• Авторизация


СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ САМОХВАЛОВ (1894-1971). ОБЩЕСТВО «КРУГ ХУДОЖНИКОВ», ЧАСТЬ I 20-01-2025 19:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1914 год. Петроград. РГИА. Самохвалов  Александр Николаевич — копия (560x700, 83Kb)
Александр Николаевич Самохвалов. Фото: Петроград 1914 г.

Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971) – русский советский живописец, график, скульптор, художник театра. Учился на архитектурном факультете Академии художеств (1914–1917), на живописном факультете ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа (1918–1923) в мастерской К.С. Петрова-Водкина. В период учебы увлекался искусством М.А. Врубеля и М. Чюрлёниса. Испытал влияние П. Сезанна, А. Матисса, П. Пикассо. Участник выставок с 1917 г. Член и экспонент объединений: «Мир искусства» (с 1917), «Община художников» (с 1922), «Объединение новых течений в искусстве» (с 1922), «Жар-цвет» (с 1924), «Круг художников» (1926–1929), «Октябрь» (1930–1932). Занимался книжной графикой, сотрудничал с издательствами «Радуга», Детгиз. В 1920-х сотрудничал с Государственным фарфоровым заводом им. М.В. Ломоносова, создавал модели скульптуры и эскизы росписи фарфора, в которых отразилось увлечение идеями К. Малевича. Самохвалов - один из важнейших ленинградских художников сталинской эпохи, сочетавший в своём творчестве модерновые и символистские черты с идейной программой соцреализма.

ФОТО Бежецк, Тверская губ. Реальное училище (700x440, 126Kb)
Бежецк, Тверская губерния. Реальное училище. Фотография 1907-1910 гг.

Александр Николаевич Самохвалов родился 9 (21 августа по новому стилю) 1894 года в городе Бежецке Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей (умер в 1917 году). Мать Самохвалова Елена Фёдоровна (в девичестве Чистякова, ум. в 1937) занималась домашним хозяйством. Кроме будущего художника в семье было еще трое детей. Свое первое образование Самохвалов получил в церковноприходской школе в Бежецке. Он вспоминал: «Школа была наполовину городской, наполовину крестьянской». В 1906 году художник поступил в Калязинское механико-техническое училище (сейчас - Калязинский колледж им. Н.М. Полежаева). В свободное время много рисовал. Преподаватели отмечали, что у него хорошо получается изображать людей и животных, и советовали стать художником.

1909 Старые кузницы. Холст, масло. 19,5 х 25,9 см. (700x528, 169Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Старые кузницы. 1909 г. Холст, масло. 19,5 х 25,9 см.
Тверская областная картинная галерея.

1911 Аллея в саду. Х, м. Бежецкий мемориально-литературный музей. (536x700, 174Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Аллея в саду. 1911 г. Холст, масло.
Бежецкий мемориально-литературный музей.

1910-е У реки. Х, м. 47х65 см. (700x522, 165Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). У реки. 1910-е гг. Холст, масло. 47 х 65 см. Аукцион Le Connaisseur, Киев.

1912 Мельница. (700x484, 165Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Мельница. 1912 г. Холст, масло. Холст, картон, масло 18 х 24 см.
Бежецкий мемориально-литературный музей.

1912 Улица в Бежецке. Х. на карт, м. 18,3х18,5 см. Тверская КГ (688x700, 177Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Улица в Бежецке. 1912 г. Холст на картоне, масло. 18,3 х 18,5 см.
Тверская областная картинная галерея.

1916 Скрипки. Х, м. 61 х 64 см. (700x649, 203Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Скрипки. 1916 г. Холст, масло. 61 х 64 см. Галерея «Артпоиск - русские художники»

1913 Женщина с вёдрами. Бум, акв, гуашь. 67 x 52. (в раме) ГРМ — копия (560x700, 296Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женщина с вёдрами. 1913 г. Бумага, акварель, гуашь.
67 x 52 см. (в раме). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1917 Балерина. Калька, карандаш графитный. 22,2 х 13. Тверская. (391x700, 112Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Балерина. 1917 г.
Калька, карандаш графитный. 22,2 х 13 см.
Тверская областная картинная галерея.
1910-е Пейзаж. Бумага, тушь, перо, кисть31х15,4 см. Тверская (345x700, 106Kb)1910-е Об-на. Бумага, карандаш, карандаш цветной (черный), акварель. 31,3х11,3 см. Тверская (273x700, 57Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). 1. Пейзаж. 1910-е гг. Бумага, тушь, перо, кисть. 31х15,4 см. 2. Обнаженная. 1910-е гг. Бумага, карандаш, карандаш цветной (черный), акварель. 31,3х11,3 см. Оба - Тверская областная картинная галерея.

1910-е Царица ночи. ЧС (700x425, 178Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Царица ночи. 1910-е гг. Частное собрание.
Из работ этого периода сохранились еще две вещи: «Плач Изиды над телом Озириса» и эскиз на тему слов Ницше:
«Свет - я. О, если бы я был ночь! Как присосался бы я к сосцам света!», навеянный творчеством Чюрлёниса.

1918 Лежащая обнаженная. Бумага цветная, уголь, белила. 23 х 31,8 см. Тверская (700x494, 79Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Лежащая обнаженная. 1918 г. Бумага цветная, уголь, белила. 23 х 31,8 см.
Тверская областная картинная галерея.

1918 Сидящая обнаженная. бумага цветная, сангина. 31,7х23 см. Тверская (497x700, 247Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Сидящая обнаженная. 1918 г. Бумага, сангина. 31,7 х 23 см.
Тверская областная картинная галерея.

1917 Обнаж. фигура. Бумага, сангина. 15,2 х 19 см.Тверская (542x700, 92Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная фигура. 1917 г. Бумага, сангина. 15,2 х 19 см.
Тверская областная картинная галерея.

1916 Две НЮ. Бум на карт, сангина, паст.  113 by 75 cm. Аук МакДуглас, 2007 (2) (457x700, 131Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Две обнаженные. 1916 г.
Бумага на картоне, сангина, пастель. 113 х 75 см.
Аукционный дом MacDougall`s, Лондон, 2007 г.

1910-е Врубелевские обнаженные. Бум, акв. (518x700, 124Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Врубелевские обнаженные. 1910-е гг.
Бумага, акварель. Аукцион Le Connaisseur, Киев.

1910 А. Самохвалов. Фото (517x700, 53Kb)
Александр Самохвалов. Фотография 1910 г.

В 1908 году, на третьем курсе, Самохвалова отчислили за участие в уличных столкновениях во время Первой русской революции 1905–1907 годов. Учебу он продолжил в Бежецком реальном училище живописи. Он занимался в классе художника Ивана Костенко. Самохвалов вспоминал: «Иван Малахович показывал свой этюд, и мы приравнивали свои этюды к его достижениям. Конечно, его этюд всегда был законченным и вернее нашей мазни нарисованным. Но в мазне наших неопытных кисточек проявлялась иногда какая-то особенность, более близкая к природе и характеру того, кто это написал. Иван Малахович всегда это отмечал».
Самохвалов окончил реальное училище и переехал в Петербург. Там он брал уроки у художника Якова Гольдблата, посещал его частную студию, где учился писать с натуры. В 1914 году Александр Самохвалов поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств на архитектурный факультет. После занятий он ходил в Русский музей и Эрмитаж, где изучал классическую живопись.

1917 Портрет жены художник. Рисунок. АО «Российский аукционный дом» Эст 450.000 - 600.000 р (700x646, 140Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет жены художника. 1917 г. Бумага, смешанная техника. 47 х 51 см.
АО «Российский аукционный дом», Санкт-Петербург, 2012 г. Эстимейт 450.000 - 600.000 руб.

1918-1919 Новогодний праздник. Эскиз панно. Бум, акв. 42,6х20,9 см. Тверская (328x700, 128Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Новогодний праздник. Эскиз панно.
1918-1919 гг. Бумага, акварель. 42,6 х 20,9 см.
Тверская областная картинная галерея.

1920-1930-е Вечер вдвоем. (700x532, 97Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Вечер вдвоем. 1920-1930-е гг. Холст, масло 60,5 х 79,5 см.
Галерея «Артпоиск - русские художники»

1920-1921 Крыши.  Бумага, графитный карандаш. 43 x 35. ГРМ (551x700, 187Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Крыши. 1920-1921 гг. Бумага, графитный карандаш. 43 x 35 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1920-е Женский портрет. 1920-е. Бумага, карандаш графитный. 27,7 х 21,7. Тверская. (545x700, 69Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женский портрет. 1920-е. Бумага, графитный карандаш .
27,7 х 21,7 см. Тверская областная картинная галерея.

1920-е Женский портрет. 1920-е. Бумага, карандаш графитный. 27,7 х 21,7. Тверская (537x700, 85Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женский портрет. 1920-е. Бумага, карандаш графитный.
27,7 х 21,7 см. Тверская областная картинная галерея.

1920-е Портрет И.Н. Розанова. 1920-е. Бумага, карандаш графитный. 27,6 х 21,6 Тверская (522x700, 95Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет И.Н. Розанова. 1920-е. Бумага, карандаш графитный.
27,6 х 21,6 см. Тверская областная картинная галерея.

1923 Портрет профессора Б.Г. Галёркина. Б. кар. 27,7х21,7 см. Тверская (553x700, 107Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет профессора Б.Г. Галёркина. 1923 г. Бумага, карандаш.
27,7 х 21,7 см. Тверская областная картинная галерея.

1920 Круг музыкальных форм. Бум, акв. Диаметр 45 см. Кол. В.А.Дудакова и М.К.Кашуро, Мск (700x700, 112Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Круг музыкальных форм. 1920 г. Бумага, акварель. D=45 см.
Коллекция В.А. Дудакова и М.К. Кашуро, Москва.

1920-е начало. Натюрморт. Х, м. 53,5х71 см. (Самара ХМ) (700x492, 95Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт. Начало 1920-х гг. Холст, масло. 53,5 х 71 см.
Самарский областной художественный музей.

1920-е Натюрм. Х, м. 71,5 x 71,5 см. Самара ХМ (694x700, 166Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт. 1920-е гг. Холст, масло. 71,5 x 71,5 см.
Самарский областной художественный музей.

1920-е серед. Обнаженная с полотенцем. Фанера, м. 52,4х29,7. СОВКОМ 2005. Эст  37000 - 39000 $ дол. (2) (487x700, 187Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная с полотенцем. Серед.1920-х гг.
Фанера, масло. 52,4 х 29,7 см. Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2005 г.
Эстимейт $37.000 – 39.000 дол.

1920-е Песнь любви. Бум, См.. техн. — копия (470x700, 163Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Песнь любви. 1920-е гг.
Бумага, смешанная техника.

1920-е В бане (452x700, 124Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В бане. Эскиз. 1920-е гг.
Бумага, смешанная техника.

1920-е Обнаженная. Этюд к работе «Стадион». Бум, кар. 36х26. СОВКОМ 2013. Эст 55.000-100.000 руб (494x700, 107Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная. Этюд к работе «Стадион». 1920-е гг.
Бумага, карандаш. 36 х 26 см. Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2013 г.
Эстимейт 55.000 - 100.000 руб.

В 1914-1918 гг. Самохвалов учился в Высшем художественном училище при Академии художеств на архитектурном факультете у В.В. Беляева и Г.Р. Залемана. В 1918 году с приходом новой власти Академию художеств закрыли. После упразднения академии Самохвалов вернулся на родину в Бежецк. Завершал образование уже в петроградском ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИН (1919-1923) под руководством Д.Н. Кардовского, А.А. Рылова, В.Е. Савинского и Д.И. Киплика. Среди учителей особое влияние на Самохвалова оказал Кузьма Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества.

1920-е Схема социальной теории Карла Маркса. Плакат. Бум, хромолитография. 69 х 100. ГРМ (700x489, 177Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Схема социальной теории Карла Маркса. Плакат. 1920-е гг.
Бумага, хромолитография. 69 х 100 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1920 Гонец. Эскиз плаката. Бум, акв. 17,2х20,8 см. Волгонрад (700x588, 201Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Гонец. Эскиз плаката. 1920 г. Бумага, акварель. 17,2 х 20,8 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

1920-е Папиросы НЭП. Эскиз оформления коробки. Бум, гуашь. 6,8х7,2 см. Тверская (700x660, 149Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Папиросы «НЭП». Эскиз оформления коробки. 1920-е гг. Бумага, гуашь.
6,8 х 7,2 см. Тверская областная картинная галерея.

1920-е На берегу. Холст, масло, темпера. 32,5х41. ХМ Алтай края (700x616, 192Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На берегу. 1920-е гг. Холст, масло, темпера. 32,5 х 41 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

1920-е Рисунок к композиции «На берегу». Бумага, карандаш. 25,7 х 33,5. Алтай край (700x588, 133Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Рисунок к композиции «На берегу». 1920-е гг. Бумага, карандаш. 25,7 х 33,5 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

1924 Клены. Х, м.  69Х87 см. ВМИИ им. И.И. Машкова. (700x558, 170Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Клёны. 1924 г. Холст, масло. 69 х 87 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

1923 Юность. бумага, графитный карандаш, тушь, перо33,5х27 см. ГМИИ им.Пушкина (564x700, 178Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Юность. 1923 г. Бумага, графитный карандаш, тушь, перо.
33,5 х 27 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1920-е Женский портрет (488x700, 105Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женский портрет. 1920-е гг. Картон, гуашь.

1930-1920-е ++ Эскиз картины Взятие Зимнего. ХОЛСТ, картон, гуашь. 17х24,8. Мордов (700x487, 108Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз картины «Взятие Зимнего». 1920-1930-е гг. Холст на картоне, гуашь.
17 х 24,8 см. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.

1924 Бессмертный вождь Октября Ленин указал н 86 × 60. ГРМ (482x700, 144Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Бессмертный вождь Октября Ленин указал нам путь к победе. Да здравствует ленинизм! Плакат к 7-й годовщине Октябрьской победы.1924 г. Бумага, хромолитография. 86 х 60 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.ам путь к победе. Плакат. хромолитография.

1924 Советы и электрификация есть основа нового мира. Плакатхромолитография. 86 х 66,3. ГРМ (531x700, 161Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Советы и электрификация есть основа нового мира. Плакат.
1924 г. Бумага, хромолитография. 86 х 66,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1924 Да здравствует комсомол!  На смену старшим молодая рать идет. Плакат 93,2 х 59,6. ГРМ (2) (455x700, 120Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Да здравствует комсомол! На смену старшим
молодая рать идет. Плакат. 1924 г. Бумага, хромолитография. 93,2 х 59,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1925 Пролетарии, боритесьс опасностью новых войн..Плакатхромолитография. 93,5 х 65,6. ГРМ (464x700, 118Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Пролетарии, боритесь с опасностью новых войн.
Плакат. 1925 г. Бумага, хромолитография. 93,5 х 65,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1924 Расти кооперация. Эскиз плаката. Бум, акв. 12,5х8,7 см. Тверская (480x700, 356Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Расти кооперация. Эскиз плаката. 1924 г.
Бумага, акварель. 12,5 х 8,7 см. Тверская областная картинная галерея.

1921 К.С.Петров-Водкин и А.Н.Самохвалов среди местных жителей во время самаркаедской экспед — копия (700x535, 135Kb)
К.С. Петров-Водкин и А.Н. Самохвалов среди местных жителей во время самаркандской экспедиции. 1921 г.

Из книги Натана Стругацкого «Александр Самохвалов. Страницы книги»:
«Летом 1921 года Петров-Водкин и Самохвалов в составе научной экспедиции выезжают в Туркестан для изучения древних памятников, художественной культуры, главным образом, архитектурных. Почти полгода работал в Самарканде Самохвалов, написал большое количество этюдов и картину "Дворик". В этих работах самаркандского периода, как и последующих до 1924 года, Самохвалов добросовестно применяет со значительной последовательностью эстетические принципы и формальные приемы, усвоенные им под руководством Петрова-Водкина».
Не случайно путешествие с Петровым-Водкиным в Самарканд и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве.

1921 Афрасиаб. Х, м. 41х51,5 см. ВМИИ им. И.И. Машкова. (700x583, 163Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Афрасиаб. 1921 г. Холст, масло. 41 х 51,5 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Афрасиаб - древнее городище площадью более 200 га, ныне - скопление желто-серых лёссовых холмов
в северной части современного города Самарканда.

1921 Шахти-Зинда. (700x556, 165Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Шахти-Зинда. 1921 г. Холст, масло. 43 х 52 см. Частное собрание.

1921 Самарканд. Празднование 1 Мая. Бум, акв. 41 х 48,5 с. ХМ Кузбасса (2) (700x592, 202Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Самарканд. Празднование 1 Мая. 1921 г. Бумага, акварель. 41 х 48,5 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.

1921 Дворик. Фрагмент. ГРМ (700x524, 141Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Дворик. Фрагмент. 1921 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1921 Восточный базар. Бум, акв. 33,5х24 см. Волгоград (504x700, 132Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Восточный базар. 1921 г. Бумага, акварель. 33,5 х 24 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

1921 Берег Басы. Бумага, графитный карандаш. 17,8 x 21 см. ГРМ (700x599, 167Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Берег Басы. 1921 г. Бумага, графитный карандаш. 17,8 x 21 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1921 В скалах. Холст, масло, темпера. 44 х 38,3, Омский ЗМ (635x700, 184Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В скалах. 1921 г. Холст, масло, темпера. 44 х 38,3 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

1921 Бессонница (Ночь). Бум, акв. 37,5 х 29,4 см. ГРМ (543x700, 116Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Бессонница (Ночь). 1921 г. Бумага, акварель.
37,5 х 29,4 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1921 Верблюд. Бумага, акварель (605x700, 121Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Верблюд. 1921 г. Бумага, акварель. 49 х 42 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.

1924 Старая Ладога. Холст, темпера. 67 x 99,5 ГРМ (700x462, 150Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Старая Ладога. 1924 г. Холст, темпера. 67 x 99,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1924-1925 На пляже. Бумага, акварель. 13,4 х 20,8 Тверская (700x438, 98Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На пляже. 1924-1925 гг. Бумага, акварель. 13,4 х 20,8 см.
Тверская областная картинная галерея.

1924 Пионерки. Бум, акв. 64,5х46. ХМ Кузбасса, Кемерово (497x700, 151Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Пионерки. 1924 г. Бумага, акварель. 64,5 х 46 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.

1924-1925 Из серии Деревня Наволок. Юноша в косоворотке. Бум, уголь. 41,8 x 30. ГРМ (499x700, 109Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Из серии «Деревня Наволок». Юноша в косоворотке.
1924-1925 гг. Бумага, уголь. 41,8 x 30 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1924 Натюрморт с палитрой. Х. на карт, м. 49,5х36 см. Оренбург ХМ (456x700, 115Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт с палитрой. 1924 г.
Холст на картоне, масло. 49,5 х 36 см.
Оренбургский музей изобразительных искусств.

1918 Автопортрет. Бум, акв. 41х26 см Волгоград (443x700, 79Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Автопортрет. 1918 г. Бумага, акварель. 41 х 26 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

В 1916 году Самохвалов создал одно из своих первых произведений — «Автопортрет». В нем он подражал иконописной технике: использовал темные цвета и писал темперой - краской на основе порошкового пигмента и эмульсии.
Самохвалов начал участвовать в выставках уже на первом курсе с 1914 года. В 1917 году он вступил в объединение «Мир искусства», в которое входили Петр Кончаловский, Борис Кустодиев и Сергей Чехонин, и участвовал в выставках объединения. В том же году на выставке объединения в Петрограде представил свой «Автопортрет» 1916 года (кат. № 326). Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги.

1926 Эскиз плаката К победе нас привел ленинизм. Бумага, гуашь. 13,2 x 8,5 ГРМ (439x700, 137Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз плаката «К победе нас привел ленинизм». 1926 г.
Бумага, гуашь. 13,2 x 8,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1926 Рабочих и ленина соединила в... Плакат.хромолитография. 98,7 х 70,7. ГРМ (455x700, 122Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Рабочих и Ленина соединила в своем пороховом дыму
революция 1905 г. Плакат. 1926 г. Бумага, хромолитография. 98,7 х 70,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1925 Жиртрест. Проект календарной стенки. Бум, гуашь, тушь, бронза. 24,1х18,7 см. Тверская (533x700, 174Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Реклама «Жиртреста». Проект календарной стенки.
1925 г. Бумага, гуашь, тушь, бронза. 24,1 х 18,7 см. Тверская областная картинная галерея.

1924 Эскиз  мозаичной плиты с изображением серпа и молота. Бумага, акварель, тушь, бронза. 19,7 x 17,3. ГРМ (602x700, 150Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз мозаичной плиты с изображением серпа и молота.
1924 г. Бумага, акварель, тушь, бронза. 19,7 x 17,3 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

1924 Листок спартаковца. Эскиз плаката. Бум, гуашь, тушь, акв. 25х19 см. Тверская (504x700, 155Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Листок спартаковца. Эскиз плаката. 1924 г.
Бумага, гуашь, тушь, акварель. 25 х 19 см. Тверская областная картинная галерея.

1925 Крестьяне. бумага, гуашь, акварель. 26,5х20,4. Иваново (515x700, 127Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Крестьяне. 1925 г. Бумага, гуашь, акварель. 26,5 х 20,4 см.
Ивановский областной художественный музей.

1925 Портрет Кувы. Х, м. 61.7x47.6. Новокузнецкий ХМ (534x700, 127Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет Кувы. 1925 г. Холст, масло. 61,7 x 47,6 см.
Новокузнецкий художественный музей, Кузбасс.

1924 Портрет девочки. Х, м. 40 х 36 см. Саратов ХМ (661x700, 161Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет девочки. 1924 г. Холст, масло. 40 х 36 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

1924 Работница. Х, м. 100х78. ККХМ им. Ф.А.Коваленко (551x700, 140Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Работница. 1924 г. Холст, масло. 100 х 78 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.

1925 Жены рыбаков Ладога. Бум, акв, гуашь 31,8 х 21,8 см. ГРМ (479x700, 100Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Жены рыбаков. Ладога. 1925 г.
Бумага, акварель, гуашь. 31,8 х 21,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1925 Девочка, играющая в рюхи. Бумага,гуашь. 35,3х26,8. ГРМ (533x700, 128Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девочка, играющая в рюхи. 1925 г. Бумага, гуашь.
35,3 х 26,8 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1925 Девочка с морковью. Бумага,гуашь 35х18. ГРМ (348x700, 77Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девочка с морковью. 1925 г. Бумага, гуашь. 35 х 18 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1925-1926 Голова мальчика из серии «Ладога». Бум, акв.14,4х9,7 см. Тверская (470x700, 152Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Голова мальчика из серии «Ладога». 1925-1926 гг.
Бумага, акварель. 14,4 х 9,7 см. Тверская областная картинная галерея.

1922-1923 Головомойка. Дипломная работа. Х, м, темп. 132 х 97 см. ГРМ (486x700, 158Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Головомойка. Дипломная работа. 1922-1923 гг.
Холст, масло, темпера. 132 х 97 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1923 году Самохвалов окончил ВХУТЕМАС. Его дипломной работой стала картина «Головомойка» (1923, Русский музей), в которой художник стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина. Он построил сложную композицию: фигуры людей, предметы, лестницу изобразил с разных углов и стилистически близкой сюрреализму. Однако Александр Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства» или вообще в «подполье». Тем не менее, подобно мастерам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был эстетически весьма близок, Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, заказных произведениях.

1922-1923 Головомойка. Дипломная работа. Х, м, темп. Фрагмент (700x529, 173Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Головомойка. Дипломная работа. Фрагмент. 1922-1923 гг. Холст, масло, темпера.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1923 Головомойка. Бумага, карандаш. ПГОИАХМЗ 2 (700x394, 101Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Головомойка. Эскиз. 1923 г. Бумага, карандаш. Псковский музей-заповедник.

1926 Щебенщики. Х, темп. 127 х 120 см. ГРМ (655x700, 162Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Щебенщики.1926 г. Холст, темпера. 127 х 120 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1926 Эскиз к картине Щебенщики. Карт, смеш техника. 23,5 х 28. ХМ Алтай края (700x572, 158Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к картине «Щебенщики». 1926 г. Холст, темпера.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1927 В полях (Кухня). Х, м. 91 х 83,3. Вологда муз-зап (583x700, 135Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В полях (Кухня). 1927 г. Холст, масло. 91 х 83,3 см.
Вологодский музей-заповедник.

1926 Семья рыбака. Х, м, темп. 94х65 см. ВМИИ им. И.И. Машкова. (476x700, 129Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Семья рыбака. 1926 г. Холст, масло, темпера. 94 х 65 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

1925-1926 Женщина с жеребенком из серии «Ладога». Бум, акв. 27х21,6 см. Тверская (538x700, 133Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женщина с жеребенком из серии «Ладога». 1925-1926 гг.
Бумага, акварель. 27 х 21,6 см. Тверская областная картинная галерея.

1925-1926 Мальчик в красной рубахе из серии «Ладога». Бум, акв. 34,1х15,3 см. Тверская (327x700, 101Kb)1925-1926 Мальчик в жёлтой рубахе. Бум, акв. 19,6х6,5 см. Тверская КГ (250x700, 67Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). 1. Мальчик в красной рубахе из серии «Ладога». 1925-1926 гг. Бумага, акварель. 34,1х15,3 см. 2. Мальчик в жёлтой рубахе. 1925-1926 гг. Бумага, акварель. 19,6х6,5 см. Оба - Тверская областная картинная галерея.

1926 Женщина с ведрами. Из серии «Ладога». Бум, акв. 13,7х9,6 см. Тверская (499x700, 118Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женщина с ведрами. Из серии «Ладога». 1926 г.
Бумага, акварель. 13,7 х 9,6 см. Тверская областная картинная галерея.

1927 Девушка, надевающая платье. Карт, м. 67.8x46.3. Новокузнецк ХМ (483x700, 118Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка, надевающая платье. 1927 г. Картон, масло.
67,8 x 46,3 см. Новокузнецкий художественный музей, Кузбасс.

1926 Женщина, моющая окно. Этюд. Бум, акв. 22,5x 12 см. Староладожский (350x700, 95Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женщина, моющая окно. Этюд. 1926 г.
Бумага, акварель. 22,5 x 12 см. Староладожский музей-заповедник,
Ленинградская обл.

1920-е Мужской портрет. Бумага, тушь. 32 х 23 см. Вологда ХМ (493x700, 162Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Фигура на фоне плоскости. (Автопортрет). 1919-1923 гг.
Бумага, цветная тушь. 32 х 23 см. Вологодский музей-заповедник.

В начале 1920-х Александр Самохвалов рисовал книжные иллюстрации, реставрировал старинные картины для музеев Петрограда. Сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Самохвалова в работах по реставрации фресок Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.
Помимо живописи, Самохвалов писал портреты, жанровые картины, пейзажи, художник также занимался плакатом. Для Российского телеграфного агентства Самохвалов нарисовал несколько агитационных плакатов. Среди них — «Ленин и электрификация», «Вперед, по ленинскому пути!» и «Пролетарии, боритесь с опасностью новых войн». В 1925 году на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже за плакат «На смену старшим» он получил золотую медаль.

1927 Да здравствует соц. революция. Плакат. 70х100. Гос муз полит истории России (700x525, 160Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Да здравствует социалистическая революция во всем мире. Плакат. 1927 г.
Бумага, хромолитография. 70 х 100 см. Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург.

1927 Речь с броневика. Х, м. 77 х 112 см. (ГМИИ Казахстана) (700x478, 189Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Речь с броневика. Эскиз. 1930 г. Холст, масло. 77 х 112 см.
Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан, Алма-Аты.

1927 Эскиз картины «Радость жизни» Бум, чёрная акварель. 22,1 x 24,1. ГРМ (700x667, 200Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз неосуществленной картины «Радость жизни». 1927 г.
Бумага, чёрная акварель. 22,1 x 24,1 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1928 Девушка в черном купальнике. Этюд к картине «Радость жизни» Карт, бум, гуашь. 35x15. ГРМ (261x700, 71Kb)1927-1928 На пляже (367x700, 98Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюды к неосуществленной картине «Радость жизни». 1. Девушка в черном купальнике. 1928 г. Картон, бумага, гуашь. 34x19,5 см. 2. Трое. 1928 г. Картон, бумага, гуашь. 36x22,5 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1928 Девушки. Этюд к неосуществленной картине Радость жизни. Карт, бум, гуашь. 36х22,5 ГРМ. (420x700, 115Kb)1928 Девочка с полотенцем. Карт, бум, гуашь.34x15. ГРМ (270x700, 94Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюды к неосуществленной картине «Радость жизни». 1. Девушки (На пляже). 1928 г. Картон, бумага, гуашь. 36х22,5 см. 2. Девочка с полотенцем. 1928 г. Картон, бумага, гуашь. 34x15 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
1927 После бани. Х,темп. 111,3 х 66,5. ГРМ (400x700, 138Kb)1928 Мать. Этюд к неосуществ картине Радость жизни.Бумага на фанере, гуашь. 33,5 x 14,5. ГРМ (295x700, 84Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюды к неосуществленной картине «Радость жизни». 1. После бани. 1927 г. Холст, темпера. 111,3х66,5 см. 2. Мать. 1928 г. Бумага на фанере, гуашь. 33,5x14,5 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1928 Идущие юноши. Эскиз Картон, бумага, гуашь. 35 x 21,5. ГРМ (399x700, 117Kb) 1928 Юноши на пляже. Эскиз к картине Радость жизни. Картон, бумага, гуашь. 35,5 x 21,5. ГРМ (415x700, 114Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюды к неосуществленной картине «Радость жизни». 1. Идущие юноши. 1928 г. Картон, бумага, гуашь. 35x21,5см. 2. Юноши на пляже. 1928 г. Картон, бумага, гуашь. 35,5x21,5 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1923 Автопортрет. Бумага, карандаш. 43,5 х 34,7. Вологда (542x700, 116Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Автопортрет. 1923 г. Бумага, карандаш. 43,5 х 34,7 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.

В середине 1920-х гг. Самохвалов устроился художником на Государственный фарфоровый завод, позднее - Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), сейчас - Императорский фарфоровый завод. По эскизам и моделям художника были выполнены росписи на тарелках и скульптуры, в которых отразилось увлечение идеями К.С. Малевича. Были выпущены фарфоровые тарелки «Женщина с козочкой», «Завтрак работницы», «Швея». чашка и блюдце с беспредметными композициями. Позднее, в 1960-1970 годы на ЛФЗ исполнялись повторы фарфоровых работ.

1923-1968 Чашка с блюдцем с беспредметными композициями по эскизу 1923 г. ГРМ (700x427, 62Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Чашка с блюдцем с беспредметными композициями (по эскизу 1923 г.). 1968 г.
ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная. 6,7 х 12,4 х 10,2 см; D блюдца =16 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

1923-1968 Тарелка Работница. Тверская (700x700, 120Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Декоративная тарелка «Работница». 1923-1968 гг. Фаянс, роспись надглазурная.
D=36,7 см. Тверская областная картинная галерея.

1923 Тарелка. Завтрак работницы. Госуд ФарфЗавод Фарфор.Д= 23,5 ГРМ 2 (700x700, 157Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Тарелка «Завтрак работницы». 1923 г. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная.
D=23,5см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1923-1968 Тарелка Швея. Фарфор, роспись надглазурная. Д.=24 см. ГРМ (700x700, 165Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Тарелка «Швея» (по эскизу 1923 г.). 1968 г. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная.
D=24 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1923 Декоративная тарелка «Девушка с козочкой». 1960-е. (700x700, 131Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Тарелка «Женщина с козочкой». 1923 г. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная.
D=23,5см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Книгой и книжной графикой Самохвалов начал заниматься с середины 1920-х годов, сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгиз. Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого художника: «Наш город», (1927), «Ночные страхи» (1927), «В лагерь» (1927), «Водолазная база» (1928) «Ходя» (1928), М. Пришвина «Рассказы егеря Михаил Михалыча» (1928), «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гека Финна» Марка Твена (1929) и др. Самохвалов не был сатириком, но ему везло на остросатирические литературные произведения. В те же годы были созданы иллюстрации к «Комедия ошибок» (1926) и «Укрощение строптивой» Вильяма Шекспира, «Шиш московский» (1930) Б. Шергина - это довольно большой цикл сатирических работ. «Комедия ошибок» Шекспира была сделана сангиной в духе фресковой или вазовой живописи. К сожалению, в печати эта серия иллюстраций не вышла, так как какой-то литературовед объявил, что пьеса эта не принадлежит Шекспиру, и она была изъята из однотомника.

1927 Обложка к книге А. Н. Самохвалова «Водолазная база»Гуашь. 29 x 22. М-Л, ГИЗ (400x540, 104Kb)1927 Эскиз обложки книги А.Самохвалова Три случая под водой. (409x540, 131Kb)
1. Обложка к книге А.Н. Самохвалова «Водолазная база». Бумага, гуашь. 29x22 см. Москва-Ленинград, Госиздат, 1927г. 2. Эскиз обложки книги А.Н. Самохвалова «Три случая под водой». Москва-Ленинград, Госиздат, 1927 г.
1927 Обложка к книге А. Н. Самохвалова «Ходя»Бумага, гуашь. 19,6 x 13,7. ГРМ (400x580, 116Kb)1927 Эскиз обложки книги А.Н.Самохвалова «Ходя». Бумага, тушь. ТОКГ (401x580, 82Kb)
3. Обложка к книге А.Н. Самохвалова «Ходя». Бумага, гуашь. 19,6x13,7 см. Москва-Ленинград, Госиздат, 1927 г.
4. Эскиз обложки к книге А.Н. Самохвалова «Ходя». 1920-е гг. Бумага, тушь. 19,9х13,9 см. Тверская областная картинная галерея.
1927 Обложка книги А.Н. Самохвалова - В лагерь Бум,цв литогр.  Бумага, гуашь. 19,7 x 15,3 Л-д, Радуга. ГРМ (430x550, 102Kb)1927 М.Пришвин Рассказы егеря Михаил Михалыча (ГИЗ, 1928). Обложка (373x550, 123Kb)
5. Обложка книги А.Н. Самохвалова «В лагерь». Бумага, гуашь. 19,7x15,3 см. Ленинград, «Радуга», 1927 г.
6. Обложка к рассказу М. Пришвина «Рассказы егеря Михал Михалыча». Бумага, тушь. 19,7x13,6 см. Москва-Ленинград, Госиздат, 1928 г.
1923 Город. Сборник 1-й. Обложка и графика на стр. 5-й и 51-й работы художника А.Н.Самохвалова. (414x575, 115Kb)
1930 Б. Шергин - Шиш московский (374x575, 123Kb)
7. Город. Искусство, литература. Сборник. Обложка и графика на стр. 5-й и 51-й работы А.Н. Самохвалова. Петербург, январь 1923 г. 8. Борис Шергин. Шиш московский. Обложка книги А.Н. Самохвалова. Москва-Ленинград, Госиздат, 1930 г.
1927 М.Твен - Прикл Тома Сойера. Пер. К.Чуковского (397x490, 111Kb)1927 М. Твен - Прикл Гека Финна (408x490, 101Kb)
9. Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Пер. с англ. под ред. К. Чуковского. Обложка книги А.Н. Самохвалова. Москва-Ленинград, Госиздат, 1927 г. 10. Марк Твен. Приключения Геккльберри Финна. Обложка книги А.Н. Самохвалова. Москва-Ленинград, Госиздат, 1927 г.

1926 Шмуцтитул к кн В-ма Шекспира «Комедия ошибок»Бум, (443x700, 137Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Шмуцтитул к книге Вильяма Шекспира
«Комедия ошибок» (не издана). 1926 г. Бумага, сангина, гусиное перо. 21,2 x 13,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1926 Илл. к В.Шекспиру - Комедия ошибок. Бум, сангина, гусиное перо.  21 x 13,5 ГРМ (434x700, 119Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к книге Вильяма Шекспира
«Комедия ошибок» (не издана). 1926 г. Бумага, сангина, гусиное перо. 21 x 13,4 см.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

1926 Илл. к В.Шекспиру - Комедия ошибок. Бум, сангина, гусиное перо. 21 x 13,4. ГРМ (447x700, 132Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к книге Вильяма Шекспира
«Комедия ошибок» (не издана). 1926 г. Бумага, сангина, гусиное перо. 21 x 13,4 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1926 Илл. к В.Шекспиру - Комедия ошибок. Бум, сангина, гусиное перо. 21,2 x 13,7. ГРМ (436x700, 136Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к книге Вильяма Шекспира
«Комедия ошибок» (не издана). 1926 г. Бумага, сангина, гусиное перо. 21,2 x 13,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1928 Человек с шарфом (Автопортрет) Холст, темпера. 85 x 71 см. ГРМ (593x700, 172Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Человек с шарфом (Автопортрет). 1928 г.
Холст, темпера. 85 x 71 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта». «Кондукторша» (1928), работа, которая значительно расширила образ женщины-работницы, превращалась в образ нового времени. В этой работе идет речь не о том, что эта советская работница сопровождает трамвай, дает сигналы об отправлении, продает пассажирам билеты. Главное - это то, что вот эта колоссальная, страшная и благотворная сила - электричество, в прошлом считавшаяся покорной лишь Илье-пророку и великому громовержцу Зевсу, ныне покоряется простой работнице. Кондукторша, дающая сигнал хода, чем-то похожа на Оранту. В самом деле, войдя в торжественный процесс управления великой силой, она приобретает и некое величие. Если бы ей навстречу попалась Афина в своей колеснице, то удивлена была бы не кондукторша, а Афина. Пафос «Кондукторши» остается пафосом той эпохи.

1928 Кондукторша.Холст, масло. 130 x 127 см. ГРМ. ОРИГИНАЛ (603x700, 193Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Кондукторша. 1928 г. Холст, масло. 130 x 127 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1927 Эскиз плаката Работница и крестьянка 10 лет Октября. Бумага, гуашь. 31 x 18,2. ГРМ (412x700, 129Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз плаката «Работница и крестьянка. 10 лет Октября».
1927 г. Бумага, гуашь. 31 x 18,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1927 Портрет работницы. Х, карт, м, темп.  50х39 см. ВМИИ им. И.И.Машкова. (541x700, 147Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет работницы. 1927 г. Холст на картоне, масло,
темпера. 50 х 39 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

1928 Спартаковка. Холст, масло, темпера. ГТГ (552x700, 193Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Спартаковка. 1928 г. Холст, масло, темпера.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1928 Девушка с веслом (Юная спортсменка). Бум, гуашь. 51 х 38 см. ЧС (507x700, 122Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка с веслом (Юная спортсменка). 1928 г.
Бумага, гуашь. 51 х 38 см. Частное собрание.

1928 Работница табачной фабрики (479x700, 121Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Работница табачной фабрики. 1928 г. Холст, масло.
Союз художников России, Москва.

1928 Дуся (из книги восп) (306x700, 81Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Дуся. 1928 г. Холст, темпера.

1928 Девочка с яблоком. Холст, масло, темпера. 90 х 83,5 см. ВК (641x700, 169Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девочка с яблоком. 1928 г. Холст, масло, темпера. 90 х 83,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1928 Девочка с куклой. Х, м. ГТГ (588x700, 93Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девочка с куклой. 1928 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1929 Первые шаги (604x700, 150Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ребенок. Первые шаги. 1929 г. Холст, масло.

1929 Девочка в панамке (Девочка в розовом). Бум, акв. 21 x 11,2. ГРМ (377x700, 77Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девочка в панамке (Девочка в розовом). 1929 г.
Бумага, акварель. 21 x 11,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1928 Группа участников 2-й выставки худож объединения Круг — копия (700x487, 87Kb)
Группа участников 2-й выставки художественного объединения «Круг художников». 1928 г.

А.Н. Самохвалов состоял сразу в нескольких художественных обществах, среди которых - «Мир искусства» (1917 г.), «Община художников» (1922 г.), «Объединение новых течений» (1922 г.), «Жар-цвет» (1924 г.), «Круг художников» (1926-1929 гг.), «Октябрь» (1930-1932 гг.). На их выставках он представлял картины «Семья рыбака», «Кондукторша», «Щебенщики». На большей части полотен Александр Самохвалов изображал рабочих. Его интересовал облик современного ему «человека труда» и современной ему женщины - служащей, рабочей. Он создал картины «Работница с напильником», «Работница, засучивающая рукава» и др. Искусствовед Мария Чегодаева писала: «В основе творческого замысла этих портретов было не фотографическое копирование, а стремление к типически обобщенно-реалистическому изображению. Художник мечтал о фреске, в которой он мог бы воспеть труд нового общества».

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 337-338, 380-381.

Антон Успенский - Между ававнгардом и соцреализмом. Искусство ХХ1 век (490x700, 87Kb)
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории
советской живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство
«Искусство-XXI век», 2024 г. – Стр. 38-39, 57, 60, 179, 190, 319.

Самохвалов Александр Николаевич – Википедия

(Продолжение следует)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ САМОХВАЛОВ (1894-1971). ОБЩЕСТВО «КРУГ ХУДОЖНИКОВ», ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»