Олег Целков в своей мастерской за работой над картиной «Двуликий». Франция, Шампань, 1981 г.
Олег Николаевич Целков (1934-2021) – советский художник, график, один из самых значительных мастеров московского «неофициального искусства». Учился в Московской средней художественной школе. Затем поступил в Минский художественный институт, откуда был исключен с формулировкой «за формализм». С 1955 года учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, но из него также был отчислен. Окончил Ленинградский государственный театральный институт имени А.Н. Островского по специальности «художник-технолог сцены» в 1958 году и в 1961 году переехал в Москву. Активно участвовал в художественной жизни нонконформистов, но редко принимал участие в их выставках. Известность ему принесли т. н. «целковские морды»: яркие и одновременно мерцающие полотна с изображением неких грозных и в то же время жалких человекообразных существ, пристально глядящих на зрителя как его гротескные подобия. Первая персональная выставка Целкова состоялась в 1965 в Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова. В 1977 художник эмигрировал во Францию, где успешно продолжил свою работу. Он умер в Париже в 2021 году.
На переднем плане слева – Рубен Сейсян, справа – Олег Целков. На заднем плане слева –
Владимир Марамзин, справа – секретарь парткома ЛЭТИ Д. Добротин. Ленинград, 1957 г.
Фотограф П. Мостовой.
Олег Николаевич Целков родился 15 июля 1934 года в Тушино, в Красногорском районе Московской области в русско-еврейской семье. Родители - Николай Иванович Целков, уроженец Дмитрова, и Роза Израилевна Целкова, родом из Белоруссии, познакомились во время учёбы на товароведов в торговом техникуме, работали экономистами на авиационном заводе. С 1949 по 1953 год Олег учился в Московской средней художественной школе. Затем поступил в Минский художественный институт, откуда был исключен с формулировкой «за формализм». С 1955 года учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, но из него также был отчислен. Окончил Ленинградский государственный театральный институт имени А.Н. Островского по специальности «художник-технолог сцены». Ученик Николая Павловича Акимова (1901-1968). Получив диплом «художника-постановщика», Целков некоторое время «работал по специальности»: оформил несколько спектаклей, благодаря чему получил возможность вступить в Союз художников, в театральную секцию. В 1961 году он переехал в Москву.
Олег Целков (1934-2021). Автопортрет. Холст, масло. 1955 г. Автопортрет экспонировался
на выставке «Чужой» в филиале Московского музея современного искусства
на Гоголевском бульваре, д.10 (ММОМА)
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт со шваброй. 1955 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт с белым кувшином. 1955 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт c горшком и зеленой бутылкой. 1956 г. Холст, масло. 69,5 х 74 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2012 г. Лот продан за GBP 73.250 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт. 1956 г. Холст, масло. ММОМА
Олег Целков (1934-2021). Агава в желтом горшке. 1956 г. Холст, масло. 103,5 х 68 см.
Дар Правительству Москвы в соответствии с пожеланием Владимира Немухина в 2006 г. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Унитаз и агавы. 1956 г. Холст, масло. 96 х 117 см. Холст, масло.
Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Две женщины. 1957 г. Холст, масло. 88 х 121 см.
Музей Анатолия Зверева (Музей АZ), Москва.
Олег Целков (1934-2021). Матадор и бык. 1957 г. Холст, масло. 100,5 х 174 см. Аукционный дом MacDougall’s,
Лондон, 2010 г. Лот продан за GBP 120.231 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Золотая рыбка (Треска). 1957 г. Холст, масло. 48,5 х 35 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г. Лот продан за GBP 27.500 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Два натюрморта. 1958 г. Холст, масло. 95,5 х 80 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Кофейник и стакан. 1958 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). 1. Мальчик с воздушными шарами. 1957 г. Холст, масло, 103,5x68,6 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 571.600 фунтов. 2. Канатоходец. 1958 г. Холст, масло. 156,5х58 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Олег Целков в мастерской. Москва, 1960-е гг.
В Москве Олег Целков перезнакомился со многими «неофициальными» художниками. Как он пишет в своей автобиографии: «Мы искали друг друга, ездили друг к другу… Садились, выпивали по рюмочке водки, вели беседы». У всех бывали дни «приёма» — среды, четверги, пятницы, — когда можно было приехать и застать компанию. По вторникам он всех обзванивал, составлял график походов на неделю. Бывал в мастерской Ильи Кабакова, в лианозовских бараках у Оскара Рабина, в комнате у Дмитрия Краснопевцева с окном, выходившим на центральную Метростроевскую улицу (с 1986 года — улица Остоженка), на «четвергах» у своего соседа Юло Соостера в Тушино. Но Олег Целков, по своему признанию, не интересовался особо творчеством других художников: «Я эгоцентрик и только один художник мне был внутренне интересен — Дмитрий Краснопевцев. Немухин, Рабин, Кабаков не вызывали у меня восторга».
Первая квартирная выставка Олега Целкова в Москве состоялась в 1956 году усилиями художника-абстракциониста Владимира Слепяна. Его первая официальная персональная выставка прошла в 1965 году в Институте атомной физики им. Курчатова в Москве. Выставка была закрыта сотрудниками КГБ через два дня.
Олег Целков (1934-2021). Автопортрет. Конец 1950-х гг.
Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Эскиз декорации к спектаклю «Пятая колонна» Эрнеста Хемингуэя.
Ленинградский Театр имени В.Ф. Комиссаржевской. 1958 г. Бумага, гуашь. 45 х 60 см.
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
Олег Целков (1934-2021). Эскиз декорации к спектаклю «Дамоклов меч» по пьесе Назыма Хикмета.
Московский Театр Сатиры. Режиссер Валентин Плучек. 1959 г. Бумага, гуашь. 34 х 59,5 см.
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
Олег Целков (1934-2021). Эскиз декорации к спектаклю «Дамоклов меч» по пьесе Назыма Хикмета.
Московский Театр Сатиры. Режиссер Валентин Плучек. 1959 г. Бумага, гуашь. 34,5 х 59,5 см.
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
Олег Целков (1934-2021). Двое со шляпой. 1960 г. Холст, масло. 50 х 60 см. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Портрет с палитрой. 1960 г. Холст, масло. 70 х 70 см. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1960 г. Холст, масло. 70 х 40 см.
ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Портрет. Начало 1960-х гг. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Портрет моряков. 1961 г. Доска, масло. 100 x 130 см. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Портрет с цветком. 1962 г. Холст на дереве, масло.
75 х 60 см. Собрание Б. Заборова, Париж.
Олег Целков (1934-2021). Лицо. 1963 г. Доска, масло. 53 х 46 см. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1962 г. Холст, масло. 136 х 100 см.
Олег Целков (1934-2021). Человек с лимоном. 1962-1964 гг. Холст, масло. 68 х 50,2 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 109.250 фунтов.
Олег Целков. 1960-е гг.
Весной 1957 года, после того как чилийский поэт Пабло Неруда на 3-й Молодежной выставке в Москве похвалил вызывающе яркие картины Олега Целкова, поэт Семён Кирсанов сразу купил две. Деньги, как вспоминает Олег, отдавал очень долго: «Мой отец к нему ездил за деньгами. Он его буквально замучил, отдавая по пятерке». Ещё благодаря Пабло, на Целкова обратил внимание французский поэт Луи Арагон, который был с ним тогда на выставке. Потом к Олегу Целкову в мастерскую-квартиру Арагон привёз легендарную Лилю Брик. Тогда, посмотрев картины, Луи Арагон сказал родителям художника: «Вообще-то ему надо ехать в Париж учиться». Но ведь это было невозможно.
Олег Целков (1934-2021). Автопортрет с сигаретой. 1956 г. Холст, масло. ММОМА.
В первых работах Целков возвращается к кубофутуризму и фовизму. В 1960 году он пишет «Портрет» - знаковую вещь, в которой впервые появился его узнаваемый персонаж. Эксперименты с художественной формой, в которых художник опирался на уроки русского авангарда - позднего Малевича, Кончаловского и «Бубнового валета»; живописи Сезанна, Матисса и Пикассо, концентрируются в одном образе - «морде», как называет его сам художник. Человекоподобные существа с мясистыми непроницаемыми лицами и узкими глазами-щелочками с тех пор заполняют пространства работ Целкова: «Волею судеб я первым из всех художников создал лицо, в котором нет идеализации. Лицо, в котором нет ничего от лица Бога. И с тех пор всю свою жизнь я думаю над загадкой этого лица и не нахожу ответа». Однако в отличие от других художников-нонконформистов Целков постепенно уходит от критики тоталитаризма и начинает смотреть в саму суть личности современного человека. Особая черта его картин - «шаблонность», крупный масштаб и яркие анилиновые цвета.
Олег Целков (1934-2021). Автопортрет. 1964 г. Холст на дереве, масло.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
Олег Целков (1934-2021). Портрет женщины с цветами. 1964 г. Холст, масло. 70 х 80 см. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Портрет женщины. 1963 г. Холст, масло. 120 х 90 см.
Музей-галерея Евгения Евтушенко, Переделкино.
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1964 г. Холст на доске, масло. 35 х 70 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт. 1964 г. Холст, масло. 35 х 88 см. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Без названия (Быдло). 1960-е гг. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт из нашей жизни. 1964 г. Холст, масло. 37,5 x 42 см.
Аукционный дом Bonham`s, Лондон, 2020 г. Лот продан за GBP 15.250 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт из нашей жизни. Обратная сторона с дарственной надписью
«Женьке Евтушенко от Олега Целкова». 1964 г.
Олег Целков (1934-2021). Портрет и семья (Семейный портрет). 1965 г.
Холст, масло. 107 х 84 см. Аукцион VLADEY, Москва, 2013 г.
Олег Целков (1934-2021). Портрет двух женщин (Посвящается Татьяне Топилиной). 1966 г. Холст, масло.
152 х 152 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2023 г. Эстимейт $300.000 – $350.000 дол.
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1966 г. Холст, масло. 53 х 72,4 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2018 г.
Лот продан за GBP 52.500 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1968 г. Холст, масло. 31 х 35,5 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Антонина и Олег Целковы. 1970-е гг.
Знакомство с женой Антониной. Конец 1960-х гг.
Удивительное у Олега Целкова произошло знакомство с женой Антониной. Впервые Олег увидел её, когда она была замужем за режиссером Леонидом Хейфецом. В 1963-1964 году по пьесе Юлиана Семёнова он ставил спектакль «Шоссе на Большую Медведицу» в Центральном театре Советской Армии. Это было патриотическое произведение про БАМ. Леонид пригласил Целкова быть художником-декоратором, он сделал наработки и принёс режиссёру домой: «Пришел я однажды к Хейфецу домой с эскизиками декораций и заметил краем глаза, что где-то вдалеке некая статная женщина промелькнула. С каким-то банальным предметом в руке... Этот силуэт врезался мне в память…». Снова с этой «статной женщиной» они встретились через много лет, уже в конце 1960-х. За это время Антонина Пипчук, выпускница Государственного института театрального искусства (ГИТИС), поставила спектакли в Шауляе и Челябинске, стала заведующей труппой в театре «Современник», сама много раз выступала в театре. А самое главное - у неё подрастала дочь Оленька.
Антонина влюбилась в этого странного художника, во многом полного антипода её бывшего мужа: «Такой он был милый, такой совершенно неухоженный в отличие от Хейфеца всегда чистого, вымытого, всегда пахнущего духами. И я подумала, что невозможно этого человек не согреть.
Олег Целков (1934-2021). Автопортрет с женой. 1976 г. Холст, масло. 160 х 120 см.
Олег Целков (1934-2021). Групповой портрет с медалью. 1969 г. Холст, масло, оргалит. 75,5 х 152 см.
Олег Целков (1934-2021). Из серии «Цирк». 1969 г. Холст, масло. 77 х 114 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г.
Лот продан за GBP 112.500 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1968 г. Дерево, масло. 54 x 48 см.
Аукционный дом Bonham`s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 48.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Автопортрет. 1969 г. Холст, масло. 73 х 62 см.
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1969 г. Холст, масло. 46 х 43 см.
Из коллекции Михаила Барышникова.
Олег Целков (1934-2021). Из серии «Цирк». 1969 г. Холст, масло. 50 х 38 см.
Коллекция Кенда и Якоба Бар-Гера, Израиль.
Олег Целков (1934-2021). Из серии «Цирк». Холст, масло. 89,5 х 72 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон.
Олег Целков (1934-2021). Голубая маска. 1968 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Цирк. Диптих. 1969 г. Холст, масло. 94,5 х 30 см. (каждая).
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г. Лот продан за GBP 131.250 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Из серии «Цирк». Диптих. 1969 г. Холст, масло. 93 х 34 см. (каждая).
Музей гонимого искусства, Израиль. Коллекция Бар-Гера.
Олег Целков (1934-2021). Из серии «Цирк». 1969 г. Холст, масло. 82 х 80 г. Галерея АВА, Нью-Йорк.
Олег Целков (1934-2021). Курильщик. 1969 г. Холст на дереве, масло. 100 х 152,5 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
Евгений Евтушенко и Олег Целков на его выставке «Бубновый туз». Позади сидящих актер Сергей Шакуров.
Фонд культуры «Екатерина», Москва, 2014 г.
В конце 1950-х годов формируется литературный круг общения художника: Иосиф Бродский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Василий Аксенов и Евгений Евтушенко. Моду на картины Олега Целкова ввёл Евгений Евтушенко. Они познакомились в 1957 году в Ленинграде: Целков учился там в Театральном институте, Евтушенко приехал из Москвы на совместные поэтические чтения с Борисом Слуцким. В своей книге Евтушенко вспоминает о первой встрече с художником так: «Стройный, красивый, темноглазый юноша с вьющимися волосами стоял, с небрежной независимостью опершись плечом о косяк двери, в модной тогда для литературных посиделок квартире ленинградского писателя Кирилла Косцинского. В позе Целкова было что-то от Долохова, готового шагнуть к подоконнику. Но в отличие от Долохова в Целкове никогда не было издевательской насмешливости над другими, а свойственное всем настоящим людям искусства детское любопытство к людям, к жизни. Мы подружились с ним с первого взгляда».
Потом поэт увидел картины Целкова и других нонконформистов на 3-й Молодежной выставке в Москве. Они покорили его «своей внутренней свободой, дерзостью замыслов, поисками новых способов самовыражения».
Олег Целков на фоне картины «Тайная вечеря». 1970-е гг.
Олег Целков (1934-2021). Автопортрет с Рембрандтом в наш день рождения 15 июля. 1971 г.
Холст, масло. 180 х 270 см. Музей-галерея Евгения Евтушенко, Переделкино.
В 1970-е годы манера художника меняется под воздействием живописи Рембрандта, точкой отсчета здесь можно считать «Автопортрет с Рембрандтом в наш день рождения 15 июля» (1971). Резкие контрасты локальных ярких цветов уступают место более мягким тональным переходам, силуэты фигур сглаживаются, а колористическое решение ограничивается несколькими спектральными цветами. Он начинает наносить множество слоев краски, создавая тончайшие лессировки, — работа над каждой картиной занимает пару лет. Разнообразие деталей, окружающих героев 1960-х, постепенно сводится к лаконичному набору попеременно включаемых в композицию атрибутов: нож, вилка, пуговица, бокал, свеча, топор и т.д.
Олег Целков (1934-2021). Городской пейзаж. Маски. 1970-е гг. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Портрет коллекционера Владимира Карцева. 1971 г.
Холст на дереве, масло. 55 х 39,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2021 г.
Лот продан за $18.750 дол.
Олег Целков (1934-2021). Некролог. 1971 г. Холст, масло.
Устрашающий живописный реквием. Маячащая красная рожа.
Олег Целков (1934-2021). Портрет Юрия Коренца. 1972 г. Холст, масло. Фонд «Екатерина», Москва.
Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных, Москва.
Юрий Иосифович Коринец (1923-1989) - советский детский писатель, поэт и переводчик. Юрий родился в семье дипломатов. 19 сентября 1937 г. его отца арестовали по обвинению в шпионаже и 25 января 1938 г. расстреляли. Позже Юрий Коринец был призван в Красную Армию, и уже в начале войны его часть была разгромлена. Он пешком пришёл в Москву и увидел, как чекисты уводили его мать. Бросился её вызволять, был арестован и отправлен в ссылку в Караганду, где пробыл 11 лет. Мать Юрия умерла в тюрьме в 1941 г. после того, как попросилась переводчицей на фронт. Коринец окончил Ташкентское художественное училище им. Бенькова и стал дипломированным профессиональным художником. Затем он поступил в Литературный институт им. Горького, который окончил в 1958 году. Тогда же стал членом Союза писателей СССР. Юрий Коринец умер в 1889 г. в Москве.
Олег Целков (1934-2021). Отец и сын Юрий и Юрий Коринец. 1972 г.
Холст, масло. 120 х 80 см.
Олег Целков (1934-2021). Портрет профессора Рубена Сейсяна. 1972 г.
Холст, масло. 52,5 x 50 см. Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2018 г.
Эстимейт $25.000 – 35.000 дол.
Олег Целков (1934-2021). Портрет Алексея Гастева. 1972 г. Холст на фанере, масло.
60 х 44,5 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Алексей Гастев (1923-1991) - советский кинодраматург, писатель, искусствовед. Его отец Алексей Капитонович Гастев – революционер, поэт и писатель, 8 сентября 1938 года был арестован НКВД и 15 апреля 1939 года расстрелян. Жена Софья Абрамовна Гринблат (1899-1979), уроженка Варшавы, после расстрела мужа была осуждена на 5 лет как член семьи изменника Родины, отбывала срок в Потьминских лагерях.
Олег Целков (1934-2021). Портрет Аллы Онищенко. 1973 г. Холст, масло. 60 x 48 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
Олег Целков (1934-2021). Двое с жуками. 1973 г. Холст, масло. 208 х 130 см.
Аукционный дом MacDougall's, Лондон. 2007 г. Лот продан за $416.204 дол.
Олег Целков (1934-2021). Декорации к первой постановке в СССР оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».
Ленинградский Малый театр оперы и балета (ныне Михайловский театр). 1972 г. Фотография.
Олег Целков (1934-2021). Эскиз костюмов к опере Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».
Ленинградский Малый театр оперы и балета. 1972 г. Бумага, акварель, гуашь. 30,8 х 22 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Олег Целков (1934-2021). Эскиз костюмов к опере Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».
Ленинградский Малый театр оперы и балета. 1972 г. Бумага, акварель, гуашь. 30,8 х 22 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Во время экспедиции по реке Вилюй. Слева-направо: Л. Шинкарев, В. Щукин, Г. Балакшин, Евг. Евтушенко,
сидит - Олег Целков. Красноярский край, 1973 г. Из архива Геннадия Матвеева.
Евгений Евтушенко давал поэтические выступления по всей стране, часто гастролировал. Иногда он брал Олега Целкова с собой: они летали на самолете в Сибирь, на БАМ, в Среднюю Азию. Евтушенко оплачивал и гостиницу, и еду, и выпивку. Даже давал ещё Целкову денег «на развлечения», чтобы было чем заняться, пока он работал на сцене или заседал на каком-нибудь конгрессе писателей.
В июле 1973 года Евтушенко взял Целкова в свою очередную творческую экспедицию. Поэт отправился в Якутию, как он сам писал в своём стихотворении, «просибириться»: прочувствовать на себе природу местного края. Там они сплавлялись по реке Вилюй, бродили по тайге. Позднее, в 1976 году, Евгений Евтушенко написал стихотворение, посвященное Целкову, в котором он намечает портрет художника и раскрывает интересные детали сибирского путешествия.
На снимке (слева-направо): Хатыстыр, Евгений Евтушенко, Олег Целков. Красноярский край, 1973 г.
Олег Целков (1934-2021). Акробаты и стрекоза. 1974 г. Холст, масло. 119,4 х 129,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2006 г. Эстимейт $50.000 – 70.000 дол.
Олег Целков (1934-2021). Портрет с виноградом, грушей, сливой и стрекозой.
1973 г. Дерево, масло. 113,7 х 76,8 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г.
Лот продан за GBP 102.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Город. 1975 г. Холст, масло. 245 х 190 см.
Художественный музей Зиммерли Ратгерского университета, США.
Олег Целков у картины «Город». 1975 г. Фото Владимира Сычева.
Олег Целков (1934-2021). Портрет коллекционера Георгия Костаки (1913-1990).
1976 г. Холст, масло. 65 х 45 см. Собрание дочери И.Г. Дымовой (Костаки).
Олег Целков (1934-2021). Голгофа. 1977 г. Холст, масло. 245 х 190 см.
Художественный музей Зиммерли Ратгерского университета, США.
Олег Целков (1934-2021). 1. Демонстрация. 1976 г. Офорт. 84,5х61,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций. 2. Портрет двоих. 1976 г. Офорт. 31х21 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Олег Целков (1934-2021). 3. Акробатический этюд. 1976 г. Офорт. 37х24 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва. 4. Трюк. 1976 г. Офорт. 54,5х40,5 см. (лист); 30,5х21 см. (р.и.). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Олег Целков (1934-2021). Маска, стрекоза и драпировка. 1977 г. Холст, масло. 55 х 65 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Маска, стрекоза и драпировка. 1977 г. Холст, масло. 55 х 65.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2019 г. Лот продан за $31.250 дол.
Олег Целков (1934-2021). Маска, стрекоза и драпировка. 1977 г. Холст, масло. 55 х 65 см.
Русский центр искусства, Калининград.
Олег Целков (1934-2021). Маска, стрекоза и драпировка. 1977 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Портрет с нимбом. 1977 г. Холст, масло. 80 х 79,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2021 г. Эстимейт GBP 30.000 – 50.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Акробаты. 1978 г. Холст, масло.
Олег Целков на фоне своей картины «Групповой портрет с арбузами». 1969-1974 г.
Фото Анатолия Брусиловского.
Олег Целков (1934-2021). Групповой портрет с арбузом. 1863 г. Холст, масло. 136 х 160 см.
Б. Коллекция Артура Миллера, США. После смерти драматурга картина была продана
на лондонском аукционе Christie’s в 2018 году за 187.500 фунтов.
Евгений Евтушенко много помогал, в том числе и материально, а долги Олег часто отдавал ему своими картинами. Евтушенко приводил к нему покупателей: представителей богемы, иностранцев. Бывали, например, мексиканский художник Сикейрос (1972) и итальянский художник Гуттузо (1970?). Примерно в 1965 году квартиру Олега Целкова посетила знаменитая актриса Людмила Гурченко, она взяла в рассрочку картину «Портрет короля в короне».
А как-то в середине 1960-х Евгений Евтушенко привёз Артура Миллера — американского писателя, мужа Мерлин Монро. Ему тогда выплатили гонорар за пьесы, которые шли в московских театрах. У Целкова он купил «Групповой портрет с арбузами» (1963) и уехал, не забрав картину. Незаметно вывезти её было невозможно: почти полтора метра в длину, холст наклеен на фанеру. Когда Олег Целков эмигрировал во Францию в 1977 году, он взял с собой эту картину и позднее отвёз её Миллеру в Америку, что весьма его позабавило — может, он про неё забыл.
Олег Целков и его жена Антонина привезли в США Артуру Миллеру картину «Групповой портрет с арбузами»,
которую Миллер купил у Целкова. США, 1978 г.
Саму историю покупки картины красочно описал Сергей Довлатов в своей книге «Соло на ундервуде»: Когда-то Целков жил в Москве и очень бедствовал. Евтушенко привел к нему Артура Миллера. Миллеру понравились работы Целкова.
Миллер сказал:
— Я хочу купить вот эту работу. Назовите цену.
Целков ехидно прищурился и выпалил давно заготовленную тираду:
— Когда вы шьете брюки, то платите двадцать рублей за метр габардина. А это, между прочим, не габардин.
Миллер вежливо сказал:
— И я отдаю себе в этом полный отчет.
Затем он повторил:
— Так назовите же цену.
— Триста!— выкрикнул Целков.
— Триста? Чего? Рублей?
Евтушенко за спиной высокого гостя нервно и беззвучно артикулировал:
«Долларов! Долларов!»
— Рублей? — переспросил Миллер.
— Да уж не копеек! — сердито ответил Целков.
Миллер расплатился и, сдержанно попрощавшись, вышел. Евтушенко обозвал Целкова кретином...
С тех пор Целков действовал разумнее. Он брал картину. Измерял ее параметры. Умножал ширину на высоту. Вычислял, таким образом, площадь. И объявлял неизменную твердую цену:
— Доллар за квадратный сантиметр!
Об этом происшествии Целков поведал Довлатову в Вене в 1977 году, в отеле, где эмигранты из СССР ждали своего часа отправления — кто в Америку, кто в Израиль, кто во Францию. Рассказал за бутылкой водки, желая просто позабавить своего собеседника. Откуда он мог знать, что Сергей Довлатов станет знаменитым писателем, и через годы Целков откроет его книгу и увидит этот подробный, литературно обработанный рассказ?
Олег Целков у картины «Акробат». 1975 г.
Олег Целков (1934-2021). Четверо. 1978 г. Холст, масло. 119 x 99 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
Олег Целков (1934-2021). Толпа. 1978 г. Холст, масло. 35 х 48 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г.
Эстимейт GBP 30.000 – 50.000 фунтов,
Олег Целков (1934-2021). Акробаты. 1979 г. Холст, масло. 235 х 190 см.
Олег Целков (1934-2021). Женщина с цветами. 1979 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Завернутый. 1979 г. Холст, масло. 162 х 97 см.
Олег Целков (1934-2021). Лицо (Завернутый). 1979 г. Холст, масло. 253 х 100 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 50.000 – 70.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Лицо. 1979 г. Холст, масло. 27,5 х 22,5 см.
Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2014 г. Эстимейт GBP 3.000-5.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Лицо. 1979 г. Холст, масло. 35 х 27,5 см. Аукционный дом
MacDougall’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 25.000 – 40.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Бюст (Человек с петлей). 1979 г. Холст, масло.73 х 50 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк.
Олег Целков (1934-2021). Пять масок. 1979 г. Холст, масло. 235 х 190 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Лот продан за GBP 132.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Пять масок. 1980 г. Холст, масло. 235 х 190, см.
Аукцион Christie's, Лондон, 2011 г. Эстимейт GBP 122.500 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Пять масок. 1979 г. Холст, масло. 235 х 190 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Выставка 20 художников-нонконформистов в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, 19-26 февраля 1975 г. Вверху висит картина Олега Целкова «Портрет Христа и 12 Апостолов. Тайная вечеря», 1970 г. Сидят: В. Калинин, А. Тяпушкин, Л. Мастеркова, А. Харитонов, В. Яковлев, О. Кандауров, П. Беленок, Д. Плавинский. Стоят: Э. Штейнберг, Н. Вечтомов, О. Целков, А. Юликов, Э. Дробицкий, И. Снегур, В. Янкилевский, О. Рабин, В. Немухин, Т. Колодзей. Москва, 1975 г. Фотограф Игорь Пальмин.
12 июня 2007 года, на лондонском аукционе Sotheby’s была вставлена картина О. Целкова «Пять масок», с начальной ценой $120-160 тысяч дол., и успешно продана в несколько раз дороже. В свое время эту картину у художника купил знаменитый коллекционер Георгий Костаки.
Олег Целков вспоминает: «В 1957 году он купил у меня две картины. За одну заплатил месячную зарплату моего отца – то есть, 150 рублей, а за другую – моей мамы – 100 рублей. Для художников по тем временам это были большие деньги. Картина стоила рублей двадцать. Костаки сказал, что одну он оставляет себе, а вторую – подарит канадскому послу. И совсем недавно работа, попавшая к послу, вернулась из небытия. На аукционе MacDougall’s ее продали за 279 тысяч долларов.»
Олег Целков (1934-2021). Пять масок. 1980 г. Холст, масло. 200 х 160 см.
Аукцион Christie's, Лондон, 12.06.2007 г. Лот продан за $440.786 дол.
Олег Целков (1934-2021). Двуликий. Сила. 1981 г. Холст, масло. 92,4 х 65 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
Олег Целков (1934-2021). Человек с двумя лицами. 1982 г. Холст, масло. 195 х 130 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2012 г. Лот продан за GBP 91.250 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Четыре головы с ножницами. 1980 г. Холст, масло. 235 х 195 см.
XV Московская художественная ярмарка АРТ МАНЕЖ, 2010 г.
Олег Целков (1934-2021). Четырехголовый человек с гвоздем. 1980 г.
Холст, масло. 195 х 235 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г.
Лот продан за GBP 181.250 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Двое. 1980 г. Холст, масло. 195 х 235 см.
Живя во Франции, Целков рисовал и символически лица западных политиков,
образцом ему служил президент Франции Франсуа Миттеран.
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1980 г. Холст, масло. 90 х 80 см.
Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 40.000-60.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Лицо. 1980 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Олег Целков (1934-2021). Двуличный. 1980 г. Холст, масло. 118 x 81,3 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк.
Олег Целков (1934-2021). Большая голова. 1980 г. Холст, масло. 89 х 116 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон,
2011 г. Эстимейт GBP 80.000 – 120.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Четырехглазый. 1980-1981 гг. Холст, масло. 81,5 х 54,5 см.
Частное собрание.
Олег Целков (1934-2021). Трехлицый. 1980 г. Холст, масло. 146 х 97 см.
Tsukanov Family Foundation, Лондон.
Марина Влади и Владимир Высоцкий. Москва, 1969 г. Фотограф Балла Деметер.
Владимир Высоцкий
С Владимиром Высоцким особой дружбы Целков не водил, но в начале 1970-х знаменитый на всю страну певец и поэт сам нашёл его и приехал спеть свои песни. Олег к тому времени переселился из Тушино в новостройки Орехово-Борисово: «Грязь, канавы с мутной водой, приходишь из магазина - в грязи по колено... И вдруг Володя Высоцкий! Красавец - стильный, резкий, порывистый…- вспоминает Олег, - Приехал ко мне вместе с Мариной Влади и со старателем Вадимом Тумановым. Выяснилось, что он со второй попытки меня разыскал. Пел весь вечер только для нас. Было весьма лестно, что Высоцкий хотел спеть лично мне. Все свои самые великие песни, шедевры…». В тот вечер Высоцкий заметил, что у Целкова в новом доме нет телефона и предложил: «Хочешь, я тебе его поставлю?». Пошёл на телефонную станцию, дал там концерт - конечно, после такого обещали поставить. Но, как рассказывает Целков, потом Высоцкий запил, и про телефон все забыли. По другой версии, линию всё-таки провели.
Олег Целков (1934-2021). Голова в скрепке. 1981 г. Холст, масло. 60,4 х 91,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 50.000 – 70.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Лицо с канцелярской скрепкой. 1982 г. Холст, масло. 50,5 х 73 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2015 г. Эстимейт $25.000 – 35.000 дол.
Олег Целков (1934-2021). Растущая голова. 1981 г. Холст, масло. 146 х 114 см. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Многоголовый персонаж с ложкой. 1982 г. Холст, масло. 185 x 235 см.
Аукционный дом Bonham`s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 45.600 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Четырехглазый орденоносец. 1982 г.
Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков. 1982 г. Фото из семейного архива Ольги Шмитт.
В 1977 году под давлением властей Олег Целков вместе с женой Антониной и дочерью Ольгой навсегда покинули Советский Союз. Изначально художник хотел лишь съездить за границу, он получил приглашение из Франции, и знакомый чиновник пообещал оформить семье паспорта на два месяца. Но что-то произошло, и Целковых неожиданно поставили перед выбором: «В общем, так: либо сейчас и насовсем, либо никогда…» Тогда семья приняла решение переехать в Париж. Вначале Целков жил в Париже, позже купил ферму в провинции Шампань, в 300 км от Парижа, где оборудовал мастерскую. Французского гражданства не принял, почти четыре десятилетия оставался апатридом. В июне 2015 года получил гражданство Российской Федерации.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Издательство «Искусство XXI век», Москва, 2012 г.
– Стр. 65, 70, 83, 100, 170, 273, 362-364, 370, 375, 380, 382.