• Авторизация


СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ I 07-08-2024 22:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1980-е Фото Юрий Рост. Б.г (465x700, 96Kb)
Борис Жутовский. Фото Юрия Роста, 1980-е гг.

Борис Иосифович Жутовский (1932-2023) – советский и российский живописец и иллюстратор, участник знаменитой «Измайловской» выставки нонконформистов. Окончил отделение художников книги Московского Полиграфического института (ученик профессора А. Гончарова, И. Чекмазова, Д. Архангельского) и стал известен как мастер абстрактного искусства и портретной живописи. В 1962 году он участвовал в скандальной выставке «30 лет МОСХ», которую посетил Н.С. Хрущев. Политик раскритиковал авангардистов («отправить на лесозаготовки») и назвал их произведения «мазней». Однако позже он извинился перед Жутовским. С 1964 года участвует в выставках живописи и графики в СССР, а затем в музеях и галереях мира от Москвы до Нью-Йорка. В 1969 году иллюстратора приняли в Союз художников СССР. Автор знаменитой портретной серии выдающихся представителей СССР и России XX века «Последние люди империи», многих из которых он знал лично. Жил и работал в Москве.

03(1) (480x700, 74Kb)
Первое семейное фото Бориса Жутовского с женой Люсей. 1961 г.

Борис Иосифович Жутовский родился 14 декабря 1932 года в Москве. Его отец, польский коммунист, по профессии был инженером, специалистом по авиационным приборам. Он погиб в 1938-м, когда Жутовскому было пять с половиной лет, разбился в Архангельске на Северной Двине, возвращаясь из арктической экспедиции по поиску экипажа пропавшего самолета под командованием Сигизмунда Леваневского. Это был самый разгар репрессий, тем самым отец избежал лагеря. Похоронили с почестями, на Новодевичьем. Борису назначили пенсию до совершеннолетия в 300 рублей. На эти деньги семья пережила войну. Художник отца не помнит, но все равно создавал его образ. Мама была издательским работником. Отчасти на выбор профессии повлиял отчим, с которым Борис прожил 30 лет, он занимался перерисовкой и мелкой издательской работой. Глядя на его зарисовки, Борис и взял в руки карандаш. Тогда он просто рисовал все, что видел вокруг.

1956 -- Мама и Марико. Бум, темп. 60 х 41. (489x700, 96Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мама и Марико. 1956 г. Бумага, темпера. 60 х 41 см.

1958 Фигура. Бум, тушь, пастель. 59,5 х 39,5. Худож-антиквар. салон. Art & Antique, Иркутск (478x700, 95Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Фигура. 1958 г. Бумага, тушь, пастель. 59,5 х 39,5 см.
Художественно-антикварный салон «Art & Antique», Иркутск.

1959 Ожидание. Бум, см. тех. 60 х 40 см.  Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (495x700, 102Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Ожидание. 1959 г. Бумага, смешанная техника. 60 х 40 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1959 --Воспоминания. Смешанная техника (цветные карандаши, гуашь, коллаж) (496x700, 130Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Воспоминания. 1959 г. Бумага, смешанная техника
(цветные карандаши, гуашь, коллаж).

1960 Грузчик.  Бум, см. тех. 60 х 40 см.  Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (450x700, 130Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Грузчик. 1960 г. Бумага, смешанная техника. 60 х 40 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1960 Лесной кордон. Бум, см. тех. 40 х 60 см.  Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (700x433, 142Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Лесной кордон. 1960 г. Бумага, смешанная техника. 60. 40 х 60 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1960 Война пришла. Бум, см. тех. 40 х 60 см.  Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (700x457, 167Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Война пришла. 1960 г. Бумага, смешанная техника. 40 х 60 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1960 Карьер. Бум, см. тех. 40 х 60 см.  Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (700x466, 99Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Карьер. 1960 г. Бумага, смешанная техника. 40 х 60 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1960 Лесник. Бум, см. тех. 40 х 60 см.  Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (700x435, 105Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Лесник. 1960 г. Бумага, смешанная техника. 40 х 60 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1960 -- Больной Колли. Оргалит, масло, коллаж. 39,5 х 139 см. (700x233, 80Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Больной Колли. 1960 г. Оргалит, масло, коллаж. 39,5 х 139 см.
Алексей Владимирович Колли (1927-1985) - советский художник, график. Член Союза художников СССР,
Союза журналистов СССР. Друг Жутовского.

1959 Осенние сады. Бум, см. тех. 40 х 60 см.  Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (700x430, 171Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Осенние сады. 1959 г. Бумага, смешанная техника. 40 х 60 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1960 Пл. Белорусского вокзала. Бум, см. тех. 40 х 60 см.  Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (700x483, 64Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Площадь Белорусского вокзала. 1960 г. Бумага, смешанная техника. 40 х 60 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1960 Утро понедельника. Бум, см. тех. 60 х 40 см. Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (437x700, 96Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Утро понедельника. 1960 г.
Бумага, смешанная техника. 60 х 40 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

ФОТО Amédéo Modigliani 1884 - 1920  Les Maîtres  Editions Braun et Cie 1950 Circa (525x700, 127Kb)
Одно из французских изданий Модильяни. Париж, 1950 год.

В художественную школу Жутовский пришел за два года до поступления в институт – хотел потренировать академическое рисование, но почти сразу был выгнан за вольнодумство. А все потому, что принес на урок книгу с рисунками Модильяни, о котором до 1960-х годов в СССР было известно только специалистам-искусствоведам. (Правда, доподлинно неизвестно какое зарубежное издание Модильяни и каким образом оно попало в руки юноши Жутовского). Советская идеология не признавала ни Модильяни, ни его деликатные рисунки в стиле ню. Ну, а Жутовский, впервые ощутив на себе дыхание цензуры, решил сменить профессию – и стал участвовать в массовках театра имени Вахтангова, главным режиссером которого в то время был однокашник его матери Рубен Симонов. Буквально через несколько спектаклей Симонов посоветовал Бобе вернуться к живописи. «Боба, артист – человек зависимый. Поверь, это не твое», – сказал ему Рубен Николаевич.

1961 СЛЕПЫЕ РИСУНКИ. Цикл рисунков. Бум, кар. ССХ (490x700, 46Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Слепые рисунки. Цикл рисунков. 1961 г.
Бумага, карандаш. Собрание семьи художника.

1962 Рисунок. 13,9×10,7. ЧС (547x700, 155Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Здесь будет построена Братская ГЭС. 1962 г.
Рисунок. 13,9 х 10,7 см. Частное собрание.

1964 Mani. Бум, см. тех. 28,9 x 40,9 см. ЧС (509x700, 107Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Mani. 1964 г. Бумага, смешанная техника. 28,9 x 40,9 см.
Частное собрание.

1964 Без назв. Бум, кар. 28,9 x 40,9 cm. ЧС (504x700, 143Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия. 1964 г. Бумага, карандаш. 28,9 x 40,9 см.
Частное собрание.

1965 Без назв. Бум, черн. маркер. 59,6 х 43,2 см. ©GoForArts, 2024. Прод. 450 евро. (495x700, 120Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия. 1965 г. Бумага, черный маркер.
59,6 х 43,2 см. Аукцион GoForArts.com, 2024 г. Лот продан за EUR 450 евро.

1965 Остров Диксон. Офорт. л48,5 х 37,5; д39,5 х 26,4. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (462x700, 122Kb)
.И. Жутовский (1932-2023). Остров Диксон. 1965 г. Офорт. 39,5 х 26,4 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1965 Без назв. Принт. 29,4 х 20,8 cm. ©GoForArts, 2024. Прод. 450 евро (491x700, 131Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия. 1965 г. Офорт. 20,8 x 29,4 см.
Аукцион GoForArts.com, 2024 г. Лот продан за EUR 450 евро.

1965 Без назв. Бум, кар. 29,4 x 38,6 cm. ©GoForArts, 2024. Прод. 750 евро. (534x700, 172Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия. 1965 г. Бумага, карандаш. 29,4 x 38,6 см.
Аукцион GoForArts.com, 2024 г. Лот продан за EUR 750 евро.

1965 Без назв. Бум, маркер, коллаж. 42,8 x 59,7 cm. Аук httpswww.gazette-drouot.com, Париж, 2023. (507x700, 168Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия. 1965 г. Бумага, маркер, коллаж.
42,8 x 59,7 см. Аукцион www.gazette-drouot.com, Париж, 2023 г.

1952 Рецензия Хрущева (476x700, 91Kb)
Студенты Полиграфического института готовятся к первомайской демонстрации, 1952 год. Слева стоит профессор И.И. Чекмазов. Однокашники: Л. Гольдберг, Ю. Борисенко, А. Кузнецов, Ю. Молоканов. Слева на корточках - Б. Жутовский, справа – Дан Думитреску, румын.

Жутовский поступил на художественно-оформительское отделение Московского полиграфического института, который благополучно окончил в 1956 году. Художник вспоминал, что основу преподавателей составляли «недобитые властью формалисты» - Андрей Дмитриевич Гончаров, Иван Иванович Чекмазов, Дмитрий Иванович Архангельский, боявшиеся учить делу: почти все годы обучения Жутовский только и занимался, что красил натюрморты. «Но во главе этой кафедры был Андрей Гончаров, знаменитый живописец и график, воспитавший в нас редкое по тем временам вольнодумство, – вспоминал Борис Иосифович. – Потому что из других вузов подобного рода все выходили одинаковыми, как под одну гребенку. Всех там учили улыбаться социалистическим реализмом».

1960-е Картон; бронзовая краска, тушь, кисть. 46 х 32. ЧС (483x700, 128Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Абстрактная композиция. 1960-е гг.
Картон, бронзовая краска, тушь, кисть. 46 х 32 см. Частное собрание.

1965 Комп. Б, см. т. 17,2×12,3 (508x700, 164Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Композиция. 1965 г. Бумага, смешанная техника.
17,2 х 12,3 см. Частное собрание.

1966 Булат Окуджава. Всю ночь кричали петухи. Офорт.19,0 х 15. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (562x700, 98Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Булат Окуджава «Всю ночь кричали петухи». 1966 г.
Офорт. 19 х 15 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.

1966 Мгновения перед началом 1А (446x700, 159Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мгновения перед началом (1). И всё это из ребра! 1966 г.
Бумага, фломастеры. 40 х 30 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1966 Мгновения перед началом 2А (447x700, 150Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мгновения перед началом (2). Никаких певичек – хочу Эйсебио.
1966 г. Бумага, фломастеры. 40 х 30 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.
И чтобы у вас не возникало никаких сомнений, Эйсебио (1942-2014) – знаменитый португальский футболист.

1966 Мгновения перед началом 3А (446x700, 127Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мгновения перед началом (3). Только если крепость
сдастся добровольно. 1966 г. Бумага, фломастеры. 40 х 30 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1966 Мгновения перед началом 4А (443x700, 198Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мгновения перед началом (4). Неужели это всё
из одного ребра? 1966 г. Бумага, фломастеры. 40 х 30 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1966 Мгновения перед началом 5А (449x700, 164Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мгновения перед началом (5). Третий раз за эту неделю…
Нет, день спустя. 1966 г. Бумага, фломастеры. 40 х 30 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1966 Мгновения перед началом 6А (445x700, 154Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мгновения перед началом (6). Это сильнее,
чем мне могло присниться. 1966 г. Бумага, фломастеры. 40 х 30 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1966 Мгновения перед началом-7А (445x700, 173Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мгновения перед началом (7). Мастер и Маргарита.
1966 г. Бумага, фломастеры. 40 х 30 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков»,
Москва.

1966 Варшавянин на выст П. Клее (448x700, 135Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Варшавянин с собакой на выставке Пауля Клее. 1966 г.

1966 Господи, если бы я мог подумать (446x700, 109Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Если б я мог подумать о чём-нибудь ещё, господи! 1966 г.

1966 Буду в пятницу вечером (447x700, 152Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Буду в пятницу вечером. Бобка. 1966 г.

1966 Мир Кристины (444x700, 141Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Мир Кристины. Безмятежность. 1966 г.

1966 После поезда (451x700, 152Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). После поезда Краков – Зелёная Гура. 1966 г.

1966 Это очень приятно (448x700, 146Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Это очень приятно, особенно после ужина. 1966 г.

1966 Вот расчленил меня всю (443x700, 139Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Вот, расчленил меня всю. Чего теперь делать? 1966 г.

1962 1 декаюря В центре слева от Н.С. Хрущева – Б.И. Жутовский, справа М.А. Суслов. ОРИГИНАЛ (700x444, 73Kb)
Выставка в Манеже «30 лет МОСХ», 1 декабря 1962 года. На фото (слева направо): главный редактор газеты «Правда» П.А. Сатюков, первый секретарь Правления Союза художников СССР С.В. Герасимов (в очках), помощник Хрущёва В.С. Лебедев, охранник Хрущёва, Б.И. Жутовский, Н.С. Хрущёв, М.А. Суслов, Председатель Совета Министров РСФСР Д.С. Полянский (виден из-за спины Суслова), президент Академии художеств СССР В.А. Серов.

Став дипломированным специалистом «по натюрмортам», Жутовский по собственному желанию был распределен на Урал, в Свердловск, где начал работать художественным редактором местного книжного издательства. Но уже через два года в 1957 году он вернулся в Москву, работал в различных издательствах Москвы как иллюстратор и дизайнер книги и вступил в студию Элия Белютина, проповедующего свободу творчества. Так Жутовский и оказался среди десяти белютинцев, чьи работы были показаны в рамках юбилейной выставки «30 лет МОСХа». Политик раскритиковал авангардистов и назвал их произведения «мазней». Он сказал Жутовскому: «Вас надо сажать и посылать на лесоповал». Жутовский ответил: «Мне 29 лет, я здоровый бык, мастер спорта по альпинизму и на лесоповале уже работал». Хрущев закричал, чтобы мы ехали к своим западным поклонникам. С портретов Тольки, Борьки и Ильи-сталевара, выставленных в Манеже, и началось творчество Жутовского, которое тут же оказалось под запретом на 17 лет.

1962 Портрет Тольки (брата Жутовского) 2 (503x700, 161Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Портрет Тольки. 1962 г. Картон, темпера, рельеф.
102 х 74,5 см. Собрание В. Антоничука, Москва.

1966 Ню.Оргалит, смешанная техника. 31×19 см. Литфонд, Екатерина. 18.05.2024 (418x700, 137Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Ню. 1966 г. Оргалит, смешанная техника. 31 х 19 см.
Аукционный дом «Литфонд», Екатеринбург, 18.05.2024 г.

1966 Метаморфозы. Оргалит, темп, воск, фломастер, рельеф, ассамбляж. Галерея журнала «Наше наследие» (700x419, 114Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Метаморфозы. 1966 г. Оргалит, темпера, воск, фломастер, рельеф, ассамбляж.
Галерея журнала «Наше наследие», Москва.

1967 «Вот ты и приехал». Офорт. 37,8 х 29. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (532x700, 109Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). «Вот ты и приехал». 1967 г. Офорт. 37,8 х 29 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1967 «Бог ты мой!». Офорт. 29,6 х 27,5. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (646x700, 166Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). «Бог ты мой!». 1967 г. Офорт. 29,6 х 27,5 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1967 «Мело, мело по всей земле…» (Б.Пастернак). Офорт. 31 х 21,5. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (488x700, 152Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). «Мело, мело по всей земле…» (Борис Пастернак).
1967 г. Офорт. 31 х 21,5 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.

1967 «Тень, знай свое место». Офорт. 33,9 х 26,1. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (518x700, 118Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). «Тень, знай свое место». 1967 г. Офорт. 33,9 х 26,1 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1967 Без названия-3. Офорт. 31,6 х 21,3. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (479x700, 163Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия (1). 1967 г. Офорт. 31,6 х 21,3 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1967 Без назв. Офорт. 31,6 х 21,2. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (504x700, 118Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия (2). 1967 г. Офорт. 31,6 х 21,2 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

Существует несколько версий того, как работы белютинцев оказались в Манеже. Дело в том, что до визита Хрущева юбилейная экспозиция работала в Манеже уже несколько недель. А вот белютинцев туда привезли лишь накануне визита. Причем за несколько дней до этого экспозиция студии Белютина открылась на Таганке – и все иностранные корреспонденты сделали о ней свои репортажи. Так весть, что в СССР показывают абстрактное искусство, облетела мировые телеканалы. Жутовский предполагал, что оппоненты Хрущева решили «притащить» его на выставку и столкнуть с интеллигенцией, остававшейся, по словам художника, «единственным слоем людей в обществе, которые, хоть и с оговорками, поддерживали Хрущева». Однако позже Хрущев извинился перед Жутовским. «Да я туда и ехать не собирался, Борис», — признался тогда Хрущев художнику. Оказалось, провозя его «ненароком» мимо Манежа московские функционеры уговорили зайти посмотреть на новое искусство, а проводя по выставке, кто-то из ЦК сказал: «Сталина на них нет!» Вот и вспылил на художников могильщик сталинизма, хотя злился, по его словам, на свое ностальгирующее по репрессиям окружение.

1962 (700x308, 99Kb)
Н.С. Хрущев, секретарь ЦК КПСС Л.Ф. Ильичев и министр культуры СССР Е.А. Фурцева на выставке в Манеже.
Москва, 1 декабря 1962 г.

1961 Автопортрет . Бум, темпера.  80 х 60 см. (541x700, 175Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Автопортрет. 1961 г. Холст, масло. 80 x 60 см.

Б.И. Жутовский: Этот портрет моего брата.
Н.С. Хрущев: Штаны с вас спустить надо. Какой это брат? И вам не стыдно? Это юродство, а он говорит - это брат. Вы нормальный физически человек? Вы пидарас или нормальный человек? Это - пидарасы в живописи. Посмотри лучше, какой автопортрет Лактионов нарисовал. Если взять картон, вырезать в нем дырку и приложить к портрету Лактионова, что видно? Видно лицо. А эту же дырку приложить к твоему портрету, что будет? Женщины должны меня простить — жопа!

1967 Всякому «за» предшествует «против». Офорт.28,7 х 30,7. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова. (700x650, 189Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Всякому «за» предшествует «против». 1967 г. Офорт. 28,7 х 30,7 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова, Свердловская обл.

1967 Девчонки 2. Офорт. 31,3 х 21,2. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (470x700, 156Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Девчонки. 1967 г. Офорт. 31,3 х 21,2 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1967 Выбор. Офорт. 31,5 х 21,5 см. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (472x700, 107Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Выбор. 1967 г. Офорт. 31,5 х 21,5 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1967 Без названия-4. Офорт. 48,3 х 27,0. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (406x700, 98Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Без названия (4). 1967 г. Офорт. 48,3 х 27 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1967 Золотце. Офорт. 31,5 х 21,2. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (469x700, 99Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Золотце. 1967 г. Офорт. 31,5 х 21,2 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1967 Любовь. Офорт. 31,7 х 21,2.  Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (590x700, 90Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Любовь. 1967 г. Офорт. 31,7 х 21,2 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1967 Люблю я тебя. Бум. японская рисовая, офорт. 31,5 х 21,5. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (479x700, 142Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Люблю я тебя. 1967 г. Бумага японская рисовая, офорт.
31,5 х 21,5 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.

1967 Зима. Офорт. 31,7 х 21. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (468x700, 90Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Зима. 1967 г. Офорт. 31,7 х 21 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1973 Рецензия Хрущева (462x700, 127Kb)
Эрнст Неизвестный, Б.И. Жутовский, С.Н. Хрущёв в мастерской Неизвестного. 1973 год.

Общая сумма расходов на изготовление памятника Хрущёву на Новодевичьем кладбище составила 12 тысяч рублей, 3 из которых выделил ЦК, а 9 - семья. Сумма гонорара не обсуждалась, так как авторы понимали, как престижен такой заказ. За голову отвечал Неизвестный. Жутовский - за постамент и буквы. Отливали на монументальной фабрике в Мытищах. Разрешения на установку памятника не давали до тех пор, пока вдова не позвонила Косыгину, который задал ей всего один вопрос: «Вам нравится?» Она сказала: «Да». И тут же разрешение дали. Фотографировал Жутовский, поставив камеру на автоспуск.

ФОТО 1975 Памятник Никите Хрущёву на Новодевичьем кладбище 1 (527x700, 191Kb)
Эрнст Неизвестный (1925-2016). Надгробный памятник Н.С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище. 1975 г.

Б.И. Жутовский: «На выставке они повесили Кандинского, Фалька, Татлина, Штеренберга – весь авангард 20-х, к которому и нас решили пристегнуть! Предложили нам категорически выставить там свои работы под приезд Хрущева. Сначала его подзавели на классиках авангарда, а потом под белы руки к нам подняли. Он дружески так обнял меня: “Ну, показывайте, что вы там нарисовали!” Смотрит – и вдруг стал малиновым! Он на все мои работы натолкнулся. И понеслось – все эти “педерасты”, “вон!” и “на лесоповал!”».

1967 Как дела, Пабло (Портрет Ворошилова). Офорт. 31,7 х 21,2. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (467x700, 116Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). «Как дела, Пабло?» (Автопортрет?). 1967 г. Офорт.
31,7 х 21,2 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.

1967 Место заключения. Офорт. 31,3 х 21,3. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (482x700, 123Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Место заключения. 1967 г. Офорт. 31,3 х 21,3 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.
1967 Офорт.43.3 х  61.5 см. Auction.ru. Цена 45.000 руб (314x700, 105Kb)1967 Приятели. Офорт. 28,7 х 12,3. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (308x700, 81Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). 1. Композиция. 1967 г. Офорт. 43,3х61,5 см. Auction.ru, 2024 г. Цена 45.000 руб.
2. Приятели. 1967 г. Офорт. 28,7х12,3 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова, Свердловская обл.

1967 Очень Lei e Lui. Бумага...21,6 x 31,6 cm (484x700, 139Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Очень старая история (Lei e Lui). 1967 г. Офорт.
31,4 х 21 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.

1967 Пять лет жене. Офорт. 31,4 х 20,9. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (462x700, 95Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Пять лет жене. 1967 г. Офорт. 31,4 х 20,9 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1967 С приездом. Офорт. 31,6 х 21,3.  Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (478x700, 110Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). С приездом. 1967 г. Офорт. 31,6 х 21,3 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1967 Остров Виктория. Офорт. 31,6 х 21,1. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (448x700, 105Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Остров Виктория. 1967 г. Офорт. 31,6 х 21,1 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1971 Б.И. Жутовский и Н.С. Хрущев, 15 апреля 1971 г. (700x437, 95Kb)
Б.И. Жутовский и Н.С. Хрущев. Жутовский в гостях у Хрущёва на его последнем дне рождения
15 апреля 1971 года. Плащ на Хрущёве такой же, как у французских полицейских - подарок де Голля.

Кстати, через семь лет после своей отставки Н.С. Хрущев позвал Жутовского на свой день рождения – там он лично извинился и попросил зла не держать. Жутовский и не держал: через год он уже помогал Эрнсту Неизвестному работать над надгробным памятником бывшему вождю. Да и в принципе Жутовский никогда не спекулировал на том событии в Манеже – и не делал из себя жертвы режима. На время опалы он нашел приют в книжной графике – остальные работы складировал в стол. Представить их широкой публике он смог лишь после 1979 года, когда возобновились полулегальные выставки современного искусства в Москве. Первая же его персональная выставка состоялась в 1990 году. А вот за границей имя Жутовского хорошо знали еще с середины 60-х: он часто дарил свои работы журналистам и дипломатам, а те с радостью их выставляли везде – от Гданьска до Лос-Анджелеса.

1967 Тюрьма. Офорт. 30,2 х 21,1. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (495x700, 124Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Тюрьма. 1967 г. Офорт. 30,2 х 21,1 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.

1967 Утро. Бум, см. тех. 42 х 30. Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (532x700, 91Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Утро. 1967 г. Бумага, смешанная техника. 42 х 30 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1967 Семья. Офорт. 31,6 х 21,5. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (475x700, 127Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Семья. 1967 г. Офорт. 31,6 х 21,5 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.

1967 Свидание. Офорт. 31,5 х 21,2. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (474x700, 132Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Свидание. 1967 г. Офорт. 31,5 х 21,2 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1967 Танцы. Офорт. 30,5 х 21,3. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (488x700, 96Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Танцы. 1967 г. Офорт. 30,5 х 21,3 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
им. В.А. Карпова, Свердловская обл.
1968 Илл к р-зу Итало Кальвино Всё в одной точке (2) (383x575, 133Kb)1968 Илл к р-зу Итало Кальвино Всё в одной точке (429x575, 169Kb)
Итало Кальвино. Космикомические истории. Рассказы. Обложка и иллюстрация Б. Жутовского к рассказу «Всё в одной точке». Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1968 г.

1971 рисунок для роман-газеты (700x539, 142Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Лицо человека. Рисунок для периодического издания «Роман-газета». 1971 г.
1967 Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Т. 4. М. Молодая гвардия, 1967. (400x540, 118Kb)1967 Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Т. 4. М. Молодая гвардия, 1967. (397x540, 126Kb)
Прометей. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Т. 4. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1967 г. 432 c.,ил. С рисунком и автографом Бориса Жутовского.

1967 Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Т. 4. М. Молодая гвардия, 1967. (2) (492x700, 49Kb)
Альманах «Прометей». Т.4. 1967 г. Рисунок и автограф Бориса Жутовского. 1967 г.

1971 Прометей. Историко-биографический альманах серии ЖЗЛ. Вып. 8. Оформление (504x700, 173Kb)
Прометей. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей».
Т. 8. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1971 г. Оформление Б. Жутовского.

Элий Белютин и студия «Новая реальность» Док. фильм (700x524, 107Kb)
Элий Белютин и студия «Новая реальность» в Абрамцево. Кадр из документального фильма, 2015 г.

Дело художника, с точки зрения Бориса Иосифовича, – реакция на происходящее на Земле. А картина, скульптура, рисунок – это попытка осмысления. Говорит об этом легко. Но делает вещи, вбирающие в себя боль и память и заставляющие вновь и вновь задавать проклятые вопросы. Таков его триптих «Польша-65», который находится в музее Людвига в Кёльне. В одной из частей триптиха он использовал восковой цветок с венка на печи Освенцима в центре звезды Давида. Даже воспроизведенный на бумаге, этот триптих оставляет борозды в сознании. Глубинный, почти животный ужас заключен в этом триптихе. И об этом ужасе нужно напоминать, нужно предупреждать о прошлом, чтобы оно не прорвалось в будущее.

1965 Польша-65. Триптих. Музей Людвига, Кёльн (700x294, 107Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Триптих «Польша-65». 1965 г. Музей Людвига, Кёльн.

Триптих «Польша-65» состоит из трех картин: центральная — «Памяти польских солдат», левая — «Памяти евреев Треблинки», правая — «Освенцим». Все три картины написаны на оргалите, и представляют собой сложные ассамбляжи. В работе использованы самые разнообразные материалы: тушь, перо, воск, темпера, акварель, масло. Кроме названных материалов в композицию картин включена фотокопия объявления в костеле святой Марии в Варшаве, а также копия немецкого чертежа типовых конюшен, использовавшихся нацистами для строительства бараков Освенцима. Работа над триптихом продолжалась два года. В основу положены впечатления автора от поездки в Польшу в июле-августе 1965 года. В 1986 году триптих был приобретен господином Людвигом для музея его имени в городе Кёльне и находится в постоянной экспозиции музея.

1965 Памяти евреев Треблинки. (Левая часть триптиха). Музей Людвига Кёльн. (2) (565x700, 207Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Триптих «Польша-65». Памяти евреев Треблинки.
Левая часть триптиха. 1965 г. Оргалит, ассамбляж, энкаустика, темпера. 79,5 х 60 см.
Музей Людвига, Кёльн.

«Памяти евреев Треблинки» — в шестиконечной звезде, отдаленном аналоге Маген Давида на сморщенном фоне — сгоревших в печах людей укреплён восковой цветок из венка на поде одной из печей фашистского ада. Цветок мне подарил пожилой польский еврей, чудом уцелевший узник Треблинки, директор этого мрачного музея.
Вызолоченный и покрытый темным лаком остальной фон картины прочерчен рваными вертикальными линиями. Отзвук струн сферы в картине «Памяти польских солдат».

1965 Памяти польских солдат. (546x700, 190Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Триптих «Польша-65». Памяти польских солдат.
Центральная часть триптиха. 1965 г. Оргалит, ассамбляж, энкаустика, темпера.
7979,5 х 60 см. Музей Людвига, Кельн, Германия.

1965 Освенцим (549x700, 183Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Триптих «Польша-65». Освенцим. Правая часть триптиха.
1965 г. Оргалит, ассамбляж, энкаустика, темпера. 79,5 х 60 см. Музей Людвига, Кельн, Германия.

«Освенцим» — вспухший бесформенно-объемный ужас с подобием глаз, не имеющий формного аналога, но страшного как атомный гриб или неведомый взрыв. Внизу справа воспроизведён тщательный немецкий чертеж конюшни — «PFERDESTALL» — бараков для заключённых Освенцима.

1965 Мадагаскар (582x700, 245Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Картина «Мадагаскар». Эскиз к центральной части триптиха
«Польша-65». 1965 г.

1968 Арктика. Оргалит, см. техника, рельеф 56,5x123 см. ССХ (700x308, 70Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Арктика. 1968 г. Оргалит, смешанная техника, рельеф. 56,5 x 123 см.
Собрание семьи художника.

1970 Цветы зла. Бум, тушь, акв. 43 x 30,5 см. Аук httpswww.gazette-drouot.com, Париж, 2023. (514x700, 125Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Из цикла рисунков «Цветы зла» (по Шарлю Бодлеру). 1970 г.
Бумага, тушь, акварель. 43 x 30,5 см. Аукцион www.gazette-drouot.com, Париж, 2023.

1970 ЦВЕТЫ ЗЛА. Цикл рисунков. Лак, тушь. ССХ (496x700, 113Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Из цикла рисунков «Цветы зла» (по Шарлю Бодлеру).
1970 г. Бумага, тушь, лак. Собрание семьи художника.

1970 ЦВЕТЫ ЗЛА. Цикл рисунков по Шарлю Бодлеру. (495x700, 83Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Из цикла рисунков «Цветы зла» (по Шарлю Бодлеру). 1970 г.

1970 Песни Битлз. Don't Let Me Down. Бумага, лак, летрасет, 42х30 (490x700, 76Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Don't Let Me Down (Не покидай меня).
1970 г. Бумага, лак, летрасет*. 42 х 30 см.

Борис Жутовский любил розыгрыши, шарады и современную музыку. Он обожал любые игры. Здесь игра с лаком, с буквами, с музыкой и танцами. Букв, впрочем, тоже много, но они рассыпаны произвольно - где и как хотят. Как привиделось автору.
*Летрасет (Letraset) - метод оформления шрифтов с использованием сухого переноса надписей.

1970 Песни Битлз. Paperback Writer. Бумага, лак, летрасет, 42х30 (495x700, 96Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Paperback Writer
(Писатель дешевых романов). 1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.

1970 Песни Битлз. Come On Бумага, лак, летрасет, 42х30 (495x700, 88Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Come On, Come On
(Давай, давай!). 1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.

1970 Песни Битлз. Good Night. Бумага, лак, летрасет, 42х30 (499x700, 68Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Good Night (Доброй ночи!).
1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.

1970 Песни Битлз. Good Day Sunshain (вопрос). Бумага, лак, летрасет, 42х30 (497x700, 104Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Good Day Sunshine
(Хороший день, солнечный). 1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.

1970 Helter-Skelter. Бум, см. тех. 42 х 30. Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (503x700, 67Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Helter-Skelter (Спиральная горка).
1970 г. Бумага, смешанная техника. 42 х 30 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков»,
Москва.
Эта картина Б. Жутовского посвящена песне группы Битлз «Helter-Skelter», написанная Джоном Ленноном и Полом Маккартни в 1968 году, первая строка которой «When I get to the bottom I go back to the top of the slide» вписана в круг и переводится как «Достигнув подножия, я возвращаюсь на вершину горы» или «Когда я дохожу до конца, я возвращаюсь к началу».

1970 Песни Битлз. What Goes On. 1965  Бумага, лак, летрасет, 42х30 (501x700, 127Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». What Goes On
(Что происходит). 1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.

1970 Песни Битлз. Hello, Goodbay. Бумага, лак, летрасет, 42х30 (495x700, 73Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Hello, Goodbye
(Здравствуй и прощай). 1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.

1970 Песни Битлз. Good Night Sleep Tight Бумага, лак, летрасет, 42х30 (496x700, 82Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Good Night, Sleep Tight
(Вариант «Доброй ночи!»). 1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.

1970 Песни Битлз. Love Me DO (вопрос) Бумага, лак, летрасет, 42х30 (503x700, 99Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Серия «Песни Битлз». Love Me Do
(Полюби же меня). 1970 г. Бумага, лак, летрасет. 42 х 30 см.

1971 Цвет. Оргалит, рельеф, темпера, 61 х 61 cm, Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (689x700, 248Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Цвет. 1971 г. Оргалит, рельеф, темпера. 61 х 61 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1970 Фигура. Бум, см. техн. 61,5×28,4 ЧС (312x700, 59Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Фигура. 1970 г.
Бумага, смешанная техника. 61,5 х 28,4 см.
Частное собрание.

1972 Манифест балбесизма. Офорт. 29,7 х 14,2. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (335x700, 134Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Манифест балбесизма. 1972 г. Офорт. 29,7 х 14,2 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1972 Свидание с друзьями-2. Офорт. 27,5 х 21,4. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (553x700, 122Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Свидание с друзьями. 1972 г. Офорт. 27,5 х 21,4 см.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова,
Свердловская обл.

1978 На выставке Эдуарда Штейнберга и Владимира Янкилевского в Горкоме графиков. Москва (700x440, 105Kb)
На выставке Эдуарда Штейнберга и Владимира Янкилевского в Горкоме графиков. На снимке: Эдуард Гороховский,
Борис Жутовский, Владимир Янкилевский (произведение в кадре). Москва, май 1978 г. Фото Игоря Пальмина.

С 1964-1965 гг. начинается широкий показ работ Бориса Жутовского по всему миру в галереях и музеях: Хельсинки (Финляндия), Торонто (Канада), Рима, Флоренции, Венеции, Аккуилы (Италия), Праги, Братиславы, Устье над Орлицей (Чехословакия), Гданьска, Сопота, Познани, Зеленой Гуры (Польша), Франкфурта, Штутгарта, Бохума (ФРГ), Барселоны (Испания), Лугано, Цюриха (Швейцария), Парижа, Монтеро (Франция), Лондона (Англия), Лейпцига (ГДР), Нью-Йорка, Лос-Анджелеса (США).
В 1965 году Жутовский награжден медалью на фестивале “Злата Грона” в г. Зеленая Гура (Польша) и на выставке “Альтернатива Аттуале II” в г. Аккуила в Италии.

1973 GARSIA. Оргалит, золото, темпера, 65.5 x 49.5 cm. Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (532x700, 131Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). GARSIA. 1973 г. Оргалит, золото, темпера. 65,5 x 49,5 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1973 BEATRIZ. Оргалит, темпера, 65,5 x 49,5 cm, Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (531x700, 76Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). BEATRIZ. 1973 г. Оргалит, темпера. 65,5 x 49,5 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1973  ADELLA. Оргалит, темпера, 65.5 x 49.5 cm. Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (535x700, 97Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). ADELLA. 1973 г. Оргалит, темпера. 65,5 x 49,5 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1973 CASTELLANOS. Оргалит, лак, темпера, 65.5 x 49.5 cm. Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (531x700, 122Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). CASTELLANOS. 1973 г. Оргалит, лак, темпера.
65,5 x 49,5 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1973 ПРОСТРАНСТВО 1. Оргалит, лак, темпера, 60 х 45 cm. Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (540x700, 68Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Пространство (1). 1973 г. Оргалит, лак, темпера. 60 х 45 cm.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

Когда-то давно Жутовский задумал сделать пять картин, посвящённых ипостасям ремесла — линии, цвету, пространству, форме, творцу. Длинная череда работ, в которых случайность, заданную природой, многократно повторяется в капризной перспективе, роднила искусство с наукой.

1973 ПРОСТРАНСТВО 2. Оргалит, лак, темпера, 60 х 45 cm. Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (540x700, 88Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Пространство (2). 1973 г. Оргалит, лак, темпера. 60 х 45 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1973 ПРОСТРАНСТВО 3. Оргалит, смеш. техн., 78 x 57 cm, Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (700x660, 144Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Пространство (3). 1973 г. Оргалит, смешанная техника.
78 x 57 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1973 ПРОСТРАНСТВО 4.  Оргалит, смеш. техн., 78 x 57 cm, Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (700x660, 120Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Пространство (4).1973 г. Оргалит, смешанная техника.
78 x 57 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1973 Свидание с детством (700x500, 105Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Свидание с детством. 1973 г.

1978 май. Монтаж выставки Владимира Янкилевского и Эдуара Штейнберга в Горкоме графиков. Москва (700x467, 95Kb)
Монтаж выставки Владимира Янкилевского и Эдуара Штейнберга в Горкоме графиков. На снимке:
Борис Жутовский, Илья Кабаков и Владимир Немухин. Москва, май 1978 г. Фото Игоря Пальмина.

В 1969 году Борис Жутовский был принят в Союз художников СССР как художник книги. Участвовал во многих выставках книжного искусства. В 1972 г.участвовал на выставке в галерее Хуана Миро в Барселоне. С 1979 года возобновились полулегальные выставки современного искусства в Москве, на которых были и картины Жутовского. В 1982 году он был награжден дипломом ИБА-82 г. Лейпциг (ГДР).

1972 Автопортрет, Офорт. л21,5 х 13,6; и17,4 х 10,6. Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (424x700, 119Kb)1972 Трое. Офорт. 32,4 х 17. Ирбитский гос. музей ИЗО искусств им.В.А. Карпова (370x700, 91Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). 1. Автопортрет. 1972 г. Офорт.17,4х10,6 см. Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва. 2. Трое. 1972 г. Офорт. 32,4х17 см. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова, Свердловская обл.

1974 Начало-1. Бумага, лак, гуашь, 67 x 65 cm, Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (700x700, 159Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Начало (1). 1974 г. Бумага, лак, гуашь. 67 x 65 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1974 Начало-2. Бумага, лак, гуашь, 67 x 65 cm, Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (700x700, 129Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Начало (2). 1974 г. Бумага, лак, гуашь. 67 x 65 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1976 Начало-3. Бумага, лак, гуашь, 67 x 65 cm, Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (700x700, 153Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Начало (3). 1974 г. Бумага, лак, гуашь. 67 x 65 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1976 Начало-4. Бумага, лак, гуашь, 67 x 68 cm, Мастерская-гал. Анна и Юрий Мираков, Мск (700x700, 136Kb)
Б.И. Жутовский (1932-2023). Начало (4). 1974 г. Бумага, лак, гуашь. 67 x 68 см.
Мастерская-галерея «Анна и Юрий Мираков», Москва.

1976 Рецензия Хрущева 2 (700x475, 109Kb)
Вечер прощания с Эрнстом Неизвестным в его мастерской на ул. Гиляровского. Слева направо: Борис Жутовский,
его дочь Ирина, Эрнст Неизвестный, писатель Даниил Данин, поэт Петр Вегин. Москва, март 1976 г.

Борис Жутовский - автор знаменитого цикла портретов «Последние люди империи», в котором представлены выдающиеся личности СССР и России, многих из которых он знал лично. Название серии придумал писатель Фазиль Искандер и подарил Жутовскому. Этот проект продолжался более 30 лет, начиная с 1973 года, и включал в себя свыше 300 портретов, выполненных в технике черного карандаша на бумаге. В 2004 году вышла книга-альбом портретов и воспоминаний «Последние люди империи. 1973-2003», в которую вошли 101 портрет современников, т.е. около трети из всех нарисованных портретов.

ИСТОЧНИКИ

Жутовский Борис Иосифович - Википедия



(Продолжение следует)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»