Первые прототипы BMW, способные функционировать на жидком водороде, появились еще в 1979 году. А вообще баварский концерн создал пять поколений автомобилей, питающихся альтернативными видами топлива. Не отстают от него и другие известные производители.
На автосалоне во Франкфурте-на-Майне нынешнего года BMW представил модель 750hL (в кузове Е66) с 12-цилиндровым V-образным двигателем рабочим объемом 6 л, работающим на водороде и бензине. Он развивает номинальную мощность 231 л.с. при 5500 об/мин и максимальный крутящий момент 337 Нм при 2300 об/мин. Конечно, подобные характеристики несколько уступают бензиновому собрату, но не это главное. BMW первым в мире указал техническое решение, сводящее на нет вероятность преждевременного воспламенения водорода на такте впуска в четырехтактных двигателях. Жидкий водород теперь не поступает в цилиндры после открытия впускного клапана, как это было на прототипах предыдущих поколений, а впрыскивается прямо в камеру сгорания непосредственно перед подачей искры. Поэтому, по словам руководителя проекта доктора Берхарда Гесселя, технологии, опробованные на этом моторе, позволяют уже сегодня построить серийный водородный силовой агрегат. Причем в BMW подсчитали, что, если хотя бы один из каждых десяти автомобилей, эксплуатирующихся в Германии, перейдет на водород, выброс углекислого газа в атмосферу снизится до 17 млн. тонн в год.
Когда же потенциал водорода станет востребованным? Ответ очевиден – как только будет образована соответствующая водородная инфраструктура.
Кто может повлиять на быстрейшее ее создание? Уж, конечно, не крупные нефтяные корпорации, могущество которых зиждется на добыче и переработке нефти. Они точно не заинтересованы в том, чтобы у нефти, по крайней мере сейчас, появился серьезный энергетический конкурент. Концерн BMW считает, что поддержку можно ожидать только со стороны общественности, так как водородное топливо предлагает решение экологических проблем. Словом, нужна пропаганда, и в этой связи BMW приступил к реализации специальной программы, обращенной к населению промышленно развитых стран.
Концерном разработаны материалы, в том числе на цифровых носителях, которые рассылаются по школам, техническим училищам и институтам. Подготовлены пособия даже для начальной школы, доступно объясняющие сущность и преимущество водородных технологий. Информация излагается не только на основных мировых, но и на китайском языке, потому что BMW считает Китай рынком будущего. Кроме этого, с мая 2003 года в транспортном центре Немецкого музея начала работу экспозиция по водородному топливу. На 400 квадратных метрах размещены макеты предприятий по добыче водорода, его хранению и транспортировке, заправочной станции будущего. В экспозиции представлены водородный двигатель, бак для сжиженного водорода, магистрали, выхлопная система. Среди экспонатов есть топливные элементы, которые, по мнению BMW, уже в настоящее время могут использоваться вместо генераторов для выработки электричества на борту машины, а в будущем и вовсе стать главным источником энергии для транспортного средства. Не хватает только действующего водородного автомобиля, но BMW обещает, что он будет представлен, как только завершатся эксплуатационные испытания.
[показать]