Обряд ВРАТЬЯСТОМА.
"К Сама веде относится "Тандья-Маха-Брахмана", называемая также "Панчавимша-брахмана", то есть брахмана двадцати пяти [книг], (состоит из двадцати пяти книг, как указывает её второе название). Это так же один из древнейших памятников цикла, дающий в частности, сведения об интереснейшем обряде ВРАТЯСТОМА, приёма в брахманскую Варну иноверцев; он упоминается ещё а "Атхарваведе" (стр.144)"
В. Г. Эрдман
"Очерк Истории Ведийской литературы"
"Наука", Москва" 1980
"Заслуживает, однако, внимания прозаическая XV книга "Атхарваведы", посвящённая обряду ВРАТЬЯСТОМА, приёма в брахманскую Варну обращённого иноверца. ВРАТЬЯМИ называли жрецов архаических культов плодородия, остававшихся в ведийскую эпоху за пределами ортодоксальной религиозной системы. Полагают, что они представляли религию тех арийских племён, которые ранее других переселились в Индию и впоследствии были оттеснены на периферию. По-видимому, ВРАТЬИ пользовались значительным влиянием в новоколонизованных восточных землях. Названный обряд свидетельствует о стремлении ведийского брахманства втянуть в орбиту своего влияния эти неортодоксальные культы; между тем, можно предположить, что именно ВРАТЬИ способствовали проникновению новых веяний в ведийскую литературу последующего периода (так называемой ВЕДАНТЫ). К сожалению, в XV книге "Атхарваведы" мы находим мало конкретных сведений о ВРАТЬЯХ и их отношении к ведийской культуру; толкование обряда мало понятно и окутано мистическим туманом."
стр. 124
Позднее слово ВРАТЬЯ меняет самоё значение: ВРАТЬЯМИ называют отверженных, "потерявших" касту следствия нарушения предписанных для каждой обязанностей, а так же потомков "противозаконного" брака пудры и кшатрийки.
стр. 209