Гобелен «Правосудие, освобождающее невинность», основанный на рисунке Аньоло Бронзино и сотканный Яном Ростом, изображает Невинность, женскую фигуру в нижнем центре, окруженную Вероломством, яростью, завистью и алчностью. 1550 г. Ткань. 242 х 172 см. Палаццо Веккьо, Флоренция.
В 1539 году Аньоло Бронзино, вернувшись на родину во Флоренцию, и оказавшись привлеченным к созданию декораций по случаю бракосочетания Козимо I и Элеоноры Толедской, становится любимым придворным художником, отчасти и благодаря своим литературным талантам. Блестящий интерпретатор холодного и строгого этикета, царившего при дворе великого герцога, Бронзино - одна из отправных точек в развитии европейского маньеризма: его композиция «Положение во гроб» была отправлена Козимо I-м кардиналу Гранвелле, могущественному министру короля Франции Карла V. Параллельно с портретами художник создает росписи на виллах, украшает личные апартаменты в Палаццо Веккьо (капелла Элеоноры Толедской, 1543) и заканчивает многочисленные картоны для ковровых мануфактур.
Гобелены Медичи с рассказами об Иосифе на временной выставке в зале Городского совета
в Палаццо Веккьо, Флоренция.
ГОБЕЛЕНЫ МЕДИЧИ С РАССКАЗАМИ ОБ ИОСИФЕ
(Medicean tapestries of the Stories of Joseph)
В середине XVI века по картонам, созданным Аньоло Бронзино, Якопо Понтормо и Франческо Сальвиати, по поручению Козимо I Медичи в мануфактуре великого герцога были сотканы 20 гобеленов. Исключительная изысканность их мануфактуры, уникальность композиции изображенных предметов, представляют сюжеты из истории Италии. Гобелены с рассказами об Иосифе были заказаны Козимо I Медичи между 1545 и 1553 годами для зала Городского совета (La Sala dei Dugento) в Палаццо Веккьо во Флоренции.
Подготовительные рисунки были поручены ведущим художникам того времени, в первую очередь Якопо Понтормо. Но эскизы, сделанные им, не понравились Козимо I, который решил обратиться к Аньоло Бронзино, ученику Понтормо и придворному художнику, и которому он обязан частью повествовательного сюжета сериала. Гобелены были изготовлены на великокняжеской мануфактуре фламандскими мастерами Николасом Кархером и Яном Ростом.
Гобелены Медичи с рассказами об Иосифе на временной выставке в зале Городского совета
в Палаццо Веккьо, Флоренция.
1. Братья обманом продают Иосифа, сына Иакова в рабство купцам в Египет.
2. В Египте Иосиф был продан начальнику телохранителей фараона Потифару. Этот царедворец сначала сделал молодого еврейского невольника слугой в своем доме, а потом, увидев его честность, прямодушие и деятельность, доверил ему управление всем домом. Однако по наговору распутной жены своего хозяина Потифара, с которой он не захотел разделить ложе, честный Иосиф был заключён в темницу (Быт. 39:7—20).
3. Бог дал Иосифу большой ум и способность объяснять сны Царю: Сон про семь тучных коров и семь полных колосьев, Сон про Солнце, Луну, звезды и др.
4. Фараон сделал Иосифа визирем Египта, своим соправителем и дал в жёны Асенефу, дочь Потифара,
5. В той земле, где жил Иаков, отец Иосифа, не было хлеба, и братья Иосифа пришли в Египет за покупкою его.
6. Иосиф устраивает богатый пир братьям и прощает их.
7. Иосиф продает братьям зерно с подлогом. Когда остановились и сделали общий обыск, начиная со старшего, то чаша нашлась в мешке у брата Вениамина.
8. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих, и плакал обнимая их.
9. Иаков перед смертью приезжает в Египет проститься с сыновьями. Фараон, узнав о случившемся, назначил для отца и братьев его лучшую землю в Египте,
10. И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя.
Более подробно история Иосифа описана лауреатом Нобелевской премии (1929) Томасом Манном в фундаментальном романе-тетралогии "Иосиф и его братья", полностью опубликованном в 4-х томах в 1943 году.
Братья Алинари, XVI в. по картону Аньоло Бронзино. Флора сидит на крупе барана,
разбрасывая цветы. 1545 г. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Флора. 1546 г. Шерсть, шелк, позолота золотом и серебром. 235 х 168 см.
Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Яна Роста. Палаццо Питти, Флоренция.
Ян Рост (Jan Rost, начало XVI века - Флоренция, 1562) - фламандский ремесленник, бизнесмен и ткач гобеленов, шпалерщик. Ничего не известно о месте происхождения и дате рождения шпалерщика Яна Роста, ничего не известно об обучении и первом профессиональном опыте на родине. О его присутствии в Италии сообщается с 1536 года, когда вместе с фламандскими мастерами гобеленов Яном и Николасом Кархерами был вызван в Феррару герцогом Эрколе I д'Эсте . Здесь, в 1545 году, он участвовал в создании серии гобеленов, вдохновленных «Метаморфозами», по мотивам рисунков Доссо Досси. Николас Кархер (род, Брюссель, ум. в 1562 г., Мантуя) также какое-то время работал при дворе Мантуи, затем вместе с Яном Ростом он переехал во Флоренцию в 1546 году по приглашению великого герцога Козимо I Медичи, чтобы создать серию гобеленов из истории Иосифа (1546-1553). Два опытных фламандских производителя гобеленов были связаны с двором Великого Герцога регулярным контрактом, который предусматривал фиксированную прибыль в размере шестисот скуди, подлежащую выплате ежемесячными платежами.
Продажа Иосифа в рабство. 1549 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино. Мастерская Яна Роста.
Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
Продажа Иосифа в рабство. Фрагмент. 1549 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Яна Роста. Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
Иосиф и жена Потифара. 1546-1547 гг. Рисунок и картон Якопо Понтормо. Мастерская Яна Роста.
Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
По слухам, у Аньоло Бронзино, были романтические отношения сначала со своим учителем, маэстро Якопо Понтормо (1494-1557), а затем с Алессандро Лаври, с последним он сосуществовал до самой смерти. Любовь к Понтормо и Лаври являются предметом некоторых стихотворений Бронзино.
Иосиф сбегает от жены Потифара. 1549 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Иосиф сбегает от жены Потифара. Фрагмент. 1549 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Гобелены Медичи с рассказами об Иосифе на временной выставке в зале Городского совета
в Палаццо Веккьо, Флоренция.
Иосиф в тюрьме и пир фараона. 1546-1547 гг. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Яна Роста. Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
Иосиф в тюрьме и пир фараона. Фрагмент. 1546-1547 гг. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Яна Роста. Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
Иосиф объясняет сон фараона о толстых и худых коровах. 1548 г. Рисунок и картон Франческо Сальвиати.
Мастерская Николаса Кархера. Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Иосиф рассказывает сон о Солнце, Луне и звездах. 1549 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Яна Роста. Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Иосиф рассказывает сон о Солнце, Луне и звездах. Фрагмент. 1549 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Яна Роста. Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Сон об управлении миром. 1549 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Сон об управлении миром. 1549 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино. Мастерская Николаса Кархера.
Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Фараон принимает Иакова в царство. 1553 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Яна Роста. Ткань. 550 х 423 см. Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
.Фараон принимает Иакова в царство. Фрагмент. 1553 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Яна Роста. Ткань. 550 х 423 см. Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
Гобелены Медичи с рассказами об Иосифе на временной выставке в зале Городского совета
в Палаццо Веккьо, Флоренция.
Пир Иосифа с братьями. 1550-1553 гг. Рисунок и картон Аньоло Бронзино. Мастерская Николаса Кархера.
Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
Пир Иосифа с братьями. Фрагмент. 1550-1553 гг. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
Иосиф прощает братьев. 1550-1553 гг. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Иосиф прощает братьев. Фрагмент. 1550-1553 гг. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Продажа зерна братьям. 1547 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино. Мастерская Яна Роста.
Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Продажа зерна братьям. Фрагмент. 1547 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино. Мастерская Яна Роста.
Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Гобелены Медичи с рассказами об Иосифе на временной выставке в зале Городского совета
в Палаццо Веккьо, Флоренция.
Иосиф берет Симеона в заложники. 1547 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
Иосиф берет Симеона в заложники. Фрагмент. 1547 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
Кубок Иосифа, найденный в мешке Вениамина. 1550-1553 гг. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
Кубок Иосифа, найденный в мешке Вениамина. Фрагмент. 1550-1553 гг. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
Вениамин получает подарки от Иосифа. 1550-1553 гг. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Вениамин получает подарки от Иосифа. Фрагмент. 1550-1553 гг. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Гобелены Медичи с рассказами об Иосифе на временной выставке в зале Городского совета
в Палаццо Веккьо, Флоренция.
Иосиф сдерживает Вениамина. 1546-1547. Эскиз и картон Понтормо. Мастерская Яна Роста.
Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
Иосиф получает признание от братьев и увольняет египтян. 1550-1553 гг.
Рисунок и картон Аньоло Бронзино. Мастерская Николаса Кархера.
Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Иосиф получает признание от братьев и увольняет египтян. Фрагмент. 1550-1553 гг. Рисунок и картон
Аньоло Бронзино. Мастерская Николаса Кархера. Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Встреча Иосифа с отцом Иаковом в Египте. 1550-1553 гг. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Встреча Иосифа с отцом Иаковом в Египте. Фрагмент. 1550-1553 гг. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Иаков благословляет сыновей Иосифа. 1550-1553 гг. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Иаков благословляет сыновей Иосифа. Фрагмент. 1550-1553 гг. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Николаса Кархера. Флорентийский музей Поло, Тоскана.
Гобелены Медичи с рассказами об Иосифе на временной выставке в зале Городского совета
в Палаццо Веккьо, Флоренция.
Погребение Иакова. 1553 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино.
Мастерская Яна Роста. Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
Погребение Иакова. Фрагмент. 1553 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино. Мастерская Яна Роста.
Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
Оплакивание Иакова. Фрагмент. 1553 г. Рисунок и картон Якопо Понтормо. Ателье Яна Роста.
Резиденция Президента Республики Италия, Рим.
Аллегория медицины. 1550 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино из каталога-резоне, 1973 г.
Весна. 1550 г. Рисунок и картон Аньоло Бронзино из каталога-резоне, 1973 г
Аноним. Переход через Красное море. Эскиз гобелена. По рисунку Аньоло Бронзино. 1550 г.
Каталог-резоне, 1973 г
Гобелены Медичи с рассказами об Иосифе на временной выставке в зале Городского совета
в Палаццо Веккьо, Флоренция.
В 2015 году В Италии постарались сделать наиболее полную выставку гобеленов по рисункам Аньоло Бронзино. Впервые за последние 150 лет удалось собрать вместе 20 гобеленов, включая гобелены, созданные по рисункам Якопо Понтормо (3) и Франческо Сальвтати (1). Выставка состоялась в Королевском дворце (Палаццо дель Квиринале) в Риме с 29 апреля по 23 августа 2015 года.
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Том II. Перевод и коммент. А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского под редакцией А.Г. Габричевского. Москва, Издательство «Искусство», 1971 г. – Стр. 497, 527. Обложка и суперобложка.