Борис Жутовский на радиопередаче А. Максимова «Ночной полёт».
Фотография 2007 г.
Борис Иосифович Жутовский (1932-2023) - классик русского авангарда, один из лидеров неофициального искусства в СССР, график, живописец, скульптор, дизайнер, мастер эксперимента в различных видах изобразительного искусства, иллюстратор и литератор, эссеист и мемуарист. Окончил отделение художников книги Московского Полиграфического института у профессора А. Гончарова и И. Чекмазова. После разноса, учиненного Никитой Хрущевым на выставке «30 лет МОСХа» в Манеже в декабре 1962 года был запрещен к участию в выставках в СССР 17 лет. «Скандальную» репутацию ему создали тысячи картин, рисунков, многочисленные иллюстрации книг, выставки по всему миру и почетные награды за них. Автор знаменитой портретной серии выдающихся представителей СССР и России XX века «Последние люди империи», многих из которых он знал лично. Жил и работал в Москве. Скончался 8 марта 2023 года на 91-м году жизни. Тело было кремировано, а прах развеян.
Борис Жутовский с портретом Зиновия Гердта. 2021 г.
Наибольшую известность художнику принес грандиозный цикл «Последние люди империи», в который вошло более 300 портретов современников. Среди них были Бродский, Высоцкий, Окуджава, Сахаров, Шкловский и многие другие. Жутовский был знаком с ними лично – и это позволило ему передать через портрет не только внешнее сходство, но и характер. Кстати, героев этого цикла Жутовский выбирал по «ландшафту лица» – молодых среди них почти нет. «Морда появляется только с возрастом», – говорил художник, рисуя Бродского, Окуджаву и академика Сахарова.
Б.И. Жутовский (1932-2023). 1. Из серии «Модницы от Кутюр. Зеленая». 1980 г. 2. Из серии «Модницы от Кутюр. Синяя». 1980 г. Бумага, смешанная техника. 2 х 84 х 30 см. Аукцион Art Globe, Москва. Цена 190.000 руб. (каждая)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Композиция. 1980-е гг. Бумага, смешанная техника.
50 х 35 см. Частное собрание.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Композиция. 1980-е гг.
Бумага, смешанная техника. 35 х 18 см. Частное собрание.
Две картины – «Отец» и «Мама» Жутовского, разделенные на черное и белое, с рельефом и контррельефом мужской и женской фигур. И среди золота и серебра – колючая проволока, которая «прорастает» фигуры. Вот они – несвобода и страх поколения, постоянно живущие в мыслях и творчестве, – бесконечное количество раз.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Happy New Year! 1982 г. Офорт. 18,9 х 13,6 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Анатолий Мошковский. Дельфиний мыс. Повести. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1986 г.
– 432 с., ил. Обложка и иллюстрации Б. Жутовского.
Анатолий Ромов. Приз. Политический детектив. Москва, Издательство
«Советский писатель», 1982 г. – 288 с., ил. Обложка и иллюстрации Б. Жутовского.
Аркадий Арканов. В этом мире много миров. Рассказы. Москва, Издательство
«Советский писатель», 1984 г. – 256 с., ил. Обложка и иллюстрации Б. Жутовского.
Олег Хлебников. Местное время. Поэма, стихи. Москва, Издательство
«Советский писатель», 1986 г. – 134 с., ил. Художник Борис Жутовский.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Иллюстрация к книге. 1985 г. Бумага, графитный карандаш. 36 х 51 см.
Частное собрание.
Б.И. Жутовский у полиптиха «Как один день» («Пятьдесят»). Фотография 2002 г.
Но совершенно естественно, что именно Жутовскому с его полифоническим мировидением принадлежит идея создания изобразительной автобиографии «Как один день» (1982–2002), начатой в год полувекового юбилея, но интертекстом длящейся по сей день. Исповедально-ностальгическая густота «материала» ошеломляет (мгновенно заслоняя первое впечатление облегченного поп-артовского приема), хотя «ячество» в нем отсутствует начисто. Но это его, Бориса Жутовского, ландшафт души оказался поделен в изобразительных воспоминаниях о своих пяти десятилетиях на пять доминантных тем.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Полиптих «Как один день». 1982-2002 гг. Смешанная техника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Портрет мамы (из полиптиха «Как один день»), вверху ее фото
в возрасте 3-х лет. Внизу фото бабушки и дедушки, 1914 г. 1988-2022 гг.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Красный мак - квадратик 1991 года из полиптиха «Как один день».
Б.И. Жутовский (1932-2023). 1. Композиция. 1982 г. Бумага, смешанная техника. 86 х 31 см. Частное собрание.
2. Композиция. 2005 г. Оргалит, гипс, лак, золото, смешанная техника. 80 х 30 см. Частное собрание.
Б.И. Жутовский (1932-2023). 1. Взрослый. 1987 г. Бумага, лак, темпера. 90 x 30 см. Собрание семьи художника.
2. Композиция с золотой пылью. 1987 г. Бумага, авторская техника 86 x31 см. Галерея Арт-Панорама, Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Доктор Крейндлин (Крелин). Триптих. 1987 г.
Юлий Зусманович Крелин (Крейндлин, 1929-2006) - российский писатель, хирург,
кандидат медицинских наук.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Воспоминания, или «Н.С. Хрущев». 1988 г. Оргалит, смешанная техника, рельеф.
130 х 120 см. Собрание семьи художника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Вечер твоего утра II. 1985 г. Оргалит, смешанная техника. 123 х 120 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Спираль. 1986 г. Смешанная техника. 69 х 44 см.
Аукцион «Русская эмаль», Москва, 27.04.2014 г. Эстимейт 60.000 -80.000 руб.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Одесса. Лето. Неон. Знаки. 2011 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Одесса. Лето. Арабская каллиграфия. 2011 г.
Б.И. Жутовский. Фото из статьи Петра Невзорова в газете «Гудок». Январь 2012 г.
В год своего 50-летия Жутовский начал новую масштабную работу, своего рода автобиографию: он собирал в одном полиптихе небольшие картины – «про прожитое и продуманное, про друзей и близких, про живых и ушедших». Сначала она называлась «Пятьдесят», так как состояла из 50 небольших квадратов с его произведениями. А через 20 лет, к своему 70-летию, он дал ей другое название – «Как один день». Эту работу художник писал до конца жизни – и это действительно неповторимое произведение искусства, в котором личное переплетено с историей страны.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Как один день (Полиптих «50»). Фрагмент. 1982-2002 гг.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Как один день (Полиптих «50»). Квадратик «Моя левая рука».
Бронза. 1988-2002 гг.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Танцует Майя Плисецкая. 1982 г. Бумага, лак, темпера.
Коллекция Владимира Спивакова, Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Танцует Майя Плисецкая. Одна из 5 частей полиптиха. 1968-1988 гг.
Бумага, лак, золото. 96 х 100 см. Собрание семьи художника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Танцует Майя Плисецкая. Цикл триптихов. 1982 г. Бумага, лак, темпера.
96 х 100 см. Собрание семьи художника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Танцует Майя Плисецкая. Триптих №1. 1987 г. Бумага, смешанная техника.
86х30,9; 86х30,6; 86х30,6 см. Нижегородский государственный художественный музей.
Владимир Маяковский. Здесь будет город-сад. Стихотворения и поэмы. Художник Б. Жутовский.
Москва, Издательство «Современник», 1989 г. – 142 с., ил. Обложка.
Владимир Маяковский. Здесь будет город-сад. Стихотворения и поэмы. Художник Б. Жутовский.
Москва, Издательство «Современник», 1989 г. – 142 с., ил. Фронтиспис и титульный лист.
Владимир Маяковский. Здесь будет город-сад. Стихотворения и поэмы. Художник Б. Жутовский.
Москва, Издательство «Современник», 1989 г. – 142 с., ил. Разворот (1)
Владимир Маяковский. Здесь будет город-сад. Стихотворения и поэмы. Художник Б. Жутовский.
Москва, Издательство «Современник», 1989 г. – 142 с., ил. Разворот (2)
Владимир Маяковский. Здесь будет город-сад. Стихотворения и поэмы. Художник Б. Жутовский.
Москва, Издательство «Современник», 1989 г. – 142 с., ил. Портрет В. Маяковского.
Б.И. Жутовский. Фотография 27 декабря 2011 г.
После 50-летия Жутовского, картина стала пластическими «отпечатками» ежегодных самых ярких, самых трогательных событий. Над этой серией «Как один день» (1982-2002), своего рода автобиографией, которая норовила превратиться в автопортрет, превратить дневник - в инсталляцию, дни и годы разложить по полочкам таблицы, вроде Менделеевской, он работал со временем двадцать лет. Подсчитывал дни, минуты, чтобы обнаружить в 70 лет, что годы прошли «как один день». И это стало названием работы. Этот день, что длится почти век, - форма эпическая.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Толька. Дядя-брат. Сталин и др. Квадратик из полиптиха
«Как один день». 1982-2002 гг.
Пригласительный билет на встречу с Борисом Жутовским в Государственной Третьяковской галерее
на Крымском валу 13 апреля 1996 г. э
Б.И. Жутовский (1932-2023). Ландшафты правой руки. Девять листов (1). 1989 г.
Бумага, черный карандаш. 76 х 57 см.
После автомобильной катастрофы Жутовского в Крыму в 1975 году, когда погибла его жена Люся, у него сильно болела правая рука и он практически писал и рисовал только левой рукой. И вот придумал такую серию «Ландшафты правой руки».
Б.И. Жутовский (1932-2023). Ландшафты правой руки. Девять листов (2). 1989 г.
Бумага, черный карандаш. 76 х 57 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Ландшафты правой руки. Девять листов (3). 1989 г.
Бумага, черный карандаш. 76 х 57 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Ландшафты правой руки. Девять листов (4). 1989 г.
Бумага, черный карандаш. 76 х 57 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Ландшафты правой руки. Девять листов (5). 1989 г.
Бумага, черный карандаш. 76 х 57 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Ландшафты правой руки. Девять листов (6). 1989 г.
Бумага, черный карандаш. 76 х 57 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Ландшафты правой руки. Девять листов (7). 1989 г.
Бумага, черный карандаш. 76 х 57 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Ландшафты правой руки. Девять листов (8). 1989 г.
Бумага, черный карандаш. 76 х 57 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Ландшафты правой руки. Девять листов (9). 1989 г.
Бумага, черный карандаш. 76 х 57 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Женский портрет. 1990-е гг.
Бумага, смешанная техника. 16,5 х 11 см. Частное собрание.
Российский художник Борис Жутовский. Фото Георгия Елина, 2010 г.
В этой картине Жутовского «Как один день». (полиптих, смешанная техника) - в начале было 73 картинки небольшого размера. Два квадратика, две ниши не были заполнены. «Если Господь даст мне возможность пережить этот срок, - надо будет придумать что-то с продолжением, а если не даст, ячейки останутся пустыми», - добавил автор. Последнее «гнездо» творчества художника — автопортрет. Его он оставил себе на 2006 год. Позади - пока еще несколько пустых рамок. Потом - придется придумывать. А значит - открытый финал. И значит - длятся диалоги, с жизнью, с памятью, с искусством, со зрителем.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Как один день (Полиптих «50»). Квадратик «Владимир Львович Кассиль».
1988-2002 гг. Смешанная техника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Полиптих «Страсти по человеку». Размер 140 х 43 см. (каждая). 1990-2000-е гг.
Собрание семьи художника.
«Это, конечно, настоящий реализм, но на другом языке», – сказал Борис Абрамович Слуцкий, придя к Бобе в мастерскую, тогда единственную.
Это было сказано про «Страсти по человеку», удивительную работу, которую я покажу сегодня. Для меня она неожиданна ещё и тем, что Боба сделал её совсем юным, ему не было тридцати. Хочу напомнить, что и он, и большинство из нас, сегодня читающих этот канал, выросли в стране атеистической, антиклерикальной, в стране с другой идеологией, в стране, где даже библию было не достать. Откуда в нём выросла эта идея и эта символика? В мальчике практически!
Вот они — семь картин цикла «Страсти по человеку».По порядку:
1 - Страсть по Убийству.
2 - Страсть по Детям.
3 - Страсть по Земле.
4 - Страсть по Христу.
5 - Страсть по Небу.
6 - Страсть по Женщине.
7 - Страсть по Смерти.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Полиптих «Страсти по человеку».
1. Страсть по Убийству. 1990-2000-е гг. Собрание семьи художника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Полиптих «Страсти по человеку».
2. Страсть по Детям. 1990-2000-е гг. Собрание семьи художника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Полиптих «Страсти по человеку».
4. Страсть по Христу. 1990-2000-е гг. Собрание семьи художника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Полиптих «Страсти по человеку».
4. Страсть по Христу. Фрагмент. 1990-2000-е гг. Собрание семьи художника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Полиптих «Страсти по человеку».
5. Страсть по Небу. 1990-2000-е гг. Собрание семьи художника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Полиптих «Страсти по человеку».
6. Страсть по Женщине. 1990-2000-е гг. Собрание семьи художника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Полиптих «Страсти по человеку».
6. Страсть по Женщине. Фрагмент. 1990-2000-е гг. Собрание семьи художника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Полиптих «Страсти по человеку».
7. Страсть по Смерти. 1990-2000-е гг. Собрание семьи художника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Зима. 2001.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Абстракция. 1991 г. Бумага, масло, золото.
Размер в свету 86 х 31 см. https://auction.ru, 2024 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Абстракция. 1990 г. Бумага, смешанная техника. 60 x 85 см.
Русская антикварная галерея, Москва. Цена 175.000 руб.
Б.И. Жутовский на острове Тенерифе. 2012 г.
Борис Жутовский двадцать лет писал картину, на которой изобразил прожитое время во всех формах, кроме музыкальной: в живописи, фотографии, тексте и памятных вещах - в камнях и ракушках. Она состоит из 75 ячеек, в которых – революции, Сталин, Хрущев, застой, перестройка; само искусство, любовь, дружба и смерть. Каждую ячейку Борис Жутовский описал в двух томах книги «Как один день». Она вышла в свет в начале 2011 года. Произведение, которое задумывалась как монография о жизни, получилось книгой о России XX века.
И книга, и картина посвящены погибшей в автокатастрофе жене Жутовского, — Людмиле Бороздиной, так же, как и многие живописные работы.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мертвое море. 1993 г. Холст, масло. 96 х 100 см.
Собрание семьи художника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Композиция. 1990-е гг. Бумага, пастель. 16,5 х 11 см.
Частное собрание.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Не по Сеньке шапка...1. Из цикла «Слепые рисунки». 1991 г.
Бумага, смешанная техника. 44,5 х 30 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
«Слепые рисунки» Бориса Жутовского сделаны с помощью рапидографа, другое название изограф. Рапидограф – это инструмент для выполнения точных чертёжных работ. Используется архитекторами, художниками, дизайнерами для создания чертежей и рисунков тушью. Жутовский с помощью рапидографа создал несколько серий «слепых рисунков». Как он вспоминает, «Однажды я взял рапидограф, закрыл глаза и стал рисовать с закрытыми глазами. А когда открыл, увидел… черт знает, как получилось. Я сделал целую серию, она называется «Смерть Риты»…И после этого еще дважды на протяжении жизни у меня возникала такая внутренняя необходимость, в силу обстоятельств. Три серии всего и было: «Смерть мамы», «Израиль» и «Смерть Риты».
Б.И. Жутовский (1932-2023). Не по Сеньке шапка...2. Из цикла «Слепые рисунки». 1993 г.
Бумага, смешанная техника. 44,5 х 30 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Евреи. Из цикла «Слепые рисунки». 1993 г.
Бумага, смешанная техника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мамка умерла, прими ее, Господи. 1993 г.
Бумага, смешанная техника. 44,5 х 30 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков»,
Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Один. Из цикла «Слепые рисунки». 1993 г.
Бумага, смешанная техника. 44,5 х 30 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков»,
Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Спор. Из цикла «Слепые рисунки». 1993 г.
Бумага, смешанная техника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Хельсинки - другая цивилизация. Из цикла
«Слепые рисунки». 1993 г. Бумага, смешанная техника. 44,5 х 30 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Хельсинки в воскресный день. Из цикла
«Слепые рисунки». 1993 г. Бумага, смешанная техника. 44,5 х 30 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Кентавр. 1994 г. Бумага, смешанная техника. 50 х 36 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2007 г. Эстимейт 40.000 – 50.000 руб.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Обложка книги Игоря Губермана «Штрихи к портрету».
Роман. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1994 г. – 386 с.
Б.И. Жутовский. Фотография 2014 г.
В 2002 году Жутовский записал:
«Мне 70 лет. Я прожил к этому времени 25 550 дней, 1533000 часов, 91980000 минут: «Как один день». С этого дня картина поменяла свое название. Вместо «Пятьдесят» (так она именовалась первоначально) она теперь называется «Как один день»…».
Выставка и книга-альбом портретов случились позднее, в 2004 году. Своеобразие в том, что и картины, и портреты в книге сопровождаются пространным авторским текстом.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Триптих «Раз любишь на белом – на!». 1. Левая часть. 2. Центральгая часть. 3. Правая часть. 1995-1998 гг. Бумага, золото, лак, гуашь. 3 х 84,5 х 29,3 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). 1. Композиция. 1996 г. Бумага, смешанная техника. 86 х 25,5 см. Частное собрание.
2. Композиция. 1996 г. Бумага, смешанная техника, лак. 87 х 30 см. Дар редакции журнала «Наше наследие». Ныне в Музее-заповеднике «Абрамцево».
Б.И. Жутовский (1932-2023). Рыба. 1996 г. Оргалит, ассамбляж. 128 x 100 см.
Частное собрание.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия. 1997 г. Бумага тонированная, монотипия.
70,1 х 50,2 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия. 1997 г. Бумага «верже», кисть, акварель, мелки.
63,3 х 48,5 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Двое. 1999 г. Бумага, акварель. 54 х 33 см.
Частное собрание.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия. 1997 г. Бумага «верже» с водяным знаком,
монотипия. 62,9 х 48,4 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Афиша персональной выставки в Центральном Доме Художника.
1997 г. Бумага «fabriano», монотипия. 70 х 50,2 см. Ирбитский государственный музей
изобразительных искусств им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Калиновка на озере Таватуй. 1997 г. Бумага, уголь. 56 х 76 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Калиновка на озере Таватуй. 1997 г. Бумага, уголь. 56 х 76 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Б.И. Жутовский. Фотография 2010-е гг.
В 1987 году художник опубликовал в газете «Московские новости» статью «Пока я не умер», посвященную проблемам и судьбе вчера еще неофициального искусства в стране. Два года спустя в журнале «Огонек» был опубликован материал о творчестве Бориса Иосифовича «Я болен временем». В «Литературной газете» примерно тогда же вышли воспоминания о событиях начала шестидесятых годов – «Групповой портрет в казенном интерьере».
Б.И. Жутовский (1932-2023). 1. Зеленый лак. 2001 г. Бумага, смешанная техника. 70 х 25,5 см.
2. Синий лак. 2001 г. Бумага, смешанная техника, 86 х 30,5 см. Оба - Мастерская-галерея
«Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Календарь настенный на 2000 год. С изображением фрагмента работы из серии «Лаки». 1999 г. Из коллекции галереи «Грифон», Международный Восточно-Европейский университет, Березники, Пермский край.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Себеж. Дорога к храму. 2004 г. Бумага, смешанная техника. 50 x 60 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Себеж. Дорога к Тригорскому. 2004 г. Бумага, смешанная техника. 50 x 60 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Себеж. Тут мы и жили. 2004 г. Бумага, смешанная техника. 50 x 60 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). До чего же умирать не хочется! За нас, не чокаясь! 2004 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Пра-прадед. 2004 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). 1. Девушка и треугольники. 2006 г. Оргалит, смешанная техника. 110 х 50 см. 2. Дама в зеленом. 2007 г. Оргалит, смешанная техника. 110 х 50 см. Обе - Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). 1. Абстрактная композиция. 2008 г. Бумага, авторская техника. 55 х 24 см. Художественно-антикварный салон «Art & Antique», Иркутск. 2. Без названия. Бумага, гуашь, акрил, смешанная техника. 56 х 19 см. www.artinvestment.ru, 2016 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Затмение. 2007 г. Оргалит, смешанная техника. 110 х 100 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Луна. 2007 г. Оргалит, смешанная техника. 110 х 100 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Пространство. 2007 г. Оргалит, смешанная техника. 110 х 100 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Борис Жутовский в Польше на фоне рисунков В. Маяковского. 2008 г.
Бориса Жутовского в 1969 году приняли в Союз художников СССР, как художника книги. Тогда никто не предполагал, что Жутовский еще и талантливый литератор. Среди его книг – «Письма учителя Дмитрия Ивановича Архангельского и жены его Надежды Павловны ученику Борису Жутовскому в L-LXX годы ХХ века» (2006), «Как один день. Роман-картина. В 2 книгах» (2011). В этих книгах он продолжил «рисовать время». С его уходом это время окончательно стало прошлым.
В 2008 году Жутовский побывал в Польше у своих друзей, польских художников и галериста Петра Новицкого. Одновременно была развернута выставка рисунков Жутовского, посвященная Владимиру Маяковскому, часть из которых просто украли со стендов выставки .
Б.И. Жутовский (1932-2023). Из серии рисунков, посвященных 115-й годовщине со дня рождения В.В. Маяковского (1-2). 2008 г.
Жутовский (1932-2023). Из серии рисунков, посвященных 115-й годовщине со дня рождения В.В. Маяковского (3-4). 2008 г.
столбец3
Б.И. Жутовский (1932-2023). Из серии рисунков, посвященных 115-й годовщине со дня рождения В.В. Маяковского (5-6). 2008 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Из серии рисунков, посвященных 115-й годовщине со дня рождения В.В. Маяковского (7-8). 2008 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Из серии рисунков, посвященных 115-й годовщине со дня рождения В.В. Маяковского (9-10). 2008 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Из серии рисунков, посвященных 115-й годовщине со дня рождения В.В. Маяковского (11-12). 2008 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Из серии рисунков, посвященных 115-й годовщине со дня рождения В.В. Маяковского (13-14). 2008 г.
Б.И. Жутовский. Фотография Юрия Роста, 2021 г.
Главный же талант Бориса Жутовского состоял в том, что он обеспечивал коммуникацию между миром искусства и самой широкой внешней аудиторией. Он занимался этим нелегким делом и во времена застоя, и в перестройку, и в последние десятилетия. Он гениально давал интервью. У него был потрясающий низкий, гипнотический голос. С одинаковой легкостью он говорил об истории страны, науке, литературе, итальянском Ренессансе и Николае Фешине. Умение общаться составляло сердцевину его дара. «Я бесконечно оптимистичен. Я родился на свет, я получил образование, я нашел нишу своей одержимости, и у меня есть возможность ее реализовывать. Все это — высшая форма человеческой удачи».
Б.И. Жутовский (1932-2023). Каспий. Осень. 2008 г. Бумага, энкаустика. 50 х 70 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Каспий. Закат. 2008 г. Бумага цветная (индиго), пастель. 50 х 64,8 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Суд над Ходорковским. Прокурор Лахтин. 2010 г.
Михаил Борисович Ходорковский (род. 1963, Москва) - российский общественный и политический деятель, предприниматель, публицист. Один из самых богатых россиян начала 2000-х годов, был совладельцем и главой нефтяной компании «ЮКОС». В октябре 2003 г. осужден по обвинению в хищениях и неуплате налогов на 10 лет и 10 месяцев заключения. В 2009 г. Б. Жутовский выступал на радио «Свобода» в защиту Ходорковского и в 2011 иллюстрировал книгу «Дело № Ходорковского». Отсидев 10 лет и 2 месяца, Ходорковский в декабре 2013 г. вышел на свободу, помилованный В.В. Путиным.
А.Б. Пумпянский, С.А. Ковалев, Б.И. Жутовский. Дело № Ходорковского. Москва, Издательство «Зебра Е», 2011 г. - 256 с., ил. Обложка и иллюстрация.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мегафон на родине и памятник 300-м русским солдатам
при участии Пауля Клее. 2012 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Родина моя Кутузовка при участии Пауля Клее. 2012 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Из путевых зарисовок в Тенерифе. 2012 г.
Борис Жутовский, страстный путешественник, в 2012 г. совершил незабываемую поездку
на испанский остров Тенерифе, из которой привез массу впечатлений и рисунков.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Тенерифе. 2013 г. Бумага, монотипия. 39,5 х 56 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Композиция. 2014 г. Бумага, лак, золото, темпера. 17,3 × 31,5 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Композиция. 2014 г. Бумага, лак, золото, темпера. 31 х 24,5 см.
Частное собрание.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Норвегия. 2014 г Бумага, пастель, цветные карандаши.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Иллюстрация к книге Игоря Акимушкина
«Мир животных». 2015 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Горный пейзаж. 2015 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Памятник воинам 1812 года на Кутузовке
у дома художника. 2018 г.
Борис Жутовский в своей мастерской. Фотография из фондов Свердловского областного
краеведческого музея. 2013 г.
Борис Иосифович Жутовский скончался 8 марта 2023 года в Москве на 91-м году жизни. Прощание прошло 13 марта
в Малом зале Центрального дома литераторов. Тело было кремировано, а прах развеян.
Работы Жутовского хранятся во многих российских и зарубежных музейных и частных собраниях.
Борис Жутовский. Как один день. Книга первая. Память. Природа. Искусство. Книга вторая. Друзья. Гении. Годы. 2011 г.
Борис Жутовский. Как один день. Роман-картина. Книга первая. Память. Природа. Искусство. 2011 г.
Фронтиспис и титульный лист.
И.М. Губерман, Б.И. Жутовский. Открытый текст. Москва, Издательстаово СБМ-галерея, 2010 г. - 172 с., ил.
Два изречения Бориса Жутовского:
Возникает ощущение, что по спирали история развивается лишь в отношении количества убиенных, а по сути событий - она движется по кругу.
Истории плевать на яйцеголовых талмудистов, открывающих закономерности, и светящихся пророков, зовущих к любви. Человеческими жизнями распоряжаются хамы.