Александр Дмитриевич Арефьев (1931-1978). Фото Владимира Сычёва.
Александр Дмитриевич Арефьев (1931-1978) - советский живописец, график и скульптор, представитель неофициального советского искусства 1950-1960-х годов. Учился в Средней художественной школе при Академии художеств в Ленинграде. Лидер объединения нонконформистов «Арефьевский круг», известного также как «Орден Нищенствующих Живописцев» (ОНЖ) и ставшего одним из ключевых художественных явлений ленинградской подпольной культуры. Член Ленинградского горкома художников и «Товарищества экспериментальных выставок»; участник культовой выставки в ДК. им. Газа (Ленинград, 1974). Один из ключевых мотивов - городские виды и пейзажи, бытовые сюжеты, отображенные без идеализации и в экспрессионистской манере, с предельным вниманием к неприглядным сторонам повседневности нашей жизни. В 1977 году Арефьев с женой Жанной Яценко эмигрировал сначала в Австрию, затем во Францию. Умер 5 мая 1978 года в Париже от цирроза печени.
Александр Арефьев в молодости.
Александр Дмитриевич Арефьев родился 3 августа 1931 года в Ленинграде в рабочей семье, которая характеризовалась в рассказах как «культурная» и принадлежащая к «сознательным» и профессиональным слоям городского фабричного пролетариата. В конце 1930-х гг. Арефьев посещал изостудию при ленинградском Дворце пионеров имени А.А. Жданова, где одновременно учились его будущие соратники по «Ордену Нищенствующих Живописцев» или «Ордену -Непродающихся Живописцев» (ОНЖ) В.В. Громов (1930-2022) и Ш.А. Шварц (1929-1995). Его первыми педагогами стали пейзажист импрессионистского склада С.Д. Левин (1907-1990), преподавал в 1936-1939 гг., и М.А. Горохова (1903-1991), жена участника УНОВИСа Льва А. Юдина.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Натюрморт. 1947 г. Бумага, акварель. 44 х 46,7 см.
Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). В переулке. Конец 1940-х - нач.1950-х гг.
Картон, масло. 33,5 х 26,5 см. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Желтый дом. Конец 1940-х - нач.1950-х гг. Картон, масло. 33,5 х 26,5 см.
Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж с мостом. 1940-е гг. Акварельная бумага, акварель, графитный карандаш.
25,5 х 36,9 см. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Читающая книгу. 1946 г. Бумага, акварель. 26 x 21 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. Из серии «Блокада». 1947 г. Бумага, гуашь,
акварель, карандаш. 25,3 х 20,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, 2010 г. Нью-Йорк.
Лот продан за $1.680 дол.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Балетный класс. 1948 г. Холст, масло.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Две фигуры. 1948 г. Музей Ленинградского авангарда.
А.Д. Арефьев (1931-1978). У пивного ларька. Рисунок. 1947-1949 гг. Бумага, тушь, перо.
Здание Академии художеств на Университетской набережной в Санкт-Петербурге, в котором до 1971 года
размещалась Ленинградская средняя художественная школа.
С началом Великой Отечественной войны Арефьев уехал с матерью из Ленинграда до наступления блокады города и провёл 1941–1944 гг. у родственников в деревне в Новгородской области. В 1944 г. вернулся в Ленинград и поступил в среднюю художественную школу (СХШ) при Академии художеств. В первом послевоенном наборе собрались ученики разных возрастов, среди его одноклассников – Александр Траугот, Михаил Войцеховский, Илья Глазунов, Леонид Миронов, Шолом Шварц, Кирилл Лильбок, Владимир Шагин, Родион Гудзенко, Валентин Громов, В.Д. Кекелидзе и М.Е. Петров.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Белые ночи. 1949 г. Картон, масло. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Городской пейзаж. Конец 1940-х гг. Картон, масло. 18 х 27,6 см.
K-Gallery, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Улица. Новый музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж. 1948 г. Картон, масло. 21 х 40 см. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ночь в Ленинграде. 1949 г. Бумага, графитный карандаш. 17,5 x 11,5 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2018 г.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж с собором. 1949 г. Бумага, тушь. 25,5 х 24 см.
Borey Art Center, Санкт-Петербург. Из коллекции Вадима Егорова.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж. 1949 г. Холст, масло. 38 х 25 см.
K-Gallery, Санкт-Петербург.
.Д. Арефьев (1931-1978). Из кино. 1948 г. Бумага, тушь, акварель. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1949 г. Бумага, гуашь. 30 x 25 см.
Онлайн-музей https://artocratia.ru
А.Д. Арефьев (1931-1978). Мужик. 1947 г. Бумага, тушь. 18,5 х 14 см.
Borey Art Center, Санкт-Петербург. Из коллекции Вадима Егорова.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Драма. Человек с ножом. 1949 г. Бумага, акварель.
21 х 16,5 см. Коллекция интернет-галереи LeningradArt.com
А.Д. Арефьев (1931-1978). Допрос (1-2). 1940-1950-е гг. Бумага, карандаш. 35 х 29 см. Коллекция интернет-галереи LeningradArt.com
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия (С молотом). 1959 г. Бумага, смешанная техника.
20 х 22,5 см. Borey Art Center, Санкт-Петербург. Из коллекции Вадима Егорова.
Александр Арефьев. Ленинград, 1970-е гг. Фото Геннадия Приходько.
Тесная дружба завязалась у Арефьева с Трауготом и всей семьёй художников во главе с Г.Н. Трауготом, который до 1949 г. преподавал в СХШ. Арефьев познакомился с работами жены Г.Н. Траугота В.П. Яновой, её брата К.П. Янова и умершей в блокаду жены Янова Н.П. Пономарёвой, чьё искусство оказало на него сильное влияние. Эти художники культивировали чистую живописность в противоположность академизму и позднему передвижничеству, взятым за образец в СССР в 1940-х - 1950-х гг.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Банная серия. 1949-1950. Музей нонконформистского искусства. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Каталог выставки. Санкт-Петербург, 27 октября – 10 ноября 2001 г. 1-я страница обложки: Стоящая с поднятыми руками. Кат. №57.
Если посмотреть на пластику арефьевских тел в целом, во все годы его художественной практики с 1940-х по 1970-е, то легко заметить её натурный исток. Знаменитая «Банная серия», созданная в конце 1940-х, полностью основана на конкретных натурных впечатлениях. Арефьев искал «живую натуру» и нашел ее в окнах женской бани. «Увидеть натуру и затрястись» – как раз в такой момент подглядывания за «ускользающим объектом» под юным художником раскатился штабель дров высотой в 2 этажа.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Банная серия. 1949-1950 гг. 1. На синем полу. Кат. №5. 2. Сидящая на полотенце.
Кат. №4. Каталог выставки, Санкт-Петербург, 2001 г.
Арефьев не усвоил западноевропейскую экспрессивную традицию, которая и без советских запретов на все «измы» не была популярна в русском искусстве. Женщины, которые изображаются в этой серии, представлены с тёплым, внимательным интересом. Это не интерес эротического свойства. Художник заворожен зрелищем жизни, непосредственной, самоочевидной - полнокровной. Такая фраза, которая могла бы показаться выхолощенным «общим местом», если бы речь шла о любом другом художнике, кажется более чем уместной для автора, детство которого прошло во время Блокады.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Банная серия. 1949-1950 гг. 3. В раздевалке. Три фигуры. Кат. №40. 4. Женщина
с девочкой в раздевалке. Кат. №42. Каталог выставки, Санкт-Петербург, 2001 г.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Банная серия. 1949-1950 гг. 5. Синие панталоны. Кат. №52. 6. В раздевалке.
Две обнаженные. Кат. №55. Каталог выставки, Санкт-Петербург, 2001 г.
А.Д. Арефьев (1931-1978). 7. Банная серия. 1949 г. Женский торс. Коллекция В. Громова. 8. Стоящая у кровати. Каталог выставки, Санкт-Петербург, 2001 г.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Банная серия. 1949-1950 гг. 9. Наклонившаяся. Кат. №60. 10. Сидящая перед тазом. Бумага, карандаш, белила. 18,5х14,5 см. Коллекция leningradart.com. Каталог выставки, Санкт-Петербург, 2001 г.
В последней «Обнаженной» Арефьева посыл от купальщиц Эдгара Дега с медным тазом.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Банная серия. 1949-1950 гг. 11. Женский торс на голубом фоне. Бум, кар, белила. 18.5 х 14.5 см. Коллекция leningradart.com. 12. В раздевалке у шкафчиков. Кат. №36. Каталог выставки, Санкт-Петербург, 2001 г.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Банная серия. 1949-1950 гг. 13. Женщина, моющая девочку. 14. Две фигуры с тазом.
Кат. №49. Каталог выставки, Санкт-Петербург, 2001 г.
Эмблема Ордена Нищенствующих Живописцев (ОНЖ)
В 1948 году Арефьев подружился с поэтом Роальдом Чарльсовичем Мандельштамом (1932-1961), вместе с которым сложилась группа, получившая название «Общество Нищенствующих Живописцев» (ОНЖ), чьим бесспорным лидером стал Арефьев; однако принятое в современной искусствоведческой литературе её название «Арефьевский круг» никогда не употреблялось самими художниками. В 1951 году через Трауготов он познакомился с В.В. Стерлиговым, который посвятил Арефьеву эссе «Мальчики с фонарями» (1952).
А.Д. Арефьев (1931-1978). Автопортрет. 1950-е гг. Бумага, цветные карандаши.
19,5 х 13,7 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Отчаяние. 1950 г. Бумага, гуашь. 31,6 х 43,9 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Продавщица. 1950 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Бытовая сцена. 1950 г. Бумага, смешанная техника. 18,7 х 22,2 см.
Галерея «Матисс Клуб», Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия (Семейные сцены). 1950-е гг.
Бумага, карандаш, акварель. Новый музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия (Фигуры в дверях). 1950 г. Бумага, темпера, графит
и смешанные материалы. 30 x 20,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2011 г.
Эстимейт $1.500-2.000 дол.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия (Фигуры в дверях). 1950 г. Бумага, темпера, графит
и смешанные материалы. 30 x 20,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2011 г.
Эстимейт $1.500-2.000 дол.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Не пущу! 1950 г. Бумага, темпера, графитный карандаш,
бронзовая краска, акварель. 40,5x25,5 (лист); 39x23,5 см. (р.и.).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пары на улице. 1950 г. Бумага, акварель, графит,
тушь. 29 х 20 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2010 г.
Лот продан за $600 дол.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Девушка и матрос. 1950 г. Бумага, акварель, гуашь. 20 х 29 см.
Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж. 1950 г. Бумага, тушь, перо. 19 х 30 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин, Санкт-Петербург.
Художники «Арефьевского круга»: Валентин Громов, Владимир Шагин, Шолом Шварц, Рихард Васми.
Из фонда Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
В короткий период между снятием блокады и репрессиями по «Ленинградскому делу» Арефьев сформировался как художник. Его творческими ориентирами являлись французский импрессионизм и постимпрессионизм, работы парижской школы, которые он знал по репродукциям собрания Музея нового западного искусства в Москве и журналам. В 1949 г., незадолго до окончания СХШ перед защитой диплома Арефьев был отчислен «за формализм». в 1950-м и 1951-м из школы исключены Громов и Шагин. Васми с его буржуазным происхождением предпочел сам уйти из института. А в Москве непосредственно в 1948-м был ликвидирован Музей нового западного искусства: то единственное место, где в 1930-1940-е в России еще можно было увидеть импрессионизм и постимпрессионизма.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Белая ночь. 1951 г. Холст, масло. 44 х 57 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Мусорный бачок. 1950-е гг. Бумага, гуашь.
Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Интерьер. 1950-е гг. Холст, масло. Музей нонконформистского искусства,
Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Объятия. Новый музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Обнимающиеся. 1950-е гг. Бумага, акварель,
графитный карандаш, гуашь. 42,3 х 29,4 см. Музей «Царскосельская коллекция»,
г. Пушкин.
Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1950-е гг. Бумага, акварель, карандаш.
Собрание О. Фронтинского.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Прохожие. 1950-е гг. Бумага, карандаш, темпера.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). После собрания. 1951 г. Бумага, карандаш, акварель.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Прогулка. 1950-е гг. Бумага, карандаш, акварель, темпера.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Портрет. 1950-е гг. Бумага, тушь. 21,4 х 14 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Фигура (1).1950-е гг. Скульптура.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Фигура (2).1950-е гг. Скульптура.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Обнаженная. Скульптура. Н=28 см. Частное собрание.
Александр Арефьев на снимке Владимира Сычёва
После исключения их СХШ в 1949–1954 гг. Арефьев учился в вечерней школе, затем в 1954–1956 гг. – в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте (ныне 2-й Медицинский институт), куда поступил из-за увлечения латынью и интереса к анатомии. В эти годы начал употреблять наркотики (морфин и кодеин) в первую очередь как стимулирующее средство. В 1956 г. осуждён за подделку и реализацию медицинских рецептов на наркотики, и 3 года отбывал срок в лагере до 1959 г. В 1960 г. прошёл курс лечения от наркомании в неврологическом отделении Военно-медицинской академии. К этому же времени относится знакомство с Михаилом Шемякиным. В 1961 г., после смерти Роальда Мандельштама и его похорон на Красненьком кладбище, Арефьев вместе с Владимиром Шагиным несколько месяцев сознательно вели бродячий образ жизни, ночуя в кладбищенских склепах.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж (Улица). 1952 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 31 х 41,1 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). 1. Без названия. 1953 г. Бумага, гуашь. 28,8x20,3 см. Частное собрание. 2. Фигура. 1951 г. Бумага, акварель. 28 x 18 см. Галерея АртПанорама, Москва.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Артобстрел (3). 1953 г. Бумага, гуашь, акварель.
Собрание Николая и Раисы Благодатовых.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Три женщины. 1953 г. Бумага, гуашь, акварель. 20 х 25 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Лестница. 1953 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, белила. 25,7 х 36,4 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). В фойе. 1953 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Беседа (Conversation). 1953 г. Бумага, гуашь, карандаш. 31 х 43 см.
Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Сцена в кафе. 1953 г. Бумага, акварель, смешанная техника. 30 х 40 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1953 г. Бумага, карандаш, акварель. 20 х 26 см.
Музей современного искусства ART4, Москва.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Двое. 1952 г. Бумага, акварель, карандаш.
80 х 50 см. Галерея VLADEY, Москва.
Александр Арефьев с друзьями. Фото с выставки «Я знаю места». Санкт-Петербург, Дворец культуры
имени И.И. Газа. 25.01.2024 - 17.03.2024 г.
В основе творческого метода Александра Арефьева лежало непосредственное наблюдение натуры: в его искусстве отразились картины жизни послевоенного Ленинграда, в том числе эпизод публичной казни немецких военнопленных – военных преступников и их пособников, состоявшейся там 5 января 1946 г.* («Без названия», бумага, гуашь, акварель, 1953, Музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси, и другие работы с тем же сюжетом), ряд его произведений посвящён осмыслению массовых репрессий конца 1920-х – начала 1950-х гг. («Расстрел», картон, темпера, 1955, частное собрание) и Ленинградской блокады («Артобстрел», бумага, гуашь, акварель; «Сдаются», бумага, гуашь; оба – 1953, частные собрания).
*На сайте Музея Зиммерли картина казни немцев в каталоге есть, а изображения нет. Вот есть только наша фотография казни немцев в Ленинграде у к/т "Гигант", пл. Калинина, 5 января 1946 г., которую 14-летний Саша Арефьев видел своими глазами.
Фото казни немцев в Ленинграде у к/т "Гигант", пл. Калинина, 5 января 1946 г.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Сдаются. 1953 г. Бумага, гуашь. Новый музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Повешенные. 1953 г. Бумага, гуашь.
Собрание Михаила Шемякина, США.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Женщина в красном шарфе. 1953 г. Бумага, темперная акварель, графит.
28,5 x 20,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2011 г. Эстимейт $1.500-2.000 дол.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Что молчите? 1953 г. Бумага, гуашь. 30 x 41 см. Онлайн-музей https://artocratia.ru
А.Д. Арефьев (1931-1978). Сплетницы. 1953 г. Новый музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Двое. Сцена. 1953 г. Бумага желтая, графитный карандаш, темпера. 29,6 x 41,2.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Женщины с ребенком по дороге на дачу. 1953 г. Бумага, гуашь, карандаш. 31 х 43,5 см.
Аукцион MacDougall's, Лондон, 2014 г. Эстимейт GBP 1.200-1.800 фунтов.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пара на траве (Пляж). Начало 1950-х гг. Бумага, графитный карандаш, гуашь.
20,5 х 28,5 см. Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2021 г.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Разговор на пляже (1). 1953 г. Бумага, гуашь, карандаш.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Разговор на пляже (2). 1953 г. Новый музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Красный торс. Банная серия. 1953 г.
Бумага, темпера. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пара на лестнице. 1953 г. Бумага, цветные карандаши.
21 х 14 см. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ножки. 1953 г. Бумага, карандаш цветной. 15,5 х 10,5 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Анатолий Зверев, Александр Арефьев и Никита. Фото Владимира Сычёва.
Все работы Арефьева связаны с осмыслением опыта советской жизни и противостояния несвободе. Эта бунтарская интонация проявилась не только в бытовом, но и в творческом поведении художника, где она была получена как наследство от мастеров предыдущих поколений. Композиционное и цветовое решение работ отличают напряжённость и драматизм, художником выбираются соответствующие сюжеты. Как правило, это эпизоды, в которых максимально выражается суть происходящего. Такая принципиальная фрагментарность может быть связана с послевоенным увлечением Арефьева и его круга демонстрировавшимися тогда в СССР «трофейными» кинофильмами. Метафизическая разреженность пространства в пейзажах Арефьева 1950-х гг. («Затмение», 1954–1955; «Улица», 1954; «Мост», 1955, все – частные собрания) связана одновременно и с обликом Ленинграда, где следы военных разрушений соседствовали со строящимися новыми домами и районами, и с изображением враждебной герою городской среды в европейском кинематографе.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Распятие. Фрагмент. 1954 г. Бумага, гуашь.
Собрание Николая и Раисы Благодатовых.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Распятие. 1954 г. Бумага, гуашь. Собрание Николая и Раисы Благодатовых.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Зимой на канале. 1954 г. Бумага, смешанная техника. Собрание Валентина Громова,
Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ночной пейзаж. 1954 г. Картон, графитный карандаш, темпера. 21 х 28,5 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Город. 1954 г. Холст, масло. Собрание И. Кушнира, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). На берегу. 1954 г. Бумага, карандаш, гуашь, акварель, 28,5 х 39,1 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). До чего же хорошо кругом! 1954 г. Бумага, темпера. 52 х 41 см.
Галерея «Матисс Клуб», Санкт-Петербург.
Была такая одноименная пионерская песня «До чего же хорошо кругом!» Музыка Исаака Дунаевского.
Слова Лидии Некрасовой.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Любовь. 1954 г. Холст, темпера, бронза. Собрание В. и И. Шевеленко.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Женщина и хулиган. 1954 г. Бумага, карандаш, гуашь. 20 х 27 см.
Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Ссора, разговор, мост и туфли (Quarrel, conversation, bridge and shoes).
1954 г. Бумага, гуашь, карандаш. 21,5 х 30,5 см. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Фойе. 1954 г. Бумага, гуашь. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Трое. 1954 г. Бумага, гуашь, карандаш. 28 х 20,5 см.
Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Двое (У кирпичной стены). 1954 г.
Холст, темпера. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Сцена в аптеке. 1955 г. Бумага, темпера,
графитный карандаш. 18 х 11,5 см. Музей «Царскосельская коллекция»,
г. Пушкин.
Участники выставки в ДК им. Газа, Санкт-Петербург. 22-25 декабря 1974 г.
Романтично-юношеское сообщество учеников СХШ, которых в разное время из школы выгоняли «за формализм»: явно, а больше неявно «Орден», конечно, связан с «ленинградской школой» 1920–1930-х; но замечательна тут именно самодеятельность. Притом в те годы, когда определение «ленинградский», «ленинградское» вызывало желание немедленно продолжить: «дело». А этих задерживали на улице уже за внешний вид. Строго говоря, «Орден», пишет искусствовед Екатерина Андреева, существовал с 1948 по 1956 год - пока Александр Арефьев не сел (впервые); потом умер поэт Роальд Мандельштам, и дальше это был точно не более чем «круг», мушкетеры двадцать лет спустя.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Затмение. 1954-1955 гг. Бумага, гуашь. Новый Музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж (Затмение. Вариант). Новый музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Мост. 1955 г. Новый музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Мы еще встретимся (Хрущев с Булганиным). 1955 г.
\Бумага, смешанная техника. 40 х 25 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия (Женский портрет). 1955 г.
Музей современного искусства ART4, Москва.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Лежащие. 1955 г. Бумага, гуашь. 25,5 х 43,5 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Любовь (Объятия). 1955 г. Холст, масло. 46,8 × 47 см. Художественный музей
Зиммерли Ратгерского университета, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси. Коллекция нонконформистского
искусства Нортона и Нэнси Додж из Советского Союза.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1955 г. Бумага, графит, гуашь. 27,5 x 36 см. Художественный музей
Зиммерли Ратгерского университета, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси. Коллекция нонконформистского
искусства Нортона и Нэнси Додж из Советского Союза.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Без названия. 1955 г. Бумага, гуашь, металлические краски и графит. 22,3 х 34,9 см.
Художественный музей Зиммерли Ратгерского университета, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси. Коллекция
нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж из Советского Союза.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Раговаривающая пара. Коллекция Михаила Барышникова и АВА Галерея, Нью-Йорк.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Двое. Разговор в углу. 1955 г. Бумага желтая,
графитный карандаш, темпера. 43 x 30,6 см. Музей «Царскосельская коллекция»,
г. Пушкин.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Катание на лодках. 1955 г. Бумага, гуашь. 28 х 20 см.
Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2005 г. Эстимейт 1.000 – 2.000 фунтов.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Купальщицы. По картине Сезанна «Большие купальщицы». 1955 г.
Бумага, тушь. 21,2 х 23,8 (23,2 х 23,8 см. лист). Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Обнаженная. 1955 г. Картон, гуашь, уголь.
74 х 44 см. K-Gallery, Санкт-Петербург.
Дмитрий Плавинский и Александр Aрефьев. Фотография Владимира Сычёва.
Поэт Кузьминский уподоблял арефьевцев битникам — в общем, справедливо: битники не битники, но похожую роль они на себя взяли. И ее отыграли - без дураков; кто повесился, кто сошел с ума, кто умер на чужбине; единственно, надо добавить, внутреннее Би-би-си у первых стиляг было настроено скорее не на Штаты, а на Париж. Суммируя теперь живопись и биографию, отметим, были у арефьевцев и свои Модильяни и Марке – это Васми; и свои Утрилло и Вламинк - Шагин; и свой Сутин - Шварц, и Аполлинер - Мандельштам. Ну и сам Арефьев - Рембо и Верлен плюс Бодлер, деленные на Домье, Гойю и Павла Федотова, перемноженные на коэффициент чисто местного колорита, к которому относится даже смерть в эмиграции - немедленная, не прошло и года, от дешевого французского пойла. Осталось только упомянуть тельняшку - перенятую вместе с живописной поэтикой у арефьевцев митьками, которые - следующая «ленинградская школа»; и - конец.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Пейзаж. Канал. 1955 г. Бумага, графитный карандаш. 25 x 35,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Расстрел. 1955 г. Картон, темпера. Собрание Валентина Громова.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Мужской портрет. 1955 г. Бумага, карандаш, тушь.
14 x 11,6 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Последствия культа личности. 1955 г. Бумага, карандаш.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Последствия культа личности. Эскиз (1). 1955 г. Бумага, карандаш. 34 x 39,5 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2011 г. Эстимейт $600 - 800 дол. за пару.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Последствия культа личности. Эскиз (2). 1955 г. Бумага, карандаш. 34 x 39,5 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2011 г. Эстимейт $600 - 800 дол. за пару.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Хулиган, или Скандальная баба. 1955 г. Бумага, гуашь.
Собрание Николая и Раисы Благодатовых.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Танцевальный клуб. 1955 г. Бумага, гуашь. 30 х 38 см. Частное собрание.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Хулиган. 1955 г. Музей русского искусства, Миннеаполис, США.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Хулиган и баба. 1955 г. Бумага, темпера. Новый музей, Санкт-Петербург.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Хулиган и баба. 1955 г. Бумага, темпера.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Сцена на заднем дворе продуктового магазина. 1955 г.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 28,7 x 23,5 см. Русско-американский культур центр
(RACC), Нью-Йорк.
А.Д. Арефьев (1931-1978). Деревья. 1955-1959 гг. Бумага, гуашь. 27 х 33 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2008 г. Эстимейт 65.000 - 70.000 руб.
Родион Гудзенко (1933-1999). Портрет Александра Арефьева.
1949 г. Холст, масло. Частное собрание.
С Александра Арефьева и «Ордена Непродающихся Живописцев» начинается история современного искусства в России 2-й половины ХХ века, творчество этого мастера выступает связующим звеном между искусством отечественного модернизма 1920-х годов и деятельностью художников-нонконформистов в 1970-е годы.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2012 г.
– Стр. 6, 15, 29, 248-249, 255-258, 417 и др.