Наталья Нестерова в мастерской на фоне диптиха «Песчаные города».
Фотография 1983 г.
Наталья Игоревна Нестерова (1944-2022) – советская художница-фигуративистка, окончила Московский художественный институт имени Сурикова в мастерской Д.Д. Жилинского и всего через год после окончания стала членом Союза художников СССР. В первой половине 1970-х годов завоевала известность композициями, переиначивающими канон соцреалистической фигурно-сюжетной картины. Вскоре она стала считаться ведущим членом левого крыла Союза. С годами на первый план в её живописи выходят религиозные мотивы, тоже получившие подобие загадочного маскарада, нарушающего привычные иконографические каноны. К нонконформистам по сути никогда не принадлежала, и по своей творческой ориентации ее скорее всего можно отнести к так называемому «левому МОСХу». Нестерова - действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии России и премии «Триумф», профессор Российской академии театрального искусства. Жила в Москве, подмосковном Абрамцеве, Париже и Нью-Йорке (с 1988 года), где и умерла в августе прошлого года.
Игорь Дмитриевич Смирнов и Зоя Николаевна Нестерова,
родители Натальи Нестеровой. Фотография 1950-е гг.
Наталья Игоревна Нестерова родилась в конце Великой Отечественной войны (на два месяца раньше автора этого поста), 23 апреля 1944 года в Москве в благополучной семье потомственных интеллигентов. Родители были архитекторами и приучили смотреть архитектуру, понимать, любить ее. Мама, Зоя Николаевна Нестерова много строила (она была одним из родоначальников панельного строительства) и преподавала в Строгановке. Кроме того, они увлекались альпинизмом, мама ходила с мужем в походы в молодости, а отец, Игорь Дмитриевич Смирнов, был серьезным спортсменом. Он занимался альпинизмом до преклонных лет, покуда позволяло здоровье. Отголоски этого увлечения родителей отразились и на творчестве художницы.
Наташа была внучкой художника - не знаменитого Михаила Нестерова, а Николая Нестерова. Ее дедушка, Николай Иванович Нестеров, в 1915 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его соучениками были Роберт Фальк, Сергей Герасимов, его учителями - лучшие представители московской художественной школы: Константин Коровин, Филипп Малявин, Леонид Пастернак.
Дед много занимался с девочкой (Наташа помнит, что первый автопортрет она нарисовала в три года). Вместе с дедушкой они часто и внимательно рассматривали альбомы. Среди них альбом репродукций Музея нового западного искусства, к тому времени уже не существовавшего.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Автопортрет. 15 декабря 1947 г.
Бумага, цветные карандаши. 20 х 16 см. Из архива Н.И. Нестеровой.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Постовой (Дядя Стёпа-милиционер). 1960-е гг.
Холст, масло. 129,2 х 79 см. Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Савелке с любовью. 1965 г.
Холст, масло. 146,5 х 79,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2017 г.
Эстимейт $7.000 - 10.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Тува. 1960-е гг. Холст, масло. 45,2 х 61,5 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2006 г. Эстимейт $8.000 – 10.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Тува. 1966 г. Холст, масло. 71 х 52 см.
Калининградский областной музей изобразительных искусств.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Самарканд. Эскиз. 1967 г. Холст, масло. 60 х 54,5 см.
Курганский областной художественный музей.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Хива. 1967 г. Холст, масло. 69 х 88 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Рушан. Пейзаж. 1969 г. Холст, масло. 50 х70 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2006 г. Эстимейт $10.000 – 11.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Трапеза. 1969 г. Холст, масло. 140 х 200 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Первую свою «Тайную вечерю» Нестерова написала в 1969-м году, только называлась она, конечно, тогда «Трапезой», и в картинах у нее полно цитат из старых мастеров, так что все это тянет на постмодернизм и «ученую живопись».
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мясники. 1969 г. Холст, масло. 84 х 105 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2006 г.
Эстимейт GBP 15.000 – 20.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Слепые в чайной. 1969 г. Частное собрание, Франция.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мельник и его сын. 1969 г. Холст, масло. 120 х 100 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2018 г. Эстимейт $12.000 – 18.000 дол.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Портрет Халимы. 1969 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Калининградский областной музей изобразительных искусств.
Дед приучал любить живопись. «Его Богом был Сезанн», - говорит Наталья Игоревна. И вспоминает: «На стене висела репродукция Моны Лизы. Я ее ужасно боялась. Когда я болела (а болела я в детстве много), она корчила мне рожи ... Дед придумывал всякие интересные игры, рисовал моих кукол, вместе мы вырезали их из бумаги, получался театр». Дед и сам был романтиком и фантазером. В детстве он убежал с бродячим цирком, потом работал у Ханжонкова.
«Мой дед был прекрасный художник. На стенах нашего дома висели его работы, в которые я уходила странствовать. Он учил меня играть и чувствовать. Я помню, как отправлялась путешествовать в карете, сделанной из кресла, с валенком вместо головы
лошади. Потом я начала рисовать сама, и с тех пор, как помню себя, это занятие меня не разочаровало, не утомило, и интересно , как в детстве…». Николай Иванович Нестеров умер, когда Наташе было семь лет. Нынче она уверена, что он был ее единственным учителем, что до семи лет она приобрела все: вкусы, пристрастия,
уроки ...
Н.И. Нестерова (1944-2022). Москва (от Бородинского моста). 1970 г.
Холст, масло. 80 х 60 см. Музейное объединение «Музей Москвы».
Н.И. Нестерова (1944-2022). Гурзуф. Аптека. 1970 г. Холст, масло. 74 х 58 см.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Продавец вина. 1970 г. Холст, масло. 64 х 80 см.
Частное собрание, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Белая лошадка. 1971 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Жмурки. 1971 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Зоопарк (Горная коза в зоопарке). 1971 г.
Холст, масло. 69 х 49 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Горка. 1971 г. Холст, масло.
Музей современного искусства, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игра в карты. 1972 г. Холст, масло.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Танцы. 1971 г. Холст, масло. 72,8 х 89,5 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Шапито. 1972 г. Холст, масло. 109,5 х 90 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карусель. 1970 г. Холст, масло. 97 х 110 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2009 г. Эстимейт 1.100.000 – 1.500.000 руб.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карусель. 1972 г. Холст, масло. 43 х 31 см. Аахен, Новая галерея.
Коллекция Петера Людвига, Германия.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ялта. 1972 г. Холст, масло. 69 x 88,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г.
Эстимейт GBP 15.000 – 20.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мост. 1972 г. Холст, масло.75 x 100 см.
Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Трамвай. 1972 г. Холст, масло. 75 х 100 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
В доме помимо альбомов было много книг, и бабушка Анна Петровна читала вслух маленькой Наташе. Запомнился Лермонтов - и снова романтика, фантазия ... Особенно полюбился Демон. Воспоминания детства имеют над Натальей странную, таинственную власть. Объездившая мир, многократно и подолгу жившая в Америке, несколько месяцев прожившая во Франции, посетившая многие страны мира, она с трепетом вспоминает дом, в котором прошло ее детство. В одном из немногих интервью она рассказывает: «Мы с мамой переехали на Арбат не так давно, в 1975-м. Сначала мы жили на Самотеке, под монастырем ... Там моя мама каталась на саночках с ледяных горок, потом я. Сейчас я даже боюсь туда посмотреть ... В своих снах я часто возвращаюсь в этот двухэтажный дом. Такая обитая дверь со звоночком. Но я не звонила, а колотила ногой в дверь, потому что бабушка не слышала звонка. Я всегда иду по этой лестнице, прихожу к двери ... Мне довольно долго, не только в детстве, снилось, что я летаю... Летаю». Возможно, в этих отрывочных фразах скупого на высказывания художника кроется разгадка многих сюжетов ее картин. Не случайно в ее работах все более настойчиво появляются птицы: добрые и злые, родственные человеку и ему враждебные.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мясники. 1973 г. Холст, масло. 70 x 90 см. Аукцион Bonxams, Лондон, 2018 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Горячий ключ. 1973 г. Холст, масло. 67 х 85 см. Собрание семьи художника.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Шашлычная. 1973 г. Холст, масло. 100 х 100 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Деревья. 1973 г. Холст, масло. 90 х 90 см.
Ульяновский областной художественный музей.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Улица. Диптих. 1973 г. Холст, масло. 2 х 120 х 80 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Улица. Диптих. Левая панель. 1973 г.
Холст, масло. 120 х 80 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Улица. Диптих. Правая панель. 1973 г.
Холст, масло. 120 х 80 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Поедание мороженого в городе. Диптих. 1981 г. Холст, масло. 120 х 181 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон 2012. Эстимейт GBP 10.000 -15.000 фунтов.
В 1981 году Нестерова повторила сюжет «Улицы» под названием «Поедание мороженого в городе»
Н.И. Нестерова (1944-2022). Прогулка. 1973 г. 94 х 79 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»,
Архангельск.
Н.И. Нестерова (1944-2022). В зоопарке. 1973 г. Холст, масло. 70 х 50 см.
Самарский областной художественный музей.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Краснодар. 1974 г. Холст, масло. 60 х 84,5 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Розовый дом. 1974 г. Холст, масло. 74 х 80 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Прогулка. 1974 г. Холст, масло. 60 х 80 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Нескучный сад. 1974 г. Холст, масло. 90 х 130 см. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Парк. 1974 г. Холст, масло. 85 х 100 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Рынок. 1974 г. Холст, масло. 105 х 83,5 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Тополя. 1974 г. Холст, масло. 75 х 50 см.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Хоровод. 1974 г. Холст, масло. 90 х 60 см.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игра. 1974 г. Холст, масло. 80,5 х 60 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура
Русского Севера», Архангельск.
Наташа Нестерова в Дзинтари идет на этюды. Ей 15 лет. Фотография 1959 г.
Когда Наташе было одиннадцать лет, родители расстались, но навсегда сохранили добрые отношения друг к другу и любовь к дочери. Для Наташи всю жизнь лучшим другом, советчиком, авторитетом оставалась мама. Так формировался внутренний
мир художницы: внешне похожий на теплое гнездо. Но вокруг этого гнезда было неспокойно. Жизнь страны, придавленной тоталитарной моралью, атмосфера постоянной тревоги, в которой жили взрослые, передавалась чуткой девочке, затем подростку, студентке ... В 1955 году Наташа поступила учиться в Московскую художественную школу, а после ее окончания, получив аттестат об окончании средней школы, с 1962 года училась в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова. Ее учителями были известный живописец, профессор Дмитрий Дмитриевич Жилинский (1927-2015), Алексей Михайлович Грицай (1914-1998), который не особенно любил новаторство, но защищал заблудших овец, и Сергей Николаевич Шильников (1921-2019), который тоже учил уму-разуму.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Завод. 1975 г. Холст, масло. 76,2 х 101 см. Форум Artinvestment.ru.
Пожалуй, единственная картина в творчестве Натальи Нестеровой на производственную тему.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Набережная. 1975 г. Холст, масло. 65 х 120 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карусель. 1975 г. Холст, масло. 130 х 120 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карусель. 1976 г. Холст, масло. 100 х 120 см.
Музей «Новый Иерусалим», г. Истра, Московская обл.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Маленькая лошадка (Пони). 1975 г. Холст, масло. 45,7 x 59,7 см.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Набережная в Ялте. 1975 г. Холст, масло. 100 х 125 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Алупка. 1975 г. Холст, масло. 78 х 129 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.И. Нестерова (1944-2022). На лужайке. 1970-е гг. Холст, масло. 45 х 54 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 350.000 - 450.000 руб.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Отцветающий каштан. 1975 г.
Частное собрание, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Каштаны и дорога. 1975 г. Холст, масло. 100 х 90 см.
Собрание семьи художника.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Парк и скульптура. 1975 г. Холст, масло. 89 х 65 см.
Собрание семьи художника.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Теннисный корт. 1975 г. Холст, масло. 110 х 140 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Трабант. 1975 г. Холст, масло. 82 х 120 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Наталья Нестерова. Фотография 1960-е гг.
Школьные и студенческие годы Нестеровой (середина пятидесятых и шестидесятые годы прошлого века) были временем радикальных перемен в стране. Друзья, единомышленники, почти сверстники, они оказались представителями разных художественных генераций. Их разделял рубеж различного мировосприятия , разного отношения к жизни, взглядов на прошедшее и на будущее. Впоследствии их назовут «шестидесятниками» и «семидесятниками». Наталья Нестерова, вступившая в профессиональную жизнь на рубеже этих двух десятилетий, оказалась одним из ярчайших представителей поколения семидесятников. Еще учась а институте, с 1966 года Нестерова в возрасте 22 лет начала систематически участвовать в молодёжных, московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках.
Н.И. Нестерова (1944-2022). «Лето 1976 года. Таруса». 1976 г. Холст, масло. 100 х 140 см.
Ивановский областной художественный музей.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Бульвар. 1976 г. Холст, масло. 100 х 120 см.
Калининградский областной музей изобразительных искусств.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Встреча гостей фестиваля. 1976 г. Холст, масло. 67 х 48 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Молодежь на отдыхе. 1976 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Озеро. Кафе. 1976 г. Холст, масло. 100 х 130 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Беседка в Нескучном саду. 1977 г. Холст, масло. 92 х 120 см.
Художественная галерея АртПанорама, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Купание. 1976 г. Холст, масло. 120 x 150 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Узбечки танцуют. 1976 г. Холст, масло. 35 х 55 см.
Художественная галерея АртПанорама, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Дом на набережной. 1977 г. Государственная Третьяковская галерея.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Дом на набережной. 1978 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Дом на набережной. Фрагмент. 1978 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Улица. 1976 г. Холст, масло. 90 х 70 см.
Частное собрание.
В.И. Рыжих (род.1933, УССР). Портрет Натальи Нестеровой. 1975 г.
Холст, масло. 90 х 70 см.Государственный музейно-выставочный центр
«РОСИЗО», Москва.
После окончании учебы в Суриковском институте Наталья Нестерова работла театральным художником. В 1969 году Нестерова была принята в члены Союза советских художников. (Нигде в СМИ и в ее автобиографии не указывается за какие шедевры ее туда приняли). Наташе было всего 25 лет. Тогда многие сочли это непозволительным подарком, но затем наступила тишина. Единственная персональная выставка, в 1974-м в Московском доме художника на Кузнецком мосту, оказалась однодневной. Все главные награды, от Госпремии до премии «Триумф», включая звание заслуженного художника Российской Федерации, относятся к уже постперестроечной эпохе - вероятно, новой власти было удобно принимать в качестве нового искусства понятную ей смесь художественных наречий.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Карты. 1977 г. Холст, масло. 120 х 150 см. Собрание семьи художника.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ужин. 1977 г. Частное собрание, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Луна-парк. 1978 г. Холст, масло. 70 х 50 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ялта. 1978 г. Холст, масло. 110 х 119,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Прощание с Ялтой. 1977 г. Холст, масло. 111 х 114 см.
Сочинский художественный музей им. Д.Д. Жилинского.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лето. 1978 г. Холст, масло. 50,5 x 55 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Магнолия. 1978 г. Холст, масло. 90 х 120. Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Алупка. 1978 г. Холст, масло. 117 х 90 см.
Частное собрание, Япония.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Подстригают деревья. Жуковка. 1978 г.
Холст, масло. 105 х 79,5 см. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Парк в Жуковке. Холст, масло. 110 x 70 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мясной ряд. 1978 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Паланга. 1978 г. Холст, масло. 75 х 90 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Серебряный бор (Затерянный остров). 1978 г. Холст, масло. 81,5 х 116 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 10.00-15.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Водопад. 1978 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Дом Гоголя. 1979 г. Холст, масло. 160 х 160 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пруд. 1979 г. Холст, масло. 130 х 100 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Гелати, Грузия (Мороженое). 1979 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Кутаиси. Улица Кирова. 1979 г. Вологодская областная картинная галерея.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Воспоминания. 1979 г. Холст, масло. 117 х 117 см.
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лето. 1979 г. Холст, масло. 79 х 89,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Букет. 1979 г. Холст, масло. 115 х 100 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.
Нестерова обращается к примитиву, но ее романтические полотна несут и драматическое содержание. Часто место действия ее картин – курортный городок. Проза южного курортного мирка - и в ее «Букете». Внимательный наблюдатель и тонкий психолог, художница иронично относится к происходящему, оттого скрыто цветами лицо женщины и незнакомец показан со спины. В картине все условно. Упорядоченная растительность парка, написанная материально и весомо, не противоречит воспоминаниям о счастье. Картина таит мечту о высоком идеале.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Букет роз. 1981 г. Холст, масло. 116 х 92 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Кафе в Ялте. 1979 г. Холст, масло. 170 х 120 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Часы. 1979 г. Частное собрание, Швейцария.
Наталья Нестерова на фоне своей картины «Метро». Фотография 1980 г.
Еще в 1960-е годы в Советском Союзе понемногу стали открываться завоевания
отечественной и мировой культуры ХХ века. (Вспомним, классическое определение из Большой Советской энциклопедии 50-х годов: «Генетика – продажная девка империализма». Ну и т.д. Начали появляться альбомы, книги, а затем и выставки великих мастеров Запада. Многие выставки были событиями почти невероятными, волнующими, судьбоносными. Первая выставка Пабло Пикассо была в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1955 году (?). Позднее стали появляться и выставки наших мастеров - Владимира Фаворского , Павла Филонова, Владимира Татлина, Александра Тышлера и др. И хотя почти каждая из этих выставок сопровождалась каким-нибудь скандалом, хотя многие из них подвергались жестокой чистке, но все же они были, их видели, думали о них, спорили, волновались.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Метро. 1980 г. Холст, масло. 150 х 180 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Дети в метро (Станция «Площадь революции). 1980-е гг.
Собрание В. Бондаренко.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Дом со львом. 1980 г. Холст, масло. 90 х 90 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Водопад в Новом Афоне. 1980 г. Холст, масло.
Сочинский художественный музей им. Д.Д. Жилинского.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Осень. 1980 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Прогулочный пароход. 1980 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Н.И. Нестерова (1944-2022). 1981 Ленинград. Дворцовая площадь. Холст, масло. 99 х 125 см.
Частное собрание.
Холст «Ленинград. Дворцовая площадь» (1981), как рассказывал эксперту сын художницы Лев Нестеров-Раппопорт, «был создан по заказу декорационно-оформительского комбината Союза художников и предназначался для здания посольства СССР в Индии. … Работа «Ленинград. Дворцовая площадь» была отмечена как лучшая работа года и входила в квадриптих с видами Дома Пашкова, Собора Василия Блаженного и Московского Университета имени М. В. Ломоносова».
Н.И. Нестерова (1944-2022). Ловля бабочек. 1981 г. Холст, масло. 97 х 116 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Конец мая. 1981 г. Холст, масло. 88,8 х 92,3 см.
Ульяновский областной художественный музей
Н.И. Нестерова (1944-2022). Порыв ветра. Май – конец. 1982 г. Холст, масло.
114 х 89,5 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). В беседке. 1982 г. Холст, масло. 100 х 81 см.
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
В руках у читательницы первое издание романа Вл. Орлова «Альтист Данилов» (М., Сов. пис., 1981). Владимир Викторович Орлов (1936-2014), автор романа, был одним из близких друзей Нестеровой и оставил свои воспоминания о ней:
«О Наталье Нестеровой известно куда больше, нежели о ее персонажах. О ней пишут, выходят наконец-то альбомы, ее картины приобретают уважаемые отечественные музеи и коллекционеры многих стран, ее имя с почтением поминают в Нью-Йорке, Париже, Гамбурге, Токио. И все же она личность загадочная. Художник-сфинкс. Из тех, что не любят говорить о своих работах ("из какого сора... ") и уж тем более что-то разъяснять в них. То, что в них есть, то и есть. И пусть каждый видит то, что видит, и разумеет то, что разумеет. Примем условия автора».
Н.И. Нестерова (1944-2022). Театр. 1981 г. Холст, масло. 112 х 112 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Первое издание избранных произведений Эрнеста Хемингуэя в 2-х томах. Москва,
Издательство художественной литературы, 1959 год.
Одновременно на прилавках советских книжных магазинов стали появляться произведения классиков современной зарубежной литературы. Сначала американцы: Хемингуэй (вспомните классический черный 2-х томник 1959 года!), Фицджеральд, Фолкнер; латиноамериканцы: Маркес, Кортасар, Карпентьер, Борхес; японцы: Кобо Абэ и Рюноскэ Акутагава; абсурдисты: Кафка, Ионеско, Беккет ... Свободный полет фантазии, свойственный работам этих мастеров, мощные пласты жизненных реалий - это было уроком, давало доселе невиданную свободу воображению художников всех видов искусств.
Вскоре - сначала тайком привезенные из-за границы, перепечатанные на папиросной бумаге (чтобы получилось побольше экземпляров), - перед нами предстали и наши великие мастера: полузабытый Михаил Булгаков , эмигрант Владимир Набоков, вновь напечатанный Зощенко; поэты Серебряного века: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Борис Пастернак ... И, пожалуй, главное, наиболее сильное впечатление тех далеких лет - кинематограф. Мы увидели Феллини и Антониони, Бергмана и Куросаву, Анджея Вайды и Кавалеровича... Поистине , это были трудные времена - но какие плодотворные ...
Н.И. Нестерова (1944-2022). Добрый вечер. 1982 г. Холст, масло. 114 х 120см.
Сочинский художественный музей им. Д.Д. Жилинского.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Складывающие картинку. 1982 г. Холст, масло. 120 х 150 см.
Магнитогорская картинная галерея.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Пиво. 1982 г. Холст, масло. 120 х 115 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2012 г.
Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игра. Диптих. 1982 г. Холст, масло. 100 х 81 см.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Завтрак в парке. 1982 г. Холст, масло. 70 х 79 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 8.000 – 12.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Официант. 1982 г. Холст, масло. 114 х 95 см.
Томский областной художественный музей.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Гостиница «Приморская», Сочи. 1982 г. Холст, масло. 114 х 114 см.
Частное собрание.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Лестница (Люди с тортами). 1982 г. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Мацеста. 1982 г. Холст, масло. 114 х 114 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2020 г.
Эстимейт GBP 12.000 – 18.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Санаторий имени Парижской коммуны. 1982-1983 гг. Холст, масло. 115 х 120 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2015 г. Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Летний сад. 1982 г. Холст, масло. 160 x 200 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Дар Петера Людвига в 1995 г.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Летний сад. Аллея Росси. 1982 г. Холст, масло.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Летний сад. Дворцовая аллея. 1984 г. Холст, масло. 120 х 140 см.
Музей Людвига, Аахен, Германия.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Амур и Психея (Летний сад). 1984 г. Холст, масло. 130 х 120 см.
Аукцион VLADEY, Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Люди и скульптура. 1978 г. Холст, масло. 89,8 х 110,3 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»,
Архангельск.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Похищение сабинянок. 1985 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Аукцион Bonhams, Лондон, 2019 г. Лот продан за GBP 18.812 фунтов. Ныне в частном собрании, США.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Летний сад.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Опустевший парк. 1984 г. Холст, масло. 130 х 170 см.
Музей Людвига, Аахен, Германия.
Искусство Натальи Нестеровой порождено временем возвращения к истокам и новых, ослепительных по силе чувств открытий. Как и большинство ее сверстников, она начинала в системе, близкой примитиву. Точнее - примитивизму, в котором ученые художники используют приемы неученого, первобытного, самодеятельного или детского искусства. Не схожесть с действительностью, а легенду бытия стремились постигнуть и выразить мастера искусств – каждый на своем, специфическом языке .
Примитивизм пронизывает все русское искусство ХХ века. Самые разные воплощения находит он в искусстве начала века - от лукавых стилизаций Бориса Кустодиева до супрематических композиций Казимира Малевича. Мы найдем его следы в цветоритмических структурах Кандинского, в таинственных пространствах Филонова,
не говоря уже о «классиках» этого направления - художниках «Бубнового валета» и Шагале.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Игра в 66. Диптих. 1983 г. Холст, масло. 2 х 80 х 70 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Разгружают мясо. 1982 г. Холст, масло. 79 х 99 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Фотография на память. 1982 г. Холст, масло. 114 x 81 см.
Новокузнецкий художественный музей.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Крым. Вечер. Диптих. 1983 г. Частное собрание, США.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Сванетия. Диптих. 1983 г. Холст, масло. 2 х 114 х 73 см. Томский областной художественный музей
Н.И. Нестерова (1944-2022). Кутаиси. 1983 г. Холст, масло. 100 х 113,5 см.
Ульяновский областной художественный музей.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Верхнее Сезано. 1983 г. Холст, масло. 114 x 88,5 см.
Новокузнецкий художественный музей.
Н.И. Нестерова (1944-2022). Парк в Зугдиди. 1983 г. Холст, масло. 114 х 89 см.
Томский областной художественный музей.
Наталья Нестерова и Татьяна Назаренко. 1980-е гг.
«Поступив в первый класс, я (это было в 1955 году) познакомилась с моей подругой-другом Таней Назаренко,
с которой расстаемся-не расстаемся вот уже 66 лет, поддерживая друг друга вольно или невольно, но навсегда».
В картинах Натальи Нестеровой конца 1960-х – начала 1970-х годов есть определенное сходство с произведениями начала 1910-х годов: Петра Кончаловского, Натальи Гончаровой, Роберта Фалька. Та же тяжелая неподвижность формы, та же вязкая неуклюжесть движений, грубость едва прописанных лиц и рук («Жмурки», «Слепые в чайной», 1969; «Продавец вина», 1970). Работы Нестеровой написаны в том же эмоциональном ключе, что и наиболее выразительные произведения мировой художественной культуры второй половины ХХ века («Набережная в Ялте»,1975 и др).
ИСТОЧНИКИ
Наталья Нестерова. Альбом. Автор текста Виктория Лебедева. Москва,
Издательство «Белый город», 2007 г. – 48 стр., илл. Тираж 3000 экз.
Отпечатано в Италии.