ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ЭПОХИ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЖОВАННИ БАТТИСТА НАЛЬДИНИ / GIOVANNI BATTISTA NALDINI (1537-1591). ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА,Ч.II11-09-2024 23:42к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Джованни Баттиста Бетти (1754-1785). Портрет Джованни Баттисты Нальдини.
Флоренция, 1770 г. Гравюра на меди. 16,8 х 12,5 см.
Джованни Баттиста Нальдини (1537-1591) - итальянский художник-маньерист позднего Возрождения был художественным наследником Якопо Понтормо, у которого он учился с 1549 по 1556 год. Сохраняя верность идеалам Андреа дель Сарто и Понтормо, Нальдини также работал в команде под руководством Джорджо Вазари. В результате он выработал индивидуальный стиль, обязанный дель Сарто небрежным обращением с красками и напоминающий Понтормо своими схематичными фигурами, очерченными четкими контурами и смоделированными неплотной штриховкой или размытыми пятнами. У Нальдини было множество покровителей во Флоренции и других частях Тосканы, но в основном он работал на Медичи, как один из художников под руководством Вазари, которому помогал в оформлении Палаццо Веккьо. Однако, Вазари в своих пятитомных «Жизнеописаниях» даже не посвятил Нальдини отдельную статью. Нальдини умер 18 февраля 1591 года во Флоренции от подагры в возрасте 54 лет и был похоронен в церкви Сан-Микеле Висдомини.
Валерио Спада (1613-1688). Панорама Флоренции. Гравюра 1650 г.
Между 1571 и 1573 годами, отвергнув просьбы Джорджо Вазари, который настойчиво приглашал его работать в Рим, Нальдини в самом начале 1570-х годов посвятил себя двум сложным алтарным образам в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, «Положению во гроб», датированному 1572 годом, и чуть более позднему «Рождеству Христову», законченному в 1573 году. Хороший результат, полученный от этих двух картин, сопровождавшиеся хвалебными словами, окончательно выдвинули художника как изысканного интерпретатора религиозных тем, что привело к значительному увеличению количества заказов, которые, начиная с середины 80-х постоянно расширялись.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Мадонна с Младенцем и Святыми Андреем
и Себастьяном. 1580 г. Церковь Sacro Cuore di Fontanella (Церковь Священного Сердца),
Эмполи, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Мадонна с Младенцем и Святыми Андреем
и Себастьяном. Фрагмент (1). 1580 г. Церковь Sacro Cuore di Fontanella
(Церковь Священного Сердца), Эмполи.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Мадонна с Младенцем и Святыми Андреем
и Себастьяном. Фрагмент (2). 1580 г. Церковь Sacro Cuore di Fontanella
(Церковь Священного Сердца), Эмполи.
Монастырь Chiostro delle Calzo (Монастырь Кольца), Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Посещение (The Visitation). Истории из жизни Святого Иоанна Крестителя.
1580 г. По мотивам фресок Андреа дель Сарто из Монастыря Chiostro delle Calzo, Флоренция, 1524 г.
Сейчас находится в Галерее Спада, Рим.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Посещение (The Visitation). Фрагмент. Истории из жизни
Святого Иоанна Крестителя. 1580 г. По мотивам фресок Андреа дель Сарто из Монастыря
Chiostro delle Calzo, Флоренция, 1524 г. Сейчас находится в Галерее Спада, Рим.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Рождение Крестителя. Истории из жизни Святого Иоанна Крестителя.
1580 г. По мотивам фресок Андреа дель Сарто из Монастыря Chiostro delle Calzo, Флоренция, 1526 г.
Сейчас находится в Галерее Спада, Рим.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Крещение толпы. Истории из жизни Святого Иоанна Крестителя. 1580 г.
По мотивам фресок Андреа дель Сарто из Монастыря Chiostro delle Calzo, Флоренция, 1517 г.
Сейчас находится в Галерее Спада, Рим.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Пленение Святого Иоанна. Истории из жизни Святого Иоанна Крестителя.
1580 г. По мотивам фресок Андреа дель Сарто из Монастыря Chiostro delle Calzo, Флоренция, 1517 гг.
Сейчас находится в Галерее Спада, Рим.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Пленение Святого Иоанна. Фрагмент. Истории из жизни Святого Иоанна
Крестителя. 1580 г. По мотивам фресок Андреа дель Сарто из Монастыря Chiostro delle Calzo, Флоренция, 1517 г.
Сейчас находится в Галерее Спада, Рим.
Между 1577 и 1580 годами произошла новая поездка Нальдини в Рим, ознаменовавшаяся насыщенной программой обязательств, которые художник выполнял, главным образом для проживавшей в городе колонии богатых флорентийцев. Среди заказов, относящихся к этому второму пребыванию в городе, стоит упомянуть заказы, выполненные для оратории Сан Джованни Деколлато («Мученичество Св. Иоанна Богослова, Св. Иакова и Св. Матфея»), для церкви Сан-Джованни деи Фьорентини («Predica del Battista» - Проповедь Крестителя) и для часовни Альтовити в церкви Тринита деи Монти, где с помощью своего ученика Джованни Бальдуччи он создал цикл «Истории Иоанна Крестителя».
Церковь Тринита деи Монти (Trinita dei Monti) и Испанская лестница. Вид с площади Испании, Рим.
Построена и окончательно освящена в 1585 г.
Когда флорентийский банкир Альтовити покровительствовал часовне, он решил посвятить ее Иоанну Крестителю, покровителю своего города. Он поручил Джованни Баттисте Нальдини создать цикл про этого святого. Эта часовня была построена в 1570 году и передана флорентийскому банкиру Джан-Баттисте Альтовити в 1573 году. Джамбаттиста Нальдини ее расписал в 1573-1580 гг. Алтарная живопись на дереве изображает Крещение Христа, а фрески на своде - сцены из жизни Святого Иоанна Крестителя (возвещение ангела, Посещение, Рождение, отправление и Проповедь в пустыне). Справа - заключенный Иоанн Креститель; Слева: «Пир Ирода» и «Танец Саломеи»; Сверху: Мученичество Предтечи (Обезглавливание Иоанна Крестителя). По бокам алтаря — пророки Исайя и Захария.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Крещение Христа. 1580 г. Дерево, масло.
Церковь Тринита деи Монти, Часовня Святого Иоанна Крестителя, Рим.
В первой часовне справа находится «Крещение Христа» и другие сцены из жизни Иоанна Крестителя работы Джамбаттисты Нальдини. «Крещение» кажется концентратом маньеризма с зелено-фиолетовой палитрой и змеевидными фигурами в стиле Бронзино.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Крещение Христа. Фрагмент. 1573-1580 гг.
Дерево, масло. Церковь Тринита деи Монти, Часовня Святого Иоанна Крестителя, Рим.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Проповедь в пустыне. Фреска свода. 1573-1580 гг.
Церковь Тринита деи Монти, Часовня Святого Иоанна Крестителя, Рим.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Проповедь в пустыне. Фрагмент фрески свода. 1573-1580 гг.
Церковь Тринита деи Монти, Часовня Святого Иоанна Крестителя, Рим.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Рождение Иоанна Крестителя. Фреска свода. 1573 г.
Церковь Тринита деи Монти, Часовня Святого Иоанна Крестителя, Рим.
На своде изображено «Рождение Иоанна Крестителя» и в люнете святой Иоанн Креститель в темнице
перед пиром Ирода.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). 1-2. Фрески свода. 1573-1580 гг. Церковь Тринита деи Монти,
Часовня Святого Иоанна Крестителя, Рим.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Танец Саломеи. Фреска. 1573-1580 гг. Церковь Тринита деи Монти,
Часовня Святого Иоанна Крестителя, Рим. «Танец Саломеи»- первый элемент драмы.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Танец Саломеи. Фрагмент фрески (1). 1573-1580 гг.
Церковь Тринита деи Монти, Часовня Святого Иоанна Крестителя, Рим.
Саломея Нальдини очень удалась: красивое лицо, но застывшее, не выражающее никакой экспрессии. Волосы дамы кажутся уже клубнично-русыми, полученными путем высыхания волос на солнце. Идея интерпретации персонажа, которой еще потребуется голова Иоанна Крестителя. Его мать Иродиада, возможно, могла быть женщиной справа от него, украшенная жемчугами.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Танец Саломеи. Фрагмент фрески (2). 1573-1580 гг.
Церковь Тринита деи Монти, Часовня Святого Иоанна Крестителя, Рим.
Пир Ирода уже закончился; кот лакомится останками, которых жаждет крошечное прикованное животное.
Это была маленькая обезьянка, экзотическое животное, признак большой роскоши.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Святой Иоанн креститель в тюрьме. Фреска. 1573-1580 гг.
Церковь Тринита деи Монти, Часовня Святого Иоанна Крестителя, Рим.
Нальдини умело использовал оконную раму, как если бы это был балкон, на который персонаж мог опереться. Маленькая игра в обманку... Кроме того, персонаж смотрит не в сторону алтаря, как следовало бы ожидать, а в сторону входа в часовню, следовательно, в сторону посетителя.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Обезглавливание Иоанна Крестителя. Фреска. 1573-1580 гг.
Церковь Тринита деи Монти, Часовня Святого Иоанна Крестителя, Рим.
На противоположной стороне конец истории с обезглавливанием Иоанна. Картина мрачная и,
несмотря на текущую кровь, не очень драматичная
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Мученичество Святого Эразма (1). Фреска. 1573-1580 гг.
Церковь Тринита деи Монти, Часовня Святого Иоанна Крестителя, Рим.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Мученичество Святого Эразма (2). Фреска. 1573-1580 гг.
Церковь Тринита деи Монти, Часовня Святого Иоанна Крестителя, Рим.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). 1. Пророк Захария. 2. Пророк Исайя. 1573-1580 гг.
Фрески. Церковь Тринита деи Монти, Часовня Святого Иоанна Крестителя, Рим.
Работы, которые можно датировать серединой и концом 1570-х годов, в том числе «Христос в Гефсиманском саду» из Национальной художественной галереи Лукки, «Посещение» в Этрусской академии в Кортоне, «Святой Франциск получает стигматы» в церкви Сан-Кроче во Флоренции (подписано и датировано 1576 г.), «Воскресение Марии» (1577 г.), «Очищение Марии» в церкви Сан-Мария-Новелла (1577 г.) и «Оплакивание» в Национальной художественной галерее Сиены (подписано и датировано 1578 г.), с одной стороны характеризуются определенным сходством с формальной строгостью позднего Вазари – в частности, в использовании строгого и тщательного рисунка, который благодаря контрастному свету укрепляет и сглаживает поверхности, с другой стороны, присутствие во Флоренции Федерико Цуккари (1575–1579) говорит о тех новаторских принципах, которые отвечали самым современным образцам реформированной живописи.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Аполлон и девять муз. 1580-1585 гг.
Медь, масло. 32 х 24 см. Музей Франческо Боргоньи, Верчелли, Италия.
На картине Нальдини «Аполлон и 9 муз» изображен бог, играющий на лире на горе Геликон, окруженный музами и сопровождаемый Пегасом. Амур протягивает свиток с надписью «mentis apollineae vis has movet undique musas» («Сила духа Аполлона движет музами повсюду»), взятой из позднеантичного стихотворения «Девять муз» (лат. Nomina musarum, букв. «Имена муз»), приписанное в некоторых старинных рукописях Катону.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Аполлон и девять муз. Фрагмент (1). 1580-1585 гг. Медь, масло. 32 х 24 см.
Музей Франческо Боргоньи, Верчелли, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Аполлон и девять муз. Фрагмент (2). 1580-1585 гг.
Медь, масло. 32 х 24 см. Музей Франческо Боргоньи, Верчелли, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Аполлон и девять муз. Фрагмент (3). 1580-1585 гг.
Медь, масло. 32 х 24 см. Музей Франческо Боргоньи, Верчелли, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Диана и Актеон (Диана, удивленная Актеоном).
1580-1585 гг. Медь, масло. Музей Франческо Боргоньи, Верчелли, Италия.
Картина с изображением Дианы и Актеона изображает сцену из «Метаморфоз» Овидия (III, тв.138-252), в которой Актеон ловит обнаженную Диану (стоящую слева с полумесяцем на голове), купаясь с нимфами. Богиня превращает охотника в оленя, и здесь он появляется в правом нижнем углу уже с дикой головой, которую вот-вот растерзают его собственные собаки.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Диана и Актеон (Диана, удивленная Актеоном).
Фрагмент (1). 1580-1585 гг. Медь, масло. Музей Франческо Боргоньи, Верчелли, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Диана и Актеон (Диана, удивленная Актеоном).
Фрагмент (2). 1580-1585 гг. Медь, масло. Музей Франческо Боргоньи, Верчелли, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Диана и Актеон (Диана, удивленная Актеоном).
Фрагмент (3). 1580-1585 гг. Медь, масло. Музей Франческо Боргоньи, Верчелли, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Три грации. 1580-е гг.
Холст, масло. 205 х 144 см. Музей изобразительных искусств,
Будапешт.
Композиция создает несколько отталкивающее впечатление на сегодняшних зрителей, которое производят эти огромные амазонки, обретшие форму скульптур. На смену богиням красоты и любви приходит Купидон, который одной рукой расправляет розу, в другой руке держит жезл, послание Меркурия. В то время, как фигуры выполнены в скульптурном стиле Микеланджело, на лицах идеализированного типа заметно влияние Рафаэля. Прически в парикмахерском стиле прекрасно сочетаются с такими же великолепными сандалиями и полупрозрачной одеждой, которые напоминают зрителю не только археологические находки, но и «Танцующую грацию» Боттичелли из Примаверы. Таинственная атмосфера окружает фигуры на фоне темных гор.
В Венгрии в 1968 году выпустили почтовую марку с картиной Нальдини
«Три грации» номиналом 1,5 форинта тиражом 715.550 экз.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Рождество Иоанна Крестителя. 1580-е гг.
Дерево, масло. 89 х 74 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Призвание Святого Матфея. 1579-1588 гг.
Церковь Сан-Марко, Часовня Сальвиати, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Призвание апостола Матфея. Эскиз. 1583 г.
Дерево, масло. 123 х 80 см. Церковь Сан-Марко, Часовня Сальвиати, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Призвание апостола Матфея.
Фрагмент эскиза (1). 1583 г. Дерево, масло. 123 х 80 см. Церковь Сан-Марко,
Часовня Сальвиати, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Призвание апостола Матфея.
Фрагмент эскиза (2). 1583 г. Дерево, масло. 123 х 80 см. Церковь Сан-Марко,
Часовня Сальвиати, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Призвание апостола Матфея. Оригинал.
1589 г. Дерево, масло. 123 х 80 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Воскрешение Лазаря с благочестивой
Святой Мартой. 1583 г. Монастырь Святой Марты, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Воскрешение Лазаря с благочестивой
Святой Мартой. Фрагмент (1). 1583 г. Монастырь Святой Марты, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Воскрешение Лазаря с благочестивой
Святой Мартой. Фрагмент (2). 1583 г. Монастырь Святой Марты, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Воскрешение Лазаря с благочестивой
Святой Мартой. Фрагмент (3). 1583 г. Монастырь Святой Марты, Флоренция.
Вернувшись во Флоренцию к 1580 году, когда были завершены «Воскрешение Лазаря» и «Видение Иезекииля», вновь исполненные с помощью Бальдуччи в склепе капеллы Сальвиати в Сан-Марко, - Нальдини при усердной поддержке талантливой мастерской (в которую в эти годы входили также Валерио Маручелли и Франческо Курради), смог быстро выполнить серию неотложных религиозных заказов, как во Флоренции, так и вне Флоренции – «Положение во гроб» в Базилике Сан-Кроче (1583 г.), «Представление Иисуса в храме» во Флоренции в церкви Сан-Никколо Ольтрарно (1585 г.), «Призвание Матфея» в Церкви Сан-Марко (1583 г.) - и в других центрах Медичи в Тоскане – «Мадонна и святые» в Колле Баруччи (1583 г.), «Воскрешение Лазаря» в Монтуги (1583 г.), две картины в Сан-Марко (1583 г.), Мартино а Майано (1585 г.), а в Вольтерре – «Непорочное зачатие» в церкви Сан Франческо (1585 г.) и «Введение Марии в храм» в соборе (подписано и датировано 1590 г.).
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Официальный портрет великого герцога
Тосканского Козимо I Медичи. 1585 г. Дерево, масло. 140 х 116 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591), мастерская. Герцог Козимо I Медичи
в великокняжеском одеянии с короной. 1585 г. Музей Стибберта, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Портрет Папы Климента VII. 1585 г.
Дерево, масло. 140 х 116 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Портрет Джованни Медичи, известного как
Джованни делле Банде Нере, и Марии Сальвиати. 1585 г. Дерево, масло. 140 x 115 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Портрет блаженной Екатерины де Риччи.
1585-1590 гг. Холст, масло. 117 х 86 см. Городской музей Монтепульчано, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Мадонна, Святые, Адам и Ева. 1585 г.
Церковь Сан-Франческо, Вольтерра, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Святое семейство с младенцем
Иоанном Крестителем. 1584 г. Холст, масло. Городской музей, Пистойя.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Святое семейство с младенцем Иоанном
Крестителем. Фрагмент (1). 1584 г. Холст, масло. Городской музей, Пистойя.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Святое семейство с младенцем Иоанном
Крестителем. Фрагмент (2). 1584 г. Холст, масло. Городской музей, Пистойя.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Святое семейство с младенцем Иоанном
Крестителем. Фрагмент (3). 1584 г. Холст, масло. Городской музей, Пистойя.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Святое семейство с младенцем Иоанном
Крестителем. Фрагмент (4). 1584 г. Холст, масло. Городской музей, Пистойя.
Также Джованни Нальдини работал как утонченный станковист («Диана и Актеон», «Аполлон и девять муз», Верчелли, музей Боргоньи) и как прилежный портретист: «Портрет Козимо 1 Медичи» (Галерея Уффици), («Беата Екатерина деи Риччи», Монтепульчано, Городской музей), в 1584 году он был среди личностей, которых Франциск I пригласил для рекомендательного цикла, предназначенного для Восточного коридора портретов в галерее Уффици.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Крестный путь и встреча с Вероникой (Via Crucis)
по мотивам Понтормо. 1582-1589 гг. Картинная галерея в Картезианском монастыре
(Pinacoteca della Certosa), Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Распятие. 1585 г. Дерево, масло. 81,5 х 64 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Снятие Христа с креста. 1590 г.
Холст, масло. Церковь Сан Франческо ди Паола, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591), атрибуция. Оплакивание Христа. Дерево, масло.
45,5 х 40 см. Аукцион WANNENES, Генуя, 2016 г. Эстимейт EUR 2.000-3.000 евро.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Введение Пресвятой Богородицы в храм.
1590 г. Алтарь часовни Перисси, Кафедральный собор, Вольтерра.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Введение Пресвятой Богородицы в храм. Фрагмент (1). 1590 г.
Алтарь часовни Перисси, Кафедральный собор, Вольтерра.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Введение Пресвятой Богородицы в храм.
Фрагмент (2). 1590 г. Алтарь часовни Перисси, Кафедральный собор, Вольтерра.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Введение Пресвятой Богородицы в храм.
Фрагмент (3). 1590 г. Алтарь часовни Перисси, Кафедральный собор, Вольтерра.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Представление Иисуса в храме. 1589 г.
Национальная галерея Умбрии, Перуджа.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Введение Иисуса в храм. 1589 г.
Национальная галерея Умбрии, Перуджа.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Очищение Марии (Мадонна со Святыми
Домиником и Святой Екатериной Сиенской). 1585 г. Дерево, масло.
Церковь Сан-Никколо Ольтрарно, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Августин и пояс Богоматери Утешения. 1591 г.
Церковь Сант-Агостино, Прато.
Алтарь Джованни Баттиста Налдини «Богоматерь Утешения со Святыми Сант-Агостино и Сант-Кларой» был заказан художнику «Братством Богоматери Пояса» (Compagnia della Belta) для церкви Сант-Агостино в Прато. Богоматерь дарит свои Пояса Августину и Кларе, которые передают их простым и сильным людям. Пояс Пресвятой Богородицы, принадлежал по преданию, Деве Марии, матери Иисуса Христа. И если на картине в женщине с ребенком и юноше в плаще еще видны маньеристская элегантность, то компактность живописи, приглушенные тона фона и весь назидательный композиционный строй уже обнаруживают контрреформаторские намерения Нальдини, видимые на портрете мужчины в тюрбане.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Августин и пояс Богоматери Утешения. Фрагмент (1). 1591 г.
Церковь Сант-Агостино, Прато.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Августин и пояс Богоматери Утешения. Фрагмент (2). 1591 г.
Церковь Сант-Агостино, Прато.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Августин и пояс Богоматери Утешения. Фрагмент (3). 1591 г.
Церковь Сант-Агостино, Прато.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Августин и пояс Богоматери Утешения.
Фрагмент (4). 1591 г. Церковь Сант-Агостино, Прато.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Августин и пояс Богоматери Утешения.
Фрагмент (5). 1591 г. Церковь Сант-Агостино, Прато.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Сошествие Святого Духа.
Церковь Бадиа, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Мадонна с Младенцем и святыми. 1580-е гг.
Барберино ди Муджелло, Флоренция.
В своих поздних религиозных произведениях, отмеченных все более растущим привлечением сотрудников своей мастерской, Нальдини разработал утонченный выразительный язык, характеризующийся не только его обычным мастерством рисовальщика, но также тщательной и продуманной композицией, а также строгим реализмом.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Мадонна с Младенцем и Святыми Бенедетто, Ромуальдо, Лючией
и Джироламо. Церковь Сан-Сальваторе, Эремо-ди-Камальдоли, Поппи, Италия.
Христос с Богородицей Милосердия. Музей милосердия, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Распятие со Святыми Франческо и Ромуальдом
на улице Виа де Корси, на углу монастыря Сан-Гаэтано во Флоренции. Так называемые «Скинии» (tabernacolo) или дарохранительницы располагались непосредственно на улице, на углах зданий, торговых центров и т.п., как говорится, ближе к народу.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Распятие со Святыми.
Скиния со Святыми Николаем и Ромуальдо. Улица Виа Порта Росси 17,
Палаццо Альтовити, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591), атрибуция. Смерть Богородицы.
Дерево, масло. 106 х 74 см. Аукционный дом HAMPEL Fine Art Auctions,
Мюнхен, 2014 г. Эстимейт EUR 10.000-15.000 евро.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Богословские добродетели. Слева - Милосердие
(в окружении детей), в центре – Вера, справа Надежда. Музей изящных искусств,
Шамбери, Франция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Богоматерь Скорбей (Mater Dolorosa).
Дерево, масло. 89 х 69 см. Дворец и Галерея Колонна, Рим.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Богородица с Младенцем и Иоанном Крестителем.
Дерево, масло. 88 x 70,5 см. Частное собрание.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Мадонна с Младенцем и Святым Иоанном
Крестителем. Дерево, масло. 76,5 x 59,5 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2021 г.
Лот пролан за $106.250 дол.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591), scuola. Святое семейство со Святым
Иоанном Крестителем. XVI в. Музей города Ливорно, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Кающаяся Магдалина.
Дерево, масло. 83 х 67,5 см. Коллекция Шорра, Лондон.
Карьера Джованни Баттисты Нальдини отмечена высокой степенью художественной независимости и оригинальности. Он был ведущим учеником и художественным наследником Якопо Понтормо и на протяжении всей своей карьеры путешествовал между Римом и Флоренцией. В последние годы своей жизни он был одним из самых уважаемых художников религиозной тематики во Флоренции. Нальдини также был одним из первых художников, кто вслед за Пармиджанино стал работать в технике «тонально-живописного рисунка». Среди его учеников были Джакомо Бальдуччи, Франческо Курради, Козимо Гамберуччи и Козимо Дути.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Христос воскрешает сына вдовы в Наиме.
Дерево (тополь), масло. 71,4 x 58,9 см. Аукцион Sotheby’s, 2018 г.
Лот продан за GBP 118.750 фунтов.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Отрок Христос в Иерусалимском храме среди учителей. XVI в.
Дерево (тополь), масло. 69 х 59 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Картина поступила
в 1937 году из Гос. закупочной комиссии.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Побивание камнями Святого Стефана. Дерево, масло. 9,5 x 21 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2020 г. Эстимейт 15.000 - 20.000 дол. (за пару)
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Манна небесная. Дерево, масло. 9,5 x 21 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2020 г. Эстимейт 15.000 - 20.000 дол. (за пару)
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Святое семейство с младенцем
Святым Иоанном Крестителем. Дерево, масло. 88,5 x 68,5 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2014 г. Лот продан за $293.000 дол.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Святое семейство с младенцем
Святым Иоанном Крестителем. Дерево, масло. 71,2 x 55,3 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2023 г. Лот продан за GBP 11.520 фунтов.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591), studio. Святое семейство
с младенцем Иоанном Крестителем. Дерево, масло. 74,3 x 57,8 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 1995 г. Лот продан за $51.750 дол.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591), атрибуция. Святое семейство с младенцем
Святым Иоанном Крестителем. Дерево, масло. 16,8 x 12,8 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2020 г. Эстимейт GBP 30.000 - 40.000 фунтов.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591) после Микеланджело. Похищение Ганимеда.
Посеребренная медь, масло. 34,9 x 26,6 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2020 г.
Лот продан за $62.500 дол.
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Джованни Нальдини:
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Смерть Святого Винченцо. 1567-1569 гг.
Доминиканский монастырь Санта-Кроче, Боско Маренго, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Молитва Христа в Гефсиманском саду.
1570-е. Национальная художественная галерея, Лукка, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Получение стигматов Святым Франциском.
1576 г. Церковь Санто-Кроче, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Святой Иоанн Креститель проповедует в пустыне.
1580-1583 гг. Холст, масло. Церковь Сан-Джованни-Деи-Фиорентини, Рим.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Речные божества. Холст, масло. 117 х 181 см.
Частное собрание, Нью-Йорк.
Ослабленный подагрой, которая в последние годы жизни существенно ограничила возможности Нальдини завершить полученные заказы, был вынужден в 1589 году поручить исполнение некоторых заказов своей мастерской, в частности в оформление свадьбы Фердинанда 1-го.
Джованни Баттиста Нальдини умер 18 февраля 1591 года в возрасте 54 лет во Флоренции, где и был похоронен
в церкви Сан-Микеле Висдомини.
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Якопо из Понтормо. Том IV. Перевод А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского. Москва. Издательство «Искусство», 1970 г. –
Стр. 327-364, илл. 95-113. Обложка и суперобложка.
В конце очерка Джорджо Вазари о Якопо Понтормо есть пара строк и о Нальдини:
«Якопо был человеком очень трезвого ума и строгих правил, а в жизни своей и в одежде скорее скупым, чем бережливым, и почти все время проводил в одиночестве, не желая, чтобы кто-нибудь у него служил или для него стряпал. Однако в последние годы жизни он взял к себе, как бы на воспитание Баттисту Нальдини, юношу хорошей души, принявшего на себя те малые заботы о жизни Якопо, которые тот сам согласился от него получать, и сделавшего под руководством Якопо немалые успехи в искусстве рисунка, успехи такие, что от него можно ожидать наилучших достижений».