«В основе картины лежит острое ощущение нависшей над человечеством опасности, грозящей исказить саму природу человека. Тарковский видит эту опасность в преобладании рационального над чувственным в эпоху научно-технической революции, в «забвении» человеком своего нравственного начала как основы нормального духовного существования. Тарковский не говорит прямо о причинах, приведших к нарущению баланса между «рацио» и «чувством», предоставляя это зрителю. Но именно человек, по Тарковскому, является объектом, на чьём духовном состоянии отражаются все страшные беды века.»
Л. Полев. Нравственный урок. За науку в Сибири (Новосибирск), №27 (958), 17.07.1980, с. 8.
«В другом случае, после бесконтрольно проведенного молодёжного диспута по кинофильму Андрея Тарковского «Сталкер» в студенческой стенгазете появилась любопытная статья. «Фильм ставит проблему вселенского гуманизма, — писал старшекурсник. — Адресован он сегодняшнему человечеству. Его настоящее, затоптанное в грязь бытия, затолканное на перекрёстках пыльного и скучного времени, не видит и не может увидеть перед собой будущее. Перед ним — затхлый мир обречённости.»
В. Зуев. Амплитуда. Публицистический очерк. (Донецк, 1983).