Александр Николаевич Самохвалов. Фото: Петроград 1914 г.
Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971) – русский советский живописец, график, скульптор, художник театра. Учился на архитектурном факультете Академии художеств (1914–1917), на живописном факультете ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа (1918–1923) в мастерской К.С. Петрова-Водкина. В период учебы увлекался искусством М.А. Врубеля и М. Чюрлёниса. Испытал влияние П. Сезанна, А. Матисса, П. Пикассо. Участник выставок с 1917 г. Член и экспонент объединений: «Мир искусства» (с 1917), «Община художников» (с 1922), «Объединение новых течений в искусстве» (с 1922), «Жар-цвет» (с 1924), «Круг художников» (1926–1929), «Октябрь» (1930–1932). Занимался книжной графикой, сотрудничал с издательствами «Радуга», Детгиз. В 1920-х сотрудничал с Государственным фарфоровым заводом им. М.В. Ломоносова, создавал модели скульптуры и эскизы росписи фарфора, в которых отразилось увлечение идеями К. Малевича. Самохвалов - один из важнейших ленинградских художников сталинской эпохи, сочетавший в своём творчестве модерновые и символистские черты с идейной программой соцреализма.
Бежецк, Тверская губерния. Реальное училище. Фотография 1907-1910 гг.
Александр Николаевич Самохвалов родился 9 (21 августа по новому стилю) 1894 года в городе Бежецке Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей (умер в 1917 году). Мать Самохвалова Елена Фёдоровна (в девичестве Чистякова, ум. в 1937) занималась домашним хозяйством. Кроме будущего художника в семье было еще трое детей. Свое первое образование Самохвалов получил в церковноприходской школе в Бежецке. Он вспоминал: «Школа была наполовину городской, наполовину крестьянской». В 1906 году художник поступил в Калязинское механико-техническое училище (сейчас - Калязинский колледж им. Н.М. Полежаева). В свободное время много рисовал. Преподаватели отмечали, что у него хорошо получается изображать людей и животных, и советовали стать художником.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Старые кузницы. 1909 г. Холст, масло. 19,5 х 25,9 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Аллея в саду. 1911 г. Холст, масло.
Бежецкий мемориально-литературный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). У реки. 1910-е гг. Холст, масло. 47 х 65 см. Аукцион Le Connaisseur, Киев.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Мельница. 1912 г. Холст, масло. Холст, картон, масло 18 х 24 см.
Бежецкий мемориально-литературный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Улица в Бежецке. 1912 г. Холст на картоне, масло. 18,3 х 18,5 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Скрипки. 1916 г. Холст, масло. 61 х 64 см. Галерея «Артпоиск - русские художники»
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женщина с вёдрами. 1913 г. Бумага, акварель, гуашь.
67 x 52 см. (в раме). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Балерина. 1917 г.
Калька, карандаш графитный. 22,2 х 13 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). 1. Пейзаж. 1910-е гг. Бумага, тушь, перо, кисть. 31х15,4 см. 2. Обнаженная. 1910-е гг. Бумага, карандаш, карандаш цветной (черный), акварель. 31,3х11,3 см. Оба - Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Царица ночи. 1910-е гг. Частное собрание.
Из работ этого периода сохранились еще две вещи: «Плач Изиды над телом Озириса» и эскиз на тему слов Ницше:
«Свет - я. О, если бы я был ночь! Как присосался бы я к сосцам света!», навеянный творчеством Чюрлёниса.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Лежащая обнаженная. 1918 г. Бумага цветная, уголь, белила. 23 х 31,8 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Сидящая обнаженная. 1918 г. Бумага, сангина. 31,7 х 23 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная фигура. 1917 г. Бумага, сангина. 15,2 х 19 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Две обнаженные. 1916 г.
Бумага на картоне, сангина, пастель. 113 х 75 см.
Аукционный дом MacDougall`s, Лондон, 2007 г.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Врубелевские обнаженные. 1910-е гг.
Бумага, акварель. Аукцион Le Connaisseur, Киев.
Александр Самохвалов. Фотография 1910 г.
В 1908 году, на третьем курсе, Самохвалова отчислили за участие в уличных столкновениях во время Первой русской революции 1905–1907 годов. Учебу он продолжил в Бежецком реальном училище живописи. Он занимался в классе художника Ивана Костенко. Самохвалов вспоминал: «Иван Малахович показывал свой этюд, и мы приравнивали свои этюды к его достижениям. Конечно, его этюд всегда был законченным и вернее нашей мазни нарисованным. Но в мазне наших неопытных кисточек проявлялась иногда какая-то особенность, более близкая к природе и характеру того, кто это написал. Иван Малахович всегда это отмечал».
Самохвалов окончил реальное училище и переехал в Петербург. Там он брал уроки у художника Якова Гольдблата, посещал его частную студию, где учился писать с натуры. В 1914 году Александр Самохвалов поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств на архитектурный факультет. После занятий он ходил в Русский музей и Эрмитаж, где изучал классическую живопись.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет жены художника. 1917 г. Бумага, смешанная техника. 47 х 51 см.
АО «Российский аукционный дом», Санкт-Петербург, 2012 г. Эстимейт 450.000 - 600.000 руб.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Новогодний праздник. Эскиз панно.
1918-1919 гг. Бумага, акварель. 42,6 х 20,9 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Вечер вдвоем. 1920-1930-е гг. Холст, масло 60,5 х 79,5 см.
Галерея «Артпоиск - русские художники»
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Крыши. 1920-1921 гг. Бумага, графитный карандаш. 43 x 35 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женский портрет. 1920-е. Бумага, графитный карандаш .
27,7 х 21,7 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женский портрет. 1920-е. Бумага, карандаш графитный.
27,7 х 21,7 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет И.Н. Розанова. 1920-е. Бумага, карандаш графитный.
27,6 х 21,6 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет профессора Б.Г. Галёркина. 1923 г. Бумага, карандаш.
27,7 х 21,7 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Круг музыкальных форм. 1920 г. Бумага, акварель. D=45 см.
Коллекция В.А. Дудакова и М.К. Кашуро, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт. Начало 1920-х гг. Холст, масло. 53,5 х 71 см.
Самарский областной художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт. 1920-е гг. Холст, масло. 71,5 x 71,5 см.
Самарский областной художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная с полотенцем. Серед.1920-х гг.
Фанера, масло. 52,4 х 29,7 см. Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2005 г.
Эстимейт $37.000 – 39.000 дол.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Песнь любви. 1920-е гг.
Бумага, смешанная техника.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В бане. Эскиз. 1920-е гг.
Бумага, смешанная техника.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная. Этюд к работе «Стадион». 1920-е гг.
Бумага, карандаш. 36 х 26 см. Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2013 г.
Эстимейт 55.000 - 100.000 руб.
В 1914-1918 гг. Самохвалов учился в Высшем художественном училище при Академии художеств на архитектурном факультете у В.В. Беляева и Г.Р. Залемана. В 1918 году с приходом новой власти Академию художеств закрыли. После упразднения академии Самохвалов вернулся на родину в Бежецк. Завершал образование уже в петроградском ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИН (1919-1923) под руководством Д.Н. Кардовского, А.А. Рылова, В.Е. Савинского и Д.И. Киплика. Среди учителей особое влияние на Самохвалова оказал Кузьма Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Схема социальной теории Карла Маркса. Плакат. 1920-е гг.
Бумага, хромолитография. 69 х 100 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Гонец. Эскиз плаката. 1920 г. Бумага, акварель. 17,2 х 20,8 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Папиросы «НЭП». Эскиз оформления коробки. 1920-е гг. Бумага, гуашь.
6,8 х 7,2 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На берегу. 1920-е гг. Холст, масло, темпера. 32,5 х 41 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Рисунок к композиции «На берегу». 1920-е гг. Бумага, карандаш. 25,7 х 33,5 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Клёны. 1924 г. Холст, масло. 69 х 87 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Юность. 1923 г. Бумага, графитный карандаш, тушь, перо.
33,5 х 27 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женский портрет. 1920-е гг. Картон, гуашь.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз картины «Взятие Зимнего». 1920-1930-е гг. Холст на картоне, гуашь.
17 х 24,8 см. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Бессмертный вождь Октября Ленин указал нам путь к победе. Да здравствует ленинизм! Плакат к 7-й годовщине Октябрьской победы.1924 г. Бумага, хромолитография. 86 х 60 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.ам путь к победе. Плакат. хромолитография.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Советы и электрификация есть основа нового мира. Плакат.
1924 г. Бумага, хромолитография. 86 х 66,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Да здравствует комсомол! На смену старшим
молодая рать идет. Плакат. 1924 г. Бумага, хромолитография. 93,2 х 59,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Пролетарии, боритесь с опасностью новых войн.
Плакат. 1925 г. Бумага, хромолитография. 93,5 х 65,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Расти кооперация. Эскиз плаката. 1924 г.
Бумага, акварель. 12,5 х 8,7 см. Тверская областная картинная галерея.
К.С. Петров-Водкин и А.Н. Самохвалов среди местных жителей во время самаркандской экспедиции. 1921 г.
Из книги Натана Стругацкого «Александр Самохвалов. Страницы книги»:
«Летом 1921 года Петров-Водкин и Самохвалов в составе научной экспедиции выезжают в Туркестан для изучения древних памятников, художественной культуры, главным образом, архитектурных. Почти полгода работал в Самарканде Самохвалов, написал большое количество этюдов и картину "Дворик". В этих работах самаркандского периода, как и последующих до 1924 года, Самохвалов добросовестно применяет со значительной последовательностью эстетические принципы и формальные приемы, усвоенные им под руководством Петрова-Водкина».
Не случайно путешествие с Петровым-Водкиным в Самарканд и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Афрасиаб. 1921 г. Холст, масло. 41 х 51,5 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Афрасиаб - древнее городище площадью более 200 га, ныне - скопление желто-серых лёссовых холмов
в северной части современного города Самарканда.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Шахти-Зинда. 1921 г. Холст, масло. 43 х 52 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Самарканд. Празднование 1 Мая. 1921 г. Бумага, акварель. 41 х 48,5 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Дворик. Фрагмент. 1921 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Восточный базар. 1921 г. Бумага, акварель. 33,5 х 24 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Берег Басы. 1921 г. Бумага, графитный карандаш. 17,8 x 21 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В скалах. 1921 г. Холст, масло, темпера. 44 х 38,3 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Бессонница (Ночь). 1921 г. Бумага, акварель.
37,5 х 29,4 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Верблюд. 1921 г. Бумага, акварель. 49 х 42 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Старая Ладога. 1924 г. Холст, темпера. 67 x 99,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На пляже. 1924-1925 гг. Бумага, акварель. 13,4 х 20,8 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Пионерки. 1924 г. Бумага, акварель. 64,5 х 46 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Из серии «Деревня Наволок». Юноша в косоворотке.
1924-1925 гг. Бумага, уголь. 41,8 x 30 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт с палитрой. 1924 г.
Холст на картоне, масло. 49,5 х 36 см.
Оренбургский музей изобразительных искусств.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Автопортрет. 1918 г. Бумага, акварель. 41 х 26 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
В 1916 году Самохвалов создал одно из своих первых произведений — «Автопортрет». В нем он подражал иконописной технике: использовал темные цвета и писал темперой - краской на основе порошкового пигмента и эмульсии.
Самохвалов начал участвовать в выставках уже на первом курсе с 1914 года. В 1917 году он вступил в объединение «Мир искусства», в которое входили Петр Кончаловский, Борис Кустодиев и Сергей Чехонин, и участвовал в выставках объединения. В том же году на выставке объединения в Петрограде представил свой «Автопортрет» 1916 года (кат. № 326). Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз плаката «К победе нас привел ленинизм». 1926 г.
Бумага, гуашь. 13,2 x 8,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Рабочих и Ленина соединила в своем пороховом дыму
революция 1905 г. Плакат. 1926 г. Бумага, хромолитография. 98,7 х 70,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Реклама «Жиртреста». Проект календарной стенки.
1925 г. Бумага, гуашь, тушь, бронза. 24,1 х 18,7 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз мозаичной плиты с изображением серпа и молота.
1924 г. Бумага, акварель, тушь, бронза. 19,7 x 17,3 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Листок спартаковца. Эскиз плаката. 1924 г.
Бумага, гуашь, тушь, акварель. 25 х 19 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Крестьяне. 1925 г. Бумага, гуашь, акварель. 26,5 х 20,4 см.
Ивановский областной художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет Кувы. 1925 г. Холст, масло. 61,7 x 47,6 см.
Новокузнецкий художественный музей, Кузбасс.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет девочки. 1924 г. Холст, масло. 40 х 36 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Работница. 1924 г. Холст, масло. 100 х 78 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Жены рыбаков. Ладога. 1925 г.
Бумага, акварель, гуашь. 31,8 х 21,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девочка, играющая в рюхи. 1925 г. Бумага, гуашь.
35,3 х 26,8 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девочка с морковью. 1925 г. Бумага, гуашь. 35 х 18 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Голова мальчика из серии «Ладога». 1925-1926 гг.
Бумага, акварель. 14,4 х 9,7 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Головомойка. Дипломная работа. 1922-1923 гг.
Холст, масло, темпера. 132 х 97 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В 1923 году Самохвалов окончил ВХУТЕМАС. Его дипломной работой стала картина «Головомойка» (1923, Русский музей), в которой художник стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина. Он построил сложную композицию: фигуры людей, предметы, лестницу изобразил с разных углов и стилистически близкой сюрреализму. Однако Александр Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства» или вообще в «подполье». Тем не менее, подобно мастерам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был эстетически весьма близок, Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, заказных произведениях.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Головомойка. Дипломная работа. Фрагмент. 1922-1923 гг. Холст, масло, темпера.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Щебенщики.1926 г. Холст, темпера. 127 х 120 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к картине «Щебенщики». 1926 г. Холст, темпера.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В полях (Кухня). 1927 г. Холст, масло. 91 х 83,3 см.
Вологодский музей-заповедник.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Семья рыбака. 1926 г. Холст, масло, темпера. 94 х 65 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женщина с жеребенком из серии «Ладога». 1925-1926 гг.
Бумага, акварель. 27 х 21,6 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). 1. Мальчик в красной рубахе из серии «Ладога». 1925-1926 гг. Бумага, акварель. 34,1х15,3 см. 2. Мальчик в жёлтой рубахе. 1925-1926 гг. Бумага, акварель. 19,6х6,5 см. Оба - Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женщина с ведрами. Из серии «Ладога». 1926 г.
Бумага, акварель. 13,7 х 9,6 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка, надевающая платье. 1927 г. Картон, масло.
67,8 x 46,3 см. Новокузнецкий художественный музей, Кузбасс.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женщина, моющая окно. Этюд. 1926 г.
Бумага, акварель. 22,5 x 12 см. Староладожский музей-заповедник,
Ленинградская обл.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Фигура на фоне плоскости. (Автопортрет). 1919-1923 гг.
Бумага, цветная тушь. 32 х 23 см. Вологодский музей-заповедник.
В начале 1920-х Александр Самохвалов рисовал книжные иллюстрации, реставрировал старинные картины для музеев Петрограда. Сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Самохвалова в работах по реставрации фресок Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.
Помимо живописи, Самохвалов писал портреты, жанровые картины, пейзажи, художник также занимался плакатом. Для Российского телеграфного агентства Самохвалов нарисовал несколько агитационных плакатов. Среди них — «Ленин и электрификация», «Вперед, по ленинскому пути!» и «Пролетарии, боритесь с опасностью новых войн». В 1925 году на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже за плакат «На смену старшим» он получил золотую медаль.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Да здравствует социалистическая революция во всем мире. Плакат. 1927 г.
Бумага, хромолитография. 70 х 100 см. Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Речь с броневика. Эскиз. 1930 г. Холст, масло. 77 х 112 см.
Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан, Алма-Аты.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз неосуществленной картины «Радость жизни». 1927 г.
Бумага, чёрная акварель. 22,1 x 24,1 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюды к неосуществленной картине «Радость жизни». 1. Девушка в черном купальнике. 1928 г. Картон, бумага, гуашь. 34x19,5 см. 2. Трое. 1928 г. Картон, бумага, гуашь. 36x22,5 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюды к неосуществленной картине «Радость жизни». 1. Девушки (На пляже). 1928 г. Картон, бумага, гуашь. 36х22,5 см. 2. Девочка с полотенцем. 1928 г. Картон, бумага, гуашь. 34x15 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюды к неосуществленной картине «Радость жизни». 1. После бани. 1927 г. Холст, темпера. 111,3х66,5 см. 2. Мать. 1928 г. Бумага на фанере, гуашь. 33,5x14,5 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюды к неосуществленной картине «Радость жизни». 1. Идущие юноши. 1928 г. Картон, бумага, гуашь. 35x21,5см. 2. Юноши на пляже. 1928 г. Картон, бумага, гуашь. 35,5x21,5 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Автопортрет. 1923 г. Бумага, карандаш. 43,5 х 34,7 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
В середине 1920-х гг. Самохвалов устроился художником на Государственный фарфоровый завод, позднее - Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), сейчас - Императорский фарфоровый завод. По эскизам и моделям художника были выполнены росписи на тарелках и скульптуры, в которых отразилось увлечение идеями К.С. Малевича. Были выпущены фарфоровые тарелки «Женщина с козочкой», «Завтрак работницы», «Швея». чашка и блюдце с беспредметными композициями. Позднее, в 1960-1970 годы на ЛФЗ исполнялись повторы фарфоровых работ.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Чашка с блюдцем с беспредметными композициями (по эскизу 1923 г.). 1968 г.
ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная. 6,7 х 12,4 х 10,2 см; D блюдца =16 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Декоративная тарелка «Работница». 1923-1968 гг. Фаянс, роспись надглазурная.
D=36,7 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Тарелка «Завтрак работницы». 1923 г. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная.
D=23,5см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Тарелка «Швея» (по эскизу 1923 г.). 1968 г. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная.
D=24 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Тарелка «Женщина с козочкой». 1923 г. ЛФЗ. Фарфор, роспись надглазурная.
D=23,5см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Книгой и книжной графикой Самохвалов начал заниматься с середины 1920-х годов, сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгиз. Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого художника: «Наш город», (1927), «Ночные страхи» (1927), «В лагерь» (1927), «Водолазная база» (1928) «Ходя» (1928), М. Пришвина «Рассказы егеря Михаил Михалыча» (1928), «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гека Финна» Марка Твена (1929) и др. Самохвалов не был сатириком, но ему везло на остросатирические литературные произведения. В те же годы были созданы иллюстрации к «Комедия ошибок» (1926) и «Укрощение строптивой» Вильяма Шекспира, «Шиш московский» (1930) Б. Шергина - это довольно большой цикл сатирических работ. «Комедия ошибок» Шекспира была сделана сангиной в духе фресковой или вазовой живописи. К сожалению, в печати эта серия иллюстраций не вышла, так как какой-то литературовед объявил, что пьеса эта не принадлежит Шекспиру, и она была изъята из однотомника.
1. Обложка к книге А.Н. Самохвалова «Водолазная база». Бумага, гуашь. 29x22 см. Москва-Ленинград, Госиздат, 1927г. 2. Эскиз обложки книги А.Н. Самохвалова «Три случая под водой». Москва-Ленинград, Госиздат, 1927 г.
3. Обложка к книге А.Н. Самохвалова «Ходя». Бумага, гуашь. 19,6x13,7 см. Москва-Ленинград, Госиздат, 1927 г.
4. Эскиз обложки к книге А.Н. Самохвалова «Ходя». 1920-е гг. Бумага, тушь. 19,9х13,9 см. Тверская областная картинная галерея.
5. Обложка книги А.Н. Самохвалова «В лагерь». Бумага, гуашь. 19,7x15,3 см. Ленинград, «Радуга», 1927 г.
6. Обложка к рассказу М. Пришвина «Рассказы егеря Михал Михалыча». Бумага, тушь. 19,7x13,6 см. Москва-Ленинград, Госиздат, 1928 г.
7. Город. Искусство, литература. Сборник. Обложка и графика на стр. 5-й и 51-й работы А.Н. Самохвалова. Петербург, январь 1923 г. 8. Борис Шергин. Шиш московский. Обложка книги А.Н. Самохвалова. Москва-Ленинград, Госиздат, 1930 г.
9. Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Пер. с англ. под ред. К. Чуковского. Обложка книги А.Н. Самохвалова. Москва-Ленинград, Госиздат, 1927 г. 10. Марк Твен. Приключения Геккльберри Финна. Обложка книги А.Н. Самохвалова. Москва-Ленинград, Госиздат, 1927 г.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Шмуцтитул к книге Вильяма Шекспира
«Комедия ошибок» (не издана). 1926 г. Бумага, сангина, гусиное перо. 21,2 x 13,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к книге Вильяма Шекспира
«Комедия ошибок» (не издана). 1926 г. Бумага, сангина, гусиное перо. 21 x 13,4 см.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к книге Вильяма Шекспира
«Комедия ошибок» (не издана). 1926 г. Бумага, сангина, гусиное перо. 21 x 13,4 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к книге Вильяма Шекспира
«Комедия ошибок» (не издана). 1926 г. Бумага, сангина, гусиное перо. 21,2 x 13,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Человек с шарфом (Автопортрет). 1928 г.
Холст, темпера. 85 x 71 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта». «Кондукторша» (1928), работа, которая значительно расширила образ женщины-работницы, превращалась в образ нового времени. В этой работе идет речь не о том, что эта советская работница сопровождает трамвай, дает сигналы об отправлении, продает пассажирам билеты. Главное - это то, что вот эта колоссальная, страшная и благотворная сила - электричество, в прошлом считавшаяся покорной лишь Илье-пророку и великому громовержцу Зевсу, ныне покоряется простой работнице. Кондукторша, дающая сигнал хода, чем-то похожа на Оранту. В самом деле, войдя в торжественный процесс управления великой силой, она приобретает и некое величие. Если бы ей навстречу попалась Афина в своей колеснице, то удивлена была бы не кондукторша, а Афина. Пафос «Кондукторши» остается пафосом той эпохи.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Кондукторша. 1928 г. Холст, масло. 130 x 127 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз плаката «Работница и крестьянка. 10 лет Октября».
1927 г. Бумага, гуашь. 31 x 18,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет работницы. 1927 г. Холст на картоне, масло,
темпера. 50 х 39 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Спартаковка. 1928 г. Холст, масло, темпера.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка с веслом (Юная спортсменка). 1928 г.
Бумага, гуашь. 51 х 38 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Работница табачной фабрики. 1928 г. Холст, масло.
Союз художников России, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Дуся. 1928 г. Холст, темпера.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девочка с яблоком. 1928 г. Холст, масло, темпера. 90 х 83,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девочка с куклой. 1928 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ребенок. Первые шаги. 1929 г. Холст, масло.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девочка в панамке (Девочка в розовом). 1929 г.
Бумага, акварель. 21 x 11,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Группа участников 2-й выставки художественного объединения «Круг художников». 1928 г.
А.Н. Самохвалов состоял сразу в нескольких художественных обществах, среди которых - «Мир искусства» (1917 г.), «Община художников» (1922 г.), «Объединение новых течений» (1922 г.), «Жар-цвет» (1924 г.), «Круг художников» (1926-1929 гг.), «Октябрь» (1930-1932 гг.). На их выставках он представлял картины «Семья рыбака», «Кондукторша», «Щебенщики». На большей части полотен Александр Самохвалов изображал рабочих. Его интересовал облик современного ему «человека труда» и современной ему женщины - служащей, рабочей. Он создал картины «Работница с напильником», «Работница, засучивающая рукава» и др. Искусствовед Мария Чегодаева писала: «В основе творческого замысла этих портретов было не фотографическое копирование, а стремление к типически обобщенно-реалистическому изображению. Художник мечтал о фреске, в которой он мог бы воспеть труд нового общества».
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 337-338, 380-381.
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории
советской живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство
«Искусство-XXI век», 2024 г. – Стр. 38-39, 57, 60, 179, 190, 319.