СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК ЛЕНИНГРАДСКОЙ ШКОЛЫ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ УСПЕНСКИЙ (1892-1941), ПОГИБ ВО ВРЕМЯ БЛОКАДЫ20-03-2025 21:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
А.А. Успенский (1892-1941). Автопортрет. 1930-е гг. Картон, темпера. 69,5 х 52 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Имя его по-прежнему известно только специалистам по советскому искусству 1930-х годов. Алексей Александрович Успенский (1892-1941), трагически погибший в блокаду - типичный представитель «ленинградской школы» довоенного искусства. Изысканный колорист, один из лучших сатирических рисовальщиков, наставник живописцев-северян в Институте народов Севера (1933-1941), первый дизайнер советского художественного стекла. Окончил Центральное училище технического рисования в Петрограде в 1917 г. С 1922 г. член «Общества новых течений в искусстве» и участник выставок. В 1920-х сотрудничал в журналах «Бегемот», «Смехач», «Чиж» и «Еж». С 1940 г. работал на Ленинградском заводе художественного стекла (совместно с Верой Мухиной). В 1930-1941 гг. преподавал в художественных вузах Ленинграда. Погиб от бомбежки во время блокады в Ленинграде. Собрание Успенского почти полностью хранится в Вологодской картинной галерее, куда в 1999 г. было передано в дар около 800 произведений Успенского, хранившихся с 1941 г. у дочерей его друга, Николая Андреевича Тырсы.
Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
Алексей Александрович Успенский родился 18 (30 марта по новому стилю) 1892 года в Санкт-Петербурге. В 1917 г. окончил Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица (ныне Академия), получив специальность «художник декоративно-стенной живописи». Работа в области декоративно-прикладных искусств оказывалась неизбежной уловкой для художников, подобных Алексею Успенскому. Возможности творчества-ремесла, лишенного публицистических и идеологических обязательств, были сравнимы с внутренней эмиграцией, куда и отправились многие, окончившие это училище.
А.А. Успенский (1892-1941). Мост. 1918 г. Холст, масло. 54 х 67 см.
Коллекция семьи Рыбаковых, Санкт-Петербург.
А.А. Успенский (1892-1941). Мост. Эскиз. 1918 г. Бумага, гуашь. 28,5 х 44 см. Частное собрание.
А.А. Успенский (1892-1941). Виолончелист. 1923 г. Линогравюра. 17 х 24 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Успенский (1892-1941). Пейзаж. 1920-1930-е гг. Бумага, акварель, белила. Л.31,8x44,8; И.31,8x44,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Успенский (1892-1941). Качка на корабле. Гроза. 1920-е гг. Бумага, тушь, акварель. 17 х 23 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Деревенский хоровод. 1920-е Бумага, тушь, акварель. 17 х 24 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Пейзаж со вспаханным полем. 1924 г. Бумага, тушь. Л.34,7x43,4; И.25,5x40,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Успенский (1892-1941). Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. До 1941 г. Бумага, карандаш.
А.А. Успенский (1892-1941). Автопортрет в зеркале (В парикмахерской).
1930-е гг. Бумага, карандаш.
В годы учёбы Успенский входил в литературно-художественный кружок «Квартира № 5», находившийся в квартире хранителя музея Академии художеста С.К. Исакова (1915-1917) и включавший в себя художников и теоретиков леворадикального направления в искусстве (Л.А. Бруни, П.В. Митурич, Н.А. Тырса, Н.Ф. Лапшин, В.Е. Татлин, Н.Н. Пунин и другие). В конце 1917 – начале 1918 г. участвует в революционном оформлении Петрограда наряду с художниками В.В. Лебедевым, И.А. Пуни, К.Л. Богуславской, В.М. Ермолаевой, В.И. Козлинским, Н.И. Альтманом. Пишет живописную картину «Мост» (1918, Коллекция семьи Рыбаковых, Петербург) - самую раннюю из известных сохранившихся и датированных работ, в которой Успенский одним из первых среди художников нового поколения предложил свой образ Петрограда – динамичный, пульсирующий и условно-декоративный.
А.А. Успенский (1892-1941). Всевидящее око. Обложка журнала «Бузотёр».
Сентябрь 1925 г. №20. Галеев-Галерея, Москва.
А.А. Успенский (1892-1941). Партийная работа. Райком ВКП (б). Иллюстрация
к журналу «Бегемот», №19. 1925-1928 гг. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Дом отдыха. 1920-е гг. Бумага, тушь, акварель 14,5 х 17,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Завод «Красная игла». Иллюстрация к журналу «Бегемот». 1925-1928 гг.
Бумага, карандаш, тушь, коллаж. 27 х 36 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Кулак в деревне. Иллюстрация к журналу «Бегемот»,
№9. 1925-1928 гг. Бумага, тушь, белила, карандаш. 43,5 х 34,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Разгульная жизнь. Сцены. Иллюстрация к журналу
«Бегемот», №35. 1925-1928 гг. Бумага, тушь, карандаш. 41,5 х 33 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Зеркало. Иллюстрация к журналу «Бегемот», №26. 1926 г.
Бумага, тушь, карандаш. 32 х 29,2 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Договор с окулистом. Рисунок для журнала «Бегемот». 1925-1928 гг.
Бумага, карандаш, тушь, коллаж. 21 х 33,8 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Дискуссия на выставке. Иллюстрация к журналу «Бегемот». 1925-1928 гг.
Бумага, тушь, акварель, карандаш. 21,4 х 31,4 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). В автомобиле. 1927 г. Бумага, карандаш, чернила, белила, коллаж. 23 х 30,4 см.
Частное собрание.
А.А. Успенский (1892-1941). На вокзале. Иллюстрация к журналу «Бегемот», №36. 1925-1928 гг.
Бумага, тушь, карандаш. 24,3 х 31,4 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Иллюстрация к журналу «Бегемот». 1927 г.
А.А. Успенский (1892-1941). Пожарный. 2 наброска. 1920-1930-е гг.
Бумага, карандаш.
А.А. Успенский (1892-1941). Дровосек в пенсне. Иллюстрация к журналу
«Бегемот», №8. 1925-1928 гг. Бумага, тушь, белила, карандаш. 35,5 х 25 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Иллюстрация к журналу «Бегемот».
Апрель 1927 г. №16.
А.А. Успенский (1892-1941). Иллюстрация к журналу «Бегемот». 1927 г.
В 1922 году Успенский участвует в открывшейся в Музее Художественной Культуры (МХК) выставке «Объединения новых течений в искусстве», возглавляемом Татлиным. С 1923 г. исполняет работы в технике линогравюры для журнала «Жизнь искусства», среди них «Виолончелист» (Русский музей). (Об этой работе вспоминал Н.Ф. Лапшин: «...Успенский сделал интересную гравюру – музыканты, с «кубистической» композицией фигур во фраках и барочных форм виолончели и контрабаса». Эту же гравюру опубликовал Э.Ф. Голлербах в своей книге «История гравюры и литографии в России» (1923), в которой называет Успенского «представителем левых в линогравюре».
А.А. Успенский (1892-1941). Большой зал филармонии. Иллюстрация к журналу «Бегемот», №7. 1930-е гг.
Бумага, тушь, карандаш. 27,7 х 32,7 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). В ложе. Иллюстрация к журналу «Бегемот».
1930-е гг. № 6. Бумага, тушь, акварель, карандаш. 33,4 х 24,3 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Женщина с кошкой. 1930-е гг. Бумага, чернила, перо.
29 х 21 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Женщина с ребенком. Набросок 1. 1930-е гг.
Бумага, чёрная акварель. 29,5 х 20,7 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Женский портрет. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 29 х 32 см. Частное собрание.
А.А. Успенский (1892-1941). Портрет Дмитрия Шостаковича.
1930-е гг. Бумага, карандаш.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 5. Из альбома рисунков №5. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 20,5 х 12,3 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 7. Из альбома рисунков №6. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 28 х 20,5 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 6. Из альбома рисунков №6. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 28 х 20,5 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 7. Из альбома рисунков №5. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 20,5 х 12,3 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 10. Из альбома рисунков №4. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 20,5 х 12,3 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 11. Из альбома рисунков №5. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 15. Из альбома рисунков №4. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 20,5 х 12,3 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 15. Из альбома рисунков №5. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. Вологодская областная картинная галерея.
С 1925 года Успенский сотрудничает в сатирических журналах Москвы и Ленинграда: «Бич», «Бузотёр», «Смехач», «Бегемот», «Пушка», «Крокодил» и других. Успенский был в числе двадцати-двадцати пяти наиболее заметных художников юмористических журналов в СССР. Рисунки Успенского были среди самых востребованных, они ценились художественными редакциями за мастерство и оригинальность. Успенский использовал различные техники: тонкий линейный рисунок, изобретательный коллаж и даже отпечаток ладони, опущенной в краску (Бегемот. 1927, № 11).
С 1928 года, когда редактором детского журнала «Ёж» стал Николай Олейников, Успенский был привлечен к постоянной работе в журнале, который оживлял своей изобретательностью. Он делал юмористические рисунки, оформлял обложки и придумывал фотофокусы (Успенский азартно фотографировал и был увлечен технологическими процессами), в 1930-е годы сотрудничал с детскими журналами: московским «Сверчком» и ленинградским «Чижом», иллюстрировал книги в издательствах «Молодая гвардия» и «Детгиз».
А.А. Успенский (1892-1941). Городской пейзаж с рекой. 1930-е гг. Бумага, акварель.
Л. 14,8 x 21,6; И. 14,8 x 21,6 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Успенский (1892-1941). Городской пейзаж с рекой. Этюд. 1930-е гг. Бумага, акварель.
Л. 14,8 x 21,6; И. 14,8 x 21,6 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Успенский (1892-1941). Деревенский пейзаж со стогами сена. 1930-е гг. Бумага, гуашь.
Л. 25,9 x 38,8; И. 25,9 x 38,8 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Успенский (1892-1941). Деревенский пейзаж. 1930-е гг. Бумага, акварель. Л. 32 x 46,9; И. 32 x 46,9 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Успенский (1892-1941). Вечер. Пейзаж с рекой. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 37,8 х 49,8 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Калитка. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 38,4 х 56,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Деревня. Вечер. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 32,5 х 57,2 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Берег моря с лодкой. 1930-е гг. Бумага, акварель.
А.А. Успенский (1892-1941). Букет в вазе на красном фоне. 1930-е гг.
Бумага, акварель. 31 х 24,3 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Букет в синей вазе на желтом и синем фоне. 1930-е гг.
Бумага, акварель, гуашь. 64,2 х 43,5 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Букет сирени на овальном столике. 1940 г.
Бумага, темпера. 61 х 40 см. Вологодская областная картинная галерея.
К концу 1920-х бдительность цензоров повышается. В 1929 году Успенского отстраняют от работы в сатирических журналах, ему запрещается давать рисунки по цензурным соображениям: им исполнены острые карикатуры на высших должностных лиц страны. Нарисованный им портрет некоего советского руководителя высшего ранга, был повешен автором на стене нарисованного кабинета. Портрет оказался шаржем, и Успенский еще довольно легко отделался, ведь в 1930-х гг. ленинградская школа сатирического рисунка (Г. Эфрос, Л. Бродаты, Н. Муратов) была погублена, а Б. Малаховский физически уничтожен. Тогда уже были закрыты почти все перечисленные журналы, власть знала – не только сумбур опасен вместо музыки, каламбур – еще опаснее.
А.А. Успенский (1892-1941). Портрет женщины в синем. Набросок. 1930-е гг.
Бумага, акварель. 41,5 х 30 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 16. Из альбома рисунков №4. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 20,5 х 12,3 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 20. Из альбома рисунков №4. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 22. Из альбома рисунков №2. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 20,5 х 12,3 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 29. Из альбома рисунков №4. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 20,5 х 12,3 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 36. Из альбома рисунков №4. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 20,5 х 12,3 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 36. Из альбома рисунков №5. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 20,5 х 12,3 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 41. Из альбома рисунков №4. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 20,5 х 12,3 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 48. Из альбома рисунков №4. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 20,5 х 12,3 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 50. Из альбома рисунков №4. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 20,5 х 12,3 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 52. Из альбома рисунков №5. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. Вологодская областная картинная галерея.
«Алексей Успенский, вместе со своими товарищами и современниками – Н. Тырсой, В. Гринбергом, А. Ведерниковым, А. Русаковым, Н. Лапшиным, В. Лебедевым и другими, относились к так называемым ленинградским французам, не прятавшим своих стилистических предпочтений. Это в их работах проявился тот всплеск, отмеченный Николаем Пуниным как новая волна импрессионизма, и находившийся в противофазе к официальному искусству» (Антон Успенский).
Искусствовед Л. Мочалов называет следующих художников, творчество которых повлияло на ленинградских пейзажистов: Анри Матисс (отчасти), Альбер Марке, Рауль Дюфи, Пьер Боннар, Эдуард Вюйар, а сам их метод - «творческой переработкой импрессионистических и постимпрессионистических традиций». Л. Мочалов отмечал также, что художников, вполне оправданно ориентировавшихся «на более сильного соперника» (французских мастеров), «иногда шутя, иногда с оттенком завистливого недоброжелательства, ... называли «ленинградскими парижанами», или «маркистами» (от Альбера Марке). Они не обижались, не протестовали». В 1934 году Альбер Марке с женой приезжал в Советский Союз с дружеским визитом.
Альбер Марке (в центре в очках) и его жена Марсель (справа) на выставке со студентами ВХУТЕИНа.
Слева стоит будущий художник Нина Кашина. Москва, 1934 г.
Альбер Марке (1875-1947). Гамбургский порт. 1909 г. Холст, масло. 66,5 x 80 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
А.А. Успенский (1892-1941). Фонтанка у Измайловского моcта. 1933 г. Холст, масло. 32,5 х 48 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Рауль Дюфи (1877-1953). Венеция. 1938 г. Бумага, гуашь. 56,5 х 71,5 см. Частное собрание.
А.А. Успенский (1892-1941). Вид на Исаакиевский собор от Поцелуева моста. 1934 г. Бумага, темпера.
44,3 х 63,8 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Пляж у Петропавловской крепости. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Пейзаж с рекой и плавательной вышкой. 1930-е гг. Бумага, акварель.
Л. 20,7 x 29,6; И. 20,7 x 29,6 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Успенский (1892-1941). Пейзаж с фонтаном (1). 1930-е гг. Бумага, акварель. Л.21,7x29,8; И.21,7x29,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Успенский (1892-1941). Пейзаж с фонтаном (2). 1930-е гг. Бумага, акварель. Л.21,8x29,8; И.21,8x29,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Успенский (1892-1941). Пейзаж с фонтаном (3). 1930-е гг. Бумага, акварель. Л.21,8x29,7; И.21,8x29,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Успенский (1892-1941). Пейзаж. 1930-е гг. Бумага, акварель. 32 х 44 см.
Вологодская областная картинная галерея.
«В 1935 году на Первой выставке ленинградских художников в Русском Музее, в одном зале экспонировались работы Владимира Лебедева (вектор – Ренуар и Мане), Николая Тырсы (Ренуар и Матисс), Николая Лапшина и Владимира Гринберга (Марке), Алексея Успенского (Рауль Дюфи). Успенский объяснял схожесть своей живописи с Дюфи, тем, что у него «любовь к тонким, экономным штрихам кисти в рисунке» и считал это следствием опыта в росписи фаянса. Москва переболела Сезанном как «французской болезнью» на два десятилетия раньше, но имела ее длительные «бубнововалетские» последствия. Неторопливый Питер вдохновлялся аристократической европейской легкостью, не увлекшись материальностью сезанновской почвы, насытившей москвичей» (Антон Успенский).
А.А. Успенский (1892-1941). Семья за столом. Иллюстрация к рассказу Николая Алейникова
«Удивительные приключения Макара Свирепого». Журнал «Ёж». 1930-е гг. Бумага, карандаш.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Мужчина в рубашке. 1930-е гг. Бумага, карандаш.
29,5 х 20,5 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 61. Из альбома рисунков №5. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 63. Из альбома рисунков №3. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 75. Из альбома рисунков №5. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 82. Из альбома рисунков №5. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 83. Из альбома рисунков №5. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 92. Из альбома рисунков №1. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 20,5 х 12,3 см. Вологодская областная картинная галерея.
В 1934 году Успенский был приглашён руководителем живописной мастерской в Институт народов Севера в Ленинграде (в настоящее время входит в состав Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена), в котором он проработал до закрытия института в 1941 г. Преподавал на основе разработанной им методики, согласно которой пластическое мышление северян, развивавшееся изолированно от европейской художественной традиции, при помощи современных живописных и графических техник становится глубоко оригинальным явлением, не подверженным влияниям «цивилизации». Среди его учеников наибольшую известность получил К.А. Панков, чьи своеобразные работы напоминают наскальную живопись с её свежестью восприятия натуры охотником и сыном тайги.
А.А. Успенский (1892-1941). Фонтанка. 1935 г. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Вид на Исаакиевский собор от Поцелуева моста (неоконченный пейзаж).
1934 г. Бумага, темпера. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Пейзаж с сараями. 1930-е гг. Бумага, акварель. Л.26,9x36,4; И.26,9x36,4 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А. Успенский (1892-1941). Сараи. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь.
А.А. Успенский (1892-1941). Пейзаж с кустами. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 37,7 х 49,8 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Дома. Крым. 1936 г. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Ивы. Село Шишаки. УССР. 1937 г. Бумага, гуашь. 36,8 х 52 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Ученики Успенского – художники так называемого «северного изобразительного стиля» в 1937 году на Всемирной выставке в Париже были удостоены большой золотой медали. Педагогическая система Успенского имела значение для истории авангардного искусства России не меньшее, чем его художественная практика. Живопись северных примитивистов одно из редчайших проявлений искусства, независимого от социальных и идеологических императивов 1930-х годов, и в то же время в общеевропейском контексте чрезвычайно актуализировавшее «анонимное» или «безымянное» творчество художников.
Время продуктивной творческой жизни Успенского составило немного более двадцати лет, но сохранившееся – лишь малая часть его наследия, и преимущественно графика, от живописи маслом уцелело всего около дюжины работ.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 81. Из альбома рисунков №5. 1930-е гг. Бумага, карандаш. 20,5 х 12,3 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А не напоминают ли вам рисунки Алексея Успенского кого-то из французских фовистов?
Анри Матисс (1869-1954). Женщина с распущенными волосами. Апрель 1944 г.
Бумага, перо, тушь. 52 х 40 см. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина,
Москва.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 84. Из альбома рисунков №2. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 20,5 х 12,3 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Портрет М.А. Асламазян. Набросок. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 20,8 х 12,4 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Сидящая. Портрет М.А. Асламазян. Набросок.
1930-е гг. Бумага, карандаш. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Лист 11. Из альбома рисунков №6. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 28 х 20,5 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Портрет девочки в красном платке. 1930-е гг.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Портрет художника Николая Тырсы (1887-1942).
1930-е гг. Бумага, карандаш.
В 1940-1941 гг. Успенский сотрудничает с В.И. Мухиной и Николаем Тырсой, работает вместе с ними над созданием первых образцов советского художественного стекла. Работы Успенского в этой области относятся к наиболее «музеефицированным» в творчестве мастера (Русский музей, Государственный музей керамики «Усадьба Кусково», Музей Декоративно-прикладного искусства в Елагиноостровском дворце; коллекция семьи М.А. Асламазян, Москва). Его серии ваз, в которых отразились ампирные мотивы образцов из собрания Эрмитажа и новейшие импульсы европейского ар деко, глубоко восхищали руководителя проекта Мухину, которая считала период создания работ Успенского временем расцвета ленинградского экспериментального цеха художественного стекла.
А.А. Успенский (1892-1941). Эскиз ваз. Лист 1. Из альбома рисунков №7. 1930-е гг.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). 1. Эскиз графина. 1940 г. 2. Эскиз вазы. 1940 г.
А.А. Успенский (1892-1941). Две модели. Этюд. 1930-е гг. Бумага, темпера.
70,5 х 53,5 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Обнажённая модель на красной ткани. 1930-е гг. Бумага, пастель. 44 х 63,7 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Обнаженная модель в интерьере на красном фоне. Этюд. 1930-е гг.
Бумага, акварель, гуашь, темпера. 44 х 63,7 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Сидящая натурщица. Набросок. 1930-е гг.
Бумага, тушь, перо. 32,3 х 17 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Стоящие женщины. 1930-е гг. Бумага, карандаш.
29,5 х 20,5 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Три фигуры на пляже. 1930-е гг. Бумага, акварель. 15,5 х 21 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.А. Успенский (1892-1941). Летний сад. 1939 г. Литография. 25 х 30,5 см. Частное собрание.
А.А. Успенский (1892-1941). Банковский мост в Петербурге. Шебекинский историко-художественный музей,
Белгородская область.
А.А. Успенский (1892-1941). Мартышкинские мумии. 1934 г. Литография. 29 х 32 см. Частное собрание.
В 1920 году сенсационная находка в поселке Мартышкино (в 1935 году он оказался в черте города Ломоносова под Ленинградом) поразила многих видавших виды людей. На местном кладбище этого населенного пункта были найдены мумии петровского времени. Две мумии и сейчас находятся в Краеведческом музее г. Ломоносова. Еще две мумии были переданы в музей здравоохранения в Петербурге. Работники музея убеждены - мумии, хранящиеся в стеклянных шкафах, обладают какой-то мистической силой. Музей здравоохранения находился в центре города в бывшем дворце князя И. И. Шувалова. Так вот, все строения, находившиеся рядом с ним, во время блокады были буквально изрешечены осколками, но в музей ни один не попал.
А.А. Успенский (1892-1941). Немецкая бомбардировка осажденного Ленинграда. 1941 г.
Алексей Александрович Успенский трагически погиб 8 ноября 1941 года во время артобстрела в результате прямого попадания бомбы в квартиру на улице Коломенской, где он жил. Его тело обнаружить не удалось. Основное художественное наследие погибло. Сохранившаяся часть была спасена его другом Тырсой. «Разбитый рояль, пальто, накинутое на спинку кресла, и разбросанные рисунки… Успенского не нашли, думают, что он попал в воронку от бомбы». Несколько художников помогали при раскопках разрушенного дома и затем В. Власов и Н. Тырса на саночках перевезли оставшиеся работы на улицу Глинки, где жил Тырса. Скорее всего, что кроме круга семьи и друзей, да еще искусствоведа Бориса Давыдовича Суриса, эти вещи никто не видел. «Многие крупные листы были одеты в бумажные паспарту, слегка помятые и грязноватые. В бумаге послышалось какое-то шуршание. Анна Николаевна Тырса пояснила, что это остатки штукатурки от разбомбленного дома Успенского осенью 1941 года. А паспарту остались от готовившейся, но так и не состоявшейся выставки работ художника в Русском музее как раз перед войной» (В. Воропанов). Наследники Тырсы в 1999 г. передали в дар Вологодской картинной галерее около 800 произведений Успенского, хранившихся с 1941 года у дочерей его друга, Николая Андреевича Тырсы.
Алексей Александрович Успенский. Живопись. Рисунок. Дизайн. Каталог выставки.
Сост. И. Галеев и др. Москва, Галеев-Галерея, Издательство «Скорпион», 2007 г.
- 184 с., 138 цв. ил. Формат 21,5х28 см
Работы Успенского экспонировались на важнейших выставках новейшего искусства в 1920-1930-х гг.: Выставка картин петроградских художников всех направлений (1923, Академия художеств, Петроград), 1-я общегородская выставка ленинградских художников (1935, Русский музей, Ленинград). В наше время состоялась большая выставка картин и рисунков А. Успенского в 2007 году в Галеев-Галерее в Москве совместно с Вологодской Картинной Галереей.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г.Том II, Биографии. Стр. 459-460, 468.
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской
живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-ХХI век», 2024 г.
– Стр. 122, 164-165, 258-259, 266, 320-321.