Леонардо да Винчи (1452-1519). Автопортрет. 1517-1518 гг.
Бумага, сангина. 33,3 х 21,3 см. Королевская библиотека, Турин.
Считается, что художник нарисовал его в 60-летнем возрасте.
Наилучшим образом своё «фантазийное мышление» Леонардо да Винчи воплотил в рисунках, художественных и научных одновременно. Разбросанные также бессистемно в текстах «трактатов», так называемых «кодексах» (искусственно составленных листах), они невероятно точны, изысканны, ювелирны в деталях и, в то же время, целостны, вполне законченны. «Исследуя отдельные природные явления, Леонардо пытался синтезировать их в живописной картине, которая по его замыслу должна отражать идеальную картину мира в целом. В результате натурализм живописного метода приходил в противоречие с идеальностью замысла. С одной стороны - натуралистичность тщательно выписанных деталей, где каждая травинка может служить пособием по ботанике, с другой - туманность зашифрованного замысла. Главная идея его картин всегда зашифрована так же, как обратный, справа налево, почерк его сочинений, который можно прочесть только в зеркале». При этом главным инструментом познания мира для Леонардо была живопись. Недаром он называл живопись «высшим искусством и наукой».
ЭСКИЗЫ КАРТИН И ФРЕСОК ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Леонардо да Винчи (1452-1519). Предположительный ранний автопортрет, обнаруженный в 2009 году
в «Кодексе Леонардо о полёте птиц». Возраст около 35 лет.
Итальянский искусствовед Адольфо Вентури так писал о рисунках Леонардо: ≪Рисунок для Леонардо подобен букве, слову, фразе. Проводя линию карандашом, углем или пером, художник говорит. Его письмо следует за ходом мысли, выявляет взгляд мастера на природу вещей≫. В своих работах Леонардо тщательно прорабатывал каждую деталь (будь то цветок или травинка), добиваясь наибольшей выразительности. Об этом напряженном творческом поиске мы имеем представление, благодаря дошедшим до нас многочисленным зарисовкам и штудиям великого художника. Каждая из них - бесценное свидетельство образа мысли
Леонардо.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Вид долины Арно. В левом верхнем углу рисунка написано:
«В день Св. Марии Снежной. 5 августа 1473 года». Бумага, карандаш, чернила. 19,3 х 28,5 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна с Младенцем, или Мадонна с Младенцем
и тарелкой фруктов. 1478 г. Рисунок пером. 35,5 х 25,3 см. Лувр, Париж.
Рисунки, воспроизведенные здесь, датируются 1470-ми годами, когда Леонардо не было еще и 30 лет. Однако это ни в коем случае не умаляет его достоинств: здесь Леонардо озабочен не созданием детальных эскизов, но разработкой композиции в целом. Набросок «Мадонны с младенцем и тарелкой фруктов», несмотря на свою беглость, один из наиболее захватывающих. Ритмическое соотношение голов, как сказал один искусствовед, «столь же спонтанно и неуловимо, как соотношение двух тактов Моцарта». Далее идут эксперименты Леонардо с двумя вариантами «Мадонны с младенцем». Один вариант - зеркальное отражение другого; оба выполнены чернилами поверх рисунка пером; в левом варианте Леонардо применил еще и размывку.
Леонардо да Винчи (1452-1519). 1.Мадонна с младенцем и кошкой. 1478 г. Бумага, перо коричневым тоном, отмывка, по рисунку стилом. 13,2х9,6 см. Британский музей, Лондон. 2. Девушка с единорогом. 1478 г. Бумага, перо, чернила. 9,4х7,1 см. Эшмолеан-музей, Окчфорд.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Композиционные наброски для «Девы Марии,
поклоняющейся Младенцу Христу». 1483 г. Серебряный штифт, перо черным тоном,
на грунтованной красноватым тоном бумаге. 19,4 х 17,1 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова молодой женщины (Эскиз ангела для луврской
«Мадонны с скалах»). 1483-1486 гг. Бумага, серебряный карандаш на светло-коричневой
тонированной поверхности. 18 х 15,9 см. Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова молодой женщины (Эскиз ангела для луврской «Мадонны с скалах»).
Фрагмент.1483-1486 гг. Бумага, серебряный карандаш на светло-коричневой тонированной поверхности.
Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Эскиз композиции «Поклонение волхвов». 1481 г.
Бумага, перо, чернила, серебряный карандаш. 28,5 х 21,6 см. Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Поклонение волхвов. 1481-1482 гг. Дерево, масло. 246 x 243 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
По мере того, как Леонардо развивал свои замыслы относительно «Поклонения волхвов», - от наскоро выполненных набросков до самого незаконченного полотна, - он сделал эскиз заднего плана, который является превосходной иллюстрацией мастерства математически выверенной перспективы. Все линии стремятся к воображаемой точке, расположенной в центре. Приняв это за основу, воображение Леонардо перешло в мир таинства, переданного множеством толпящихся фигур. Замысел перерос первоначальные цели, художник как бы подводит итог своим
долгим размышлениям.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Перспектива заднего плана «Поклонения волхвов». Эскиз. 1481 г.
Бумага, перо, коричневая тушь. 16,3 х 29 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Наброски фигур к «Тайной вечери» Ок. 1478-1480 гг. Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Набросок композиции «Тайная вечеря». 1494-1495 г.
Бумага, перо. 26,6 х 21,4 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Разрабатывая композицию картины «Тайная вечеря», Леонардо наверняка сделал множество эскизов, однако до наших дней сохранилось только два. Чрезвычайно интересен беглый и для Леонардо небрежный композиционный рисунок. Не имея возможности разместить все фигуры за столом из-за недостаточного размера бумажного листа, он нарисовал четырех апостолов
отдельно внизу. Его намерения прояснятся, если зритель мысленно поместит эту группу в верхнем ряду слева: там повторены плечо и рука одного из апостолов, изображенные внизу. В этом предварительном эскизе Леонардо сохранил стандартную композицию более ранних работ на ту же тему: Иуда сидит в одиночестве с ближайшей к зрителю стороны стола.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Эскиз к «Тайной вечере». Первоначальная композиция. Фрагмент.
1495-1497 гг. Бумага, сангина. 26 х 39 см. Галерея Академии, Венеция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Эскиз к «Тайной вечере». Первоначальная композиция. Фрагмент.
1495-1497 гг. Галерея Академии, Венеция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд головы Христа для фрески «Тайная вечеря».
1495 г. Бумага, мел. 40 х 32 см. Пинакотека Брера, Милан.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд головы Христа для фрески «Тайная вечеря».
Фрагмент. 1495 г. Бумага, мел. Пинакотека Брера, Милан.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Апостол (возможно, Святой Петр). Этюд. 1495-1497 гг.
Серебряный штифт, перо бистром на грунтованной зелено-голубым тоном бумаге. 14,6 х 11,3 см.
Галерея Альбертина, Вена.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд складок одежды правой руки апостола Петра
для «Тайной вечери». 1496 г. Бумага, черный мел, подсветка белым. 16,9 х 15,5 см.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Иуда Искариот. Этюд к «Тайной вечери».
1495 г. Тонированная бумага, красный мел. 18 х 15 см.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Этюды голов апостолов к «Тайной вечери» Леонардо сравнимы по силе с его живописными полотнами. Святой вверху, возможно, апостол Петр, прорисован чернилами и пером поверх серебряного карандаша, остальные наброски сделаны красным мелом. Исполненный чувства страха и вины Иуда узнается сразу. Другой апостол внизу, на лице которого печать гнева, иногда определяется как святой Матфей, иногда как святой Варфоломей. На другом рисунке внизу, который многим кажется самым прекрасным из всех созданных Леонардо, изображен святой Иаков Старший.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Святой Матфей или Святой Варфоломей.
Этюд. 1495-1497 гг. Тонированная бумага, сангина. 14,6 х 19,1 см.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Святой Иаков Старший. Этюд. 1495-1497 гг. Бумага, красный мел.
25,2 х 17,4 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Апостол Иаков Старший, этюд к «Тайной вечере»
и Кастелло Сфорцеско (замок Сфорца). 1495-1497 гг. Сангина и перо черным тоном,
на бумаге. 17 х 24,4 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Апостол Филипп. Этюд. 1495 г. Бумага, черный мел.
19 х 15 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Фреска. 460 х 880 см.
Монастырь Санта-Мария делле Грацие, Милан.
Это самая большая и единственная сохранившаяся фреска Леонардо. Она была заказана ему для трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие близ Милана, где и сохранилась до наших дней. Сюжет был традиционным для подобных помещений, но Леонардо очень оригинально решил его. Он взял тот драматичный момент, когда Христос сообщает своим апостолам, что один из них предаст Его, и поставил себе задачей изобразить различие реакций апостолов на эти слова. С нею Леонардо блистательно справился.
Милан, трапезная монастыря Санта-Мария делле Грацие после бомбардировки англо-американской авиацией.
Фото 16 августа 1943 г.
Леонардо работал медленно, поэтому он отказался от принятой техники настенной росписи (по влажной штукатурке), предложив экспериментальный способ. Суть его заключалась в нанесении изображения на сухую штукатурку, исполняющую роль
загрунтованной доски. В результате краска стала осыпаться еще при жизни Леонардо, а спустя несколько десятилетий Вазари описывал «Тайную вечерю», как «беспорядочный набор пятен». Во время Второй мировой войны, 16 августа 1943 года, Милан подвергся бомбардировке англо-американской авиацией. Взрыв бомбы разрушил крышу трапезной. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но сотрясение стен оказали вредное воздействие на состояние шедевра Леонардо да Винчи. После войны неоднократно предпринимались попытки восстановить фреску, но все они принесли больше вреда, чем пользы. Впрочем, даже то, что осталось от нее, продолжает производить величественное впечатление.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Тайная вечеря. Фрагмент фрески (после реставрации). 1495-1498 гг.
Монастырь Санта-Мария делле Грацие, Милан.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова Христа в терновом венце. 1500 г.
Серебряный штифт на бумаге. 9,2 х 11,6 см. Галерея Академии, Венеция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Так называемый «Картон Бурлингтонского дома» (Дева Мария с Младенцем Христом на руках, Святая Анна и младенец Иоанн Креститель). 1506-1508 гг. Бумага на холсте, уголь, белый мел. 141,5 x 104,6 см. Национальная галерея, Лондон.
Этот большой рисунок Леонардо был создан для подготовки к написанию картины, вероятно, в качестве презентационного рисунка: полноразмерного эскиза того, как могла бы выглядеть запланированная картина, которую можно было бы показать заказчику или группе заказчиков. В каком-то смысле он задумывался как самостоятельное произведение искусства, в отличие от других набросков, которые обычно использовались для физического переноса рисунка на основу для живописи. Этот рисунок, часто называемый «Набросок Берлингтон-хауса», является единственным сохранившимся крупномасштабным рисунком Леонардо.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Битва за знамя при Ангиари. 1605 г. Бумага, смешанная техника.
45,3 х 63,6 см. Лувр, Париж.
Эскизы Леонардо (черный и красный мел) для «Битвы при Ангиари» - прекрасная иллюстрация того, что он называл pazzia bestialissima («самое зверское сумасшествие»). Кричащий человек, нарисованный черным мелком, необычайно выразителен. Но, пожалуй, еще выразительнее рисунок красным мелом. Красный мел позволяет Леонардо развить пластический эффект. Леонардо манипулировал мелом, рисуя то его остро заостренным кончиком, то боковой поверхностью, а то растирая наложенный на бумагу мел пальцами. Наверху: рисунок Питера Пауля Рубенса (1605), воспроизводящий центральную часть утраченной батальной сцены Леонардо. Фреска сгорела (краски потекли) при неудачной попытке ее высушить с помощью костров.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Фрагменты сцен битвы при Ангиари. 1503 г. Бумага, перо, чернила.
14,7 x 15,4 см. Галерея Академии, Венеция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Фрагменты сцен «Битвы при Ангиари». 1503-1504 гг.
Перо бистром, на бумаге. 16,2 х 15,5 см. Галерея Академии, Венеция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова кричащего человека в профиль. Эскиз к «Битве при Ангиари».
1503 г. Бумага, свинцовый карандаш. 19,1 х 18,8 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Профиль кричащего человека. Эскиз к «Битве при Ангиари».
1503 г. Тонированная бумага, сангина. 22,6 х 18,6 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Женщина, сидящая на земле, и ребенок на коленях. Милан.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд для картины «Мадонна с Младенцем».
Рисунок. Галерея Уффици Флоренция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Дева Мария, Святая Анна и Младенец Христос.
Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Святая Анна и Богородица с Младенцем Христом.
1500-1501 г. Бумага, перо, коричневые чернила. 16,4 х 12,8 см. Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова молодой женщины. Эскиз к картине «Мадонна с гвоздикой». 1475-1476 гг. Уголь, покрытый кончиком кисти, с бликами белил, на розовой подготовленной бумаге. 22,5x26,5 см. Лувр, Париж. Ранняя работа Леонардо, некоторые приписывают ее Верроккьо.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Святая Анна с Марией и Младенцем Христом.
1503-1519 гг. Дерево (тополь), масло. 168 х 113 см. Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна с младенцем. Эскиз композиции «Святая Анна
с Марией, Младенцем и мальчиком Иоанном». 1503-1519 гг. Бумага, перо коричневым тоном,
поверх наброска черным мелом. Галерея Академии, Венеция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Молодая женщина, сидящая на фоне пейзажа
с единорогом. Конец 1470-е гг. Бумага, перо, тушь. 9,4 х 7,4 см.
Музей Эшмолеан, Оксфорд.
Небольшой рисунок «Мадонна с Младенцем и единорогом» (единорог – символ целомудрия)
вполне мог быть сделан для какой-нибудь флорентийской праздничной аллегории.
ЭСКИЗЫ ДРАПИРОВОК Е КАРТИНАМ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд драпировки Мадонны к луврской картине
«Мадонна с Младенцем Христом и Святой Анной. 1507-1510 гг. Лувр, Париж.
Так в мастерской Вероккьо заставляли молодых начинающих учеников рисовать 20 раз одну и ту же драпировку, пока она не удовлетворяла мастера. Так аналогично в музыкальной школе преподаватель заставляет учеников 20 и более раз играть гаммы. А теперь эти драпировки висят в Лувре и других музеях, чтобы по ним сегодня учились начинающие художники.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд драпировки для «Святой Анны с Марией,
младенцем и мальчиком Иоанном». Нога. 1508 г. Бумага, рисунок кистью черным тоном
и белилами. 16,3 х 14,6 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Фигура в профиль, задрапированная. Ученическая работа в мастерской
Вероккьо. 1470-е гг. Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Драпировка для фигуры, стоящей на коленях. 1473-1477 гг.
Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Драпировка для стоящей фигуры в профиль. 1470-е гг.
Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Фигура в профиль, задрапированная.
Ученическая работа в мастерской Вероккио. 1470-е гг. Холст, темпера. 31,5 х 16,8 см.
Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд с драпировкой коленопреклоненных фигур. Рисунок.
Британский музей, Лондон.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд драпировки для сидящей фигуры. Конец 1470-х гг.
Холст, темпера. 26,6 х23,3 см. Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд драпировки для коленопреклоненной фигуры.
1501-1506 гг. Кисть ламповой копотью, подсветка белым, на голубой бумаге. 21,3 х 15,9 см.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
МУЖСКИЕ ПОРТРЕТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Леонардо да Винчи (1452-1519). Набросок повешенного Барончелли. 1479 г.
Бумага, перо, чернила. 19 х 7,6 см. Музей Бонна, Байонна, Франция.
Рисунок Леонардо, изображающий повешенного Бернардо ди Бандино Барончелли (1420-1479), участника заговора против Медичи. Вероломный заговор, созревший в семействе Пацци, может показаться ужасным современному человеку: убийцы настигли Джулиано Медичи и его брата, Лоренцо Великолепного, в соборе во время обедни. Для покушения был выбран самый торжественный момент службы - поднятие причастной чаши. Оно и стало сигналом для убийц обнажить кинжалы. Джулиано был убит наповал, а главная цель - Лоренцо - отделался легкой раной и сумел ускользнуть. После этих событий сторонники Медичи организовали преследование многих флорентийцев, подозреваемых в симпатиях к заговорщикам. Их заманили в ловушки и казнили. Барончелли был повешен 29 декабря 1479 года во Флоренции при огромном скоплении народа. 27-летний Леонардо присутствовал во время казни на площади у Синьории и сделал эту зарисовку, которая во многом повлияла на его последующую жизнь.
Леонардо да Винчи (1452-1519) с помощником, атрибуция. Голова старика,
или Голова апостола. 1490 г. Музей изящных искусств, Бостон, США.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова пожилого человека.
1482-1499 или 1500-1508 гг. Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Мужественный профиль, увенчанный лавровым венком.
1506-1510 гг. Бумага, сангина. 16,8 x 12,5 см. Королевская библиотека, Турин.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Мужской профиль. 1506-1508 гг.
Бумага, перо, чернила и черный мел. 14,7 x 10,4 см.
Галерея Академии, Венеция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова мужчины в профиль,
обращенная влево. 1490-1494 гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Двое мужчин, стоящих друг против друга.
Справа, возможно ученик Леонардо - Салаи. 1495-1500 гг. Бумага, сангина. 20,8 х 15 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Джакомо Салаи (1480-1524), ученик Леонардо.
1490-е -1500-е гг.
У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем». Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагает интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Джакомо Салаи), хотя никаких свидетельств этого не существует; другие же считают, что у Леонардо не было близких отношений вообще никогда и ни с кем и он, вероятнее всего, был девственником, совершенно не интересуясь этой стороной жизни и отдавая предпочтение занятиям науками и искусством.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Джакомо Салаи (1480-1524), ученик Леонардо.
Фрагмент. 1490-е -1500-е гг.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Сидящий старик и четыре этюда бурлящей воды. Возможный автопортрет.
1510-1513 гг. Бумага, тушь, перо. 15,2 х 21,3 см. Королевская библиотека, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Колодник с дубиной. 1511 г. Рисунок.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Фигура, затянутая в корсет из переплетенных лент.
1513 г. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
При дворе герцога Миланского Сфорца, Леонардо не раз готовил праздники, делал маскарадные маски и костюмы для аллегорических фигур, устраивал музыкальные представления, как, например, знаменитый «Райский пир» с вращающейся сценой и фейерверками. Здесь показаны эскизы к костюмам для таких случаев, однако их значение часто нам совершенно недоступно. Что же касается материалов и техники, с помощью которых создавались эти рисунки, то это черный мел, размывка и чернила на тонированной овсянкой бумаге
Леонардо да Винчи (1452-1519). Юноша с копьем. 1513 г. Этюд костюма
для празднества. 1513 г. Бумага, чернила, отмывка, поверх наброска черным мелом.
26,6 х 17,8 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Ангел во плоти. Эскиз к «Иоанну Крестителю» (?).
1513-1515 гг. На рисунке подписано имя Салаи и ясно виден эрегированный пенис.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд обнаженного для фигуры Иоанна Крестителя.
1478 г. Серебряный штифт, подсветка белым, на грунтованной синим тоном бумаге.
17,6 x 12,2 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
В 1483-1489 годы Леонардо работает над конной статуей Франческо Сфорца.
Это один из эскизов конного памятника Франческо Сфорца.
Πоследнее обращение Леонардо к скульптуре - блестящая, поразительно мощная разработка, что видно по сохранившимся наброскам (хотя ни одна деталь этой скульптуры никогда не была ни отлита, ни высечена в камне), относится приблизительно к 1511 году, когда мастер приближался к 60-летнему возрасту. В это время Джан Джакомо Тривульцио, миланский кондотьер, принятый на службу французами, попросил Леонардо сделать надгробный памятник конную статую на резном постаменте-склепе, где, очевидно, тело Тривульцио должно было покоиться после смерти. Почти через тридцать лет после работы над «Конем» Сфорца Леонардо решил заново использовать возможность поставить коня на дыбы. И хотя ранние рисунки, несомненно, были у него под рукой, он с характерной для него неуспокоенностью на достигнутом решил сделать новую серию набросков.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюды для конной статуи Джакомо Тривульцио.
1508-1511 гг. Перо и тушь на светло-коричневой бумаге. 27,8 х 19,8 см.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
То, что монумент не продвинулся дальше рисунков, нельзя считать виной одного Леонардо. В 1512 году объединенные швейцарские, испанские, венецианские и папские силы прогнали французов из Милана. В масштабах истории для французов это было второстепенное событие, но для Леонардо оно обернулось настоящей катастрофой. В шестьдесят лет, когда он, очевидно, ожидал, что проведет свои последние годы в почете и благополучии, он внезапно оказался без всякого покровительства и без средств к существованию.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд конных сражений. 1503 г.
Бумага, тушь, перо. Галерея Уффици, Флоренция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Рыцарь в доспехах. Рисунок. Милан.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Рисунок молодого человека в костюме
верхом на лошади. 1517-1518 гг. Бумага, перо, тушь. 24 х 15,2 см.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Бюст гротескного мужчины в профиль (Цыганский барон).
1503-1505 гг. Бумага, уголь или черный мел. 382 x 275 см. Крайст-Черч (Церковь Христа),
Оксфордский университет, Оксфорд.
Цыганский барон по имени Скарамуччья, который, по всей вероятности, здесь изображен, из многих моделей, вольных или невольных, изображения которых заполняют страницы записных книжек Леонардо. Уродливые лица особенно привлекали его: он изображал их не карикатурно, безо всякой иронии. Для него они представляли собой как бы оборотную сторону красоты, достойную такого же внимания, как и она сама. Этот картон, является самым большим из серии рисунков гротескных голов, созданных Леонардо между 1490 и 1505 годами.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд пяти персонажей. Около 1494 г.
Бумага, перо, тушь. 26 х 20,5 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Семь гротескных портретов. Шесть лиц мужчин
и одной женщины. 1490 г. Рисунок. 45,7 х 30,5 см. Галерея Академии, Венеция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Две головы. Карикатура. 1490-1511 гг.
Бумага, чернила. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Две гротескные головы. Карикатура. 1490-1511 гг.
Бумага, чернила. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Профиль воина в шлеме. 1472 г.
Бумага, свинцовый карандаш. 28,2 х 20 см. Британский музей, Лондон.
Эта работа Леонардо, относящаяся к годам его ученичества, тщательно выписанный портрет воина. Несмотря на то, что с полной уверенностью нельзя сказать, кто здесь изображен, рисунок мог быть сделан с одного из бронзовых рельефов Верроккио: он напоминает его конную статую Бартоломео Коллеони.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд головы апостола. Рисунок.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова мужчины. Рисунок. Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Мужской портрет. Рисунок. Королевская коллекция,
Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд мужской головы. Рисунок.
Британский музей, Лондон.
Леонардо да Винчи (1452-1519), атрибуция, или Чезаре да Сесто (1477-1523).
Голова старика. 1510-1525 гг. Бумага, сангина. 19 х 130 см. Королевская библиотека, Турин.
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В РИСУНКАХ ЛЕОНАРДО ЛА ВИНЧИ
Леонардо да Винчи (1452-1519). Морской бог Нептун с четырьмя морскими конями. 1502-1504 гг.
Бумага, черный мел. 25,2 х 38,9 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Наброски женской головы. Этюд для «Леды и лебедя».
1506 г. Бумага, тушь, перо, уголь. 17,7 х 14,7 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
B поздний период своего творчества Леонардо обращался к классической мифологии, которой до этого уделял мало внимания. Год или два спустя после того, как закончил «Мону Лизу», он начал работать над картиной «Леда и лебедь» (картина не сохранилась). Нам осталось несколько выполненных черным мелком и чернилами набросков картины. Из них два представляют особый интерес. На первом 1506 г.: характерные для Леонардо идущие слева направо штрихи сочетаются с закругленными линиями, которые подчеркивают сложное движение Леды. На втором 1504 г.: фигура Леды воссоздана с помощью закругленных линий, которые передают ощущение расцвета женственности грядущего материнства. Изменение стиля к пятидесяти годам указывает лишь на желание мыслить новыми категориями.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд для картины «Коленопреклоненная Леда и лебедь».
1506-1508 гг. Бумага, перо и тушь поверх черного мела. 12,5 х 11 см.
Музей Бойманса Ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Леда и лебедь. Этюд. 1505-1507 гг.
Бумага, перо. 15,5 х 13,6 см. Частное собрание.
\
Леонардо да Винчи (1452-1519). Аллегория с волком и орлом. 1516 г. Бумага, сангина. 17 х 28 см.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Дракон сражается со львом. Галерея Уффици, Флоренция.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Дракон. Этюд. 1512-1513 гг. Бумага, перо и тушь поверх черного мела или угля.
18,8 х 27 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюды сатира со львом (Studies of a Satyr with a Lion). Милан
Леонардо да Винчи (1452-1519). Борьба (The Combat). Рисунок. Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд Вакха. Рисунок. Галерея Академии, Венеция.
ПРИРОДА-МАТЬ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Интерес Леонардо да Винчи к природе проявлялся в течение всей его жизни.
И всю свою жизнь Леонардо любовался движением воды. Нередко он сочетал свою любовь к воде с осуществлением полезных целей. Но в конце жизни зачарованность водой, казалось, временами захватывала его полностью. Он сделал странные, устрашающие рисунки, изобразив потоп, который, по его предсказанию, однажды смоет с лица земли людей и все их творения, и тогда наступит конец света. Почти абстрактные, дерзновенные своим пренебрежением к устоявшимся формам, эти глубокие и яркие работы демонстрируют основы его мастерства: страсть к сложному движению, к закругленным формам.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Буря (Потоп I). 1513-1518 гг. Бумага, перо, черный мел, чернила. 27 х 40,8 см.
Королевская коллекция, Виндзорский замок. «Буйство вод покончит с миром» - писал Леонардо.
Его научные знания выражены здесь устрашающе логично: насколько ничтожны орудия человека перед силами природы. Глубокий ум высвечивает до дна душу, пораженную страхом за будущее человечества. «Ах, какие ужасные раскаты будут слышны в потемневшем воздухе! рисункам. причитаний!» писал Леонардо в пояснениях рисункам – «О сколько будет воплей и сколько причитаний!»
Леонардо да Винчи (1452-1519). Всемирный потоп. 1513-1518 гг. Бумага, черный мел, желтые и коричневые чернила.
15,7 х 23 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
«Наводнения опередят все другие разрушительные ужасы. Причиной их станут вышедшие из берегов реки»,
- писал Леонардо.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Всемирный потоп. Фрагмент. 1513-1518 гг. Бумага, черный мел, желтые
и коричневые чернила. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Ливень над Альпийской долиной. 1499 г.
Бумага, сангина. 29 х 15 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Этим, выполненным красным мелком, эскизам Леонардо мастерски показывает, как следует изображать ливень. Альпийская долина покрыта тенью движущихся темных туч, из которых льются дождевые струи. Тонкие струи дождя, изображаемые быстрыми штрихами, окутывают землю наподобие газовой вуали. Рисунок, выполненный приблизительно в 1499 году, можно считать одним из последних обращений Леонардо к пейзажу.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Видения Апокалипсиса (Страшный суд). 1511-1512 гг.
Бумага, перо, чернила, черный мел. 30 х 20,3 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Инструменты, падающие дождем с облаков на землю. 1498 г.
Бумага, чернила. 10,2 х 14,4 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Еще один из многих зашифрованных рисунков Леонардо. Сверху зеркальным письмом написаны слова (Леонардо писал левой рукой справа налево): «На этой стороне Адам, на той - Ева». Некоторые исследователи утверждают, что видят здесь две грубо нарисованные человеческие фигуры на фоне ненастного неба; другие признаются, что ничего подобного не видят. С неба падает дождь разнообразных предметов, включая грабли, музыкальные инструменты, щипцы, очки. Внизу рукой Леонардо написано: «О человеческое ничтожество, как много существует вещей, с помощью которых ты делаешь себя рабом денег!»
Леонардо да Винчи (1452-1519). Звезда Вифлеема. Ок.1506 г. Бумага, тушь, перо, сангина.
19,6 х 15,8 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Его рисунки растительного мира сочетают точность научного наблюдения с художественным гением в передаче жизненной силы всего растущего. Его рисунки обычно выполнены красным мелом, пером и чернилами и изображают деревья, цветы и лентообразные листья растения, как в рисунке «Звезда Вифлеема». Слева несколько небрежно нарисованы листья лютика, справа лесного анемона. Внизу - молочая. семена и цветы
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд дерева. 1510-1515 гг. Рисунок.
Королевская коллекция, Виндзорский замок. Иллюстрация из книги
«Рисунки Леонардо да Винчи». Лондон, 1907 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Кодекс Рукопись В. Цветные фрукты и овощи
на большом чернильном пятне (Frutas y verduras coloreadas sobre gran mancha de tinta).
1487-1492 гг. Библиотека Института Франции, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Геометрические фигуры и ботанический рисунок.
1490 г. Париж, библиотека Института Франции.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Геометрические фигуры и ботанический рисунок. Фрагмент. 1490 г.
Библиотека Института Франции, Париж.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Цветущий камыш с группой листьев и пучком
звездообразных семенных коробочек. 1506-1512 гг. Красный мел на красноватой бумаге.
20,1 x 14,3 см. (лист). Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Рисунок веточки калинs с гроздью ягод. 1506-1512 гг.
Красный мел, штрихи белого мела на оранжево-красной бумаге. 14,4 x 14,3 см.
Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Колосья. Этюд злаковой травы, известной как «слезы Иова». 1510-1515 гг.
Бумага, черный мел, ручка и чернила. 21,2 x 23 см (лист). Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Осока (Каннабис или конопля?), Рисунок. Ок. 1510 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд лилии. 1480-1485 г.
Перо, отмывка, поверх наброска черным мелом, на бумаге.
31,4 х 17,7 см. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Стебель имеет форму левой винтовой линии
ИСТОЧНИКИ
Бруно Нардини. Жизнь Леонардо. Иллюстрации из 5-ти серийного фильма
Ренато Кастеллани. Пер. с итал. Л. Вершинина. Москва,
Издательство «Планета», 1978 г. – 304 с., ил.
Роберт Уоллэйс. Мир Леонардо. 1452-1519. Монография.
Пер. с англ. М. Карасевой. Москва, Издательство «ТЕРРА»-«TERRA»,
1997 г. – 194 с., ил.