Фотография Марии Борисовны Казанской (Смирновой),
исполненная неизвестным фотографом.
Мария Борисовна Казанская (1914-1942) - советский художник-живописец. Начала рисовать в возрасте трех лет. Окончив 9 классов школы, в 1931 г. начала систематические занятия живописью. По совету В.В. Лебедева пришла в мастерскую В.М. Ермолаевой, где обучалась в 1929-1934 гг. и одновременно училась в Академии художеств у А.А. Осмеркина. Она входила в «домашний круг» К.С. Малевича, дружила с К.И. Рождественским. Была близка к группе художников «живописно-пластического реализма», объединявшей К.И. Рождественского, В.В. Стерлигова, В.М. Ермолаеву, Л.А. Юдина и других художников. 25 декабря 1934 года была арестована и допрашивалась НКВД по «делу Группы живописно-пластического реализма», пытающейся наладить нелегальную связь с заграницей и ведущей антисоветскую пропаганду среди окружающих» (по другим сведениям, арестована в связи с убийством Кирова). Однако, 3 марта 1935 года следствие в отношении Казанской было прекращено. 18 мая 1935 года присутствовала на похоронах Казимира Малевича, после чего оставила занятия искусством. Спасла значительную часть наследия В.М. Ермолаевой после ее ареста. Погибла от истощения в блокадном Ленинграде в 1942 году.
Профессор Борис Васильевич Казанский (1889-1962), отец Марии Борисовны.
Мария Борисовна Казанская родилась 7 апреля 1914 года в Санкт-Петербурге в семье Бориса Васильевича Казанского (1889-1962), профессора классической филологии, ученого секретаря столичного Института истории искусств и его супруги Натальи Эрнестовны Казанской (1892-1938), урожденной Радловой, дочери Эрнеста Львовича Радлова, профессора Петербургского университета и директора Публичной столичной библиотеки. Сотрудничая с журналом «Аполлон», она занималась вопросами изучения сценической речи и позже преподавала в Театре рабочей молодежи. Семья Казанских вообще имела артистические корни. Бабушка, Вера Александровна Радлова, урожденная Давыдова, была двоюродной сестрой Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), дядя по материнской линии, Николай Эрнестович Радлов (1889-1942), был известным художником и замечательным рисовальщиком. Часто в хлебосольном доме Казанских бывали и другие известные столичные художники.
М.Б. Казанская (1914-1942). Город. 1930-е гг. Картон, масло. Волгоградский музей изобразительных
искусств им. И.И. Машкова.
М.Б. Казанская (1914-1942). 5-я линия Васильевского острова. 1930-е гг. Холст, масло. 41 х 50 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
М.Б. Казанская (1914-1942). Солнечная улица. 1930-е гг. Холст, масло. Кемеровский областной музей
изобразительных искусств, Кузбасс.
М.Б. Казанская (1914-1942). Дом на площади. 1930-е гг. Холст, масло. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Деревья. 1930-е гг. Холст, масло. 27 х 34 см.
Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
М.Б. Казанская (1914-1942). Городской пейзаж. 1930-е гг. Холст, масло. 37 х 31 см.
Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
М.Б. Казанская (1914-1942). Натюрморт с посудой. 1930-е гг.
Бумага, гуашь. 37,7 х 27,7 см. Собрание Романа Бабичева Москва.
М.Б. Казанская (1914-1942). Автопортрет. 1930-е гг. Частное собрание.
Неудивительно, что юная Мария рано увлеклась рисованием. Это случилось в трехлетнем возрасте, когда она стала страстно и неудержимо рисовать, используя для этого любой подручный материал. По воспоминаниям младшей сестры Марии Борисовны, для нее никогда не стоял вопрос выбора профессии. После окончания в 1931 году в Ленинграде 9 классов 38-й Советской школы 2-й ступени, Мария решила поступать в Институт пролетарского изобразительного искусства, получивший свое название после очередной реорганизации ВХУТЕИНа. Но случилось непредвиденное обстоятельство - в тот год набора студентов в Институт не проводилось, и преподаватель ВХУТЕИНа, художник Алексей Успенский (1892-1941) познакомил Марию с художницей Верой Михайловной Ермолаевой (1893-1937), с которой она и стала регулярно заниматься.
Вера Ермолаева. Фото 1916 г.
Занятия в мастерской Ермолаевой проходили по апробированному в ГИНХУКе плану изучения пяти систем современного искусства импрессионизма, сезаннизма, кубизма, футуризма, супрематизма. Занятия продолжались до весны 1934 года. Казанская начала с копирования произведений мастеров французской школы Моне, Синьяка, Гогена. Работала в различных техниках, маслом и пастелью, изучая живописную фактуру, свойственную тому или иному автору. Изучала живопись старых мастеров, познавая законы построения пространства и стараясь воспринимать пластику независимо от сюжета картин.
М.Б. Казанская (1914-1942). Натюрморт с красным букетом. 1930-е гг. Холст, масло.
Собрание Ю.М. Носова, Москва.
М.Б. Казанская (1914-1942). Набережная Невы в солнечный день. 1930-е гг. Холст, масло. 28 х 49 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж с рекой. 1930-е гг. (в раме). Холст, масло.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж с рекой. Фрагмент. 1930-е гг. Холст, масло.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж. Начало 1930-х гг. Картон, масло, 26,5 х 35,5 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин, Санкт-Петербург.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж с рекой. 1930-е гг. Картон, масло. 22 х 25 см.
Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж с лодками. 1930-е гг. Картон, масло. 26 х 36 см.
Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж. 1930-е гг. Холст на картоне, масло. 15 х 18 см.
Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
М.Б. Казанская (1914-1942). Автопортрет с голубой повязкой. 1930-е гг.
Холст, масло. 54 х 47 см. Собрание Романа Бабичева, Москва.
Позже от копирования картин импрессионистов и постимпрессионистов Мария Казанская перешла к работе на натуре. В видах Крестовского острова, в пейзажах, сделанных на Финском заливе (обе серии 1932-1933 гг.), использованы приёмы живописи импрессионизма и дивизионизма. Изучив произведения Синьяка, Сёра и Моне, Казанская компилирует их живописные системы для создания собственной манеры с присущим ей отрывистым мазком, выдающим живой темперамент, неяркой, но богато нюансированной палитрой, а также сознательным желанием лепить форму не линеарно, а живописно.
М.Б. Казанская (1914-1942). Натюрморт с красным букетом. Фрагмент. 1930-е гг.
Холст, масло. Собрание Ю.М. Носова, Москва.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж (с забором). Середина 1930-х гг.
Холст, масло. 53,5 х 39,7 см. Собрание Романа Бабичева, Москва.
М.Б. Казанская (1914-1942). Дом в деревне. Середина 1930-х гг.
Холст, масло. 49 х 40 см. Собрание Романа Бабичева, Москва.
М.Б. Казанская (1914-1942). Две женские фигуры. 1932 г. Бумага, графитный карандаш.
21,4 x 16,3 см; 20,6 x 15,5 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.
М.Б. Казанская (1914-1942). Женщина в кресле. 1931 г. Бумага, уголь. 26,3 х 20,8 см.
Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Силуэт. 1931 г. Бумага, графитный карандаш.
32 х 21,5 см. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Автопортрет (в белой блузе и синем шарфе). 1937 г.
Холст, масло. 44,5 х 31,3 см. Частное собрание.
Одновременно с этим Казанская посещала и занятия в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры у Александра Александровича Осмёркина (1892-1953). Ермолаева познакомила свою ученицу с Казимиром Малевичем (1879-1935), ввела ее в число доверенных людей художника. Позднее Казанская занималась уже у Малевича в ГИНХУКе по плану изучения пяти систем современного искусства. Она была близка к группе художников условно называемый «группой живописно-пластического реализма», ядром которой были последователи К.С. Малевича, бывшие сотрудники ГИНХУКа Л.А. Юдин, К.И. Рождественский, В.В. Стерлигов.
В её доме на «журфиксы» собирались интересные, талантливые художники, писатели и поэты - Д.И. Хармс, А.И. Введенский, К.В. Эндер, Б.В. Эндер, М.В. Эндер, Н.О. Коган, Л.С. Гальперин, Р.В. Великанова, В.В. Зенькович. Таков был новый, чрезвычайно интересный круг общения Казанской. Полностью отдаваясь занятиям живописью, Мария Казанская никогда нигде постоянно не работала, перебиваясь случайной работой по оформлению различных выставок и выполняя редкие заказы для издательства Детгиз. Как правило, это были заказы по оформлению, различные шрифтовые иллюстрации для литературы технического характера, в частности, медицинской литературы.
М.Б. Казанская (1914-1942). На реке. 1932-1934 гг. Холст, масло, 33 х 40,5 см.
Сайт Артеология – Новая история искусства http://arteology.ru
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж с купальщиками. 1932-1934 гг. Бумага, гуашь, 32,8 х 46 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
М.Б. Казанская (1914-1942). Деревья. 1932-1934 гг. Холст, масло. 39,5 х 49,5 см. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Розовый дом. 1932-1934 гг. Холст, масло. 30,5 х 40,5 см. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Натюрморт с плодами и бутылкой. 1932-1934 гг. Холст, масло. 38,5 х 47,5 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
М.Б. Казанская (1914-1942). За столом. 1932-1934 гг. Холст, масло. 50 х 40 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
М.Б. Казанская (1914-1942). Автопортрет (в голубом платке). 1937 г.
Холст, масло. 29 x 26,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Постепенно художнице перестала импонировать тонкая световоздушная живопись импрессионистов, её настойчиво влекла стихия чистого цвета. Фовизм был наиболее близок творческому темпераменту Казанской. В таких работах, как «Деревня на берегу реки», «Дерево и дома», «Розовый дом» (все 1933-1934. Частная коллекция, Пе- тербург), очевидна апелляция к фовистским декларациям Матисса или раннего Дерена, о чём говорит «дикая» палитра, контрастное сопоставление цветов, лепка формы посредством цветовых плоскостей.
Казанская разработала уникальный авторский метод яркой по цвету живописи в дивизионистском ключе, опирающийся на наследие фовизма и супрематизма, создала серии станковых работ (пейзажи, портреты, жанровые сцены). В марте 1934 года Казанская приняла участие в первой для себя коллективной выставке, организованной по инициативе В.В. Стерлигова на квартире художницы В.М. Ермолаевой. Именно эта выставка впоследствии упоминалась в материалах следственного дела 1934-1935 годов по обвинению Казанской. Послужила она и невольным поводом для последовавшего обвинения В.В. Стерлигова, А.Б. Батурина и В.М. Ермолаевой.
М.Б. Казанская (1914-1942). Особняк на набережной. 1932-1934 гг.
Холст, масло. 31,5 х 26 см. Собрание Романа Бабичева, Москва.
1933-1934 гг. - наиболее плодотворный период в творчестве Казанской. К этому времени относятся пейзажные серии «Пудость» (1933) и «Деревня» (1933-1934). Они отличаются не только уверенной, но и предельно энергичной и экспрессивной живописью. Живописные планы сливаются в одну активную живописную субстанцию, вызывая «состояние повышенного возбуждения поверхности холста».
М.Б. Казанская (1914-1942). На берегу. 1937 г. Холст, масло. Новокузнецкий художественный музей.
М.Б. Казанская (1914-1942). Обнаженная. 1933 г. Бумага, карандаш. 29 х 22 см.
Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Сидящая обнаженная. 1934 г.
Бумага, графитный карандаш. 30 х 21 см. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Сидящая обнаженная. 1932 г.
Бумага, графитный карандаш. 31,5 х 21,4 см. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Обнаженная. 1934 г. Бумага, графитный карандаш.
30 х 20,7 см. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Натюрморт с кувшином. 1935 г. Холст, масло. 45,2 x 37,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.Б. Казанская (1914-1942). Портрет женщины в синем. 1932-1934 гг.
Холст, масло. 49,4 х 40,4 см. Частное собрание.
25 декабря 1934 года Мария Казанская, одновременно с В.М. Ермолаевой, Л.С. Гальпериным, В.В. Стерлиговым, Н.И. Коган, была арестована как «участник контрреволюционной группировки, пытающейся наладить нелегальную связь с заграницей и ведущей антисоветскую пропаганду среди окружающих» (по другим сведениям, арестована в связи с убийством С.М. Кирова). Позже допрашивалась, как свидетель обвинения и 3 марта 1935 года следствие в отношении ее было прекращено, так как виновность в процессе следствия не установлена. В.М. Ермолаева 29 марта того же года была осуждена на три года лагерей и 26 сентября 1937 года была расстреляна в Карлаге. Результатом ареста и перенесенного стресса стало обострение у Марии Казанской наследственного психического заболевания, передававшегося в семье Радловых по женской линии.
ПЕЙЗАЖИ 1930-е гг.
Этот и все последующие пейзажи, портреты и натюрморты Марии Казанской из частных собраний экспонировались на ее персональной выставке в галерее «12 июля» в Санкт-Петербурге в 2013 году.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж с пристанью. 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж с лодками (1). 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж с лодками (2). 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Дома на горе. 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж с улицей (1). 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж с улицей (2). 1930-е гг. Частное собрание.
Похороны Казимира Малевича. Ленинград, 18 мая 1935 г.
18 мая 1935 года Мария Казанская присутствовала на похоронах Казимира Малевича в Ленинграде. Казанская выглядела подавленной. Люди, хорошо её знавшие, отмечали, что у молодой женщины были проблемы с психикой. Её бабушка, двоюродная сестра Михаила Врубеля, в старости сошла с ума. Но Маша была ещё так молода, она недавно получила образование, и все надеялись, что она оправится от потрясения и вернётся к нормальной жизни. Чуда не произошло.
М.Б. Казанская (1914-1942). Женский портрет. 1930-е гг. Частное собрание.
Летом 1935 года Казанская жила в Нальчике, где создала одноимённую серию тонких и лиричных пейзажей. Её основу составляют виды города (в основном сверху), в которых цветные пятна городских крыш утопают в многогранной палитре оттенков зелёного, серого, коричневого, а композицию фланкируют вертикальные линии кипарисов. Картины, выполненные в Нальчике, напоминают о пейзажах Дерена или Вламинка, чьё творчество анализировалось художниками группы Малевича в 1920-х.
М.Б. Казанская (1914-1942). Нальчик. 1935 г. Картон, масло. 29 х 30 см.
Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж с голубым небом. Из серии «Нальчик». 1535 г. Холст, масло. 40,5 х 45 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж с мостиком. 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж с домом. 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Дерево.1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Деревья (1). 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Деревья (2). 1930-е гг. Частное собрание.
Последними работами художницы стал цикл автопортретов, созданный в 1937 г. Эта серия, апеллируя к постсупрематическим фигуративным циклам Малевича и его учеников, имеет в то же время черты яркой индивидуальности и является своеобразным итогом творческого пути художницы.
М.Б. Казанская (1914-1942). Женский портрет (1). 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Женский портрет (2). 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Женский портрет (3). 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Автопортрет в красном шарфе (1). 1937 г.
Бумага, масло, 52,7 х 36 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.Б. Казанская (1914-1942). Автопортрет с красным шарфом (2). 1930-е гг.
Собрание Ю.М. Носова, Москва.
М.Б. Казанская (1914-1942). Автопортрет за столом. Холст, масло. 34 х 27 см.
Коллекция Джеймса Баттервика, Лондон.
М.Б. Казанская (1914-1942). Мужской портрет. 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Автопортрет в голубой феске. 1937 г.
Холст, масло. 40,7 х 32,5 см. Собрание Романа Бабичева, Москва.
Начало Великой Отечественной войны Мария Казанская встретила в Ленинграде. В сентябре 1941 года отец Казанской был назначен ее опекуном. Семье М.Б. Казанской после ареста Веры Михайловны Ермолаевой чудесным образом удалось спасти часть ее работ; родители Марии Казанской посетили квартиру арестованной художницы и, найдя ее не опечатанной, вынесли некоторые картины.
М.Б. Казанская (1914-1942). Дерево у дома. 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Улица. 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж с рекой (1). 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Пейзаж с рекой (2). 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Сад. 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Портрет в оранжевом шарфе. 1937 г. Холст, масло. 49,5 х 48 см.
Частное собрание.
Живопись Марии Казанской всегда была сугубо личной точкой зрения на окружающую действительность, о которой художница в любых условиях и при любых обстоятельствах старалась говорить громко, искренне, в необычайно яркой и экспрессивной манере. Мария Борисовна Казанская умерла от истощения весной 1942 года в больнице в блокадном Ленинграде. Была похоронена в братской могиле на Серафимовском кладбище.
М.Б. Казанская (1914-1942). Берег реки. 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Крутой берег. 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Крутой берег на солнце в полдень. 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Стог сена (а-ля Клод Моне). 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Натюрморт с фруктами. 1930-е гг. Частное собрание
М.Б. Казанская (1914-1942). Интерьер со стульями. 1930-е гг. Частное собрание.
М.Б. Казанская (1914-1942). Автопортрет. 1930-е гг. Холст, масло. 53,7 х 46,7 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
Первая послевоенная выставка М.Б. Казанской прошла весной 1960 года в квартире художников В.В. Стерлигова и Т.Н. Глебовой. (Большой пр, 98, кв.30). Несмотря на то, что выставка была «квартирной», на нее были разосланы пригласительные билеты. Вторая персональная выставка прошла в 1976 году, в мастерской Т.Н. Глебовой на Петроградской стороне (ул. Ленина, д. 52, кв. 43). В апреле 2013 года в Санкт-Петербурге в частной галерее «12 июля» состоялась третья выставка работ Марии Казанской.
Афиша персональной выставки Марии Казанской (1914-1942)
в галерее «12 июля». Санкт-Петербург, 2013 г.
Сегодня живописные и графические работы Марии Казанской хранятся в музейных собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, других художественных и краеведческих музеев нашей страны, а также в многочисленных частных собраниях в России и за рубежом, в том числе в коллекции Джеймса Баттервика в Лондоне и других собраниях.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 401-402, 474.
1. Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. – Стр. 65, 80-83, 87-89, 91, 312. 2. Вера Ермолаева. Биография. Документы. Книжная графика. Текст и подгот. к публикации документов Антонина Заинчковская. Москва, Издательство «Ад Маргинем Пресс», «ABCdesign», 2024 г. – 304 с., ил.