Борис Иосифович Жутовский (1932-2023) – советский и российский живописец и иллюстратор, участник знаменитой «Измайловской» выставки нонконформистов. Окончил отделение художников книги Московского Полиграфического института (ученик профессора А. Гончарова, И. Чекмазова, Д. Архангельского) и стал известен как мастер абстрактного искусства и портретной живописи. В 1962 году он участвовал в скандальной выставке «30 лет МОСХ», которую посетил Н.С. Хрущев. Политик раскритиковал авангардистов («отправить на лесозаготовки») и назвал их произведения «мазней». Однако позже он извинился перед Жутовским. С 1964 года участвует в выставках живописи и графики в СССР, а затем в музеях и галереях мира от Москвы до Нью-Йорка. В 1969 году иллюстратора приняли в Союз художников СССР. Автор знаменитой портретной серии выдающихся представителей СССР и России XX века «Последние люди империи», многих из которых он знал лично. Жил и работал в Москве.
Первое семейное фото Бориса Жутовского с женой Люсей. 1961 г.
Борис Иосифович Жутовский родился 14 декабря 1932 года в Москве. Его отец, польский коммунист, по профессии был инженером, специалистом по авиационным приборам. Он погиб в 1938-м, когда Жутовскому было пять с половиной лет, разбился в Архангельске на Северной Двине, возвращаясь из арктической экспедиции по поиску экипажа пропавшего самолета под командованием Сигизмунда Леваневского. Это был самый разгар репрессий, тем самым отец избежал лагеря. Похоронили с почестями, на Новодевичьем. Борису назначили пенсию до совершеннолетия в 300 рублей. На эти деньги семья пережила войну. Художник отца не помнит, но все равно создавал его образ. Мама была издательским работником. Отчасти на выбор профессии повлиял отчим, с которым Борис прожил 30 лет, он занимался перерисовкой и мелкой издательской работой. Глядя на его зарисовки, Борис и взял в руки карандаш. Тогда он просто рисовал все, что видел вокруг.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мама и Марико. 1956 г. Бумага, темпера. 60 х 41 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Фигура. 1958 г. Бумага, тушь, пастель. 59,5 х 39,5 см.
Художественно-антикварный салон «Art & Antique», Иркутск.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Ожидание. 1959 г. Бумага, смешанная техника. 60 х 40 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Воспоминания. 1959 г. Бумага, смешанная техника
(цветные карандаши, гуашь, коллаж).
Б.И. Жутовский (1932-2023). Грузчик. 1960 г. Бумага, смешанная техника. 60 х 40 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Лесной кордон. 1960 г. Бумага, смешанная техника. 60. 40 х 60 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Война пришла. 1960 г. Бумага, смешанная техника. 40 х 60 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Карьер. 1960 г. Бумага, смешанная техника. 40 х 60 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Лесник. 1960 г. Бумага, смешанная техника. 40 х 60 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Больной Колли. 1960 г. Оргалит, масло, коллаж. 39,5 х 139 см.
Алексей Владимирович Колли (1927-1985) - советский художник, график. Член Союза художников СССР,
Союза журналистов СССР. Друг Жутовского.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Осенние сады. 1959 г. Бумага, смешанная техника. 40 х 60 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Площадь Белорусского вокзала. 1960 г. Бумага, смешанная техника. 40 х 60 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Утро понедельника. 1960 г.
Бумага, смешанная техника. 60 х 40 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Одно из французских изданий Модильяни. Париж, 1950 год.
В художественную школу Жутовский пришел за два года до поступления в институт – хотел потренировать академическое рисование, но почти сразу был выгнан за вольнодумство. А все потому, что принес на урок книгу с рисунками Модильяни, о котором до 1960-х годов в СССР было известно только специалистам-искусствоведам. (Правда, доподлинно неизвестно какое зарубежное издание Модильяни и каким образом оно попало в руки юноши Жутовского). Советская идеология не признавала ни Модильяни, ни его деликатные рисунки в стиле ню. Ну, а Жутовский, впервые ощутив на себе дыхание цензуры, решил сменить профессию – и стал участвовать в массовках театра имени Вахтангова, главным режиссером которого в то время был однокашник его матери Рубен Симонов. Буквально через несколько спектаклей Симонов посоветовал Бобе вернуться к живописи. «Боба, артист – человек зависимый. Поверь, это не твое», – сказал ему Рубен Николаевич.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Слепые рисунки. Цикл рисунков. 1961 г.
Бумага, карандаш. Собрание семьи художника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Здесь будет построена Братская ГЭС. 1962 г.
Рисунок. 13,9 х 10,7 см. Частное собрание.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Mani. 1964 г. Бумага, смешанная техника. 28,9 x 40,9 см.
Частное собрание.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия. 1964 г. Бумага, карандаш. 28,9 x 40,9 см.
Частное собрание.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия. 1965 г. Бумага, черный маркер.
59,6 х 43,2 см. Аукцион GoForArts.com, 2024 г. Лот продан за EUR 450 евро.
.И. Жутовский (1932-2023). Остров Диксон. 1965 г. Офорт. 39,5 х 26,4 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия. 1965 г. Офорт. 20,8 x 29,4 см.
Аукцион GoForArts.com, 2024 г. Лот продан за EUR 450 евро.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия. 1965 г. Бумага, карандаш. 29,4 x 38,6 см.
Аукцион GoForArts.com, 2024 г. Лот продан за EUR 750 евро.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия. 1965 г. Бумага, маркер, коллаж.
42,8 x 59,7 см. Аукцион www.gazette-drouot.com, Париж, 2023 г.
Студенты Полиграфического института готовятся к первомайской демонстрации, 1952 год. Слева стоит профессор И.И. Чекмазов. Однокашники: Л. Гольдберг, Ю. Борисенко, А. Кузнецов, Ю. Молоканов. Слева на корточках - Б. Жутовский, справа – Дан Думитреску, румын.
Жутовский поступил на художественно-оформительское отделение Московского полиграфического института, который благополучно окончил в 1956 году. Художник вспоминал, что основу преподавателей составляли «недобитые властью формалисты» - Андрей Дмитриевич Гончаров, Иван Иванович Чекмазов, Дмитрий Иванович Архангельский, боявшиеся учить делу: почти все годы обучения Жутовский только и занимался, что красил натюрморты. «Но во главе этой кафедры был Андрей Гончаров, знаменитый живописец и график, воспитавший в нас редкое по тем временам вольнодумство, – вспоминал Борис Иосифович. – Потому что из других вузов подобного рода все выходили одинаковыми, как под одну гребенку. Всех там учили улыбаться социалистическим реализмом».
Б.И. Жутовский (1932-2023). Абстрактная композиция. 1960-е гг.
Картон, бронзовая краска, тушь, кисть. 46 х 32 см. Частное собрание.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Композиция. 1965 г. Бумага, смешанная техника.
17,2 х 12,3 см. Частное собрание.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Булат Окуджава «Всю ночь кричали петухи». 1966 г.
Офорт. 19 х 15 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мгновения перед началом (1). И всё это из ребра! 1966 г.
Бумага, фломастеры. 40 х 30 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мгновения перед началом (2). Никаких певичек – хочу Эйсебио.
1966 г. Бумага, фломастеры. 40 х 30 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
И чтобы у вас не возникало никаких сомнений, Эйсебио (1942-2014) – знаменитый португальский футболист.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мгновения перед началом (3). Только если крепость
сдастся добровольно. 1966 г. Бумага, фломастеры. 40 х 30 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мгновения перед началом (4). Неужели это всё
из одного ребра? 1966 г. Бумага, фломастеры. 40 х 30 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мгновения перед началом (5). Третий раз за эту неделю…
Нет, день спустя. 1966 г. Бумага, фломастеры. 40 х 30 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мгновения перед началом (6). Это сильнее,
чем мне могло присниться. 1966 г. Бумага, фломастеры. 40 х 30 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мгновения перед началом (7). Мастер и Маргарита.
1966 г. Бумага, фломастеры. 40 х 30 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков»,
Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Варшавянин с собакой на выставке Пауля Клее. 1966 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Если б я мог подумать о чём-нибудь ещё, господи! 1966 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Буду в пятницу вечером. Бобка. 1966 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мир Кристины. Безмятежность. 1966 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). После поезда Краков – Зелёная Гура. 1966 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Это очень приятно, особенно после ужина. 1966 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Вот, расчленил меня всю. Чего теперь делать? 1966 г.
Выставка в Манеже «30 лет МОСХ», 1 декабря 1962 года. На фото (слева направо): главный редактор газеты «Правда» П.А. Сатюков, первый секретарь Правления Союза художников СССР С.В. Герасимов (в очках), помощник Хрущёва В.С. Лебедев, охранник Хрущёва, Б.И. Жутовский, Н.С. Хрущёв, М.А. Суслов, Председатель Совета Министров РСФСР Д.С. Полянский (виден из-за спины Суслова), президент Академии художеств СССР В.А. Серов.
Став дипломированным специалистом «по натюрмортам», Жутовский по собственному желанию был распределен на Урал, в Свердловск, где начал работать художественным редактором местного книжного издательства. Но уже через два года в 1957 году он вернулся в Москву, работал в различных издательствах Москвы как иллюстратор и дизайнер книги и вступил в студию Элия Белютина, проповедующего свободу творчества. Так Жутовский и оказался среди десяти белютинцев, чьи работы были показаны в рамках юбилейной выставки «30 лет МОСХа». Политик раскритиковал авангардистов и назвал их произведения «мазней». Он сказал Жутовскому: «Вас надо сажать и посылать на лесоповал». Жутовский ответил: «Мне 29 лет, я здоровый бык, мастер спорта по альпинизму и на лесоповале уже работал». Хрущев закричал, чтобы мы ехали к своим западным поклонникам. С портретов Тольки, Борьки и Ильи-сталевара, выставленных в Манеже, и началось творчество Жутовского, которое тут же оказалось под запретом на 17 лет.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Портрет Тольки. 1962 г. Картон, темпера, рельеф.
102 х 74,5 см. Собрание В. Антоничука, Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Ню. 1966 г. Оргалит, смешанная техника. 31 х 19 см.
Аукционный дом «Литфонд», Екатеринбург, 18.05.2024 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Метаморфозы. 1966 г. Оргалит, темпера, воск, фломастер, рельеф, ассамбляж.
Галерея журнала «Наше наследие», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). «Вот ты и приехал». 1967 г. Офорт. 37,8 х 29 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). «Бог ты мой!». 1967 г. Офорт. 29,6 х 27,5 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). «Мело, мело по всей земле…» (Борис Пастернак).
1967 г. Офорт. 31 х 21,5 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). «Тень, знай свое место». 1967 г. Офорт. 33,9 х 26,1 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия (1). 1967 г. Офорт. 31,6 х 21,3 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия (2). 1967 г. Офорт. 31,6 х 21,2 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Существует несколько версий того, как работы белютинцев оказались в Манеже. Дело в том, что до визита Хрущева юбилейная экспозиция работала в Манеже уже несколько недель. А вот белютинцев туда привезли лишь накануне визита. Причем за несколько дней до этого экспозиция студии Белютина открылась на Таганке – и все иностранные корреспонденты сделали о ней свои репортажи. Так весть, что в СССР показывают абстрактное искусство, облетела мировые телеканалы. Жутовский предполагал, что оппоненты Хрущева решили «притащить» его на выставку и столкнуть с интеллигенцией, остававшейся, по словам художника, «единственным слоем людей в обществе, которые, хоть и с оговорками, поддерживали Хрущева». Однако позже Хрущев извинился перед Жутовским. «Да я туда и ехать не собирался, Борис», — признался тогда Хрущев художнику. Оказалось, провозя его «ненароком» мимо Манежа московские функционеры уговорили зайти посмотреть на новое искусство, а проводя по выставке, кто-то из ЦК сказал: «Сталина на них нет!» Вот и вспылил на художников могильщик сталинизма, хотя злился, по его словам, на свое ностальгирующее по репрессиям окружение.
Н.С. Хрущев, секретарь ЦК КПСС Л.Ф. Ильичев и министр культуры СССР Е.А. Фурцева на выставке в Манеже.
Москва, 1 декабря 1962 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Автопортрет. 1961 г. Холст, масло. 80 x 60 см.
Б.И. Жутовский: Этот портрет моего брата.
Н.С. Хрущев: Штаны с вас спустить надо. Какой это брат? И вам не стыдно? Это юродство, а он говорит - это брат. Вы нормальный физически человек? Вы пидарас или нормальный человек? Это - пидарасы в живописи. Посмотри лучше, какой автопортрет Лактионов нарисовал. Если взять картон, вырезать в нем дырку и приложить к портрету Лактионова, что видно? Видно лицо. А эту же дырку приложить к твоему портрету, что будет? Женщины должны меня простить — жопа!
Б.И. Жутовский (1932-2023). Всякому «за» предшествует «против». 1967 г. Офорт. 28,7 х 30,7 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Девчонки. 1967 г. Офорт. 31,3 х 21,2 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Выбор. 1967 г. Офорт. 31,5 х 21,5 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия (4). 1967 г. Офорт. 48,3 х 27 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Золотце. 1967 г. Офорт. 31,5 х 21,2 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Любовь. 1967 г. Офорт. 31,7 х 21,2 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Люблю я тебя. 1967 г. Бумага японская рисовая, офорт.
31,5 х 21,5 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Зима. 1967 г. Офорт. 31,7 х 21 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Эрнст Неизвестный, Б.И. Жутовский, С.Н. Хрущёв в мастерской Неизвестного. 1973 год.
Общая сумма расходов на изготовление памятника Хрущёву на Новодевичьем кладбище составила 12 тысяч рублей, 3 из которых выделил ЦК, а 9 - семья. Сумма гонорара не обсуждалась, так как авторы понимали, как престижен такой заказ. За голову отвечал Неизвестный. Жутовский - за постамент и буквы. Отливали на монументальной фабрике в Мытищах. Разрешения на установку памятника не давали до тех пор, пока вдова не позвонила Косыгину, который задал ей всего один вопрос: «Вам нравится?» Она сказала: «Да». И тут же разрешение дали. Фотографировал Жутовский, поставив камеру на автоспуск.
Эрнст Неизвестный (1925-2016). Надгробный памятник Н.С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище. 1975 г.
Б.И. Жутовский: «На выставке они повесили Кандинского, Фалька, Татлина, Штеренберга – весь авангард 20-х, к которому и нас решили пристегнуть! Предложили нам категорически выставить там свои работы под приезд Хрущева. Сначала его подзавели на классиках авангарда, а потом под белы руки к нам подняли. Он дружески так обнял меня: “Ну, показывайте, что вы там нарисовали!” Смотрит – и вдруг стал малиновым! Он на все мои работы натолкнулся. И понеслось – все эти “педерасты”, “вон!” и “на лесоповал!”».
Б.И. Жутовский (1932-2023). «Как дела, Пабло?» (Автопортрет?). 1967 г. Офорт.
31,7 х 21,2 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Место заключения. 1967 г. Офорт. 31,3 х 21,3 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). 1. Композиция. 1967 г. Офорт. 43,3х61,5 см. Auction.ru, 2024 г. Цена 45.000 руб.
2. Приятели. 1967 г. Офорт. 28,7х12,3 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Очень старая история (Lei e Lui). 1967 г. Офорт.
31,4 х 21 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Пять лет жене. 1967 г. Офорт. 31,4 х 20,9 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). С приездом. 1967 г. Офорт. 31,6 х 21,3 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Остров Виктория. 1967 г. Офорт. 31,6 х 21,1 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский и Н.С. Хрущев. Жутовский в гостях у Хрущёва на его последнем дне рождения
15 апреля 1971 года. Плащ на Хрущёве такой же, как у французских полицейских - подарок де Голля.
Кстати, через семь лет после своей отставки Н.С. Хрущев позвал Жутовского на свой день рождения – там он лично извинился и попросил зла не держать. Жутовский и не держал: через год он уже помогал Эрнсту Неизвестному работать над надгробным памятником бывшему вождю. Да и в принципе Жутовский никогда не спекулировал на том событии в Манеже – и не делал из себя жертвы режима. На время опалы он нашел приют в книжной графике – остальные работы складировал в стол. Представить их широкой публике он смог лишь после 1979 года, когда возобновились полулегальные выставки современного искусства в Москве. Первая же его персональная выставка состоялась в 1990 году. А вот за границей имя Жутовского хорошо знали еще с середины 60-х: он часто дарил свои работы журналистам и дипломатам, а те с радостью их выставляли везде – от Гданьска до Лос-Анджелеса.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Тюрьма. 1967 г. Офорт. 30,2 х 21,1 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Утро. 1967 г. Бумага, смешанная техника. 42 х 30 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Семья. 1967 г. Офорт. 31,6 х 21,5 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Свидание. 1967 г. Офорт. 31,5 х 21,2 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Танцы. 1967 г. Офорт. 30,5 х 21,3 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Итало Кальвино. Космикомические истории. Рассказы. Обложка и иллюстрация Б. Жутовского к рассказу «Всё в одной точке». Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1968 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Лицо человека. Рисунок для периодического издания «Роман-газета». 1971 г.
Прометей. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Т. 4. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1967 г. 432 c.,ил. С рисунком и автографом Бориса Жутовского.
Альманах «Прометей». Т.4. 1967 г. Рисунок и автограф Бориса Жутовского. 1967 г.
Прометей. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей».
Т. 8. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1971 г. Оформление Б. Жутовского.
Элий Белютин и студия «Новая реальность» в Абрамцево. Кадр из документального фильма, 2015 г.
Дело художника, с точки зрения Бориса Иосифовича, – реакция на происходящее на Земле. А картина, скульптура, рисунок – это попытка осмысления. Говорит об этом легко. Но делает вещи, вбирающие в себя боль и память и заставляющие вновь и вновь задавать проклятые вопросы. Таков его триптих «Польша-65», который находится в музее Людвига в Кёльне. В одной из частей триптиха он использовал восковой цветок с венка на печи Освенцима в центре звезды Давида. Даже воспроизведенный на бумаге, этот триптих оставляет борозды в сознании. Глубинный, почти животный ужас заключен в этом триптихе. И об этом ужасе нужно напоминать, нужно предупреждать о прошлом, чтобы оно не прорвалось в будущее.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Триптих «Польша-65». 1965 г. Музей Людвига, Кёльн.
Триптих «Польша-65» состоит из трех картин: центральная — «Памяти польских солдат», левая — «Памяти евреев Треблинки», правая — «Освенцим». Все три картины написаны на оргалите, и представляют собой сложные ассамбляжи. В работе использованы самые разнообразные материалы: тушь, перо, воск, темпера, акварель, масло. Кроме названных материалов в композицию картин включена фотокопия объявления в костеле святой Марии в Варшаве, а также копия немецкого чертежа типовых конюшен, использовавшихся нацистами для строительства бараков Освенцима. Работа над триптихом продолжалась два года. В основу положены впечатления автора от поездки в Польшу в июле-августе 1965 года. В 1986 году триптих был приобретен господином Людвигом для музея его имени в городе Кёльне и находится в постоянной экспозиции музея.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Триптих «Польша-65». Памяти евреев Треблинки.
Левая часть триптиха. 1965 г. Оргалит, ассамбляж, энкаустика, темпера. 79,5 х 60 см.
Музей Людвига, Кёльн.
«Памяти евреев Треблинки» — в шестиконечной звезде, отдаленном аналоге Маген Давида на сморщенном фоне — сгоревших в печах людей укреплён восковой цветок из венка на поде одной из печей фашистского ада. Цветок мне подарил пожилой польский еврей, чудом уцелевший узник Треблинки, директор этого мрачного музея.
Вызолоченный и покрытый темным лаком остальной фон картины прочерчен рваными вертикальными линиями. Отзвук струн сферы в картине «Памяти польских солдат».
Б.И. Жутовский (1932-2023). Триптих «Польша-65». Памяти польских солдат.
Центральная часть триптиха. 1965 г. Оргалит, ассамбляж, энкаустика, темпера.
7979,5 х 60 см. Музей Людвига, Кельн, Германия.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Триптих «Польша-65». Освенцим. Правая часть триптиха.
1965 г. Оргалит, ассамбляж, энкаустика, темпера. 79,5 х 60 см. Музей Людвига, Кельн, Германия.
«Освенцим» — вспухший бесформенно-объемный ужас с подобием глаз, не имеющий формного аналога, но страшного как атомный гриб или неведомый взрыв. Внизу справа воспроизведён тщательный немецкий чертеж конюшни — «PFERDESTALL» — бараков для заключённых Освенцима.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Картина «Мадагаскар». Эскиз к центральной части триптиха
«Польша-65». 1965 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Арктика. 1968 г. Оргалит, смешанная техника, рельеф. 56,5 x 123 см.
Собрание семьи художника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Из цикла рисунков «Цветы зла» (по Шарлю Бодлеру). 1970 г.
Бумага, тушь, акварель. 43 x 30,5 см. Аукцион www.gazette-drouot.com, Париж, 2023.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Из цикла рисунков «Цветы зла» (по Шарлю Бодлеру).
1970 г. Бумага, тушь, лак. Собрание семьи художника.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Из цикла рисунков «Цветы зла» (по Шарлю Бодлеру). 1970 г.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Don't Let Me Down (Не покидай меня).
1970 г. Бумага, лак, летрасет*. 42 х 30 см.
Борис Жутовский любил розыгрыши, шарады и современную музыку. Он обожал любые игры. Здесь игра с лаком, с буквами, с музыкой и танцами. Букв, впрочем, тоже много, но они рассыпаны произвольно - где и как хотят. Как привиделось автору.
*Летрасет (Letraset) - метод оформления шрифтов с использованием сухого переноса надписей.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Paperback Writer
(Писатель дешевых романов). 1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Come On, Come On
(Давай, давай!). 1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Good Night (Доброй ночи!).
1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Good Day Sunshine
(Хороший день, солнечный). 1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Helter-Skelter (Спиральная горка).
1970 г. Бумага, смешанная техника. 42 х 30 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков»,
Москва.
Эта картина Б. Жутовского посвящена песне группы Битлз «Helter-Skelter», написанная Джоном Ленноном и Полом Маккартни в 1968 году, первая строка которой «When I get to the bottom I go back to the top of the slide» вписана в круг и переводится как «Достигнув подножия, я возвращаюсь на вершину горы» или «Когда я дохожу до конца, я возвращаюсь к началу».
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». What Goes On
(Что происходит). 1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Hello, Goodbye
(Здравствуй и прощай). 1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Good Night, Sleep Tight
(Вариант «Доброй ночи!»). 1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Love Me Do
(Полюби же меня). 1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Цвет. 1971 г. Оргалит, рельеф, темпера. 61 х 61 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Фигура. 1970 г.
Бумага, смешанная техника. 61,5 х 28,4 см.
Частное собрание.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Манифест балбесизма. 1972 г. Офорт. 29,7 х 14,2 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Свидание с друзьями. 1972 г. Офорт. 27,5 х 21,4 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
На выставке Эдуарда Штейнберга и Владимира Янкилевского в Горкоме графиков. На снимке: Эдуард Гороховский,
Борис Жутовский, Владимир Янкилевский (произведение в кадре). Москва, май 1978 г. Фото Игоря Пальмина.
С 1964-1965 гг. начинается широкий показ работ Бориса Жутовского по всему миру в галереях и музеях: Хельсинки (Финляндия), Торонто (Канада), Рима, Флоренции, Венеции, Аккуилы (Италия), Праги, Братиславы, Устье над Орлицей (Чехословакия), Гданьска, Сопота, Познани, Зеленой Гуры (Польша), Франкфурта, Штутгарта, Бохума (ФРГ), Барселоны (Испания), Лугано, Цюриха (Швейцария), Парижа, Монтеро (Франция), Лондона (Англия), Лейпцига (ГДР), Нью-Йорка, Лос-Анджелеса (США).
В 1965 году Жутовский награжден медалью на фестивале “Злата Грона” в г. Зеленая Гура (Польша) и на выставке “Альтернатива Аттуале II” в г. Аккуила в Италии.
Б.И. Жутовский (1932-2023). GARSIA. 1973 г. Оргалит, золото, темпера. 65,5 x 49,5 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). BEATRIZ. 1973 г. Оргалит, темпера. 65,5 x 49,5 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). ADELLA. 1973 г. Оргалит, темпера. 65,5 x 49,5 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). CASTELLANOS. 1973 г. Оргалит, лак, темпера.
65,5 x 49,5 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Пространство (1). 1973 г. Оргалит, лак, темпера. 60 х 45 cm.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Когда-то давно Жутовский задумал сделать пять картин, посвящённых ипостасям ремесла — линии, цвету, пространству, форме, творцу. Длинная череда работ, в которых случайность, заданную природой, многократно повторяется в капризной перспективе, роднила искусство с наукой.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Пространство (2). 1973 г. Оргалит, лак, темпера. 60 х 45 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Пространство (3). 1973 г. Оргалит, смешанная техника.
78 x 57 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Пространство (4).1973 г. Оргалит, смешанная техника.
78 x 57 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Свидание с детством. 1973 г.
Монтаж выставки Владимира Янкилевского и Эдуара Штейнберга в Горкоме графиков. На снимке:
Борис Жутовский, Илья Кабаков и Владимир Немухин. Москва, май 1978 г. Фото Игоря Пальмина.
В 1969 году Борис Жутовский был принят в Союз художников СССР как художник книги. Участвовал во многих выставках книжного искусства. В 1972 г.участвовал на выставке в галерее Хуана Миро в Барселоне. С 1979 года возобновились полулегальные выставки современного искусства в Москве, на которых были и картины Жутовского. В 1982 году он был награжден дипломом ИБА-82 г. Лейпциг (ГДР).
Б.И. Жутовский (1932-2023). 1. Автопортрет. 1972 г. Офорт.17,4х10,6 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва. 2. Трое. 1972 г. Офорт. 32,4х17 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Начало (1). 1974 г. Бумага, лак, гуашь. 67 x 65 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Начало (2). 1974 г. Бумага, лак, гуашь. 67 x 65 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Начало (3). 1974 г. Бумага, лак, гуашь. 67 x 65 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Б.И. Жутовский (1932-2023). Начало (4). 1974 г. Бумага, лак, гуашь. 67 x 68 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
Вечер прощания с Эрнстом Неизвестным в его мастерской на ул. Гиляровского. Слева направо: Борис Жутовский,
его дочь Ирина, Эрнст Неизвестный, писатель Даниил Данин, поэт Петр Вегин. Москва, март 1976 г.
Борис Жутовский - автор знаменитого цикла портретов «Последние люди империи», в котором представлены выдающиеся личности СССР и России, многих из которых он знал лично. Название серии придумал писатель Фазиль Искандер и подарил Жутовскому. Этот проект продолжался более 30 лет, начиная с 1973 года, и включал в себя свыше 300 портретов, выполненных в технике черного карандаша на бумаге. В 2004 году вышла книга-альбом портретов и воспоминаний «Последние люди империи. 1973-2003», в которую вошли 101 портрет современников, т.е. около трети из всех нарисованных портретов.