• Авторизация


АНГЛИЙСКИЙ ХУДОЖНИК ДЖОН БАЙАМ ЛИСТОН ШОУ / JOHN BYAM LISTON SHAW (1872-1919), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ. ЧАСТЬ II 28-05-2025 17:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


John Byam Liston Shaw - 2 часть (642x700, 209Kb)
Джон Байам Листон Шоу (1872-1919)

Джон Байам Листон Шоу (1872-1919) - английский художник, декоратор и иллюстратор родился в Мадрасе, в Индии. Он учился в Школе искусств Сент-Джонс-Вуд и в Школе Королевской академии художеств. Его работы, как правило, выполнены в стиле прерафаэлитов Джона Уильяма Уотерхауса и Фрэнка Кадогана Купера с использованием чистых пигментов, что делает его работы яркими. Он также был искусным рисовальщиком. Вместе с Рексом Викатом Коулом он был партнером в школе искусств Кэмпден Хилл (сейчас Школа Байама Шоу). Шоу нёс факел прерафаэлизма на рубеже веков, в период, когда книги и выставки возродили интерес к работам Братства. В своих картинах он возродил использование Братством ярких, чистых красок и подтвердил их веру в важность правды и искренности в искусстве. Более того, он обращался к литературе и истории за вдохновением. Уильям Холман Хант в своей книге «Пробуждающаяся совесть» с большим успехом использовал литературные аллюзии и замысловатую символику Шоу, чтобы раскрыть некоторые из наиболее острых социальных проблем того времени.

1909 Закрывание глаз на истину, Аллегория. Гобелен для Morris & Company (700x617, 236Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Аллегория «Закрывание глаз на истину». Гобелен фирмы «Morris & Company», 1909 г.

Эта картина, напоминающая многие иллюстрации к сказкам и детским книгам конца XIX - начала XX века, открыто заявляет о том, что церковь, королевская семья и более состоятельные классы живут в соответствии с тем, что Томас Карлейль называл ложью, скрывая правду. Бьям Шоу уделил много внимания деталям костюма, а не самому костюму. И непонятно, почему мужчина слева смачивает или красит то, что кажется простынёй, которой будет накрыта «Обнажённая истина». Тем не менее, в необъяснимо пассивной фигуре истины есть что-то пугающе неприятное, что, несомненно, затрагивает вопросы гендера, сексуальности и извращённости. Истина часто изображается обнажённой, это правда, но почему художник так подчеркнул её наготу и грудь? Почему такое обвинение в адрес общественных сил перекликается с порнографией? Политическая сатира издавна использовала то, что сегодня мы считаем порнографическими элементами, но они высмеивают власть имущих; здесь же нет такого высмеивания.

1909 Слепая. Гобелен. Аллегория. Этюд (2) (700x617, 162Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Слепая Правда. Эскиз гобелена «Закрывание глаз на истину - Аллегория».
Опубликовано в журнале «Королевская Академия художеств», 1898 г.

1908 Святой Георгий, убивающий дракона. Бум, масло, акв. Изображения Christie's (2) (518x700, 184Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Святой Георгий, убивающий дракона. 1908 г.
Бумага, масло, акварель. Изображение предоставлено аукционом Christie's, Лондон.

1907 Птица в клетке, портрет художницы Мод Тиндал Аткинсон. Х, м. 94 x 71 cm. (537x700, 146Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Птица в клетке. 1907 г. Дерево, масло. 94 x 71 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 1984 г.

В картине «Птица в клетке» Байам Шоу использует аллегорию. Птица в клетке буквально свободна, в то время как девочка никогда не сможет свободно следовать зову своего сердца. Как младшая дочь, она несет ответственность за своих стареющих родителей. Удивительная ясность и радость красок в старом саду резко контрастируют с мрачной реальностью её положения. Моделью для картины послужила Мод Тиндал Аткинсон, ученица художника, которая выставлялась в Королевской академии в 1907 году. С неё он написал акварель в натуральную величину, которая висела в Королевской академии в 1906 году. Символизм выпускания птицы из клетки в голландской живописи XVII века означал потерю девственности владелицей. Поскольку Мод была его любимой ученицей, очевидно, что этот скрытый смысл не ускользнул от художника.

1907 Такова жизнь. Х, м. 129,5 х 174,6 см. Художественная галерея Лидса (700x506, 132Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Такова жизнь. 1907 г. Холст, масло. 129,5 х 174,6 см.
Художественная галерея Лидса, Англия.

1908 The Gaberlunzie Man (Человек из Габерлунзи) Б, акв, гуашь, гумми. 35 x 25 см. Кристис Л-н 2024. Прод 2000 фунтов (504x700, 182Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Человек из Габерлузи (The Gaberlunzie Man). 1908 г.
Бумага, акварель, гуашь, гуммиарабик. 35 x 25 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2024 г.
Лот продан за GBP 2.000 фунтов.

«Габерлуни» - так в Шотландии называли лицензированного нищего, который с плащом и кошельком бродил по сельской местности, распевая баллады в обмен на ужин и ночлег. О подвигах Габерлуни рассказывается в популярной шотландской балладе начала XVIII века, которая, как иногда говорят, отражает приключения короля Шотландии Якова IV, который путешествовал по стране, переодевшись в странника, чтобы узнать, как поживают его подданные, и чьи приключения также включали любовные встречи с местными женщинами. Габерлунди были также известны как королевские слуги или «синие мантии» (мантии были частью милостыни, которую раздавал монарх). Этот термин встречается в нескольких книгах сэра Вальтера Скотта, и он описывает обычаи и конкретных слуг, которых знал, во введении к «Антиквару» (1816).

1909 Портрет Джона Эрнеста Пола, доктора медицины (1867-1914). Бум, паста. 29,4х24,6см. Бонхэмс Л-н. Прод £288 фунтов (583x700, 102Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Портрет Джона Эрнеста Пола, доктора медицины (1867-1914).
1909 г. Бумага, пастель. 29,4 х 24,6 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2013 г.
Лот продан за GBP 288 фунтов.

В течение своей художественной карьеры Дж. Шоу работает как масляными красками, так и акварелью, пастелью, создаёт произведения графики, овладевает техникой золочения. Его творчество испытало на себе сильное влияние прерафаэлитов, в частности Данте Габриэля Росетти. Графические и акварельные работы Шоу неоднократно выставлялись галерее Даудсуэлл — только в период с 1896 по 1916 год здесь состоялись пять его персональных выставок. Как иллюстратор литературы Дж. Шоу оформлял произведения Р. Браунинга, У. Шекспира, Дж. Бокаччо, Г.Р. Хаггарда, Э.А. По и др.

1909  Э.А. ПО - Избранные детективные рассказы (488x700, 160Kb)
Эдгар Аллан ПО. Избранные мистические рассказы. Лондон, Sidgwick & Jackson, 1909 г.

Всегда есть что-то новое у Эдгара По. «Избранные мистические рассказы» были опубликованы в 1909 году и являются одним из нескольких иллюстрированных изданий, созданных Байамом Шоу, который лучше подходил для создания отдельных полотен, чем для иллюстрирования текстов. Для такого рода иллюстраций должен быть специальный термин - «школа станковой живописи», возможно, - в которой все приёмы и постановки академического художника применяются к рассказам или романам. Эти приёмы слишком часто приводят к череде хорошо прорисованных фигур, жестикулирующих друг с другом в хорошо прорисованных комнатах. Художник, работавший на холсте в первые годы XX века, также был ограничен возможностями печатной технологии, которая в то время могла воспроизводить лишь узкий диапазон цветов.

1909 1 Вильям Вильсон (Танцующий бал) (474x700, 174Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Уильям Уилсон»
в сборнике «Избранные мистические рассказы». 1909 г.

1909 2 Золотой Жук (491x700, 148Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Золотой Жук»
в сборнике «Избранные мистические рассказы». 1909 г.

1909 3 Падение дома Ашеров (490x700, 127Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Падение дома Ашеров»
в сборнике «Избранные мистические рассказы». 1909 г.

1909 4 THE ASSIGNATION  Любовное свидание (507x700, 139Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Любовное свидание»
(The Assignation) в сборнике «Избранные мистические рассказы». 1909 г.

1909 5 Лигейя. (497x700, 98Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Лигейя» в сборнике
«Избранные мистические рассказы». 1909 г.

1909 6 Элеонора. (504x700, 217Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Элеонора» в сборнике
«Избранные мистические рассказы». 1909 г.

Вопрос о том, как лучше проиллюстрировать историю, используя реализм, а не стилизацию, стоит давно. Однако сегодня иллюстраторы имеют доступ к визуальному словарному запасу, заимствованному из кино, которого не существовало до 1920-х годов. Такому художнику, как Бьям Шоу, и в голову не пришло бы изобразить сцену с очень высокого или очень низкого ракурса, даже несмотря на то, что зрителям в театре на протяжении многих веков были знакомы сцены, снятые с высокого и низкого ракурса. Он использует высокий ракурс для «Спуска в водоворот», но также поступают и большинство художников, иллюстрирующих эту историю.

1909 7 Маска. Тьма, Разложение и Красная Смерть безраздельно властвовали над всем (518x700, 123Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Маска Красной Смерти»
в сборнике «Избранные мистические рассказы». 1909 г.

1909 8 Бочонок Амонтильядо (492x700, 130Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Бочонок Амонтильядо»
в сборнике «Избранные мистические рассказы». 1909 г.

1909 9 Метценгерштейн (Metzengerstein) (493x700, 176Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Метценгерштейн»
(Metzengerstein) в сборнике «Избранные мистические рассказы». 1909 г.

1909 10 Колодец и маятник (505x700, 133Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Колодец и маятник»
в сборнике «Избранные мистические рассказы». 1909 г.

1909 11 Спуск в водоворот (486x700, 120Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Спуск в водоворот»
в сборнике «Избранные мистические рассказы». 1909 г.

Если не обращать внимания на оговорки, то иллюстрации Бьма Шоу к Эдгару По стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть, какие моменты он выделяет в каждом из рассказов… а какие нет. Одна из проблем, связанных с иллюстрированием такого популярного писателя, как Эдгар Аллан По, заключается в том, что вы можете либо попытаться конкурировать с другими художниками, иллюстрируя ту же сцену, что и все остальные, либо избегать очевидных моментов в пользу чего-то нового. У Шоу было преимущество: он работал, не оглядываясь на прецеденты, не оглядываюсь на иллюстрации других художников. Самое оригинальное в издании Шоу — это обложка, на которой следы людей и животных закручиваются в водоворот, ведущий к… чему? К перепончатой лапе? Этот любопытный дизайн предполагает наличие иллюстраций, которых в книге нет.

1909 12 Рукопись, найденная в бутылке (МОМА, Бум, акв, гуашь. 27,1 x 25,6 см) (516x700, 131Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Рукопись, найденная в бутылке»
в сборнике «Избранные мистические рассказы». 1909 г.

1909 13 Факты по делу М. Вальдемара (495x700, 133Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Факты по делу М. Вальдемара»
в сборнике «Избранные мистические рассказы». 1909 г.

1909 14 Убийства на улице Морг» (495x700, 104Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Убийства на улице Морг»
в сборнике «Избранные мистические рассказы». 1909 г.

1909 15 Черный Кот (491x700, 123Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Черный Кот» в сборнике
«Избранные мистические рассказы». 1909 г.

1909 16 Очки (В театре) (490x700, 116Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к рассказу Э. По «Очки» (В театре)
в сборнике «Избранные мистические рассказы». 1909 г.

1910 Въезд Марии I с принцессой Елизаветой в Лондон, 1553 г. Х, м. 205.7 x 210.8 cm. Парламентская кол-я произв-й иск-ва, Л-н (2) (700x630, 265Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Въезд Марии I с принцессой Елизаветой в Лондон, 1553 г. 1909 г.
Холст, масло. 205,7 x 210,8 см. Парламентская коллекция произведений искусства, Лондон.

В качестве художника-монументалиста Бьям Шоу получил заказ на украшение Вестминстерского дворца и выбрал в качестве темы «Въезд королевы Марии с принцессой Елизаветой в Лондон». Он также создал несколько эскизов для оперного театра. В 1910 году вместе со своим другом Рексом Викатом Коулом он основал художественную школу в Кенсингтоне, но в 1919 году после многих лет напряжённой работы умер молодым в возрасте 46 лет. Его работы представлены во многих музейных коллекциях. «Благословенная Дамозель» находится в Художественной галерее Гилдхолла в Лондоне, а «Иезавель» - в музее Рассела Котса в Борнмуте. Возможно, его самая известная картина - «Англо-бурская война, 1900–1901. Прошлым летом всё было зеленее», которая сейчас находится в Бирмингеме. Эта картина пользовалась огромной популярностью во время Первой мировой войны.

1910 Оперц. Обложка (409x600, 105Kb)1910 Любимые оперы от Моцарта до Масканьи, Дж. Катберт Хадден, Нью-Йорк, 1910 г. (400x600, 78Kb)
Джеймс Катберт Хадден. Любимые оперы от Моцарта до Масканьи: их сюжеты, история и музыка, с двадцатью четырьмя цветными рисунками Байама Шоу. Издательство Thomas Nelson & Sons, Нью-Йорк, 1910 г. Обложка и титульный лист.

1910 1 Богемная девуша - Мне снилось, что я живу в мраморных залах!, (506x700, 196Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Богемская девушка». Ария «Мне снилось, что я живу в мраморных залах». 1910 г.
«Богемская девушка» - англоязычная романтическая опера, написанная Майклом Уильямом Балфом (1808-1870) на либретто Альфреда Банна в 1843 г. Сюжет основан на рассказе Мигеля де Сервантеса «Цыганка».

1910 2 Богемная девушка — «Спасение Арлин» (504x700, 173Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Богемская девушка». Ария «Спасение Арлин». 1910 г.

1910 3 Богемная девушка» — «Арлин признаётся в любви к Таддеусу» — (504x700, 188Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Богемская девушка». Ария «Арлин признаётся
в любви к Таддеусу». 1910 г.

1910 Кармен 4 (503x700, 95Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Кармен». Кармен. 1910 г.
Опера Жоржа Бизе» «Кармен» создана в 1874 г. Премьера состоялась 3 марта 1875 года в парижской «Опера-Комик».
По сообщениям СМИ опера «Кармен» - самая популярная опера в мире.

1910 Кармен 1, я буду танцевать для своего удовольствия», (513x700, 164Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Кармен». «Я буду танцевать для своего
удовольствия». 1910 г.

1910 Кармен 3 и Хосе» (515x700, 161Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Кармен». Кармен и Хосе. 1910 г.

1910 Кармен 2 - «Я сдаюсь в плен. Я убил её» (522x700, 164Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Кармен». «Я сдаюсь в плен. Я убил её». 1910 г.

1910 Мадам Батерфляй. Рисунок (476x700, 116Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Мадам Баттерфляй». Мадам Баттерфляй. 1910 г.
Премьера оперы «Мадам Баттерфляй» Жжакомо Пуччини в первой редакции состоялась в миланском театре
«Ла Скала» 17 февраля 1904 года.

1910 Мадам Баттерфляй 3 — «В вечных муках» (502x700, 165Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Мадам Баттерфляй». В вечных муках. 1910 г.

1910 Мадам Баттерфляй 1 - Выход из Ямадори, (506x700, 167Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Мадам Баттерфляй». Выход Ямадори. 1910 г.

1910 Мадам Баттерфляй 2 - Конец, (514x700, 145Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Мадам Баттерфляй». Финал. 1910 г.

1910 Паяцы 1 - Коломбина и Арлекин за ужином, (515x700, 182Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Паяцы». Коломбина и Арлекин за ужином. 1910 г.
Премьера опера «Паяцы» итальянского композитора Руджеро Леонкавалло состоялась в Милане 21 мая 1892 года.

1910 Паяцы 2 - Недда и ее возлюбленный, режис (523x700, 182Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Паяцы». Недда и ее возлюбленный. 1910 г.

1910 Сельская честь 2 — «Туридду, Сантуццо и Лола у дверей церкви», (511x700, 179Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Сельская честь». Туридду, Сантуццо и Лола у дверей церкви. 1910 г.
Одноактная опера Пьетро Масканьи «Сельская честь» (устаревший перевод «Деревенское рыцарство»), созданная в 1890 году по новелле Дж. Верги «Сельская честь». Премьера оперы состоялась 17 мая 1890 года в римском театре Костанци.

1910 Сельская честь 1 — «Сантуцца рассказывает Альфио о лживости своей жены (520x700, 185Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Сельская честь». Опера «Сельская честь».
Сантуцца рассказывает Альфио о лживости своей жены. 1910 г.

1910 Травиата» — «Вы все знаете эту женщину» (502x700, 199Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Травиата». Вы все знаете эту женщину. 1910 г.
Опера Джузеппе Верди «Травиата» на либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» (1848). Премьера состоялась 6 марта 1853 года в театре «Ла Фениче» в Венеции.

1910 Трубадур» — «Есть одна цена, которую я знаю...» (507x700, 171Kb) >
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Трубадур». Есть одна цена, которую я знаю...1910 г.
Опера Джузеппе Верди «Трубадур» на либретто Сальваторе Каммарано и Леоне Бардаре. Премьера состоялась 19 января 1853 года в римском театре Аполлона. Наряду с «Травиатой» и «Риголетто» «Трубадур» образует так называемую «популярную трилогию» Верди.

1910 Фауст 0 — «Пусть земля будет сурова, небо — великодушно» (516x700, 166Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Фауст». Пусть земля будет сурова, небо - великодушно». 1910 г.
Опера Шарля Гуно «Фауст» написана на сюжет первой части трагедии Гёте «Фауст». Либретто: Жюль Барбье и Мишель Карре. Первая постановка: Париж, «Театр Лирик» 19 марта 1859 года.

1910 Фауст 1 — «Нет, ты больше не будешь молиться» (511x700, 171Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Фауст». Нет, ты больше не будешь молиться. 1910 г.

1910 Фауст 2 — «Пока старый Маммон правит бал (508x700, 188Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Фауст». Пока старый Маммон правит бал. 1910 г.

1910 Фауст Последнее объятие (A final embrace) Бум, акв. 12.7 x 9.5 cm. Бонхэмс Л-н 2003. Прод 836,50 фунтов (506x700, 184Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Опера «Фауст». Последнее объятие (A final embrace).
1910 г. Бумага, акварель. 12,7 x 9,5 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2003 г.
Лот продан за GBP 836,5 фунтов.

1910 Ризница с изобр Вознесения Христа в окруж 4-х евангелистов для церкви Св Троицы в Борнмуте. См. эссе о лоте (700x416, 147Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Ризница с изображением Вознесения Христа в окружении четырех евангелистов для церкви Святой Троицы в Борнмуте. 1910 г. Панель, штукатурка, масляная и золотая краска. Общий размер 374,7 x 346,2 x 24 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2018 г. Лот продан за GBP 28.750 фунтов.

Этот алтарный образ создан в память о преподобном канонике Уильяме Элиоте (1832–1910) по заказу преподобного Артура Бланта. В 1906 году Блант заказал Бьяму Шоу двойной портрет своих сыновей, а в 1910 году – алтарь. Каркас спроектировал архитектор-неоготик сэр Артур Бломфилд, а работу подписал Гилберт Энтони Паунолл. Ризница освящена в декабре 1910 года братом каноника Элиота, деканом Виндзорским. Друг Бьяма Шоу Рекс Викат Коул, с которым они открыли художественную школу в мае 1910 года отмечал: «Позже он начал работу над большим алтарём для церкви Святой Троицы в Борнмуте». В записях упоминаются: подготовка панели «Вознесение» с цинковыми белилами и тербином, «Льва» с цинковыми белилами и бензином, рисованную голову Мэтью по фотографии, голову Джона и руку Луки. Также он нарисовал Отца и небо, используя чёрный, кобальт, белый и охру».

1910 Счастливое столетие (700x161, 58Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Счастливое столетие. 1910 г. Холст, масло.
Историческое общество округа Ориндж, Нью-Йорк.

1910 Весна. Бум, гуашь. ЧС (304x700, 86Kb)1910 Осенняя пора. Бум, акв. 17,1 x 11,4 см. Кристис Л-н 2005. Прод. 1020 фунтов (449x700, 140Kb)
Байам Шоу (1872-1919). 1. Весна. 1910 г. Бумага, гуашь. Частное собрание. 2. Осенняя пора. 1910 г.
Бумага, акварель. 17,1 x 11,4 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г. Лот продан за GBP 1.020 фунтов.

1910 Клеопатра. Дер, м. 30.5 x 25.1 cm. Кристис НЙ 2002. Прод USD 14,340 дол. (574x700, 206Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Клеопатра. 1910 г. Дерево, масло. 30,5 x 25,1 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2002 г. Лот продан за $14.340 дол.

1911 до. Пробуждение весны (Rising Spring) 1899 (524x700, 187Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Пробуждение весны (Rising Spring). До 1911 г.
Местонахождение неизвестно.

1911 Женщина, мужчина и змей. (Ева, Адам и змей в райском саду). Х, м. 182.3 х  54.1 cm. ЧС (453x700, 150Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Женщина, мужчина и змей (Ева, Адам и змей в райском саду).
1911 г. Холст, масло. 182,3 х 54,1 см. Частное собрание.

1914 Омфала. Бум, акв, гуашь. 72.5 x 29cm. Бонхэмс Л-н 2013. Прод. 4875 фунтов (271x700, 90Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Омфала. 1914 г. Бумага, акварель, гуашь. 72,5 x 29 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2013 г. Лот продан за GBP 4.875 фунтов.
Омфала изображена в львиной шкуре Геракла и держащей его дубинку, как и говорится в греческом мифе. Мы понимаем, что картина использовалась для иллюстрации греческих мифов и, возможно, также выставлялась в Королевском обществе акварелистов в Лондоне (1914?).

1910-e Регата. Х, м. 63 x 50 cm. ЧС (553x700, 182Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Регата. 1910-е гг. Холст, масло. 63 x 50 см. Частное собрание.

1911 Предки приветствуют Георга V. Бум, акв, тушь. 13,25 x 21 дюйм. ЧС (700x453, 216Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Предки приветствуют короля Георга V. 1911 г. Бумага, акварель, тушь. 33,7 х 53,3 см.
Частное собрание.

1911 Король Кофетуа и нищая горничная (505x700, 182Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Король Кофетуа и нищая горничная. 1911 г.

Легенда о «Короле и нищенке» повествует о короле Кофетуа и его любви к нищей девушке по имени Пенелофон (у Шекспира - Зенелофон). По преданию, африканский король Кофетуа не испытывал влечения к женщинам. Однажды из окна дворца он увидел молодую, плохо одетую нищенку. Сраженный любовью с первого взгляда, Кофетуа решил, что он либо женится на этой девушке, либо покончит с собой. Выйдя из дворца, он бросил нищим горсть монет, и, когда Пенелофон вышла вперёд, сказал, что она должна стать его женой. Она согласилась и стала королевой. Впервые легенду опубликовал Ричард Джонсон в 1612 году в балладе «Песнь о нищенке и короле». Этот сюжет был использован в произведениях искусства различного жанра, от пьес Шекспира и масштабных полотен, в том числе шедевров мирового уровня, до фотографий и фарфоровых статуэток.

1913 Купидон, управляющий влюбленными, Бум, гуашь. 36.4x53 см. Музей и худож гал Тулли Хаус, Карлайл, Камбрия, UK (700x465, 162Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Купидон, управляющий влюбленными, 1913 г. Бумага, гуашь. 36,4 x 53 см.
Музей и художественная галерея Тулли Хаус, Карлайл, Камбрия, Англия.

1912 Земная любов (Amor Mundi). Клянусь любовью мира.  Х, м. 191,9 х 187,2 см. (488x700, 186Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Земная любовь (Amor Mundi). Клянусь любовью мира.
1912 г. Холст, масло. 191,9 х 187,2 см.

1912 Маленькая девочка. Бум, акв, гуашь. 31.8 x 26.1cm. Бонхэмс Л-н 2022. Прод Sold for £956.25 фунтов. (587x700, 166Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Маленькая девочка. 1912 г. Бумага, акварель, гуашь. 31,8 x 26,1 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2022 г. Лот продан за GBP 956,25 фунтов.

1913 Приключения Акбара (384x540, 122Kb)1913 Приключения Акбара2 (419x540, 77Kb)
Флора Энни Стил. Приключения Акбара. Иллюстрации Байама Шоу. Лондон, Издательство William Heinemann, 1913 г. Обложка и титульный лист.

Эта книга написана для всех маленьких мальчиков и девочек, особенно для мальчиков. Она рассказывает о маленьком мальчике, ставшем, возможно, величайшим королём. Это история о принце Акбаре, его приключениях среди гор между Кандагаром и Кабулом. Имена могут показаться незнакомыми, но они важны для уроков географии и истории. Все персонажи, кроме раджпута Роя, повара Мера, собаки Тумбу и кота Дауна (которые могли быть реальными), - вымышленные. Неизвестно, следует ли считать эту книгу реальной историей, и поэтому – Учебник.

1913 Приключения Акбара. НА ПОЛКЕ сидел МАЛЫШ А - КБАР И ТРЕЩИЛ ГЛАЗА .​ (392x620, 175Kb)1913 Приключения Акбара. ПРИНЦ Аскери БЫСТРО ВОШЁЛ В ШАТЕР. Бум, смеш. техн. 9,25 х 6 дюйм. ЧС (393x620, 187Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Флора Энни Стил. Приключения Акбара. 1. На полке сидел малыш Акбар и таращил глаза. 1913 г. 2. Принц Аскери быстро вошёл в шатер. 1913 г. Бумаша, смешанная техника. 23,5 х 15,2 см. Частное собрание.
1913 Приключения Акбара 3 (400x620, 172Kb)1913 Приключения Акбара 4 (398x620, 124Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Флора Энни Стил. Приключения Акбара. Иллюстрации (3-4). 1913 г.
1913 Приключения Акбара 5 (399x620, 112Kb)1913 Приключения Акбара 6 (393x620, 119Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Флора Энни Стил. Приключения Акбара. Иллюстрации (5-6). 1913 г.
1913 Приключения Акбара 7 (397x620, 158Kb)1913 Приключения Акбара 8 (400x620, 141Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Флора Энни Стил. Приключения Акбара. Иллюстрации (7-8). 1913 г.

1914 Front cover, illustration from The Garden of Kama (and other lyrics from India) (412x550, 110Kb)1914 Сад Камы, иллюстрация из «Сада Камы» (и других текстов из Индии) Обложка (393x550, 191Kb)
Сад Камы (и другие любовные поэмы из Индии). Перевод Лоуренса Хоупа с иллюстрациями Байама Шоу. 1914 г. Обложка и титульный лист.

Автор - Лоуренс Хоуп, он же Адела Флоренс Николсон. Книга, опубликованная в 1914 году Уильямом Хайнеманном в Лондоне, представляет собой сборник любовных стихов. Иллюстрации взяты из «Сада Камы» (1901), предположительно сборника индийских любовных стихов, «переведенных Лоуренсом Хоупом». Настоящее имя переводчицы — Адела Флоренс Николсон, но вместо того, чтобы представить новые переводы неизвестных стихов, все стихи были ее собственной работой. Книга пережила этот небольшой скандал и была переиздана несколько раз, иллюстрации Байама Шоу взяты из издания 1914 года. Содержание может быть ориенталистской подделкой, но Шоу уделил большое внимание декоративным деталям. Это также работа для взрослых, с насилием, смертью и несколькими сексуальными женщинами.

1914 0 Сад Камы, иллюстрация из «Сада Камы» (и других текстов из Индии) (499x700, 176Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Сад Камы. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 1 Любовь — это символ священного чувства (700x700, 175Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Любовь - это символ священного чувства. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 1А Любовь — это символ священного чувства (603x700, 224Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Любовь - это символ священного чувства. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). Фрагмент. 1914 г.

1914 2 Зира в неволе, иллюстрация из «Сада Камы» (595x700, 310Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Зира в неволе, иллюстрация из «Сада Камы». Иллюстрация
из «Сада Камы» (и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 3 К недостижимому Плач Мохамеда Акрама, иллюстрация из «Сада Камы (442x700, 115Kb)
Байам Шоу (1872-1919). К недостижимому. Плач Мохамеда Акрама.
Иллюстрация из «Сада Камы» (и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 4 Воспоминания о Мухаммеде Акраме, иллюстрация из «Сада Камы» (и других поэм из Индии). (360x700, 97Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Воспоминания о Мухаммеде Акраме.
Иллюстрация из «Сада Камы» (и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 5 Песня Вальговиндов весной, иллюстрация из «Сада Камы» (491x700, 242Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Песня Вальговиндов весной. Иллюстрация
из «Сада Камы» (и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 6 Кровожадный племянец (Любовь Африди Любовь в стиле афродизиак, иллюстрация из «Сада Камы» (476x700, 132Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Любовь Африди. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 6А Кровожадный племянец (Любовь Африди) (2) (700x636, 219Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Любовь Африди. Фрагмент. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 7 Оджира, для своего возлюбленного, иллюстрация из «Сада Камы» (441x700, 114Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Оджира, для своего возлюбленного.
Иллюстрация из «Сада Камы» (и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 8 Песня покинутых цыган Hillside Camp, иллюстрация из «Сада Камы» (483x700, 140Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Песня покинутых цыган. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 8А Песня покинутых цыган Hillside Camp, иллюстрация из «Сада Камы» (2) (700x435, 134Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Песня покинутых цыган. Фрагмент. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 9 История Лилаванти, иллюстрация из «Сада Камы» (и другие тексты из Индии) (546x700, 119Kb)
Байам Шоу (1872-1919). История Лилаванти. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 10 The Garden of Kama (424x700, 124Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Сад у моста. Стихотворение из «Сада Камы»
и других любовных стихов из Индии. 1914 г.

1914 11 Песня Гюльбаз, иллюстрация из «Сада Камы» (596x700, 212Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Песня Гюльбаз. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 12 Мечта перса Ормуза, иллюстрация из «Сада Камы» (506x700, 208Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Мечта перса Ормуза. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 13 Три песни Захир-у-Дина, иллюстрация из «Сада Камы» (458x700, 149Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Три песни Захир-у-Дина. Иллюстрация
из «Сада Камы» (и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 14 Сожаление Рани в Зале Павлинов», ст ихотворение из «Сада Камы» и других любовных стихов из Индии, (2) (588x700, 195Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Сожаление Рани в Зале Павлинов. Стихотворение из «Сада Камы»
(и других любовных стихов из Индии). 1914 г.

1914 15 Песнь голода», стихотворение из «Сада Камы». (452x700, 109Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Песня о голоде. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 16А Грёзы Захир-У-Дин» из «Сада Камы» Лоренса Хоупа. (596x700, 221Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Грёзы Захир-У-Дин. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 17 Его рубины, иллюстрация из «Сада Камы» (463x700, 284Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Его рубины. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 18 Лалила для возлюбленного-ференги, иллюстрация из «Сада Камы» (510x700, 118Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Лалила для возлюбленного-ференги (европейца).
Иллюстрация из «Сада Камы» (и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 19 К Азизу (676x700, 253Kb)
Байам Шоу (1872-1919). К Азизу. Люби легко. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 20 Нет ветра, который мог бы охладить жар любви, — иллюстрация из «Сада Камы» (485x700, 134Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Нет ветра, который мог бы охладить жар любви.
Иллюстрация из «Сада Камы» (и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 21 Танцующая в храме девушка, иллюстрация из «Сада Камы» (1) (428x700, 289Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Танцующая в храме девушка.
Иллюстрация из «Сада Камы» (и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 22 Песнь преданного раба», иллюстрация из «Сада Камы» (496x700, 169Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Песнь преданного раба. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 23 Фероза, иллюстрация из «Сада Камы» (и других текстов из Индии) (531x700, 105Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Фероза. Иллюстрация из «Сада Камы»
(и других любовных поэм из Индии). 1914 г.

1914 Гипатия. Обложка. (400x600, 81Kb)1914 Гипатия. Титул (400x600, 48Kb)
Чарльз Кингсли. Гипатия, или Новые враги со старым лицом. Роман. Иллюстрации Байама Шоу. Лондон - Нью-Йорк, Издательство Оксфордского университета. 1915 г.

«Гипатия, или Новые враги со старым лицом» — роман 1853 года, написанный английским писателем Чарльзом Кингсли (1819-1975). Это вымышленная история жизни философа Гипатии, в которой рассказывается о молодом монахе по имени Филаммон, который отправляется в Александрию, где оказывается втянутым в политические и религиозные баталии того времени. Написанный как христианская апология, он отражает типичные для XIX века религиозные настроения. В течение многих лет эта книга считалась одним из лучших романов Кингсли и была широко известна.
«Гипатия» была впервые опубликована в 1852 году в «Журнале Фрейзера» с января 1852 по апрель 1853 года, а затем в 1853 году вышла в виде книги. Книга была переведена на несколько европейских языков и имела большой успех в Германии. Было выпущено несколько иллюстрированных изданий романа, в том числе четвёртое издание с восемью иллюстрациями Байама Шоу.

1914 1 Филаммон среди готов. Иллюстрация из издания 1914 года романа Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 г. (466x700, 272Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Филаммон среди готов. Иллюстрация из издания романа
Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 года, выпущенного в 1914 году.

1914 2 Рафаэль и толпа. Иллюстрация из издания романа Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 года, выпущенного в 1914 году (466x700, 278Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Рафаэль и толпа. Иллюстрация из издания романа
Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 года, выпущенного в 1914 году.

1914 3 Гипатия и Филаммон. Иллюстрация из издания 1914 года романа Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 года. (2) (466x700, 261Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Гипатия и Филаммон. Иллюстрация из издания романа
Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 года, выпущенного в 1914 году.

1914 4 Рафаэль в саду виллы. Иллюстрация из издания романа Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 года, (467x700, 280Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Рафаэль в саду виллы. Иллюстрация из издания романа
Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 года, выпущенного в 1914 году.

1914 5 Пелагия и Гипатия. Иллюстрация из издания романа Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 года (2) (466x700, 252Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Пелагия и Гипатия. Иллюстрация из издания романа
Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 года, выпущенного в 1914 году.

1914 6 Мириам и Филаммон. Иллюстрация из издания романа Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 года (466x700, 252Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Мириам и Филаммон. Иллюстрация из издания романа
Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 года, выпущенного в 1914 году.

1914 7 Слон и Филаммон. Иллюстрация из издания романа Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 г (466x700, 226Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Слон и Филаммон. Иллюстрация из издания романа
Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 года, выпущенного в 1914 году.

1914 8 Пустая повозка Гипатии. Иллюстрация из издания романа Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 года, (466x700, 258Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Пустая повозка Гипатии. Иллюстрация из издания романа
Чарльза Кингсли «Гипатия» 1853 года, выпущенного в 1914 году.

1914 Сказки Шекспира (468x575, 108Kb)1914 Сказки Tales from Shakespeare by Charles and Mary Lamb, illustrated by John Liston Byam Shaw (342x575, 51Kb)
Сказки Шекспира в пересказе Чарльза и Мэри Лэмб с иллюстрациями Байама Шоу. Лондон, Издательство G. Bell and Sons Ltd., 1914 г. Обложка и титульный лист.

1914 Сказки. Король Лир. Илл из книги Чарльза и Мэри Лэмб Сказки Шекспира, Бум, акв, кар, белила. 31 x 22 см. Chiswick Auctions Л-н 2023. Прод£2,375 фунт. (492x700, 186Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Сказки Шекспира. Король Лир. Иллюстрация из книги
Чарльза и Мэри Лэмб. 1914 г. Бумага, акварель, карандаш, белила. 31 x 22 см.
Аукцион Chiswick Auctions, Лондон, 2023 г. Лот продан за GBP 2.375 фунтов.

1914 Посмотрим, куда она придет. Илл к пьесе Шекспира «Укрощение строптивой» (448x700, 173Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Сказки Шекспира. «Посмотрим, куда она придет».
Иллюстрация к пьесе Шекспира «Укрощение строптивой». 1914 г.

1914 Кувшин с небольшим количеством эля. Илл к пьесе Шекспира «Укрощение строптивой» (447x700, 146Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Сказки Шекспира. Кувшин с небольшим количеством эля.
Иллюстрация к пьесе Шекспира «Укрощение строптивой». 1914 г.

1914 Теперь все настроено. Илл к пьесе Шекспира «Укрощение строптивой» (443x700, 158Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Сказки Шекспира. Теперь все инструменты настроены.
Иллюстрация к пьесе Шекспира «Укрощение строптивой». 1914 г.

1914 Мы ему очень нравимся; юные принцы, сомкните руки. Иллюстрация к пьесе Шекспира «Король Джон», (479x700, 186Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Сказки Шекспира. Мы ему очень нравимся, юные принцы,
сомкните руки. Иллюстрация к пьесе Шекспира «Король Джон». 1914 г.

1914 Я пойду сожгу какой-нибудь мешок. Илл к «Двенадцатой ночи» Шекспира (468x700, 206Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Сказки Шекспира. Я пойду сожгу какой-нибудь мешок.
Иллюстрация к комедии «Двенадцатая ночь» Шекспира. 1914 г.

1914 Поскольку у меня есть душа, она - ангел. Илл. к пьесе Шекспира «Король Генрих VIII» (452x700, 182Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Сказки Шекспира. Поскольку у меня есть душа, она - ангел.
Иллюстрация к пьесе «Король Генрих VIII». 1914 г.

1914 Без назв. Иллюстрация к «Стихотворениям Роберта Браунинга» (485x700, 210Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Иллюстрация к «Стихотворениям Роберта Браунинга». 1914 г.

1916 Когда любовь пришла в дом к добропорядочному гражданину (700x567, 206Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Когда любовь пришла в дом к добропорядочному гражданину. 1916 г.
Бумага, акварель, гуашь, гуммиарабик, карандаш. 47 x 58,1 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2007 г.
Лот продан за GBP 15.600 фунтов.

Картина, выставленная во время Первой мировой войны, выделялась своей беззаботной атмосферой. Многие художники стремились отразить военные события в своих работах, как реалистично, так и аллегорически. Байам Шоу, например, создал символистскую акварель «1916» и язвительные карикатуры на зверства в Бельгии. Он также вступил в «Стрелки объединённых искусств» и планировал превратить свою художественную школу на Кэмпден-Хилл в завод по производству авиадеталей. «Когда любовь вошла в дом» - нео-прерафаэлитская работа, шутящая над современностью в духе Данте. Любовь здесь - крылатый юноша, ранее вдохновивший Д.Г. Россетти и Марию Стиллман. Название напоминает картину Джорджа Уоттса, но с иной моралью.

1916 Захваченное, арестованное, ОСТАНОВЛЕННОЕ копье (The Arrested Spear) сцена из «Парсифаль», оперы Р.Вагнера. Х,м. 62x72 см. ЧС (700x548, 173Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Остановленное копье (The Arrested Spear). Сцена из оперы Рихарда Вагнера «Парсифаль».
1916 г. Холст, масло. 62 x 72 см. Частное собрание.
Одна из лучших картин Байама Шоу!

Триумф Любви. АТТР. Х, м. 30,5 х 41,6 с м. ЧС (700x512, 121Kb)
Байам Шоу (1872-1919), атрибуция. Триумф Любви. Холст, масло. 30,5 х 41,6 с м. Частное собрание.

1916 Обнаженная, или '1916'. Бум, гуашь. 73.7 x 40 cm. ЧС (361x700, 78Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Обнаженная, или «1916».
Бумага, гуашь. 73,7 x 40 см. Частное собрание.

1913 Осенний сад (Обманка) (476x700, 167Kb)
Байам Шоу (1872-1919). Осенний сад (Обманка). 1913 г. Холст, масло.
Частное собрание.

Художник и школьная подруга Элеанор Фортескью Брикдейл в его саду (698x700, 141Kb)
Джон Байам Шоу и его школьная подруга Элеанора Фортескью-Брикдейл в саду художника.
Игривая фотография 1911-1912 гг.

ИСТОЧНИКИ
ФОТО 1995 Эдмунд Швинглхурст. Прерафаэлиты. Альбом. Пер. с англ. Б. Соколова. М, Изд-во СПИКА, 1995 г. (480x500, 77Kb)ФОТО 2006 И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб. ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. - 256 с, ил. 5000 экз. (357x500, 95Kb)
1. Эдмунд Швинглхурст. Прерафаэлиты. Альбом. Пер. с англ. Б. Соколова. М, Изд-во СПИКА, 1995 г. Стр. 78. 2. И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. Санкт-Петербург, ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. Стр. 248.

ФОТО 2013 Каталог выставки прерафаэлитов в ГМИИ им.Пушкина, 2013 г. (700x700, 163Kb)
Прерафаэлиты: Викторианский авангард. Каталог выставки прерафаэлитов из музеев
Великобритании и США в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Науч. ред. Элисон Смит, Анна Познанская.
Москва, 2013 г. Стр. 175-177.

Шоу, Джон Байам Шоу – Википедия



(Окончание следует)



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник АНГЛИЙСКИЙ ХУДОЖНИК ДЖОН БАЙАМ ЛИСТОН ШОУ / JOHN BYAM LISTON SHAW (1872-1919), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ. ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»