«Выходишь из зала с недоумением: кто тебя звал к счастью?.. В чём это счастье? «Герои» фильма не знают, хоть и пытаются авторы представить их современными «интеллектуалами». В чём тебя, зритель, пытались убедить? В том, что к цели надо идти по кривым дорожкам, «без руки» к счастью не прорвёшься и до исполнения желаний не добредёшь; не верь никому, даже Учителю – он сам не знает души своей, всё на свете ложь, а твой Учитель на поверку оказывается Дикообразом-самоубийцей. Библейские истины, растянутые на две серии, сводятся к одному — человек одинок в мире, его никто не понимает, и он сам себя не знает и не понимает. Верная сама по себе мысль — Человек, совершенствуйся! — оборачивается унылой теорией, тоской, беспросветностью. Ни любить, ни жить, ни работать, ни ни бороться, ни совершенствоваться три пилигрима не зовут нас. Они призывают к самокопанию, бездеятельному, по сути, познанию смысла жизни, смысла счастья: пока до этого не дозреешь, нечего и дерзать. Созреешь — иди в Землю обетованную, и воздастся. Иди в бистро [кафе], что расположилось у выгребной ямы, там это понимается особенно остро и пикантно.»
Ф. Камнев. Фантастика на библейские темы. О фильме «Сталкер» — откровенно. За науку в Сибири (Новосибирск), №7 (988), 12.02.1981, с. 7-8.