• Авторизация


СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ АРЕФЬЕВ (1938-1978), ЧАСТЬ II 17-10-2024 21:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1970-е А.Д. Арефьев на выставке у своих работ. Фото Влад. Сычева 1 (700x473, 86Kb)
Александр Дмитриевич Арефьев на выставке у своих работ, 1970-е гг. Фото Владимира Сычёва.

Александр Дмитриевич Арефьев является главным художником, так называемого «Арефьевского круга». Родился в 1931 году в Ленинграде, занимался в изостудии Дворца пионеров у С. Левина. Затем учился в Средней художественной школе при Академии художеств, откуда был исключен в 1949 году за формализм. Активный участник ленинградского андеграунда. Дважды сидел. Состоял в горкоме графиков, но был исключен в 1976 году. Крайне самобытный и непохожий на других лосховцев художник, привлекал к себе внимание милиции и КГБ. Был одним из активных организаторов выставки в ДК им. Газа, в ДК Невский не участвовал из-за солидарности с художниками, не допущенными к участию в ней. Участвовал в выставке группы «Алеф», в 1977 году эмигрировал сначала в Австрию, затем во Францию. Умер в Париже в 1978 году. Александр Арефьев, лидер группы живописцев-нонконформистов, называвших себя «Орденом Нищенствующих Живописцев» (ОНЖ), завещал захоронить свой прах в одной могиле с Роальдом Мадельштамом, что и было сделано в Ленинграде на Красненьком кладбище.

ФОТО Илья Глазунов 1950-е гг.- стиляга! (481x600, 63Kb)
Илья Глазунов в молодости. Фотография.

Из всех однокашников Александра Арефьева по Средней художественной школе при Академии художеств только Илья Глазунов добился официального признания, да и то не сразу. По воспоминаниям Александра Трагоута весь класс тогда разделился на два противостоявших друг другу лагеря: «передвижников» во главе с Глазуновым и «французов» во главе с Арефьевым. Из СХШ Арефьева с сотоварищи исключили за любовь к импрессионистам. Примерно в то же время был осужден и сослан в лагерь Николай Николаевич Пунин - от него требовали публичного осуждения импрессионистов и Сезанна, о которых он читал лекции.

БИО 3 — копия (466x600, 90Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Автопортрет. Картон, масло. Частное собрание.

Александр Арефьев родился в 1931 году, воспитывался без отца. Всю войну провел в блокадном городе. Владимир Шагин родился в 1932-м, его отец, а потом и отчим были расстреляны. Мальчик эвакуирован из блокадного Ленинграда. Рихард Васми родился в Ленинграде в 1929-м. Родители умерли в блокаду, сам он был эвакуирован с детдомом. Шолом Шварц родился в 1929-м, осиротел в блокаду, эвакуирован с детдомом. Валентин Громов родился в 1930-м. Блокаду провел в Ленинграде. Входивший в группу поэт Роальд Мандельштам родился в 1932 году в Ленинграде. Его отца, американского коммуниста, эмигрировавшего в СССР, репрессировали. Мандельштам всю блокаду провел в Ленинграде. Беспризорничал. Умер в 1961 г. Поколение Арефьева знало: худшее уже позади, страшнее, чем в блокаду, не будет. И это качество позволило им в дальнейшем противостоять могучему и мстительному Союзу художников СССР.

1956 Набережная. Бум, темпера, тушь, перо. 21,3 х 21,1. Цар Село (2) (693x700, 251Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Набережная. 1956 г. Бумага, темпера, тушь, перо. 21,3 х 21,1 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин.

1956 Сносят с лестницы. Бум, каран, гуашь. ЧС (623x700, 190Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Сносят с лестницы. 1956 г. Бумага, карандаш, гуашь.
Частное собрание.

1960-е Помощь больному. (700x540, 168Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Помощь больному. 1960-е гг. www.didigallery.com

1958 Драка (616x700, 197Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Драка. 1958 г. Бумага, карандаш.

1956 Игра в войну. Бум, тушь, белила. МИСП (700x503, 110Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Игра в войну. 1956 г. Бумага, тушь, белила.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1956 На канате. Бум, тушь, белила. МИСП (700x555, 134Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). На канате. 1956 г. Бумага, тушь, белила.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1956 Китайская ск-ра. Бум, тушь, белила. МИСП (568x700, 137Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Китайская скульптура. 1956 г. Бумага, тушь, белила.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1959 Ленинградская хрюшка зимой. (700x481, 170Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ленинградская хрюшка зимой. 1959 г. Из хроники «Хрюшки в живописи».
Бизнес Инжиниринг Групп (БИГ), Санкт-Петербург.

1960 Спор у ворот. Бум, цвет карандаш, гуашь и графит.20,5 x 27 см. Шапиро НЙ 2010. Прод 600 дол. (700x513, 164Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Спор у ворот. 1960 г. Бумага, цветной карандаш, гуашь, графит. 20,5 x 27 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2010 г. Лот продан за $600 дол.

1960-1969 Две женщины и муж. Бум, гуащь, кар. 29 х 38,5 см. ЧС. Аук 2012 г. (2) (700x525, 92Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Две женщины и мужчина. 1960-1969 гг. Бумага, гуашь, карандаш. 29 х 38,5 см.
Частное собрание.

1960 Акробаты, бумага, карандаш, тушь, белила, 21 x 19 см. Онлайн-музей httpsartocratia.ru (640x700, 178Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Акробаты, 1960 г. Бумага, карандаш, тушь, белила. 21 x 19 см.
Онлайн-музей https://artocratia.ru

1960 Двое. Х, м. Собр. Риммы Логиновой. (562x700, 127Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Двое. 1960 г. Холст, масло.
Собрание Риммы Логиновой.

1960 Двое. Под Ж. Руо (527x700, 161Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Двое. 1960 г. Рисунок по мотивам Жоржа Руо.

ФОТО Владимира Сычева 2 (473x700, 83Kb)
Александр Дмитриевич Арефьев. Фрагмент фото Владимира Сычёва.

Уже в ранних пейзажах маслом («Белые ночи», 1949, Русский музей; «Белая ночь», 1951, Музей ленинград. авангарда) Арефьев стремится к выразительности немецкого экспрессионизма. Подсматривая за женщинами в бане, Арефьев создал «Банную серию» (рисунки 1949–1950, гуаши 1953; все – в частных собраниях), в результате первого заключения и лагерного срока появилась «Лагерная серия» (2-я половина 1950-х гг.; работы были проданы зарубежному дипломату, и их местонахождение неизвестно). В начале 1960-х гг. создана «Античная серия»: «Прометей прикованный» (1963, частное собрание), «Композиция на античную тему» («Битва кентавров»; 1963, Центральный выставочный зал «Манеж» – Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХ1 вв.).

1960 Распятие. Гуашь, карандаш. 41 х 30 см. Аук Geneshapiro, НЙ 2011. Прод. 1,680 дол. (506x700, 107Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Распятие. 1960 г. Бумага, гуашь, карандаш. 41 х 30 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2011 г. Лот продан за $1.680 дол.

1960 Комп. Бум, карандаш графит. и  цветной. 20,6 Х 26,3 см. МИСП ХХХ1 вв. (700x619, 247Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Композиция. 1960 г. Бумага, цветной карандаш, графит. 20,6 х 26,3 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1960 Ночью. Бум, цвет кар-ши, темп. МИСП. (601x700, 234Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ночью. 1960 г. Бумага, цветные карандаши, темпера.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1960 Отравление Клавдия. Бумага, карандаш, белила. 25 х 20,2. МИСП (567x700, 189Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Отравление Клавдия. 1960 г. Бумага, карандаш, белила.
25 х 20,2 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1960 Персей и Горгона Медуза. Бум, смеш тех. 18,8 х 14,3. Матисс Клуб, СПб. (532x700, 140Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Персей и Горгона Медуза. 1960 г.
Бумага, смешанная техника. 18,8 х 14,3 см. Галерея «Матисс Клуб»,
Санкт-Петербург.

1960-е Сер. ХХ в. Воин. Бум, карандаши цветные, тушь, белила. 28,8 Х 20,3 см. МИСП (497x700, 182Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Воин. Середина ХХ в. Бумага, карандаши цветные,
тушь, белила. 28,8 х 20,3 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1960 Из антич серии. Бум, см тех. 22×14,5. ЧС (2) (459x700, 153Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Из античной серии. 1960 г. Бумага, смешанная техника.
22 х 14,5 см. Частное собрание.

1961 Античная серия. 13.5 х 15 см. карандаш, бумага (700x645, 149Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Античная серия. 1961 г. Бумага, карандаш. 13,5 х 15 см. Частное собрание.

1962 Смерть Нерона. Бум, кар. (700x623, 183Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Смерть Нерона. 1962 г. Бумага, карандаш. 13,5 х 15 см. Частное собрание.

1962 Умирающий гладиатор. Бум, кар. (700x548, 170Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Умирающий гладиатор. 1962 г. Бумага, карандаш.

1959 Икар и Дедал. Бум, смеш техн, 24 x 26 см, Онлайн-музей httpsartocratia.ru (700x631, 124Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Икар и Дедал. 1959 г. Бумага, смешанная техника. 24 x 26 см.
Онлайн-музей https://artocratia.ru

1960 Античная серия» (700x511, 131Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Античная серия. 1960 г. Бумага, карандаш. Проект Георгия Шостаковича.

1966 Античная серия» (700x487, 118Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Античная серия. 1966 г. Бумага, карандаш.

Работы Александра Арефьева 1950-х годов продемонстрировали опыт штудирования классического искусства из коллекции Эрмитажа: в городских пейзажах Арефьев продолжал линию ориентировавшихся на Поля Сезанна и Альбера Марке ленинградских художников конца 1920-х – начала 1930-х гг. – авторов ленинградской пейзажной школы, объединяемых понятием «ленинградские маркисты» (Н.Ф. Лапшин, В.А. Гринберг, А.С. Ведерников), членов «Круга художников», «Группы живописно-пластического реализма» («После грозы», бумага, масло, 1948, Русский музей; «Девушка и матрос», бумага, акварель, 1950, частное собрание). Бытовые зарисовки и сценки («Разговор», бумага, гуашь; «Хулиган и баба», бумага, темпера; оба – 1955, частные собрания) выполнены под ощутимым влиянием Оноре Домье.

1966 А. АРЕФЬЕВ. ПОРТРЕТ Р. ГУДЗЕНКО (595x700, 143Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Портрет Родиона Гудзенко. 1966 г.

Родион Степанович Гудзенко (1931-1999) - художник, представитель ленинградского андеграунда. Учился в СХШ с 1944 по 1947 год в одном классе с А. Арефьевым и Ш. Шварцем, был отчислен. В 1957 г. осужден на 5 лет «за антисоветскую агитацию и пропаганду». Реабилитирован в 1992 г.

1948 После грозы. бумага, масло. 20,5 х 27,2. ГРМ (700x487, 108Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). После грозы. 1948 г. Бумага, масло. 20,5 х 27,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А всего в отделе фондов Русского музея хранится шесть работ Арефьева.

1960-е Лето (На пляже). (700x462, 100Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Лето (Загорает). 1960-е гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1960-е Купальщицы. Копия с карт Ренуара. Бум, смеш техн. Музей нонконформистского искусства, СПб. (700x435, 124Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Купальщицы. Копия с картины Ренуара. 1960-е гг. Бумага, смешанная техника.
Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург.

1960-1969 Лежащий Будда. Бум, гуашь, кар.  19 х 24. ЧС. Аук 2011 г. (700x553, 127Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Лежащий Будда. 1960-1969 гг. Бумага, гуашь, карандаш. 19 х 24 см.
Частное собрание.
1960-е Застолье. Бум, смеш. тех. 20 х 30. СОВКОМ 2007 г. Эст 45.000 - 55,000 руб. (700x555, 170Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Застолье. 1960-е гг. Бумага, смешанная техника. 20 х 30 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 45.000 – 55.000 руб.

1962 Красный дом. Бум желтая карандаш (цветной, белила) 21 х 28,5« Царскосельская коллекция» (700x526, 236Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Красный дом. 1962 г. Бумага желтая, карандаш цветной, белила. 21 х 28,5 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин.

1961 Город пейзаж. Бум, карандаш (цветной и графитный, белила) 20,4 х 29. Царскосельская коллекция» (2) (700x518, 196Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Городской пейзаж. 1961 г. Бумага, карандаш цветной и графит, белила. 20,4 х 29 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин.

1965 Жен портрет. Бум, смеш тех. 23×29,5. ЧС (700x519, 140Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Женский портрет. 1965 г. Бумага, смешанная техника. 23 х 29,5 см.
Частное собрание.

1964 Городской пейзаж. Бумага, линогравюра. 27,5 х 31,6. Торг площадка Auction.ru, 2024 (700x465, 129Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Городской пейзаж. 1964 г. Бумага, линогравюра. 27,5 х 31,6 см.
Торговая площадка Auction.ru, 2024 г.

1965 Петергофский пейзаж (Вид из окна). Линограв. лист 26,7 х 31,8; изображение 15.5 х 20,7. Цар Село (700x559, 124Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Петергофский пейзаж (Вид из окна). 1965 г. Линогравюра.
26,7х31,8 (лист); 15,5х20,7 см. (р.и.). Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин.

1965 Петродворец.  Линограв. 28,5 х 34 см. Аук МакДуглас Лондон 2017. Эст 500-600 фунтов (700x579, 189Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Петродворец. 1965 г. Линогравюра. 28,5 х 34 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2017 г. Эстимейт GBP 500-600 фунтов.

1966 Вид из окна в Стрельне. (700x525, 196Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Вид из окна в Стрельне. 1966 г. Линогравюра.
Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург.

1960-е Пейзаж с мостом. Карт, каран. 39х28. СОВКОМ 2008 г. 45.000 - 70.000 руб. (546x700, 135Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж с мостом. 1960-е гг. Картон, карандаш. 39 х 28 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 45.000 - 70.000 руб.

1961 У дерева. Бум, кар. МИСП (339x700, 98Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). У дерева. 1961 г. Бумага, карандаш.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

Anatoly Zverev, Alexander Arefiev, Feodosy Gumenuk, Vitaly Sazonov-017 (700x474, 85Kb)
На снимке: Анатолий Зверев, Александр Арефьев, украинский художник Феодосий Гуменюк
и Виталий Сазонов.

В так называемой «Античной серии» 1960-х годов телесность возвращается в искусство Арефьева. Он изображает сцены на мифологические сюжеты, но герои этих сцен всегда находятся в предельной телесной ситуации. Это либо изломанный, изогнутый «Прокруст», либо орущий и рвущийся (из цепей/едва ли не на части) «Прометей». Тело у Арефьева не может уже быть «нормальным», оно неизбежно деформировано, оно не может оставаться спокойным и целостным. И это тоже можно считать следствием изменённого войной восприятия. Ведь натурная ориентация, провозглашённое самим художником дистанцирование от «формализма» предполагают, что арефьевское тело получилось из предельного напряжения «натурального», чуть ли не академического тела (вспомним почти законченную СХШ).

1962-1963 -- Распятие. Из серии Жесты. Бум, граф кар, темпера. ГРМ (700x588, 113Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). 1962-1963 Распятие. Из серии «Жесты». Бумага, графит, темпера.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1962-1963 Распятие. ОНЖ  Арефьевский круг. «Беспутные праведники». Новый Музей, СПб, 2012. (700x506, 139Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Распятие. 1962-1963 гг. Бумага, гуашь Новый музей, Санкт-Петербург.

1962 Прокруст, холст, масло, Zimmerly Art Museum, Нью-Брансвик, США. (700x458, 189Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Прокруст. 1962 г. Холст, масло. Художественный музей Зиммерли
Ратгерского университета, Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси. Коллекция нонконформистского
искусства Нортона и Нэнси Додж из Советского Союза.

1963 Прометей прикованный. K-Gallery, Санкт-Петербург (503x700, 166Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Прометей прикованный. 1963 г. Холст, масло.
K-Gallery, Санкт-Петербург.

1963 Прометей прикованный. Собр. Д. Шагина, СПб. ОРИГИНАЛ (447x700, 127Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Прометей прикованный. 1963 г.
Собрание Дмитрия Шагина, Санкт-Петербург.

1963 Прометей прикованный. Эсиз. (488x700, 190Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Прометей прикованный. Эскиз. 1963 г.
Бумага, цветные карандаши.

1965 Прометей. (575x700, 180Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Прометей. Эскиз. 1965 г. Бумага, цветные карандаши.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1963 Битва кентавров. Композиция на античную тему. холст, масло, 41 х 60 см. МИСП (700x486, 165Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Битва кентавров. Композиция на античную тему. 1963 г. Холст, масло. 41 х 60 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1969 Бриареи. Из Античной серии. Х, м. 29,5×29,5. ЧС (700x680, 155Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Бриарей. Из «Античной серии». 1969 г. Холст, масло. 29,5 х 29,5 см.
Частное собрание.
Бриарей - в древнегреческой мифологии прозвище сторукого великана Эгеона, сына Урана и Геи.

1969 Бриареи. Из Античной серии. Х, м. 29,5×29,5. ЧС 2 (687x700, 207Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Бриарей. Из «Античной серии». Фрагмент. 1969 г. Холст, масло.
Частное собрание.

Святой ++ Георгий, поражающий дракона. Бум, гуашь,26×35,5. Аукционный дом Osenat, Париж 2024. (700x504, 118Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Святой Георгий, поражающий дракона. Бумага, гуашь. 26 х 35,5 см.
Аукционный дом Osenat, Париж, 2024 г.

Св. Георгий ++. K-Gallery, СПб. (602x700, 149Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Святой Георгий. Картон, гуашь. K-Gallery, Санкт-Петербург.

В 1963 г. Арефьев хотел принять участие в конкурсе на проект памятника защитникам Ленинграда, однако не был допущен по формальным причинам – не имел членства в официальном творческом объединении. Помимо этого, стилистическое решение (судя по сохранившимся рисункам, восходящее к античной скульптуре и полное трагического пафоса) не совпадало с государственной художественной идеологией тех лет. Мастер сознательно избегал любой парадной стороны жизни, однако его привлекали сюжеты большого драматургического звучания, отвечающие его влечению к патетике («Павел Первый», 1970; «Художник, рисующий ночью», 1972–1974, оба – частные собрания).

1965 Оборонная серия. Конкурс. работа для памятника (413x700, 107Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Оборонная серия. Конкурсная работа
для памятника защитникам Ленинграда. 1965 г.

Пейзаж ++с фабрикой (Фабрика).K-Gallery, Санкт-Петербург (700x473, 118Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж с фабрикой. Бумага, гуашь, тушь. K-Gallery, Санкт-Петербург.

1967 Железнодорожный вокзал. Картон, масло. K-Gallery, Санкт-Петербург (700x684, 142Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Железнодорожный вокзал. 1967 г. Картон, масло. K-Gallery, Санкт-Петербург.

Пейзаж. ++ Вечер. KGallery, СПб. (644x700, 214Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж. Вечер. Картон, масло. K-Gallery, Санкт-Петербург.

K-Gallery, ++ СПб. 2012 год (700x602, 158Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Зима в городе. 1965 г. Картон, масло. K-Gallery, Санкт-Петербург.

Снег ++ в городе. K-Gallery, СПб, (700x494, 123Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Снег в городе. Холст, масло. K-Gallery, Санкт-Петербург.

Ночная ++ улица (700x504, 128Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ночная улица. Бумага, гуашь.

1965 Ручей. холст, масло, 35x50. АртПанорама, Мск (700x422, 125Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ручей. 1965 г. Холст, масло. 35 x 50 см. Галерея АртПанорама, Москва.

Пейзаж ++пригорода. 21 х 30,5 см. Бумага, смешанная техника (700x498, 104Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж пригорода. Бумага, смешанная техника. 21 х 30,5 см.

1966 Ночная улица. бумага, тушь, перо, кисть. 17,8х18,9 см. Тверская обл. КГ — копия (700x659, 254Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ночная улица. 1966 г. Бумага, тушь, перо, кисть. 17,8 х 18,9 см.
Тверская областная картинная галерея.

Красный ++ трамвай на мосту. K-Gallery, Санкт-Петербург (700x459, 117Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Красный трамвай на мосту. Бумага, акварель. K-Gallery, Санкт-Петербург.

Городской пейзаж K-Gallery, СПб. (700x531, 182Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Городской пейзаж. Картон, масло. K-Gallery, Санкт-Петербург.

1970-е Васми, Кузьминский, Арефьев, Исачев, Громов. Фото  Геннадия Приходько (р.1938) (700x456, 119Kb)
На снимке: Рихард Васми, Константин Кузьминский, Александр Арефьев, Александр Исачев, Валентин Громов.
Ленинград, 1974-1975 гг. Фото Геннадия Приходько.

В 1965 г. Арефьев был осуждён как рецидивист по обвинению в «покушении на жизнь»: во время ссоры матери и отчима Арефьев, по показаниям соседей, держал в руках топор (он в это время работал над деревянной скульптурой); отбыл тюремный срок 8 месяцев. В 1966 г. с помощью В.Г. Траугота вступил в горком графиков (Ленинградский объединённый комитет художников-графиков Профсоюза работников культуры) и получил официальный статус художника. Участвовал в коллективной выставке в мастерской В.А. Овчинникова в Кустарном переулке (декабрь 1971 – март 1972). Одним из первых подписал обращение художников Ю.А. Жарких и А.Н. Басина к властям с требованием разрешить публичный показ работ. Участник квартирных выставок в Ленинграде и Москве, где общался с О.Я. Рабиным и А.Д. Глезером, продавал работы иностранным журналистам и дипломатам (явление, получившее название «дипарт»).

1960-1969 Сцена в трудовом лагере (Из Лагерной серии). Бум, гуашь. 20,3 х 21,6. ЧС. Аук 2011 г. (700x697, 165Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Сцена в трудовом лагере (Из Лагерной серии). 1960-1969 гг.
Бумага, гуашь. 20,3 х 21,6 см. Частное собрание.

1969 Подсудимые.  Бум, акв, 20,5x29. Гал АртПанорама, МСк (700x513, 129Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Подсудимые. 1969 г. Бумага, акварель. 20,5 x 29 см.
Галерея АртПанорама, Москва.

1968 Я иду за пивом. K-Gallery, Санкт-Петербург (700x405, 100Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Я иду за пивом. 1968 г. Картон, смешанная техника. K-Gallery, Санкт-Петербург.

1968 На набережной» холст, масло, ЧС (700x532, 143Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). На набережной. 1968 г. Холст, масло. Частное собрание.

1968 Осень в городе. K-Gallery, СПб. (700x472, 170Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Прогулка. 1968 г. Холст, масло. K-Gallery, Санкт-Петербург.

1968 Сугроб. Х, м. (700x616, 222Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Сугроб. 1968 г. Холст, масло. Новый музей, Санкт-Петербург.

1968 в парке. Х, м. (700x436, 139Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). В парке. 1968 г. Холст, масло. Новый музей, Санкт-Петербург.

1968 Канатоходцы. Х, м. 36 x 36 см. ГРМ (700x679, 217Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Канатоходцы. 1968 г. Холст, масло. 36 x 36 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1967 Разговор у скамейки. Бум, смеш ьех. 32×21. ЧС (497x700, 157Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Разговор у скамейки. 1967 г.
Бумага, смешанная техника. 32 х 21 см. Частное собрание.

1966 Идущие. Бум, цвет. кар-ши. МИСП (700x491, 121Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Идущие. 1966 г. Бумага, цветные карандаши.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1969 Всеобуч. Бум, смеш техн, 21×30 см. Литфонд, 07.09.2024 (700x486, 151Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Всеобуч. 1969 г. Бумага, смешанная техника. 21 х 30 см.
Аукционный дом и художественная галерея «Литфонд», Москва, 07.09.2024 г.

1969  Начальники в канцелярии. Бум, смеш техн, 21×31 см. Литфонд, 07.09.2024 (700x483, 228Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Начальники в канцелярии. 1969 г. Бумага, смешанная техника. 21 х 31 см.
Аукционный дом и художественная галерея «Литфонд», Москва, 07.09.2024 г.

1969 Сельский мотив»фанера, темпера, 30 x 52 см. Онлайн-иузей httpsartocratia.ru (700x392, 134Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Сельский мотив. 1969 г. Фанера, темпера, 30 x 52 см.
Онлайн-музей https://artocratia.ru

1969 Из серии Жесты. Бум, гуашь. 41 x 29.5 cm. Аук Helios Auctions, 2022. Прод. 2500 дол. (700x525, 135Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Из серии «Жесты». 1969 г. Бумага, гуашь. 41 x 29,5 см.
Аукционный дом Helios Auctions, Нью-Йорк, 2022 г. Лот продан за $2.500 дол.

1969 Без назв. Бум, акв, гуашь. 31,1 × 43,5 см. Муз Циммерли (700x496, 127Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1969 г. Бумага, акварель, гуашь. 31,1 х 43,5 см. Художественный музей
Зиммерли Ратгерского университета, Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси. Коллекция нонконформистского искусства
Нортона и Нэнси Додж из Советского Союза.

ФОТО Аркад Драгомощенко, Констан Кузьминский, Пти-Борис Смелов на 1-й квартирной выст у Кузьминского. 1974. Фото Г.Приходько (700x399, 98Kb)
На снимке: Аркадий Драгомощенко, Константин Кузьминский, Пти-Борис Смелов во время Первой
квартирной выставки у Кузьминского, 1974 г. Фото Геннадия Приходько. Из собрания Валерия Вальрана.

Поэт Константин Кузьминский (1940, Ленинград – 2015, Нью-Йорк) оставил воспоминания о том, как Арефьев уже в середине 1970-х общался с потенциальными покупателями своих полотен: «Когда, в 75-м, художники стыдливо, из-под полы, приторговывали с иностранцами (за вычетом отчаянного Рухина, который устраивал прямо-таки «дипломатические приемы»!), Арех просто «гулял по буфету». Звонит как-то ночью мне: «Кока, у меня тут какие-то косоглазые падлы картинки покупают!» И слышу: «Ну что лыбишься, желтая морда?» «Арех, - говорю, - они ж дипломаты! Они по-русски секут!» «А мне начхать! Ну, выкладывай, желтая рожа, свои пфенниги!» Арех все это уснащал крутейшим матом, да и сам был в дупель поддавши».

1975 На выставке у Кузьминского. 21 х 32 см. Бумага, смешанная техника 2 (700x448, 153Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). На выставке дома у Кузьминского. 1975 г. Бумага, смешанная техника. 21 х 32 см.
Арт-галерея «Борей», Санкт-Петербург.

1970 Венера. Х, м. 35,5 х 86. Аук МакДуглас Лондон 2016. Эст 4,000-6,000 GBP (700x284, 109Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Венера. 1970 г. Холст, масло. 35,5 х 86. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd.,
Лондон, 2016 г. Эстимейт GBP 4.000 – 6.000 фунтов.

1970 Павел Первый. Холст, масло. Собр K-Gallery, СПб. (600x700, 135Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Павел Первый. 1970 г. Холст, масло. K-Gallery, Санкт-Петербург.

В работе 1970 года Павел Первый – Маленький принц Экзюпери, трогательная кукольная фигурка с отсутствующим лицом. Кстати, у Арефьева постоянно присутствуют в работах люди без лица, отсылающие и к Малевичу, и к Джорджу де Кирико. Детская фигурка Павла кажется большой разноцветной куклой на зловеще чёрном фоне, в котором проступают серые злодейские рожи его убийц. Здесь, пожалуй, в единственной большой картине Арефьева, своего рода автопортрете, есть выход к самым центральным сюжетам его творчества. Он сам никогда не чувствовал себя жертвой, но почему-то именно в этой работе пронзительные яркие краски звучат кричащим одиночеством среди обступившей их инфернальной черноты.

1970-е Без назв. Карт, м. 29,9 × 48 см Муз Циммерли. Коллекция нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж из Советского Союза (700x449, 148Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1970-е гг. Картон, масло. 29,9 х 48 см. Художественный музей
Зиммерли Ратгерского университета, Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси. Коллекция нонконформистского
искусства Нортона и Нэнси Додж из Советского Союза.

1970-е На остановке. Бум, смеш тех.  24 х 31. МатиссКлуб, Спб. (700x545, 139Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). На остановке. 1970-е гг. Бумага, смешанная техника. 24 х 31 см.
Галерея «МатиссКлуб», Санкт-Петербург.

1970-е В трамвае.  K-Gallery, СПб. (685x700, 139Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). В трамвае. 1970-е гг. Бумага, смешанная техника. K-Gallery, Санкт-Петербург.

1971 KGallery, СПб. 2012 г. (700x504, 113Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ночь в городе. 1971 г. Картон, смешанная техника. K-Gallery, Санкт-Петербург.

1970-е Суздаль для туристов. Х, м. МИСП ХХ-ХХ1 вв. (700x383, 138Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Суздаль для туристов. 1970-е гг. Холст, масло.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1971 Дорога в аэропорт. Бум, смеш. техн, темпера, графит, 14,5 x 20,3 см. Аук Шапиро НЙ 2011. Эст $1,500 – $2,000 дол. (700x493, 183Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Дорога в аэропорт. 1971 г. Бумага, смешанная техника, темпера, графит.
14,5 x 20,3 см. Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2011 г. Эстимейт $1.500 – 2.000 дол.

1972 Утро после вытрезвителя. Бум, акв., темп. бел. (700x508, 139Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Утро после вытрезвителя. 1972 г. Бумага, акварель, темпера, белила.
Новый музей, Санкт-Петербург.

1972 Допрос. Бум, акв. (700x490, 144Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Допрос. 1972 г. Бумага, акварель. Новый музей, Санкт-Петербург.

1972 На пляже (700x490, 155Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). На пляже. 1972 г. Бумага, темпера. Новый музей, Санкт-Петербург.

1972 Трое на пляже. 33 х 45 Темпера, бумага на оргалите.  K-Gallery, СПб. (700x498, 126Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). На пляже. 1972 г. Бумага, темпера. Новый музей, Санкт-Петербург.

Арефьевский круг. Второй слева А, Арефьев (700x608, 119Kb)
На снимке: Рихард Васми, Александр Арефьев, Александр Исачев, Валентин Громов. Ленинград, 1974-1975 гг.
Фото Геннадия Приходько.

Знакомство Арефьева с работами П.Н. Филонова на рубеже 1970-х гг. привело к изменению изобразительного языка и появлению органической пластики («Утро после вытрезвителя», бумага, акварель, темперные белила, 1972; «Фигуры», бумага, акварель, карандаш, 1974; оба – частные собрания). Как у большинства «неофициальных» авторов, его произведения имеют небольшие размеры – одно измерение обычно не превышает 50 см. При этом искусство Арефьева отличается размахом и разнообразием пластических и технических экспериментов. Он пробовал работать темперой или самостоятельно изготовлял краски, растирая с маслом цветные карандашные грифели.

1971 Город. пейзаж. Х, м. 52,5 Х 30,5. МИСП (394x700, 166Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Городской пейзаж. 1971 г.
Холст, масло. 52,5 х 30,5 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1972-1974 Художник, рисующий ночью. Х, м. Собр. KGallery. (700x681, 236Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Художник, рисующий ночью. 1972-1974 гг. Холст, масло.
K-Gallery, Санкт-Петербург.

1973 Без назв. Х, м.  36,5 × 66 см. Муз Зиммерли (700x407, 159Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1973 г. Холст, масло. 36,5 х 66 см. Художественный музей
Зиммерли Ратгерского университета, Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси. Коллекция
нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж из Советского Союза.

1973 Дымагог. Холст, смешанная техника (700x519, 147Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Дымагог. 1973 г. Холст, смешанная техника. Частное собрание.

1973 Купающаяся семья. Х, м. 30.5 by 30 cm. Аук МакЛуглас Лондон 2017. Эст 2,000-3,000 GBP (686x700, 245Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Купающаяся семья. 1973 г. Холст, масло. 30,5 х 30 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2017 г. Эстимейт GBP 2.000-3.000 фунтов.

1973 Мальчики у забора. холст, масло, 68 x 62 см. Онлайн-иузей httpsartocratia.ru (621x700, 187Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Мальчики у забора. 1973 г. Холст, масло, 68 x 62 см.
Онлайн-музей https://artocratia.ru

1973 Трамвайная остановка в Петергофе, Бум, гуашь, цвет епр-ши. 43 х 30,5 см. Аук МакДуглас Л-н 2014. Эст 1200-1800 фунтов (499x700, 179Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Трамвайная остановка в Петергофе. 1973 г.
Бумага, гуашь, цветные карандаши. 43 х 30,5 см. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd.,
Лондон, 2014 г. Эстимейт GBP 1.200 – 1.800 фунтов.

1973 Осень.ОНЖ  Арефьевский круг. «Беспутные праведники». Новый Музей, СПб, (543x700, 134Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Осень. 1973 г. Бумага, гуашь.
Новый Музей, Санкт-Петербург.

1974 Город после дождя. ОНЖ  Арефьевский круг. «Беспутные праведники». Новый Музей, СПб, (485x700, 106Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Город после дождя. 1974 г.
Бумага, смешанная техника. Новый Музей, Санкт-Петербург.

1973 Без названия. Бум,  смеш техника, 43.5 х 30.5 см. ГАРАЖ, Фонд Андрея Хлобыстина (485x700, 128Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1973 г. Бумага, смешанная техника.
43,5 х 30,5 см. Музей современного искусства «Гараж», Москва.
Фонд Андрея Хлобыстина.

1973 Без названия. 1973 (508x700, 105Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1973 г. Бумага, акварель, карандаш.

Творчество художников Арефьевского круга совпало с послевоенной волной, приведшей к триумфу интернационального модернизма в середине 1950-х. Этот второй авангард, стремительно становился коммерчески успешным продуктом. В этом смысле арефьевцы оказались последовательными модернистами, их изначально непризнанное новаторское искусство - не факт моды, но личная драма и крест. Экспрессионизм Арефьева, в его предельном, «экстремальном» проявлении, был выстрадан повседневной жизнью, ее дремучим, бедным, полным лишений бытом, в единстве с людьми, пережившими страшную войну. После войны - нищета, голод, расцвет уголовщины, тут же инвалиды, люди, покалеченные физически и духовно, огрубелые, потерявшиеся, спивающиеся. Искусствовед авангарда Екатерина Андреева справедливо сопоставляет Арефьева с Фрэнсисом Бэконом.

ФОТО Пейзаж (Коломны). Карт, м. 12 х 62 см. ЧС (700x130, 47Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж (Коломна). Картон, масло. 12 х 62 см. Частное собрание.

ФОТО -- A Man's Portrait, 1960s. Бм, гуашь, кар. 17,2 х 14 см. Аук 2011 г (573x700, 137Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Мужской портрет. 1960-е гг. Бумага, гуашь, карандаш. 17,2 х 14 см.
Частное собрание.

Муж. портрет. Бум, каран, акв, ОНЖ  Арефьевский круг. «Беспутные праведники». Новый Музей, СПб, 2012 г. (559x700, 89Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Мужской портрет. Бумага, карандаш, акварель.
Новый Музей, Санкт-Петербург.

Муж. портрет. Бум, каран, акв, белила. МИСП (403x700, 108Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Мужской портрет. Бумага, карандаш,
акварель, белила. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

ФОТО -- Без назв. 1955. Бум, акв, гуашь, графит 19,8 x 23,8 см. Муз Зиммерли (700x593, 105Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1955 г. Бумага, акварель, гуашь, графит. 19,8 x 23,8 см.
Художественный музей Зиммерли Ратгерского университета, Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси.
Коллекция нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж из Советского Союза.

Зонтики (700x486, 124Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Женщины с зонтиками. 1955 г. Бумага, гуашь, 20 х 29 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2006 г. Эстимейт GBP 1.000-1.500 фунтов.

Мост. Бум, гуашь, кар. МакДуглас, 2011. (700x490, 87Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Мост. Бумага, гуашь, карандаш. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2011 г.

x_9967aba4 (700x582, 219Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Прогулка в парке. Рисунок. Бумага, карандаш.

z_c5b5c72a (548x700, 173Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). В раздевалке. Бумага, карандаш.

Стена. ОНЖ  Арефьевский круг. «Беспутные праведники». Новый Музей, СПб, 2012 г. (492x700, 80Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Стена. Бумага, гуашь, карандаш.
Новый Музей, Санкт-Петербург.

1974 На выставки в ДК Газа. Фото из открытого источника. (700x375, 110Kb)
На выставки в ДК им. И. Газа. 1974 г. Фото из открытого источника.

Одним из первых Арефьев подписал обращение художников Ю.А. Жарких и А.Н. Басина к властям с требованием разрешить публичный показ работ. Участник квартирных выставок в Ленинграде и Москве, где общался с О.Я. Рабиным и А.Д. Глезером, продавал работы иностранным журналистам и дипломатам (явление, получившее название «дипарт»). Активно участвовал вподготовке выставок во Дворце культуры и техники имени И.И. Газа в 1974 г. и во Дворце культуры «Невский» в 1975 г., показывал свои работы на первой из них. В 1975 г. стал членом Товарищества экспериментальных выставок – объединения художников-нонконформистов. В 1976 г. исключён из горкома графиков и написал открытое письмо в ЦК КПСС о невозможности профессионально работать, предлагая изгнать себя из страны. В расчёте на эмиграцию принимал участие в выставках еврейских художников в группе «Алеф».

Выставка общ-ва Алеф (700x588, 181Kb)
Художники группы «Алеф». Арефьев внизу слева.

1975 Владимир Некрасов. Проверка документов у художника Арефьева. Б, см.. тех. 31.5 х 43 см. ГАРАЖ (700x503, 177Kb)
Владимир Некрасов (род.1958). Проверка документов у художника Арефьева. 1975 г.
Бумага, смешанная техника. 31,5 х 43 см. Музей современного искусства «Гараж», Москва.

1975 Дон Кихот м С.П. Х, м. 75,5 х 80. ЧС (700x671, 190Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Дон Кихот и Санчо Панса. 1975 г. Холст, масло. 75,5 х 80 см.
Частное собрание.

1975 Ставка. Холст, масло, 100,5 х 80. ЧС (556x700, 175Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ставка. 1975 г. Холст, масло. 100,5 х 80 см. Частное собрание.

1976 Акробат. Холст, масло, 80 х 59.5 см. Муз Гараж (516x700, 144Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Акробаты. 1976 г. Холст, масло, 80 х 59,5 см.
Музей современного искусства «Гараж», Москва.

1975 Люксембургский сад (700x595, 181Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Люксембургский сад. 1975 г. Холст, масло. Новый Музей, Санкт-Петербург.

1976 ЛОДКИ. ФЕЙЕРВЕРК, Х, м. 60 х 80. MacDougall's Auctions, 2016 (700x518, 129Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Лодки. Фейерверк. 1976 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Аукцион MacDougall's Auctions, Лондон, 2016 г.

Комната из серии Бреды. ОНЖ  Арефьевский круг. «Беспутные праведники». Новый Музей, СПб, 2012 г. (544x700, 129Kb)
А.Д. Арефьев (1931-1978). Комната из серии «Бреды». Холст, масло.
Новый Музей, Санкт-Петербург.

1970 Арефьев (523x700, 85Kb)
Александр Арефьев. 1970 г. Фото Бориса Смелова.

В конце 1977 года Александр Арефьев и его жена Жанна Яценко уехали в эмиграцию – по израильской визе, сначала в Вену, затем художник отправился в Париж, где рассчитывал на помощь Михаила Шемякина, но не получил её. Арефьеву удалось вывезти за границу часть своих работ, на средства от продажи которых он и жил. За границей Арефьев не занимался живописью и меньше, чем через полгода 5 мая 1978 года умер в Париже от цирроза печени. Похоронен в колумбарии на кладбище Пер-Лашез.

ФР Клад Пер-Лашез, где а колумб хран урна с прах Ареф (700x525, 108Kb)
Кладбище Пер-Лашез в Париже, где в колумбарии хранилась урна с прахом Адександра Арефьева.
Фото Леонтия Филиппова.

В 1990 году прах Арефьева был перенесён и подхоронен в могилу Роальда Мандельштама на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге. В сентябре 1998 года в эту же могилу был подхоронен и прах художника Рихарда Васми. В мае 2012 года на «братской могиле» трех художников был установлен общий памятник.

ФОТО Могила Мандельштама, Арефьева и Васми. Фото ВК (525x700, 139Kb)
Могила Роальда Мандельштама, Александра Арефьева и Рихарда Васми
на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге.

В фигуре Арефьева ярко воплотился известный тип «проклятого поэта». «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва». Сказавший эти слова, сделал это собственной пулей. Талант лидера «Ордена нищенствующих живописцев» остался не реализован

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Е.Андреева - Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва-Ленинград 1946-1991 (2012) =1700 руб. (482x680, 91Kb)
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2012 г.
– Стр. 6, 15, 29, 248-249, 255-258, 417 и др.

1.Арефьев – Я иду за пивом

2.Александр Арефьев и художественный контекст ХХ века


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ АРЕФЬЕВ (1938-1978), ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»