ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛИБЕРАЛЕ ДА ВЕРОНА / LIBERALE DA VERONA (1445-1529), ВЕРОНСКАЯ ШКОЛА18-09-2024 18:48к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Портрет Либерале да Вероны. Издание 1769-1775 года из серии
«Самые выдающиеся люди в живописи, скульптуре и архитектуре»
Либерале да Верона (1445-1529) - прославленный итальянский живописец раннего Возрождения, иллюстратор-миниатюрист богослужебных книг и дизайнер гравюр на дереве. Уроженец Вероны, Либерале рано переехал в Сиену, где зарекомендовал себя как художник высокого уровня, на которого особенно повлияли Андреа Мантенья и художник-миниатюрист Джироламо да Кремона. По возвращении в Верону, он получил признание как один из ведущих художников города, работая как по государственным, так и частным заказам. Он создал множество работ маслом, а также фресок, в том числе в часовне Бонавери в Сант-Анастасиа, которые свидетельствуют о выразительных качествах художника. Либерале да Верона также работал во Флоренции и Венеции в период большой художественной эволюции. Его меняющийся с годами стиль является симптомом постепенного перехода от позднеготической традиции к более выразительной, яркой и игривой лексике эпохи Возрождения.
Вид Вероны. Гравюра XVI века.
Либерале да Верона (Liberale da Verona) родился около 1445 года в Вероне, Венецианская Республика, настоящее имя которого Либерале де Якопо делла Бьява. Он был учеником художника Винченцо ди Стефано. Имя Либерале происходит от его родного города Верона, где он получил образование миниатюриста и начал свою карьеру в Монте-Оливето недалеко от Сиены в качестве художника-миниатюриста и иллюстратора богослужебных книг, на которого оказали сильное влияние Андреа Мантенья, Якопо Беллини и художник-миниатюрист Джироламо да Кремона, с которым он работал между 1467 и 1469 годами.
Либерале да Верона (1445-1529). Мадонна с Младенцем и ангелом. 1468-1470 гг.
Дерево, темпера. 62 х 42,6 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Либерале да Верона (1445-1529). Мадонна с Младенцем. Фрагмент. 1470 г.
Дерево (тополь), темпера. Музей Линденау, Альтенбург, Германия.
Либерале да Верона (1445-1529). Молочная Мадонна (Madonna lactans).
1465-1529 гг. Дерево, масло. 68,3 x 50,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2020 г.
Эстимейт GBP 15.000 - 20.000 фунтов.
Либерале да Верона (1445-1529). Мадонна с Младенцем и двумя ангелами.
Дерево, масло. Аукцион Sotheby’s, Милан, 2011 г. Эстимейт EUR 40.000-60.000 евро.
Либерале да Верона (1445-1529). Святое Семейство с Гавриилом и пророком.
Дерево, масло. 99 x 68,5 см. Художественный музей Принстонского университета,
штат Нью-Джерси.
Либерале да Верона (1445-1529). Мадонна со щеглом.
Вторая половина XV в. Дерево, масло.
Музей Кастельвеккьо, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Мадонна со щеглом. Вторая половина XV в. Дерево, масло.
Музей Кастельвеккьо, Верона.
ЛИБЕРАЛЕ ДА ВЕРОНА (1445-1529). ТРИУМФ ЦЕЛОМУДРИЯ. 1467-1468 гг.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф целомудрия. 1467-1468 гг. Дерево (тополь), темпера, золото.
41,2 x 124,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 06.12.2023 г. Цена продажи GBP 825.500 фунтов стерлингов.
Либерале да Верона также работал художником по панно и создал несколько фасадов свадебных сундуков (кассоне). Маттиа Винко считает, что молодой иллюстратор, возможно, работал по контракту либо с мастерской Сано ди Пьетро, либо с мастерской Франческо ди Джорджио (или с обеими), прежде чем в конечном итоге стал независимым художником в Сиене.
Это элегантное панно было написано в Сиене в конце 1460-х гг. в Вероне, чья юность прошла в этом городе. Сцена основана на Trionfo della Pudiccia («Триумф целомудрия») великого итальянского поэта Петрарки (1304–1374), которая сама по себе является частью его длинной поэмы Trionfi («Триумфы»), посвященной Любви, Целомудрию, Смерти, Славе, Времени и Вечности. Целомудрие, олицетворяемое Лаурой, восседает на триумфальной колеснице, запряженной двумя единорогами, символами чистоты, изображенными здесь с густыми львиными гривами, в процессии от Киферы к Храму Целомудрия в Риме.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф целомудрия. Фрагмент (1). 1467-1468 гг. Дерево (тополь),
темпера, золото. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 06.12.2023 г.
Эта картина служила передней панелью кассоне или свадебного сундука и являлась частью украшения тосканского, предположительно сиенского дома. Эта тема была особенно популярна для этой цели, поскольку любовь и целомудрие, таким образом, можно было рассматривать рядом как моральный пример для молодой невесты. На панно кассоне часто изображались подобные процессии, тем самым напоминая брачные процессии, в которых сами сундуки ехали вместе с невестой в дом ее мужа. Подвесной сундук, часто изготавливаемый парами, скорее всего, изображал битву любви и целомудрия. Что очень необычно для кассоне, окрашенная поверхность этой красочной и изящной панели исключительно хорошо сохранилась.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф целомудрия. Фрагмент (2). 1467-1468 гг. Дерево (тополь),
темпера, золото. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 06.12.2023 г.
О ее триумфе свидетельствует присутствие в качестве ее пленника Купидона, бога любви, связанного крыльями и крепко удерживаемого двумя аморинами. Позади ее колесницы танцуют ее сестры Добродетели и другие популярные целомудренные героини, каждая из которых несет пальмовые ветви, символизирующие победу, одна из которых идет впереди колесницы и держит высоко поднятое знамя с горностаем, символом чистоты. Пояс, который носил другой, был символом супружеской верности и традиционно дарился мужем своей жене в знак их бракосочетания.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф целомудрия. Фрагмент (3). 1467-1468 гг. Дерево (тополь),
темпера, золото. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 06.12.2023 г.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф целомудрия. Фрагмент (4). 1467-1468 гг. Дерево (тополь),
темпера, золото. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 06.12.2023 г.
Позади видна скалистая береговая линия с двумя городами, расположенными на вершинах холмов,
а чудесно стилизованные облака плывут по небу, словно цепляясь за деревья.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф целомудрия. Фрагмент (5). 1467-1468 гг. Дерево (тополь),
темпера, золото. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 06.12.2023 г.
Композиция «Триумфа целомудрия» Либерале очень похожа на другую панель того же сюжета, последний раз выставлявшуюся в Галерее Эриха в Нью-Йорке и проданную на их распродаже Американской Художественной Ассоциацией, 20 ноября 1931 года. Здесь, еще не связанный Амур сидит верхом на очень похожей колеснице, также запряженной двумя единорогами и сопровождаемой толпой добродетельных женщин. Однако девушку, несущую знамя, теперь сопровождает бородатая мужская фигура.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф любви. Ок. 1467 г. Бывшие галереи Эриха, Нью-Йорк.
Фото фонда Федерико Дзери.
Даже по старым фотографиям видно, что, вероятно, фигуры и, конечно же, колесница, пейзаж и единороги созданы одной рукой и что обе панели наверняка были созданы в одной мастерской. В течение многих лет, когда панно находилось в коллекции лорда Оверстоуна, считалось, что оно было из Флоренции, крупнейшего центра производства таких работ в пятнадцатом веке. Однако с 1904 года считалось, что эта мастерская принадлежала сиенскому художнику, архитектору и скульптору Франческо ди Джорджо Мартини (1439–1502), который, очевидно, изготовил множество таких сундуков, и что дизайн панели принадлежал ему. Эту атрибуцию затем в большей или меньшей степени подхватили ряд более поздних ученых.
Во время продажи в 2018 году предположили, что панель стилистически более совершенна и зрела, чем кассоне бывшего Эриха, который также может быть ранним Либерале примерно 1467 года.
Либерале да Верона (1445-1529). Вид замка Сант-Анджело. Фрагмент. Ок. 1469 г.
Кафедральный собор, библиотека Пикколомини, Сиена.
С 1467 по 1476 год Либерале иллюстрировал некоторые богослужебные книги Сиенского собора, ныне хранящиеся в библиотеке Пикколомини. Это одни из самых прекрасных и богато украшенных итальянских миниатюр своего времени. Их каллиграфический стиль и образность оказали глубокое влияние на Сиену, прежде всего на творчество некоторых сиенских художников, таких как Маттео ди Джованни и Франческо ди Джорджо. Ханс-Иоахим Эберхардт специально сравнивает панель «Триумф любви» с первыми иллюминированными хоровыми книгами Либерале для Дуомо в Сиене. Женские фигуры на этой панели, например, можно сравнить с крылатым ангелом в миниатюре Либерале «Видение замка Сант-Анджело» в последней, где должны быть изображены тот же тип лица и характерные облегающие формы драпировки.
Либерале да Верона (1445-1529). Христос во Славе. Миниатюра из хорового альбома.
1467 г. Кафедральный собор, библиотека Пикколомини, Сиена.
Либерале да Верона (1445-1529). Благовещение. Миниатюра из хорового альбома.
1467-1476 гг. Кафедральный собор, библиотека Пикколомини, Сиена.
Либерале да Верона (1445-1529). Украшенная буква, символизирующая
«Поклонение Волхвов». Миниатюра из хорового альбома. 1467-1476 гг.
Кафедральный собор, библиотека Пикколомини, Сиена.
Либерале да Верона (1445-1529). Заглавная буква «С» с подсветкой.
Миниатюра из хорового альбома. 1467-1476 гг. Принт. 60,4 x 47,2 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Либерале да Верона (1445-1529), Джиролама да Кремона (1451-1483). Украшенный инициал,
представляющий миниатюру «Свадьба в Кане Галилейской». Миниатюра из хорового альбома.
1467-1476 гг. Кафедральный собор, библиотека Пикколомини, Сиена.
Либерале да Верона (1445-1529). Исцелением Христом прокаженного.
Миниатюра из хорового альбома. 1467-1476 гг. Кафедральный собор,
библиотека Пикколомини, Сиена.
Либерале да Верона (1445-1529). Украшенный инициал, изображающий
«Искушение Христа». Миниатюра из хорового альбома. 1467-1476 гг.
Кафедральный собор, библиотека Пикколомини, Сиена.
Либерале да Верона (1445-1529). Украшенное письмо, представляющее притчу
о виноделах-убийцах (Притча о арендаторах). Миниатюра из хорового альбома.
1467-1476 гг. Кафедральный собор, библиотека Пикколомини, Сиена.
Либерале да Верона (1445-1529). Изгнание нечистого духа. Миниатюра из хорового альбома. 1467-1476 гг.
Кафедральный собор, библиотека Пикколомини, Сиена.
Либерале да Верона (1445-1529). Видение Исайи. Миниатюра из хорового альбома. 1467-1476 гг.
Кафедральный собор, библиотека Пикколомини, Сиена.
Либерале да Верона (1445-1529). Мария Магдалина у ног Иисуса.
Миниатюра из хорового альбома. 1467-1476 гг. Кафедральный собор,
библиотека Пикколомини, Сиена.
Либерале да Верона (1445-1529). Христос перед Пилатом. Миниатюра
из хорового альбома. 1467-1476 гг. Кафедральный собор,
библиотека Пикколомини, Сиена.
Либерале да Верона (1445-1529). Воскресение и явление Христа ученикам.
Миниатюра из хорового альбома. 84 х 58 см. 1472-1473 гг. Кафедральный собор,
библиотека Пикколомини, Сиена.
Либерале да Верона (1445-1529). Давид в молитве. Начальная буква «B» из гигантской псалтири
на пергаменте. 1490-е гг.
Либерале да Верона (1445-1529). Басни Эзопа. Книга. 1479 г.
Размер 21 x 15,8 x 2,2 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Либерале да Верона (1445-1529). Рисунок с изображением Эола,
хранителя ветров. Миниатюра из хорового альбома. 1467-1476 гг.
Кафедральный собор, библиотека Пикколомини, Сиена.
Либерале да Верона (1445-1529). 1. Оригинал книги. Opera [edited by Alexander Sartius]. [Brescia Bernardus de Misintis]. 1499 г. 212 р. Формат 31,2 x 21,3 см. 2. Современное издание The Miniatures of Liberale Da Verona. Aldo Martello Editore, 1960 г.
Либерале да Верона (1445-1529). Тобиас и Ангел. Кассонское панно (1). 1467-1469 гг. Дерево, темпера,
золото, серебро. 55 x 174,7 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 317.000 фунтов.
Сюжет о Товии и Ангеле, хотя и пользовался популярностью у флорентийских меценатов, был относительно необычен в Сиене. Тобиас и Ангел – традиционное название художественных изображений отрывка из Книги Товита, в котором Тобиас, сын Товита, путешествует с Архангелом Рафаэлем, не осознавая, что он ангел, а затем Рафаэль инструктирует его, что делать с гигантской рыбой, которую он поймает. Книга Товита принята католиками и восточно-православными христианами как часть библейского канона, но не иудаизмом или большинством христиан-протестантов, последние включают ее в апокрифы.
Либерале да Верона (1445-1529). Тобиас и ангел. Кассонское панно. Фрагмент (1). 1467-1469 гг.
Дерево, темпера, золото, серебро. Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г.
В панно Либерале «Тобиас и ангел», как было принято, повествование разворачивается слева направо: глаз Товита ослеплен пометом воробья; Товит со своим сыном Товием, который собирается отправиться с Архангелом Рафаэлем; Рафаэль поручает Товию поймать большую рыбу в Тигре и Рафаэль прибывает с Товием к воротам города Раджес, дома Ракель и будущей жены последнего, Сары. Рельефные фигуры по бокам изображают Геркулеса и, весьма вероятно, Флору.
Либерале да Верона (1445-1529). 1467-1469. Тобиас и ангел. Кассонское панно. Фрагмент (2). 1467-1469 гг.
Дерево, темпера, золото, серебро, Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г.
Либерале да Верона (1445-1529). 1467-1469. Тобиас и ангел. Кассонское панно. Фрагмент (3). 1467-1469 гг.
Дерево, темпера, золото, серебро, Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г.
Либерале да Верона (1445-1529). Святой Пётр исцеляет хромого. 1469-1470 гг. Дерево (тополь), масло.
31,2 х 56,4 см. Государственные музеи Берлина.
Либерале да Верона (1445-1529). Похищение Елены. 1470 г. Дерево (тополь), масло. 41 х 110 см. Лувр, Париж.
Сейчас картина экспонируется в музее Пти-Пале в Авиньоне, Прованс.
Елена Троянская была фигурой в греческой мифологии, считавшейся самой красивой женщиной в мире. Считалось, что она была дочерью Зевса иЛеды. Она была замужем за царем Менелаем из Спарты. Ее похищение Парисом Троянским было самой непосредственной причиной Троянской войны. Ее красота вдохновляла художников всех времен представлять ее, как олицетворение идеальной человеческой красоты. Изображения Елены начинают появляться в 7 веке до нашей эры. В классической Греции ее похищение Парисом - или побег с ним - было популярным мотивом. На средневековых иллюстрациях это событие часто изображалось как соблазнение, тогда как на картинах эпохи Возрождения оно обычно изображалось как «изнасилование» (т.е. похищение) Парисом.
Либерале да Верона (1445-1529). Похищение Елены. Фрагмент (1). 1470 г.
Дерево (тополь), масло. Лувр, Париж.
Либерале да Верона (1445-1529). Похищение Елены. Фрагмент (2). 1470 г. Дерево (тополь), масло.
Лувр, Париж.
Либерале да Верона (1445-1529). Похищение Елены. Фрагмент (3). 1470 г. Дерево (тополь), масло.
Лувр, Париж.
Либерале да Верона (1445-1529). Похищение Елены. Фрагмент (4). 1470 г.
Дерево (тополь), масло. Лувр, Париж.
Либерале да Верона (1445-1529). Симон Волхв предлагает Святому Петру деньги за силу дарования Святого Духа.
1470-1475 гг. Дерево, темпера. 30,5 х 56,2 см. Музей Фицуильяма Кембриджского университета, Англия.
Либерале да Верона (1445-1529), атрибуция. Рождество Христово. 1473 г.
Дерево, темпера, перенесенные на холст. 66 х 42,2 см.
Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен.
Либерале да Верона (1445-1529). Сцены из новеллы. Триптих. 1475 г. Реконструкция из каталога Бернарда и Мари Бернсон «Коллекция европейской живописи на вилле И Татти во Флоренции». Издательство Вилла И Татти, Флоренция, Милан, Officina Libraria, 2015 г.- 814 с., ил. Вилла И Татти - центр изучения итальянского Возрождения Гарвардского университета во Флоренции.
Предполагаемый триптих под названием «Сцены из новеллы» неизвестного автора. Первоначально триптих был установлен на передней панели кассона, которая впоследствии была разделена на три части, две из которых хранятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Средняя часть считается утраченной или ее местоположение неизвестно.
Либерале да Верона (1445-1529). Сцена из новеллы. Левая панель. 1475 г. Дерево, темпера. 33 х 41 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Эти сопутствующие панели взяты с передней части сундука (кассоне) и изображают два эпизода из неопознанного рассказа или новеллы. В одном из них юноша влюблен в девушку, которая появляется в окне и, кажется, жестом приглашает его присоединиться к ней внутри. На правой панели они участвуют в эротически заряженной игре в шахматы, в которой она вот-вот проиграет. Обе темы были распространенными в любовной литературе эпохи Возрождения. Обесцвеченные светлые вьющиеся волосы фигурок были на пике моды в Сиене XV века.
Либерале да Верона (1445-1529). Шахматисты. Правая панель. 1475 г. Дерево, темпера. 33,3 х 40,3 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Либерале да Верона (1445-1529). Мадонна с Младенцем. 1480-1485 гг.
Дерево, масло. 89 x 69,8 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2012 г.
Лот продан за GBP 169.250 фунтов.
Либерале да Верона (1445-1529). Мадонна с Младенцем и святыми. 1485 г.
Дерево, масло. Галерея Сабауда, Турин.
Либерале да Верона (1445-1529). Похищение Европы. 1475-1500 гг. Дерево, масло. 39 х 118 см.
Лувр, Париж.
Ученые считают, что этот этап карьеры Либерале в Сиене можно также увидеть, например, в других панно-кассоне, таких как «Похищение Европы» в Музее Лувр в Париже. Позы фигур, их характерные прически и драпировки отражают возможную связь Либерале с мастерской Франческо ди Джорджио. Возможно, даже панно было написано позже, после возвращения Либерале в его родную Верону. Тем не менее стилистические аналогии с миниатюрами Либерале, казалось бы, больше связывают это панно с его сиенской средой, в тот момент карьеры художника, когда он описывается, как «идеально расположенное в культурном климате Сиены».
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф целомудрия и Триумф любви. Свадебный сундук для приданого.
1480 г. Холст на дереве, смешанная техника. 56 х 191,5 х 6,5 см. Музей Кастельвеккьо, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф целомудрия. Свадебный сундук для приданого. Фрагмент (1).
1480 г. Холст на дереве, смешанная техника. Музей Кастельвеккьо, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф целомудрия. Свадебный сундук для приданого.
Фрагмент (2). 1480 г. Холст на дереве, смешанная техника. Музей Кастельвеккьо, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф целомудрия и Триумф любви. Свадебный сундук для приданого.
Центральная панель. 1480 г. Холст на дереве, смешанная техника. Музей Кастельвеккьо, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф любви. Свадебный сундук для приданого. Фрагмент (4). 1480 г.
Холст на дереве, смешанная техника. Музей Кастельвеккьо, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф любви. Свадебный сундук для приданого. Фрагмент (5). 1480 г.
Холст на дереве, смешанная техника. Музей Кастельвеккьо, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф любви. Свадебный сундук для приданого.
Фрагмент (6). 1480 г. Холст на дереве, смешанная техника. Музей Кастельвеккьо, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф славы. 1480-1485 гг. Дерево, масло. 40,5 х 53,5 см.
Ка-Реццонико - Музей искусства Венеции XVIII века.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф славы. Фрагмент. 1480-1485 гг. Дерево, масло.
Ка-Реццонико - Музей искусства Венеции XVIII века.
Либерале да Верона (1445-1529). Триумф смерти. 1480-1485 гг. Дерево, масло. 42,5 х 58 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2021 г. Эстимейт $150.000 - 250.000 фунтов.
Сюжет панно кисти Либерале основан на поэме «Триумф смерти» поэта Петрарки, посвященной Любви, Целомудрию, Смерти, Славе, Времени и Вечности. Первоначально это была передняя панель кассоне, или свадебного сундука, другая сторона которого «Триумф славы» сейчас находится в Музее искусства Венеции XVIII века. Третья сторона кассоне находится в Музее Кастельвеккьо в Вероне, на котором в искусно выполненном обрамлении изображен «Триумф целомудрия и Триумф любви».
Эти кассоны были датированы 1480-1485 годами. Интересно, что сцены составлены не в виде последовательности слева направо, а снаружи внутрь. Смелые композиции отражают изобретательность художника, несмотря на популярную тематику, которая часто использовалась для кассоне, поскольку Любовь и Целомудрие, таким образом, могут рассматриваться бок о бок как нравственный пример для молодой невесты, получающей свадебный сундук.
Либерале да Верона (1445-1529). Алтарь «Поклонение волхвов». 1485-1490 гг.
Дерево, масло. Капелла Калькасоли, собор Санта-Мария-Матрикол, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Алтарь «Поклонение волхвов». Центральный триптих.
1485-1490 гг. Дерево, масло. Капелла Калькасоли, собор Санта-Мария-Матрикол, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Алтарь «Поклонение волхвов».
Центральный триптих. Фрагмент. 1485-1490 гг. Дерево, масло.
Капелла Калькасоли, собор Санта-Мария-Матрикол, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Мадонна с Младенцем на троне и Святые Бенедикт
Нурсийский, Лаврентий, Бернар Клервоский и Христофор. 1489 г. Дерево, масло. 166 х 128 см.
Государственные музеи Берлина.
Либерале да Верона (1445-1529). Мадонна с Младенцем на троне и Святые Бенедикт Нурсийский, Лаврентий,
Бернар Клервоский и Христофор. Фрагмент. 1489 г. Дерево, масло. 166 х 128 см. Государственные музеи Берлина.
Либерале да Верона (1445-1529). Рождение Девы Марии, 1489-1490 гг. Дерево, масло. 26 х 61,5 см.
Епископский дворец, Верона. Фото фонда Федерико Дзери.
Либерале да Верона (1445-1529). Поклонение волхвов. 1489-1490 гг. Дерево, масло. 26 х 61,3 см.
Епископский дворец, Верона. Фото фонда Федерико Дзери.
Либерале да Верона (1445-1529). Христос у колонны. 1475-1500 гг.
Дерево (тополь), темпера, золото. 43 х 36 см. Музей Пти-Пале, Авиньон.
Либерале да Верона (1445-1529). Мертвый Христос, поддерживаемый
скорбящими ангелами. 1489 г. Дерево, масло. 116,5 х 76 см.
Музей Фицуильяма Кембриджского университета, Англия.
Либерале да Верона (1445-1529). Оплакивание Христа. 1490 г. Дерево, масло.
133 х 86,5 см. Баварское государственное собрание картин, Мюнхен.
Либерале да Верона (1445-1529). Святой Себастьян. 1500 г. Дерево, масло.
211 x 92 см. Берлинская картинная галерея. Картина погибла в мае 1945 года
во время Второй мировой войны.
Вид базилики Санта Анастасия с Башни Ламберти, Верона. Построена в 1290-1481 гг.
Высота колокольни 72 метра.
Алтарь Бевилаква-Лацизе с Иммаколатой работы Орацио Маринали, рельефами Пьетро да Порлецца и фресками Либерале да Вероны. Базилика (ЦЕРКОВЬ) Санта-Анастасия, Верона. Часовня Бонавери. Алтарь Бевилаква-Лацизе также известен как «алтарь Непорочного зачатия».
Вернувшись в Верону около 1488 года, Либерале создал множество работ маслом, а также фресок, в том числе в часовне Бонавери в Сант-Анастасиа, которые особенно свидетельствуют о выразительных качествах этого художника. Хотя такие фрески, как «Плач по умершему Христу», раскрывают Либерале как сильного и экспрессивного художника, его панно редко соответствовали качеству его иллюстраций. В своих более поздних работах он вырождается в вялый стиль, имевший некоторое местное влияние.
Либерале да Верона (1445-1529). Святая Магдалина, Святая Екатерина и Святая Тоскана.
1490 г. Базилика Сант-Анастасия, Верона. Часовня Бонавери или Алтарь непорочного зачатия.
По бокам часовни Санта-Анастасия в Вероне стены украшены фресками с картинами Либерале да Верона (около 1490 г.), заново открытыми и отреставрированными к концу 1960-х гг. На этих картинах, созданных в технике гризайль, изображены пять фигур святых. представлены (слева и сверху Апостол Петр, Петр Мученик , Лючия , справа Паоло и Доменико ) и два с неизвестным сюжетом, все помещены рядом с люнетом на разных регистрах, который содержит Пьету, увенчанную большой картиной «Хор Ангелов»
Либерале да Верона (1445-1529). Алтарь Сан-Винченцо Феррер, фрески (вверху в люнете)
и живопись в центре Пьетро Ротари и рельефы Пьетро да Порлецца. 1490-е гг.
Базилика Санта Анастасия, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Алтарь Сан-Винченцо Феррер. Фрески. 1490-е гг. Базилика Санта Анастасия, Верона. Капелла Святой Девы Марии.
В люнете капеллы расположена фреска «Снятие с креста» работы Либерале да Верона (XV век). Алтарь капеллы создан Орацио Маринали с рельефной композицией «Мадонна Ассунта-Иммакулата» (Вознесение Пречистой Девы, 1680-е гг.)
Либерале да Верона (1445-1529). Снятие с креста. Фреска. 1490-е гг. Базилика Санта Анастасия, Верона.
Капелла Святой Девы Марии.
Либерале да Верона (1445-1529). Мадонна с Младенцем перед зеленым занавесом
с раскрыт книгой. 1490 г. Дерево, масло. 76 x 49,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2015 г.
Эстимейт GBP 50.000 - 70.000 фунтов.
Эта картина отражает влияние на творчество Либерале в последние десятилетия XV века школ Феррары и Венеции, где он, согласно документам, жил и работал в 1487 году, прежде чем вернуться в Верону. Работа, вероятно, датируется примерно 1490 годом, что контрастирует с ранними изображениями Мадонны с Младенцем, выполненными художником во время его пребывания в Сиене в 1467-1476 годах, на которых используется золотая основа с чеканными и вырезанными ореолами. Мадонна с Младенцем здесь, по-видимому, тех же типов, что изображены на картине со Святой Анной в Национальном музее в Кракове, и повторяет эту композицию с вариациями на картине аналогичной даты, ранее находившейся в Музее Гренобля, на которой также изображен ангел и сама Пресвятая Дева читает раскрытую книгу.
Либерале да Верона (1445-1529). Мадонна с Младенцем и Святой Анной.
1490-1495 гг. Дерево, масло. 92 х 60 см. Национальный музей, Краков.
Либерале да Верона (1445-1529). Мадонна с Младенцем. 1490-1499 гг.
Дерево, масло. 63 х 41,5 см. Частное собрание, Венеция.
Либерале да Верона (1445-1529). Мадонна с младенцем и херувимами. 1490-1499 гг.
Дерево, масло. 74 х 55 см. Частное собрание, Венеция.
Либерале да Верона (1445-1529). Мадонна с Младенцем и двумя ангелами. 1490-1510 гг.
Дерево (тополь), масло. 61 х 45,1 см. Национальная галерея, Лондон.
Либерале да Верона (1445-1529). Святой Иоанн Евангелист на Патмосе. 1500 г.
Холст, масло. 73,5 x 62,2 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Либерале да Верона (1445-1529). Самоубийство Дидоны. Начало 1500-х гг. Дерево (тополь), масло.
42,5 х 123,2 см. Национальная галерея, Лондон.
Сюжет картины Либерале «Самоубийство Дидоны» взят из истории, рассказанной в поэме «Энеида» Вергилия. Размеры этого панно позволяют предположить, что оно было изготовлено из spalliere, картины, вставленной в обшивку комнаты панелями, а не из кассона (большого сундука), как считалось долгое время. В них часто показывались сюжеты из классической поэзии или истории, многие из которых иллюстрировали последствия хорошего и плохого поведения для мужей и жен. Дидону рассматривали как предупреждение против неконтролируемой женской сексуальности: в «Аду» Данте она была приговорена к аду за свою всепоглощающую страсть к Энею.
Либерале да Верона (1445-1529). Самоубийство Дидоны. Фрагмент (1). Начало 1500-х гг.
Дерево (тополь), масло. 42,5 х 123,2 см. Национальная галерея, Лондон. Фото фонда Федерико Дзери.
Брошенная своим возлюбленным, троянским героем Энеем, опустошенная Дидона, царица Карфагена, стоит на погребальном костре, сложенном из его доспехов и подарков ей. Слева, за стенами дворца, мы видим скалистую береговую линию и море, по которому уплыл Эней; справа два пехотинца с копьями наблюдают за группой охотящихся всадников. В центре, в тщательно раскрашенном комплексе зданий эпохи Возрождения, Дидона стоит на вершине высокой платформы, языки пламени уже лижут нижний уровень – она собирается вонзить нож себе в грудь. Ее подданные наблюдают за происходящим с аркад и балконов вокруг площади.
Либерале да Верона (1445-1529). Самоубийство Дидоны. Фрагмент (2). Начало 1500-х гг.
Дерево (тополь), масло. 42,5 х 123,2 см. Национальная галерея, Лондон.
Либерале да Верона (1445-1529). Рождество со Святыми Иосифом, Марией и Иоанном Крестителем.
1495 г. Дерево, масло. 139 х 156 см. Музей Кастельвеккьо, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Рождество со Святыми Иосифом, Марией и Иоанном Крестителем.
Фрагмент (1). 1495 г. Дерево, масло. Музей Кастельвеккьо, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Рождество со Святыми Иосифом, Марией и Иоанном Крестителем.
Фрагмент (2). 1495 г. Дерево, масло. Музей Кастельвеккьо, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529), scuola. Мадонна с Младенцем, Святой Анной
и младенцем Святым Иоанном. 1500-1510 гг. Холст, масло. 149,5 x 120 см.
Коллекция банка UniCredit Group, Милан.
Либерале да Верона (1445-1529). Святой Иероним и лев (Святой Иероним
извлекает шип из лапы льва). Начало 1500-х гг. Дерево, масло. 96 х 62 см.
Музей Феша, Аяччо, Корсика.
Святой Иероним и лев (Святой Иероним извлекает шип из лапы льва). Фрагмент.
Начало 1500-х гг. Дерево, масло. 96 х 62 см. Музей Феша, Аяччо, Корсика.
Либерале да Верона (1445-1529). Снятие Христа с креста. 1510-1525 гг.
Дерево, масло. 208 х 168 см. Музей Кастельвеккьо, Верона.
Тема Либерале «Снятие с креста» неоднократно рассматривалась в изобразительном искусстве Возрождения, тема, которая несколько раз рассматривалась Рембрандтом, Рубенсом и другими великими художниками. Это напрямую связано с Евангелием от Иоанна. Композиция Либерале позволяет центральным персонажам появляться на светлом фоне, а не вечером, как это на самом деле происходило. Поперечная ветвь креста, противостоит и подчеркивает контрастные движения главной оси.
Справа стоит богато одетый Иосиф Аримафейский. Он наблюдает за происходящим. Христа пытается снять Иоанн Богослов, он берет тело с болезненным взглядом. Лицо Пресвятой Девы Марии искажено от страданий. Тело Иисуса лишено какой-либо формальной красоты. Художник показывает движение, перенос веса и падение тела, как это могло произойти.
Либерале да Верона (1445-1529). Снятие Христа с креста. Фрагмент. 1510-1525 гг. Дерево, масло.
Музей Кастельвеккьо, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Святой Себастьян.
Дерево, масло. 198 x 95 см. Пинакотека Брера, Милан.
Либерале да Верона (1445-1529). Святой Себастьян. Фрагмент.
Дерево, масло. Пинакотека Брера, Милан.
Либерале да Верона (1445-1529). Святой Себастьян. 1525 г. Дерево, темпера.
26,5 х 49,5 см. Галерея изящных искусств Университета Вандербильта,
Нэшвилл, штат Теннесси.
Либерале да Верона (1445-1529). Святая Франциска Римская, находящую труп, терзаемый Сатаной. XVI в.
Дерево, темпера. 27 х 53,5 см. Королевский замок Вавель, Польша.
Либерале да Верона (1445-1529). Путто с гирляндами. Дерево, масло. 17 x 35,6 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2020 г. Эстимейт GBP 10.000 - 15.000 фунтов.
Либерале да Верона (1445-1529). Блаженный Филиппо Беници. Холст, масло.
126 х 43,2 см. Художественный музей Принстонского университета, штат Нью-Джерси.
Святой Филиппо Беници (1233-1285) - итальянский монах, генеральный приор ордена сервитов, известный тем, что фактически возродил орден. Папа Лев X признал культ Беници 24 января 1516 г., тем самым фактически причислив его к лику блаженных.
Либерале да Верона (1445-1529). Семья Минискальки с жертвоприношением Исаака между двух доноров.
1515-1529 гг. Дерево, масло. Центральная панель 212 x 139,5 см. Боковые панели 149 x 42 см. (каждая).
Музей Кастельвеккьо, Верона.
Семья Минискальки бергамского происхождения переселилась в Верону между концом XIV века и началом XV века, во время короткого периода господства Висконти в городе: родоначальником веронской ветви был купец Занин Мерешалх, который в 1409 г. получил гражданство. В течение нескольких десятилетий семье удалось увеличить свое состояние и добиться знатности. Из Библии по аналогии Авраам должен был принести в жертву Богу своего сына Исаака.
Либерале да Верона (1445-1529). Распятие. Часовня Сан-Фермо-Маджоре, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Рождество со святым Иеронимом. Дерево, масло.
Музей Кастельвеккьо, Верона.
По предположению ученого-уфолога из Вероны на картине Либерале «Рождество со святым Иеронимом» есть своего рода дискоидное облако, которое должно представлять Бога или, во всяком случае, переход из божественного измерения в земное, с духом, нисходящим к младенцу Иисусу.
Либерале да Верона (1445-1529). Рождество со святым Иеронимом. Фрагмент. Дерево, масло.
Музей Кастельвеккьо, Верона.
Либерале да Верона (1445-1529). Поклонение волхвов со Святым Петром.
Дерево, масло. Музей Кастельвеккьо, Верона.
На другой картине Либерале «Поклонение волхвов со Святым Петром» из того же музея Кастельвеккио в Вероне изображена взлетающий НЛО. Очевидно, что это могло быть просто совпадением (а точнее два) и что Либерале просто не знал, как изобразить что-то столь важное и чудесное, можем ли мы абсолютно исключить, что его вдохновило нечто аномальное, увиденное им в небе.
Либерале да Верона (1445-1529). Поклонение волхвов со Святым Петром. Фрагмент. Дерево, масло.
Музей Кастельвеккьо, Верона.
Портрет Либерале да Вероны из «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, издание 1568 года.
Либерале да Верона умер предположительно в 1527 или 1529 году в своем родном городе Вероне.
Среди его учеников были Джованни Франческо Карото, Франческо Торбидо и Паоло Морандо.
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Том III. Перевод А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского под редакцией А.Г. Габричевского. Москва, Издательство «Искусство», 1970 г. - Стр. 533-534, 582-586 и др., ил. №168-169. Обложка и суперобложка.