ЧЕШСКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК-АБСТРАКЦИОНИСТ ФРАНТИШЕК КУПКА / FRANTIŠEK KUPKA (1871-1957), ЧАСТЬ II02-12-2024 23:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Франтишек Купка за работой в студии на фоне «Апофеоза Елены». Пюто, 1906 г.
Пожалуй, ни одно из крупных направлений в авангардной живописи первой половины XX века не прошло мимо внимания художника из Чехии Франтишека Купки (1871-1957). Любопытно, что он, по сути, был первооткрывателем этих направлений, но потом он переключался на иные интересы и вся слава доставалась другим, основательно «столбившим проторенную им территорию». Слава и забвение чередовались в его жизни, надолго не задерживаясь. О нем вспоминали, превозносили – и снова забывали на некоторое время. Несмотря на очевидное новаторство его идей, он всегда считался вторым – после Робера Делоне, Василия Кандинского и Пита Мондриана. Ни учеников, ни последователей у Купки не было. Между тем, Альфред Барр, директор нью-йоркского Музея современного искусства говорил: «В сравнении с решительными и старательно продуманными работами Купки, появившиеся немного раньше абстракции Кандинского и Ларионова кажутся несмелыми». Но славы Кандинского или Ларионова Купке не досталось.
Франтишек Купка (1871-1957). Автопортрет. 1899 г. Бумага, карандаш.
Художественный музей Школы дизайна штата Род-Айленд (RISD Museum),
Провиденс, США.
Купка был глубоко впечатлён первым «Манифестом футуризма» Филиппо Маринетти, опубликованном в 1909 году в газете «Фигаро». В работах 1908-1911 годов - Купка испытал влияние фовизма и пуантилизма. Полотна, созданные в 1910-1911 годах, стали более близки к абстрактному искусству, отражая его теории о движении, цвете, отношении музыки и живописи (орфизм). В 1911 году он посетил собрания кубистов из группы «Пюто». В 1912 году принял участие выставке кубизма «Section d’Or» (Золотое сечение) в Салоне независимых (Salon des Indépendants), хотя в то время ещё не идентифицировал себя полностью с кубизмом.
Франтишек Купка (1871-1957). Семейный портрет. 1910 г. Холст, масло. 103 х 112 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Голубая лента. 1910 г. Холст, масло. 65 х 71 см.
Музей искусства и промышленности, Сент-Этьен, Франция.
Франтишек Купка (1871-1957). Архаика. 1910 г. Холст, масло. 110 x 90 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Сутенер. 1909-1910 гг. Холст, масло, 104 х 68 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Жиголетки (Зуся и Виолетта). Тротуарные царевны. 1909-1910 гг.
Холст, масло. 66 х 72 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Корова (Io la Vache). 1910 г. Холст, масло. 79,5 х 72 см.
Музей Кампа, Прага. Фонд Яна и Меды Младковых.
Франтишек Купка (1871-1957). Прикованный Прометей. 1908 г. Бумага, акварель, карандаш. 11,3 x 17 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Синий и красный Прометей. 1909-1910 гг. Бумага, акварель. 32,1 х 29,3 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд. 1909-1910 гг. Бумага, пастель. 21 х 27 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Ноктюрн. 1910-1911 гг. Холст, масло. 66 x 66 см.
Музей современного искусства, Вена.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд вертикальных плоскостей. 1911-1913 гг. Бумага, пастель. 48 x 50 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина, собирающая цветы III. 1909-1910 гг.
Бумага, пастель. 42,3 x 39 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина, собирающая цветы IV. 1909-1910 гг.
Бумага, пастель. 42 x 39 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина, собирающая цветы V. 1909-1911 гг. Бумага, пастель. 48 x 52 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Первый шаг. 1910-1913 гг. (на картине стоит дата 1909 г.).
Холст, масло. 83,2 х 129,6 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Линии, плоскости, глубина. 1910-1922 гг. Холст, масло. 80 x 72,5 см.
Художественный музей AKG, Буффало, штат Нью-Йорк.
После того, как Купка принял участие в выставке группы «Золотое сечение» (Section d’Or), где тон задавали близкие по духу картины Робера Делоне, его тоже стали причислять к орфизму. С другой стороны, критика именовала стиль Купки также и «музыкализмом», тем более что он любил давать своим произведениям названия типа «ноктюрн» или «фуга». В сравнении с Делоне его творчество обычно выделяется более строгой разметкой цветовых зон; добиваясь оптической иллюзии движения, он либо располагает их вертикально или диагонально в виде полос (серия «Вертикальные плоскости», 1910-1913), либо компонует концентрически, в том числе спиралевидно (серия «Диски Ньютона», 1911-1912). Иногда цвета Купки плавно переходят друг в друга, словно сама их шкала рождается у нас на глазах из некоей «космической» пустоты.
Франтишек Купка (1871-1957). Мадам Купка среди вертикалей. 1910-1911 гг.
Холст, масло. 135,5 x 85,3 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Мадам Купка среди вертикалей. Фрагмент. 1910-1911 гг. Холст, масло.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Постановка вертикалей (Ordonnance sur verticales).
1911-1920 гг. Холст, масло. 58 x 72 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд с вертикальными плоскостями. 1911 г.
Холст, масло. 78 x 63 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Франтишек Купка (1871-1957). Овальное зеркало. 1910-1911 гг.
Холст, масло. 108,3 х 88,6 см. Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд цветовых плоскостей. 1909-1910 гг.
Бумага, пастель. 56 x 45,5 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Цветовые плоскости. 1910-1911 гг. Холст, масло. 110 х 100 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Музыкант Фоллот. 1911 г. (на картине стоит дата 1910).
Холст, масло. 72,4 x 66,3 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд для «Аморфы, тёплого хроматизма и фуги в двух цветах».
1910-1911 гг. Бумага, пастель. 46,8 x 48,3 см. Музей Пегги Гуггенхейм, Венеция.
Настоящий пастельный этюд раскрывает ранний этап формальной эволюции художника. В 1911 году Купка стремился исключить из своих картин объективный предметный мир. Его движение к абстракции прослеживается в работах 1909–1911 годов, в его интерпретациях движения, света и цвета готических витражей. Пастель из музея Пегги Гуггенхейм в Венеции относится к серии этюдов, которые последовали за натуралистической картиной 1908–1909 годов, на которой его падчерица Андре играет обнажённой с красно-синим мячом в саду их дома.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1910-1911 гг.
Холст, масло. 111,8 х 68,5 см. Художественный музей Кливленда, США.
Франтишек Купка (1871-1957). Красные и синие диски. 1911 г.
(на картине стоит дата 1911-1912). Холст, масло. 100 х 73 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Неправильные формы. Творение. 1911 г. Холст, масло. 108 x 108 см.
Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), Калифорния.
Франтишек Купка (1871-1957). Неправильные формы. Существа. 1914 г. Бумага, гуашь. 29 x 28,5 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Примитивный. 1911-1913 гг.
Холст, масло. 100 x 72,5 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка. Фотография 1910-е гг.
В 1911 году Купка написал теоретический труд «Творение в пластических искусствах», который был опубликован только в 1923 году. Здесь он рассказал о собственных представлениях об искусстве и его целях. Художник считает, что задача мастера отыскать в вещественном мире зримые аналоги иной реальности и неведомых, созидающих и дающих жизнь на земле сил Вселенной.
Франтишек Купка (1871-1957). Диски Ньютона. Этюд для «Фуги в двух цветах». 1911-1912 гг.
Холст, масло. 49,5 x 65 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд к «Дискам Ньютона». 1911-1912 гг. (подписано 1912).
Бумага, пастель. 24,8 x 27,9 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Формы желтого (Собор Нотр-Дам) 1911 г.
Холст, масло. 73 х 59,5 см. Художественный фонд Мерцбахеров, Цюрих.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфный, теплый, хроматический. 1911-1912 гг.
Холст, масло. 105 х 105 см. Музей Кампа, Прага. Фонд Яна и Меды Младковых.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд для картины «Аморфа, фуга в двух цветах и Аморфа, теплая хроматика».
1911-1912 гг. Холст, масло. 85 x 128 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Одиночные коричневые линии. 1911-1912 гг. Холст, масло. 70 х 115 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд к картине «Вокруг точки». 1911-1930 гг. Холст, масло.
Музей Кампа, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Вокруг точки. 1911-1930 гг. Холст, масло. 194,5 х 200 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Сложный (Complexe). 1912 г. Холст, масло. 50,5 х 61,2 см. Аукцион Sotheby’s,
Лондон, 2023 г. Лот продан за GBP 4.831.000 фунтов стерлингов или 123 миллиона чешских крон.
Из коллекции американского актера Шона Коннери (1930-2020).
Франтишек Купка (1871-1957). 1. Этюд в вертикалях (Собор). 1912 г. Цветная бумага. 40,6 х 22,5 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.. 2. Вертикальные плоскости I. 1912 г. Холст, масло. 150 х 94 см.
Центр Помпиду, Париж.
Осенний салон 1912 года, проходивший в Париже в Гран-Пале с 1 октября по 8 ноября. Слева «Афорфа.
Двуцветная фуга» Франта Купки.
В начале 1910-х годов Купка начал изучать связь между формой и цветом, сначала через вертикали в «Мадам Купка среди вертикалей» и «Музыкант Фоллот» (ок. 1911, датируется 1910 годом), а затем достигнув кульминации в своей знаковой картине «Аморфа. Фуга в двух цветах», которая была впервые выставлена на Осеннем салоне в 1912 году. Это полотно, которое сейчас находится в коллекции Пражской национальной галереи, было одной из первых абстрактных картин, показанных в Париже. Тридцать девять круговых этюдов Купки для этой картины находятся в коллекции Музее современного искусства (MОMA) в Нью-Йорке. Каждый из этих полностью абстрактных рисунков демонстрирует интенсивное, итеративное экспериментирование художника с мотивом по мере его продвижения к завершенной работе. Они являются одними из самых ранних примеров абстракции, проверяющих эффекты ограниченной цветовой палитры и игнорирующих традиционную перспективу, чтобы предложить движение в закрученных, круглых формах. А теперь, наберитесь терпения, и смотрите все 39 этюдов к картине «Аморфа. Фуга в двух цветах», нет, не 39, а немного поменьше.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 19,7 x 20,3 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г.
Бумага, гуашь, тушь. 16,5 x 17,5 см. Музей современного искусства
(МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 7,9 x 17,1 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 21,6 x 22,9 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 27,9 x 29,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 11,1 x 12,4 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 29,2 x 29,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 35,9 x 37,8 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 16,8 x 18,4 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 31,8 x 33,3 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 21,6 x 22,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 16,5 x 17,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 12,4 x 13 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 11,7 x 12,4 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г.
Бумага, гуашь, тушь. 22,2 x 18,1 см. Музей современного искусства
(МОМА), Нью-Йорк.
«Аморфа. Фуга в двух цветах» - первая абстрактная картина Купки в Осеннем салоне в Париже в 1912 году. Точно так же в своих «Цветных плоскостях», выставленных в 1912 году в Салоне независимых, он разрезал картину на вертикальные или круглые полосы, за которыми фигура кажется прозрачной.
В 1908 году Купка, увлеченный исследованиями цвета, написал вполне образный портрет дочери своей жены. Тело маленькой девочки, обнаженное в саду Пюто, с воздушным шаром в руке, очерчено штрихами и желто-розовыми тенями, которые выделяются на поле ромашек. Изучение движения ее воздушного шара, послужило основой для создания первой чисто абстрактной работы, монументальной «Аморфа. Фуга в двух цветах», представленной на Осеннем салоне в 1912 году. Критика того времени была шокирована и вызвала резкое осуждение экспериментов Купки.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах (Оригинал). 1912 г. Холст, масло. 211 х 220 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 21,3 x 19,7 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 21,6 x 22,9 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 21,3 x 22,9 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 21,6 x 22,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 21 x 22,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 28,3 x 29,5 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 41,6 x 47,3 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 28,3 x 29,2 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 32,7 x 36,8 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Бумага, гуашь, тушь. 34 x 32,4 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г. Холст, масло. 65 х 65 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Реплика «Аморфы. Фуги в двух цветах. 1912 г.» (1946 г.).
Бумага, гуашь, тушь, карандаш. 22,9 x 24,3 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Подарок художника музею.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд. 1912 г. Бумага, пастель. 22,9 x 23,5 см. Семья Зальцман, Нью-Йорк.
В 1912 году, находясь в Париже, художник выставляет два абстрактных полотна: «Фуга в двух цветах» и «Аморфный, теплый, хроматический». Его живописная манера сочетает в себе достижения мэтров абстракции - русского художника Василия Кандинского и голландского Пита Мондриана. Расплывчатые, переливающиеся красочные пятна его композиционных построений уживаются в одной и той же картине с причудливыми геометрическими формами. Созданные в начальный период увлечения абстракционизмом полотна представляют собой гладко раскрашенные или отмытые чертежным способом комбинации более или менее правильных форм. Художник много экспериментировал с преломленными спектральными цветами.
Франтишек Купка (1871-1957). 1. Вертикальные плоскости III. 1912-1913 гг. Холст, масло. 200 х 118 см. Национальная галерея, Прага. 2. Вертикальные плоскости. 1912-1913 гг. Холст, масло. 104 х 68 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Диски Ньютона. Этюд к «Фуге в двух цветах». 1912 г.
Холст, масло. 100,3 х 73,7 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Франтишек Купка (1871-1957). Творение. 1911-1920 гг. Холст, масло. 115 х 125 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Комплимент. 1912 г. Холст, масло. 89 х 108 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Черные извилистые линии. 1912-1913 гг. Холст, масло. 66 х 66 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Расположение мобильной графики I. Этюд. 1911-1912 гг.
Бумага, пастель. 32,9 x 31,6 см. Музей Пегги Гуггенхейм, Венеция.
Франтишек Купка (1871-1957). Расположение мобильной графики I. 1912-1913 гг. Холст, масло. 200 x 194 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Франтишек Купка (1871-1957). Композиция с динамичными элементами. 1912-1913 гг. Холст, масло.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд для организации графических мотивов II. 1912-1913 гг.
Бумага, пастель, 34,9 x 30,5 см. Семья Зальцман, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд без названия. 1912-193 гг. (подписано 1913-1914 гг.).
Бумага, пастель. 30 x 34,3 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Ритм. Обломки (Rhythm. Depbris). 1913 г. Холст, масло. 63,5 x 79,7 см.
Коллекция Аарона И. Флейшмана, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Красное и зеленое. 1913 г. Холст, масло. 46 x 38 см.
Музей Людвига, Кёльн.
Франтишек Купка (1871-1957). Абстрактная композиция. 1913 г.
Бумага, пастель. 26,5 х 20,6 см. Частное собрание.
Члены группы «Золотое сечение» (Section d’Or): Марсель Дюшан, Жак Вийон и Раймон Дюшан-Вийон
в саду студии Вийона, Пюто. Около 1913 г.
Купка, присутствовал на заседаниях «Золотого сечения» со своим соседом Жаком Вийоном, где целая группа молодых кубистов стремилась к совершенству пропорций и идеалам новой живописи. Они пригласила Гийома Аполлинера на выставку художников - первооткрывателей футуристического искусства. Поэт Николя Боден вспоминал, как Аполлинер представил свою концепцию орфизма, стоя перед тремя картинами Купки в салоне «Золотое сечение» и подчёркивал связь между живописью и музыкой.
Жан Метценже (1883-1956). Этюд к портрету Гийома Аполлинера. 1911 г.
Бумага, графит. 48 х 31,2 см. Центр Помпиду, Париж
Газета «Нью-Йорк Таймс» посвятила Купке в 1913 году большую статью и резюмировала исчерпывающее высказывание художника: «На возражение, что формы и цвета не могут быть созданы, я отвечаю, что человек создал ионические и дорические колонны, и что архитектура постоянно создавала формы». чьи вариации всегда имеют правильные пропорции и всегда оправданы... Человек раскрывает свои мысли словами... Почему он не мог творить в живописи и скульптуре независимо от форм и цветов, который его окружают?» Чуть позже он пишет в предисловии к каталогу абстрактных композиций в гравюрах на дереве: «Произведение искусства само по себе является абстрактной реальностью и поэтому требует, чтобы оно было составлено из воображаемых элементов».
Франтишек Купка (1871-1957). Белые и красные вертикальные плоскости. 1913 г. Холст, масло. 72 x 80 см.
Галерея Луи Карре, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Вышивка. 1913-1914 гг. Холст, масло. 114,5 х 113 см.
Национальный музей истории и искусства, Люксембург.
Франтишек Купка (1871-1957). Собор (La catedral). 1913-1914 гг. Холст, масло. 180 x 150 см.
Музей Кампа, Прага. Коллекции Яна и Меды Младековых.
Купка был вдохновлен формой и цветом в архитектуре французских соборов, особенно в витражах. И его переход к абстракции отмечен исследованиями света внутри соборов. Купка изучал свет, который проникал через красные и синие витражи Шартрского собора во Франции, чтобы создать картину «Собор» . Увлечение Купки соборами также служит вдохновением для его других работ с вертикальными и диагональными линиями, которые он создал в то же время.
Франтишек Купка (1871-1957). Философская архитектура. 1913 г. Холст, масло. 143 х 112 см.
Аукцион в Галерее Луи Карре, Париж, 2009 г. Эстимейт 129.000.000 чешских крон.
Франтишек Купка (1871-1957). Вертикальные и диагональные плоскости. 1913-1923 гг.
Холст, масло. 55,2 x 38,1 см. см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Вертикальные и диагональные плоскости.
1913-1923 гг. Холст, масло. 138 х 85 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Вертикальные и диагональные плоскости. 1914 г.
Холст, масло. 61,6 х 50,5 см. https://www.reddit.com
Франтишек Купка (1871-1957). Цветовые плоскости. Зимние воспоминания. 1915-1923 гг.
Холст, масло. 180 х 150 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Синий. 1913-1914 гг. Холст, масло. 73 x 60 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Космическая весна I (Линии – Области – Глубина). 1913-1923 гг.
\Холст, масло. 115 х 125 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Космическая весна II. 1913-1923 гг. Холст, масло. 115 х 125 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Желтые вертикали. 1913 г Холст, масло. 70 х 70 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Навязчивая черта. 1913-1923 гг. Холст, масло. 65,5 х 79 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Движение. 1913-1919 гг. Холст, масло. 50,8 x 65,2 см. Частное собрание.
Президент чешской колонии в Париже Франтишек Купка, чешские добровольцы, приехавшие в Париж
на каникулы. Фотография 1914 г.
Во время Первой мировой войны Купка служил добровольцем. Он вступил в пехотный корпус, потом организовал Чехословацкий легион во Франции, стал офицером чешского медицинского корпуса и открыто выступал за независимость своей страны. Купка упоминается в романе «Отрезанная рука» Блеза Сандрара. Сендрар был рядом с ним и описывает его как «гордого солдата, спокойного, уравновешенного, сильного», но на самом деле слишком старого, чтобы быть солдатом, — он был как минимум на 25 лет старше остальных. Когда полк отправился из Парижа на фронт в Пикардию (они прошли весь путь пешком), мадам Купка встретила колонну, когда они подъехали к кольцу Ла-Дефанс, недалеко от их дома. Она шла вместе со всеми, неся сумку мужа и его винтовку. Она дошла бы с ними до самого фронта, но в конце первого дня полковник приказал арестовать её и отправить обратно в Париж. Позже она добралась до линии фронта, чтобы побыть со своим мужем. Сам Купка ушёл с фронта из-за обморожения ног, вызванного ночёвками в окопах по пояс в ледяной воде. В Чехословакию Купка вернулся весной 1919 года в звании капитана новой чехословацкой армии. Он начал работать в Художественном совете при Министерстве национальной обороны в Праге. В чехословацкой армии Купка оставался до 1920 года, но затем решил вернуться во Францию.
Франтишек Купка в форме Чехословацкого легиона во Франции. 1917 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Эскиз военных кепи. 1914-1919 гг. Музей Кампа, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к титульному листу поэмы «Венок Афродиты»
Ф. Герольда. 1917 г. Бумага, тушь, перо. 40,3 х 28,9 см. Национальная галерея, Прага.
Андре-Фердинан Герольд (1865 -1940) - французский писатель и поэт-символист
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Гиацинты» из поэмы «Венок Афродиты» Ф. Герольда.
1917 г. Бумага, тушь, перо. 28,8 х 40,2 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Розы» из поэмы «Венок Афродиты» Ф. Герольда.
1917 г. Бумага, тушь, перо. 29 х 40,3 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Ирис» из поэмы «Венок Афродиты» Ф. Герольда.
1917 г. Бумага, тушь, перо. 28,8 х 40,3 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Асфодель» из поэмы «Венок Афродиты» Ф. Герольда.
1917 г. Бумага, тушь, перо. 28,9 х 40,3 см. Национальная галерея, Прага.
Асфодель - любимый цветок древних греков, переводится с греческого как «невозможно произойти»
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Ирис» из поэмы «Венок Афродиты»
Ф. Герольда. 1917 г. Бумага, тушь, перо. 40,3 х 28,8 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Розы» из поэмы «Венок Афродиты»
Ф. Герольда. 1917 г. Бумага, тушь, перо. 40,3 х 28,9 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Гиацинты» из поэмы «Венок Афродиты»
Ф. Герольда. 1917 г. Бумага, тушь, перо. 40,3 х 28,7 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Виолетта» из поэмы «Венок Афродиты»
Ф. Герольда. 1917 г. Бумага, тушь, перо. 40,3 х 28,7 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к главе «Асфодель» из поэмы «Венок Афродиты»
Ф. Герольда. 1917 г. Бумага, тушь, перо. 40,3 х 29 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка в форме Чехословацкого легиона во Франции. 1917 г.
Примерно во время Первой мировой войны Франсуа Купка, один из самых активных художников Европы, работал вместе с такими парижскими художниками, как Робер Делоне, Фернан Леже и Марсель Дюшан. У Франсуа Купки был плохой характер. У него была давняя вражда с Парижским Салоном, и его работы были сняты как минимум с одной выставки в 1912 году из-за разногласий с другими экспонентами. Он чувствовал, что выставлявшиеся там хкдожники были пассивными, декадентскими и академичными. По сравнению с их рациональным формализмом Франсуа Купка был романтичен и таинственен. У него и Делоне было уникальное видение своей работы, и они хотели быть инициаторами своих идей. Купка продолжил свою карьеру в более строгом поиске, раздвигая самые дальние границы познания.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд на красном фоне. 1919 г. Холст, масло. 69,5 х 69,5 см.
Аукцион Sotheby's, Лондон, 2013 г. Лот продан за GBP 1.930.500 фунтов.
Франтишек Купка (1871-1957). Цветная (La Colorée). 1919-1920 гг.
Холст, масло. 65 x 54 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Сказка о пестиках и тычинках I. 1919-1920 гг.
Холст, масло. 110 х 92 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Сказка о пестиках и тычинках II. 1919-1920 гг.
Холст, масло. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Индуистский узор (красные градиенты). 1919 г.
Холст, масло. 124,5 х 122 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Взлет (Побег). 1914-1919 гг. Холст, масло. 75 х 85 см.
Аукцион Stockholms Auktionswerk, Стокгольм, 2016 г. Лот продан за 25.000.000 шведских крон.
В 1919 году Купка занял должность профессора пражской Академии художеств, обучая студентов, проходивших практику в Париже. В 1919-1938 годах Купку финансово поддерживал его близкий друг, коллекционер живописи и промышленник Индржих Валдес собравший значительную коллекцию работ художника. Целый ряд его работ 1920-х обнаруживает воздействие футуризма и конструктивизма с характерным для них культом машин (цикл «Синтез», 1927—1929, Национальная галерея, Прага).
Франтишек Купка (1871-1957). Оттенки фиолетового. 1919 г. Холст, масло.
Художественный музей Милуоки, штат Висконсин.
Франтишек Купка (1871-1957). Творчество (Creation). 1920 г. Холст, масло. 116 х 124 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Испытание на прочность. 1920 гг.
Холст, масло. 150 x 100 см. Музей современного искусства (MUMOK), Вена.
Фонд Ирены и Петера Людвига в Вене.
Франтишек Купка (1871-1957). Вокруг круга. 1918-1920 гг. Бумага, акварель, гуашь. 18,2 х 19,2 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд для черного акцента (Женщины). 1918-1920 гг.
Бумага, пастель. 38,5 х 29 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г.
Эстимейт GBP 20.000 – 30.000 фунтов.
Франтишек Купка (1871-1957). Идиллия. 1919 г.
Бумага, гуашь. 27 х 15 см. Частное собрание.
В 1904 году Франтишек Купка познакомился с бывшей натурщицей скульптора Евгенией Страубовой, своей будущей женой. «Нини» была женой офицера из Эльзаса и матерью трёх маленьких девочек, Андре и Стек, которые жили с ними в одном доме. Они поженились 15 марта 1910 года. Госпожа Купка активно продвигала работы мужа и представляла их на ряде выставок. Координировала закупки и предоставляла ему пространство для сосредоточенной работы.
ИСТОЧНИКИ
Герберт Рид. Краткая история современной живописи. Пер. с англ.
Татьяны Скоробогатовой. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2006 г.
– 320 с., ил. Тираж 2000 экз.