• Авторизация


О высшем образовании 22-01-2005 17:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вот парадокс: детей в России с каждым годом рождается все меньше, а студентов становится все больше. Их уже намного больше, чем во времена Советского Союза. Причин, вероятно, несколько, - от роста числа вузов, в основном коммерческих, до желания получить отсрочку от армии.
Плохо это или хорошо? С одной стороны, безусловно, плохо. Обесценивается само понятие высшего образования, поскольку теперь его получает, чуть ли не каждый выпускник школы и часто это происходит в коммерческих вузах, где нет ни должной базы, ни постоянного преподавательского состава. Педагогики приходят, читают лекции и спешат на работу в свой основной вуз. Для них это халтура, возможность срубить дополнительные деньги. Администрация такого вуза преследуют свои определенные цели, схожие с целями преподавателей, - срубить денег, только уже со студентов. Ни к чему хорошему такой принцип работы обычно не приводит. Требования к учащимся заниженные, лишь бы вовремя оплачивали учебу. Я не стану утверждать, что такой подход существует в каждом коммерческом учебном заведении, но во многих он присутствует, несомненно. Поэтому я скептически отношусь к различным коммерческим вузам.


К несчастью, государственные университеты, с богатой технической, научной и кадровой базой теперь тоже грешат материальными отношениями. Причем, если в коммерческом вузе поборы существуют, чуть ли не официально, то здесь процветают подарки и взятки. Ярким отрицательным примером для меня в этом плане служит один волгоградский технический вуз, где деньги и бутылки со спиртным студенты раздают направо и налево. Причем есть такая закономерность, чем менее престижен факультет, тем больше на нем берут взяток.
Не редкость, когда на зачет скидываются всей группой, бывают случаи, что преподаватель просит сам что-нибудь у студентов, к примеру, купить ему микроволновую печь, иначе выше троек вообще никто не получит. Есть еще одни вариант коллективной взятки, происходящий в отдаленном корпусе: студенты накрывают столы в аудитории и гуляют вместе с преподавателями, а под конец пьянки они собирают зачетки, чтобы в них расписаться. Впрочем, существует и узаконенный вариант взятки, когда деньги идут не в карман преподавателю, а в бухгалтерию университета. Называется этот метод дополнительными курсами для отстающих; естественно, платные. Но вся прелесть в том, что по их окончанию студент автоматически получает положительную оценку, и часто случается, что всем безразлично, посещал он эти курсы или прогуливал.
Уверен, что похожая ситуация сложилась во многих государственных вузах. Бывает, что студенты вообще появляются только к сессии, покупают все экзамены оптом и отправляются работать до следующей сессии. Не для кого не секрет, что диплом практически любого вуза страны можно купить и не подделку, а на настоящей госзнаковской бумаге и с официальными печатями.
Вместе со студентами дневного отделения, увеличивается количество людей обучающихся по заочной и очно-заочной форме. На счет такого вида обучения я тоже полон скептицизма. Заочники получают информацию в сжатом виде и большом объеме, переваривают ее кое-как и тут же сдают зачеты и экзамены по пройденному материалу. К заочникам у преподавателей отношение более снисходительное, уж не знаю чем, это вызвано. Заочное обучение, по сравнению с дневной формой более ущербная, неполная вещь. "Галопом по Европам". Ведь не зря же, даже не по всем специальностям обучают заочно. Заочный хирург, забавно звучит, не правда ли? Вот только совсем не до забав будет, когда такой резать тебя начнет. У нас в университете категорически не желают готовить психологов заочно. И это правильно.

Все вышеназванное дискредитирует высшее образование, оно теряет былую ценность, становится обыденностью. Если лет 20-30 назад человек с высшим образованием как-то выделялся в общей массе, "иш образованные, с портфелями тут ходют", то сегодня законченный вуз – это норма, то, что есть очень за плечами у многих и скоро будет у еще большего числа людей. Высшее образование превращается постепенно в базовый параметр, как раньше законченная десятилетка. Разница лишь в престижности того или иного университета.
При такой ситуации, если подходить к образованию, как получению определенной профессии, наши вузы работают вхолостую, потому что часть выпускников не идут трудиться по специальности из-за невостребованости новых кадров (ну не нужно столько юристов и экономистов на рынке труда), другие востребованы (учителя), но бюджетная зарплата вчерашних студентов никак не устраивает.
Пару месяцев назад министр образования заявил, что России не требуется столько людей с высшем образованием. Их уже переизбыток, а кто-то должен и у станка стоять и в поле работать. Похоже, все идет к тому, что количество бюджетных мест в государственных вузах будет сокращаться.
Совсем иной подход в Японии. Там, наоборот стремятся к всеобщему высшему образованию.
Японский вариант мне более симпатичен, поскольку я склонен рассматривать обучение в вузе не столько как приобретение определенной специальности, а получение общей базы знаний, а также умения рассуждать и анализировать.
Все остальное необходимое для работы специалист добирает практической работой. То, что дают в вузе, зачастую далеко от реалий, хотя бы потому, что программы обучения составляются на 5 лет вперед. 6-8 месяцев практики вполне могут заменить пятилетнее обучение в университете, с точки зрения получения необходимых знаний и навыков для работы. Все это конечно, в большей степени относится к гуманитарным специальностям, с медиками и техническими профессиями несколько сложнее, теоретические знания им более необходимы. Но и у технарей получается, что на практике непосредственно пригодятся лишь процентов 20-25 из тех сведений, что они получают в университете. Как не парадоксально, но разрыв между теорией и практикой в технических вузах даже больше, чем в гуманитарных, потому что первые два курса у них совсем нет общепрофессиональных предметов, в том время как у гуманитариев такие дисциплины преподаются с первого семестра. (Впрочем, я не берусь утверждать, что такой расклад во всех вузах страны.)

Двумя абзацами выше я написал, что высшее образование превращается постепенно в базовый параметр. Однако человек вполне может обойтись и без этого базового параметра, заменив его самообразованием. Опыт работы сейчас, как мне кажется, ценится больше, чем просто корочка о высшем образовании. По крайней мере, работодатель точно предпочтет кандидата с опытом работы, но без высшего образования, нежели выпускника вуза ни дня не работавшего по специальности. Важно, что ты уже умеешь делать, а не то, какими теоретическими знаниями обладаешь. Тут примечательным для меня примером служит Александр Плющев, у которого нет высшего образования и это не мешает ему работать на радиостанции Эхо Москвы и быть главным редактором www.lenta.ru . Но опять же, не для всех профессий это актуально, в тех же государственных учреждениях с тобой и разговаривать не станут, если у тебя нет диплома, каким бы хорошим специалистом не был.
Получается следующее: для широко распространенных ныне менеджеров, журналистов, торговых представителей, дизайнеров, пиарщиков и т.д. диплом хотя и желателен, но не столь важен, здесь более ценен опыт работы. Врачи, учителя, инженеры без диплома вообще не будут допущены к работе.

Немного хочу сказать и об оценках, что проставлены в приложении к диплому. Удивительно, но на них вообще почти никто не обращает внимание. Сколько я не общался с менеджерами потенциальных работодателей, никого не интересовало, какие баллы выставлены за ту или иную дисциплину и вообще красный диплом у меня или синий. Их интересует наличие-отсутствие высшего образования, вуз, специальность и опыт работы. Первое и последнее в особенности.
Те из моих однокурсников, кто все же трудится по специальности в гос. учреждениях были приняты по 8 или 9 разряду (разница в оплате труда) в зависимости от того, ставка с каким разрядом была предусмотрена в штатном расписании, не смотря на диплом с отличием или с тройками. Хотя, в то время, как мы учились, преподаватели говорили, что именно от диплома с отличием будет завесить разница по какому именно разряду 8 или 9 пойдет работать выпускник.


И все же высшее образование – это та база, от которой можно отталкиваться в дальнейшем, если конечно, это было не формальное получение корочки и пятилетнее сидение на лавке с игрушкой из недр сотового телефона.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (20):
Lo-Real 22-01-2005-19:39 удалить
Я не буду комментировать взятничество в добротных ВУЗах. Что касается частных, коммреческих, то ведь и в Америке полно мелких коледжей где дают ту же первую степень, что и в Стенфорде. Только там еще существует официальный рейтинг ВУЗов, и каждому понятно какой диплом чего стоит. Если людям надо "корочку" или поучиться "для себя", то он идет в ВУЗ попроще, а если хочет продвигаться в карьере, то в известный.
count 22-01-2005-20:42 удалить
Исходное сообщение Lo-Real: Я не буду комментировать взятничество в добротных ВУЗах. Что касается частных, коммреческих, то ведь и в Америке полно мелких коледжей где дают ту же первую степень, что и в Стенфорде. Только там еще существует официальный рейтинг ВУЗов, и каждому понятно какой диплом чего стоит. Если людям надо "корочку" или поучиться "для себя", то он идет в ВУЗ попроще, а если хочет продвигаться в карьере, то в известный.


Подожди, а причем здесь колледжи и университеты в США? У них совсем другая система, все их вузы можно назвать коммерческими. У нас же абсолютное большинство коммерческих вузов слабее государственных.

Кстати, и в России существует рейтинг вузов, только он не так широко известен.

LI 3.9.25
Lo-Real 22-01-2005-21:43 удалить
Я о том, что там тоже есть ВУЗы слабее и силнее (да, там они не различаются по коммерческой направленности), но сушествуют рейтинги, согласно которым каждый знает какой диплом чего стоит (по качеству).
count 22-01-2005-21:56 удалить
Исходное сообщение Lo-Real: Я о том, что там тоже есть ВУЗы слабее и силнее (да, там они не различаются по коммерческой направленности), но сушествуют рейтинги, согласно которым каждый знает какой диплом чего стоит (по качеству).


Ну да, везде есть вузы сильнее, слабее. Только вот у нас определябт качество диплома больше "на глазок", по общественному мнению.
На рейтинг никто не смотрит.

LI 3.9.25
Lo-Real 22-01-2005-22:05 удалить
Да, а там сами вузы за этим очень следят!
В начале девяностых в России проводили какие-то лицензирования, на их основе пытались делать рейтинги, но как-то это нигде не публиковалось и в моду не вошло. Зхаль.
count 22-01-2005-23:14 удалить
Исходное сообщение Lo-Real: Да, а там сами вузы за этим очень следят!
В начале девяностых в России проводили какие-то лицензирования, на их основе пытались делать рейтинги, но как-то это нигде не публиковалось и в моду не вошло. Зхаль.


Ну лицензию имеет каждый вуз. И каждые пять что ли лет после проверки ее продляют, или не продляют.
А рейтинги составляют ежегодно, причем есть рейтинг по медуниверситетам, техническим вузам, педуниверситететов и т.д., но действительно как-то широким массам они не доступны... Хотя на сайте министерства образования должны висеть.

LI 3.9.25
Lo-Real 23-01-2005-00:30 удалить
Насколько мне известно из непроверенных источников, бывает так, что человек приезжает за границу, подает диплом на подтверждение, а в минпросе заграничном смотрят в специальные реестры, где большинства российских коммерческих вузов- скороспелок просто нет...
count 23-01-2005-00:49 удалить
Исходное сообщение Lo-Real: Насколько мне известно из непроверенных источников, бывает так, что человек приезжает за границу, подает диплом на подтверждение, а в минпросе заграничном смотрят в специальные реестры, где большинства российских коммерческих вузов- скороспелок просто нет...


Ну да, бывает. Поработает-поработает и прикроется. :)

Я вот тут кстати, рейтинг вузов за 2004 нашел http://www.eed.ru/ratings/index.html

LI 3.9.25
Lo-Real 23-01-2005-01:04 удалить
Спасибо за ссылку!
ValeZ 23-01-2005-09:26 удалить
и главный вопрос - можно ли сделать что-нибудь для изменения сей ситуации, кроме отмены отсрочек))

LI 3.9.25
count 23-01-2005-13:52 удалить
Исходное сообщение ValeZ: и главный вопрос - можно ли сделать что-нибудь для изменения сей ситуации, кроме отмены отсрочек))


Это, конечно, сложный вопрос )
Можно все же. Повышать зарплату педагогам, жестче контролировать коммерческие вузы, ЕГФ - вроде то же к месту. Пересматривать учебные программы в сторону увелечения практиконаправленных предметов, удаление ненужных... Все это конечно непросто и не сразу.

LI 3.9.25
Леди_Shade 25-01-2005-03:19 удалить
То, что у тебя упоминается мягкой такой фразой-цитатой министра образования сейчас на самом деле преобретает всё более острые формы. Специалистами престижных профессий рынок труда переполнен. А вузы каждый год всё штампуют и штампуют экономистов, юристов, менеджеров.. и только некоторые потихоньку задумываются о сокращении количества мест на этих факультетах. Из так называемых престижных специальностей безусловно оправдывают себя, наверное, только специальности, связанные с информационными технологиями, вот уж кто востребован. При этом существует острый дефицит специалистов рабочих профессий. Это всевозмодные наладчики, механики, строители, слесаря, технические работники... Причём предложение и средняя оплата труда по таким специальностям гораздо выше.
Тут должно учитываться такое понятие как 'престиж рабочей профессии'. И выход из ситуации в том, чтобы этот престиж повышать. Причём всеми возможными путями и на государственном уровне. В нашей стране высшее образование уже считается необходимой черточкой в биографии. Это неприлично - не иметь его. А это неверно. Например, в Канаде последние десять лет успешно реализуется комплекс мероприятий, целью которых ка краз и является повышение престижа рабочих профессий в глазах студентов, абитуриентов, их родителей, доказательство того, что диплом о ВО - не самоцель. Это, между прочим, даёт заметные результаты.
Да, согласна, что высшее образование - в первую очередь база, общий уровень, возможность двигаться дальше. Но посуди сам, все ли нынешние студенты вообще понимают значение этих слов? даже не бОльшая часть... Я уже с головой насмотрелась на толпы родители-сказазли-пойдёшь-учиться-и-вообще-чтобы-в-армию-не-забрали. Думаю, без университета, они бы не слишком потеряли в своём культурном уровне... С девушками то же - институт благородных девиц. Закончив вуз, половину уходят в декрет и не работают совсем, другая половина - не работает по специальности.
count 25-01-2005-10:29 удалить
Исходное сообщение Леди_Shade: То, что у тебя упоминается мягкой такой фразой-цитатой министра образования сейчас на самом деле преобретает всё более острые формы. Специалистами престижных профессий рынок труда переполнен. А вузы каждый год всё штампуют и штампуют экономистов, юристов, менеджеров.. и только некоторые потихоньку задумываются о сокращении количества мест на этих факультетах. Из так называемых престижных специальностей безусловно оправдывают себя, наверное, только специальности, связанные с информационными технологиями, вот уж кто востребован. При этом существует острый дефицит специалистов рабочих профессий. Это всевозмодные наладчики, механики, строители, слесаря, технические работники... Причём предложение и средняя оплата труда по таким специальностям гораздо выше.


Я тут Японию в качестве примере приводил, которая стремится к 100% высшему образованию. Так в Японии человек и свысшим образованием я думаю может работать рабочим. Потому что там на заводах чистота и почти полная автоматизация. А нас, где кое-где стоят станки еще 45-47 гг., вывезенные из Германии? Где грязище и вообще ужасные условия труда. О каком престиже рабочей специальности можно говорить?

LI 3.9.25
"высшее образование" в основ стало фикцией и это обиднее всего. но без диплома трудно претендовать на что стоящее и денежное :(
Леди_Shade 25-01-2005-14:51 удалить
count, ну так я и говою, что сейчас для нашей страны это мифическое понятие.
count 25-01-2005-17:36 удалить
Исходное сообщение Лефт_Райт: "высшее образование" в основ стало фикцией и это обиднее всего. но без диплома трудно претендовать на что стоящее и денежное :(


Почему фикцией? Все далеко не всегда.

"но без диплома трудно претендовать на что стоящее и денежное "
И да, и нет. Диплом все же в помощь, но по-настоящему целеустремленный и знающий свое дело человек пробьется и без него. (Исключения, - врачи, медики и некотопые другие.)

LI 3.9.25
count, проехал в общественном транспорте во временя сессии, студенты различных ВУЗов обсуждают сколько и у кого стоит экзамент и к кому подойти, что бы передать деньги за зачет или экзамен :(
count 25-01-2005-23:18 удалить
Исходное сообщение Лефт_Райт: count, проехал в общественном транспорте во временя сессии, студенты различных ВУЗов обсуждают сколько и у кого стоит экзамент и к кому подойти, что бы передать деньги за зачет или экзамен :(


плохо.

LI 3.9.25
count, это не плохо - это писец, придется при приеме на работу устраивать вступительный экзамен :)
count 26-01-2005-10:35 удалить
Исходное сообщение Лефт_Райт: count, это не плохо - это писец, придется при приеме на работу устраивать вступительный экзамен :)


Все равно я не настолько пессимистичен. ) Очень многие сдают и сами.

LI 3.9.25


Комментарии (20): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О высшем образовании | count - До Пеулько на машине не доехать | Лента друзей count / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»