ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ЭПОХИ БАРОККО ДЗАМПЬЕРИ ДОМЕНИКИНО / DOMENICHINO (DOMENICO ZAMPIERI, 1581-1641). БОЛОНСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ I14-07-2024 21:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Фридрих Вильгельм Боллингер (1777-1825). Портрет Доменикино. Издатель
Гебредерс Шуман, печать Zwickau, Берлин, 1818-1832 гг. Принт. 17,5 х 12,2 см.
Дзампьери Доменикино (1581-1641), болонский художник эпохи барокко, известный своими масштабными фресками, историческими картинами и алтарями, стал ведущим классическим художником Италии в первой половине XVII века. Учился в Академии Карраччи в своем родном городе Болонье, в 1602 году приехал в Рим, чтобы работать под руководством Аннибале Карраччи во дворце Фарнезе. В Риме на него также оказали влияние работы Рафаэля, как можно видеть на его знаменитых фресках из жизни святой Цецилии в Сан-Луиджи-деи-Франчези. Он вернулся в Болонью и в 1616-1618 гг. создал серию фресок для виллы Альдобрандини во Фраскати, а в 1620-х годах снова активно работал в Риме, прежде чем переехал в Неаполь. Произведения Доменикино долгое время сравнивали с шедеврами Леонардо да Винчи и Рафаэля. При жизни художника считали «вторым римским живописцем» после братьев Карраччи. О лёгкости его кисти сочиняли стихи, монархи ссорились из-за приобретения его картин. Его композиции и изысканная техника исполнения напоминают панорамные пейзажи фламандских художников, таких как Поль Бриль, который поселился в Риме поколением ранее, и предвосхищают классические пейзажи Клода Лоррена и Никола Пуссена.
Палаццо Джустиниани, Бассано Романо. Сцены из жизни Дианы. Фрески. 1609-1610 гг.
В начале второго десятилетия XVII века Доменикино получает от наследников Пьера Полета заказ на украшение часовни своей семьи в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (Церковь Святого Людовика Французского), в Риме, который он завершит в течение трех лет, реализуя в боковых стенах и в панелях свода сцены из жизни Святой Цецилии, с фигурами, непосредственно вытекающими из классических статуй и работ Рафаэля, которые станут вершиной классицизма Доменикино.
Доменикино (1581-1641). Гроттаферрата, Лацио, провинция Рим, территориальное аббатство Санта-Мария (аббатство Сан-Нило), церковь аббатства, часовня Святых Нило и Бартоломео или Часовня Фарнезе. Общий вид на внутренние стены. 1608-1610 гг.
Доменикино (1581-1641). Автопортрет. Галерея Уффици, Флоренция.
Издательство E. Calzone, Рим, 1909 г.
Будущий живописец родился 21 октября 1581 года в Болонье в небогатой семье башмачника Джованни Пьетро Дзампьери (Giovan Pietro Zampieri) и его жены Валерии. Доминико был небольшого роста, из-за чего его называли Доменикино (Маленький Доменико); однако более вероятно, что это прозвище относилось к его наивности и болезненной застенчивости характера. Он обучался грамматике и риторике, но уже в раннем возрасте проявил художественные способности. Отец позволил ему учиться в мастерской, проживавшего в Болонье фламандского живописца Дениза Калверта, вместе со старшим братом, который вскоре бросил живопись, чтобы вернуться в сапожную мастерскую отца. Соучениками Доменико в мастерской Калверта были Гвидо Рени и Франческо Альбани, с которыми он дружил потом долгие годы. Когда Калварт поймал Доминника за копированием гравюр Агостино Карраччи, он выгнал его из мастерской. В 1595 году Доменикино вместе с Альбани и Гвидо Рени был принят в болонскую «Ака¬де¬ми¬ю всту¬пив¬ших на пра-виль¬ный путь», основанную братьями Карраччи. Лодовико Карраччи привлек Доменикино и его друзей для оформления оратория Сан-Коломбано близ Болоньи.
Доменикино (1581-1641). Положение во гроб. Ок.1600 г. Оратория Сан-Коломбвно, Болонья.
Аннибале Карраччи (1560-1609), Доменикино (1581-1641). Пейзаж с бегством в Египет. 1603 г.
Холст, масло. 122 x 230 см. Галерея Дориа Памфили, Рим.
Доменикино (1581-1641). Авраам ведет Исаака на жертвоприношение. 1602 г. Медь, масло. 32,5 х 44,3 см.
Художественный музей Кимбелла, Форт Уэрт, штат Техас.
Доменикино (1581-1641). Лесной пейзаж со сценой охоты. 1601-1603 гг. Холст, масло. 35 х 55,8 см.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с рекой и лодками. 1601-1603 гг. Холст, масло. 35 х 55 см.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Доменикино (1581-1641). Освобождение Святого Петра. 1602 г. Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи
(Церковь Святого Петра в оковах), Рим. Картина погибла во время Второй мировой войны в 1944 г.
Доменикино (1581-1641). Смерть Адониса. Фреска. 1602-1604 гг. Палаццо Фарнезе, Рим.
Доменикино (1581-1641). Венера, Купидон и сатиры. 1600-1640 гг. Медь, масло. 26 х 33 см.
Палаццо Питти, Флоренция.
Доменикино (1581-1641). Персей освобождает Андромеду. 1600-1641 гг.
Медь, масло. 44,5 х 37,5 см. Частное собрание, Милан.
Доменикино (1581-1641). Христос у колонны. 1603 г. (датирован MDCIII).
Холст, масло. 201 х 105,1 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2022 г.
Лот продан за GBP 250.000 фунтов.
В период обучения в Болонье Доменикино не получал самостоятельных заказов, как это было принято раньше для студентов Академии. Так обстояло дело с украшениями оратории Сан-Коломбано, для которого Доменикино работал в окружении Лодовико Карраччи вместе с Гвидо Рени и Франческо Альбани, реализовав сцену «Положение во гроб». Это предположение, однако, явилось результатом исключительно более поздних стилистических исследований, поскольку ранее единственным художником, заслуживающим упоминания в группе сотрудников Карраччи, был Альбани. Позже Доменикино отправился в Парму, чтобы изучить Корреджо, а по словам Джорджо Вазари он ездил также в Мантую и Венецию, чтобы изучить колорит и перспективы местной живописи.
Доменикино (1581-1641). Святая Магдалина. 1600-1650 гг. Холст, масло. 76 х 66 см.
Лувр, Париж.
Доменикино (1581-1641). Святое семейство со Святым Иоанном. 1600-1641 гг.
Медь, масло. 50 х 38 см. Коллекция Бруно Скардеони, Лугано, Швейцария.
Доменикино (1581-1641). Пьета. 1603 г. Медь, масло. 53 х 37,5 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Доменикино (1581-1641). Видение Святого Иеронима. 1603 г. Холст, масло. 51,1 х 39,8 см.
Национальная галерея, Лондон.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с крещением Христа. 1603 г. Холст, масло. 122 x 170 см.
Кунстхаус, Цюрих.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с крещением Христа. Фрагмент. 1603 г. Холст, масло. 122 x 170 см.
Кунстхаус, Цюрих.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с бродом. 1603 г. Холст, масло. 47 x 59,5 см.
Галерея Дориа Памфили, Рим.
Доменикино (1581-1641). Аполлон и Гиацинт. Фреска. 1603-1604 гг. Садовая лоджия, Палаццо Фарнезе, Рим.
Доменикино (1581-1641). Нарцисс. Фреска. 1603-1604 гг. Садовая лоджия, Палаццо Фарнезе, Рим.
Доменикино (1581-1641). Портрет художника Гвидо Рени (1575-1642). 1603-1604 гг.
Холст, масло. 65 x 52 см. Частное собрание. WGA06402
Доменикино (1581-1641). Портрет монсеньора Джованни Баттиста Агуччи. 1603-1604 гг.
Холст, масло. 60 x 46 см. Йоркская художественная галерея, Йорк, Англия.
Доменикино (1581-1641). Портрет молодого человека. 1603 г. Холст, масло. 69 x 56 см.
Гессенский государственный музей, Дармштадт, Германия.
Доменикино (1581-1641). Мадонна и единорог (Virgin and Unicorn). Из цикла «Любовь богов». Фреска.
1604-1605 гг. Палаццо Фарнезе, Рим.
Доменикино (1581-1641). Святая Агнесса. 1606 г. Холст, масло. 147 х 101 см.
Национальная галерея античного искусства Палаццо Барберини, Рим.
В 1601 году Доменико переехал в Рим, где стал одним из самых талантливых учеников известного в то время художника Рима – Аннибале Карраччи. Доменикино считал себя учеником Аннибале до самой смерти мастера в 1609 году. Под его руководством он участвовал в росписях Палаццо Фарнезе. Вместе с Гвидо Рени трудился в церкви Святого Григория. Аннибале Карраччи, посмотрев там фреску «Бичевание Святого Андрея», сказал, что теперь может сам учиться у «Маленького Доменико». В это время Доменикино приобретает влиятельных друзей и покровителей. Благодаря поддержке Джованни Агуччи, который служил секретарем Пьетро Альдобрандини – «кардинала-племянника» папы Климента VIII и был братом кардинала Джироламо Агуччи, Доменикино написал фреску «Освобождение святого Петра» в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Портрет кардинала Джилорамо Агуччи в «стиле рафаэлевской традиции» находится в Галерее Уффици. В Риме Доменико работал бок о бок с Джованни Ланфранко, который позже станет его главным конкурентом.
Доменикино (1581-1641). Портрет кардинала Джироламо Агуччи (1555-1605).
1604-1605 гг. Холст, масло. 141 x 111 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Доменикино (1581-1641). Портрет кардинала Джироламо Агуччи (1555-1605).
Фрагмент. 1604-1605 гг. Холст, масло. Галерея Уффици, Флоренция.
Гробница кардинала Джироламо Агуччи. Построена по проекту Доменикино.
Базилика Святого Петра в Винколи, Рим. 1605-1606 гг.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с ребенком, опрокидывающим вино (Landscape with a Child Overturning Wine).
1604-1605 гг. Холст, масло. 57 x 68 см. Лувр, Париж.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с бегством в Египет. 1605 г. Медь, масло. 26,4 х 34,3 см.
Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлин, штат Огайо.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с бегством в Египет. Фрагмент. 1605 г. Медь, масло.
Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлин, штат Огайо.
Доменикино (1581-1641). Отдых на пути в Египет. 1605 г. Холст, масло. 36 х 48 см.
Музей Манде, Риом, Франция.
Доменикино (1581-1641). Речной пейзаж с лодочниками, рыбаками и элегантной парой. 1605 г.
Холст, масло. 58,4 х 74,9 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2013 г. Эстимейт $400.000 – 600.000 дол.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с отшельником. 1605-1606 гг. Дерево, масло. 30 х 37 см. Лувр, Париж.
Доменикино (1581-1641). Богоматерь с Младенцем Иисусом и Святым Иоанном, также известная как
«Молчание» или «Молчание Карраччи». 1605 г. Холст, масло. 38 х 47 см. Лувр, Париж.
Доменикино (1581-1641). Пробатический бассейн. 1605-1606 гг. Медь, масло. 39 х 51 см.
Капитолийские музеи, Рим.
Пробатический бассейн, также известный как бассейн Вифезды, является целебным бассейном в Иерусалиме (упоминается в Евангелии от Иоанна 5:2), в который погружаются те, кто страдает от всех видов болезней. Христос (стоит слева) встретил там человека, слишком слабого, чтобы погрузить в воду, и исцелил его на месте.
Доменикино (1581-1641). Святой Себастьян. 1605 г. Холст, масло. 138,5 х 94 см.
Дрезденская картинная галерея.
Доменикино (1581-1641). Побитие камнями Святого Стефана. 1605-1607 гг.
Медь, масло. 55 х 40 см. Музей Конде, замок Шантийи, Франция.
Доменикино (1581-1641). Сусанна и старцы. 1605-1610 гг. Холст, масло. 261 х 325 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.
В Риме Доменикино жил в приходе Монти в монастыре Санта-Прасседе вместе с Гвидо Рени и его другом Франческо Альбани (который приехал всего на шесть месяцев раньше Доменико), чтобы изучать работы Рафаэля и сотрудничать с Аннибале Карраччи. Таким образом, первые работы Доменикино по словам Вазари, были связаны с росписью виллы кардинала Пьетро Альдобрандини, где он работал совместно с Альбани, одновременно работая на вилле Фарнезе, где он участвовал в завершении украшения, нарисовав фреску «Мадонна с единорогом» (1604-1605) из серии «Любовь богов» и три мифологических пейзажа, в том числе «Аполлон и Гиацинт» и «Смерть Адониса» в Садовой лоджии. Судя по фарнезианским фрескам, можно сказать, что Доменикино закончил ученичество в школе Аннибале Карраччи, поскольку сам мастер высоко оценил работу, проделанную его помощником.
Церковь Санта-Мария-де-Гроттаферрата (Аббатство Святого Нила)
Монастырская церковь в честь Богородицы была основана святым Нилом Россанским, построена преподобным Варфоломеем Младшим и освящена 17 декабря 1024 года папой Иоанном XIX.
При жизни святого Варфоломея к монастырской церкви была пристроена маленькая часовня в честь святых Адриана и Наталии (мученик Адриан был титульным святым первой обители, основанной Нилом в Калабрии). В 1131 году эта часовня была перестроена и освящена уже в честь святых Нила и Варфоломея; сюда же были перенесены мощи основателей обители. В смутный для обители XIV век мощи исчезли: в последний раз об их нахождении в Гроттаферрате упоминается в 1300 году.
Доменикино (1581-1641). Роспись купола. Фрески. Часовня Фарнезе, Рим. 1608-1610 гг.
В 1608 - 1610 годах по заказу кардинала Одоардо Фарнезе капелла была значительно увеличена и расписана молодым Доменикино. Последний же отвечал также за общее оформление интерьера (архитектурное решение, мраморный пол, кессонированный потолок). Эта работа является последней в содружестве с Аннибале Карраччи, который перед своей смертью в 1609 году передал ему два рисунка евангелистов, которые послужили окончательным трамплином Доменикино на национальной сцене. Единственной работой в капелле, не принадлежащей Доменикино, является алтарный образ кисти Аннибале Карраччи.
Доменикино (1581-1641). Гроттаферрата, Лацио, провинция Рим, территориальное аббатство Санта-Мария (Аббатство Святого Нила), церковь аббатства, часовня Святых Нило и Бартоломео или Часовня Фарнезе. Общий вид на внутренние стены. 1608-1610 гг.
Доменикино (1581-1641). Встреча святого Нила и Оттона III. Фреска. Часовня Фарнезе, Рим. 1608-1610 гг.
Вариант фрески находится в Лувре (Холст, масло. 115 х 198 см.)
Доменикино (1581-1641). Строительство аббатства Варфоломея Младшего. Фреска.
Часовня Фарнезе, Рим. 1608-1610 гг.
Доменикино (1581-1641). Строительство аббатства Варфоломея Младшего.
Фрагмент фрески. Часовня Фарнезе, Рим. 1608-1610 гг.
Доменикино (1581-1641). Сцены из жизни Святых Основателей. Явление Богоматери.
Фреска. Часовня Фарнезе, Рим. 1608-1610 гг.
Доменикино (1581-1641). Сцена из житий святых-основателей. Святой Нил
исцеляет одержимого. Фреска. Часовня Фарнезе, Рим. 1608-1610 гг.
Доменикино (1581-1641). Видение Христа Святому Нилу. Фреска. Часовня Фарнезе,
Рим. 1608-1610 гг.
Доменикино (1581-1641). Чудо с урожаем Святого Варфоломея Младшего. Фреска.
Часовня Фарнезе, Рим. 1608-1610 гг.
Доменикино (1581-1641). Доктора и отцы Церкви. 1. Святой Григорий Богослов. 2. Святой Афанасий Александрийский (Великий). Фрески. Часовня Фарнезе, Рим. 1608-1610 гг.
Доменикино (1581-1641). Доктора и отцы Церкви. 3. Святой Николай. 4. Святой Василий. Фрески. Часовня Фарнезе, Рим. 1608-1610 гг.
Покровительство монсеньора Джованни Баттиста Агуччи позволяет Доменикино получить заслуженное внимание на римской сцене и, следовательно, многие заказы, особенно большие циклы фресок, которые будут в его карьере преобладающими.
В 1608 году он начинает фреску «Бичевание Святого Андрея» в оратории церкви Сан-Грегорио-Аль-Целио, где помещает маленькие фигуры на римскую площадь, закрытую стеной и колоннами храма с древним городом на заднем плане и сотрудничает с Франческо Альбани над украшениями палаццо Маттеи ди Юпитер в Риме, расписывая «Рахиль у колодца».
Доменикино (1581-1641). Поклонение пастухов. 1607-1610 гг. Холст, масло. 143 x 115 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Доменикино (1581-1641). Видение Святого Иеронима. 1606-1608 гг.
Медь, масло. 49,4 x 37,2 см. Эшмолеан музей искусства и археологии, Оксфорд.
Доменикино (1581-1641). Святой Павел во славе. 1606-1608 гг.
Медь, масло. 50 х 38 см. Лувр, Париж.
Доменикино (1581-1641). Триумфальная арка аллегорий. 1609 г.
Холст, масло. 70 x 60 см. Музей Прадо, Мадрид.
Доменикино (1581-1641). Пленная Тимоклея предстала перед Александром (Македонским). 1608 г.
Холст, масло. 114 х 153 см. Лувр, Париж.
По легенде плененная в Фивах вдова Тимоклея объяснила Александру, что утопила фракийца в колодце за совершенное им бесчестие. Пораженный храбростью простой женщины, Александр приказал помиловать вдову и ее детей.
Доменикино (1581-1641). Бичевание Святого Андрея. Фреска. 1607-1608 гг. Оратория Сант-Андреа-аль-Челио,
Церковь Сан-Грегорио, Рим.
В Оратории Сант-Андреа состоялся знаменитый конкурс между Доменикино и Гвидо Рени. Там Доменикино изобразил мученическую кончину Святого Андрея и идущего к месту казни апостола Гвидо Рени. Фреска Доменикино принесла Доменикино похвалу его мастера Аннибале Карраччи.
Доменикино (1581-1641). Жертвоприношение Ифигении из цикла «Истории Дианы». 1609 г.
Палаццо Джустиниани, Бассано Романо, Италия.
Доменикино (1581-1641). Путь на Голгофу (Несение креста). 1610 г. Медь, масло. 55,2 х 67,6 см.
Центр Гетти, Лос-Анджелес.
Доменикино (1581-1641). Святой Георгий, убивающий дракона. 1610 г. Дерево, масло. 52,7 х 61,8 см.
Национальная галерея, Лондон.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж со Святым Иеронимом. 1610 г. Холст, масло. 44 х 59,8 см.
Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго, Шотландия.
Фигура Льва, которого по легенде излечил Иероним, вытащив у него из лапы занозу, позаимствована из гравюры
на дереве Тициана, подтверждая влияние венецианского искусства на пейзажную живопись Доменикино.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с Товием и ангелом. 1610 г. Холст, масло. 31,1 х 48,6 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2021 г. Лот продан за $100.800 дол.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с Товием, поймавшим рыбу. 1610 г.
Медь, масло. 45,1 х 33,9 см. Национальная галерея, Лондон.
30 сентября 1609 года Доменикино получает оплату от маркиза Винченцо Джустиниани (1564-1637), коллекционера, влиятельного банкира генуэзского происхождения и бизнесмена из Рима, который призвал художника к созданию историй Дианы на своей вилле в Бассано Романо, отразившие поиски Доменикино в колоризме и внимании к традициям классицизма.
Палаццо Джустиниани, Бассано Романо. Сцены из жизни Дианы. Фрески. 1609-1610 гг.
В начале второго десятилетия XVII века Доменикино получает от наследников Пьера Полета заказ на украшение часовни своей семьи в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (Церковь Святого Людовика Французского), в Риме, который он завершит в течение трех лет, реализуя в боковых стенах и в панелях свода сцены из жизни Святой Цецилии, с фигурами, непосредственно вытекающими из классических статуй и работ Рафаэля, которые станут вершиной классицизма Доменикино.
Доменикино (1581-1641). Коронация Святой Цецилии. Фреска. 1614 г. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези,
Часовня Полет, Рим.
Доменикино (1581-1641). Милостыня Святой Цецилии. Фреска. 1612-1615 гг. Часовня Полет,
Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
Доменикино (1581-1641). Святая Цецилия перед судьей. Фреска. 1612-1615 гг. Часовня Полет,
Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
Доменикино (1581-1641). Святая Цецилия отказывается приносить жертву идолам. Копия фрески. XVII в.
Холст, масло. 141 х 246 см. Музей изящных искусств Анже, Франция.
Доменикино (1581-1641). Смерть Святой Цецилии. Фреска. 1614 г. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези,
Часовня Полет, Рим.
Доменикино (1581-1641). Успение Святой Цецилии. Фреска. 1612-1615 гг.
Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Часовня Полет, Рим.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с крещением Иоанна Крестителя. 1610-1620 гг.
Холст, масло. 112,3 x 156,2 см. Музей Фицуильяма, Кембридж.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с дочерьми Рагуила у колодца. 1615 г. Холст, масло. 69 x 81 см.
Крайст-Черч (Церковь Христа), Оксфордский университет.
Из Библии: «И пришли семь дочерей Рагуила пасти овец отца своего. Они подошли к колодцу тому
и набрали воды, чтобы напоить овец»
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с Сильвией и сатиром. 1615-1620 гг. Холст, масло. 38,3 х 51,5 см.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Рея Сильвия (лат. Rhea Silvia), в древне-римской мифологии мать божественных близнецов Ромула и Рема,
основателей Рима.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с Моисеем и горящим кустом. 1610-1616 гг.
Медь, масло. 45,1 x 34 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Доменикино (1581-1641). Самсон пьет из челюсти осла. 1620-1629 гг.
Холст, масло. 226 х 147 см Национальный музей Палаццо Манси, Лукка.
Доменикино (1581-1641). Гробница кардинала Ланфранко Марготти (1558-1611).
Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим. 1611 гг.
Доменикино (1581-1641). Портрет кардинала Ланфранко Марготти (1558-1611).
Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим. 1611 гг.
Доменикино (1581-1641). Последнее причастие святого Иеронима. 1614 г.
Картина была заказана для церкви Сан-Джироламо делла Карита в Риме и в настоящее время
находится в Пинакотеке Ватикана.
Доменикино (1581-1641). Последнее причастие святого Иеронима. 1614 г.
Холст, масло. 419 x 256 см. Пинакотека Ватикана.
В 1614 году Доменикино завершил огромное полотно «Последнее причастие Святого Иеронима» для церкви Святого Иеронима Милосердия, которое сегодня находится в Музеях Ватикана. Выполненная для главного алтаря, картина показывает очевидные ссылки на холст, выполненный Агостино Карраччи для церкви Сан-Джироламо-Алла-Чертоза в Болонье, возвращая его изысканный колоризм и внимание к психологическим эффектам персонажей. По сравнению с картиной Агостино Доменикино меняет композицию и уменьшает количество персонажей. Соперник художника Ланфранко будет использовать эти сравнения, чтобы дискредитировать Доменикино позже, в 1621 году, по случаю оспаривания фресок в Церкви Сант-Андреа-Делла-Валле, утверждая, что его коллега воспользовался плагиатом.
Доменикино (1581-1641). Сивилла (персиковая). Начало 1620-х гг.
Холст, масло. 77,4 х 68,2 см. Коллекция Уоллеса, Лондон.
Доменикино (1581-1641). Ангел-хранитель. 1615 г. Холст, масло. 94,5 x 120,5 см.
Музей Каподимонте, Неаполь.
Доменикино (1581-1641). Охота Дианы. 1616-1617 гг. Холст, масло. 225 x 320 см. Галерея Боргезе, Рим.
Доменикино (1581-1641). Охота Дианы. Фрагмент (1). 1616-1617 гг. Холст, масло. Галерея Боргезе, Рим.
Доменикино (1581-1641). Охота Дианы. Фрагмент (2). 1616-1617 гг. Холст, масло. Галерея Боргезе, Рим.
Доменикино (1581-1641). Охота Дианы. Фрагмент (3). 1616-1617 гг.
Холст, масло. Галерея Боргезе, Рим.
Доменикино (1581-1641). Охота Дианы. Фрагмент (4). 1616-1617 гг.
Холст, масло. Галерея Боргезе, Рим.
Доменикино (1581-1641). Ринальдо дарит зеркало Армиде. 1617-1621 гг. Холст, масло. 121 х 168 см.
Лувр, Париж.
Доменикино (1581-1641). Сивилла. 1616-1617 гг. Холст, масло. 123 x 89 см.
Галерея Боргезе, Рим.
Доменикино (1581-1641). Святая Цецилия играет на виолончели. 1617-1618 гг.
Холст, масло. 160 x 120 см. Лувр, Париж.
Доменикино (1581-1641). Мадонна с розами (Madonna del rosario). 1617-1621 гг.
Холст, масло. 498 х 289 см. Национальная Пинакотека, Болонья.
Доменикино (1581-1641). Мадонна с розами (Madonna del rosario). Фрагмент (1).
1617-1621 гг. Холст, масло. Национальная Пинакотека, Болонья.
Доменикино (1581-1641). Мадонна с розами (Madonna del rosario). Фрагмент (2).
1617-1621 гг. Холст, масло. Национальная Пинакотека, Болонья.
Доменикино (1581-1641). Взятие Марии Магдалины на небо. 1617-1621 гг.
Холст, масло. 129 х 110 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картину Доменикино «Взятие Марии Магдалины на небо» приобрел для коллекции Екатерины II в Эрмитаже в 1772 году российский посол во Франции Дмитрий Голицын из собрания барона Л.А. Кроза де Тьера в Париже. Вторая картина – «Евангелист Иоанн» (Кон.1620-х гг.) была куплена Николаем I у Д.А. Нарышкина.
При поддержке Джованни Баттиста Агуччи в 1616 году Доменикино получил заказ на выполнение серии фресковых пейзажей на вилле Альдобрандини (Villa Aldobrandini) во Фраскати. К концу 1616 года Доменикино уже спроектировал кессонный потолок с изображением «Успения Пресвятой Богородицы» в Санта-Мария-ин-Трастевере и начал цикл из десяти фресок, изображающих «Жизнь Аполлона» в Садовом павильоне виллы Альдобрандини (1616-1618), в том числе несколько повторных копий историй Аполлона, некоторые из которых сегодня хранятся в Национальной галерее в Лондоне. В работе над фресками ему помогал Джованни Баттиста Виола, болонский художник, который, как и сам Доменикино, был пионером в развитии классической пейзажной живописи. С 1617 по 1621 год Доменикино отсутствовал в Риме, работая в Болонье и в Фано, где в 1618-1619 годах расписал фресками капеллу Нольфи собора Фано со сценами из жизни Богородицы.
ФРЕСКИ ВИЛЛЫ АЛЬДОБРАНДИНИ, ФРАСКАТИ, РИМ
Доменикино (1581-1641). Освежевание Марсия (The Flaying of Marsyas). 1616-1618 гг.
Фреска, перенесенная на холст. 233,8 х 352,5 см. Национальная галерея, Лондон.
Какие же были раньше в мифологии варварские обычаи…
Доменикино (1581-1641). Суд царя Мидаса. 1616-1618 гг. Фреска, перенесенная на холст.
267 х 224 см. Национальная галерея, Лондон.
Доменикино (1581-1641). Аполлон и Нептун дают советы Лаомедонту. 1616-1618 гг.
Фреска, перенесенная на холст. 305,8 х 183,4 см. Национальная галерея, Лондон.
Доменикино (1581-1641). Аполлон убивает Циклопа. 1616-1618 гг. Фреска,
перенесенная на холст. 316,3 х 190,4 см. Национальная галерея, Лондон.
Доменикино (1581-1641). Аполлон преследует Дафну. 1616-1618 гг. Фреска,
перенесенная на холст. 311,8 х 189,2 см. Национальная галерея, Лондон.
Доменикино (1581-1641). Аполлон убивает неверную Коронису. 1616-1618 гг.
Фреска, перенесенная на холст. 199,4 х 89,5 см. Национальная галерея, Лондон.
Доменикино (1581-1641). Меркурий похищает стада Адмета. 1616-1618 гг. Фреска,
перенесенная на холст. 261,6 х 201,9 см. Национальная галерея, Лондон.
Доменикино (1581-1641). Превращение Кипариса. 1616-1618 гг. Фреска,
перенесенная на холст. 120 х 88,3 см. Национальная галерея, Лондон.
Доменикино (1581-1641). Колесница Аполлона и аллегория времени. Фреска. 1622 г.
Палаццо Костагути, Рим.
В 1618 году Доменикино покидает Рим и отправляется в Болонью. В январе того же года ненадолго останавливается в городке Фано, где работает на Гвидо Нольфи над украшением с историями о Богородице в семейной часовни в городском соборе. Здесь вознаграждение было особенно высоким, включая исполнение целых шестнадцати сцен с фресками, из которых подготовительные картоны были готовы еще годом ранее, в 1617 году. Весь цикл был завершен в апреле 1619 года, как записана последняя выплата, получившая особый успех, настолько, что Вазари охарактеризовал эту работу, исполненную «со вкусом и любовью».
Доменикино (1581-1641). Портрет кардинала де Бонси. 1616 г.
Холст, масло. 153 х 103 см. Музей Фабра, Монпелье, Франция.
Доменикино (1581-1641). Мученичество Святого Петра Веронского. 1618-1620 гг.
Холст, масло. 345 х 236 см. Национальная Пинакотека, Болонья.
Доменикино (1581-1641). Мученичество Святого Петра Веронского. Фрагмент (1). 1618-1620 гг. Холст, масло.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Доменикино (1581-1641). Мученичество Святого Петра Веронского. Фрагмент (2). 1618-1620 гг. Холст, масло.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Доменикино (1581-1641). Явление Лоретской Мадонны Святому Иоанну Крестителю,
Святому Элигию и Святому Антонию Аббату. 1618-1620 гг. Холст, масло. 241 x 170,5 см.
Художественный музей Северной Каролины, Роли. Коллекция Сэмюэля Г. Кресса.
Доменикино (1581-1641). Царь Давид играет на арфе. 1619 г. Холст, масло. 240 х 170 см.
Лувр, Париж.
Доменикино (1581-1641). Мученичество Святой Агнессы. 1619-1625 гг.
Холст, масло. 533 x 342 см. Национальная Пинакотека, Болонья.
Доменикино (1581-1641). Мученичество Святой Агнессы. Фрагмент (1). 1619-1625 гг. Холст, масло.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Доменикино (1581-1641). Мученичество Святой Агнессы. Фрагмент (2). 1619-1625 гг. Холст, масло.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Доменикино (1581-1641). Мученичество Святой Агнессы. Фрагмент (3). 1619-1625 гг. Холст, масло.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Доменикино (1581-1641), circle. Отдых на пути в Египет. 1620 г. Камень (лазурит), масло.
Коллекция Альберто ди Кастро, Рим.
Доменикино (1581-1641). Бегство на пути в Египет. 1620-1623 гг. Холст, масло. 164 x 213 см.
Лувр, Париж.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с Геркулесом, вытаскивающим Какуса из пещеры. 1621 г.
Холст, масло. 119 х 150 см. Лувр, Париж.
Доменикино (1581-1641). Пейзаж с Геркулесом, сражающимся с Ахелоем, превратившимся в быка.
1621-1622 гг. Холст, масло. 119 х 149 см. Лувр, Париж.
Между тем, уже в 1618 году художник возвращается в Болонью, чтобы начать запрестольный образ «Мадонны с розой» (Нац. Пинакотека, Болонья), заказанный Лоренцо Ретта для церкви Сан-Микеле-ин-Боско, и «Мученичество Святой Агнессы», заказанное Пьетро Мартиром Карли для монастыря Сант-Агнесе, которые, однако, будут завершены только через год. Сегодня обе работы сегодня в Пинакотеке Болоньи.
В 1620 году в Болонье Доменикино, уже в сорокалетнем возрасте, женится на Марсибилии Барбетти (Marsibilia Barbetti). Их первый сын был крещен в церкви Сан-Петронио в Болонье кардиналом Алессандро Людовизи, который через три дня станет Римским папой под именем Григорий XV.
В Болонье, престиж римской деятельности Доменико дошел до города, и находит должную похвалу у местных художников, а также у старейшего мастера Лодовико Карраччи.
Доменикино (1581-1641). Портрет Папы Григория XV и кардинала Людовико Людовизи.
1621-1622 г. Холст, масло. 223 х 150 см. Музей изящных искусств, Безье, Франция.
Доменикино (1581-1641). Портрет Вирджинио Чезарини. 1620 г. Холст, масло. 64 x 50 cм.
Галерея Уффици, Флоренция. Вирджинио Чезарини (1595-1624) - камергер и
приближенный кардинала Барберини, будущего папы Урбана VIII.
Доменикино (1581-1641). Святая Мария Магдалина. 1626-1628 гг. Холст, масло. 88,7 х 76 см.
Палаццо Питти, Палатинская галерея, Флоренция.
Доменикино (1581-1641). Святая Агнесса. 1620 г. Холст, масло. 213,4 x 152,4 см.
Королевская коллекция, Виндзор, Лондон.
Доменикино (1581-1641). Куманская Сивилла. 1622 г. Холст, масло. 138 x 103 см.
Капитолийские музеи, Рим.
Доменикино (1581-1641). Первородный грех. 1621-1623 гг. Холст, масло. Галерея Паллавичини, Рим.
Доменикино (1581-1641). Видение святого Игнатия Лойолы о Христе и Боге Отце в Ла-Сторте.
1622 г. Холст, масло. 166 х 98,1 см. Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), Калифорния.
Доменикино (1581-1641). Богородица с Младенцем и Святым Франциском
(или Святым Антонием Падуанским). 1620-1629 гг. Медь, масло. 43 х 36 см.
Лувр, Париж.
Доменикино (1581-1641). Изгнание Адама и Евы из Рая. 1623-1625 гг. Медь, масло. 95 х 75 см.
Музей изящных искусств, Гренобль, Франция.
Доменикино (1581-1641). Изгнание Адама и Евы из Рая. 1626 г. Холст, масло. 121,9 x 172,1 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Доменикино (1581-1641). Святой Иоанн Евангелист. 1624 г. Холст, масло. 259 x 199,4 см.
Национальная галерея, Лондон.
Доменикино (1581-1641), Даниель Сегерс (1590-1661). Гирлянды из цветов,
окружающие медальон с изображением триумфа Любви. 1625-1627 гг.
Холст, масло. 134 х 110 см. Лувр, Париж.
Антонио Локатели (1786-1848). Портрет Дзампьери Доменикини из «Итальянской иконографии знаменитых мужчин и женщин». Гравюра на меди. Издательство Антонио Локателли, Милан, 1837 г.
С избранием болонского Папы Григория XV в 1621 году Доменикино вернулся в Рим. Назначенный папским архитектором, он мало что построил, но оставил рисунки для различных проектов, в первую очередь для фасада Церкви Сант-Андреа-делла-Валле и план Сант-Игнацио, оба проета в Риме, в то же время он продолжал проявлять наибольшую активность как художник, получив множество заказов на алтарные образы в римских церквях.
ИСТОЧНИКИ
А.А. Степанов. Искусство эпохи Возрождения. Италия XVI век.
Cанкт-Петербург, Издательство "Азбука-Аттикус", 2023 г. - 800 с., ил.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ЭПОХИ БАРОККО ДЗАМПЬЕРИ ДОМЕНИКИНО / DOMENICHINO (DOMENICO ZAMPIERI, 1581-1641). БОЛОНСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»