ЧЕШСКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК-АБСТРАКЦИОНИСТ ФРАНТИШЕК КУПКА / FRANTIŠEK KUPKA (1871-1957), ЧАСТЬ III04-12-2024 22:40к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Франтишек Купка в студии на фоне картины «Конструкция II». Фотография 1953 г.
Франтишек Купка (1871-1957) - пионер абстрактной живописи в Европе. Адепты беспредметного искусства считали творчество Франтишека Купки продолжением развития геометрического направления в абстракции. Однако, по их мнению, в отличие от холодных, рассудочных полотен голландца Пита Мондриана, чешский художник в своих картинах добился большей выразительности в изображении геометрических форм, намного интереснее и разнообразнее решал проблемы цветового соотношения и формального построения композиции. Купка считал, что художник должен не передавать реальные образы, а создавать новую реальность, порожденную воображением, используя свои световые и звуковые впечатления от увиденного. Теоретик искусства и медиум, он занимался метафизическими вопросами и был близок к мистицизму. Блестящий рисовальщик и иллюстратор, любитель рисунка, цветов, движения и музыки, он преобразовал свое восприятие в формы, цвета и геометрические ритмы. Капка умер в 1957 году во Франции, в городе Пюто в возрасте около 86 лет.
Франтишек Купка. Фотография 1928 г
С 1922 года Купка получил новое назначение в Париже: он начал обучать чешских студентов во Франции, став таким образом экстраординарным профессором пражской Школы изящных искусств. И до 1939 года Купка заботился о чешских и словацких стипендиатах в Париже, где он преподавал историю Франции и темы, особенно связанные с французской культурой и цивилизацией.
Франтишек Купка (1871-1957). Ярмарка, или Кадриль. 1921-1922 гг. Холст, масло. 73 х 238 см.
Музей Кампа, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Композиция. 1920-1922 гг. Бумага, пастель. 21,7 x 30 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Абстрактная композиция. 1920 г. Бумага, акварель. 21 х 22 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Сумерки и свет, или Готические контрасты. 1920-1921 гг.
Холст, масло. 72 х 80 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Фиолетовый и желтый, воспоминания. 1920 г. Холст, масло. 65 х 72 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Композиция. 1921 г. Бумага, гуашь, тушь. 22 х 18,4 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Воспоминание о соборе. 1920-1923 гг.
Холст, масло. 149,9 х 94 см. Институт искусств, Чикаго.
Франтишек Купка (1871-1957). Треугольная композиция. 1920-1921 гг. Холст, масло. 66,3 х 70,1 см.
Аукцион Christie's, Нью-Йорк, 2023 г. Лот продан за $5.132.000 дол.
Франтишек Купка (1871-1957). Цветная абстракция. 1920 г. Бумага, акварель, гуашь. 21,3 х 21,3 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Голубое ребро II. 1920-1921 гг. Холст, масло. 75 х 85 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Призма. 1920-1947 гг. Холст, масло. 70,5 х 70,5 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Вокруг точки. 1920-1930-е гг. Холст, масло. 194,5 х 200 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд к картине «Вокруг точки». 1920-1930 гг.
Бумага, акварель, чёрные чернила и цветные карандаши. 45 х 40,5 см.
Институт искусств, Чикаго.
Франтишек Купка (1871-1957). Анимированные линии. 1920-1933 гг. Холст, масло. 193 х 200 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка в 1929 году. Неизвестный фотограф.
В своей формальной системе, когда он описывает применение вертикалей, горизонталей или диагоналей, Купка упоминает также кривые, выражающие измерение времени: круги, овалы и спирали остаются, по его мнению, абстрактными формами, даже если они являются правильными. Иначе обстоит дело с линиями и неправильными формами. Неравномерность приближает живописное изображение к объективному описанию и отображению органического мира. Купка сравнивает неправильные линии и формы с «извилистыми извилинами» и не без юмора характеризует их как «болтливые».
Франтишек Купка (1871-1957). Взрыв II. 1922-1923 гг. Холст, масло. 125 х 85,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 7.551.600 фунтов или
230,8 млн. чешских крон.
Франтишек Купка (1871-1957). Восхождение. 1922-1923 гг. Холст, масло. 111,1 х 80,7 см.
Галерея Альбертина, Вена.
Франтишек Купка (1871-1957). Вверх по течению (Фонтан II). 1923 г.
Холст, масло. 121 х 83 см. Дворец ярмарок – Музей современного искусства, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Зеленый и синий. 1921-1923 гг.
Холст, масло. 129,7 х 83,2 см. Галерея Альбертина, Вена.
Франтишек Купка (1871-1957). Форма желтого II. 1919-1923 гг. Холст, масло.
Аукцион Sotheby’s, Париж, 2023 г. Лот продан за EUR 3.678.000 евро.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд. 1919-1923 гг. Бумага, гуашь, акварель. 37 х 28 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Напряжённый подъём. 1921-1922 гг.
Бумага, акварель, графит. 27,4 x 16,5 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Поперечные поверхности II. 1923 г.
Холст, масло. 81 х 63 см. Аукцион - Galerie Kodl, Прага, 2019 г.
Лот продан за 78.000.000 чешских крон.
Франтишек Купка (1871-1957). Диагональ плоскости I - диагональ и вертикаль плоскости.
1923 г. Холст, масло. 81 х 65 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Линии, плоскости, пространство III. 1923 г.
Холст, масло. 180 х 128 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Композиция. 1920-1925 гг. Бумага, акварель. 29 х 22,5 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Композиция. 1920-1925 гг.
Бумага, акварель. 21,9 х 14 см. Частное собрание.
На снимке – чаепитие в Виноградах. Сидят (слева направо): профессор Франтишек Купка, пани Вальдес, пани Евгения Купка, Индржих Вальдес, справа стоят двое неизвестных. Фотография из журнала «Pestrý týden» (Красочная неделя), Прага, 1930 г.
На своей персональной выставке в галерее La Boétie в 1924 году Купка представил серию работ, отражающих эту художественную концепцию, которую можно охарактеризовать как повествовательную: создание органического и неорганического мира из «сырого материала», как показано на рисунке из серии «Космическая весна» или визуальный захват физического явления воды как символического элемента, найденного в серии «Moving Blues».
В предисловии к собранию своих гравюр, изданных в 1926 году под названием «Четыре истории белого и черного», художник изложил основные принципы своего понимания абстрактного метода в изобразительном искусстве. Он писал: «Произведение искусства, будучи в самом себе абстрактной реальностью, должно быть создано из вымышленных элементов, а его конкретное значение вытекает из самой комбинации, изображения внешнего вида типов и предметов и особых архитектурных ситуаций, которые предопределяют творцу его интуиция и сознание».
Франтишек Купка (1871-1957). Собрание гравюр «Четыре истории белого и черного».
Париж, 1926 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Книга «Песнь о Роланде», Иллюстрации подписаны
псевдонимом Поль Реньяр. Париж, 1923 г. «Песнь о Рола́нде» - одна из самых
известных и значительных героических поэм в жанре старофранцузской поэзии.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к книге «Песнь о Роланде». Париж, 1923 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к книге «Песнь о Роланде». Париж, 1923 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Засада. Сцена из чешской истории. 1920 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Синее движение. Из серии «Bleus mouvants». 1923-1924 гг.
Холст, масло. 110 х 108 см. Музей изящных искусств Ренна, Франция.
Депозит из Центра Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Синее движение II. 1923, 1928-1936 гг. Холст, масло. 118 х 112 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Форма киновари. 1923 г. Холст, масло. 72 х 59 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Форма апельсина. 1923 г. Холст, масло. 73 х 60 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Чёрные диски. 1923 г. Бумага, гуашь, 28,5 х 36 см. Галерея Кодл, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Идол. 1923 г. Холст, масло. 90,5 х 65 см.
Центр Помпиду, Париж. Картина экспонировалась на выставке «Парижская школа»
в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве в 2011 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Вихрь. 1923-1924 гг. Холст, масло. 72,5 х 79 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Цветок. 1925 г. Холст, масло. 105 х 105 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд к картине «Вокруг точки». 1925 г. Бумага, гуашь, графит.
21,7 х 23,1 см. Институт искусств, Чикаго.
Франтишек Купка (1871-1957). Абстрактная композиция. 1925 г. Бумага, акварель, карандаш.
22,1 x 20 см. Частное собрание.
Франтишек Купка в Праге. 1934 г.
В 1931 году Купка познакомился с Тео ван Дусбургом и стал одним из создателей группы «Abstraction-Création» («Абстракция-Творчество»), стремившейся придать новый импульс развитию беспредметного искусства. В соответствии с идеями этого объединения изменилось и творчество Купки. Композиции этого периода начали строиться на основе пересечения прямоугольных плоскостей и сегментов. С 1925 по 1935 год художник увлекался комбинациями, составленными из машиноподобных конструкций и их фрагментов поршней, дисков и шатунов. В 1936 году три его работы демонстрировались на выставке «Кубизм и абстрактное искусство» в Музее современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке, а также он выставляется месте с известным чешским художником Альфонсом Мухой на выставке в галерее «Жё-де-Пом» в Париже. Лаконический геометризм, изначально свойственный его зрелым вещам, дополнительно усилился в поздних произведениях, например в «Серии С» (1935-1946)
Франтишек Купка (1871-1957). Профиль жены Евгении Купки. 1911 г. Барельеф. Бронза.
Франтишек Купка (1871-1957). Бюст Евгении Купки. 1924-1929 гг. Бронза. Н=41 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Форма синего B I. После 1924 г. Холст, масло. 80,3 x 72,4 см.
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Голубая композиция (Composición in Blue). 1925 г. Холст, масло. 46 x 61 см.
Аукцион Мейснер-Нойман, Прага, 2003 г. Эстимейт 7,5 млн. чешских крон.
Франтишек Купка (1871-1957). Строгая линия. 1925 г. Холст, масло. 116,5 х 81 см.
Музей современного искусства Виль-де-Пари, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд с вертикалями. 1925 г. Бумага, акварель. 41 х 30 см.
Аукцион Sotheby’s, 2023 г. Эстимейт EUR 40.000 - 60.000 евро.
Франтишек Купка (1871-1957). Арабески II. 1925-1926 гг. Холст, масло. 100,3 x 81,3 см.
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Диагональные плоскости. 1924 г. Холст, масло. 80 x 72,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2021 г. Лот продан за $2.924.000 дол.
Франтишек Купка (1871-1957). Роман розы I. 1923 г. Холст, масло. 92 х 73 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Энергичный II. 1925-1926 гг. Холст, масло. 84 х 140 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Черный овал. 1925 г. Холст, масло. 50 х 80 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Рисунки кривых. 1926 г. Бумага, акварель, тушь. 23 х 23 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Абстрактная композиция. 1925-1930 гг.
Холст, изорель. 55 х 46 см. Аукцион 1. Art Consulting, Прага, 2007 г.
Лот продан за 15.800.000 чешских крон.
Франтишек Купка в Божанси. Фотография 1944 г.
Во время Второй Мировой войны город Пюто стал целью бомбардировок союзников, поскольку именно в Пюто располагались заводы, осуществлявшие поставку техники немецким оккупантам. И Купка сбежит на юг в Божанси. Божанси расположен в 142 км к югу от Парижа и в 26 км к западу от Орлеана. И с 1939 по 1945 год, пожилой и больной, Купка жил в качестве беженца в Божанси, в доме своей жены Эжени Штрауб. Он мало работал, лишь немногие картины свидетельствуют о его пребывании там. У него развилась мания преследования, он чувствовал себя забытым, был озлоблен. Положение Купки лучше всего характеризуется словами «свой среди чужих, чужой среди своих». В Чехии к абстрактному искусству относились с недоверием, а во Франции Купку воспринимали как чужака.
Франтишек Купка (1871-1957). Эскиз наградного листа к медали «За активный вклад в победу
за освобождение Родины». Республика Чехословакия, Прага, 1920 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд к картине «Диски Ньютона». 1925-1926 гг. Картон, масло. 15,4 х 14,8 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Эскиз без названия. 1927-1928 гг. Бумага, акварель, гуашь, карандаш.
Франтишек Купка (1871-1957). Без названия. 1928 гг. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 19,5 x 31 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Орфизм. Композиция с дисками. 1927-1929 гг.
Бумага, гуашь, тушь, графит. 25,4 х 18,1 см. Институт искусств, Чикаго.
Франтишек Купка (1871-1957). Синтез. 1927-1929 гг. Холст, масло. 180 х 125 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Стальные напитки. 1928 г. Холст, масло. 59 x 64 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Стальные напитки № 2. 1927 г. Холст, масло. 46,5 х 55 см.
Музей Кантини, Марсель. Депозит из центра Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Механическая дрель. 1927-1929 гг. Холст, масло. 73 x 85 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Франтишек Купка (1871-1957). Комическая машина. 1927-1928 г. Холст, масло. 75 x 85,4 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Синкопированный аккомпанемент (стаккато). 1928-1930 гг.
Холст, масло. 73 x 100,4 см. Музей Тиссена-Борнимисы, Мадрид.
Франтишек Купка (1871-1957). Фабрики (Factories). 1929-1930 гг. Холст, масло. 59 x 71,2 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Машины. 1926-1933 гг. Холст, масло. 65 х 65 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Машины. 1929-1932 гг. Холст, масло. 106 х 108,5 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка в Пюто на фоне декоративных панелей 1934 г. Фотография 1952 г.
В конце Второй мировой войны, которую он провел в качестве беженца в Божанси в долине Луары, Купка вернулся в свою мастерскую в Пюто. После смерти Робера Делоне в 1941 году и Василия Кандинского в 1944 году Купка - один из последних свидетелей героической эпохи зарождения беспредметного искусства. Всегда держась в стороне, он, тем не менее, добился признания исторической важности его работ, в частности, регулярно участвуя в Салоне новых реальностей (Salon des Réalités nouvelles), созданном в 1946 году в Париже, где он выставлялся до конца своей жизни в 1957 году. Его работы включают в себя как старые работы, свидетельствующие о древности его исследований, и недавние работы, в которых он случайно поднимает личные формальные темы по-новому, если только придать форму ранее неопубликованным видениям, всегда предоставляя доказательства нетронутого изобразительного творчества.
Франтишек Купка (1871-1957). Музыка. 1930-1932 гг. Холст, масло. 85 х 93 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Два серых I (Two grays I). 1928 гг. Холст, масло. 66 x 66 см.
https://art-dot.ru/abstraktsionizm
Франтишек Купка (1871-1957). Два серых II. 1928 г. Холст, масло. https://forum.artinvestment.ru
Франтишек Купка (1871-1957). Полуостров. 1930 г. Картон, масло. 48,3 x 50,8 см.
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Абстрактная композиция. 1930 г. Бумага, гуашь. 25 x 24,5 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Без названия. 1928 г. Бумага, гуашь. 28,5 х 28,2 см. Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Абстрактная композиция. 1930 г. Бумага, акварель.
30,2 х 24,4 см. Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Абстрактная живопись. 1930-1932 гг.
Холст, масло. 125 х 85 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Абстракция. 1930-1933 гг. Бумага, черно-белая гуашь, графит.
28,5 х 28,4 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Геометрическая композиция. 1930 г.
Бумага, гуашь. 31,5 x 24 см. Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Абстрактная композиция. 1930-1935 гг. Бумага, гуашь. 28,5 х 28,5 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Уменьшенная копия «Диагональных плоскостей V». 1931-1933 гг.
Бумага, гуашь. 16 х 17,5 см. Коллекция Карла Флинкера.
Франтишек Купка (1871-1957). Диагональные плоскости. 1931 г. Холст, масло. 90 х 110 см.
Национальная галерея, Прага.
Индржих Вальдес и Франтишек Купка. Фотография 1940-1950-е гг.
После войны Франтишеку Купке повезло найти покровителя в Праге. Фабрикант, меценат и коллекционер абстрактных полотен Индржих Вальдес покупал его картины и протежировал Купке. А еще наконец-то сбылась давняя мечта. Франтишек очень хотел преподавать в Пражской академии изящных искусств. В конце концов его пригласили туда читать лекции по психологии искусства, но вскоре уволили. Потому что Купка, оказывается, решил революционными методами «нести свет в массы». Он рассказывал студентам о том, что академическое искусство безвозвратно устарело, и призывал обратить взоры к абстракционизму. Скандал был знатный!
Франтишек Купка (1871-1957). Динамические диски. 1931-1933 гг. Бумага, гуашь. 27,9 x 27,9 см.
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Нисходящие круги. 1931-1935 гг.
Бумага, гуашь, пастель. 30 х 28 см. Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Абстракция в цвете. Красные, зеленые и синие плоскости. 1931-1935 гг.
Бумага, гуашь, акварель, графит. 25,7 х 31,3 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Эльдорадо I (Золотая нить I). 1932 г. 81,3 х 97 см.
https://en.artsdot.com
Эльдора́до - мифическая южноамериканская страна, богатая золотом и драгоценными камнями
Франтишек Купка (1871-1957). О, Улыбка. 1933, 1951 гг. Холст, масло. 70,8 x 70,8 см.
Аукцион Christie's, Нью-Йорк, 2005 г. Лот продан за $240.000 дол.
Франтишек Купка (1871-1957). Горячий джаз №1 (Jazz-Hot n° I). 1935 г. Холст, масло. 60 х 92 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Космический центр. 1932-1933 гг.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Дивертисмент I. 1935 г. Холст, масло. 60 x 92,3 см.
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Дивертисмент II. 1935, 1938 гг. Холст, масло. 59 х 92 см.
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Статический ансамбль. 1934 г. Холст, масло. 73 х 85 см.
Высшая школа прикладного искусства, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Эвдия (Eudia). 1933 г. Холст, масло. 66 х 66 см. Национальная галерея, Прага.
Эвдия – Новая земля из легенд Древней Греции.
Франтишек Купка (1871-1957). Абстрактная композиция. 1935 г. Бумага, акварель, гуашь. 25,3 х 24,6 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Абстрактная композиция. 1932-1933 гг. Литография. 21 х 14,5 см.
Из альбома «Рисунки Франтишека Купки», 1948
Франтишек Купка (1871-1957). Абстрактная композиция. 1935 г.
Бумага, акварель, карандаш. 26,5 x 22 см. Частное собрание.
Франтишек Купка и Жан Вийон в Пюто. Фотография 1952 г.
В 1946 году в галерее «Манес» (S.V.U. Mánes) в Праге состоялась большая ретроспективная выставка картин Купки. В каталоге говорилось, что это собственное резюме Купки. В том же году в Париже он участвовал в Салоне новых реальностей (Salon des réalités nouvelles), где продолжал регулярно выставлять свои творения до самой смерти и почётным председателем которого станет в 1956 году. В начале 1950-х годов приобрёл широкое признание, проводил несколько персональных выставок в Нью-Йорке. Позже художники и критики упоминали Франсуа Купку все реже и реже, и постепенно Франсуа Купку почти забыли. Купка создал довольно мало, если сравнивать количество работ с его долговечностью: всего от 350 до 400 картин. Работы Франсуа Купки начали привлекать критическое внимание в 1970-х годах.
Франтишек Купка (1871-1957). Облака 1. 1934 г. Бумага, гуашь. 25,8 х 30,4 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Крах вертикалей. 1935 г. Холст, масло. 70 х 70 см. 1.
Аукцион 1. Art Consulting, Прага, 2009 г. Лот продан за 25.960.000 чешских крон.
Франтишек Купка (1871-1957). Абстрактная композиция. 1935 г. Бумага, акварель, карандаш. 28,9 х 27,6 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Серия контрастов X. 1935-1946 гг. Оргалит, масло. 72 х 60 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Серия контрастов С IV. 1935-1946 гг. Холст, масло. 66 x 72,4 см.
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Серия С VI. 1935-1946 гг. Холст, масло. 70 х 70 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Из серии «Контрасты». 1936 г. Бумага, офсет. 70 х 50 см.
Художественная галерея P&S, Острава, Чехия.
Франтишек Купка (1871-1957). Музыкальная шкатулка. 1946 г. Фанера, масло. 51,5 x 50 см.
Музей Людвига, Кёльн.
Франтишек Купка (1871-1957). Высота IV, серия C II. 1938 г. Холст, масло. 60 × 66 см.
Аукцион 1. Art Consulting, Прага, 2007 г. Лот продан за 23.205.000 чешских крон.
Франтишек Купка (1871-1957). Противоречия. Серия C I. 1935 г. Холст, масло. 55 х 60 см.
Аукцион-галерея Адольфа Лооса, Прага, 2016 г. Лот продан за 62.000.000 чешских крон.
Франтишек Купка (1871-1957). Мизерные планы (Plans minuscules). 1935-1946 гг.
Бумага, гуашь, акварель, карандаш. 33,7 х 28,9 см. Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Оранжевый круг. 1945-1946 гг. Бумага, акварель, гуашь, графит.
41,9 x 41,9 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Круглые и прямолинейные. 1937 г. Холст, масло. 102 х 102 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка в своей мастерской в Пюто. Фотография 1955 г.
Незадолго до своей смерти в 1957 году Франтишек Купка продал «Мадам Купку среди вертикалей», работу, которую он хранил в своей студии почти 45 лет после ее завершения в 1910–1911 годах, Музею современного искусства в Нью-Йорке. На этой масляной картине динамичные, прерывистые мазки цвета окружают лицо Эжени Штрауб, жены и музы художника. Тонкие черты Эжени — ее наклонный подбородок, слегка приоткрытые губы и закрытые глаза — проявляются из этих нерегулярных, прерывистых вертикальных мазков. Повторно используя незаконченный портрет своей жены, сделанный годами ранее, когда он работал в духе символизма, Купка преобразовал ее образ в нечто едва фигуративное. Результат, как и многие из его важных картин и работ на бумаге, играет между абстракцией и портретной живописью. Вскоре он склонил чашу весов в сторону полной абстракции, став одним из первых художников, которые это сделали.
Франтишек Купка (1871-1957). Видение (Une Vision). 1946 г. Холст, масло. 69 x 68 см.
Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Из серии «Контрасты Х». 1947 г. Бумага, гуашь, акварель, карандаш.
32,1 x 30,6 см. Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Композиция. 1947 г. Бумага, гуашь, акварель, карандаш.
30,8 х 24,1 см. Галерея «Минотавр», Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Вертикальные и диагональные плоскости. 1951 г.
Бумага, гуашь, акварель, карандаш. 54,8 х 38,9 см. Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Интимное мероприятие. 1951-1952 гг.
Холст, масло. 79 х 61 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Конструкция II (Construction II). 1951-1952 гг.
Холст, масло. 99 x 80 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Автономный белый. 1952 г. Холст, масло. 70 х 70 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Абсолют. 1953 г. Цветная шелкография. 32,3 x 32,3 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Из серии «Контрасты XII». 1954 г. Холст, масло. 68 x 68 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Вертикальные и диагональные плоскости № I.
1955 г. Холст, масло. 100 х 81 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Три синих и три красных. 1957 г. Холст, масло. 64 х 64 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка. 1956 г. Фотография Джона Лефебра.
В отличие от многих художников того времени Купка не был подвержен влияниям импрессионизма, кубизма, других течений и направлений, которые предшествовали возникновению беспредметного искусства. По меткому замечанию французского искусствоведа, идеолога авангардного искусства Мишеля Бриона, творчество Франтишека Купки вступило на путь абстракции прямо из академизма.
Вместе с Робером Делоне и Кандинским он разработал беспредметный стиль, в котором основное внимание уделялось музыкальному ритму и цвету. Купка интересовался оптикой, физиологией и антропологией. Гийом Аполлинер придумал термин «орфизм» примерно в 1912 году в ответ на работы Купки, Фрэнсиса Пикабиа, Робера Делоне и других, которые развивали собственный ответ на кубизм и футуризм.
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Франтишека Купки:
Франтишек Купка (1871-1957). Логотип в виде лица улыбающейся девушки с петлицей. 1890-е гг.
Картина Купка сегодня принадлежит пражской компании канцелярских товаров Koh-i-Noor.
Франтишек Купка (1871-1957). Дева Мария Лурдская. 1885 г. Холст, масло.
Архив музея в Добрушке, Чехия.
Франтишек Купка (1871-1957). Портрет отца Вацлава Купки. 1988 г. Холст, масло.
Архив музея в Добрушке, Чехия.
Франтишек Купка (1871-1957). Портрет молодой женщины. Конец XIX века.
Холст, масло. 35,6 х 31,8 см. Музей Кампа, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Женское лицо. 1909 г. Бумага, пастель, уголь, тушь. 42,3 x 39 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Девушка, прикрывающая глаза. 1908 г.
Бумага, пастель. 57,6 х 46,4 см. Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния.
Франтишек Купка (1871-1957). Андре на фоне ромашек. 1906 г. Холст, масло. 64,8 х 52,1 см.
Музей Кампа, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Пара. 1909 г. Бумага, пастель. 50 х 35,5 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Конец Монмартра. Офсет. 23,8 х 31,7 см. Опубликовано в журнале
«Cocorico», 15 января 1902 г. Ныне в Музее Карнавале, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Магазины. 1908-1910 гг. Холст, масло. 73 x 100 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка.1957 г. Фотография Александра Либермана.
В последние десятилетия своей жизни Купка уединенно жил и работал в Пюто. Франтишек Купка умер 24 июня 1957 года в Пюто, в предместье Парижа в возрасте около 86 лет. Похоронен в Париже в колумбарии на кладбище Пер-Лашез. В 1963 году умерла жена Евгения Страубова, которая подарила большую часть оставшихся картин Купки Музею современного искусства в Париже, ныне Центр Жоржа Помпиду.
Захоронение Франтишека Купки в колумбарии на кладбище Пер-Лашез. Дивизион 87.
ИСТОЧНИКИ
Ю.В. Рычкова. Энциклопедия модернизма. При поддержке доктора искусствоведения
С. Поликарпова и члена правления фонда «Искусство» М. Штерна. Москва,
Издательство «Эксмо-Пресс», 2002 г. – 224 с., ил. Тираж 5000 экз.