Во время Первой выставки импрессионистов в 1874 году движение представляло собой нечто большее, чем просто живопись. Некоторые из тех, кто демонстрировал свои работы, были скульпторами, и довольно многие демонстрировали гравюры. Среди последних был Феликс Бракмон (1833-1914), который в начале своей карьеры занимался живописью, но в первую очередь был плодовитым гравером и печатником. С другой стороны, он был супругом известной художницы-импрессионистки Мари Бракмон-Криворон (1840-1916), которая своей славой затмила его приличную графику.
Поль Адольф Район (1843-1888). Портрет Феликса Бракмона. 1878 г.
Гравюра. 32,8 x 25 см. (лист); 25,5 x 19,5 см. (р.и.).
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Еще один художник, показавший свои работы на Первой выставке импрессионистов в 1874 году,
снова демонстрировал интересные контрасты.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет моей бабушки (Чтение Библии). 1851 г.
Бумага, пастель, карандаш. 76 х 63 см. Музей Орсэ, Париж.
Феликс Бракмон (1833-1914). Источник. По картине Гюстава Курбе. 1849 г.
Гравюра. 31 х 35 см. Нью-Йоркская публичная библиотека (NYPL)
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет философа Огюста Конта (1798-1857). 1851 г.
Гравюра. 19 х 14 см. Гравер Жозеф Гишар. Виргинский музей изобразительных искусств,
Ричмонд, США.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет французского художника Жюля Дидье
(1831-1914). 1852 г. Гравюра. Нью-Йоркская публичная библиотека.
Коллекция Сэмюэла Патнэма Эйвери.
Сэмюэл Патнэм Эйвери (1822-1904) – американский коллекционер. В 1900 году он пожертвовал Нью-Йоркской публичной библиотеке свою коллекцию из 17 775 гравюр и литографий, представляющих 978 художников.
Феликс Бракмон (1833-1914). Жюль Лорен, путешественник по востоку. 1853 г.
Гравюра. Нью-Йоркская публичная библиотека.
Феликс Бракмон (1833-1914). Американский художник Чарльз Мерион (1864-1926).
1853 г. Гравюра. Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Феликс Бракмон (1833-1914). Американский художник Чарльз Мерион. 1854 г.
Гравюра на коричневой бумаге. 46,1x30,5 см. (лист); 10,7x8,8 см. (р.и.).
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет французского художника Альфреда де Керзона
(1820-1895). 1850-е гг. Гравюра.
Феликс Бракмон (1833-1914). Выпивающий Александр Лафон. 1854 г. Гравюра.
Нью-Йоркская публичная библиотека.
Франсуа Анри Александр Лафон (1815-1901) - французский художник.
Феликс Бракмон (1833-1914). Женщина в бархатной маске. По картине Анри Барона.
1852 г. Гравюра. Нью-Йоркская публичная библиотека.
Феликс Бракмон (1833-1914). Пейзаж с античными руинами. По картине Эд. Бертина. 1854 г. Гравюра.
Нью-Йоркская публичная библиотека.
Феликс Бракмон (1833-1914). Панург выходит из дома Раминагробиса.
По роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». 1854-1855 гг.
Гравюра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Пейзаж с радугой и двумя женщинами,
смотрящими на нее сверху. 1856 г. Гравюра на старой зеленой бумаге.
23,4x19,6 см. (лист); 22,8x19,2 см. (р.и.). Национальная галерея искусств,
Вашингтон.
Феликс Бракмон (1833-1914). Вышивание иглой. 1855 г. Гравюра. 34,4 х 25 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Озеро в Булонском лесу. 1858 г. Гравюра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Одалиска а гареме. Из «Римской серии». 1857 г. Гравюра. 23,6 х 29,2 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Художник XVIII века Симон Лантара (1729-1778).
С портрета Ораса Верне. 1857 г. Гравюра. Национальная библиотека Франции, Париж.
Феликс Бракмон (1833-1914). Военный поэт-песенник Дефорж де Вассен (1820-1871).
1856 г. Офорт. 38,8 х 25 см. Британский музей, Лондон.
Феликс Бракмон (1833-1914). Фронтиспис к новому изданию новелл Шампфлери.
По рисунку Г. Курбе. 1859 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Дон Кихот. По рисунку Франсиско Гойи. 1860 г.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет художника Альфонса Легро (1837–1911).
Печатник Альфред Кадарт (1828–1875). 1861 г. Гравюра. 17x12 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Феликс Бракмон родился 28 мая 1833 года в Париже в семье портного Сезара Огюста Бракмона и Жанны Жирардин Байи. Бракмон начал карьеру учеником оруженосца в школе верховой езды, затем его приняли в литографическую мастерскую, где он анонимно полировал этикетки и благочестивые образы. Его заметил Жозеф Гишар, ученик Жана-Огюста Энгра, который взял его к себе в мастерскую.
В 1852 году Бракмон был допущен в Салон с картиной, которую писатель Теофиль Готье сравнивал с Гансом Гольбейном Младшим: «Портрет моей бабушки». В следующем году он отправил в Салон свой «Автопортрет с инструментами гравера».
После этого юношеского успеха он сосредоточился на гравюре и офорте, а не на живописи, и был частью возрождения гравюры XIX века во Франции. Бракмон постепенно стал известен в парижских литературных и художественных кругах.
Феликс Бракмон (1833-1914). Жозеф Гишар, по его автопортрету 1829 года. 1851 г.
Бумага на холсте, уголь, сусальное золото. 59 х 41 см. Музей Орсэ, Париж.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет художника и учителя Жозефа Гишара (1806-1880).
1853 г. Гравюра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет художника Камиля Коро (1796-1875). 1861 г.
Офсет. 12,9 х 12 см. Британский музей, Лондон.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет художника Эжена Делакруа (1798-1863).
1863 г. Гравюра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Эразм Роттердамский. С портрета Ганса Гольбейна младшего.
1863 г. Гравюра. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Феликс Бракмон (1833-1914). Зеркало. 1861 г. Офорт. 25,3 х 14,7 см.
Британский музей, Лондон.
Феликс Бракмон (1833-1914). Парис и Елена. 1862 г. Гравюра. 34,9 х 14,6 см.
Британский музей, Лондон.
Феликс Бракмон (1833-1914). Хватит выкапывать барсуков! (Un Déterrage de Blaireau!).
1863 г. Гравюра. 59,7×43,8 см. (лист); 48х37,4 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Сюжет гравюры относится к англо-саксонской традиции охоты на барсуков. Худшее из нее - раскопки в земле. После открытия охоты в сентябре на барсука ведут отстрел до конца февраля, а откапывают - до середины января. День барсука отмечается 6 октября – день их защиты от всеобщего уничтожения. Не путать с Днем сурка в Америке – днем начала весны.
Феликс Бракмон (1833-1914). Венецианский променад. 1863 г. Гравюра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Смерть Матамора. По роману Теофиля Готье «Капитан Фракасс».
1864 г. Гравюра. 30,8 х 48 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Лежащая женщина в испанском костюме. По картине Э. Манэ. 1863 г.
Гравюра. 30,9х40,6 см. (лист); 22,1х31,9 см. (р.и.). Институт искусств Чикаго, США.
Эдуард Манэ (1832-1883). Молодая женщина, лежащая в испанском костюме. 1862-1863 гг.
Холст, масло. 94,7 х 113,7 см. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен,
штат Коннектикут, США.
Феликс Бракмон (1833-1914). Зима (или Волк в снегу). 1864 г. Офорт. 32,5х50,5 см. (лист); 21,5х33 см. (р.и.).
Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Коллекция Элиши Уиттелси.
Феликс Бракмон (1833-1914). Захария Астрюк 1865 г. Гравюра. 41,8x27,8 см. (лист);
18,6x15,2 см. (р.и.). Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Захария Астрюк (1835-1907) - французский художник, журналист, скульптор, композитор и поэт.
Друг Эдуарда Манэ и Фантен-Латура. Участник Первой выставки импрессионистов в 1874 году.
Феликс Бракмон (1833-1914). Фронтиспис к альбому французского Общества аквафортистов.
1865 г. Гравюра. 49,9x32,2 см. (лист); 36,5x25,9 см. (р.и.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Деревенские девушки. По картине Гюстава Курбе. 1867 г. Гравюра.
28,4×36,6 см. (лист); 22,2×31,7 см. (р.и.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Гюстав Курбе (1819-1877). Деревенские девушки (Young Ladies of the Village). 1851-1852 гг.
Холст, масло. 194,9 x 261 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Рыбак с сетью. 1868 г. Офорт. 21,2х30,5 см. (лист); 16х24,8 см. (р.и.).
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Более традиционная гравюра «Рыбак с сетью» (1868), возможно, была наиболее типичной для
большей части гравюр Бракмона.
Феликс Бракмон (1833-1914). Фронтиспис к журналу «Новые иллюстрации
Общества художников-граверов». На знамени надпись «Eau Forte» (Офорт). 1868 г.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Стол. По картине Анри Лейса. 1868 г. Офорт. 25,6 х 18,1 см.
Британский музей, Лондон.
Феликс Бракмон (1833-1914). Слуга. По картине Анри Лейса. 1868 г.
Гравюра. 25,1 х 15,3 см. Британский музей, Лондон.
Анри Фантен-Латур (1836-1904) Памяти Делакруа (Дань уважения Делакруа). 1864. Холст, масло.
160 х 250 см. Музей Орсэ, Париж.
На картине изображены - Анри Фантен-Латур (в светлой рубашке) и его друзья-художники Эдуард Манэ, Джеймс Уистлер, Альфонс Легро, Феликс Бракмон, Альберт де Баллерой, скульптор Луи Кордье, критики Луи Эдмон Дюранти и Шампфлери, поэт Шарль Бодлер. В рамке - художник Эжен Делакруа, умерший в 1863 году.
Анри Фантен-Латур (1836-1904). Памяти Делакруа (Дань уважения Делакруа). 1864. Холст, масло.
160 х 250 см. Музей Орсэ, Париж. Схема.
Около 1853 года Феликс Бракмон начал серьезно заниматься гравюрой. В общей сложности он создал более восьмисот листов, включая портреты, пейзажи, сцены современной жизни и исследования птиц, а также многочисленные интерпретации картин других художников. Он подружился с Теодором де Банвилем, Шарлем Бодлером, братьями Эдмоном и Жюлем Гонкурами и Феликсом Надаром. Он также был другом Огюста Родена.
Он был одним из основателей Общества аквафортистов в июне 1862 года. Он сыграл существенную роль в возрождении гравюры, поощряя Эдуарда Манэ, Эдгара Дега и Камиля Писсарро использовать эту технику.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет Эдуарда Манэ (1832-1883). 1867 г.
Офорт. 20,7x15,2 см. (лист); 15,6x11,9 см. (р.и.).
Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Феликс Бракмон был давним другом Эдуарда Манэ, учил его офорту и провел с ним совместную выставку в 1863 году в Салоне отверженных. Он также был другом Джеймса Уистлера, Милле, Коро, Родена, Дега и нескольких других импрессионистов. Считается, что он был одним из тех, кто помог Клоду Моне вернуться к живописи после его тяжелой болезни в Алжире в 1862 году. Он также выставлял свои офорты в знаменитом Салоне отверженных в 1863 году.
Репродукция из книги Эмиля Золя «Эдуард Манэ». Париж, 1867 г. Формат 24,6 x 16,1 x 1,1 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Аноним. Феликс Бракмон (1833-1914), б. атрибуция. Олимпия. 1867 г. По картине Эдуарда Манэ, 1863 г.
Гравюра. 8,6 x 17,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Эдуард Манэ (1832-1883). Олимпия. 1863 г. Холст, масло. 130,5 х 190 см. Музей Орсэ, Париж.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет писателя Франсуа Рабле (1494-1553).
1868 г. Гравюра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Шарль Бодлер. С портрета Эмиля де Роя. 1869 г.
Офорт, сухая игла. 30 x 21,4 см. (лист); 10,8 x 8,6 см. (р.и.).
Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет Чарльза Лиланда. 1871 г. Офорт.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Чарльз Годфрид Лиланд (1824-1903) американский фольклорист, переводчик и журналист.
Во время Французской революции 1848 года сражался в Париже на баррикадах против
королевских солдат в качестве капитана.
Феликс Бракмон (1833-1914). Английский художник Чарльз Кин (1823-1891).
1871 г. Офорт. 22,7 x 17 см. (лист); 22,4 x 13,6 см. (р.и.).
Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Феликс Бракмон (1833-1914). Статуя сопротивления (Statue de la Résistance par Falguière).
1870 г. Нью-Йоркская публичная библиотека.
«Статуя Сопротивления» - снежная скульптура обнаженной женщины с пушкой высотой 9 футов, созданная 8 декабря 1870 года Александром Фальгиером во время осады Парижа во время Франко-прусской войны. Фальгиер был членом роты Национальной гвардии, в которую входили многие художники и интеллектуалы, в том числе Феликс Филиппото Фальгиер, который с помощью своих товарищей за несколько часов воздвиг статую, символизирующую французское сопротивление Пруссии. Скульптура стала достопримечательностью для туристов. Теодор де Банвиль написал оду, а Феликс Бракмон сделал гравюру. После того, как снежная скульптура растаяла, попытки Фальгиера воссоздать ее в более прочном материале оказались безуспешными.
Феликс Бракмон (1833-1914). Бастион (во время Франко-прусской войны). 1870 г. Офорт. 33,8 х 45,1 см.
Нью-Йоркская публичная библиотека.
Феликс Бракмон (1833-1914). Дон Жуан, Паганель и нищий. По пьесе Мольера «Дон Жуан». 1869 г.
Литография. 24,3 х 32,1 см. Британский музей, Лондон.
Феликс Бракмон (1833-1914). Английский пейзажист и офортист Эдвин Эдвардс (1823-1879).
1872 г. Офорт. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Французский гравер Теодор Мейер-Гейне. Последнее размышление.
1872-1876 гг. Гравюра. Het Hart van het Amsterdam Museum.
Феликс Бракмон (1833-1914). В зоологическом саду. 1873 г. Офсет. 24,6×33,4 см. (лист); 21,3×22,3 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Мать и братья Иисуса (The Mother and Brethren of Jesus).
1873 г. Гравюра. 26 х 19,4 см. Британский музей, Лондон.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет мужчины со скрещенными руками.
1873 г. Гравюра. 23,8 х 16,9 см. Британский музей, Лондон.
Гюстав Курбе (1819-1877). Предполагаемый портрет Феликса Бракмона.
Около 1870 г. Холст, масло. Музей Гюстава Курбе в Орнане, Франция.
На Первой выставке импрессионистов в 1874 году Феликс Бракмон показал один рисунок, 12 гравированных портретов и 20 других гравюр, включая «Паровоз». Он больше не выставлялся с импрессионистами до Четвертой выставки 1879 года, а затем в третий и последний раз участвовал в 1880 году на Пятой выставке импрессионистов в Париже на улице Пирамид, 10. На этой выставке было представлено 232 работы 19 художников. К большому разочарованию Эдгара Дега, на афише пятой выставки импрессионистов не были указаны имена женщин-художниц: Мари Бракмон, Мэри Кассат и Берты Моризо.
Феликс Бракмон (1833-1914). Паровоз (по картине Дж. М. Тёрнера «Дождь, пар и скорость»,1844).
1873 г. Гравюра, сухая игла. 30х42,5 см. (лист); 23,1х27,4 см. (р.и.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Коллекция Элиши Уиттелси.
Феликс Бракмон также создал множество гравюр по мотивам известных или популярных картин. «Паровоз» (1873) был среди тех, что были показаны на Первой выставке импрессионистов, и сделан по мотивам знаменитой картины Дж. М. Тёрнера «Дождь, пар и скорость» (1844). Из всех картин Тёрнера, пожалуй, эта наиболее близка к стилю, принятому позже несколькими импрессионистами, и гравюра Бракмона, возможно, способствовала этому.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775-1851). Дождь, пар и скорость - Великая Западная железная дорога.
1844 г. Холст, масло. 91 x 121,8 см. Национальная галерея, Лондон.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет писателя Эдмона де Гонкура (1822-1896).
1881 г. Гравюра на черной японской бумаге. 60,2x42,7 см. (лист); 50,9x33,9 см. (р.и.).
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Феликс Бракмон (1833-1914). Французский нумизмат Бенжамен Фийон (1819-1881).
1876 г. Офсет. 33,5 х 24,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет Фернана (Portrait of Fernand). 1876 г.
Офсет. 47,3×33,6 см. (лист); 34,5×25,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Французский журналист и искусствовед Жюль-Антуан Кастаньяри.
1880-е гг. Офорт, сухая игла.
Жюль-Антуан Кастаньяри (1830-1888) – автор одной из рецензий на Первую выставку импрессионистов,
в которой он не предвещал им перспективного будущего:
«Те, кто на своем пути усовершенствовали свой рисунок, оставят здесь импрессионизм, ставший для них действительно слишком поверхностным искусством. Что касается других, которые, пренебрегая размышлениями и обучением, будут стремиться к чрезмерному впечатлению, пример г-на Сезанна (Современная Олимпия), им можно прямо сейчас показать, какая судьба их ждет. От идеализации к идеализации они придут к той степени безудержного романтизма, когда природа становится не более чем предлогом для мечтаний, и где воображение становится бессильным сформулировать что-либо, кроме личных, субъективных фантазий, не нашедших отклика в общем разуме, потому что они неконтролируемы и непроверяемы в реальности».
Феликс Бракмон (1833-1914). Труд (Человек с мотыгой). По картине Жана-Франсуа Милле. 1862 г.
Офорт. 23 х 28 см. Музей изобразительных искусств Сан-Франциско, Калифорния, США.
Феликс Бракмон (1833-1914). Луи Огюст Бланки. 1881 г. Офорт.
Луи Огюст Бланки (1805-1881) - французский революционер и утопический социалист, участник всех парижских восстаний и революций на протяжении 1830-1871 гг., организатор ряда революционных обществ. Был избран в Парижскую коммуну, но участия фактически в ней не принимал, так как был арестован накануне восстания. Умер 1 января 1881 года, проведя в целом около 37 лет в тюремном заключении.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет Артура д’Эшерака. 1883 г. Гравюра.
Художественный музей Индианаполиса, штат Индиана, США.
Артур Огюст Маллебе дю Клюзо д'Эшерак (1832-1919), известный под псевдонимом G. Dargenty,
французский журналист, искусствовед, писатель и скульптор.
Феликс Бракмон (1833-1914). Французский гитарист Жак Бош (1825-1895).
1883 г. Офсет. 41 х 36 см. Национальная библиотека Франция, Париж.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет типографа Огюста Пуле-Маласси
(1825-1878). Офорт. 1884 г.
Феликс Бракмон (1833-1914). Нотр-Дам, Париж. 1870 г. Бумага, офорт, акварель. 30,6х47,6 см. (лист);
29,4х34,8 см. (р.и.). Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Нотр-Дам, Париж» (1870) - еще один офорт с добавлением акварели в стиле, возможно, более всего
предвосхищающем модерн.
Феликс Бракмон рано увлекся японизмом. Он был одним из первых художников, проявивших интерес к японской ксилографии. В 1856 году именно Бракмон случайно обнаружил в парижской лавке Делатра, где торговали китайским чаем и фарфором, стопки гравюр Хокусая, которые использовали в качестве обёрточной бумаги. Некоторое время он, по-видимому, ходил с этой книгой, показывая всем гравюры. С этого открытия в Париже началось увлечение «японизмами».
Феликс Бракмон (1833-1914). Лодка на берегу Сены. Дата неизвестна. Офорт, сухая игла.
31х42,1 см. (лист); 26х36 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Лодка на берегу Сены», сделанная сухой иглой, не датирована, но, вероятно, была напечатана
в начале карьеры Бракмона.
Феликс Бракмон (1833-1914). Терраса виллы Бранкас. 1876 г. Гравюра. 34,4х49,5 см. (лист);
26,3х36,3 см. (р.и.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Терраса виллы Бранкас» (1876) - еще один прекрасный, но традиционный офорт.
Феликс Бракмон (1833-1914). Пейзаж. После 1885 г. Цветная литография. 47,6 x 62,9 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Коллекция Элиши Уиттелси.
«Пейзаж» (после 1885 года) - необычная и изысканно красивая цветная литография, сделанная позднее в его карьере. Хотя его стиль вряд ли можно назвать импрессионистским, он более тесно связан с ним своими многими рисунками, которые он делал для росписей на фарфоре. Позже он поступил на работу на Севрский фарфоровый завод, а в 1870 году стал работать на Хэвиленда, производителя лиможского фарфора.
Феликс Бракмон (1833-1914). Радуга. 1892-1897 г. Офорт. 40,9 x 53,5 см.
Галерея Nicolaas Teeuwisse OHG, Берлин.
Феликс Бракмон (1833-1914). Тополя на берегу Сены. До 1885 г. Гравюра, сухая игла.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Феликс Бракмон (1833-1914). Ласточки. 1884 г. Гравюра на японской бумаге.
33.6 x 28 см. (лист); 41.9 x 32.2 см. (р.и.). Национальная галерея искусств,
Вашингтон.
Несколько изображений дизайна фарфоровой посуды и эмалей, выполненных по эскизам Феликса Бракмона:
Феликс Бракмон (1833-1914). Декор сервиза Руссо из фаянса Крей-Монтеро, 1867 г. Музей Орсэ, Париж.
Декор Бракмона для сервиза Руссо из фаянса Крель-Монтеро, представленный в 1867 году редактору Франсуа-Эжену Руссо, считается первым представлением японизма во Франции. Эжен Руссо убедился в этом и приказал изготовить двести изделий из фаянса Крей-Монтеро. Эжен Руссо сыграл ключевую роль в распространении японизма во Франции во второй половине XIX века. Традиционный по своим формам, он был поразительно новым в асимметричном расположении изображений, которые в значительной степени были переработками Бракмона японских гравюр Хиросигэ и Хокусая, а также его собственных сюжетов.
Феликс Бракмон (1833-1914). 1. Тарелка. 1875 г. Фарфор. D=22,9 см. 2. Тарелка. 1879 г. Фаянс. D=25,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Мужской сервиз Эжена Руссо из фаянса Крей-Монтеро. Париж, 1866-1875 гг.
Музей Орсэ, Париж.
Феликс Бракмон (1833-1914). Ваза из сервиза Эжена Руссо из фаянса Крей-Монтеро. Париж, 1866-1875 гг.
Музей Орсэ, Париж.
Феликс Бракмон (1833-1914). 1. Эскиз дизайна ручного зеркальца. 1900-1902 гг. Бумага, акварель, тушь, графит. Ручное зеркало. 1900 г. Золото, эмаль и слоновая кость. 32,2 x 16,1 x 1,2 см. Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Примерно в 1879 году, после продолжительного интермеццо, Феликс Бракмон возобновил свой интерес к различным техникам гравюры и подружился с Эдгаром Дега. Хотя творчество Бракемона очень разнообразно, и он также отличился как художник, его значимость проистекает главным образом из его значительных результатов в области гравюры. Он неустанно экспериментировал с новыми процессами печати и входит в число самых талантливых художников-графиков, созданных Францией во второй половине XIX века. Его выбор мотивов часто обнаруживает склонность к морализаторским и социально-критическим темам, которая уходит корнями в позитивистский взгляд на жизнь и учитывает призыв Бодлера к современности. При этом Бракмон использует сюжеты из басен Лафонтена, картин Гюстава Моро и других художников.
Феликс Бракмон (1833-1914). Влюбленный лев. Иллюстрация к басне Лафонтена
по картине Гюстава Моро. 1886 г. Офорт. 43,3x31,2 см. (лист); 34,6x26,3 см. (р.и.).
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Мужчина, который гонится за удачей, и тот,
кто ждет ее в своей постели. Иллюстрация к басне Лафонтена по картине
Гюстава Моро. 1886 г. Офорт. 47,4х32,7 см. (лист); 40,1х26,4 см. (р.и.).
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Богиня раздора. Иллюстрация к басне Лафонтена
по картине Гюстава Моро. 1886 г. Гравюра на пергаменте. 46х31,8 см. (лист);
33,8х26,7 см. (р.и.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Сон Великих Моголов. Иллюстрация к басне
Лафонтена по картине Гюстава Моро. 1886 г. Офорт. 29,5 x 19,5 см.
Частное собрание.
Феликс Бракмон (1833-1914). Царь Давид. 1886 г. Иллюстрация к басне
Лафонтена по картине Гюстава Моро. 1886 г. Офорт. 71 х 47 см.
Частное собрание.
Феликс Бракмон (1833-1914). Голова и хвост змеи (Мечта магната?).
Иллюстрация к басне Лафонтена по картине Гюстава Моро. 1886 г.
Офорт. 45х30,7 см. (лист); 37,4х26,2 см. (р.и.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Обезьяна и кошка. Иллюстрация к басне
Лафонтена по картине Гюстава Моро. 1886 г. Офорт. 42,9х28,9 см. (лист);
38,7х26,9 см. (р.и.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Осень. 1888 г. Офорт. 65,4 х 50,8 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Кролик Жанно (персонаж французских народных сказок). 1891 г.
Офорт. 33,4х48,3 см. (лист); 24,7х33,9 см. (р.и.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Драка. По картине Жана-Луи-Эрнеста Мейсонье. 1885 г. Офорт. 55 х 65 см.
Музей изобразительных искусств Сан-Франциско, Калифорния, США.
Феликс Бракмон (1833-1914). Франсуа Антуан де Буасси д'Англа председательствует на съезде первого прериаля III года. По картине Эжена Делакруа. 1862-1885 гг. Офорт. 41,4x51,4 см. (лист); 45,1x58,4 см. (р.и.). Одноименная картина Делакруа была написана в 1831 году и находится в Музее изящных искусств Бордо, Франция.
Картина изображает знаменитый эпизод Французской революции. В 1795 году толпа ворвалась на заседание Национального конвента, выборного собрания, образованного после падения монархии. Делакруа изобразил кульминационный момент после того, как повстанцы убили депутата Жана Феро, чья отрубленная голова преподносится на пике президенту Буасси д'Англасу. Сцена представлена в виде большой волны, выполненной в красном, черном и белом цветах. Толпа устремляется к д'Англасу, который преклоняется перед головой и представляет единственную точку спокойствия над хаосом.
Эжен Делакруа (1798-1863). Франсуа Антуан де Буасси д'Англас приветствует голову убитого депутата
Жана Феро в Конвенте. 1831 г. Холст, масло. 79 х 104 см. Музей изящных искусств, Бордо, Франция.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет художника Теодора Шассерио (1819-1856).
1893 г. Гравюра. 32х19,8 см. (лист); 14,5х10,5 см. (р.и.).
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Женская голова, современная гравюра. 1897-1899 гг.
Размер 40,8 х 30,6 см. Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Феликс Бракмон (1833-1914). Море. 1905 г. Офсет. 43×29,8 см. (лист);
39,4×27,8 см. (р.и.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет французского писателя Леона Кладеля
(1834–1892). 1883 г. Офсет. 35 х 26 см. Нью-Йоркская публичная библиотека.
Леон Кладель (1835-1892), как и Бракмон. был скромного происхождения. Родом из Керси, он вместе с Флобером и Золя принадлежал к небольшому кругу художников и писателей-реалистов, которые часто общались с Эдмоном де Гонкуром.
Феликс Бракмон (1833-1914), б. атрибуция. Портрет Фердинанда Лессепса.
Офсет. 53,5 x 36 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Виконт Фердинанд Мари де Лессепс (1850-1914) - Французский дипломат и предприниматель, организатор и руководитель строительства Суэцкого и Панамского каналов. Последнее предприятие закончилось крахом, и Лессепс попал под суд.
Феликс Бракмон. Дата репродукции неизвестна.
Феликс Бракмон оказал большое влияние на художников своего времени. Так, его книга о рисунке и цвете, изданная в 1885 году, сыграла большую роль в творчестве Винсента Ван Гога. Бракемон был принят в орден Почетного легиона в 1882 году и продолжил выставляться с группой «XX» в Брюсселе в 1885 году. В 1889 году он был награжден орденом Почетного легиона. В 1900 году Феликс Бракмон получил гран-при за свою импрессионистскую графику. При этом за всю свою жизнь Бракмон написал лишь небольшое количество картин маслом и акварелью.
Феликс Бракмон (1833-1914). Обложка иллюстрированного журнала «Фигаро».
Париж, 1884 г.
Феликс Бракмон (1833-1914). Винный сервис (Le service du vin) по роману Франсуа Рабле
«Гаргантюа из Пантагрюэля». 1868 г. Бумага, акварель, гуашь, графит. 38,4х50,8 см. (лист);
21,9х34,9 см. (р.и.). Бирмингемский художественный музей, штат Алабама, США.
Феликс Бракмон (1833-1914). Толпа на мосту Александра III во время Всемирной выставки 1900 года.
Бумага, акварель. 15,5 х 24 см. Частное собрание.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет доктора Горация де Монтегро. 1860 г.
Желтовато-коричневая бумага, пастель. 59 х 44,7 см. Музей Орсэ, Париж.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет мадам Калмас. 1863 г.
Бумага, пастель. 46 х 35 см. Частное собрание.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет мадам Поль Мерис, урожденной Пальмиры
Грейнджер.1866 г. Холст, масло. 126 х 100 см. Национальный музей замка Компьен,
Франция. Депозит в Музее Орсэ.
Критик Раппард-Бун упоминает, что Бракмон получил свою первую и единственную медаль за эту работу.
Феликс Бракмон (1833-1914). Портрет Мари Шейкевич. 1905 г.
Бумага, пастель. 53 х 44 см. Частное собрание.
Феликс Бракмон (1833-1914). Женский портрет. Холст, масло. 211 x 136 см.
Частное собрание.
Феликс Бракмон (1833-1914). Купальщица. 1900 г. Бумага, тушь, черный мел, уголь.
59 х 44 см. Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Феликс Бракмон (1833-1914). 1911 Игра (Jeux). 1911 г. Бумага, пастель. 64 х 53 см.
Частное собрание.
Феликс Бракмон (1833-1914). Обнаженная под синей лампой. 1912 г. Холст, масло. 121 х 178,5 см.
Частное собрание.
Мари Бракмон-Криворон. Фотография 1886 г.
К сожалению, Феликс Бракмон сыграл другую роль в импрессионизме, в подавлении одной из очень немногих женщин-художниц в этом движении, Мари Бракмон (1840-1916). Урожденная Мари Анна Каролина Квиворон, ее первая картина была принята в Салон в 1857 году, вскоре она стала ученицей Жана Энгра и в то время была одной из самых многообещающих молодых женщин-живописцев во Франции. Бракмон женился 5 августа 1869 года в Париже на Мари Киворон, художнице-импрессионистке, ставшей известной как Мари Бракемон.
Жена Феликса - художница Мари Бракмон (1840-1916)
Мари Квиворон познакомилась с Феликсом Бракемоном в 1867 году, когда копировала старых мастеров в Лувре, и они поженились в 1869 году. Поначалу казалось, что их отношения способствуют процветанию их искусства, и пара вместе работала в студии Хэвиленда, где он был художественным руководителем. Они общались с представителями движения импрессионистов, и примерно в 1887 году ее живопись начала трансформироваться под их влиянием.
Хотя Бракмон поддерживал ее живопись, ему не нравился выбор ее наставников Клода Моне и Эдгара Дега, и он неоднократно нападал на ее импрессионистские работы. Это вызывает глубокое недоумение, учитывая его длительную дружбу с импрессионистами и социальную вовлеченность пары в их общение. https://tanjand.livejournal.com/2893294.html
Мари Бракмон (1841-1916). Под лампой. 1887 г. Холст, масло. 68,6 х 113 см. Частное собрание.
Например, «Под лампой», написанная Мари Бракмон в 1887 году, изображает Альфреда Сислея и его жену, обедающих в доме Бракмонов в Севре, и является выдающейся импрессионистской картиной маслом. Мари Бракмон участвовала в четвертой выставке импрессионистов в 1878 году и пятой выставке в 1880 году, но окончательно отказалась от живописи примерно после 1890 года из-за постоянных нападок мужа на ее работы. Его главным возражением, по-видимому, был ее выбор наставников в лице Клода Моне и Эдгара Дега, но, возможно, здесь было и более глубокое женоненавистничество.
Мари Бракмон (1841-1916). Портрет Феликса Бракмона в студии. 1886 г.
Холст, масло. 54 х 46 см. Частное собрание.
Феликс Бракмон умер в Севре 27 октября 1914 года в возрасте 81 года.
Jean Paul Bouillon (Author). Felix Bracquemond: Le Realisme Absolu. Oeuvre Grave, 1849-1859 Catalogue Raisonne. Publisher: Skira, Geneve, Switzerland, 1987. - 232 р. На обложке «Автопортрет аквафортиста», 1853. Бумага, пастель. 93 х 68 см. Художественный музей Гарвардского ун-та, Кембридж. Интересен перевод заглавия книги «Абсолютный реализм. Могила творчества» (Le Realisme Absolute. Oeuvre Grave)