• Авторизация


ЧЕШСКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК-АБСТРАКЦИОНИСТ ФРАНТИШЕК КУПКА / FRANTIŠEK KUPKA (1871-1957), ЧАСТЬ II 02-12-2024 23:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1909-1910 František Kupka (1871-1957) (700x460, 89Kb)
Франтишек Купка за работой в студии на фоне «Апофеоза Елены». Пюто, 1906 г.

Пожалуй, ни одно из крупных направлений в авангардной живописи первой половины XX века не прошло мимо внимания художника из Чехии Франтишека Купки (1871-1957). Любопытно, что он, по сути, был первооткрывателем этих направлений, но потом он переключался на иные интересы и вся слава доставалась другим, основательно «столбившим проторенную им территорию». Слава и забвение чередовались в его жизни, надолго не задерживаясь. О нем вспоминали, превозносили – и снова забывали на некоторое время. Несмотря на очевидное новаторство его идей, он всегда считался вторым – после Робера Делоне, Василия Кандинского и Пита Мондриана. Ни учеников, ни последователей у Купки не было. Между тем, Альфред Барр, директор нью-йоркского Музея современного искусства говорил: «В сравнении с решительными и старательно продуманными работами Купки, появившиеся немного раньше абстракции Кандинского и Ларионова кажутся несмелыми». Но славы Кандинского или Ларионова Купке не досталось.

1899 Self Portrait  RISD Museum (500x700, 97Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Автопортрет. 1899 г. Бумага, карандаш.
Художественный музей Школы дизайна штата Род-Айленд (RISD Museum),
Провиденс, США.

Купка был глубоко впечатлён первым «Манифестом футуризма» Филиппо Маринетти, опубликованном в 1909 году в газете «Фигаро». В работах 1908-1911 годов - Купка испытал влияние фовизма и пуантилизма. Полотна, созданные в 1910-1911 годах, стали более близки к абстрактному искусству, отражая его теории о движении, цвете, отношении музыки и живописи (орфизм). В 1911 году он посетил собрания кубистов из группы «Пюто». В 1912 году принял участие выставке кубизма «Section d’Or» (Золотое сечение) в Салоне независимых (Salon des Indépendants), хотя в то время ещё не идентифицировал себя полностью с кубизмом.

1910 Семейный портрет. Х, м.103 х 112 см. Нац гал, Прага (700x627, 216Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Семейный портрет. 1910 г. Холст, масло. 103 х 112 см.
Национальная галерея, Прага.

1910 Голубая лента. Источник Прага конца XIX века. (2) (700x618, 164Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Голубая лента. 1910 г. Холст, масло. 65 х 71 см.
Музей искусства и промышленности, Сент-Этьен, Франция.

1910 Архаика, Х, м, 110 x 90 см. Музей Помпиду. (578x700, 162Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Архаика. 1910 г. Холст, масло. 110 x 90 см.
Центр Помпиду, Париж.

1909-1910 Сутенер, Холст, масло, 104 х 68 см. Франция, Париж. Центр Помпиду, (454x700, 160Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Сутенер. 1909-1910 гг. Холст, масло, 104 х 68 см.
Центр Помпиду, Париж.

1909-1910 Доротьки (Зигольца, Тротуарные царевны) Х, м. 66  х 72 см. Нац гал, Прага (700x650, 185Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Жиголетки (Зуся и Виолетта). Тротуарные царевны. 1909-1910 гг.
Холст, масло. 66 х 72 см. Национальная галерея, Прага.

1910 Io la Vache, (Ио корова), Х, м, 79,5 × 72 см. Prague, Museum Kampa - Nadace Jana a Medy Mládkových. (623x700, 94Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Корова (Io la Vache). 1910 г. Холст, масло. 79,5 х 72 см.
Музей Кампа, Прага. Фонд Яна и Меды Младковых.

1908 Прикованный Прометей. Бум, кар, акв. 11,3 x 17 см см, ЧС (700x473, 97Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Прикованный Прометей. 1908 г. Бумага, акварель, карандаш. 11,3 x 17 см.
Частное собрание.

1909-1910 Синий и красный Прометей. Бум, акв. 32,1 х 29,3 см. Нац гал, Прага (641x700, 297Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Синий и красный Прометей. 1909-1910 гг. Бумага, акварель. 32,1 х 29,3 см.
Национальная галерея, Прага.

1909-1910 -- Этюд. Бум, пастель. 21 х 27 см. Центр Помпиду, Париж (700x554, 171Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд. 1909-1910 гг. Бумага, пастель. 21 х 27 см. Центр Помпиду, Париж.

1910 Nocturn 66 x 66 (700x688, 254Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Ноктюрн. 1910-1911 гг. Холст, масло. 66 x 66 см.
Музей современного искусства, Вена.

1911-1913 Etude pour Ordonnance sur verticales. Бум, паст. 48 х 50 см. Центр Помпиду ОРИГИНАЛ (700x663, 242Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд вертикальных плоскостей. 1911-1913 гг. Бумага, пастель. 48 x 50 см.
Центр Помпиду, Париж.

1909-1910 Женщина, собирающая цветы III. Бум, пастель. 42,3 x 39 см. Центр Помпиду, (632x700, 182Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина, собирающая цветы III. 1909-1910 гг.
Бумага, пастель. 42,3 x 39 см. Центр Помпиду, Париж.

1909-1910 Женщина, собирающая цветы IV. Бум, пастель. 42 x 39 см. Центр Помпиду (669x700, 146Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина, собирающая цветы IV. 1909-1910 гг.
Бумага, пастель. 42 x 39 см. Центр Помпиду, Париж.

1909-1911 Женщина, собирающая цветы V. pastel-on-paper 48-x-52-cm Centre-Pompidou-Paris ОРИГИНАЛ (700x636, 173Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина, собирающая цветы V. 1909-1911 гг. Бумага, пастель. 48 x 52 см.
Центр Помпиду, Париж.

1910-1913 (на картине стоит дата 1909) Первый шаг. Х, м. 83,2 х 129,6 см. МОМА (700x438, 97Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Первый шаг. 1910-1913 гг. (на картине стоит дата 1909 г.).
Холст, масло. 83,2 х 129,6 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1910-1922 Lines, Planes, Depth 80 x 72,5 (625x700, 161Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Линии, плоскости, глубина. 1910-1922 гг. Холст, масло. 80 x 72,5 см.
Художественный музей AKG, Буффало, штат Нью-Йорк.

После того, как Купка принял участие в выставке группы «Золотое сечение» (Section d’Or), где тон задавали близкие по духу картины Робера Делоне, его тоже стали причислять к орфизму. С другой стороны, критика именовала стиль Купки также и «музыкализмом», тем более что он любил давать своим произведениям названия типа «ноктюрн» или «фуга». В сравнении с Делоне его творчество обычно выделяется более строгой разметкой цветовых зон; добиваясь оптической иллюзии движения, он либо располагает их вертикально или диагонально в виде полос (серия «Вертикальные плоскости», 1910-1913), либо компонует концентрически, в том числе спиралевидно (серия «Диски Ньютона», 1911-1912). Иногда цвета Купки плавно переходят друг в друга, словно сама их шкала рождается у нас на глазах из некоей «космической» пустоты.

1910-1911 Мадам Купка среди вертикалей. Х, м. 135,5 x 85,3 см. MOMA (434x700, 110Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Мадам Купка среди вертикалей. 1910-1911 гг.
Холст, масло. 135,5 x 85,3 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1910-1911 Мадам Купка среди вертикалей. Х, м. 135,5 x 85,3 см. MOMA фрагм (700x395, 96Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Мадам Купка среди вертикалей. Фрагмент. 1910-1911 гг. Холст, масло.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1911-1920 Ordonnance sur verticales (Артиллерийские южные вертикали) Х, м. 58 x 72 cm. Центр Помпиду (2) (700x551, 193Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Постановка вертикалей (Ordonnance sur verticales).
1911-1920 гг. Холст, масло. 58 x 72 см. Центр Помпиду, Париж.

1911 Этюд с верткал. планами. Холст, масло. 78 x 63 см. Муз Тиссена-Борнемисы (563x700, 157Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд с вертикальными плоскостями. 1911 г.
Холст, масло. 78 x 63 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

1910-1911 Овальное зеркало, Х, м, 108,3 × 88,6 см. ЧС (569x700, 113Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Овальное зеркало. 1910-1911 гг.
Холст, масло. 108,3 х 88,6 см. Частное собрание.

1909-1910 Study for Planes by Colours,” pastel on paper, 56 x 45.5 cm. Центр Помпиду (551x700, 133Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд цветовых плоскостей. 1909-1910 гг.
Бумага, пастель. 56 x 45,5 см. Центр Помпиду, Париж.

1910-1911 Цветные планы. Х, м. 110 х 100 см. Центр Помпиду (630x700, 160Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Цветовые плоскости. 1910-1911 гг. Холст, масло. 110 х 100 см.
Центр Помпиду, Париж.

1911 (на картине стоит дата 1910) Музыкант Фоллот. Х, м. 72,4 x 66,3 см. MOMA (2) (638x700, 158Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Музыкант Фоллот. 1911 г. (на картине стоит дата 1910).
Холст, масло. 72,4 x 66,3 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1910-1911 Этюд для «Аморфы», «Тёплой хроматики» и фуги в двух цветах; Бум, паст. 46,8 x 48,3 см. Кол. Пегги Гуггенхайм, Венеция (Фонд Соломона Гуг, НЙ) (2) (700x672, 185Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд для «Аморфы, тёплого хроматизма и фуги в двух цветах».
1910-1911 гг. Бумага, пастель. 46,8 x 48,3 см. Музей Пегги Гуггенхейм, Венеция.

Настоящий пастельный этюд раскрывает ранний этап формальной эволюции художника. В 1911 году Купка стремился исключить из своих картин объективный предметный мир. Его движение к абстракции прослеживается в работах 1909–1911 годов, в его интерпретациях движения, света и цвета готических витражей. Пастель из музея Пегги Гуггенхейм в Венеции относится к серии этюдов, которые последовали за натуралистической картиной 1908–1909 годов, на которой его падчерица Андре играет обнажённой с красно-синим мячом в саду их дома.

1910-1911 Аморфа, двухцветная фуга, Х, м, 111,8 × 68,5 см. Музей Кливленда) (420x700, 133Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1910-1911 гг.
Холст, масло. 111,8 х 68,5 см. Художественный музей Кливленда, США.

1911 (на картине стоит дата 1911-1912)«Красные и синие диски» Х, м. 100 х 73 см. MOMA (506x700, 96Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Красные и синие диски. 1911 г.
(на картине стоит дата 1911-1912). Холст, масло. 100 х 73 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1911 Irregular Forms, Creation (694x700, 232Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Неправильные формы. Творение. 1911 г. Холст, масло. 108 x 108 см.
Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), Калифорния.

1911 Nepravidelné tvary – Stvoření (675x700, 117Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Неправильные формы. Существа. 1914 г. Бумага, гуашь. 29 x 28,5 см.
Частное собрание.

1911-1913 La primitiva. Х, м. 100 x 72,5 см. Центр Помпиду, Париж. (510x700, 131Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Примитивный. 1911-1913 гг.
Холст, масло. 100 x 72,5 см. Центр Помпиду, Париж.

frantisekkupka00kupk_0017 (567x700, 134Kb)
Франтишек Купка. Фотография 1910-е гг.

В 1911 году Купка написал теоретический труд «Творение в пластических искусствах», который был опубликован только в 1923 году. Здесь он рассказал о собственных представлениях об искусстве и его целях. Художник считает, что задача мастера отыскать в вещественном мире зримые аналоги иной реальности и неведомых, созидающих и дающих жизнь на земле сил Вселенной.

1911-1912 Диски Ньютона. Этюд для Фуги в 2-х цветах. Х, м. 49.5 x 65 см. Центр Помпиду (2) (700x527, 137Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Диски Ньютона. Этюд для «Фуги в двух цветах». 1911-1912 гг.
Холст, масло. 49,5 x 65 см. Центр Помпиду, Париж.

1911–1912 (надпись 1912) Этюды к «Дискам Ньютона» Бум, паст. 24,8 x 27,9 см. Муз Гуг НЙ (700x638, 227Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд к «Дискам Ньютона». 1911-1912 гг. (подписано 1912).
Бумага, пастель. 24,8 x 27,9 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.

1911 Форма желтого (Нотр-Дам) Х, м, 73 × 59,5 см. Zurich, Merzbacher Kunststiftung. (584x700, 153Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Формы желтого (Собор Нотр-Дам) 1911 г.
Холст, масло. 73 х 59,5 см. Художественный фонд Мерцбахеров, Цюрих.

1911-1912 Аморфный, теплый хроматический. Х, м, 105 × 105 см. Museum Kampa - Nadace Jana a Medy Mládkových. (2) (688x700, 150Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфный, теплый, хроматический. 1911-1912 гг.
Холст, масло. 105 х 105 см. Музей Кампа, Прага. Фонд Яна и Меды Младковых.

1911-1912 Étude pour Amorpha – Fugue en deux couleurs et Amorpha, chromatiques chaudes. 85 x 128 (2) (700x448, 156Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд для картины «Аморфа, фуга в двух цветах и Аморфа, теплая хроматика».
1911-1912 гг. Холст, масло. 85 x 128 см. Центр Помпиду, Париж.

1911-1912 Одиночные коричневые линии. Х, м. 70 х 115 см. Нац гал, Прага (700x422, 119Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Одиночные коричневые линии. 1911-1912 гг. Холст, масло. 70 х 115 см.
Национальная галерея, Прага.

1911-1930  Study for Around a Point (700x686, 170Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд к картине «Вокруг точки». 1911-1930 гг. Холст, масло.
Музей Кампа, Прага.

1911-1930 Around A Point (700x695, 208Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Вокруг точки. 1911-1930 гг. Холст, масло. 194,5 х 200 см.
Центр Помпиду, Париж.

1912 Complexe, Х, м. 50,5 х 61,2.  Сотбис Лондон 2023. Прод. 4 831 000 фунтов (!) (700x575, 195Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Сложный (Complexe). 1912 г. Холст, масло. 50,5 х 61,2 см. Аукцион Sotheby’s,
Лондон, 2023 г. Лот продан за GBP 4.831.000 фунтов стерлингов или 123 миллиона чешских крон.
Из коллекции американского актера Шона Коннери (1930-2020).
1912 Study Этюд в вертикальных тонах (Собор)  Цвет. бум, паст.40,6 x 22,5 см. МОМА (375x675, 95Kb)1912 Вертикальные плоскости I, Х, м, 150 × 94 см. Париж, Центр Помпиду, (431x675, 119Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). 1. Этюд в вертикалях (Собор). 1912 г. Цветная бумага. 40,6 х 22,5 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.. 2. Вертикальные плоскости I. 1912 г. Холст, масло. 150 х 94 см.
Центр Помпиду, Париж.

1912 Осенний салон 1912 года, проходивший в Париже в Гран-Пале с 1.10 по 8.11 (700x316, 80Kb)
Осенний салон 1912 года, проходивший в Париже в Гран-Пале с 1 октября по 8 ноября. Слева «Афорфа.
Двуцветная фуга» Франта Купки.

В начале 1910-х годов Купка начал изучать связь между формой и цветом, сначала через вертикали в «Мадам Купка среди вертикалей» и «Музыкант Фоллот» (ок. 1911, датируется 1910 годом), а затем достигнув кульминации в своей знаковой картине «Аморфа. Фуга в двух цветах», которая была впервые выставлена на Осеннем салоне в 1912 году. Это полотно, которое сейчас находится в коллекции Пражской национальной галереи, было одной из первых абстрактных картин, показанных в Париже. Тридцать девять круговых этюдов Купки для этой картины находятся в коллекции Музее современного искусства (MОMA) в Нью-Йорке. Каждый из этих полностью абстрактных рисунков демонстрирует интенсивное, итеративное экспериментирование художника с мотивом по мере его продвижения к завершенной работе. Они являются одними из самых ранних примеров абстракции, проверяющих эффекты ограниченной цветовой палитры и игнорирующих традиционную перспективу, чтобы предложить движение в закрученных, круглых формах. А теперь, наберитесь терпения, и смотрите все 39 этюдов к картине «Аморфа. Фуга в двух цветах», нет, не 39, а немного поменьше.

1912 1 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь, тушь. 19.7 x 20.3 cm MOMA (700x678, 120Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 19,7 x 20,3 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 2 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь. 21.3 x 12.4 cm MOMA (406x700, 86Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г.
Бумага, гуашь, тушь. 16,5 x 17,5 см. Музей современного искусства
(МОМА), Нью-Йорк.

1912 3 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь. 7,9 x 17,1 см MOMA (700x337, 90Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 7,9 x 17,1 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 4 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь, тушь. 21.6 x 22.9 cm MOMA (2) (700x656, 173Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 21,6 x 22,9 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 5 Аморфа Фуга в двух тонах. Бумага, гуашь и тушь. 27.9 x 29.5 cm MOMA (700x659, 159Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 27,9 x 29,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 6 Аморфа Фуга в двух тонах. Бумага, гуашь и тушь. 11.1 x 12.4 cm MOMA (700x637, 145Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 11,1 x 12,4 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 7 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь, тушь. 29.2 x 29.5 cm MOMA (700x679, 164Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 29,2 x 29,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 8 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь, тушь. 35.9 x 37.8 cm MOMA (700x661, 234Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 35,9 x 37,8 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 9 Аморфа Фуга в двух тонах. Бумага, гуашь и тушь. 16.8 x 18.4 cm MOMA (646x700, 164Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 16,8 x 18,4 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 10 Аморфа Фуга в двух тонах. Бумага, гуашь и тушь. 31,8 x 33,3 см. MOMA (700x672, 163Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 31,8 x 33,3 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 11 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь, тушь. 21.6 x 22.5 cm MOMA (700x663, 154Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 21,6 x 22,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 12 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь, тушь. 16.5 x 17.5 cm MOMA (700x661, 170Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 16,5 x 17,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 13 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь, тушь. 12.4 x 13 cm. MOMA (700x676, 166Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 12,4 x 13 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 14 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь, тушь. 11.7 x 12.4 cm MOMA (700x670, 175Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 11,7 x 12,4 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 15 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь, тушь. 22.2 x 18.1 cm MOMA (595x700, 88Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г.
Бумага, гуашь, тушь. 22,2 x 18,1 см. Музей современного искусства
(МОМА), Нью-Йорк.

«Аморфа. Фуга в двух цветах» - первая абстрактная картина Купки в Осеннем салоне в Париже в 1912 году. Точно так же в своих «Цветных плоскостях», выставленных в 1912 году в Салоне независимых, он разрезал картину на вертикальные или круглые полосы, за которыми фигура кажется прозрачной.
В 1908 году Купка, увлеченный исследованиями цвета, написал вполне образный портрет дочери своей жены. Тело маленькой девочки, обнаженное в саду Пюто, с воздушным шаром в руке, очерчено штрихами и желто-розовыми тенями, которые выделяются на поле ромашек. Изучение движения ее воздушного шара, послужило основой для создания первой чисто абстрактной работы, монументальной «Аморфа. Фуга в двух цветах», представленной на Осеннем салоне в 1912 году. Критика того времени была шокирована и вызвала резкое осуждение экспериментов Купки.

1912 0 АМОРФА. Фуга в двух цветах. Х, м. 211 х 220 см. Нар гал, Прага ОРИГИНАЛ (700x672, 132Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах (Оригинал). 1912 г. Холст, масло. 211 х 220 см.
Национальная галерея, Прага.

1912 17 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь, тушь. 21.3 x 19.7 cm MOMA (644x700, 104Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 21,3 x 19,7 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 18 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь, тушь. 21.6 x 22.9 cm MOMA (700x654, 169Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 21,6 x 22,9 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 19 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь, тушь. 21.3 x 22.9 cm MOMA (700x658, 149Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 21,3 x 22,9 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 20 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь, тушь. 21.6 x 22.5 cm. MOMA (700x669, 173Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 21,6 x 22,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 21 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь, тушь. 21 x 22.5 cm MOMA (700x631, 138Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 21 x 22,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 22 Аморфа Фуга в двух тонах. Бум, гуашь и тушь. 28.3 x 29.5 cm МОМА (700x662, 149Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 28,3 x 29,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 23 Аморфа Фуга в двух тонах Бум, гуашь, тушь. 41,6 x 47,3 см. MOMA (700x615, 162Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 41,6 x 47,3 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 24 Аморфа Фуга в двух тонах. Бум, гуашь и тушь. 28.3 x 29.2 cm МОМА (700x671, 149Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 28,3 x 29,2 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 25 Аморфа Фуга в двух тонах. Бум, гуашь и тушь. 32,7 x 36,8 см. МОМА (700x617, 150Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 32,7 x 36,8 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 26 Аморфа Фуга в двух тонах. Бумага, гуашь и тушь. 31.4 x 32.4 cm MOMA (700x680, 168Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 34 x 32,4 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1912 27 Аморфа Фуга в двух тонах Х, м. 65 х 65 см. Музей Помпиду, Париж (699x700, 181Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Холст, масло. 65 х 65 см.
Центр Помпиду, Париж.

1912 Реплика «Фуги в двух цветах» «Аморфа» (1946) Бум, гуашь, тушь  кар. 22,9 x 24,3 см. МОМА Подарок худ-ка (700x659, 155Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Реплика «Аморфы. Фуги в двух цветах. 1912 г.» (1946 г.).
Бумага, гуашь, тушь, карандаш. 22,9 x 24,3 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Подарок художника музею.

1912 28 Этюд. пастель, 22,9 x 23,5 см. Семья Зальцман, Нью-Йорк (696x700, 289Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд. 1912 г. Бумага, пастель. 22,9 x 23,5 см. Семья Зальцман, Нью-Йорк.

В 1912 году, находясь в Париже, художник выставляет два абстрактных полотна: «Фуга в двух цветах» и «Аморфный, теплый, хроматический». Его живописная манера сочетает в себе достижения мэтров абстракции - русского художника Василия Кандинского и голландского Пита Мондриана. Расплывчатые, переливающиеся красочные пятна его композиционных построений уживаются в одной и той же картине с причудливыми геометрическими формами. Созданные в начальный период увлечения абстракционизмом полотна представляют собой гладко раскрашенные или отмытые чертежным способом комбинации более или менее правильных форм. Художник много экспериментировал с преломленными спектральными цветами.

1912-1913 Вертикальные планы III. Х, м. 200 х 118 см. Нац гал Прага (378x650, 91Kb)1912-1913 Plans verticaux 68 x 104 (419x650, 120Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). 1. Вертикальные плоскости III. 1912-1913 гг. Холст, масло. 200 х 118 см. Национальная галерея, Прага. 2. Вертикальные плоскости. 1912-1913 гг. Холст, масло. 104 х 68 см. Центр Помпиду, Париж.

1912 Диски Ньютона. Этюд к «Фуге в двух цветах»). Х, м. 100.3 х 73.7 cm. ХМ, Филадельфии (513x700, 132Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Диски Ньютона. Этюд к «Фуге в двух цветах». 1912 г.
Холст, масло. 100,3 х 73,7 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1911-1920 Творение. Х, м. 115 х 125 см. Нац гал Прага (700x643, 166Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Творение. 1911-1920 гг. Холст, масло. 115 х 125 см.
Национальная галерея, Прага.

1912 Комплимент. Х, м, 89 × 108 см. Центр Помпиду (2) (700x572, 187Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Комплимент. 1912 г. Холст, масло. 89 х 108 см. Центр Помпиду, Париж.

1912-1913 trazos negros enroscados (692x700, 187Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Черные извилистые линии. 1912-1913 гг. Холст, масло. 66 х 66 см.
Центр Помпиду, Париж.

1911-1912 Study for Organization of Graphic Motifs I. Б, паст. 32.9 x 31.6 cm. Муз Пегги Гуггенхейм, Венеция (676x700, 243Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Расположение мобильной графики I. Этюд. 1911-1912 гг.
Бумага, пастель. 32,9 x 31,6 см. Музей Пегги Гуггенхейм, Венеция.

1912-1913 Расположение мобильной графики I, Х, м. 200 x 194. Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы. (676x700, 209Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Расположение мобильной графики I. 1912-1913 гг. Холст, масло. 200 x 194 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

1912-1913 Расположение мобильной графики II (Organization of Graphic Motifs). Х,м. Нац гал. иск, Вашингтон (648x700, 218Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Композиция с динамичными элементами. 1912-1913 гг. Холст, масло.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

1912-1913 Этюд для организации графических мотивов II. Пастель, 34,9 x 30,5 см. Семья Зальцман, Нью-Йорк (648x700, 294Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд для организации графических мотивов II. 1912-1913 гг.
Бумага, пастель, 34,9 x 30,5 см. Семья Зальцман, Нью-Йорк.

1912-1913 Untitled Study (700x616, 200Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд без названия. 1912-193 гг. (подписано 1913-1914 гг.).
Бумага, пастель. 30 x 34,3 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.

1913 Rhythm. Depbris (Ритм, Обломки). oc, 63.5 x 79.7 cm, Aaron I. Fleischman. (700x568, 180Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Ритм. Обломки (Rhythm. Depbris). 1913 г. Холст, масло. 63,5 x 79,7 см.
Коллекция Аарона И. Флейшмана, Нью-Йорк.

1913 Красное и зеленое. Х, м. 46 x 38 cm. Музей Людвига, Кёльн (567x700, 158Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Красное и зеленое. 1913 г. Холст, масло. 46 x 38 см.
Музей Людвига, Кёльн.

1913 Composition abstraite (540x700, 157Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Абстрактная композиция. 1913 г.
Бумага, пастель. 26,5 х 20,6 см. Частное собрание.

1910-1914 (700x473, 138Kb)
Члены группы «Золотое сечение» (Section d’Or): Марсель Дюшан, Жак Вийон и Раймон Дюшан-Вийон
в саду студии Вийона, Пюто. Около 1913 г.

Купка, присутствовал на заседаниях «Золотого сечения» со своим соседом Жаком Вийоном, где целая группа молодых кубистов стремилась к совершенству пропорций и идеалам новой живописи. Они пригласила Гийома Аполлинера на выставку художников - первооткрывателей футуристического искусства. Поэт Николя Боден вспоминал, как Аполлинер представил свою концепцию орфизма, стоя перед тремя картинами Купки в салоне «Золотое сечение» и подчёркивал связь между живописью и музыкой.

Жан Метценже, 1911, Этюд к портрету Гийома Аполлинера, графит на бумаге, 48 × 31,2 см, Центр Помпиду, Париж (527x700, 104Kb)
Жан Метценже (1883-1956). Этюд к портрету Гийома Аполлинера. 1911 г.
Бумага, графит. 48 х 31,2 см. Центр Помпиду, Париж

Газета «Нью-Йорк Таймс» посвятила Купке в 1913 году большую статью и резюмировала исчерпывающее высказывание художника: «На возражение, что формы и цвета не могут быть созданы, я отвечаю, что человек создал ионические и дорические колонны, и что архитектура постоянно создавала формы». чьи вариации всегда имеют правильные пропорции и всегда оправданы... Человек раскрывает свои мысли словами... Почему он не мог творить в живописи и скульптуре независимо от форм и цветов, который его окружают?» Чуть позже он пишет в предисловии к каталогу абстрактных композиций в гравюрах на дереве: «Произведение искусства само по себе является абстрактной реальностью и поэтому требует, чтобы оно было составлено из воображаемых элементов».

1913 Белые и красные вертикал поверзности. Х, м. 72 x 80. Галерея Луи Карре, Париж. (700x623, 117Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Белые и красные вертикальные плоскости. 1913 г. Холст, масло. 72 x 80 см.
Галерея Луи Карре, Париж.

1913-1914 Вышивка, Х, м, 114,5 × 113 см. Люксембург, Нац историко-худ музей (MNHA), кол Поли, депо. (684x700, 132Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Вышивка. 1913-1914 гг. Холст, масло. 114,5 х 113 см.
Национальный музей истории и искусства, Люксембург.

1913-1914 La catedral 180 x 150 (580x700, 173Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Собор (La catedral). 1913-1914 гг. Холст, масло. 180 x 150 см.
Музей Кампа, Прага. Коллекции Яна и Меды Младековых.

Купка был вдохновлен формой и цветом в архитектуре французских соборов, особенно в витражах. И его переход к абстракции отмечен исследованиями света внутри соборов. Купка изучал свет, который проникал через красные и синие витражи Шартрского собора во Франции, чтобы создать картину «Собор» . Увлечение Купки соборами также служит вдохновением для его других работ с вертикальными и диагональными линиями, которые он создал в то же время.

1913 Философская архитектура, Х, м. 143 × 112 см, Аук Galerie Louis Carré, 2009 г. Эст.  129 000 000 крон. (547x700, 106Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Философская архитектура. 1913 г. Холст, масло. 143 х 112 см.
Аукцион в Галерее Луи Карре, Париж, 2009 г. Эстимейт 129.000.000 чешских крон.

1913-1923 Вертикальные и диагональные планы. Х, м. 55.2 x 38.1 cm. МОМА ОРИГИНАЛ (488x700, 152Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Вертикальные и диагональные плоскости. 1913-1923 гг.
Холст, масло. 55,2 x 38,1 см. см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1913-1923 Вертикальные и диагональные планы. Х,м. 138 х 85 см. Нац гал, Прага (441x700, 139Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Вертикальные и диагональные плоскости.
1913-1923 гг. Холст, масло. 138 х 85 см. Национальная галерея, Прага.

1914 Вертикальные и диагональные планы. Х, м. 24.25 x 19.87 дюйм. httpswww.reddit.com (576x700, 143Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Вертикальные и диагональные плоскости. 1914 г.
Холст, масло. 61,6 х 50,5 см. https://www.reddit.com

1915-1923 Цветовые схемы, Зимние воспоминания. Х, м. 180 х 150 см. Нац гал, Прага (580x700, 246Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Цветовые плоскости. Зимние воспоминания. 1915-1923 гг.
Холст, масло. 180 х 150 см. Национальная галерея, Прага.

1913-1914 El azul 73 x 60 (574x700, 146Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Синий. 1913-1914 гг. Холст, масло. 73 x 60 см.
Частное собрание.

1913-1923 Космическая весна I (Линии – Области – Глубина) Х, м. 115 х 125 см. Нац гал, Прага (700x644, 235Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Космическая весна I (Линии – Области – Глубина). 1913-1923 гг.
\Холст, масло. 115 х 125 см. Национальная галерея, Прага.

1913-1923 Космическая весна II. Х, м. 115 х 125 см. Нац гал, Прага (700x647, 206Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Космическая весна II. 1913-1923 гг. Холст, масло. 115 х 125 см.
Национальная галерея, Прага.

1913 Постановление о вертикалях в желтом цвете, Х, м, 70 × 70 см. Париж, Центр Помпиду, (698x700, 155Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Желтые вертикали. 1913 г Холст, масло. 70 х 70 см. Центр Помпиду, Париж.

1913-1923 Навязчивая черта. Х, м, 65,5 × 79 см. Prague, Národní galerie v Praze. (2) (700x574, 200Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Навязчивая черта. 1913-1923 гг. Холст, масло. 65,5 х 79 см.
Национальная галерея, Прага.

1913-1919 Movement. Х, м. 50.8x65.2 cm. ЧС (2) (700x393, 117Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Движение. 1913-1919 гг. Холст, масло. 50,8 x 65,2 см. Частное собрание.

1914 Президент чешской колонии в Париже Франтишек Купка, чешские добровольцы, приехавшие в Париж на каникулы. (700x446, 164Kb)
Президент чешской колонии в Париже Франтишек Купка, чешские добровольцы, приехавшие в Париж
на каникулы. Фотография 1914 г.

Во время Первой мировой войны Купка служил добровольцем. Он вступил в пехотный корпус, потом организовал Чехословацкий легион во Франции, стал офицером чешского медицинского корпуса и открыто выступал за независимость своей страны. Купка упоминается в романе «Отрезанная рука» Блеза Сандрара. Сендрар был рядом с ним и описывает его как «гордого солдата, спокойного, уравновешенного, сильного», но на самом деле слишком старого, чтобы быть солдатом, — он был как минимум на 25 лет старше остальных. Когда полк отправился из Парижа на фронт в Пикардию (они прошли весь путь пешком), мадам Купка встретила колонну, когда они подъехали к кольцу Ла-Дефанс, недалеко от их дома. Она шла вместе со всеми, неся сумку мужа и его винтовку. Она дошла бы с ними до самого фронта, но в конце первого дня полковник приказал арестовать её и отправить обратно в Париж. Позже она добралась до линии фронта, чтобы побыть со своим мужем. Сам Купка ушёл с фронта из-за обморожения ног, вызванного ночёвками в окопах по пояс в ледяной воде. В Чехословакию Купка вернулся весной 1919 года в звании капитана новой чехословацкой армии. Он начал работать в Художественном совете при Министерстве национальной обороны в Праге. В чехословацкой армии Купка оставался до 1920 года, но затем решил вернуться во Францию.

1917 Франтишек Купка в форме Чехословацкого легиона во Франции (2) (484x700, 85Kb)
Франтишек Купка в форме Чехословацкого легиона во Франции. 1917 г.

1914-1919 Kupka_navrh_cepic-Музей Кампа (700x542, 78Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Эскиз военных кепи. 1914-1919 гг. Музей Кампа, Прага.

1917 Илл. к титульному листу «Гирланды Афродиты» Ф. Герольда. Бум, тушь, перо. 40,3 х 28,9 см. Нац гал, Прага (526x700, 107Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к титульному листу поэмы «Венок Афродиты»
Ф. Герольда. 1917 г. Бумага, тушь, перо. 40,3 х 28,9 см. Национальная галерея, Прага.
Андре-Фердинан Герольд (1865 -1940) - французский писатель и поэт-символист

1917 Илл. к главе «Гиацинты» из книги Ф. Герольда «Гирланда. Бум, тушь, перо. 28,8 х 40,2 см. Нац гал, Прага (700x500, 98Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Гиацинты» из поэмы «Венок Афродиты» Ф. Герольда.
1917 г. Бумага, тушь, перо. 28,8 х 40,2 см. Национальная галерея, Прага.

1917 Илл. к главе «Розы» из книги Ф. Герольда «Гирланда Афродиты». Бум, тушь, перо. 29 х 40,3 см. Нац гал, Прага (700x511, 79Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Розы» из поэмы «Венок Афродиты» Ф. Герольда.
1917 г. Бумага, тушь, перо. 29 х 40,3 см. Национальная галерея, Прага.

1917 Илл. к главе «Ирис» из книги Ф. Герольда «Гирланда Афродиты». Бум, тушь, перо. 28,8 х 40,3 см. Нац гал, Прага (700x512, 95Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Ирис» из поэмы «Венок Афродиты» Ф. Герольда.
1917 г. Бумага, тушь, перо. 28,8 х 40,3 см. Национальная галерея, Прага.

1917 Илл. к главе «Асфодели» из книги Ф. Герольда «Гирланда Афродиты».  Бум, тушь, перо. 28,9 х 40,3 см. Нац гал, Прага (700x516, 86Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Асфодель» из поэмы «Венок Афродиты» Ф. Герольда.
1917 г. Бумага, тушь, перо. 28,9 х 40,3 см. Национальная галерея, Прага.
Асфодель - любимый цветок древних греков, переводится с греческого как «невозможно произойти»

1917 Илл. к главе «Ирис» из книги Ф. Герольда «Гирланда Афродиты». Бум, тушь, перо. 40,3 х 28,8 см. Нац гал, Прага (532x700, 95Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Ирис» из поэмы «Венок Афродиты»
Ф. Герольда. 1917 г. Бумага, тушь, перо. 40,3 х 28,8 см. Национальная галерея, Прага.

1917 Илл. к главе «Розы» из книги Ф. Герольда «Гирлянда Афродиты». Бум, тушь, перо. 40,3 х 28,9 см. Нац гал, Прага (535x700, 131Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Розы» из поэмы «Венок Афродиты»
Ф. Герольда. 1917 г. Бумага, тушь, перо. 40,3 х 28,9 см. Национальная галерея, Прага.

1917 Илл. к главе «Гиацинты» из книги Ф. Герольда «Гирланда Афродиты».  Бум, тушь, перо. 40,3 х 28,7 см. Нац гал, Прага (535x700, 136Kb)

Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Гиацинты» из поэмы «Венок Афродиты»
Ф. Герольда. 1917 г. Бумага, тушь, перо. 40,3 х 28,7 см. Национальная галерея, Прага.

1917 Илл. к главе «Виоллетты» из книги Ф. Герольда «Гирлянда Афродиты». Бум, тушь, перо. 40,3 х 28,7 см. Нац гал, Прага (530x700, 135Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Виолетта» из поэмы «Венок Афродиты»
Ф. Герольда. 1917 г. Бумага, тушь, перо. 40,3 х 28,7 см. Национальная галерея, Прага.

1917 Илл. к главе «Асфодели» из книги Ф. Герольда «Гирланда Афродиты». Бум, тушь, перо. 40,3 х 29 см. Нац гал, Прага (533x700, 122Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Асфодель» из поэмы «Венок Афродиты»
Ф. Герольда. 1917 г. Бумага, тушь, перо. 40,3 х 29 см. Национальная галерея, Прага.

1917 Франтишек Купка в форме Чехословацкого легиона во Франции 3 (600x700, 183Kb)
Франтишек Купка в форме Чехословацкого легиона во Франции. 1917 г.

Примерно во время Первой мировой войны Франсуа Купка, один из самых активных художников Европы, работал вместе с такими парижскими художниками, как Робер Делоне, Фернан Леже и Марсель Дюшан. У Франсуа Купки был плохой характер. У него была давняя вражда с Парижским Салоном, и его работы были сняты как минимум с одной выставки в 1912 году из-за разногласий с другими экспонентами. Он чувствовал, что выставлявшиеся там хкдожники были пассивными, декадентскими и академичными. По сравнению с их рациональным формализмом Франсуа Купка был романтичен и таинственен. У него и Делоне было уникальное видение своей работы, и они хотели быть инициаторами своих идей. Купка продолжил свою карьеру в более строгом поиске, раздвигая самые дальние границы познания.

1919 Этюд на красном фоне, Х, м. 69,5 × 69,5 см, Sotheby's London 19.06.2013, Прод. 1 930 500 фунтов (692x700, 170Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд на красном фоне. 1919 г. Холст, масло. 69,5 х 69,5 см.
Аукцион Sotheby's, Лондон, 2013 г. Лот продан за GBP 1.930.500 фунтов.

1919-1920 Цветная» (La Colorée) Х, м. 65 x 54 см. Музей Гуггенхейма, НЙ (580x700, 205Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Цветная (La Colorée). 1919-1920 гг.
Холст, масло. 65 x 54 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.

1919-1920 Tale of pistils and stamens (605x700, 194Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Сказка о пестиках и тычинках I. 1919-1920 гг.
Холст, масло. 110 х 92 см. Национальная галерея, Прага.

1919-1920 История пестиков и тычинок I. Х, м. 110 х  92 см. Нац гал, Прага (636x700, 152Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Сказка о пестиках и тычинках II. 1919-1920 гг.
Холст, масло. Национальная галерея, Прага.

1919 Индуистский узор (красные градиенты), Х, м, 124,5 × 122 см. Париж, Центр Помпиду (2) (681x700, 182Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Индуистский узор (красные градиенты). 1919 г.
Холст, масло. 124,5 х 122 см. Центр Помпиду, Париж.

1914-1919 Взлет (Побег), Х, м. 75 × 85 см, Аук Stockholms Auktionswerk 15.11.2016, прод. 25.000.000 швед.крон (700x616, 140Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Взлет (Побег). 1914-1919 гг. Холст, масло. 75 х 85 см.
Аукцион Stockholms Auktionswerk, Стокгольм, 2016 г. Лот продан за 25.000.000 шведских крон.

В 1919 году Купка занял должность профессора пражской Академии художеств, обучая студентов, проходивших практику в Париже. В 1919-1938 годах Купку финансово поддерживал его близкий друг, коллекционер живописи и промышленник Индржих Валдес собравший значительную коллекцию работ художника. Целый ряд его работ 1920-х обнаруживает воздействие футуризма и конструктивизма с характерным для них культом машин (цикл «Синтез», 1927—1929, Национальная галерея, Прага).

1919 Shades of Violet, Milwaukee Museum. (700x539, 166Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Оттенки фиолетового. 1919 г. Холст, масло.
Художественный музей Милуоки, штат Висконсин.

1920 Creation (700x645, 183Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Творчество (Creation). 1920 г. Холст, масло. 116 х 124 см.
Частное собрание.

1920 Ensayo, robustez 150 x 100 (466x700, 125Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Испытание на прочность. 1920 гг.
Холст, масло. 150 x 100 см. Музей современного искусства (MUMOK), Вена.
Фонд Ирены и Петера Людвига в Вене.

1918-19320 Вокруг круга. бумага, акв, гушь. 18,2 х 19,2. ЧС (700x669, 229Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Вокруг круга. 1918-1920 гг. Бумага, акварель, гуашь. 18,2 х 19,2 см.
Частное собрание.

1919-1921 Polaire (619x700, 160Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Полярный (Polaire). 1919-1921 гг. Бумага, пастель.
Частное собрание.

1918-1920 Этюд для черного акцента (Женщины) Бум, паст. 38,5 х 29 см. Сотбис Лондон 2014. Эст 20 000 - 30 000 фунтов (501x700, 146Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд для черного акцента (Женщины). 1918-1920 гг.
Бумага, пастель. 38,5 х 29 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г.
Эстимейт GBP 20.000 – 30.000 фунтов.

1919 Идиллия. Бум, гуашь. 27 х 15 см. ЧС (399x700, 103Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Идиллия. 1919 г.
Бумага, гуашь. 27 х 15 см. Частное собрание.

В 1904 году Франтишек Купка познакомился с бывшей натурщицей скульптора Евгенией Страубовой, своей будущей женой. «Нини» была женой офицера из Эльзаса и матерью трёх маленьких девочек, Андре и Стек, которые жили с ними в одном доме. Они поженились 15 марта 1910 года. Госпожа Купка активно продвигала работы мужа и представляла их на ряде выставок. Координировала закупки и предоставляла ему пространство для сосредоточенной работы.

ИСТОЧНИКИ
ФОТО Герберг Рид Краткая история современной живописи (400x570, 73Kb)
Герберт Рид. Краткая история современной живописи. Пер. с англ.
Татьяны Скоробогатовой. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2006 г.
– 320 с., ил. Тираж 2000 экз.

Купка,_Франтишек – Википедия

(Окончание следует)



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЧЕШСКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК-АБСТРАКЦИОНИСТ ФРАНТИШЕК КУПКА / FRANTIŠEK KUPKA (1871-1957), ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»