АМАЗОНКА ВТОРОГО РУССКОГО АВАНГАРДА ХУДОЖНИЦА-НОНКОНФОРМИСТКА ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА МАСТЕРКОВА (1927-2008), ЧАСТЬ I22-02-2024 23:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Лидия Алексеевна Мастеркова. Фото Анатолия Брусиловского, 1970 г.
Лидия Алексеевна Мастеркова (1927-2008) - амазонка второго русского авангарда. Русская художница-нонконформистка из «Лианозовского круга». Училась в Московской средней художественной школе в 1940-1941 годах, в Московской детской художественной школе в 1943-1946 годах, в Московском городском художественном училище памяти 1905 года в 1946–1950 годах. С середины 1950-х годов входила в Лианозовскую группу. Мастеркова писала в стиле метафизической абстракции, наделяя геометрические формы сакральным значением. Также в своих композициях она использовала технику коллажа, включая в живопись кружево, парчу и старинные ткани. Участвовала в легендарной «Бульдозерной выставке», после разгрома которой в 1975 году эмигрировала во Францию.
Лидия Алексеевна Мастеркова (1927-2008)
Лидия Мастеркова по праву считается «амазонкой» второго русского авангарда. Таковой ее считал и великий коллекционер Георгий Костаки. В начале ХХ века «амазонками» называли шестерых художниц русского авангарда: Александру Экстер, Наталью Гончарову, Любовь Попову, Ольгу Розанову, Варвару Степанову и Надежду Удальцову. Именно они во многом прокладывали пути кубизма, футуризма, экспрессионизма и конструктивизма, бескомпромиссно утверждая будущее нового искусства.
А когда речь идет о 1950–1960-х, когда еще господствовал социалистический реализм, о женщинах-художницах говорят редко. Но первое имя, которое приходит на память, — это имя Лидии Мастерковой. Как же она появилась в истории искусства и почему ее часто называют амазонкой второй волны русского авангарда?
Лидия Мастеркова (1927-2008). Прилуки. 1956. Собрание Ивана Филонова / из книги
«Лидия Мастеркова. Право на эксперимент» (М., Музей современного искусства «Гараж», 2022)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Цветные линии. 1956 г. Холст, масло. 70 х 75 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1958 г. Бумага, масло. 45 x 67 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1957 г. Бумага, гуашь 31 x 41 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Поселок «Северный». 1958 г.
Картон, масло. 49 х 34,5 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г.
Эстимейт 70.000 руб.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1957 г. Картон, масло. 51 х 60 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1957 г. Холст, масло. 98 х 78 см.
Постоянная коллекция Q-ART Gallery, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1958 г. Бумага, карандаш.
49,5 х 27,5 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2017 г. Лот продан за $5.000 дол.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия.1958 г. Холст, масло. 76 х 51 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1959 г. Холст, масло. 121 х 80 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1958 г. Фанера, масло. 79,5 x 60 см.
Галерея VLADEY, Москва. Коллекция Александра Резникова.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1958 г. Холст, масло. 55 х 45,5 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва. На аукционе «Литфонд» в 2018 году эта картина
была продана за 480.000 руб.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1959 г. Холст, масло. 56 х 50 см.
Коллекция Петра Новицкого.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция (№41). 1959 г. Бумага, монотипия. 25,8 x 18,1 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Лидия Мастеркова (слева) с младшей сестрой Ритой. Фото 1930-е гг.
Лидия Алексеевна Мастеркова родилась 8 марта 1927 года в Москве в семье высококвалифицированного рабочего. По воспоминаниям самой художницы и по свидетельству историков искусства, оба ее деда были ювелирами, а отец был настоящим мастером в своем деле, рабочим-художником. Семья была погружена в атмосферу высокой культуры. В доме царил культ красоты и любви к музыке. И это неслучайно, потому что с детства у Мастерковой было две страсти. Одна - любовь к искус¬ству, вторая - любовь к музыке. Она говорила, что музыка для нее играет очень важную роль, в том числе помогает в ее собственном художественном творчестве.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция на красно-желтом фоне. 1960 г. Холст, масло. 106 х 160 см.
Аукцион Hôtel Drouot, Париж, 2021 г.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1960 г. Холст, масло. 98 x 106 см. Saatchi Gallery, Лондон.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1960 г. Холст, масло. 46 x 69 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1960 г. Холст, масло. 20 x 32 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1960 г. Холст, масло. 80 х 79 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2012 г. Лот продан за GBP 37.250 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1960 г. Холст, масло. 162 x 130 см.
Аукцион Vermot et Associes, Париж, 2018 г.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1960 г.
Бумага, акварель. 74 х 54 см. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. Прилуки. 1960 г. Ткань, коллаж. 130 х 230 см.
Галерея VLADEY, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1960-1962 гг. Холст, масло. 76 х 65 см.
Собрание Владимира Антоничука, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1960-1962 гг. Холст, масло. 80 х 75 см.
Коллекция Тамаза и Иветы Манашеровых.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстракция. 1962 г. Бумага, акварель, графитный карандаш, 20 х 26 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстракция. 1960-е гг. Холст, масло. 30 x 43,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Коллекция В.Н. Некрасова, Джексон Поллок отдыхает!
Лидия Мастеркова. Фотография 1940-е гг.
В 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, Лидия поступила в Московскую художественную школу, которая находилась недалеко от Парка культуры им. Горького. В этой школе учились многие художники советского андерграунда, например Николай Вечтомов, Владимир Немухин, Михаил Рогинский. В школе преподавали художники, которые вышли из среды ВХУТЕМАСа - в частности, Михаил Перуцкий (1892-1959). Он когда-то входил в знаменитую группу НОЖ (Новое общество живописцев) и не заставлял своих учеников следовать определенным канонам или принципам, а просто помогал им самим определиться в своем искусстве. По признанию Мастерковой, она стала любимой ученицей Перуцкого и первый натюрморт, который она нарисовала в этой школе, висел в кабинете директора.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 28. 1960-е гг.
Бумага, смешанная техника. 24 х 17 см. Галерея VLADEY, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция VII. 1961 г. Холст, масло. 37 x 22 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 186. 1961 г. Бумага, акварель. 59 х 69 см.
Фонд культуры «Екатерина», Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция № 36. 1962 г. Бумага, акварель. 56 х 76 см.
Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1960-е гг. Бумага, смешанная техника.
19,5 x 16,7 см. Галерея VLADEY, Москва.э
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция №52. 1960-е гг. Бумага, смешанная техника.
24 х 17 см. Галерея VLADEY, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1960 г.
Холст, масло. 160 х 80 см. Saatchi Gallery Лондон.
Лидия. Мастеркова (1927-2008). Композиция I. 1961 г. Бумага, смешанная техника. 49 x 33 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция III. 1961 г. Бумага, смешанная техника. 37 x 22 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция IV. 1961 г. Бумага, смешанная техника. 30 x 20 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. Начало 1960-х гг.
Холст, масло. 50,5 х 87 см. Коллекция Валерия Дудакова.
Лидия Мастеркова. Фотография 1940-е гг.
В 1946 году Мастеркова поступает в Московское городское художественное учи-лище памяти 1905 года. И практически те же самые преподаватели - Матвей Хазанов и Михаил Перуцкий - продолжают учить студентку Лидию Мастеркову. Об этих годах ее жизни известно не так много. Мы знаем, что ее кумиром тогда был Сезанн (и, по свидетельству многих художников, не только Мастерковой), в училище были доступны книги, которые описывали коллекцию закрытого уже в то время московского Музея нового западного искусства. То есть, Мастеркова знала работы импрессионистов и постимпрессионистов. Но само ученическое творчество Лидии Мастерковой все-таки находилось внутри фигуративной живописи.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Автопортрет. 1960 г. Бумага, смешанная техника. 26 x 23 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция с арбузом. 1962 г. Холст, масло. 70 х 74,5 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Триптих. 1961 г. Холст, масло. 30 х 105 см.
Коллекция Евгения Нутовича, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1962 г. Холст, масло. 70 х 79 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1961 г. Холст, масло. 110 х 100 см.
Коллекция Александра Резникова.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1962 г. Бумага, тушь. 64 х 83 см. Коллекция Игоря Маркина.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1962 г. Холст, масло. Частное собрание.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1962 г. Бумага, тушь 60 х 52 см.
Коллекция Игоря Маркина.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1962 г.
Бумага, смешанная техника. 21 x 10 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс,
коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция с красной диагональю.
1962 г. Холст, масло. 87,5 х 50,5 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Автопортрет. 1948 г. Холст, масло.
Архив Музея современного искусства «Гараж», Москва.
Перелом в творчестве Мастерковой происходит в середине 1950-х годов, когда она становится гражданской женой художника Владимира Немухина, с которым была знакома со школьных лет. К этому моменту Лидия Мастеркова уже была в разводе (в 1948 году она вышла замуж за однокурсника, в 1949 году у нее родился сын). Интересная подробность: сына Мастерковой зовут Игорь Холин, и точно так же звали поэта, с которым Мастеркова знакомится уже вместе с Немухиным во второй половине 1950-х, когда они входят в круг Лианозовской группы.
В.Н. Немухин (1925-2016). Портрет Лидии Мастерковой. 1959 г. Бумага, карандаш.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1962 г. Холст, масло. 70 х 75 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция (Три грации). 1962 г. Холст, масло. 130 х 162 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2014 г. Эстимейт 1.200.000 – 1.600.000 руб.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1962 г. Холст, масло. 65 х 84 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1962 г. Бумага, смешанная техника. 14 x 27 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1962 г. Бумага, смешанная техника. 15 x 22 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1962 г. Холст, масло. 70 x 75 см. Saatchi Gallery, Лондон.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1962 г. Бумага, смешанная техника. 11 x 10 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1962 г.
Бумага, смешанная техника. 19 x 10 см. Коллекция музея Циммерли
Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1962 г.
Бумага, смешанная техника. 19 x 9,5 см. Коллекция музея Циммерли
Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1962 г. Бумага, смешанная техника.
25 x 19 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.
В Лианозовскую группу приводит Немухина и Мастеркову их друг Николай Вечтомов, и они оказываются внутри этого удивительного сообщества, становятся друзьями на всю жизнь с Оскаром Рабиным и Валентиной Кропивницкой. Сама Мастеркова говорила, что ей не нравится слово «группа», поскольку все художники, которые объединялись в этом бараке в Лианозово, шли совершенно разными путями. Ни Евгений Кропивницкий, ни Ольга Потапова, отец и мать жены Оскара Рабина Валентины Кропивницкой, не оказали влияния на развитие искусства Мастерковой. Рабин тоже писал совершенно иные картины — фигуративные, мрачные, экспрессивные, которые были посвящены реалиям окружающей жизни. Мастеркову интересовало совсем другое. Она отмечала, что к 1956 году больше не могла писать пейзажи. Но перелом наступил в 1957 году во время VI Фестиваля молодежи и студентов в Москве. В 1957 году после выставки в Парке культуры, где были представлены западные произведения искусства, очень многие художники начали писать абстрактные картины.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. Триптих. 1963 г. Холст, масло. 50 x 40 см. (каждая).
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон. Картина экспонировалась на выставке в ЦДХ, Москва, 2017 г.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. Квадриптих. Часть I. 1962 г.
Холст, масло. 69,8 х 63,5 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. Квадриптих. Часть II. 1963 г.
Холст, масло. 72,4 х 64,8 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. Квадриптих. Часть III. 1963 г.
Холст, масло. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. Квадриптих. Часть IV. 1963 г.
Холст, масло. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция в красном и синем. 1962 г.
Холст, масло. 84 х 70 см. Saatchi Gallery, Лондон.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция V. 1963 г. Бумага, смешанная техника. 36 x 27 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция VI. 1963 г. Бумага, смешанная техника. 33 x 20 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1963 г. Бумага, тушь. 57 x 49 см.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1964 г. Бумага, карандаш. 47 х 30 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1964 г.
Доска, масло 50,2 х 30,5 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1964 г. Дерево. 69 x 12 x 13 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова на фоне своей картины «Композиция с черным квадратом». Фотография 1967 г.
И действительно чуть ли не на следующий день после посещения этой выставки Мастеркова взяла в руки холст и, почувствовав свободу от окружающего мира, который ей нужно изображать, от любых фигуративных форм, создала свою первую экспрессивную абстрактную картину. В чем особенность этих первых работ Лидии Мастерковой? Она постоянно, вплоть до расставания с Немухиным в 1968 году, работала с ним рядом. В это время они жили в коммунальной квартире, в одной комнате с родителями Лидии Мастерковой и ее сестрой. Для Мастерковой, ее сына Игоря и Владимира Немухина был отгорожен угол. И в этом пространстве коммуналки они и вынуждены были работать буквально нос к носу, очень близко друг к другу. Немухин в то время пишет такие картины, как, например, «Голубой день», где сквозь абстрактные формы проглядывает воспоминание о пейзаже, о некой реальности. Мастеркова начинает писать тоже длинными мазками очень экспрессивные работы. Причем она смешивает дополнительные цвета: зеленый, красный, желтый, - и они получают особенную энергию.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1964 г. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
(www.magisteria.ru)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия (Абстрактная композиция). 1963 г.
Дерево, масло. 50,2 х 40,6 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2011 г.
Лот продан за GBP 18.750 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1964 г. Дерево, масло. 61,5 х 88 см.
Картина экспонировалась на «Бульдозерной выставке» в 1974 году.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1964 г. Катина экспонировалась на выставке
«Нонконформисты на Красной площади» в Государственном историческом музее в 2007 году.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1964 г. Бумага, монотипия, 25 х 30,5 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция II. 1964 г. Бумага, смешанная техника. 33 x 24 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1964 г. Холст, масло. 90 x 70 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1964 г. Холст, масло. 100 х 60 см.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1964 г. Холст, масло. 133 x 100 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1964 г. Холст, масло. 70 x 84 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция (с иконой). 1965 г. Холст, масло, коллаж. 100 x 107 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1965 г. Холст, масло, ткань, коллаж.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1965 г. Холст, масло. 51,2 х 99 см. Частное собрание, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Рыба. 1965 г. Холст, масло, коллаж из ткани. 57 х 71 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1966 г. Холст, масло, коллаж из ткани. 70 x 90 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Натюрморт. 1965 г. Холст, масло, коллаж. 71 x 70 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1966 г. Холст, масло, коллаж из ткани. 90 x 70 см.
Коллекция Александра Глезера.
Георгий Костаки и Лидия Мастеркова на праздновании дня рождения Генриха Худякова. Москва, 1971 г.
Каждому повороту в искусстве Лидии Мастерковой сопутствовало новое увлечение, встреча, импульс. Так, она знакомится с русским авангардом. Мастеркова увидела его в запасниках Третьяковской галереи и у Георгия Костаки, известного коллекционера, который собирал не только русский авангард, но и произведения неофициальных художников второй половины ХХ века. С Костаки Мастеркова знакомится при удивительно благоприятных обстоятельствах. Дело в том, что она уже в 1961 году была удостоена персональной выставки. Правда, это была выставка квартирная, но в биографии Мастерковой она часто обозначается как персональная выставка в Доме-музее Федора Шаляпина. Дело в том, что именно там была квартира искусствоведа Ильи Цырлина, который предложил Мастерковой выставить ее работы. И на собственной выставке Мастеркова познакомилась с Георгием Костаки. В квартире Костаки Мастеркова увидела это удивительное пиршество для глаз - яркие композиции, построенные на геометрических формах.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1966 г.
Холст, масло. 178 x 94 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2015 г.
Лот продан за GBP 86.500 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Собор. 1966 г. Мешковина, масло, парча, смешанная техника.
Коллаж. 93,5 х 83 см. Собрание Евгения Нутовича, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. Триптих. 1965 г. Фанера, масло. 50,2 х 104,5 см.
Сайт «Московские художники». www.moscowart.net.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1966 г. Бумага, смешанная техника. 46,8 х 57,3 см.
Аукционный дом Minerva Auctions, Рим, 2017 г. Эстимейт EUR 1.000 – 1.500 евро.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1966 г. Бумага, смешанная техника. 46,8 x 57,3 см.
Аукционный дом Minerva Auctions, Рим, 2017 г. Лот продан за EUR 1.250 евро.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1966 г. Бумага, тушь. 46,8 х 57,3 см.
Аукционный дом Minerva Auctions, Рим, 2017 г. Лот продан за EUR 1.250 евро.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1966 г. Бумага, тушь. 46,8 х 57,3 см.
Аукционный дом Minerva Auctions, Рим, 2017 г. Лот продан за EUR 1.250 евро.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1966 г. Бумага, смешанная техника. 46,8 х 57,3 см.
Аукционный дом Minerva Auctions, Рим, 2017 г. Лот продан за EUR 1.250 евро.
Художник Иван Алексеевич Кудряшов. Фотография 1960-х гг.
Еще одной важной встречей оказалось знакомство с художником Иваном Кудряшовым. Кудряшов прожил очень долгую жизнь и стал для Мастерковой примером верности и преданности своему искусству, умения трансформиро¬вать свой язык, не изменяя себе. Кудряшов был увлечен проблемой космиче¬ского пространства и создавал композиции, в том числе коллажные, которые содержали в себе воспоминания о его искусстве 1920-х годов, но все-таки представляли собой пример какого-то другого развития, увлечения другими формами, в которых геометрия соединялась с органикой. Эти встречи и зна¬комства изменили язык Лидии Мастерковой. Ее вещи стали еще более структурированными и геометрическими (О художнике Иване Алексеевиче Кудряшове см. мой пост)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Герой революции (К 50-летию Октябрьской революции). Бумага, гуашь. 8,5 х 12 см.
Частное собрание. «Герой революции», пожалуй, единственная картина Мастерковой на партийную тему.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1967 г. Холст, масло, смешанная техника.
94 х 78,7 см. Частное собрание.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция с черным кружевом. 1967 г.
Холст, масло, кружево. 88 х 80 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция (Композиция с использование кружева). 1967 г.
Холст, масло, смешанная техника. 99 х 81 см. Постоянная коллекция Q-ART Gallery, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1967 г. Холст, масло,
смешанная техника. 140 х 90 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция с диафильмами. 1967 г.
Холст, масло, диафильмы, коллаж. 91 х 55 см. AI Аукцион, Москва, 2016 г.
Лидия Мастеркова с картиной «Абстрактная композиция» (1967). Фото Игоря Пальмина, 1968 г.
В 1963 году Лидия Мастеркова поступает на работу в Государственный музей А.С. Пушкина в Москве, где занимается в том числе реставрацией. В музее Мастеркова знакомится со знаменитым коллекционером Феликсом Вишневским, знатоком пушкинской эпохи, который давал ей советы в реставрационных работах. Но самое главное - Вишневский был страстным собирателем не только древнерусского искусства, но и церковной утвари. Он увлекает Мастеркову культурой, которая вышла из русского Средневековья, и она тоже начинает собирать старинные ткани и предметы культа. Мастеркова не просто собирает - она делает эти предметы частью своего творчества, включает их в композиции, которые вырастают в размерах, становятся монументальными, практическими. Коллажи из предметов и обрывков ткани - парчи, шелка, кружев - она помещает на холст, располагает их волнами и туда же впечатывает свою мощную живопись, окрашенную в бронзовые, золотые, коричневые, охристые тона.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия (Абстрактная композиция). 1967 г. Холст, масло,
смешанная техника. 105,4 х 95,3 см. Частное собрание.
Лидия Л.А. Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1967 г.
Холст, коллаж, масло, смешанная техника. 200 x 97,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1967 г. Бумага, тушь. 46 х 57 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1967 г. Бумага, тушь. 57 х 46 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1967 г. Бумага, тушь. 57 х 46 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Дворец. 1968 г. Холст, масло, коллаж с кусками парчовой ткани.
Собрание Марка Курцера.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Дворец. 1968 г. Холст, масло. Собрание Марка Курцера.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1968 г. Холст, смешанная техника. 110 x 100 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1968 г. Холст, смешанная техника. 94,2 x 103,5 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова в мастерской. Фото Игоря Пальмина, 1968 г.
Работа с тканями продолжается еще долгие годы в живописи Лидии Мастерковой, но сама живопись меняется: к концу 1960-х она становится почти полностью монохромной. В творчестве Мастерковой даже появляется свой «Черный квадрат» - расколотый надвое, потерявший свои края, которые расплылись пятнами. Потерю абриса, его распространение в пространстве подчеркивали черные кружева, которые Мастеркова расположила прямо по периметру черного пятна.
В 1967 году состоялась еще одна важная выставка в истории искусства русского андерграунда - выставка в клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов, которую организовал Александр Глезер. Там было представлено несколько работ Мастерковой, созданных уже в новой черно-белой, практически монохромной гамме. Участники выставки получили возможность показать свои работы огромному количеству людей. Но быстро - по разным свидетельствам, то ли через 15 минут, то ли через пару часов - эта выставка была закрыта, в зале погас свет.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1968 г. Холст, масло. 60 x 42 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1968 г. Холст, смешанная техника. 109 x 99 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1968 г. Холст, смешанная техника. 110 x 100 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1968 г. Холст, смешанная техника. 104 х 87 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1968 г. Бумага, смешанная техника. 16 x 23 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1968 г. Холст, смешанная техника.
99 х 82,5 см. Коллекция Леонида Талочкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1968 г. Холст, смешанная техника.
208 x 130 см. Аукцион Artinfo.pl, 2016 г.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Парижский мотив. 1868 г. Холст, смешанная техника.
106 x 65 см. Аукцион Artinfo.pl, 2016 г.
Вид выставки во дворе особняка американского корреспондента Эдмунда Стивенса. Москва, 1970 г.
Начиная с 1961 года, с первой выставки в доме Шаляпина, Лидия Мастеркова стала популярной среди иностранных дипло¬матов и журналистов, которые приезжали в Советский Союз и часто посещали ее дом, их мастерскую с Немухиным и приобретали ее работы. Так, например, она познакомилась с Кириллом и Галиной Махровыми, французскими дипло¬ма¬тами русского происхождения. Они стали не только ее покупателями, но и верными друзьями и много помогали ей потом во Франции. Благодаря как раз иностранным покупателям работы Мастерковой оказались на выставке советского неофициального искусства в польском Сопоте и участвовали в еще нескольких подобных проектах в разных странах Европы. Так что Мастеркова чувствовала себя уже отчасти известной за рубежом, но все равно, как и другие художники, мечтала о выставках в СССР, о праве показа.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва, Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 47, 146-147, 437 и др.