ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ЭПОХИ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ФРАНЧЕСКО ДЕЛЬ КОССА / FRANCESCO DEL COSSA (1435-1478), ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА30-03-2024 16:40к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Франческо дель Косса (1435-1478) – итальянский художник раннего Возрождения. Родился в Ферраре, где прошла большая часть его жизни. Учился, вероятно, у художника Козимо Тура, влияние которого ощутимо в его ранних работах. В стиле Коссы различимы также черты, характерные для творчества Андреа Мантеньи и Пьеро делла Франчески, однако его работы отличаются большей мягкостью и спокойной галантностью. Главной работой Коссы в Ферраре стали росписи Палаццо Скифаноя в Ферраре, выполненные художником в период между 1460 и 1470 годами по заказу герцога Борсо д'Эсте. Предполагается, что в работе также участвовали Козимо Тура и Эрколе деи Роберти, но несомненно, что роль Коссы была главенствуюшей. В 1470 году, после завершения работы над фресками Палаццо Скифаноя, Франческо дель Косса переехал из Феррары в Болонью. Главным произведением, созданным художником в Болонье, стал алтарный образ для капеллы Гриффони в церкви Сан Петронио. Художник умер в Болонье в 1478 году.
Франческо дель Косса (1435-1478), приписывается. Стоящий юноша, держащий копье.
1450 г. Красная бумага, черные чернила, акварель. 19,6 х 11 см.
Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк.
Неизвестна дата рождения живописца Франческо дель Косса. Существующая дата 1435/1436 год является предположительной. Джорджо Вазари в своём многотомном труде, посвящённом художникам и скульпторам, не оставил биографии Франческо. Более того, он перепутал там Франческо дель Косса с Лоренцо Костой. О художнике мало что было известно до XIX века, когда были открыты его фрески в палаццо Скифанойя. Только после этого стало возможным определить истинное значение его творчества в истории итальянского искусства.
Документально установлены родители Франческо — каменных дел мастер Кристофоро и его супруга Фьорделизия Мастрия. Его отец, далеко не последний человек в городе, участвовал в возведении кампанилы феррарского собора. Исследователи считают, что под влиянием отца Франческо освоил ваяние, поскольку кроме живописи занимался скульптурой, а также подготовкой витражей.
Франческо дель Косса (1435-1478). Мадонна с Младенцем. 1454-1478 гг.
Дерево, темпера. 48,9 x 40,2 см. Художественная галерея Бакнеллского униыерситета,
Льюисбург, штат Пенсильвания, США. Коллекция Сэмюэля Г. Кресса.
Франческо дель Косса (1435-1478). Мадонна с Младенцами и ангелами. 1455-1470 гг.
Дерево (тополь), темпера. 53,5 x 36,2 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Коллекция Сэмюэля Г. Кресса.
Франческо дель Косса ? (1435-1478). Мадонна с Младенцем и ангелом. 1460 г.
Дерево, темпера, сусальное золото. 61 х 47,5 см.
Национальный музей искусства Каталонии, Барселона, Испания.
Франческо дель Косса (1435-1478). Осень (Урожай). 1455-1460 гг.
Дерево, темпера. 116 х 70 см. Берлинская картинная галерея.
Франческо дель Косса (1435-1478). Муза Эвтерпа.
1460 г. Дерево, масло. 105 х 38,7 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Франческо дель Косса (1435-1478). Портрет мальчика в профиль. 1460-1470 гг.
Дерево, темпера, масло. 25,1 х 17,8 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Коллекция Сэмюэля Г. Кресса.
Портрет мальчика в профиль. (кон.1460-х гг.). Портрет неизвестного мальчика подвергался неоднократной ретуши. В отношении авторства произведения велись долгие дискуссии: предлагались самые разные кандидатуры из живописцев первого ряда - от миланца Больтраффио до венецианцев Якопо Беллини, Альвизе Виварини и Джироламо да Сантакроче и флорентийца Франческо Боттичини. Предположение о феррарском происхождении автора портрета высказал Фредерик Мейсон Перкинс в 1938 году. В каталоге Национальной галереи от 2003 года один из лучших знатоков итальянской живописи Миклош Босковиц приписал картину Франческо дель Коссе, отметив, что она была, вероятно, создана в конце 1460-х годов. Приобретена Сэмюэлем Крессом в 1937 году.
Франческо дель Косса (1435-1478). Пьета. Оплакивание Христа со Святым Франциском. 1465 г.
Дерево, темпера. Музей Жакмар-Андре, Париж.
Впервые имя Франческо дель Косса упоминается в документе от 11 сентября 1456 года, в котором сообщается, что молодой художник получил плату за фреску «Снятие с креста», написанную возле алтаря феррарского собора (хотя из текста нельзя понять - это была фреска или скульптурная группа). Отец Франческо - Кристофоро, обозначен в документе как опекун, отвечающий за финансовую сторону дела, и это означает, что художник тогда ещё не имел независимого статуса. Это произведение прожило недолго, так как в конце XV века апсида храма была перестроена, и работа уничтожена.
Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами. Витраж по эскизу Франческо дель Косса.
1467 г. Церковь Сан Джованни ин Монте, Болонья.
Витражи в Сан Джованни ин Монте, Болонья. Изготовителями витражей были братья Якопо и Доменико Кабрини. Франческо дель Косса подготовил картоны с рисунком, которые потом были переведены в разноцветное стекло. Ему приписывают авторство трёх витражей «Мадонна с Младенцем» (ныне в Музее Жакмар-Андре, Париж), а также «Мадонна с Младенцем и ангелами» и «Иоанн на Патмосе» (оба в Церкви Сан Джованни ин Монте, Болонья). Они датируются 1467 годом, и в них особенно заметна плавность линий, отдаляющая Франческо от манеры Козимо Туры.
Мадонна с Младенцем. Витраж по картону Франческо дель Коссы. 1467 г. Музей Жакмар-Андре, Париж.
Франческо дель Косса (1435-1478). Святой Иоанн на Патмосе. 1467 г. Витраж на входе в церковь
Сан Джованни ин Монте, Болонья.
Франческо дель Косса (1435-1478). Святой Иоанн на Патмосе. Фрагмент. 1467 г.
Витраж на входе в церковь Сан Джованни ин Монте, Болонья.
Франческо дель Косса (1435-1478). Мадонна с Младенцем на троне и ангелами.
Изготовлен в мастерской Якопо и Доменико Кабрини, Болонья.
Надгробная плита Доменико Гарганелли. Работа Франческо дель Косса. 1478 г.
Городской музей средневековья, Болонья.
Франческо дель Косса упоминается в качестве свидетеля при крещении сына болонcкого сенатора, нотариуса Бартоломео Гарганелли. В частности, Гарганелли заказал ему росписи в храме Сан Пьетро, вызывавшие восхищение современников, но впоследствии уничтоженные. Отец Бартоломео Гарганелли — Доменико скончался в том же 1478 году, что и Франческо; скульптурное надгробие Гарганелли, заранее заказанное, полагают, выполнил то ли сам Франческо, то ли его ученик Эрколе де Роберти, которому также покровительствовало семейство Гарганелли.
Палаццо Скифанойя, Феррара. Архитектор Пьетро Бенвенуто дельи Ордини.
Строительство велось в 1385-1493 гг.
В 1469 или в начале 1470 года Франческо вернулся в Феррару, где по приглашению герцога Борсо д’Эсте принял участие в росписи палаццо Скифанойя. Палаццо Скифанойя (вероятно, от итал. schivar la noia - «презирать скуку») был построен в качестве летнего дворца для развлечений семейства и двора правителя Феррары Борсо д’Эсте. Зал Месяцев (Sala dei Mesi)- это главный зал палаццо, размером 11х25 метров, расположенный на первом этаже и пристроенный к дворцу архитектором Пьетро Бенвенути вскоре после 1465 года. Зал Месяцев (Salone dei Mesi) расписан в 1469-1471 гг. несколькими (предположительно пятью) феррарскими мастерами, из которых два известны наверняка - Франческо дель Косса и Бальдассаре д'Эсте. Программу росписи помогал разрабатывать придворный астролог двора Эсте Пеллегрино Пришани. Фрески, занимавшие весь периметр парадного (второго) этажа, представляли собой сложную и пёструю композицию, символически иллюстрирующую двенадцать знаков зодиака.
Схема расположения фресок в Салоне Месяцев, 1460-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Фрески Зала Месяцев в Палаццо Скифаноя посвящены двенадцати месяцам года. Они разделены на три яруса: в верхнем помешен цикл праздничных аллегорических сцен, нижний представляет собой несколько картин из жизни двора герцогов д'Эсте. Между ними проходит широкая лента с изображениями астрологических символов. Проект оформления Зала Месяцев был разработан профессором астрологии Пеллегрино Прициани. Они представляют собой один из наиболее значительных фресковых циклов светского содержания, созданных в эпоху Ренессанса.
Франческо дель Косса (1435-1478). Справа налево «Март», «Апрель», «Май». Фрески Зала Месяцев.
1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна.
1469-1470 гг. Фреска. 500 х 320 см. Палаццо Скифанойя, Феррара.
«МАРТ»
В верхней секции фрески Минерва, богиня Мудрости, правит свой триумф на колеснице, запряжённой двумя единорогами. Справа от неё женщины собираются вокруг ткацкого станка, чуть ниже перед ними сидят три женщины, символизирующие Парки (или Судьбы) — одна вышивает, а две другие отмеряют и перерезают нить жизни. Слева изображена группа учёных, которые что-то обсуждают — вероятно, в неё включены портреты реальных профессоров и юристов (считают, что в этой группе справа изображён Леон Баттиста Альберти). В средней секции располагается знак Овна с тремя деканами. В нижней секции слева герцог Борсо д’Эсте отправляется на охоту. Художник снабдил эту сцену множеством бытовых деталей: собака смотрит на уток в пруду, гончие преследуют зайца, герцог возглавляет отряд охотников, а на заднем плане крестьяне подрезают виноградные лозы. В правой части герцог Борсо д’Эсте, окружённый придворными, совершает правосудие, выслушивая жалобу бедняка.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна. Фреска. Фрагмент (1).
1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна. Фреска. Фрагмент (2).
1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна. Фреска.
Фрагмент (3). 1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна. Фреска. Фрагмент (4).
1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна. Фреска.
Фрагмент (5). 1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна. Фреска.
Фрагмент (6). 1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна. Фреска. Фрагмент (7).
1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна. Фреска. Фрагмент (8).
1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна. Фреска. Фрагмент (9).
1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна. Фреска. Фрагмент 10).
1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна. Фреска.
Фрагмент (11). 1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна. Фреска.
Фрагмент (12). 1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна. Фреска.
Фрагмент (13). 1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна.
Фреска. Фрагмент (14). 1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Март. Триумф Минервы и знак Овна.
Фреска. Фрагмент (15). 1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
Франческо дель Косса (1435-1478). Апрель. Триумфальное шествие Венеры. 1469-1470 гг.
Фреска. 500 х 320 см. Палаццо Скифанойя, Феррара.
«АПРЕЛЬ»
В верхней секции фрески свой триумф совершает богиня любви Венера, расположившись на плоту, увенчанному красными и белыми розами, в который запряжена пара лебедей. В одной руке она держит плод айвы, в другой золотое яблоко, вручённое ей Парисом. Над её головой порхают голуби, а прямо перед нею преклонил колена бог войны Марс — сцена символизирует победу любви над враждой. На берегах речки юноши ухаживают за красиво одетыми девушками. Кусты граната и белые кролики, снующие среди пар, символизируют плодородие. Вверху справа на пригорке изображены три Грации.
В средней секции расположен знак Тельца. В нижней секции слева Борсо д’Эсте возвращается с охоты - большая часть этой сцены утрачена из-за прорубленной двери. В правой части улыбающийся Борсо д’Эсте вручает деньги своему придворному шуту Скокколе. Предполагают, что некоторые портреты придворных в этой сцене переписал художник Бальдассаре д’Эсте. Вверху изображены скачки, которые устраивали в Ферраре в праздник Святого Георгия. Дамы в роскошных головных уборах и другие зрители выглядывают из окон и смотрят на соревнования с балконов, задрапированных восточными коврами.
Франческо дель Косса (1435-1478). Апрель. Триумфальное шествие Венеры. Фрагмент (23).
1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара. Почтовая марка Федерации Южной Аравии, 1967 г.
Франческо дель Косса (1435-1478). Май. Триумф Аполлона. Фреска. 500 х 320 см.
1469-1470 гг. Палаццо Скифанойя, Феррара.
«МАЙ»
В верхней секции фрески изображён Аполлон с луком в одной руке и символом солнца в другой. Он совершает триумф на колеснице, которой правит Аврора (Рассвет); колесницу везут четыре коня, символизирующие Утро, День, Вечер и Ночь. Слева от него расположилась группа поэтов, справа вверху - Девять Муз. Присутствию большой толпы голых путти справа учёные так и не нашли удовлетворительного объяснения, их значение остаётся неясным.
В средней секции знак Близнецов. Нижняя секция в большей части была разрушена в восемнадцатом веке, когда в стене прорубалась дверь. Раньше там были изображены крестьяне, преподносящие Борсо д’Эсте корзину с вишнями. Сохранившиеся фрагменты показывают жатву, подрезку ветвей и другие сцены из сельской жизни.
А эти фрески из Зала месяцев в Палаццо Скифанойя были приписаны одновременно четырем художникам -
Козимо Туре, Франческо дель Косса, Бальдассаре д'Эсте и Эрколе де Роберти. 1469-1471 гг.
Закончив три большие фрески в Зале Месяцев (Salone dei Mesi) с изображением «Марта», «Апреля» и «Мая», Франческо дель Косса обратился к герцогу с письмом, в котором просил увеличить плату за свой труд, поскольку считал себя мастером более известным, чем иные работавшие в палаццо художники. После этого недовольный низкой оплатой его труда, обиженный Франческо уехал в Болонью, где в основном проживал до своей кончины в 1478 году.
Франческо дель Косса (1435-1478). Благовещение с пределлой «Рождество Христово».
1470-1472 гг. Дерево (тополь), масло. 139 х 113,5 и 26 х 116 см.
Дрезденская картинная галерея.
Алтарь «Благовещение» с пределлой «Рождество» (1470-1472, Дрезденская галерея). Картины представляют собой фрагменты алтаря, который в 1750 году приобрёл курфюрст Саксонии Август III как работу Мантеньи (там когда-то стояла его поддельная подпись). Позже алтарь приписывали Алессио Бальдовинетти и Поллайоло. Роберто Лонги в 1934 году определил, что это работа Франческо дель Косса, происходящая из церкви Оссерванца в Болонье, она была создана приблизительно в 1471 году. Лонги отнёс к этому алтарю также две небольших панели с фигурами Св. Клары и Св. Екатерины, которые ныне хранятся в коллекции Тиссена Борнемисса в Мадриде. По всей вероятности, они располагались по сторонам от пределлы.
Франческо дель Косса (1435-1478). Фрагменты пределлы алтаря «Благовещение».
1. Святая Екатерина. Дерево, темпера. 27 х 8 см. 2. Святая Клара. Дерево, темпера.
27 x 8 см. Оба -1470-1472 гг. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Франческо дель Косса ? (1435-1478). Святая Юстина Падуанская и донатор.
1470 г. Холст, масло. 43,8 x 33,7 см. Художественный музей Чейзена,
Университет Висконсин-Мэдисон в Мэдисоне, штат Висконсин, США.
Коллекция Сэмюэля Г. Кресса.
Франческо дель Косса (1435-1478). Полиптих Гриффони. 1470-1473 гг.
Церковь Сан Петронио, Феррара. Реконструкция Чечилии Кавалька.
«Полиптих Гриффони» (ок. 1470-1433г., поскольку первоначальная рама не сохранилась, предполагаемые размеры полиптиха с рамой приблизительно 2,8 х 3,7 метра). Большой алтарь для своей капеллы в Церкви Сан Петронио в Ферраре был заказан богатым купцом Флориано Гриффони. Он посвящён святому Викентию Феррер и был заказан вскоре после канонизации святого в 1458 году. Франческо дель Косса, которому был заказан алтарь, пригласил для совместной работы Эрколе де Роберти, в итоге, все основные панели полиптиха были исполнены Франческо дель Коссой. Де Роберти написал пределлу и маленькие изображения святых в боковых пилястрах. Над каркасом алтаря работал корабельный плотник Агостино де Марки да Крема вместе с Коссой и де Роберти. Датой окончания работ считают 19 июля 1473 года, когда плотник Агостино де Марки да Крема получил окончательную плату за резной каркас, хотя живописные работы могли быть закончены раньше.
Франческо дель Косса (1435-1478). Святой Викентий Феррер. Центральная фигура
главного регистра алтаря Гриффони. 1472-1473 гг. Дерево (тополь), яичная темпера.
153,7 х 59,7 см. Национальная галерея, Лондон.
В центре полиптиха располагалась картина с изображением св. Викентия Феррера (1472-1473, Национальная галерея, Лондон) . Испанский святой-доминиканец изображён в полный рост с чётками в одной руке и с книгой в другой. Под его ногами странный постамент, опирающийся на обрубленную колонну. Над святым располагается фигура Христа в окружении ангелов с орудиями страстей. Картина была приобретена Национальной галереей в 1858 году в коллекции Костабили в Ферраре.
Франческо дель Косса (1435-1478). Святой Викентий Феррер. Центральная фигура главного регистра
алтаря Гриффони. Фрагмент. 1472-1473 гг. Дерево (тополь), яичная темпера. Национальная галерея, Лондон.
Франческо дель Косса (1435-1478). Архангел Гавриил. Полиптих Гриффони. 1470-1473 гг. D=25 см.
Музей Вилла Каньола, Гаццада.
Верх алтаря Гриффони венчали два тондо, демонстрирующие «Благовещение» (1470-1473, оба - Музей Вилла Каньола, Гаццада). На левом - архангел Гавриил с цветком в руке, на правом - Богородица, читающая книгу. Не все считают «Благовещение» принадлежащим руке Коссы, ряд исследователей, и, в частности, в музее, где два тондо хранятся, считают их работой Эрколе де Роберти.
Франческо дель Косса (1435-1478). Благовестуемая Богородица. Полиптих Гриффони. 1470-1473 гг. D=25 см.
Музей Вилла Каньола, Гаццада.
Франческо дель Косса (1435-1478). Распятие. Полиптих Гриффони. 1473-1474 гг.
Дерево (тополь), темпера. 60 x 63,2 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Коллекция Сэмюэля Г. Кресса.
Верхний ярус алтаря Гриффони состоял из трёх картин: «Святой Флориан», «Распятие Христа» и «Святая Лючия»; все три сегодня хранятся в Национальной Галерее, Вашингтон. Св. Флориан - покровитель заказчика алтаря Флориано Гриффони, в руках он держит меч и цветок (хотя первоначально святого идентифицировали как св. Мартина или св. Либерале). Св. Лючия - покровительница супруги заказчика Лючии Гриффони. Вместо обычного блюда с глазами, у неё в руке цветок с глазами вместо лепестков, в другой руке пальмовая ветвь. Обе картины в середине XIX века считали работой Марко Дзоппо. Сэмюэль Кресс приобрёл их в 1936 году у парижского коллекционера, и в дальнейшем передал в Национальную галерею.
В круглом «Распятии» по сторонам от креста располагаются фигуры скорбящих Богородицы и Иоанна. Эту картину в 1914 году из феррарской коллекции Костабили купил Филип Леман, полагая, что это работа Андреа Кастаньо. Но выяснив, что это работа феррарской школы, продал её в 1943 году Сэмюэлю Крессу, решив, что произведение такой незначительной школы не стоит потраченных денег. Во всех трёх картинах использован обычный для готической живописи золотой фон, указывающий на внеземную суть изображённого.
Франческо дель Косса (1435-1478). Распятие. Скорбящий Иоанн Креститель. Полиптих Гриффони.
Фрагмент (2). 1473-1474 гг.
Франческо дель Косса (1435-1478). Святой Флориан. Полиптих Гриффони. 1473-1474 гг.
Дерево (тополь), темпера. 79,4 x 55 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Коллекция Сэмюэля Г. Кресса.
Святой Флориан - покровитель заказчика алтаря Флориано Гриффони, в руках он держит меч и цветок (хотя первоначально святого идентифицировали как св. Мартина или св. Либерале). Святая Лючия - покровительница супруги заказчика Лючии Гриффони. Вместо обычного блюда с глазами, у неё в руке цветок с глазами вместо лепестков, в другой руке пальмовая ветвь. Обе картины в середине XIX века считали работой Марко Дзоппо. Сэмюэль Кресс приобрёл их в 1936 году у парижского коллекционера, и в дальнейшем передал в Национальную галерею.
Франческо дель Косса (1435-1478). Святой Флориан. Фрагмент. Полиптих Гриффони. 1473-1474 гг.
Дерево (тополь), темпера. Национальная галерея искусства, Вашингтон. Коллекция Сэмюэля Г. Кресса.
Франческо дель Косса (1435-1478). Святая Лючия. Полиптих Гриффони. 1473-1474 гг.
Дерево (тополь), темпера. 77,2 x 56 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Коллекция Сэмюэля Г. Кресса.
Франческо дель Косса (1435-1478). Святой Петр и Святой Иоанн Креститель.
Полиптих Гриффони. 1473-1474 гг.
Франческо дель Косса (1435-1478). Святой Петр и Святой Иоанн Креститель.
Фрагменты с пейзажем на втором плане. Полиптих Гриффони. 1470-1473 гг.
Франческо дель Косса (1435-1478). Святой Петр. Полиптих Гриффони.
Фрагмент. 1470-1473 гг. Капелла в Церкви Сан Петронио, Болонья.
По сторонам от главной фигуры в алтаре находились изображения св. Петра и св. Иоанна Крестителя (обе картины 112х50 см каждая, Пинакотека Брера, Милан). Св. Пётр изображён канонически — с ключами и книгой, Иоанн Креститель держит тростниковый крест с фигуркой агнца и развевающийся свиток со словами «Вот глас, вопиющий в пустыне» (Иоанн;1, 23). За их спинами виден добротный «мантеньевский» пейзаж, а также гирлянды из коралла и горного хрусталя (возможно, они символизируют чётки). Обе картины были приобретены музеем Брера в 1893 году у феррарского бизнесмена Джузеппе Кавальери.
Франческо дель Косса (1435-1478). Святой Иоанн Креститель. Полиптих Гриффони.
Фрагмент. 1473-1474 гг. Капелла в Церкви Сан Петронио, Болонья.
Франческо дель Косса (1435-1478). Мадонна с младенцем» (Мадонна дель Бараккано).
1472 г. Фреска. 400 х 250 см. Церковь Санта Мария дель Бараккано, Болонья.
«Мадонна с младенцем» в Санта Мария дель Бараккано, фреска, была снята и установлена заново за главным алтарём; имеет подпись художника и дату 1472 г. Фреска была написана, как предполагают, в конце XIV века болонским художником Липпо ди Далмазио. Франческо только пририсовал двух ангелов с подсвечниками и подновил саму Мадонну, получив за это 100 дукатов. У подножья трона Мадонны изображены двое донаторов, и исследователи до сих пор не определили — это портреты Джованни Бентивольо и его супруги, или это портреты Бенте Бентивольо и Марии Винчигерра, которая инициировала поклонение этой Мадонне.
Франческо дель Косса (1435-1478). Пала деи Мерканти (Мадонна на троне с Младенцем и святыми
Петронием и Иоанном Богословом). 1474 г. Холст, темпера. 166 х 227 см. Национальная пинакотека, Болонья.
«Пала деи Мерканти» (Мадонна на троне с Младенцем и святыми Петронием и Иоанном Богословом) (1474, Национальная пинакотека, Болонья). Эта поздняя работа была написана художником в Болонье за четыре года до смерти. Согласно надписи на основании трона Богородицы, картина была заказана в 1474 году судьёй Альберто де Каттанеи и нотариусом Доменико дельи Аморини, для Торговой палаты (Foro de ’Mercanti). Мадонна с младенцем сидит под кессонированной аркой между декоративными подсвечниками, украшенными фруктами. Над их головами нанизаны бусы из красного коралла (символизирующие Страсти Христовы) и горного хрусталя (символизирующего чистоту Девы). Слева Святой Петроний (возможно, портрет какого-то выдающегося церковника) держит модель города Болоньи. Справа Иоанн Богослов читает Евангелие. Слева от трона донатор - судья Альберто де Каттанеи стоит в позе преклонения. В верхней части картины изображена сцена Благовещения: слева ангел, справа Богородица.
Франческо дель Косса (1435-1478). Пала деи Мерканти (Мадонна на троне с Младенцем
и святыми Петронием и Иоанном Богословом). Фрагмент (1). Святой Петроний. 1474 г.
Холст, темпера. Национальная пинакотека, Болонья.
Франческо дель Косса (1435-1478). Пала деи Мерканти (Мадонна на троне с младенцем
и святыми Петронием и Иоанном Богословом). Фрагмент (2). Мадонна с Младенцем. 1474 г.
Холст, темпера. Национальная пинакотека, Болонья.
Франческо дель Косса (1435-1478). Пала деи Мерканти (Мадонна на троне с младенцем
и святыми Петронием и Иоанном Богословом). Фрагмент (1). Иоанн Богослов. 1474 г.
Холст, темпера. Национальная пинакотека, Болонья.
Франческо дель Косса (1435-1478). Портрет мужчины, держащего кольцо. 1472-1477 гг.
Дерево, масло. 38,5 х 27,5 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Портрет мужчины, держащего кольцо (1472-1477, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид). Вокруг этого портрета велись длительные дискуссии, касательно как изображённого персонажа, так и его авторства. Бернсон считал автором произведения Эрколе де Роберти, Лонги решил, что это работа Франческо дель Коссы. В качестве кандидатов предлагались и другие феррарские живописцы, но большинство исследователей согласились с мнением Роберто Лонги, указавшим на тонкую технику и сильную лепку, которые говорят о влиянии Антонелло да Мессины или нидерландской живописи. Кроме того, пейзажный фон с причудливыми скалами перекликается с аналогичным пейзажем за спиной св. Викентия Феррер из Лондонской галереи. В отношении изображённого персонажа существовала давняя традиция, возможно с XVI века, что это портрет болонского живописца и ювелира Франческо Франча.
Франческо дель Косса (1435-1478), circle. Встреча царя Соломона и царицы Савской. 1476 г.
Холст, масло. 61 х 61 см. Музей изящных искусств, Бостон, США.
Встреча царя Соломона и царицы Савской (1476, Музей изящных искусств, Бостон). Произведение представляет собой поднос для рожениц, на котором преподносили лакомства матери после успешных родов. Тема встречи Соломона и царицы Савской была очень популярна в эпоху Возрождения, её часто изображали на свадебных сундуках «кассоне». На оборотной стороне подноса — голый крылатый путто держит два больших рога изобилия, символизирующие плодородие. Первоначально работа была приписана художнику из Камерино Джованни Боккати, но в настоящее время музей обозначает его как «приписываемый Коссе». Поднос был приобретён в 1917 году госпожой Уолтер Скотт Фитц в дар Бостонскому музею изящных искусств.
Франческо дель Косса (1435-1478). Путто. Обратная сторона «Встречи царя Соломона и царицы Савской».
1476 г. Холст, масло. 61 х 61 см. Музей изящных искусств, Бостон, США.
И в заключение, несколько картин, приписываемых Франческо дель Коссо, его мастерской или последователям:
Франческо дель Косса (1435-1478), феррарская школа. Мадонна с Младенцем. 1480 г.
Дерево, масло. 76 x 56,4 см. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США.
Франческо дель Косса (1435-1478), circle. Воскресение Христа. Дерево (тополь), темпера. 20,8 х 38,7 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2020 г. Эстимейт $40.000 – 60.000 дол.
Франческо дель Косса (1435-1478), circle. Правосудие Траяна и его вдовы (The Justice of Trajan and the widow).
1500 г. Дерево, перенес. на холст. 58,4 x 171,5 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2007 г. Лот продан за $54.000 дол.
Франческо дель Косса (1435-1478), follower. Римский офицер. Холст, масло. 117 x 99 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2002 г. Продан за GBP 1.763 фунтов.
В 1478 году Франческо дель Коссо был занят росписями капеллы Гарганелли в болонском храме Сан Пьетро, а также изготовлением скульптуры для этой капеллы. Неожиданная и преждевременная смерть мастера в том году (полагают, от эпидемии чумы) прервала его работу. Что это была за скульптура до сих пор неизвестно, а росписи завершал его ученик Эрколе де Роберти. Этим фрескам не повезло. Несмотря на восторженные отзывы о них, в частности, таких корифеев, как Микеланджело Буонаротти, фрески были уничтожены при перестройке храма. От них сохранилось лишь несколько фрагментов.
Дель Косса фигурирует как один из двух главных героев романа Али Смита «Как быть обоими», номинированного на Букеровскую премию 2014 года.
ИСТОЧНИКИ
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Сост. И.Г. Мосин.
Санкт-Петербург, ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006 г. – Стр. 106.
Стефано Дзуффи. Возрождение XV век. Кватроченто. Пер. с итал.
Москва, Издательство «Омега», 2008 г. – Стр. 65, 93, 186-187.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ЭПОХИ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ФРАНЧЕСКО ДЕЛЬ КОССА / FRANCESCO DEL COSSA (1435-1478), ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»