Валентин Ильич Воробьёв (род.1938) – советский, российский и французский художник, писатель. Живописец, представитель нонконформизма. Участник второй волны русского авангарда. Место рождения г. Брянск. Обучение проходил в студии изо г. Брянска, его наставником выступил Б. Геллер. Далее образование продолжает во ВГИКе, в мастерских В.А. Фаворского и Ю.И. Пименова. Закончить образование не удалось из-за исключения с пометкой «за профессиональную непригодность». С 1966 г. - участник художественного объединения «Горком графиков». С 1967 г. занимается выставочной деятельностью, с 1970 г. - экспонент международных площадок в Швейцарии и США. В 1974 г. участвовал в Бульдозерной выставке и выставке в Измайловском парке. В 1975 г. эмигрирует во Францию, где и проживает безбедно до сих пор. Еще в 1960-х годах Воробьев создал свой собственный выразительный стиль, который во Франции позже стал известен как Figuration libre. Работы мастера имеют некоторые художественные объединения в США, а также многие частные коллекционные собрания России, Европы и США. В.Воробьев - автор автобиографической трилогии «Враг народа», «Графоман» и «Леваки» (2000-е).
>
Валентин Воробьев. Как встречали новый 1968 год. Фото BoxMitino.ru
Валентин Ильич Воробьёв родился 9 июля 1938 г. в Брянске. Мальчик рос под немецкой оккупацией, а первые уроки рисования получил у китайца на местном базаре. Первым заказом стала вывеска «Свежее Жигулевское пиво». Школьным учителем черчения у Воробьева был Николай Никодимович Вощинский, вернувшийся на родину по сталинскому призыву эмигрант, выпускник парижской академии Жульена и напарник Билинского и Вакевича по театру и кинематографу. В 1954 г. дядя позвал Валентина в Москву позировать Фаворскому, Нисскому, Павлинову; в Брянске семейный совет вскоре решил отдать способного натурщика в художники.
В.И. Воробьев (р.1938). Вид на Московский Кремль. Копия с картины 1818 г. 1950-е гг. Бумага, акварель.
30 х 45,5 см. Частное собрание.
В.И. Воробьев (р.1938). Африка. 1957 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Таруса. 1958 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Портрет В.А. Фаворского. 1958 г. Репродукция из журнала «Зеркало», 1996 г. №1-2.
В.И. Воробьев (р.1938). Дмитрий Жилинский в мастерской. 1959 г.
Репродукция из журнала «Зеркало», 1996 г. №1-2.
В.И. Воробьев (р.1938). В мастерской Дмитрия Шаховского. 1959 г.
Репродукция из журнала «Зеркало», 1996 г. №1-2.
В.И. Воробьев (р.1938). Эдик Штейнберг за работой. 1960 г. Из собрания В. Алексеева.
В.И. Воробьев (р.1938). Портрет художника Б.П. Свешникова. 1961 г.
Бумага, тушь, перо. 21,5 х 18,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г.
Эстимейт 45.000 - 90.000 руб.
В.И. Воробьев (р.1938). Таруса. Февраль-март 1961 г. Картон, масло. 35 x 50 см.
Б. собрание Михаила Гробмана.
В.И. Воробьев (р.1938). Козел. 1961 г. Холст, масло. 51 х 73 см. Антикварный магазин «Славная Эпоха», Москва.
В.И. Воробьев (р.1938). Абстрактная композиция. 1962 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Царь Салтан № 1. 1962 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Король. 1962 г. Холст, масло.
Валентин Воробьёв у входа в свою мастерскую в подвале дома №4
на ул. Щепкина, Москва. 1973 г. Фото Игоря Пальмина.
Выбор пал на Елец, где оказался в эвакуации Орловский изотехникум, да так и застрял, вплоть до закрытия в 1955-м году, как водится, в глухих углах страны прятались от гонений бывшие авангардисты, ставшие отличными педагогами. В Ельце рисунок вела Берта Арнольдовна Геллер, ученица Василия Ермилова и Наума Габо, живопись - высланный из Ленинграда сезаннист Абба Максович Кор. Дальше было чтение «Автомонографии» Игоря Грабаря, изучение древнерусской живописи в кружке «Икона», поездка на крыше скорого поезда «Ростов на Дону - Москва» на выставку Пикассо, разгон училища в Ельце и переезд в Чебоксары, больничные шахматы с сыном академика живописи Михаила Нестерова, возвращение в «красный дом» Фаворского. В 1958 г. с легкой руки последнего Воробьев поступает в Московский кинематографический институт (ВГИК) учиться на художника-декоратора театра и кино у преподавателей в классе Владимира Фаворского и Юрия Пименова. Соседом по комнате в общежитии стал Вася Шукшин.
В.И. Воробьев (р.1938). Автопортрет у окна. 1963 г. Бумага, смешанная техника. 59 х 75 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Воробьев (р.1938). После охоты. 1960-е г. Бумага, смешанная техника. 80 x 100 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Воробьев (р.1938). Абстрактная композиция. 1963 г. Холст, масло. Музей Органической Культуры (МОК),
г. Коломна, Московская обл.
В.И. Воробьев (р.1938). Птица. 1964 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия (Череп). 1964 г. Холст, масло. 75 х 65 см. Частное собрание.
В.И. Воробьев (р.1938). Абстрактная композиция. 1964 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Композиция. 1964 г. Холст, масло. Собрание Михаила Алшибая.
В.И. Воробьев (р.1938). Композиция. 1966 г. Бумага, акварель, карандаш. 22 х 33 см.
Библиотека изобразительных искусств ArtLib.ru.
В.И. Воробьев (р.1938). Композиция. 1966 г. Бумага, темпера. 36 х 59 см.
Библиотека изобразительных искусств ArtLib.ru.
В.И. Воробьев (р.1938). Жест персоны. 1966 г. Холст, масло.
Художники Игорь Вулох, Анатолий Зверев и Валентин Воробьев во дворе дома №4 по улице Щепкина в Москве.
1970 г. Фото Игоря Пальмина.
Летняя практика в Тарусе - и Воробьев остается в «Русском Барбизоне», где за 101-м километром, собралась замечательная компания вольных и высланных интеллигентов во главе с поэтом и переводчиком Аркадием Штейнбергом. Его сыновья Эдуард и Борух надолго станут воробьевскими друзьями, в год выхода знаменитого альманаха «Тарусские страницы» вместе они организуют в Тарусе первую в СССР бесцензурную выставку. На звенигородской даче потомков Льва Толстого сторож Воробьев находит чердак с никому не нужными сокровищами авангарда - брошенным наследием Любови Поповой - и вскоре прибывает меценат Георгий Костаки и скупает все собрание целиком. Одна из самых значимых работ, отреставрированный Воробьевым «Контррельеф» Поповой, сегодня находится в Третьяковской галерее.
В.И. Воробьев (р.1938). Карл Маркс в Лондоне. 1967 г. Холст, масло. 197 х 128 см.
Частное собрание. Учебная или заказная работа, хотя учиться Воробьев бросил еще в 1961 году.
В.И. Воробьев (р.1938). Внуки писателя Льва Толстого. 1967 г. Холст, масло. 140 x 98 см.
Аукционный дом Bukowskis, Стокгольм, 2019 г. Лот продан за EUR 3.000 евро.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия (Мужчина уходит и приходит). 1967 г.
Бумага, акварель. 41 х 32,4 см. Коллекция мистера и миссис Артур Одум, Одесса, Техас.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия (Инструмент для удержания мужчины). 1967 г.
Бумага, акварель. 41 х 32,4 см. Коллекция мистера и миссис Артур Одум, Одесса, Техас.
В.И. Воробьев (р.1938). Сиреневые ворота. 1966 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Два креста. 1966-1977 гг. Холст, масло. 60 х 120 см.
В.И. Воробьев (р.1938). Таруса. 1967 г. Холст, масло. 59,7 х 99 см. Коллекция мистера и миссис Артур Одум,
Одесса, штат Техас, США.
В.И. Воробьев (р.1938). Подушка. 1967 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Молитва. 1967 г. Холст, масло, с добавлением соломы
и других материалов. 98,7 х 79,7 см. Коллекция мистера и миссис Артур Одум,
Одесса, штат Техас, США.
В.И. Воробьев (р.1938). Треугольники (Геометрическая абстракция). 1968 г. Холст, масло. 99,7 х 69,8 см.
Коллекция мистера и миссис Артур Одум, Одесса, штат Техас, США.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия. 1968 г. Холст, масло. 32 х 37 см. Аукцион eBay.com, 2024 г.
В.И. Воробьев (р.1938). Шествие. 1968 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Процессия. 1968 г. Холст, масло. 89,5 х 85,4 см.
Коллекция мистера и миссис Артур Одум, Одесса, штат Техас, США.
В.И. Воробьев (р.1938). Птица Сирин. 1968 г. Холст, масло.
Валентин Воробьев на выставке в лесопарке «Измайлово».
Москва, 29 сентября 1974 г.
После окончания ВГИКА в 1961 г. Воробьев сотрудничал в московских издательствах и некоторое время работал учителем рисования в школе для умственно неполноценных детей в Звенигороде. Настоящая, неофициальная жизнь Москвы 1960-х шла в подвалах и на чердаках художников-нонконформистов. В кругу неофициального московского искусства Воробьева причислили к художникам, наиболее последовательно разрабатывающим абстрактную традицию. Его спокойные и уравновешенные живописные композиции достигают уже в начале 1960-х годов уровня, позволявшего Воробьеву рано утвердиться также и на Западе. В Москве участвовал во многих важнейших выставках художников-нонконформистов: выставки двенадцати в клубе «Дружба», знаменитой Бульдозерной выставке и выставке в Измайловском парке в 1974 г. Проживал в Москве в студии-подвале на Сухаревке, неподалеку от улицы Сретенка.
В.И. Воробьев (р.1938). Автопортрет. 1969 г. Холст, масло. 61,9 х 61,6 см.
Коллекция мистера и миссис Артур Одум, Одесса, штат Техас, США.
В.И. Воробьев (р.1938). Автопортрет. 1969 г. Холст, масло. 59 х 70 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2017 г.
Эстимейт GBP 2.000 – 3.000 фунтов.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия (Головы). 1968 г. Холст, масло. 59,4 х 78,7 см.
Коллекция мистера и миссис Артур Одум, Одесса, штат Техас, США.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия (Геометрический человек). 1968 г. Холст, масло. 36 х 70 см.
Частное собрание.
В.И. Воробьев (р.1938). Закат. 1969 г. Бумага, темпера. 43 х 61. Галерея ArtGlobe.ru, Москва, 2024 г.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия. 1969 г. Бумага, гуашь. 29,5 х 41,5 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2018 г.
Эстимейт $600 – 800 дол.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия. 1969 г. Бумага, акварель, гуашь,
карандаш, уголь. 61,5 х 43,2 см. Московский музей современного искусства,
ул. Петровка, 25.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия. 1969 г. Бумага, гуашь. 40 х 30 см.
Галерея «Минотавр», Париж.
В.И. Воробьев (р.1938). Птицы. 1969 г. Холст, масло. 99 х 94,3 см. Коллекция мистера и миссис Артур Одум,
Одесса, штат Техас, США.
В.И. Воробьев (р.1938). Птицы (Поцелуй птиц). 1969 г. Холст, масло. 72 х 100 см.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия. 1969 г. Бумага, гуашь. 28,5 х 42 см. Галерея «Минотавр», Париж.
Валентин Воробьев с Лидией Мастерковой в Париже, 1978 г.
В отсутствии связи с внешним миром, художники на ощупь искали собственный язык и друг друга: воробьевский подвал стал центром паломничества богемной публики — поэтов, диссидентов, фарцовщиков, дипломатов, джазистов, манекенщиц. Постоянными жителями подвала Воробьева на Сухаревке были поэт Игорь Холин и художник Анатолий Зверев, из школы слепых на Сретенке спускался Владимир Яковлев, из Питера приезжали Юрий Жарких и Александр Арефьев.
В.И. Воробьев (р.1938). Человек и свинья. 1969 г. Холст, масло. 65 х 81. Частное собрание.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия. 1970 г. Бумага, смешанная техника. Музей Органической Культуры (МОК),
г. Коломна, Московская обл.
В.И. Воробьев (р.1938). Композиция №2. 1970 г. Бумага, смешанная техника. 61 х 81 см.
Музей Органической Культуры (МОК), г. Коломна, Московская обл.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия. 1970 г. Бумага, смешанная техника. 61 х 86 см.
Музей Органической Культуры (МОК), г. Коломна, Московская обл.
В.И. Воробьев (р.1938). Быки. Из «Тарусского цикла». 1970 г. Бумага, темпера, тушь, цветные карандаши.
61,3 х 85,5 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2022 г.
В.И. Воробьев (р.1938). Художник. 1971 г. Холст, масло. 41 х 44 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2018 г.
Эстимейт $1.500 – 2.500 дол.
В.И. Воробьев (р.1938). Металлолом в Европе. 1971 г. Холст, масло. 120 х 100 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2016 г. Эстимейт $3.700 - 6.200 дол.
В.И. Воробьев (р.1938). Три богатыря. 1971 г. Холст, масло. 89 х 116 см. Аукционный дом «Литфонд»,
Москва, 2019 г.
В.И. Воробьев (р.1938). Масонские кресты. 1972 г. Холст, масло. 68 х 100 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Цена 700.000 руб.
В.И. Воробьев (р.1938). Композиция. 1972 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Астронавты – космонавты. 1972 г. Холст, масло. 70 x 100 см.
Аукционный дом Bonhams, Париж, 2022 г. Эстимейт EUR 3.000 – 4.000 евро.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия (Пикник № 2). 1973 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия. 1974 г. Холст, масло. 65 х 90 см.
В.И. Воробьев (р.1938). Носильщик. 1973 г. Холст, масло.
Валентин Воробьев на выставке авангардистов. 1980-1990-е гг.
Ранние работы Воробьева несут в себе следы мощного влияния Фаворского. Сочетание геометризма в духе кубистов и интереса к древнерусскому искусству Воробьевым воспринято в полной мере. К середине 60-х Воробьев находит индивидуальную тему. С этого момента большинство его работ посвящено архаическим сюжетам. Персонажи теряют привязку к пестуемой в «Красном доме» Фаворского национальной традиции. Изучая икону, Воробьев обратил внимание на особое пространство, метафизический слой атмосферы, разделяющий изображение и зрителя. В серии «королей» он вводил лессировку частями, по методике Сезанна, а в 1964-м, случайно опрокинув лессировочный флакон на изображение, обнаружил новый тон картины: непостижимый тон иконы создавала трехслойная лессировка. Его техника конца 60-х годов виртуозна: он наносит небольшие мазки так, что картина кажется витражом из бесчисленного количества кусочков цветного стекла. Лучшие вещи этого периода пропали в частных собраниях, несколько можно увидеть в музее Бар-Гера в Бохуме.
В.И. Воробьев (р.1938). Автопортрет. 1974 г.
В.И. Воробьев (р.1938). Портрет жены. 1972 г. Бумага, гуашь, темпера.
Галерея Art Globe, Москва, 2024 г.
В.И. Воробьев (р.1938). Портрет поэта Игоря Холина (1920-1999). 1972 г.
В.И. Воробьев (р.1938). Мужской портрет. 1972 г.
В.И. Воробьев (р.1938). Литератор Ася Лапидус. 1972 г. Бумага, гуашь. 85,5 х 61 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г. Эстимейт 90.000 - 150.000 руб.
В.И. Воробьев (р.1938). Портрет Аси Лапидус. Эскиз. 1972 г. Бумага, гуашь.
В.И. Воробьев (р.1938). Звезда. 1974 г. Холст, масло. Собрание Вадима Алексеева.
Предположительно, картина участвовала в Бульдозерной выставке 1974 года.
В.И. Воробьев (р.1938). Белая звезда. 1974 г. Холст, масло. Коллекция Михаила Алшибая.
В.И. Воробьев (р.1938). Белая звезда. 1974 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия (1). 1974 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия (2). 1974 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия (3). 1974 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия (4). 1974 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия (5). 1974 г. Холст, масло.
Александр Арефьев, Анатолий Крынский, Валентин Воробьев, сидят Анатолий Зверев и Анатолий Антонченко
на проводах Воробьева в ресторане «Пекин». Москва, 1975 г.
В 1975 году Валентин Воробьев познакомился с француженкой Анной Давид, женился на ней и уехал на постоянное местожительство в Париж. Его творчество было одобрительно воспринято - уже через 3 года состоялась персональная выставка в парижской Gallerie Gallio. Впоследствии он часто участвовал в выставках в Европе и Америке. Также содействовал организации выставок русских художников за рубежом. Произведения художника хранятся в собрании мистера и миссис Артур Одум в Одессе, штат Техас, США; в коллекциях В. Русановой, Москва и К. и Я. Бар-Гера, Кёльн, Германия.
В.И. Воробьев (р.1938). Зеленый профиль. 1974 г. Холст, масло. 84,5 x 99,5 см. Частное собрание.
В.И. Воробьев (р.1938). Композиция. 1974 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Черная звезда. 1974 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Падение звезды. 1975 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Красный гном. 1975 г. Холст, масло. 99,1 х 83,8 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2007 г. Эстимейт $12.000 – 17.000 дол.
В.И. Воробьев (р.1938). Телец (Taurus). 1975 г. Холст, масло. 73 х 92. Частное собрание.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия. 1976 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Абстрактная композиция. 1978 г.
Бумага, акрил. 150 x 58,5 см. Частное собрание.
Валентин Воробьев у своей картины. 1978 г.
В 1970-е годы происходит упрощение живописи В. Воробьева. Во французских «полосатых абстракциях» Воробьев совмещал три-четыре цвета, проведенных без поправок широкими мазками. Искусство восточной каллиграфии натолкнуло его на серию черных абстракций. Боявшийся раньше пустоты на холсте, он увидел, что напряженная пустота не менее значительна по форме, чем изображение, и стал раскрашивать пустоты в зеленый, золотой и черный цвета. Задолго до «новых диких», Воробьев разработал свой собственный, варварский лиризм с импульсивной эмоциональностью наскальной живописи, противопоставив его модному поп-арту. Переходя от абстракции к фигуративу и обратно, он включал в свои полотна загадочные знаки, позже появившиеся в «трансавангарде» 1980-х. За почти сорок лет Воробьев изменил разве что степень спонтанности переноса найденных когда-то сюжетов на холст.
В.И. Воробьев (р.1938). Абстракции на рулоне. 1978 г. Коллекция Алексея Шульгина.
В.И. Воробьев (р.1938). Триптих. 1978 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Быстрый спуск. 1978 г. Картон, масло. 80 x 120 см. Частное собрание.
В.И. Воробьев (р.1938). Дождливый день (Pluvieux). 1978 г. Картон, акрил. 80 х 120 см. Частное собрание.
В.И. Воробьев (р.1938). Абстракция. 1978 г. Оргалит, масло. 81 х 100. Частное собрание.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия (Композиция). 1983 г.
Холст, масло. 115,5 х 81 см. Частное собрание.
В.И. Воробьев (р.1938). Портрет художника (Автопортрет?). 1986 г.
В.И. Воробьев (р.1938). В деревне зимой. 1985 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Курица. 1986 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Волк. 1988 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Полковник Понпон. 1988 г. Холст, масло. 80 х 100 см. Частное собрание.
В.И. Воробьев (р.1938). Портрет Сталина. 1988 г. Холст, масло. 116 x 81 см.
Частное собрание.
Валентин Воробьев и Эдуард Штейнберг у входа в отель ISTRIA на Монпарнасе.
Париж, 1990-е гг.
В следовании за гениями французского модернизма Воробьев, конечно, не одинок. Для тех, кто в юности открыл для себя коллекцию Щукина, в послевоенные годы постепенно возвращавшуюся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, кто был поражен выставкой Пикассо там же в 1956 году, это искусство и его творцы остались своеобразным Эдемом. Собственно, история если не искусства, то независимого от общепринятых эстетических направлений творчества и художественного поведения начиналась для них именно во Франции 1900-х годов, а отнюдь не в русских 20-х. Больше всего поздние работы Воробьева напоминают Пикассо 70-х годов - если не по опыту и грандиозности мышления, то по темпераменту. Последние вещи Пикассо еще только начинают открывать; на фоне постоянно растущего интереса к новейшим формам экспрессионизма - они кажутся предвестниками, очередным указанием новых путей.
В.И. Воробьев (р.1938). Автопортрет. 1987 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Музыкант. 1989 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Премьерный голод. 1990 г. Картон, акрил. 120 х 80 см.
Аукцион The Bru Sale Gallery, Брюссель. Лот продан за EUR 3.500 евро.
В.И. Воробьев (р.1938). Композиция. 1992 г. Холст, масло. 73 х 60 см.
Аукцион ADER Nordmann, Париж, 2014 г. Эстимейт EUR 4.000 - 5.000 евро.
В.И. Воробьев (р.1938). Палатка (Tente). 1992 г. Холст, масло. 100 х 81 см.
Частное собрание.
В.И. Воробьев (р.1938). Супружеская пара (Couple). 1992 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Шарлатан. 1992 г. Холст, масло. 100 х 81 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 5.625 фунтов.
В.И. Воробьев (р.1938). Композиция. 1993 г. Обои, акрил. 53 х 102 см. Частное собрание.
В.И. Воробьев (р.1938). Стрелец. 1993 г. Холст, масло. 100 х 73 см.
Частное собрание.
В.И. Воробьев (р.1938). Домик. 1995 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Парк. 1997 г. Холст, масло. 46 х 38 см.
Аукцион Boisgirard-Antonini, Париж, 2015 г. Эстимейт EUR 600-800 евро.
В.И. Воробьев (р.1938). Корабль. 1998 г. Холст, масло.
Валентин Воробьев, художник, актер и издатель Владимир Котляров-Толстый, Оскар Рабин.
Париж, 1980-е гг.
Владимир Воробьев — художник не русский, не французский и не американский. Его отличие от западных и отечественных современников, опиравшихся на экспрессионизм, в том, что он почти никогда не отталкивается в своих работах от натуры. Как первобытный человек, наносивший на стены знаки, из которых выстраивалась его картина мира, Воробьев наносит на бумагу и холст (его стены, выложенные толстым слоем культур) схемы глубоких впечатлений, отразившихся в душе погруженного в искусство горожанина. Он не следует ни за одной из тем, которую можно было бы раскрыть в серии. И подражание какому-либо стилю его не прельщает.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия (Вспоминая Италию). 2002 г.
В.И. Воробьев (р.1938). Вспоминая Мунка. 2001 г. Бумага, акварель, белила,
графитный карандаш. 24 х 32 см. Красноармейская картинная галерея, Московская обл.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия. 2001 г. Бумага, акварель, белила,
графитный карандаш. 32 х 24 см. Красноармейская картинная галерея, Московская обл.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия. 2002 г. Бумага, гуашь.
В.И. Воробьев (р.1938). Ботинок Ван Гога. 2002 г. Бумага, акварель, белила,
графитный карандаш. 32 х 24 см. Красноармейская картинная галерея,
Московская обл.
В.И. Воробьев (р.1938). Собака моей соседки Сары Райт. 2005 г. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш.
24 х 32 см. Красноармейская картинная галерея, Московская обл.
В.И. Воробьев (р.1938). Композиция. 2010 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Черное пятно. 2015 г. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш. 24 х 32 см.
Красноармейская картинная галерея, Московская обл.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия (В мире животных). 2015 г.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия. 2016 г. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш. 24 х 32 см.
Красноармейская картинная галерея, Московская обл.
В.И. Воробьев (р.1938). Без названия. 2016 г. Холст, масло.
В.И. Воробьев (р.1938). Серия Прованс № 1. 2022 г. Холст, масло. 30 х 30 см. Частное собрание.
В.И. Воробьев (р.1938). Серия Прованс № 1. 2022 г. Холст, масло. 30 х 30 см. Частное собрание.
Валентин Ильич Воробьев (р.1938). Жена Анна Ренатовна умерла 9 сентября 2018 года
в Экс-Провансе и похоронена на горе Сент-Виктуар.
В России Владимир Воробьев известен также как писатель – в 2000-е годы в издательстве «Новое литературное обозрение» он издал свою автобиографическую трилогию «Враг народа» (2005), «Графоман» (2008) и «Леваки» (2012). А в 2017 г. в Москве состоялась его первая, со времени отъезда во Францию, ретроспективная выставка «Враг народа. Далекое и близкое» в частной Галерее современного искусства А3 в Староконюшенном переулке, д.39.
Валентин Воробьев. Враг народа. Воспоминания художника. М., НЛО, 2005 г. - 816 с., ил. 2. Валентин Воробьев. Графоман. М., НЛО, 2008 г. - 256 с., ил. 3. Валентин Воробьев. Леваки. М., НЛО, 2012 г. - 544 с., ил.
Из воспоминаний писателя Алексея Шульгина: «Почему он не стал всероссийской знаменитостью? В одном письме Воробьев проговаривается вскользь: «Алексей, вы правы, и современники решили меня замазать. Я не спал с Солженицыным в одной постели, а с Оськой Бродским – да, спал на диване Мики Голышева». В крови у него борьба, хоть он и говорил, что ему нужны только прогулки в Булонском лесу, партия в шашки и стакан хорошего портвейна» (Журнал «Русская мысль», 08.09.2022)
Постер выставки Валентина Воробьева «Враг народа. Далекое и близкое».
Москва, 2017 г.