«Кажется, нет сферы человеческой деятельности, более притягательной для дьявола, чем благотворительность. Потому что она открывает возможность самого изощрённого зла – творимого с благими намерениями.
Тут, пожалуй, стоит хотя бы вскользь сказать о феномене нищенства, который вообще-то заслуживает отдельного разговора.
Человек с протянутой рукой всегда скрывает в себе ту трудноразличимую грань между добром и злом, о которой я говорила вначале. В образе нищего нас может искушать как Бог, так и дьявол. Искушения нищими не дано избежать никому, кто принадлежит роду человеческому. Это может показаться невероятным, но нищие бродяги существуют даже в США, где пособие по безработице превышает зарплату многих наших трудящихся…
…У Иоанна Кронштадтского я прочитала: «Нищие ежедневно преследуют тебя: это значит – милость Божия непрестанно преследует тебя». Имеется в виду, что милость, оказанная одному из «меньших братьев Господних, – богоугодна, и «блаженны милостивые, ибо помилованы будут» (Матф., V, 7, XXV, 34–40)».
В. Гридасова. Этика милосердия: отечественный вариант. Молодой коммунист, №8, 1990, с. 42-53
– Интересно, существует ли абсолютное зло? Думаю, да. Вот каннибализм, например, – это абсолютное зло. Его ничем нельзя оправдать.