Александр Дмитриевич Арефьев на выставке у своих работ, 1970-е гг. Фото Владимира Сычёва.
Александр Дмитриевич Арефьев является главным художником, так называемого «Арефьевского круга». Родился в 1931 году в Ленинграде, занимался в изостудии Дворца пионеров у С. Левина. Затем учился в Средней художественной школе при Академии художеств, откуда был исключен в 1949 году за формализм. Активный участник ленинградского андеграунда. Дважды сидел. Состоял в горкоме графиков, но был исключен в 1976 году. Крайне самобытный и непохожий на других лосховцев художник, привлекал к себе внимание милиции и КГБ. Был одним из активных организаторов выставки в ДК им. Газа, в ДК Невский не участвовал из-за солидарности с художниками, не допущенными к участию в ней. Участвовал в выставке группы «Алеф», в 1977 году эмигрировал сначала в Австрию, затем во Францию. Умер в Париже в 1978 году. Александр Арефьев, лидер группы живописцев-нонконформистов, называвших себя «Орденом Нищенствующих Живописцев» (ОНЖ), завещал захоронить свой прах в одной могиле с Роальдом Мадельштамом, что и было сделано в Ленинграде на Красненьком кладбище.
Илья Глазунов в молодости. Фотография.
Из всех однокашников Александра Арефьева по Средней художественной школе при Академии художеств только Илья Глазунов добился официального признания, да и то не сразу. По воспоминаниям Александра Трагоута весь класс тогда разделился на два противостоявших друг другу лагеря: «передвижников» во главе с Глазуновым и «французов» во главе с Арефьевым. Из СХШ Арефьева с сотоварищи исключили за любовь к импрессионистам. Примерно в то же время был осужден и сослан в лагерь Николай Николаевич Пунин - от него требовали публичного осуждения импрессионистов и Сезанна, о которых он читал лекции.
Александр Арефьев родился в 1931 году, воспитывался без отца. Всю войну провел в блокадном городе. Владимир Шагин родился в 1932-м, его отец, а потом и отчим были расстреляны. Мальчик эвакуирован из блокадного Ленинграда. Рихард Васми родился в Ленинграде в 1929-м. Родители умерли в блокаду, сам он был эвакуирован с детдомом. Шолом Шварц родился в 1929-м, осиротел в блокаду, эвакуирован с детдомом. Валентин Громов родился в 1930-м. Блокаду провел в Ленинграде. Входивший в группу поэт Роальд Мандельштам родился в 1932 году в Ленинграде. Его отца, американского коммуниста, эмигрировавшего в СССР, репрессировали. Мандельштам всю блокаду провел в Ленинграде. Беспризорничал. Умер в 1961 г. Поколение Арефьева знало: худшее уже позади, страшнее, чем в блокаду, не будет. И это качество позволило им в дальнейшем противостоять могучему и мстительному Союзу художников СССР.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Набережная. 1956 г. Бумага, темпера, тушь, перо. 21,3 х 21,1 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Сносят с лестницы. 1956 г. Бумага, карандаш, гуашь.
Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Помощь больному. 1960-е гг. www.didigallery.com
А.Д. Арефьев (1931-1978). Драка. 1958 г. Бумага, карандаш.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Игра в войну. 1956 г. Бумага, тушь, белила.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). На канате. 1956 г. Бумага, тушь, белила.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Китайская скульптура. 1956 г. Бумага, тушь, белила.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ленинградская хрюшка зимой. 1959 г. Из хроники «Хрюшки в живописи».
Бизнес Инжиниринг Групп (БИГ), Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Спор у ворот. 1960 г. Бумага, цветной карандаш, гуашь, графит. 20,5 x 27 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2010 г. Лот продан за $600 дол.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Две женщины и мужчина. 1960-1969 гг. Бумага, гуашь, карандаш. 29 х 38,5 см.
Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Акробаты, 1960 г. Бумага, карандаш, тушь, белила. 21 x 19 см.
Онлайн-музей https://artocratia.ru
А.Д. Арефьев (1931-1978). Двое. 1960 г. Холст, масло.
Собрание Риммы Логиновой.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Двое. 1960 г. Рисунок по мотивам Жоржа Руо.
Александр Дмитриевич Арефьев. Фрагмент фото Владимира Сычёва.
Уже в ранних пейзажах маслом («Белые ночи», 1949, Русский музей; «Белая ночь», 1951, Музей ленинград. авангарда) Арефьев стремится к выразительности немецкого экспрессионизма. Подсматривая за женщинами в бане, Арефьев создал «Банную серию» (рисунки 1949–1950, гуаши 1953; все – в частных собраниях), в результате первого заключения и лагерного срока появилась «Лагерная серия» (2-я половина 1950-х гг.; работы были проданы зарубежному дипломату, и их местонахождение неизвестно). В начале 1960-х гг. создана «Античная серия»: «Прометей прикованный» (1963, частное собрание), «Композиция на античную тему» («Битва кентавров»; 1963, Центральный выставочный зал «Манеж» – Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХ1 вв.).
А.Д. Арефьев (1931-1978). Распятие. 1960 г. Бумага, гуашь, карандаш. 41 х 30 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2011 г. Лот продан за $1.680 дол.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Композиция. 1960 г. Бумага, цветной карандаш, графит. 20,6 х 26,3 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ночью. 1960 г. Бумага, цветные карандаши, темпера.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Отравление Клавдия. 1960 г. Бумага, карандаш, белила.
25 х 20,2 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Персей и Горгона Медуза. 1960 г.
Бумага, смешанная техника. 18,8 х 14,3 см. Галерея «Матисс Клуб»,
Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Воин. Середина ХХ в. Бумага, карандаши цветные,
тушь, белила. 28,8 х 20,3 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Из античной серии. 1960 г. Бумага, смешанная техника.
22 х 14,5 см. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Античная серия. 1961 г. Бумага, карандаш. 13,5 х 15 см. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Смерть Нерона. 1962 г. Бумага, карандаш. 13,5 х 15 см. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Умирающий гладиатор. 1962 г. Бумага, карандаш.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Икар и Дедал. 1959 г. Бумага, смешанная техника. 24 x 26 см.
Онлайн-музей https://artocratia.ru
А.Д. Арефьев (1931-1978). Античная серия. 1960 г. Бумага, карандаш. Проект Георгия Шостаковича.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Античная серия. 1966 г. Бумага, карандаш.
Работы Александра Арефьева 1950-х годов продемонстрировали опыт штудирования классического искусства из коллекции Эрмитажа: в городских пейзажах Арефьев продолжал линию ориентировавшихся на Поля Сезанна и Альбера Марке ленинградских художников конца 1920-х – начала 1930-х гг. – авторов ленинградской пейзажной школы, объединяемых понятием «ленинградские маркисты» (Н.Ф. Лапшин, В.А. Гринберг, А.С. Ведерников), членов «Круга художников», «Группы живописно-пластического реализма» («После грозы», бумага, масло, 1948, Русский музей; «Девушка и матрос», бумага, акварель, 1950, частное собрание). Бытовые зарисовки и сценки («Разговор», бумага, гуашь; «Хулиган и баба», бумага, темпера; оба – 1955, частные собрания) выполнены под ощутимым влиянием Оноре Домье.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Портрет Родиона Гудзенко. 1966 г.
Родион Степанович Гудзенко (1931-1999) - художник, представитель ленинградского андеграунда. Учился в СХШ с 1944 по 1947 год в одном классе с А. Арефьевым и Ш. Шварцем, был отчислен. В 1957 г. осужден на 5 лет «за антисоветскую агитацию и пропаганду». Реабилитирован в 1992 г.
А.Д. Арефьев (1931-1978). После грозы. 1948 г. Бумага, масло. 20,5 х 27,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А всего в отделе фондов Русского музея хранится шесть работ Арефьева.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Лето (Загорает). 1960-е гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Купальщицы. Копия с картины Ренуара. 1960-е гг. Бумага, смешанная техника.
Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Лежащий Будда. 1960-1969 гг. Бумага, гуашь, карандаш. 19 х 24 см.
Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Застолье. 1960-е гг. Бумага, смешанная техника. 20 х 30 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 45.000 – 55.000 руб.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Красный дом. 1962 г. Бумага желтая, карандаш цветной, белила. 21 х 28,5 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Городской пейзаж. 1961 г. Бумага, карандаш цветной и графит, белила. 20,4 х 29 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Женский портрет. 1965 г. Бумага, смешанная техника. 23 х 29,5 см.
Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Городской пейзаж. 1964 г. Бумага, линогравюра. 27,5 х 31,6 см.
Торговая площадка Auction.ru, 2024 г.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Петергофский пейзаж (Вид из окна). 1965 г. Линогравюра.
26,7х31,8 (лист); 15,5х20,7 см. (р.и.). Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Петродворец. 1965 г. Линогравюра. 28,5 х 34 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2017 г. Эстимейт GBP 500-600 фунтов.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Вид из окна в Стрельне. 1966 г. Линогравюра.
Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж с мостом. 1960-е гг. Картон, карандаш. 39 х 28 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 45.000 - 70.000 руб.
А.Д. Арефьев (1931-1978). У дерева. 1961 г. Бумага, карандаш.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
На снимке: Анатолий Зверев, Александр Арефьев, украинский художник Феодосий Гуменюк
и Виталий Сазонов.
В так называемой «Античной серии» 1960-х годов телесность возвращается в искусство Арефьева. Он изображает сцены на мифологические сюжеты, но герои этих сцен всегда находятся в предельной телесной ситуации. Это либо изломанный, изогнутый «Прокруст», либо орущий и рвущийся (из цепей/едва ли не на части) «Прометей». Тело у Арефьева не может уже быть «нормальным», оно неизбежно деформировано, оно не может оставаться спокойным и целостным. И это тоже можно считать следствием изменённого войной восприятия. Ведь натурная ориентация, провозглашённое самим художником дистанцирование от «формализма» предполагают, что арефьевское тело получилось из предельного напряжения «натурального», чуть ли не академического тела (вспомним почти законченную СХШ).
А.Д. Арефьев (1931-1978). 1962-1963 Распятие. Из серии «Жесты». Бумага, графит, темпера.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Распятие. 1962-1963 гг. Бумага, гуашь Новый музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Прокруст. 1962 г. Холст, масло. Художественный музей Зиммерли
Ратгерского университета, Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси. Коллекция нонконформистского
искусства Нортона и Нэнси Додж из Советского Союза.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Прометей. Эскиз. 1965 г. Бумага, цветные карандаши.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Битва кентавров. Композиция на античную тему. 1963 г. Холст, масло. 41 х 60 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Бриарей. Из «Античной серии». 1969 г. Холст, масло. 29,5 х 29,5 см.
Частное собрание.
Бриарей - в древнегреческой мифологии прозвище сторукого великана Эгеона, сына Урана и Геи.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Бриарей. Из «Античной серии». Фрагмент. 1969 г. Холст, масло.
Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Святой Георгий, поражающий дракона. Бумага, гуашь. 26 х 35,5 см.
Аукционный дом Osenat, Париж, 2024 г.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Святой Георгий. Картон, гуашь. K-Gallery, Санкт-Петербург.
В 1963 г. Арефьев хотел принять участие в конкурсе на проект памятника защитникам Ленинграда, однако не был допущен по формальным причинам – не имел членства в официальном творческом объединении. Помимо этого, стилистическое решение (судя по сохранившимся рисункам, восходящее к античной скульптуре и полное трагического пафоса) не совпадало с государственной художественной идеологией тех лет. Мастер сознательно избегал любой парадной стороны жизни, однако его привлекали сюжеты большого драматургического звучания, отвечающие его влечению к патетике («Павел Первый», 1970; «Художник, рисующий ночью», 1972–1974, оба – частные собрания).
А.Д. Арефьев (1931-1978). Оборонная серия. Конкурсная работа
для памятника защитникам Ленинграда. 1965 г.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ручей. 1965 г. Холст, масло. 35 x 50 см. Галерея АртПанорама, Москва.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж пригорода. Бумага, смешанная техника. 21 х 30,5 см.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ночная улица. 1966 г. Бумага, тушь, перо, кисть. 17,8 х 18,9 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Красный трамвай на мосту. Бумага, акварель. K-Gallery, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Городской пейзаж. Картон, масло. K-Gallery, Санкт-Петербург.
На снимке: Рихард Васми, Константин Кузьминский, Александр Арефьев, Александр Исачев, Валентин Громов.
Ленинград, 1974-1975 гг. Фото Геннадия Приходько.
В 1965 г. Арефьев был осуждён как рецидивист по обвинению в «покушении на жизнь»: во время ссоры матери и отчима Арефьев, по показаниям соседей, держал в руках топор (он в это время работал над деревянной скульптурой); отбыл тюремный срок 8 месяцев. В 1966 г. с помощью В.Г. Траугота вступил в горком графиков (Ленинградский объединённый комитет художников-графиков Профсоюза работников культуры) и получил официальный статус художника. Участвовал в коллективной выставке в мастерской В.А. Овчинникова в Кустарном переулке (декабрь 1971 – март 1972). Одним из первых подписал обращение художников Ю.А. Жарких и А.Н. Басина к властям с требованием разрешить публичный показ работ. Участник квартирных выставок в Ленинграде и Москве, где общался с О.Я. Рабиным и А.Д. Глезером, продавал работы иностранным журналистам и дипломатам (явление, получившее название «дипарт»).
А.Д. Арефьев (1931-1978). Сцена в трудовом лагере (Из Лагерной серии). 1960-1969 гг.
Бумага, гуашь. 20,3 х 21,6 см. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Подсудимые. 1969 г. Бумага, акварель. 20,5 x 29 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Я иду за пивом. 1968 г. Картон, смешанная техника. K-Gallery, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). На набережной. 1968 г. Холст, масло. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Прогулка. 1968 г. Холст, масло. K-Gallery, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Сугроб. 1968 г. Холст, масло. Новый музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). В парке. 1968 г. Холст, масло. Новый музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Канатоходцы. 1968 г. Холст, масло. 36 x 36 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Разговор у скамейки. 1967 г.
Бумага, смешанная техника. 32 х 21 см. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Идущие. 1966 г. Бумага, цветные карандаши.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Всеобуч. 1969 г. Бумага, смешанная техника. 21 х 30 см.
Аукционный дом и художественная галерея «Литфонд», Москва, 07.09.2024 г.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Начальники в канцелярии. 1969 г. Бумага, смешанная техника. 21 х 31 см.
Аукционный дом и художественная галерея «Литфонд», Москва, 07.09.2024 г.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Сельский мотив. 1969 г. Фанера, темпера, 30 x 52 см.
Онлайн-музей https://artocratia.ru
А.Д. Арефьев (1931-1978). Из серии «Жесты». 1969 г. Бумага, гуашь. 41 x 29,5 см.
Аукционный дом Helios Auctions, Нью-Йорк, 2022 г. Лот продан за $2.500 дол.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1969 г. Бумага, акварель, гуашь. 31,1 х 43,5 см. Художественный музей
Зиммерли Ратгерского университета, Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси. Коллекция нонконформистского искусства
Нортона и Нэнси Додж из Советского Союза.
На снимке: Аркадий Драгомощенко, Константин Кузьминский, Пти-Борис Смелов во время Первой
квартирной выставки у Кузьминского, 1974 г. Фото Геннадия Приходько. Из собрания Валерия Вальрана.
Поэт Константин Кузьминский (1940, Ленинград – 2015, Нью-Йорк) оставил воспоминания о том, как Арефьев уже в середине 1970-х общался с потенциальными покупателями своих полотен: «Когда, в 75-м, художники стыдливо, из-под полы, приторговывали с иностранцами (за вычетом отчаянного Рухина, который устраивал прямо-таки «дипломатические приемы»!), Арех просто «гулял по буфету». Звонит как-то ночью мне: «Кока, у меня тут какие-то косоглазые падлы картинки покупают!» И слышу: «Ну что лыбишься, желтая морда?» «Арех, - говорю, - они ж дипломаты! Они по-русски секут!» «А мне начхать! Ну, выкладывай, желтая рожа, свои пфенниги!» Арех все это уснащал крутейшим матом, да и сам был в дупель поддавши».
А.Д. Арефьев (1931-1978). На выставке дома у Кузьминского. 1975 г. Бумага, смешанная техника. 21 х 32 см.
Арт-галерея «Борей», Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Венера. 1970 г. Холст, масло. 35,5 х 86. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd.,
Лондон, 2016 г. Эстимейт GBP 4.000 – 6.000 фунтов.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Павел Первый. 1970 г. Холст, масло. K-Gallery, Санкт-Петербург.
В работе 1970 года Павел Первый – Маленький принц Экзюпери, трогательная кукольная фигурка с отсутствующим лицом. Кстати, у Арефьева постоянно присутствуют в работах люди без лица, отсылающие и к Малевичу, и к Джорджу де Кирико. Детская фигурка Павла кажется большой разноцветной куклой на зловеще чёрном фоне, в котором проступают серые злодейские рожи его убийц. Здесь, пожалуй, в единственной большой картине Арефьева, своего рода автопортрете, есть выход к самым центральным сюжетам его творчества. Он сам никогда не чувствовал себя жертвой, но почему-то именно в этой работе пронзительные яркие краски звучат кричащим одиночеством среди обступившей их инфернальной черноты.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1970-е гг. Картон, масло. 29,9 х 48 см. Художественный музей
Зиммерли Ратгерского университета, Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси. Коллекция нонконформистского
искусства Нортона и Нэнси Додж из Советского Союза.
А.Д. Арефьев (1931-1978). На остановке. 1970-е гг. Бумага, смешанная техника. 24 х 31 см.
Галерея «МатиссКлуб», Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). В трамвае. 1970-е гг. Бумага, смешанная техника. K-Gallery, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ночь в городе. 1971 г. Картон, смешанная техника. K-Gallery, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Суздаль для туристов. 1970-е гг. Холст, масло.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Дорога в аэропорт. 1971 г. Бумага, смешанная техника, темпера, графит.
14,5 x 20,3 см. Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2011 г. Эстимейт $1.500 – 2.000 дол.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Утро после вытрезвителя. 1972 г. Бумага, акварель, темпера, белила.
Новый музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Допрос. 1972 г. Бумага, акварель. Новый музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). На пляже. 1972 г. Бумага, темпера. Новый музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). На пляже. 1972 г. Бумага, темпера. Новый музей, Санкт-Петербург.
На снимке: Рихард Васми, Александр Арефьев, Александр Исачев, Валентин Громов. Ленинград, 1974-1975 гг.
Фото Геннадия Приходько.
Знакомство Арефьева с работами П.Н. Филонова на рубеже 1970-х гг. привело к изменению изобразительного языка и появлению органической пластики («Утро после вытрезвителя», бумага, акварель, темперные белила, 1972; «Фигуры», бумага, акварель, карандаш, 1974; оба – частные собрания). Как у большинства «неофициальных» авторов, его произведения имеют небольшие размеры – одно измерение обычно не превышает 50 см. При этом искусство Арефьева отличается размахом и разнообразием пластических и технических экспериментов. Он пробовал работать темперой или самостоятельно изготовлял краски, растирая с маслом цветные карандашные грифели.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Городской пейзаж. 1971 г.
Холст, масло. 52,5 х 30,5 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1973 г. Холст, масло. 36,5 х 66 см. Художественный музей
Зиммерли Ратгерского университета, Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси. Коллекция
нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж из Советского Союза.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Купающаяся семья. 1973 г. Холст, масло. 30,5 х 30 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2017 г. Эстимейт GBP 2.000-3.000 фунтов.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Мальчики у забора. 1973 г. Холст, масло, 68 x 62 см.
Онлайн-музей https://artocratia.ru
А.Д. Арефьев (1931-1978). Трамвайная остановка в Петергофе. 1973 г.
Бумага, гуашь, цветные карандаши. 43 х 30,5 см. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd.,
Лондон, 2014 г. Эстимейт GBP 1.200 – 1.800 фунтов.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Осень. 1973 г. Бумага, гуашь.
Новый Музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Город после дождя. 1974 г.
Бумага, смешанная техника. Новый Музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1973 г. Бумага, смешанная техника.
43,5 х 30,5 см. Музей современного искусства «Гараж», Москва.
Фонд Андрея Хлобыстина.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1973 г. Бумага, акварель, карандаш.
Творчество художников Арефьевского круга совпало с послевоенной волной, приведшей к триумфу интернационального модернизма в середине 1950-х. Этот второй авангард, стремительно становился коммерчески успешным продуктом. В этом смысле арефьевцы оказались последовательными модернистами, их изначально непризнанное новаторское искусство - не факт моды, но личная драма и крест. Экспрессионизм Арефьева, в его предельном, «экстремальном» проявлении, был выстрадан повседневной жизнью, ее дремучим, бедным, полным лишений бытом, в единстве с людьми, пережившими страшную войну. После войны - нищета, голод, расцвет уголовщины, тут же инвалиды, люди, покалеченные физически и духовно, огрубелые, потерявшиеся, спивающиеся. Искусствовед авангарда Екатерина Андреева справедливо сопоставляет Арефьева с Фрэнсисом Бэконом.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж (Коломна). Картон, масло. 12 х 62 см. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Мужской портрет. 1960-е гг. Бумага, гуашь, карандаш. 17,2 х 14 см.
Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Мужской портрет. Бумага, карандаш, акварель.
Новый Музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Мужской портрет. Бумага, карандаш,
акварель, белила. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1955 г. Бумага, акварель, гуашь, графит. 19,8 x 23,8 см.
Художественный музей Зиммерли Ратгерского университета, Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси.
Коллекция нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж из Советского Союза.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Женщины с зонтиками. 1955 г. Бумага, гуашь, 20 х 29 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2006 г. Эстимейт GBP 1.000-1.500 фунтов.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Мост. Бумага, гуашь, карандаш. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2011 г.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Прогулка в парке. Рисунок. Бумага, карандаш.
А.Д. Арефьев (1931-1978). В раздевалке. Бумага, карандаш.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Стена. Бумага, гуашь, карандаш.
Новый Музей, Санкт-Петербург.
На выставки в ДК им. И. Газа. 1974 г. Фото из открытого источника.
Одним из первых Арефьев подписал обращение художников Ю.А. Жарких и А.Н. Басина к властям с требованием разрешить публичный показ работ. Участник квартирных выставок в Ленинграде и Москве, где общался с О.Я. Рабиным и А.Д. Глезером, продавал работы иностранным журналистам и дипломатам (явление, получившее название «дипарт»). Активно участвовал вподготовке выставок во Дворце культуры и техники имени И.И. Газа в 1974 г. и во Дворце культуры «Невский» в 1975 г., показывал свои работы на первой из них. В 1975 г. стал членом Товарищества экспериментальных выставок – объединения художников-нонконформистов. В 1976 г. исключён из горкома графиков и написал открытое письмо в ЦК КПСС о невозможности профессионально работать, предлагая изгнать себя из страны. В расчёте на эмиграцию принимал участие в выставках еврейских художников в группе «Алеф».
Художники группы «Алеф». Арефьев внизу слева.
Владимир Некрасов (род.1958). Проверка документов у художника Арефьева. 1975 г.
Бумага, смешанная техника. 31,5 х 43 см. Музей современного искусства «Гараж», Москва.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Дон Кихот и Санчо Панса. 1975 г. Холст, масло. 75,5 х 80 см.
Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ставка. 1975 г. Холст, масло. 100,5 х 80 см. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Акробаты. 1976 г. Холст, масло, 80 х 59,5 см.
Музей современного искусства «Гараж», Москва.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Люксембургский сад. 1975 г. Холст, масло. Новый Музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Лодки. Фейерверк. 1976 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Аукцион MacDougall's Auctions, Лондон, 2016 г.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Комната из серии «Бреды». Холст, масло.
Новый Музей, Санкт-Петербург.
Александр Арефьев. 1970 г. Фото Бориса Смелова.
В конце 1977 года Александр Арефьев и его жена Жанна Яценко уехали в эмиграцию – по израильской визе, сначала в Вену, затем художник отправился в Париж, где рассчитывал на помощь Михаила Шемякина, но не получил её. Арефьеву удалось вывезти за границу часть своих работ, на средства от продажи которых он и жил. За границей Арефьев не занимался живописью и меньше, чем через полгода 5 мая 1978 года умер в Париже от цирроза печени. Похоронен в колумбарии на кладбище Пер-Лашез.
Кладбище Пер-Лашез в Париже, где в колумбарии хранилась урна с прахом Адександра Арефьева.
Фото Леонтия Филиппова.
В 1990 году прах Арефьева был перенесён и подхоронен в могилу Роальда Мандельштама на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге. В сентябре 1998 года в эту же могилу был подхоронен и прах художника Рихарда Васми. В мае 2012 года на «братской могиле» трех художников был установлен общий памятник.
Могила Роальда Мандельштама, Александра Арефьева и Рихарда Васми
на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге.
В фигуре Арефьева ярко воплотился известный тип «проклятого поэта». «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва». Сказавший эти слова, сделал это собственной пулей. Талант лидера «Ордена нищенствующих живописцев» остался не реализован
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2012 г.
– Стр. 6, 15, 29, 248-249, 255-258, 417 и др.