора местного ЧОПа. И который, кстати, сам лично даже никогда не было в Киеве.
Про ЧОП упомянули мы не случайно: торговый город Новгород, в сущности, тогда был большим и богатым рынком, который без охранников превращается в большой бардак.
В общем, Кий, Щек и Хорив ( а также все представители их династии, «сжатые» под этими именами) жили задолго до Рюрика, и никак не могли быть современниками Рюрика и Олега. Это все равно как если бы император Петр I для своего нелюбимого москвичами памятника самолично позировал Церетели.
НО хитрый летописец «зато» красиво показал, как якобы вместо старой славянской династии – Кия, воцаряется новая династия Рюрика. Предков совершенно не волновало, что Рюрик – иноземного происхождения и что его потомки «извели» прежнюю славянскую династию. Им было важно показать, что предки были сильные и воинственные, захватывали Константинополь-Царьград и при Кие, и при Олеге.
Провал во времени? Пиар? Несомненно пиар! Летопись рассказывает то, чего быть никак не могло. Но мы до сих пор слушаем и верим. Мощнейший пиарный ход, по всем правилам искусства. Никакому Соросу не угнаться. Весь Идеологический отдел ЦК отдыхает.
Пиар Древней Руси.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Особенности национального пиара. PRавдивая история Руси от Рюрика до Петра. | Аллада - Мышкина свалка | Лента друзей Аллада / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»