• Авторизация


СОВЕТСКИЙ НОНКОНФОРМИСТ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ ЦЕЛКОВ (1934-2021), ЧАСТЬ I 16-12-2023 20:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1960-1970-е О. Целков 2 (700x470, 104Kb)
Олег Целков в своей мастерской за работой над картиной «Двуликий». Франция, Шампань, 1981 г.

Олег Николаевич Целков (1934-2021) – советский художник, график, один из самых значительных мастеров московского «неофициального искусства». Учился в Московской средней художественной школе. Затем поступил в Минский художественный институт, откуда был исключен с формулировкой «за формализм». С 1955 года учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, но из него также был отчислен. Окончил Ленинградский государственный театральный институт имени А.Н. Островского по специальности «художник-технолог сцены» в 1958 году и в 1961 году переехал в Москву. Активно участвовал в художественной жизни нонконформистов, но редко принимал участие в их выставках. Известность ему принесли т. н. «целковские морды»: яркие и одновременно мерцающие полотна с изображением неких грозных и в то же время жалких человекообразных существ, пристально глядящих на зрителя как его гротескные подобия. Первая персональная выставка Целкова состоялась в 1965 в Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова. В 1977 художник эмигрировал во Францию, где успешно продолжил свою работу. Он умер в Париже в 2021 году.


1957 На переднем плане слева – Рубен Сейсян, справа – Олег Целков. На заднем плане слева – Владимир Марамзин, справа – секр партк (700x530, 54Kb)
На переднем плане слева – Рубен Сейсян, справа – Олег Целков. На заднем плане слева –
Владимир Марамзин, справа – секретарь парткома ЛЭТИ Д. Добротин. Ленинград, 1957 г.
Фотограф П. Мостовой.

Олег Николаевич Целков родился 15 июля 1934 года в Тушино, в Красногорском районе Московской области в русско-еврейской семье. Родители - Николай Иванович Целков, уроженец Дмитрова, и Роза Израилевна Целкова, родом из Белоруссии, познакомились во время учёбы на товароведов в торговом техникуме, работали экономистами на авиационном заводе. С 1949 по 1953 год Олег учился в Московской средней художественной школе. Затем поступил в Минский художественный институт, откуда был исключен с формулировкой «за формализм». С 1955 года учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, но из него также был отчислен. Окончил Ленинградский государственный театральный институт имени А.Н. Островского по специальности «художник-технолог сцены». Ученик Николая Павловича Акимова (1901-1968). Получив диплом «художника-постановщика», Целков некоторое время «работал по специальности»: оформил несколько спектаклей, благодаря чему получил возможность вступить в Союз художников, в театральную секцию. В 1961 году он переехал в Москву.

1955 Автопортрет. ММСИ (529x700, 183Kb)
Олег Целков (1934-2021). Автопортрет. Холст, масло. 1955 г. Автопортрет экспонировался
на выставке «Чужой» в филиале Московского музея современного искусства
на Гоголевском бульваре, д.10 (ММОМА)

1955  Натюрморт со шваброй. ММСИ (700x561, 159Kb)
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт со шваброй. 1955 г. Холст, масло. ММОМА.

1955 Натюр с белым кувшином. ММСИ (700x643, 126Kb)
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт с белым кувшином. 1955 г. Холст, масло. ММОМА.

1956 Натюрморт. 69,5×74. Сотбис Лондон 2012. Прод. 73.250 фунт (700x659, 108Kb)
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт c горшком и зеленой бутылкой. 1956 г. Холст, масло. 69,5 х 74 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2012 г. Лот продан за GBP 73.250 фунтов.

1956 Натюрморт. ММСИ (582x700, 113Kb)
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт. 1956 г. Холст, масло. ММОМА

1956 Агава в желтом горшке. Х, м. 103,5 х 68. Дар Правительства Москвы в соответствии с пожеланием Vladimir Nemukhinа в 2006. ММСИ (462x700, 134Kb)
Олег Целков (1934-2021). Агава в желтом горшке. 1956 г. Холст, масло. 103,5 х 68 см.
Дар Правительству Москвы в соответствии с пожеланием Владимира Немухина в 2006 г. ММОМА.

1956 Унитаз и агавы. 96 х 117, Холст, масло. Гал Владей (700x567, 162Kb)
Олег Целков (1934-2021). Унитаз и агавы. 1956 г. Холст, масло. 96 х 117 см. Холст, масло.
Аукцион VLADEY, Москва.

1957 Две женщины. Х, м. 88 х 121 см.Музей А. Зверево, Мск  (700x524, 90Kb)
Олег Целков (1934-2021). Две женщины. 1957 г. Холст, масло. 88 х 121 см.
Музей Анатолия Зверева (Музей АZ), Москва.

1957 Матадор и бык. Х, м. 100,5×174. МакДуглас (700x392, 79Kb)
Олег Целков (1934-2021). Матадор и бык. 1957 г. Холст, масло. 100,5 х 174 см. Аукционный дом MacDougall’s,
Лондон, 2010 г. Лот продан за GBP 120.231 фунтов.

1957 Золотая рыбка (Треска), 48.5 х 35 см. Сотбис (497x700, 127Kb)
Олег Целков (1934-2021). Золотая рыбка (Треска). 1957 г. Холст, масло. 48,5 х 35 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г. Лот продан за GBP 27.500 фунтов.

1958 Два натюрморта. 95,5 х 80. Музей АЗ (581x700, 122Kb)
Олег Целков (1934-2021). Два натюрморта. 1958 г. Холст, масло. 95,5 х 80 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

1958 Кофейник и стакан. ММСИ (700x700, 222Kb)
Олег Целков (1934-2021). Кофейник и стакан. 1958 г. Холст, масло. ММОМА.
1957 мальчик с воздушными шарами. Холст, масло, 103.5 x 68.6 см. Сотюис Лондон 2021, Прод. 571.600 фунт (449x700, 97Kb)1958 Канатоходец.. Х, м. 156,5 х 58 см. Музей А.Зверева, Мск (305x700, 78Kb)
Олег Целков (1934-2021). 1. Мальчик с воздушными шарами. 1957 г. Холст, масло, 103,5x68,6 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 571.600 фунтов. 2. Канатоходец. 1958 г. Холст, масло. 156,5х58 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

1960-е Олег Целков в мастерской, Москва (700x374, 46Kb)
Олег Целков в мастерской. Москва, 1960-е гг.

В Москве Олег Целков перезнакомился со многими «неофициальными» художниками. Как он пишет в своей автобиографии: «Мы искали друг друга, ездили друг к другу… Садились, выпивали по рюмочке водки, вели беседы». У всех бывали дни «приёма» — среды, четверги, пятницы, — когда можно было приехать и застать компанию. По вторникам он всех обзванивал, составлял график походов на неделю. Бывал в мастерской Ильи Кабакова, в лианозовских бараках у Оскара Рабина, в комнате у Дмитрия Краснопевцева с окном, выходившим на центральную Метростроевскую улицу (с 1986 года — улица Остоженка), на «четвергах» у своего соседа Юло Соостера в Тушино. Но Олег Целков, по своему признанию, не интересовался особо творчеством других художников: «Я эгоцентрик и только один художник мне был внутренне интересен — Дмитрий Краснопевцев. Немухин, Рабин, Кабаков не вызывали у меня восторга».
Первая квартирная выставка Олега Целкова в Москве состоялась в 1956 году усилиями художника-абстракциониста Владимира Слепяна. Его первая официальная персональная выставка прошла в 1965 году в Институте атомной физики им. Курчатова в Москве. Выставка была закрыта сотрудниками КГБ через два дня.

1950-е Автопортрет. ММСИ (356x700, 83Kb)
Олег Целков (1934-2021). Автопортрет. Конец 1950-х гг.
Холст, масло. ММОМА.

1958 Эскиз декорации к спектаклю Пятая колонна Э.Хемингуэля. Л-д гос драм. театр (б. городской)Бум, гуашь. 45,0 х 60, СПб муз (700x509, 107Kb)
Олег Целков (1934-2021). Эскиз декорации к спектаклю «Пятая колонна» Эрнеста Хемингуэя.
Ленинградский Театр имени В.Ф. Комиссаржевской. 1958 г. Бумага, гуашь. 45 х 60 см.
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

1959 Эскиз декорации к спектаклю Домоклов меч, пьеса Н.Хикмета. Моск. театр сатиры. Бум, гуашь. 34,0 х 59,5 СПб мцз (700x394, 72Kb)
Олег Целков (1934-2021). Эскиз декорации к спектаклю «Дамоклов меч» по пьесе Назыма Хикмета.
Московский Театр Сатиры. Режиссер Валентин Плучек. 1959 г. Бумага, гуашь. 34 х 59,5 см.
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

1959 Эскиз декорации к спектаклю Домоклов меч, пьеса Н.Хикмета. Моск. театр. сатиры. Бум, гуашь. 34,5 х 59,5. СПб мцз (700x411, 80Kb)
Олег Целков (1934-2021). Эскиз декорации к спектаклю «Дамоклов меч» по пьесе Назыма Хикмета.
Московский Театр Сатиры. Режиссер Валентин Плучек. 1959 г. Бумага, гуашь. 34,5 х 59,5 см.
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

1960 Двое со шляпой. 50 х 60 см., Холст, масло ММСИ (700x587, 149Kb)
Олег Целков (1934-2021). Двое со шляпой. 1960 г. Холст, масло. 50 х 60 см. ММОМА.

1960 Портрет с палитрой. 70 х 70. ММСИ (700x700, 191Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет с палитрой. 1960 г. Холст, масло. 70 х 70 см. ММОМА.

1960 Портрет.70 х 40, Холст, масло. ММСИ (400x700, 99Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1960 г. Холст, масло. 70 х 40 см.
ММОМА.

1960-е начало. Портрет. ММСИ (700x468, 92Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет. Начало 1960-х гг. Холст, масло. ММОМА.

1961 Портрет моряков. 100 x 130, Доска, масло. ММСИ (700x520, 122Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет моряков. 1961 г. Доска, масло. 100 x 130 см. ММОМА.

1962 Портрет с цветком. 75 х 60, Холст, масло, дерево. Собр. Б. Заборова, Париж (562x700, 162Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет с цветком. 1962 г. Холст на дереве, масло.
75 х 60 см. Собрание Б. Заборова, Париж.

1963 Лицо. Масло, доска, 53 х 46 см. ММСИ (627x700, 86Kb)
Олег Целков (1934-2021). Лицо. 1963 г. Доска, масло. 53 х 46 см. ММОМА.

1962 Портрет. 136 х 100, Холст, масло (514x700, 76Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1962 г. Холст, масло. 136 х 100 см.

1962-1964 Человек с лимоном. Дер, м. 68 х 50,2. Сотбис Лондон 2008. Прод. 109.250 фун. (509x700, 78Kb)
Олег Целков (1934-2021). Человек с лимоном. 1962-1964 гг. Холст, масло. 68 х 50,2 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 109.250 фунтов.

ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА ОЛЬГИ ШМИТТ (700x672, 77Kb)
Олег Целков. 1960-е гг.

Весной 1957 года, после того как чилийский поэт Пабло Неруда на 3-й Молодежной выставке в Москве похвалил вызывающе яркие картины Олега Целкова, поэт Семён Кирсанов сразу купил две. Деньги, как вспоминает Олег, отдавал очень долго: «Мой отец к нему ездил за деньгами. Он его буквально замучил, отдавая по пятерке». Ещё благодаря Пабло, на Целкова обратил внимание французский поэт Луи Арагон, который был с ним тогда на выставке. Потом к Олегу Целкову в мастерскую-квартиру Арагон привёз легендарную Лилю Брик. Тогда, посмотрев картины, Луи Арагон сказал родителям художника: «Вообще-то ему надо ехать в Париж учиться». Но ведь это было невозможно.

1956 Автоп-т с сигаретой. ММСИ (700x663, 186Kb)
Олег Целков (1934-2021). Автопортрет с сигаретой. 1956 г. Холст, масло. ММОМА.

В первых работах Целков возвращается к кубофутуризму и фовизму. В 1960 году он пишет «Портрет» - знаковую вещь, в которой впервые появился его узнаваемый персонаж. Эксперименты с художественной формой, в которых художник опирался на уроки русского авангарда - позднего Малевича, Кончаловского и «Бубнового валета»; живописи Сезанна, Матисса и Пикассо, концентрируются в одном образе - «морде», как называет его сам художник. Человекоподобные существа с мясистыми непроницаемыми лицами и узкими глазами-щелочками с тех пор заполняют пространства работ Целкова: «Волею судеб я первым из всех художников создал лицо, в котором нет идеализации. Лицо, в котором нет ничего от лица Бога. И с тех пор всю свою жизнь я думаю над загадкой этого лица и не нахожу ответа». Однако в отличие от других художников-нонконформистов Целков постепенно уходит от критики тоталитаризма и начинает смотреть в саму суть личности современного человека. Особая черта его картин - «шаблонность», крупный масштаб и яркие анилиновые цвета.

1964 Автопортрет. Холст, масло, дерево. Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон (700x613, 102Kb)
Олег Целков (1934-2021). Автопортрет. 1964 г. Холст на дереве, масло.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.

1964 Портрет женщины. 70 х 80, Холст, масло. ММСИ (700x622, 135Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет женщины с цветами. 1964 г. Холст, масло. 70 х 80 см. ММОМА.

1963 Портрет женщины. Х, м. 120  х 90__kollekcii_E_Evtushenko (2) (527x700, 117Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет женщины. 1963 г. Холст, масло. 120 х 90 см.
Музей-галерея Евгения Евтушенко, Переделкино.

1964 Портрет. Х. на фанере, масло. 35 х 70 см. Музей А. Зверева (700x419, 114Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1964 г. Холст на доске, масло. 35 х 70 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

1964 Натюрморт. 35 х 88, Холст, масло, ММСИ (700x279, 61Kb)
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт. 1964 г. Холст, масло. 35 х 88 см. ММОМА.

1960-е Быдло. ММСИ (700x537, 132Kb)
Олег Целков (1934-2021). Без названия (Быдло). 1960-е гг. Холст, масло. ММОМА.

1964 Натюрморт из нашей жизни. Х, м. 37.5 x 42cm. Аук Бонхэмс 2020. Прод £15,250 фунт (700x630, 142Kb)
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт из нашей жизни. 1964 г. Холст, масло. 37,5 x 42 см.
Аукционный дом Bonham`s, Лондон, 2020 г. Лот продан за GBP 15.250 фунтов.

1964 Натюрморт из нашей жизни' С дарств. надписью Женьке Евтушенко от Олега Целкова — копия (700x619, 200Kb)
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт из нашей жизни. Обратная сторона с дарственной надписью
«Женьке Евтушенко от Олега Целкова». 1964 г.

1965 Портрет и семья. 107 х 84, Холст, масло. Гал Владей 2013 (561x700, 131Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет и семья (Семейный портрет). 1965 г.
Холст, масло. 107 х 84 см. Аукцион VLADEY, Москва, 2013 г.

1966 Портрет двух женщин (Посвящается Татьяне Топилиной)_ Х, м. 152 х 152. Аук Шапиро НЙ 2023. Эстим. $300,000 – $350,000 дол (700x682, 154Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет двух женщин (Посвящается Татьяне Топилиной). 1966 г. Холст, масло.
152 х 152 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2023 г. Эстимейт $300.000 – $350.000 дол.

1966 Портрет. Холст, масло. 53 × 72,4 Christies или ММСИ (700x500, 82Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1966 г. Холст, масло. 53 х 72,4 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2018 г.
Лот продан за GBP 52.500 фунтов.

1968 Портрет. Х, м, 31 х 35,5. Музей АЗ (700x614, 153Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1968 г. Холст, масло. 31 х 35,5 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1970-е Антонина и Олег Целковы (2) (518x700, 60Kb)
Антонина и Олег Целковы. 1970-е гг.

Знакомство с женой Антониной. Конец 1960-х гг.
Удивительное у Олега Целкова произошло знакомство с женой Антониной. Впервые Олег увидел её, когда она была замужем за режиссером Леонидом Хейфецом. В 1963-1964 году по пьесе Юлиана Семёнова он ставил спектакль «Шоссе на Большую Медведицу» в Центральном театре Советской Армии. Это было патриотическое произведение про БАМ. Леонид пригласил Целкова быть художником-декоратором, он сделал наработки и принёс режиссёру домой: «Пришел я однажды к Хейфецу домой с эскизиками декораций и заметил краем глаза, что где-то вдалеке некая статная женщина промелькнула. С каким-то банальным предметом в руке... Этот силуэт врезался мне в память…». Снова с этой «статной женщиной» они встретились через много лет, уже в конце 1960-х. За это время Антонина Пипчук, выпускница Государственного института театрального искусства (ГИТИС), поставила спектакли в Шауляе и Челябинске, стала заведующей труппой в театре «Современник», сама много раз выступала в театре. А самое главное - у неё подрастала дочь Оленька.
Антонина влюбилась в этого странного художника, во многом полного антипода её бывшего мужа: «Такой он был милый, такой совершенно неухоженный в отличие от Хейфеца всегда чистого, вымытого, всегда пахнущего духами. И я подумала, что невозможно этого человек не согреть.

1976 Автопортрет с женой. 160 х 120, Холст, масло (531x700, 97Kb)
Олег Целков (1934-2021). Автопортрет с женой. 1976 г. Холст, масло. 160 х 120 см.

1969 Групповой портрет с медалью. 75,5 х 152, Холст, масло, оргалит. ММСИ (700x350, 90Kb)
Олег Целков (1934-2021). Групповой портрет с медалью. 1969 г. Холст, масло, оргалит. 75,5 х 152 см.

1969 Цирк. 77 х 114. Сотбис Лондон 2016. Прод. 112.500 ф (700x486, 128Kb)
Олег Целков (1934-2021). Из серии «Цирк». 1969 г. Холст, масло. 77 х 114 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г.
Лот продан за GBP 112.500 фунтов.

1968 Портрет. Дер, м. 54 x 48cm. Аук Бонхэмс Лондон 2008. Прод. за £ 48,000 фунт (663x700, 144Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1968 г. Дерево, масло. 54 x 48 см.
Аукционный дом Bonham`s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 48.000 фунтов.

1969 Автопортрет. 73 х 62, Холст, масло (2) (583x700, 131Kb)
Олег Целков (1934-2021). Автопортрет. 1969 г. Холст, масло. 73 х 62 см.

1969 Портрет. 46 х 43, Холст, масло_kollekcii_Mihaila_Baryshnikova (2) (638x700, 132Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1969 г. Холст, масло. 46 х 43 см.
Из коллекции Михаила Барышникова.

1969 Из серии 'Цирк'-1. 50 х 38, Холст, масло. Кол Кенда и Якоб Бар-Гера, Израиль (523x700, 133Kb)
Олег Целков (1934-2021). Из серии «Цирк». 1969 г. Холст, масло. 50 х 38 см.
Коллекция Кенда и Якоба Бар-Гера, Израиль.

1969 Из серии Цирк. Х, м. 89,5 х 72. Сотбис (556x700, 84Kb)
Олег Целков (1934-2021). Из серии «Цирк». Холст, масло. 89,5 х 72 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон.

1968 Голубая маска (526x700, 88Kb)
Олег Целков (1934-2021). Голубая маска. 1968 г. Холст, масло.

1969 ЦИРК (ДИПТИХ) 94,5 х 30. Сотбис Лондон 2016. Эстим 80-120 тыс.ф  (433x700, 92Kb)
Олег Целков (1934-2021). Цирк. Диптих. 1969 г. Холст, масло. 94,5 х 30 см. (каждая).
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г. Лот продан за GBP 131.250 фунтов.

1969 Из серии 'Цирк'. Диптих.  93 х 34 (каждая), Холст, масло. Музей гонимого иск-ва, Израиль, кол, Бар-Гера (490x700, 144Kb)
Олег Целков (1934-2021). Из серии «Цирк». Диптих. 1969 г. Холст, масло. 93 х 34 см. (каждая).
Музей гонимого искусства, Израиль. Коллекция Бар-Гера.

1969 Из серии Цирк. 82 х 80, Холст, масло-АВА-Galery-Нью-Йорк или Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон (686x700, 113Kb)
Олег Целков (1934-2021). Из серии «Цирк». 1969 г. Холст, масло. 82 х 80 г. Галерея АВА, Нью-Йорк.

1969 Курильщик. 100 х 152,5, Холст, масло, на дереве, Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон (700x451, 80Kb)
Олег Целков (1934-2021). Курильщик. 1969 г. Холст на дереве, масло. 100 х 152,5 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.

2014 С Евтушенко. Выст Буьновый туз 2 (700x466, 102Kb)
Евгений Евтушенко и Олег Целков на его выставке «Бубновый туз». Позади сидящих актер Сергей Шакуров.
Фонд культуры «Екатерина», Москва, 2014 г.

В конце 1950-х годов формируется литературный круг общения художника: Иосиф Бродский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Василий Аксенов и Евгений Евтушенко. Моду на картины Олега Целкова ввёл Евгений Евтушенко. Они познакомились в 1957 году в Ленинграде: Целков учился там в Театральном институте, Евтушенко приехал из Москвы на совместные поэтические чтения с Борисом Слуцким. В своей книге Евтушенко вспоминает о первой встрече с художником так: «Стройный, красивый, темноглазый юноша с вьющимися волосами стоял, с небрежной независимостью опершись плечом о косяк двери, в модной тогда для литературных посиделок квартире ленинградского писателя Кирилла Косцинского. В позе Целкова было что-то от Долохова, готового шагнуть к подоконнику. Но в отличие от Долохова в Целкове никогда не было издевательской насмешливости над другими, а свойственное всем настоящим людям искусства детское любопытство к людям, к жизни. Мы подружились с ним с первого взгляда».
Потом поэт увидел картины Целкова и других нонконформистов на 3-й Молодежной выставке в Москве. Они покорили его «своей внутренней свободой, дерзостью замыслов, поисками новых способов самовыражения».

1970 Целков на фоне Тайной вечери (700x462, 79Kb)
Олег Целков на фоне картины «Тайная вечеря». 1970-е гг.

1970 Портрет Христа и 12 апостолов. Тайная вечеря. 180 х 270, Холст, масло. Собрание художника ©Jean-Luc Maby  (700x471, 121Kb)
Олег Целков (1934-2021). Тайная вечеря (Портрет Христа и двенадцати апостолов). 1970 г.
Холст, масло. 180 х 270 см. Собрание художника ©Jean-Luc Maby.

1970-1973 (700x420, 92Kb)
Олег Целков на выставке у своей картины «Тайная вечеря». 1970-е гг.

1970 Тайная вечеря. Фрагмент. 180 х 270, Холст, масло (565x700, 122Kb)
Олег Целков (1934-2021). Тайная вечеря. Фрагмент. 1970 г. Холст, масло.
Собрание художника ©Jean-Luc Maby.

1971 Автопортрет с Рембрандтом в наш день рождения 15 июля. Х, м 180 х 270 см._iz_kollekcii_Evgeniya_Evtushenko (2) (700x524, 82Kb)
Олег Целков (1934-2021). Автопортрет с Рембрандтом в наш день рождения 15 июля. 1971 г.
Холст, масло. 180 х 270 см. Музей-галерея Евгения Евтушенко, Переделкино.

В 1970-е годы манера художника меняется под воздействием живописи Рембрандта, точкой отсчета здесь можно считать «Автопортрет с Рембрандтом в наш день рождения 15 июля» (1971). Резкие контрасты локальных ярких цветов уступают место более мягким тональным переходам, силуэты фигур сглаживаются, а колористическое решение ограничивается несколькими спектральными цветами. Он начинает наносить множество слоев краски, создавая тончайшие лессировки, — работа над каждой картиной занимает пару лет. Разнообразие деталей, окружающих героев 1960-х, постепенно сводится к лаконичному набору попеременно включаемых в композицию атрибутов: нож, вилка, пуговица, бокал, свеча, топор и т.д.

1970-е Городской пейзаж. Маски. ММСИ (571x700, 76Kb)
Олег Целков (1934-2021). Городской пейзаж. Маски. 1970-е гг. Холст, масло. ММОМА.

1971 П-т коллекционера Владимира Карцева. Х. на дер, м. 55 х 39,5. Аук Шапиро 2021. Прод 18.750 дол (485x700, 111Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет коллекционера Владимира Карцева. 1971 г.
Холст на дереве, масло. 55 х 39,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2021 г.
Лот продан за $18.750 дол.


1971 Некролог. (357x700, 62Kb)
Олег Целков (1934-2021). Некролог. 1971 г. Холст, масло.
Устрашающий живописный реквием. Маячащая красная рожа.

1972 Портрет Юрия Коренца. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных И (700x577, 56Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет Юрия Коренца. 1972 г. Холст, масло. Фонд «Екатерина», Москва.
Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных, Москва.

Юрий Иосифович Коринец (1923-1989) - советский детский писатель, поэт и переводчик. Юрий родился в семье дипломатов. 19 сентября 1937 г. его отца арестовали по обвинению в шпионаже и 25 января 1938 г. расстреляли. Позже Юрий Коринец был призван в Красную Армию, и уже в начале войны его часть была разгромлена. Он пешком пришёл в Москву и увидел, как чекисты уводили его мать. Бросился её вызволять, был арестован и отправлен в ссылку в Караганду, где пробыл 11 лет. Мать Юрия умерла в тюрьме в 1941 г. после того, как попросилась переводчицей на фронт. Коринец окончил Ташкентское художественное училище им. Бенькова и стал дипломированным профессиональным художником. Затем он поступил в Литературный институт им. Горького, который окончил в 1958 году. Тогда же стал членом Союза писателей СССР. Юрий Коринец умер в 1889 г. в Москве.

1972 Отец и сын Юрий и Юрий Коринец. 120 х 80 (2) (469x700, 80Kb)
Олег Целков (1934-2021). Отец и сын Юрий и Юрий Коринец. 1972 г.
Холст, масло. 120 х 80 см.

1972 П-т Рубена Сейсяна.52.5 x 50 cm. Аук Шапиро НЙ 2018. Эстим 25-35 тыс.дол (662x700, 119Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет профессора Рубена Сейсяна. 1972 г.
Холст, масло. 52,5 x 50 см. Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2018 г.
Эстимейт $25.000 – 35.000 дол.

1972 Портрет Алексея Гастева. Х. на фанере, м. 60 х 44,5 см. Музей АЗ (534x700, 96Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет Алексея Гастева. 1972 г. Холст на фанере, масло.
60 х 44,5 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

Алексей Гастев (1923-1991) - советский кинодраматург, писатель, искусствовед. Его отец Алексей Капитонович Гастев – революционер, поэт и писатель, 8 сентября 1938 года был арестован НКВД и 15 апреля 1939 года расстрелян. Жена Софья Абрамовна Гринблат (1899-1979), уроженка Варшавы, после расстрела мужа была осуждена на 5 лет как член семьи изменника Родины, отбывала срок в Потьминских лагерях.

1973 Портрет Аллы Онищенко. 60 x 48, Холст, масло. Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон (528x700, 110Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет Аллы Онищенко. 1973 г. Холст, масло. 60 x 48 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.

1973 Двое с жуками. Холст, масло. 208 × 130 MacDougall's, Лондон. 2007. Цена $416.204 дол (435x700, 85Kb)
Олег Целков (1934-2021). Двое с жуками. 1973 г. Холст, масло. 208 х 130 см.
Аукционный дом MacDougall's, Лондон. 2007 г. Лот продан за $416.204 дол.

1972 Декора к опере Порги и Бесс. Ленингр малый театр оперы и бал (700x533, 107Kb)
Олег Целков (1934-2021). Декорации к первой постановке в СССР оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».
Ленинградский Малый театр оперы и балета (ныне Михайловский театр). 1972 г. Фотография.

1972 Эскиз костюмов к опере Порги и Бесс Дж.Гершвина. Ленинград Малый опер. Бум, акв, гуашь. 30,8 х 22, СПб муз. (498x700, 137Kb)
Олег Целков (1934-2021). Эскиз костюмов к опере Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».
Ленинградский Малый театр оперы и балета. 1972 г. Бумага, акварель, гуашь. 30,8 х 22 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

1972 Эскиз костюма Клары к опере Порги и Бесс Дж.Гершвина. Ленинград Малый опер. Бу, акв. 30,8 х 22, СПб муз. (502x700, 90Kb)
Олег Целков (1934-2021). Эскиз костюмов к опере Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».
Ленинградский Малый театр оперы и балета. 1972 г. Бумага, акварель, гуашь. 30,8 х 22 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

1973 Олег Целков и Евгений Евтушенко на одной из рек Сибири (700x483, 108Kb)
Во время экспедиции по реке Вилюй. Слева-направо: Л. Шинкарев, В. Щукин, Г. Балакшин, Евг. Евтушенко,
сидит - Олег Целков. Красноярский край, 1973 г. Из архива Геннадия Матвеева.

Евгений Евтушенко давал поэтические выступления по всей стране, часто гастролировал. Иногда он брал Олега Целкова с собой: они летали на самолете в Сибирь, на БАМ, в Среднюю Азию. Евтушенко оплачивал и гостиницу, и еду, и выпивку. Даже давал ещё Целкову денег «на развлечения», чтобы было чем заняться, пока он работал на сцене или заседал на каком-нибудь конгрессе писателей.
В июле 1973 года Евтушенко взял Целкова в свою очередную творческую экспедицию. Поэт отправился в Якутию, как он сам писал в своём стихотворении, «просибириться»: прочувствовать на себе природу местного края. Там они сплавлялись по реке Вилюй, бродили по тайге. Позднее, в 1976 году, Евгений Евтушенко написал стихотворение, посвященное Целкову, в котором он намечает портрет художника и раскрывает интересные детали сибирского путешествия.

1973 Слева-направо Хатыстыр, Евгений Евтушенко, Олег Целков (700x474, 91Kb)
На снимке (слева-направо): Хатыстыр, Евгений Евтушенко, Олег Целков. Красноярский край, 1973 г.

1974 Акробаты и стрекоза, Х, м. 119.4 by 129.5 cm. Аук Сотбис (700x660, 73Kb)
Олег Целков (1934-2021). Акробаты и стрекоза. 1974 г. Холст, масло. 119,4 х 129,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2006 г. Эстимейт $50.000 – 70.000 дол.

1973 Портрет с виноградом, грушей, сливой и стрекозой. Дер, м. 113,7 х 76,87. Сотбис Лондон 2007. Прод 102.000 ф. (481x700, 93Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет с виноградом, грушей, сливой и стрекозой.
1973 г. Дерево, масло. 113,7 х 76,8 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г.
Лот продан за GBP 102.000 фунтов.

1975 Город. 245 х 190, Холст, масло, Zimmerly Art Museum, USA (545x700, 93Kb)
Олег Целков (1934-2021). Город. 1975 г. Холст, масло. 245 х 190 см.
Художественный музей Зиммерли Ратгерского университета, США.

1970-е  (700x466, 104Kb)
Олег Целков у картины «Город». 1975 г. Фото Владимира Сычева.

1976 Портрет Георгия Костаки. Х, м. 65 х 45 см. Собр. дочери И.Г. Дымовой (Костаки) (559x700, 121Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет коллекционера Георгия Костаки (1913-1990).
1976 г. Холст, масло. 65 х 45 см. Собрание дочери И.Г. Дымовой (Костаки).

1977 Голгофа. 245 х 190, Холст, масло. Музей Людвига, Кёльн (проверить год) (519x700, 92Kb)
Олег Целков (1934-2021). Голгофа. 1977 г. Холст, масло. 245 х 190 см.
Художественный музей Зиммерли Ратгерского университета, США.
1976 Демонстрация. Офорт. 84.5х61,5.ГМИИ им.Пушктна (431x600, 69Kb)1976 Портрет двоих. (410x600, 85Kb)
Олег Целков (1934-2021). 1. Демонстрация. 1976 г. Офорт. 84,5х61,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций. 2. Портрет двоих. 1976 г. Офорт. 31х21 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
1976 Акробатич. этюд. Офорт. 31 х 21. РОСИЗО (390x600, 65Kb)1976 Трюк, Офорт. 545х405. 305х210 мм. ГМИИ им.Пушкина (411x600, 72Kb)
Олег Целков (1934-2021). 3. Акробатический этюд. 1976 г. Офорт. 37х24 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва. 4. Трюк. 1976 г. Офорт. 54,5х40,5 см. (лист); 30,5х21 см. (р.и.). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1977 Маска, стрекоза и драпировка. 55×65 см. Музей АЗ (700x594, 101Kb)
Олег Целков (1934-2021). Маска, стрекоза и драпировка. 1977 г. Холст, масло. 55 х 65 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

1977 Маска, стрекоза и драпировка. Х, м. 55 х 65. Аук Шапиро НЙ 2019 Проод 31.250 дол (700x584, 119Kb)
Олег Целков (1934-2021). Маска, стрекоза и драпировка. 1977 г. Холст, масло. 55 х 65.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2019 г. Лот продан за $31.250 дол.

1977 Маска, стрекоза и драпировка.  55×65 см. Русский центр искусства, Калининград (700x578, 166Kb)
Олег Целков (1934-2021). Маска, стрекоза и драпировка. 1977 г. Холст, масло. 55 х 65 см.
Русский центр искусства, Калининград.

1977 Маска, стрекоза и драпировка. (700x589, 109Kb)
Олег Целков (1934-2021). Маска, стрекоза и драпировка. 1977 г. Холст, масло.

1977 П-т с нимбом. 80×79,5. Кристис Лондон 2021, Эстим. 30-50 тыс.ф (700x700, 108Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет с нимбом. 1977 г. Холст, масло. 80 х 79,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2021 г. Эстимейт GBP 30.000 – 50.000 фунтов.

1978 Акробаты (529x700, 81Kb)
Олег Целков (1934-2021). Акробаты. 1978 г. Холст, масло.

1969-1974 Олег Целков на фоне своей картины «Групповой портрет с арбузами» (700x696, 129Kb)
Олег Целков на фоне своей картины «Групповой портрет с арбузами». 1969-1974 г.
Фото Анатолия Брусиловского.

1963 Групповой портрет с арбузом.136 х 160, Холст, масло . Кол Артура Миллера, США) (700x596, 107Kb)
Олег Целков (1934-2021). Групповой портрет с арбузом. 1863 г. Холст, масло. 136 х 160 см.
Б. Коллекция Артура Миллера, США. После смерти драматурга картина была продана
на лондонском аукционе Christie’s в 2018 году за 187.500 фунтов.

Евгений Евтушенко много помогал, в том числе и материально, а долги Олег часто отдавал ему своими картинами. Евтушенко приводил к нему покупателей: представителей богемы, иностранцев. Бывали, например, мексиканский художник Сикейрос (1972) и итальянский художник Гуттузо (1970?). Примерно в 1965 году квартиру Олега Целкова посетила знаменитая актриса Людмила Гурченко, она взяла в рассрочку картину «Портрет короля в короне».
А как-то в середине 1960-х Евгений Евтушенко привёз Артура Миллера — американского писателя, мужа Мерлин Монро. Ему тогда выплатили гонорар за пьесы, которые шли в московских театрах. У Целкова он купил «Групповой портрет с арбузами» (1963) и уехал, не забрав картину. Незаметно вывезти её было невозможно: почти полтора метра в длину, холст наклеен на фанеру. Когда Олег Целков эмигрировал во Францию в 1977 году, он взял с собой эту картину и позднее отвёз её Миллеру в Америку, что весьма его позабавило — может, он про неё забыл.
1978USОлег Целков и его жена Антонина привезли в США Артуру Миллеру к «Групповой портрет с арбузами», которую Миллер купил у Целко (700x582, 144Kb)
Олег Целков и его жена Антонина привезли в США Артуру Миллеру картину «Групповой портрет с арбузами»,
которую Миллер купил у Целкова. США, 1978 г.

Саму историю покупки картины красочно описал Сергей Довлатов в своей книге «Соло на ундервуде»: Когда-то Целков жил в Москве и очень бедствовал. Евтушенко привел к нему Артура Миллера. Миллеру понравились работы Целкова.
Миллер сказал:
— Я хочу купить вот эту работу. Назовите цену.
Целков ехидно прищурился и выпалил давно заготовленную тираду:
— Когда вы шьете брюки, то платите двадцать рублей за метр габардина. А это, между прочим, не габардин.
Миллер вежливо сказал:
— И я отдаю себе в этом полный отчет.
Затем он повторил:
— Так назовите же цену.
— Триста!— выкрикнул Целков.
— Триста? Чего? Рублей?
Евтушенко за спиной высокого гостя нервно и беззвучно артикулировал:
«Долларов! Долларов!»
— Рублей? — переспросил Миллер.
— Да уж не копеек! — сердито ответил Целков.
Миллер расплатился и, сдержанно попрощавшись, вышел. Евтушенко обозвал Целкова кретином...
С тех пор Целков действовал разумнее. Он брал картину. Измерял ее параметры. Умножал ширину на высоту. Вычислял, таким образом, площадь. И объявлял неизменную твердую цену:
— Доллар за квадратный сантиметр!
Об этом происшествии Целков поведал Довлатову в Вене в 1977 году, в отеле, где эмигранты из СССР ждали своего часа отправления — кто в Америку, кто в Израиль, кто во Францию. Рассказал за бутылкой водки, желая просто позабавить своего собеседника. Откуда он мог знать, что Сергей Довлатов станет знаменитым писателем, и через годы Целков откроет его книгу и увидит этот подробный, литературно обработанный рассказ?

1975 ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА ОЛЬГИ ШМИТТ (3) (466x700, 86Kb)
Олег Целков у картины «Акробат». 1975 г.

1978 Четверо. 119 x 99, Холст, масло. Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон (700x584, 89Kb)
Олег Целков (1934-2021). Четверо. 1978 г. Холст, масло. 119 x 99 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.

1978 Толпа. 35 х 48, Холст, масло. Сотбис Лондон 2008. Эст 30-50 тыс.ф (700x512, 121Kb)
Олег Целков (1934-2021). Толпа. 1978 г. Холст, масло. 35 х 48 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г.
Эстимейт GBP 30.000 – 50.000 фунтов,

1979 Аккробаты. 235 х 190 Холст, масло (579x700, 107Kb)
Олег Целков (1934-2021). Акробаты. 1979 г. Холст, масло. 235 х 190 см.

1979 Женщина с цветами (464x700, 84Kb)
Олег Целков (1934-2021). Женщина с цветами. 1979 г. Холст, масло.

1979 Завернутый. 162 х 97, Холст, масло (699x700, 71Kb)
Олег Целков (1934-2021). Завернутый. 1979 г. Холст, масло. 162 х 97 см.

1979 Лицо (Завернутый). Х, м. 253х100. Сотбис Лондон 2008. Эстим 50-70 тыс.ф (294x700, 28Kb)
Олег Целков (1934-2021). Лицо (Завернутый). 1979 г. Холст, масло. 253 х 100 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 50.000 – 70.000 фунтов.

1979 Лицо 2 (563x700, 133Kb)
Олег Целков (1934-2021). Лицо. 1979 г. Холст, масло. 27,5 х 22,5 см.
Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2014 г. Эстимейт GBP 3.000-5.000 фунтов.

1979 Лицо 3 (511x700, 125Kb)
Олег Целков (1934-2021). Лицо. 1979 г. Холст, масло. 35 х 27,5 см. Аукционный дом
MacDougall’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 25.000 – 40.000 фунтов.

1979 Бюст (Человек с петлей), холст, масло,73 х 50cm. Гал АВА, НЙ (508x700, 85Kb)
Олег Целков (1934-2021). Бюст (Человек с петлей). 1979 г. Холст, масло.73 х 50 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк.

1979 Пять масок, 235 х 190, Холст, масло. Сотбис Лондон. 2007. Прод 132.000 фунт (2) (573x700, 85Kb)
Олег Целков (1934-2021). Пять масок. 1979 г. Холст, масло. 235 х 190 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Лот продан за GBP 132.000 фунтов.

1980 Пять масок. Х, м. 235×190,5 Кристис Лондон 2011. Эстим. 122.500 ф. (573x700, 85Kb)
Олег Целков (1934-2021). Пять масок. 1980 г. Холст, масло. 235 х 190, см.
Аукцион Christie's, Лондон, 2011 г. Эстимейт GBP 122.500 фунтов.

1979 Пять масок. Х, м. 235 х 190. Музей АЗ (567x700, 77Kb)
Олег Целков (1934-2021). Пять масок. 1979 г. Холст, масло. 235 х 190 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

1975 Выставка 20 художников-нонконформистов в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, 19-26 февраля 1975 г. (700x520, 107Kb)
Выставка 20 художников-нонконформистов в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, 19-26 февраля 1975 г. Вверху висит картина Олега Целкова «Портрет Христа и 12 Апостолов. Тайная вечеря», 1970 г. Сидят: В. Калинин, А. Тяпушкин, Л. Мастеркова, А. Харитонов, В. Яковлев, О. Кандауров, П. Беленок, Д. Плавинский. Стоят: Э. Штейнберг, Н. Вечтомов, О. Целков, А. Юликов, Э. Дробицкий, И. Снегур, В. Янкилевский, О. Рабин, В. Немухин, Т. Колодзей. Москва, 1975 г. Фотограф Игорь Пальмин.

12 июня 2007 года, на лондонском аукционе Sotheby’s была вставлена картина О. Целкова «Пять масок», с начальной ценой $120-160 тысяч дол., и успешно продана в несколько раз дороже. В свое время эту картину у художника купил знаменитый коллекционер Георгий Костаки.
Олег Целков вспоминает: «В 1957 году он купил у меня две картины. За одну заплатил месячную зарплату моего отца – то есть, 150 рублей, а за другую – моей мамы – 100 рублей. Для художников по тем временам это были большие деньги. Картина стоила рублей двадцать. Костаки сказал, что одну он оставляет себе, а вторую – подарит канадскому послу. И совсем недавно работа, попавшая к послу, вернулась из небытия. На аукционе MacDougall’s ее продали за 279 тысяч долларов.»

1980 Пять лиц. 200 х 160, Холст, масло. Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон (556x700, 60Kb)
Олег Целков (1934-2021). Пять масок. 1980 г. Холст, масло. 200 х 160 см.
Аукцион Christie's, Лондон, 12.06.2007 г. Лот продан за $440.786 дол.

1981 Двуликий. Сила. 92,4 х 65, Холст, масло, Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон (490x700, 75Kb)
Олег Целков (1934-2021). Двуликий. Сила. 1981 г. Холст, масло. 92,4 х 65 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.

1982 Человек с двумя лицами. Х, м. 195 х 130 см Кристис Лондон 2012. Прод. 91.250 ф (460x700, 74Kb)
Олег Целков (1934-2021). Человек с двумя лицами. 1982 г. Холст, масло. 195 х 130 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2012 г. Лот продан за GBP 91.250 фунтов.

1980 4 головы с ножницами. Х, м, 235 х 195 см. Аук Шапиро (570x700, 117Kb)
Олег Целков (1934-2021). Четыре головы с ножницами. 1980 г. Холст, масло. 235 х 195 см.
XV Московская художественная ярмарка АРТ МАНЕЖ, 2010 г.

1980 (Четырехголовый человек с гвоздем) Х, м. 195 х 235 см. Сотбис Лондон 2008. Прод. 181.250 ф (689x700, 109Kb)
Олег Целков (1934-2021). Четырехголовый человек с гвоздем. 1980 г.
Холст, масло. 195 х 235 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г.
Лот продан за GBP 181.250 фунтов.

1980 Два. 195 х 235, Холст, масло (2) (700x563, 75Kb)
Олег Целков (1934-2021). Двое. 1980 г. Холст, масло. 195 х 235 см.
Живя во Франции, Целков рисовал и символически лица западных политиков,
образцом ему служил президент Франции Франсуа Миттеран.

1980 Портрет. Х, м. 90 х 80. МакДуглас  (609x700, 98Kb)
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 1980 г. Холст, масло. 90 х 80 см.
Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 40.000-60.000 фунтов.

1980 Лицо. 100 х 80, Холст, масло. (2) (540x700, 61Kb)
Олег Целков (1934-2021). Лицо. 1980 г. Холст, масло. 100 х 80 см.

1980 Двуличный. Х, м. 118 x 81,28 см. Гал АВА, НЙ (3) (496x700, 121Kb)
Олег Целков (1934-2021). Двуличный. 1980 г. Холст, масло. 118 x 81,3 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк.

1980 Большая голова. Х, м. 89 by 116cm. Сотбис Лондон 2011. Эстим 80-120 тыс.ф (700x530, 47Kb)
Олег Целков (1934-2021). Большая голова. 1980 г. Холст, масло. 89 х 116 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон,
2011 г. Эстимейт GBP 80.000 – 120.000 фунтов.

1980-1981 Четырехглазый. 81,5 х 54,5. ЧС (482x700, 82Kb)
Олег Целков (1934-2021). Четырехглазый. 1980-1981 гг. Холст, масло. 81,5 х 54,5 см.
Частное собрание.

1980 Трехлицый. 146 х 97, Холст, масло. ММСИ (470x700, 76Kb)
Олег Целков (1934-2021). Трехлицый. 1980 г. Холст, масло. 146 х 97 см.
Tsukanov Family Foundation, Лондон.

1969 Марина Влади и Владимир Высоцкий (642x700, 101Kb)
Марина Влади и Владимир Высоцкий. Москва, 1969 г. Фотограф Балла Деметер.

Владимир Высоцкий
С Владимиром Высоцким особой дружбы Целков не водил, но в начале 1970-х знаменитый на всю страну певец и поэт сам нашёл его и приехал спеть свои песни. Олег к тому времени переселился из Тушино в новостройки Орехово-Борисово: «Грязь, канавы с мутной водой, приходишь из магазина - в грязи по колено... И вдруг Володя Высоцкий! Красавец - стильный, резкий, порывистый…- вспоминает Олег, - Приехал ко мне вместе с Мариной Влади и со старателем Вадимом Тумановым. Выяснилось, что он со второй попытки меня разыскал. Пел весь вечер только для нас. Было весьма лестно, что Высоцкий хотел спеть лично мне. Все свои самые великие песни, шедевры…». В тот вечер Высоцкий заметил, что у Целкова в новом доме нет телефона и предложил: «Хочешь, я тебе его поставлю?». Пошёл на телефонную станцию, дал там концерт - конечно, после такого обещали поставить. Но, как рассказывает Целков, потом Высоцкий запил, и про телефон все забыли. По другой версии, линию всё-таки провели.

1981 Голова в скрепке. Х, м. 60,4 х 91,5. Аук Кристис Лондон 2008. Эстим 50-70 тыс.ф  (700x455, 73Kb)
Олег Целков (1934-2021). Голова в скрепке. 1981 г. Холст, масло. 60,4 х 91,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 50.000 – 70.000 фунтов.

1982 Лицо с канцелярской скрепкой. Х, м. 50,5 х 73. Аук Шапиро НЙ 2015. Эстим 25-35 тыс.дол  (700x481, 62Kb)
Олег Целков (1934-2021). Лицо с канцелярской скрепкой. 1982 г. Холст, масло. 50,5 х 73 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2015 г. Эстимейт $25.000 – 35.000 дол.

1981 Растущая голова. E-GRANDE_TETE-PLEIN. ММСИ (2) (557x700, 96Kb)
Олег Целков (1934-2021). Растущая голова. 1981 г. Холст, масло. 146 х 114 см. ММОМА.

1982 Многоголовый персонаж с ложкой. Х, м. 185 x 235cm. Бонхэмс Лондон 2008. Прод за £ 45,600 фунт (2) (700x550, 75Kb)
Олег Целков (1934-2021). Многоголовый персонаж с ложкой. 1982 г. Холст, масло. 185 x 235 см.
Аукционный дом Bonham`s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 45.600 фунтов.

1982 Четырехглазый орденоносец. ММСИ (466x700, 97Kb)
Олег Целков (1934-2021). Четырехглазый орденоносец. 1982 г.
Холст, масло. ММОМА.

1982 ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА ОЛЬГИ ШМИТТ (5) (466x700, 93Kb)
Олег Целков. 1982 г. Фото из семейного архива Ольги Шмитт.

В 1977 году под давлением властей Олег Целков вместе с женой Антониной и дочерью Ольгой навсегда покинули Советский Союз. Изначально художник хотел лишь съездить за границу, он получил приглашение из Франции, и знакомый чиновник пообещал оформить семье паспорта на два месяца. Но что-то произошло, и Целковых неожиданно поставили перед выбором: «В общем, так: либо сейчас и насовсем, либо никогда…» Тогда семья приняла решение переехать в Париж. Вначале Целков жил в Париже, позже купил ферму в провинции Шампань, в 300 км от Парижа, где оборудовал мастерскую. Французского гражданства не принял, почти четыре десятилетия оставался апатридом. В июне 2015 года получил гражданство Российской Федерации.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Е.Андреева - Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва-Ленинград 1946-1991 (2012) =1700 руб. (482x680, 91Kb)
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Издательство «Искусство XXI век», Москва, 2012 г.
– Стр. 65, 70, 83, 100, 170, 273, 362-364, 370, 375, 380, 382.

Целков,_Олег_Николаевич - Википедия



(Продолжение следует)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОВЕТСКИЙ НОНКОНФОРМИСТ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ ЦЕЛКОВ (1934-2021), ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»