Даниил Яковлевич Черкес (1899-1971) - советский художник-маринист, портретист, мастер натюрморта и пейзажа, плакатист. Художник-мультипликатор, стоял у истоков анимационного кино наряду с И. Ивановым-Вано, Ю. Меркуловым, Н. Ходатаевым, З. Комиссаренко и проч. Режиссёр первой экранизации детского игрового фильма с элементами мультипликации («Сенька Африканец», 1927), режиссёр и художник-постановщик документального кино («Всесоюзная кочегарка»), художник в Первом театре РСФСР под руководством В.Э. Мейерхольда. С 1935 года целиком посвятил себя живописи, писал портреты, натюрморты, пейзажи, работал плакатистом и оформителем на ВСХВ. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов работал в «Окнах ТАСС». Последние годы Черкес выступал не только как художник-маринист, но и как пропагандист маринистической живописи, много сделавший для её развития. Член Союза советских художников.
Режиссер, сценарист, художник анимационного кино Даниил Яковлевич Черкес. 1926-1927 гг.
Даниил Черкес ни на миг не расставался с карандашом, выполняя ко всем
композициям многочисленные эскизы. Его графические зарисовки – очень ёмкие, лаконичные – выполнены настолько точно, что их можно рассматривать как отдельные произведения искусства. С помощью линий и локальных пятен художник мастерски передаёт перспективу, ощущение огромного воздушного пространства. Д.Я. Черкес много и увлечённо работает с натуры, поэтому его творчеству присущи свежесть, непосредственность, авторский стиль. Наряду с лирическими зарисовками «Берег в слободке», «Лов кефали», «Солнечная дорога», «Молодость» есть и работы, названия которых говорят сами за себя: «Послевоенное жильё», «Жить же надо», «Нахаловка». Очень выразительна цветная зарисовка «Слива, пережившая войну»: перед нами старое изогнутое дерево с высохшей веткой, однако листья ещё есть, а значит, есть и жизнь.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Пришли с моря. До 1963 г. Дерево, масло. 18 х 32 см.
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Возвращение рыбаков. 1963 г. Холст, масло. Сайт «Масловка – городок художников».
Сравните с замечательной картиной Ван Гога из Пушкинского музея:
Винсент ван Гог (1853-1890). Море в Сент-Мари. Июнь 1888 г. Холст, масло. 44,5 х 54,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Катер. 1965 г. Холст, масло. 60 x 65 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Морской пейзаж. Картон, масло. 10,2 х 15,3 см. Аукционный дом KAMINSKI Auctions,
Бостон, США, 2012 г. Цена 250 дол.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Морской пейзаж. Картон, масло. Аукционный дом KAMINSKI Auctions,
Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Затишье. 1963 г. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики
Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Заход солнца в Геническе. 1963 г. Холст, масло. ВКонтакте.ру.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Крым. Каменистый берег. 1963 г. Холст, масло. 70 х 50 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2021 г. Эстимейт 40.000 - 55.000 руб.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с фруктами. 1964 г. Холст, масло.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
На снимке (в центре): режиссер, аниматор Даниил Черкес, писатель Корней Чуковский, режиссер,
аниматор Юрий Меркулов. 1926-1927 гг.
В 1964-1965 годы Даниил Черкес совершил творческие поездки в Среднюю Азию - в Узбекистан (Бухара, Самарканд) и Туркменистан, в город Чарджоу (до 1992 г., ныне Туркменабад). Он читал лекции на предприятиях, в учреждениях, пропагандировал советское искусство. В январе 1965 года после поездки в Севастополь в составе творческой группы в Малом зале Дома художников состоялся творческий вечер «Севастополь 1965 год». О своей творческой поездке в Севастополь и на Черноморский Флот рассказывали художники. Среди них был и Д.Я. Черкес. К вечеру была развёрнута выставка этюдов, эскизов и рисунков.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Бухарские женщины. 1965 г. Холст, масло. 112,5 х 102 см.
Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Бухара. 1965 г. Картон, масло. 102 х 103 см.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Бухара. 1965 г. Холст, масло. 81 х 81 см.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Самарканд. Медресе Шердор. До 1971 г. Холст, масло.80,5 х 80 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Городской пейзаж с мечетью. Холст, масло. Аукционный дом KAMINSKI Auctions,
Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Минарет, освещенный летним солнцем. 1965 г. Холст, масло. 80 х 80 см.
Частное собрание.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Самарканд. Мавзолей Казы-Заде Руми.
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск.
1965 г. Картон, масло. 80 х 50 см.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Самарканд. Мавзолей Тимуридов. 1965 г. Холст, масло.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Самарканд. Мечеть Гур-и-Эмир.
1960-е гг. Холст, масло.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Бухара. Медресе Модари-хан. 1960-е гг.
Холст, масло. 17,5 х 12 см. Частное собрание.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Бухара. Крытый базар Токи-Заргарон. 1964 г. Холст, масло. 60 х 80,5 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Извините за плохое качество этой и следующей репродукции из Госфонда РФ, но лучше нет.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Самарканд. Большой базар. 1965 г. Холст, масло. 103 х 102,5 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Продавщица чайников. 1966 г. Холст, масло.
Режиссеры, сценаристы, художники анимационного кино Даниил Черкес и Иван Иванов-Вано. 1926 г.
Начиная с середины 1930-х годов Даниил Черкес часто бывал в Крыму, на родине своего отца, присяжного поверенного Якова Исааковича Черкеса (1873-1938), который родился в Алуште в купеческой караимской семье. В Керчи Д.Я. Черкес впервые побывал в 1950 году. Это была разрушенная войной, растерзанная Керчь. В путевом альбоме «От Керчи до Геническа» художник пишет: «Боспор Киммерийский, Пантикапей, Корчев, Керчь - есть что-то зовущее, гипнотизирующее в этих названиях, есть какая-то магия в самом звуке этих слов. Воображение рисует заманчивые картины, - воображение зовёт ехать, смотреть, видеть. Я люблю эту выжженную древнюю голую землю. Я люблю море, его изменчивость, его шум и крепкий запах выброшенных водорослей…».
Художнику свойственна обобщённая манера письма, лёгкая и широкая. Компенсируя обобщённость формы целостного видения, отбрасывая второстепенное, заостряет внимание зрителя на главном, основном, характерном. Черкес хороший колорист. Он мастерски владеет сильным, звучным цветом. Красочная палитра, ритмичность прямых широких мазков и плавных округлых линий вносят музыкальность, выразительность в его работы. Особый разговор о его рисунках обнаженной натуры.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Примавера из Мневников. 1964 г. Холст, масло. 80 х 59,7 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2005 г. Эстимейт $1.500 - 2.000 дол.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Телефонный разговор. 1965 г. Холст, масло.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Телефонный разговор. Фрагмент. 1965 г. Холст, масло.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Три грации. 1966 г. Картон, масло. 72 х 52 см.
Сайт «Масловка – городок художников».
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная. 1966 г. Бумага, тушь. 42,3 х 31,3 см.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная модель. 1966 г. Бумага, тушь. 30,3 х 42 см.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Севастополь. Пляж. 1965 г. Бумага, тушь. 42,3 х 29,3 см.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженные модели. 1965 г. Бумага, карандаш. 43,8 х 31,3 см.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная. 1966 г. Бумага, тушь. 47 х 31,3 см.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная. 1966 г. Бумага, тушь. 41,3 х 31,3 см.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная. 1966 г. Бумага, тушь. 42,2 х 31,3 см.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная. 1966 г. Бмага, тушь. 42,8 х 31,8 см.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная. 1966 г. Бумага, тушь. 42,4 х 32,3 см.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная. 1966 г. Бумага, тушь. 42,3 х 31,5 см.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная модель. 1966 г. Бумага, тушь. 43 х 30,5 см.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная. 1966 г. Бумага, тушь. 41,7 х 31,8 см.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная. 1966 г. Бумага, тушь. 41,7 х 31,4 см.
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Скажу честно, я всю жизнь прожил в Пензе и неоднократно посещал картинную галерею им. К.А. Савицкого, но не видел в экспозиции ни одной картины и рисунка Даниила Черкеса. Очевидно, они находятся в спецфондах галереи.
Режиссер, сценарист, художник анимационного кино Даниил Черкес. 1926-1929 гг.
Литературный талант Д.Я. Черкеса столь же ярок и самобытен, как и художественный. Книга «Экзотика обыденного – от Керчи до Геническа» (1965), созданная по впечатлениям от многочисленных посещений Крыма начиная с 1950 г., написана удивительно эмоционально и живо. Литературные строки не менее красочны, чем зарисовки и картины: «Мне приходилось жить в крымской степи, наблюдать её зелёною весной, желтеющую летом. А осенью, когда снят урожай, когда кукуруза и подсолнух, вырастающие здесь много выше человеческого роста, не заслоняют уходящие в дымку дали, особенно хорошо виден общий жёлто-бурый цвет этих просторов, прерывающийся массивами свежевспаханной земли: тёмно-коричневыми вблизи».
Д.Я. Черкес (1899-1971). Священная земля. 1965 г. Холст, масло. 65 х 60 см.
Симферопольский художественный музей, Крым.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Керчь. 1964 г. Холст, масло. 80 х 80 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Московский Кремль. 1966 г. Холст, масло. 25,5 x 23,5 см.
Аукционный дом Kaminski Auctions, Бостон, США, 2012 г. Цена $2.500 дол.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Ветер Октября. До 1966 г. Холст, масло. 122 х 135 см.
Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре.
Над картиной «Ветер Октября» Даниил Черкес начал работать ещё в поездке в Ленинград в 1958 году. Величественная архитектура не только служит фоном, но и усиливает впечатление: каменная колонна, словно грозный исполин, возвышается над происходящим, являясь немым свидетелем революционных событий. Фон картины – свинцово-серый, холодный. Всё занесено снегом. Ростральная колонна и шпиль Петропавловской крепости застыли на ледяном осеннем ветру. Фигуры матросов и солдат под красными знамёнами написаны в тёмных, приглушённых тонах. Острые штыки ружей пронзают небо. И ровно по центру картины, словно вырванная из другой, мирной жизни, – бледная темноглазая женщина в зелёном пальтишке и рыжем платке. На руках у неё младенец, завёрнутый в клетчатое одеяло. Этот контраст - воинственная толпа вооружённых революционеров и молодая мама с маленьким ребёнком – вызывает тревожные чувства. Даниил Черкес не раз обращался в своём творчестве к историческим событиям.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Александр Блок, русский поэт. 1966 г.
Картон, масло. 69,9 х 50,2 см. Аукционный дом Kaminski Auctions,
Бостон, США, 2012 г. Цена $2.500 дол.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Ваня. 1966 г. Холст, масло.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Несгибаемый Вьетнам. 1967 г. Холст, масло. 80 x 60 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Девушка в розовом. 1965 г. Холст, масло. 77,5 х 50,2 см.
Аукционный дом Kaminski Auctions, Бостон, США, 2012 г. Цена $2.500 дол.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Невеста (Bride). 1966 г. Холст, масло.
Аукционный дом Kaminski Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Череп барана. 1965 г. Холст, масло. Аукционный дом Kaminski Auctions,
Бостон, США, 2012 г.
В анимационном цеху «Межрабпомфильма». Режиссеры, сценаристы, художники анимационного кино. В нижнем ряду, слева направо: Иван Иванов-Вано, Даниил Черкес. В верхнем ряду, слева направо: Николай Валерьянов, Константин Тюльпанов. 1926-1929 гг.
Даниил Черкес и его соратники – Ю. Меркулов, В. Сутеев, Н. и О. Ходатаевы, И. Иванов-Вано – первооткрыватели отечественной анимации. С них начиналась история нашего кино: придумывались сюжеты и методики, изобретались технические приспособления. Их фильмы задали направление всей советской мультипликации.
В книге воспоминаний Даниил Яковлевич не только делится впечатлениями художника, но и выступает как гражданин. Он поднимает проблемы послевоенной разрухи, утраты памятников архитектуры (например, напоминавшего маленький Парфенон керченского музея, разрушенного войной, на месте которого построили ресторан), ветхости послевоенных жилых и прочих зданий, появления так называемых «нахаловок» в Керчи. Художник высказывает сожаление, что в архитектуре города не используют местный камень – керченский известняк, который, как видно по старым сохранившимся домам, долговечен в строительстве и красиво смотрится в отделке, а вместо этого всюду сооружают глинобитные украинские мазанки, а стены белят, независимо от материала.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Среднеазиатские впечатления. 1966 г.
ДВП, масло. 70 х 50 см. Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова,
Тюменская обл.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с птицей. 1966 г. Холст, масло. 65 х 60 см.
Сайт «Масловка – городок художников».
Д.Я. Черкес (1899-1971). Фрукты в вазе. 1966 г. Холст, масло. 80 х 59,7 см.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г. Цена $3.000 дол.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с селедкой. 1966 г. Картон, масло. 69,9 х 50,2 см.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г. Цена $2.500 дол.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с апельсинами. 1967 г. Холст, масло.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с айвой. 1967 г. Холст, масло. 65 х 60 см.
Костромской музей-заповедник.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Дневное окно. 1967 г. Холст, масло. 65 х 60 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с гранатами. 1968 г. Холст, масло. 75 x 63 см.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Самовар. 1968 г. Холст, масло.
Сотрудники «Межрабпом-Русь» на развалинах сгоревшей киностудии. Режиссеры, сценаристы, художники анимационного кино, работники монтажной лаборатории. Крайний слева во втором ряду - Юрий Меркулов. В первом ряду, слева направо: Иван Иванов-Вано, Даниил Черкес. 1926 г.
Последняя выставка.
До последних дней Д.Я. Черкес сохранял ясный, пытливый ум. Он виртуозно владел различными техниками живописи и графики: масло, акварель, карандаш, тушь, уголь. В 1970 году состоялась последняя прижизненная персональная выставка работ Черкеса, организованная Московской организацией Союза художников СССР в связи с 70-летием со дня рождения и 50-летием творческой деятельности художника.
Обычно на больших авторских экспозициях показывают работы разных периодов, словно обобщая творческий путь. Но на данной выставке были представлены живописные картины лишь 1957–1968 гг. И, хотя диапазон создания графических работ был несколько шире – 1941–1969 гг., – всего три из них относились к периоду до 1958 г. В предисловии к каталогу выставки С.Г. Капланова отмечает: «В живописи семидесятилетнего художника появляется новая сила, энергия, новое содержание… То, что, например, в 1959 г. казалось самым лучшим в его искусстве, теперь не выдерживало соседства с более поздними произведениями… Любовь к морю не только не иссякла в его душе, но, напротив, стала более глубокой и мудрой».
Д.Я. Черкес (1899-1971). Стакан красного вина. 1967 г. Холст, масло. 65 х 60 см.
Симферопольский художественный музей, Крым.
Натюрморт в интерьере Даниила Черкеса «Стакан красного вина» своеобразный снимок времени. Картине присуща специфическая оптика: деревянные пол и комод мы видим в боковом ракурсе, а на табурет смотрим сверху. Таким образом художник привлекает внимание к центру композиции, подчёркивает особенности простых предметов, почти осязаемо передаёт их фактуру. Даниил Черкес показывает зрителю жизнь как она есть, не приукрашивая её, но и не лишая радости. Он приглашает присоединиться к философской беседе за бутылкой красного вина.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Стакан красного вина. Фрагмент. 1967 г. Холст, масло.
Симферопольский художественный музей, Крым.
Живописец относится к вещам с иронией. Шторы справа и слева играют роль занавеса в театре, где на сцену-табуретку вышли главные «персонажи» представления: бутылка, стакан и подсвечник. Силуэт бутылки гармонирует с изгибами подсвечника. Высокий подсвечник на переднем плане, несмотря на ярко-синий цвет, не фокусирует на себе внимание, центром является гранёный стакан с красным вином. Полотенце выступает в роли белой драпировки и создаёт цветовой акцент, перекликаясь с белой парафиновой свечой.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Санаторий. 1967 г. Холст, масло. 65 х 60 см.
Костромской музей-заповедник.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Цветущая слива. Холст, масло. 65 х 60 см.
Костромской музей-заповедник.
Д.Я. Черкес (1899-1971). После захода. 1968 г. Холст, масло. 65 х 60 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Горный пейзаж. 1968 г. Холст, масло. 65 х 60 см.
Аукционный дом АzArt, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Весна. 1968 г. Холст, масло. 65 х 60 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Мини-юбка (Miniskirt). 1968 г. Холст, масло.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Море с дельфинами. 1968 г. Холст, масло.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Море. 1969 г. Холст, масло. 101,6 x 101,6 см.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г. Цена $5.000 дол.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Москва. У площади Маяковского. 1967 г. Бумага, китайская тушь.
Оператор Леонид Косматов и режиссер анимационного кино Даниил Черкес на съемках фильма
«Сенька-африканец» (Крокодил Крокодилович). 1927 г.
Друзья посоветовали Д.Я. Черкесу показать на персональной выставке преимущественно работы последних лет. Его творчество было представлено в широком диапазоне жанров и сюжетов – портреты, пейзажи, натюрморты. Кроме того, зрители ознакомились с обширной географией путешествий художника – от Самарканда и Крыма до Ленинграда и Москвы. «На выставке можно было увидеть и большие живописные композиции, и лёгкие зарисовки – мастерски выполненные произведения, в каждом из которых – огромный, прекрасный мир. Кисти его принадлежит галерея прекрасных портретов, красивы его сочные натюрморты», - писала газета «Вечерняя Москва» от 18 сентября 1970 года.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Рождение Венеры. 1968 г. Холст, масло. 129,5 x 101,6 см.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Нередко обращаясь к изображению обнаженной натуры, по-видимому, художник и в преклонном возрасте
был неравнодушен к женской красоте.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Рождение Венеры. Фрагмент. 1968 г. Холст, масло.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Модель. 1968 г. Холст, масло. 95 х 75 см.
Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Русалка. 1970 г. Холст, масло.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная женщина #1. Бумага, тушь.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная женщина #2. Бумага, тушь.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная женщина #3. Бумага, тушь, акварель.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная женщина #4.
Бумага, акварель, смешанная техника.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная женщина #5.
Бумага, акварель, смешанная техника.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная женщина #5. Фрагмент.
Бумага, акварель, смешанная техника.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Портрет художника Даниила Черкеса. 1961 г.
М. Плахова в «Советской культуре» писала по поводу последней выставки Д.Я. Черкеса:
«Гармония и красота мира, нерасторжимая связь человека с землёй, его доброе, деятельное содружество с природой — вот поэтические мотивы творчества Д. Я. Черкеса, персональная выставка которого открылась в Выставочном зале СХ СССР… Кисти его принадлежит интересная галерея прекрасных портретов, красивы его сочные натюрморты. В картинах художника — плоды долгой и вдумчивой работы над натурой, размышления над холстом, и в то же время творчество его взволнованно, искренне и экспрессивно».
Д.Я. Черкес (1899-1971). Москва. Ленинский проспект. 1969 г. Холст, масло. 127 x 134 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2023 г. Эстимейт 1.000.000 – 2.000.000 руб.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Крым моего детства. 1969 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Строительницы. 1969 г. Холст, масло. 75 x 63 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Воздушные шарики. 1969 г. Холст, масло. 62 х 50 см.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Конец весны. 1970 г. Холст, масло. 64,5 х 59 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Пейзаж с цветущим деревом. 1970 г. Холст, масло. 65 х 60 см.
Костромской музей-заповедник.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Городской натюрморт. 1969-1970 гг.
Картон, масло, 79,5 x 49,5 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Бухарский натюрморт. 1970 г. Картон, масло.
80 х 50 см. Пермская государственная художественная галерея.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с яблоками. 1970 г. Холст, масло. 75 х 60 см.
Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского.
Художник Даниил Черкес и фотограф Леонид Лазарев. На переднем плане – жена Д.А. Черкеса
- В.И. Чапиго. 1963 г.
Последние годы жизни Даниил Яковлевич выступает не только как художник-маринист, но и как пропагандист маринистической живописи, много сделавший для её развития. Произведения талантливого художника находятся в коллекциях художественных музеев Кирова и Костромы, Тамбова и Таллина, Ставрополья и Феодосии, музеев изобразительных искусств Дагестана, Северной Осетии, МГУ им. М.В. Ломоносова. В музейном собрании Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника девятнадцать работ Д.Я. Черкеса, в том числе основное произведение – триптих «На юге»: Азовское море. На виноградниках. Чёрное море (1958), составляющие, несомненно, золотой фонд коллекции живописи.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Деревенская девушка. 1971 г. Холст, масло.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Вечер. Керчь. 1971 г. Холст, масло. 65 х 60 см.
Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск, Югра.
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Даниила Черкеса:
Д.Я. Черкес (1899-1971). Черноморское утро. Холст, масло. 59 х 118,5 см.
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Встреча рыболовецкого траулера - победителя в социалистическом соревновании.
1954 г. Открытка.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Рыболовецкие траулеры в Баренцевом море. 1954 г. Открытка.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Сквозь туман. 1958 г. Открытка.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Корабли в море ночью. Холст, масло. Аукционный дом KAMINSKI Auctions,
Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Под парусом. Холст, масло. ВКонтакте.ру.
Д.Я. Черкес (1899-1971). В ожидании ветра. 1958 г. Открытка.
Художник Даниил Яковлевич Черкес в мастерской. 1963 г.
Заключение.
Творчество Даниила Яковлевича Черкеса – это пример служения искусству, постоянного поиска, стремления совершать открытия. В то же время Даниила Яковлевича отличала высокая требовательность к себе, ему были несвойственны самолюбование и самоуспокоенность. Искусный график и живописец, Д.Я. Черкес оставил после себя богатое творческое наследие. Все произведения Д.Я. Черкеса объединяет общая черта – искренность и доброта. Художник приглашает нас, зрителей, также полюбить этот удивительный и разнообразный мир. Главная особенность художественного стиля Даниила Черкеса – это лёгкость и лаконизм. Талант позволяет ему всего лишь несколькими штрихами, мазками или линиями передать объём, перспективу, воздух. Впрочем, за внешней лёгкостью скрывается наблюдательность и неустанная практика. Яркая, насыщенная жизнь Даниила Черкеса, наполненная путешествиями, впечатлениями, увлечениями, каждый раз раскрывала многогранный талант художника с новой стороны.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Горный пейзаж. Картон, масло. 29 х 41 см. Аукционный дом «СОВКОМ»,
Москва, 2008 г. Цена 8.000 руб.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Пейзаж с домами. Картон, масло. 11,4 х 16,5 см. Аукционный дом KAMINSKI Auctions,
Бостон, США, 2012 г. Цена $250 дол.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Утес на берегу. Картон, масло. 10,2 х 15,2 см. (каждая).
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Утес на берегу. Картон, масло. 10,2 х 15,2 см. Аукционный дом KAMINSKI Auctions,
Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Дом на холме (1). Картон, масло. 10,2 х 15,2 см. Аукционный дом KAMINSKI Auctions,
Бостон, США, 2012 г. Цена $500 дол.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Дом на холме (2). Картон, масло. 10,2 х 15,2 см. Аукционный дом KAMINSKI Auctions,
Бостон, США, 2012 г. Цена $500 дол.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Остров. Холст, масло. Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Крым. Картон, масло. 15,5 x 25 см. Частное собрание.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Купальщики на пляже. Холст, масло.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с хурмой. Холст, масло.
Художник Даниил Яковлевич Черкес. Фото 1962 г.
Даниил Яковлевич Черкес умер 9 июня 1971 года в Москве в возрасте около 72 лет.
Дети в семье Д.Я. Черкеса:
Дочь - Наталья Даниловна Черкес (1922-2013), жила в Москве, дочь Веры Борисовны Юргенсон. Похоронена на Введенском кладбище (5-й участок);
Сын - Александр Данилович Черкес (1937-1994);
Сын - Иван Данилович Черкес (1946-2011), жил в г. Свампскотт (Массачусетс, США), где и похоронен.
ИСТОЧНИКИ
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории
советской живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство
«Искусство-XXI век», 2024 г. – Стр. 21-24, 69, 322.