Арман Гийомен (1841-1927). Портрет художника (Автопортрет). 1875 г.
Холст, масло. 73 x 60 см. Музей Орсэ, Париж.
Борьба французских художников-импрессионистов за свое признание была тяжелой и долгой, и для некоторых, включая Поля Сезанна и Альфреда Сислея, продолжалась и после их смерти. Среди тех, кто все еще остается вне канона, - Жан-Батист Арман Гийомен (1841-1927), который выставлялся на Первой выставке импрессионистов и шести последующих выставках (кроме второй в 1876 году) и писал в компании с Камилем Писсарро и Полем Сезанном. Арман Гийомен не так известен широкой публике, как Моне, Ренуар или Дега, но его творческое наследие не менее замечательно и по-своему не менее шедеврально. Оно по праву должно занимать свое место в пантеоне изобразительного искусства.
Эдуард Манэ (1832-1883). Художник Арман Гийомен верхом на лошади. 1870 г. Холст, масло. 88 х 116 см.
Частное собрание, Дирборн, штат Мичиган, США.
История Гийомена поразительно похожа на истории более известных художников. Жан-Батист Арман Гийомен (фр. Jean-Baptiste Armand Guillaumin) родился в Париже 16 февраля 1841 года. В конце того же года семья Армана покинула Париж и переехала в Мулен. В 1856 году Арман в возрасте 16 лет он вновь вернулся в Париж и начал посещать занятия по рисованию в муниципальной школе, которые вёл скульптор Кэйлуэ.
В 1860 году Гийомен стал работать в железнодорожной компании «Париж-Орлеан».
К 1861 году, когда ему исполнилось двадцать, он начал посещать Академию Сюиса, которой тогда руководил художник Этьенн Проспер Кребассол (1806-1883), где он подружился с сокурсниками Камилем Писсарро и Полем Сезанном. Он также научился делать гравюры, хотя большинство из них сейчас, похоже, утрачены.
Арман Гийомен (1841-1927). Натюрморт с запеканкой в горшке (Still Life with Casserole). 1867 г.
Холст, масло. Частное собрание.
В 1863 году Анри Гийомен дебютировал в знаменитой выставке «Салоне отверженных». В этом году Наполеон III издал знаменитый указ об альтернативных выставках для картин, отвергнутых официальным Салоном. Гийомен выставлялся в отличной компании, вместе с Эдуардом Манэ (который, кстати, написал портрет Гийомена), Камилем Писсарро, Полем Сезанном и другими художниками, создавшими в скором времени одно из самых значимых направлений в искусстве – импрессионизм. Правда, в отличие от вышеназванных живописцев, Гийомен свои картины выставил инкогнито.
Арман Гийомен (1841-1927). Сена. 1867-1868 гг. Холст, масло. 26 × 50 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Сена» (1867) является типичным ранним мотивом, с видом на реку Сену в Париже, и одна из редких картин Гийомена в наших музеях. Она демонстрирует необычно раннюю грубую фактуру и яркие цвета, учитывая, что она была написана за два года до знаменитых видов Клода Моне в Ла Гренуйере (Лягушатнике).
Арман Гийомен (1841-1927). Ложбина в снегу. 1869 г. Холст, масло. 66 x 55 см.
Музей Орсэ, Париж.
В то время, когда Писсарро, Моне и Ренуар начинали исследовать резкие формы и тонкие цвета снежных сцен,
Гийомен написал картину «Ложбина в снегу» (1869).
Арман Гийомен (1841-1927). Пейзаж. 1870 г. Холст, масло. Размеры неизвестны. Частное собрание, Париж.
Гийомен с самого начала отличался тем, что использовал в своих картинах очень насыщенные цвета, как
показано здесь в его «Пейзаже» (около 1870 года).
Арман Гийомен (1841-1927). Вид на Сену, Париж. 1871 г. Холст, масло. 181,3 x 126,4 см.
Музей изящных искусств, Хьюстон, Техас.
Этот «Вид на Сену, Париж» (1871) явно писался в студии в течение более длительного периода и выглядит
необычайно хорошо законченным и детализированным.
Арман Гийомен (1841-1927). Пейзаж в Иль-де-Франс. 1871 г. Холст, масло. 73,3 x 59,7 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 1970 г. Лот продан за $85.000 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). Железнодорожный мост через реку Марну в Жуанвиле. 1871-1875 гг.
Холст, масло. 58,7 x 72,1 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Арман Гийомен (1841-1927). Натюрморт. 1872 г. Холст, масло. 32,5 x 46 см. Музей д’Орсэ, Париж.
Арман Гийомен (1841-1927). Натюрморт с книгой и синей коробкой с перчатками. 1873 г.
Холст, масло. 46 x 55 см. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Сена. 1873 г. Холст, масло. 64,5 x 80,7 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2002 г.
Лот продан за $158.000 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). Окрестности Парижа. 1873-1875 гг. Холст, масло. 60,8 x 100,2 см.
Бирмингемский музейный фонд, Англия.
Арман Гийомен (1841-1927). Железнодорожная платформа станции, эффект снега. 1873 г.
Холст, масло. 50,5 х 61,2 см. Музей Орсэ, Париж.
Арман Гийомен (1841-1927). Улица Кламар в Ванве. 1873 г. Холст, масло. 50,7 x 61,5 см.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Прачки. До 1927 г. Холст, масло. Музей изящных искусств Каркассона,
Франция.
Арман Гийомен (1841-1927). Окраины Парижа. 1873 г. Холст, масло. 116 x 90 см.
Национальная галерея Австралии, Канберра.
Арман Гийомен (1841-1927). Автопортрет. 1872 г. Кремовая бумага на картоне, пастель.
37,8 x 31,9 см. Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Чтобы поддержать свои занятия живописи, Гийомен работал на муниципальные службы Парижа, иногда копая канавы по три ночи в неделю и рисуя столько, сколько мог днем. Он оставался глубоко бедным до конца жизни. В 1868 году он оставил свою службу и рисовал жалюзи, как это делали Ренуар и Писсарро в разное время своей карьеры, но вернулся к муниципальной работе в 1872 году. В том же году он писал картины близ Понтуаза в компании с Писсарро и Сезанном.
Арман Гийомен принимал участие почти во всех выставках импрессионистов (кроме второй выставки в 1876 году).
На Первой выставке импрессионистов он показал только три картины - три пейзажа, из которых одна сохранилась
в Музее Орсэ:
Вечер,
Дождливая погода,
Закат в Иври.
Арман Гийомен (1841-1927). Закат в Иври. 1873 г. Холст, масло. 65 х 81 см. Музей Орсэ, Париж.
Вероятно, его самая известная на сегодняшний день картина «Закат в Иври» (1873) была куплена доктором Гаше, большим другом и покровителем импрессионистов, который заботился о Винсенте ван Гоге в последние месяцы его жизни. Она была одолжена Гаше для Первой выставки импрессионистов и является одной из сорока восьми его работ, которые сейчас находятся в Музее Орсе. Она, должно быть, входит в число главных импрессионистских картин заката.
Арман Гийомен (1841-1927). Акведук на железнодорожном переезде в Аркуэйле. 1874 г.
Холст, масло. 51,5 x 65 см. Институт искусств Чикаго, США.
Арман Гийомен (1841-1927). Пейзаж, Иль-де-Франс. 1874 г. Холст, масло. 38,3 x 46,3 см.
Аукцион Koller Auktionen AG, Цюрих, 2013 г.
Арман Гийомен (1841-1927). Пейзаж в Иль-де-Франс. 1875 г. Холст, масло. 65,1 x 81 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2021 г. Лот продан за $43.750 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). Сена в Шарантоне (ранее «Рассвет»). 1874 г. Холст, масло. 53,3 x 63,5 см.
Художественный музей Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния.
Позже в том же году Арман Гийомен написал картину «Сена в Шарантоне» (1874), еще один из его городских видов на реку.
Возможно, именно Первая выставка импрессионистов позволила в полной мере оценить масштаб дарования Гийомена, и почувствовать, чем, собственно, была его живопись в контексте импрессионизма.
Будучи связан службой с городом, Гийомен писал, в основном, окрестности, пригороды Парижа, виды Сены, Уазы, Эссона и промышленные пейзажи.
Арман Гийомен (1841-1927). На берегу реки Бьевр. 1875 г. Холст, масло. 59,5 х 73 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2011 г. Эстимейт $50.000 – 70.000 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). Мост Луи-Филиппа в Париже. 1875 г. Холст, масло. 45,8 x 60,5 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Арман Гийомен (1841-1927). Сена в Шарантоне. 1875 г. Холст, масло. 50 х 60,4 см. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Снег. 1876 г. Холст, масло. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Тропинка в лесу. 1875 г. Холст, масло. 56 х 46 см.
Музей Ботеро, Богота, Колумбия.
Арман Гийомен (1841-1927). Осенний пейзаж. 1876 г. Холст, масло. 180 х 123 см.
Национальный музей искусства, Осло, Норвегия.
Поль Сезанн (1839-1906). Портрет Армана Гийомена. 1873 г.
Гравюра. 15,2 х 10,5 см. Частное собрание.
В 1866 году, захваченный живописной страстью, Арман Гийомен оставляет работу. Так жаль было проводить дни в конторе, когда хотелось солнечными днями рисовать на пленэре, копировать великих в Лувре, окунуться в жизнь художественной богемы с головой! Он столкнулся с оказавшейся весьма жестокой реальностью. Денег не было совсем, приходилось браться за любую работу. Чаще всего он расписывал шторы. В тот момент удача еще не благоволила Гийомену, потому что, к примеру, Огюст Ренуар росписью штор и керамических тарелок зарабатывал немыслимые деньги. Гийомену же едва хватало на самое бедное пропитание. В 1872 году художнику пришлось устроиться на постоянную работу в парижское Управление дорожного строительства. Большим плюсом для него была возможность работать в управлении по ночам. «Днём он занимается живописью, а вечером своим канавокопанием, что за мужество!», – восхищался упорством товарища Камиль Писсарро.
Арман Гийомен (1841-1927). Обнаженная женщина на диване. 1877 г. Холст, масло. 49 x 65 см.
Музей Орсэ, Париж.
Арман Гийомен (1841-1927). Дом на повороте у дороги. 1877 г. Холст, масло. 46,5 х 55,5 см.
Галерея Хелен Бейли, Париж-Женева.
Арман Гийомен (1841-1927). Порт-сюр-Уаза в Компьене (Port Sur L'Oise A Compiegne). 1877 г.
Холст, масло. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Порт в Шарантоне, Иль-де-Франс. 1877 г.
Арман Гийомен (1841-1927). Доктор Мартинес в мастерской художника. 1878 г.
Холст, масло. 89,5 х 74,2 см. Аукцион Sotheby's, Нью-Йорк, 2017 г.
Арман Гийомен (1841-1927). Прогулка в Робинсоне-ле-Плесси. 1878 г. Холст, масло. 51,1 x 61,4 см.
Художественный музей Пола, Хаконэ, Япония.
Арман Гийомен (1841-1927). Вид на Собор Парижской Богоматери с набережной Сены. 1878 г.
Холст, масло. 24 x 32,5 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2017 г. Лот продан за $37.500 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). Сена в Шаратоне. 1878 г. Холст, масло. Музей Орсэ, Париж.
Арман Гийомен (1841-1927). Мост Мари, набережная Сюлли. 1878 г. Холст, масло. Частное собрание.
«Мост Мари, набережная Сюлли» (1878) возвращает художника к своему стилю с очень высокой цветопередачей,
показывая ряд лошадей и повозок, стоящих в очереди для погрузки земли во время работ на набережной в Париже.
Арман Гийомен (1841-1927). В саду. 1880 г. Холст, масло. 50 х 61,5 см.
Национальный музей искусства, Осло, Норвегия.
Арман Гийомен (1841-1927). Портрет молодой женщины. 1875 г.
Бумага, пастель. 37 х 29 см.
Арман Гийомен (1841-1927). Женский портрет М.А. 1880 г. Холст, масло. 60 x 50 см.
Арман Гийомен (1841-1927). Школьник. 1880 г. Холст, масло. 55,2 x 44,5 см.
Институт искусств Детройта, США.
Арман Гийомен (1841-1927). Берег (Набережная Берси, Париж). 1881 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Париж, мост Мари. 1882 г. Холст, масло. 59,7 х 83,5 см.
Арман Гийомен (1841-1927). Пристань в Руане. 1882 г. Холст, масло. 46,4 x 61 см. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Пришвартованные корабли на канале. 1880-е гг.
Арман Гийомен (1841-1927). Автопортрет. 1872-1874 гг. Холст, масло. 45,4 x 37,5 см.
Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
Арман Гийомен (1841-1927). Собор Парижской Богоматери. 1889 г. Холст, масло. 59,5 × 82 см.
Национальный музей изящных искусств, Рио-де-Жанейро, Бразилия.
«Собор Парижской Богоматери», вероятно, был написан Гийоменом в его зрелый период, и на нем
изображен знакомый вид.
Арман Гийомен (1841-1927). Площадь генерала Вальхубера. 1889 г. Холст, масло. 64,5 х 81 см.
Музей Орсэ, Париж.
«Площадь генерала Вальхубера» (1889) - один из лучших видов на реку Гийомена. Это место находится дальше вверх по течению от Собора Парижской Богоматери, у вокзала Аустерлиц, и зимой его можно увидеть в теплом свете сумерек.
Арман Гийомен (1841-1927). Мадам Гийомен за чтением. 1882-1883 гг.
Холст, масло. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Вязальщица снопов, Дамьетт (Damiette). 1884 г. Холст, масло.
Пти-Пале, Музей изящных искусств, Париж.
Арман Гийомен (1841-1927). Вид на мост Мари с набережной Анжу. 1883 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Пейзаж в Эпине-сюр-Орж. Около 1884 г. Холст, масло. 58,4 х 71,1 см.
Частное собрание.
Пейзаж в Эпине-сюр-Орж, сделанный Гийоменом примерно в 1884 году, знаменует собой еще один важный момент, показывающий богатые краски этой деревни к югу от Парижа, ныне поглощенной разросшимися пригородами города. Он нарисовал несколько видов вокруг этой области, большинство из которых сопоставимы по своему качеству.
Арман Гийомен (1841-1927). Пейзаж в Иль-де-Франс. Этюд. 1885 г. Холст, масло. 21 х 32 см.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Le chemin de halage в Шаратоне, Иль-де-Франс. 1885 г.
Холст, масло. 46 x 55 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 50.000 фунтов.
Арман Гийомен (1841-1927). Дорога в Дамьетт. 1885 г. Холст, масло. 65 x 81 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Арман Гийомен (1841-1927). Пейзаж в Иль-де-Франс. 1885 г. Холст, масло. 45,9 x 55 см.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Сена в Шарантоне. 1885 г. Холст, масло. 30,5 х 48,2 см.
Фонд Бемберга, Тулуза, Франция.
Арман Гийомен (1841-1927). Маленькие воришки. 1885 г. Холст, масло. 73 х 93 см.
Пти-Пале, Музей изящных искусств, Париж.
Арман Гийомен (1841-1927). Мадам Гийомен. 1885 г. Холст, масло. 65,4 х 54,6 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2007 г. Эстимейт $120.000 – 180.000 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). Мадам Гийомен на рыбалке. 1885 г. Холст, масло. 61 х 50,2 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2009 г. Эстимейт $60.000 – 80.000 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). Рыболовы. 1885 г. Холст, масло. 81 x 66 см.
Музей Орсэ, Париж.
Арман Гийомен (1841-1927). Портрет итальянской натурщицы. 1885 г.
Холст, масло. 81 x 65 см. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Портрет молодой девушки. 1886-1889 г.
Холст, масло. 65 x 54 см. Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.
Арман Гийомен (1841-1927). Автопортрет с мольбертом. 1878 г. Холст, масло.
Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.
Арман Гийомен пропустил только Вторую выставку импрессионистов в 1876 году, на всех остальных выставлялся. И, пожалуй, он первым из импрессионистической плеяды заинтересовался неоимпрессионистами. Есть легенда, что Гийомен заприметил Поля Синьяка с мольбертом на набережной Сены, ему понравилось то, что он увидел на мольберте, остановился, разговорились… Неоимпрессионизм оказал влияние на его палитру, мазок, хотя верным последователем этого течения Гийомен не стал. Кстати, на его картине «Берег» (1881) процитирована дама со знаменитого «Воскресного дня на острове Гранд-Жатт» Сёра. Впрочем, самым верным последователем неоимпрессионизма был разве что сам Жорж Сёра, но влияние неоимпрессионизм оказал на импрессионистов, фовистов, абстракционистов, кубистов… Знакомство с Ван Гогом тоже повлияло на формирование таланта Гийомена: палитра его стала светлее и ярче.
Арман Гийомен (1841-1927). Вид на мост Сюлли, Париж. 1886 г. Холст, масло. 72 x 91,5 см.
Аукцион KOLLER Auktionen AG, Цюрих, 2008 г. Лот продан за 174.000 швейц. франков.
Арман Гийомен (1841-1927). Женщина за вязанием в цветочном саду. 1888 г. Холст, масло. 72 × 92 см.
Аукцион KOLLER Auktionen AG, Цюрих, 2020 г.
Арман Гийомен (1841-1927). Портрет жены художника. 1888 г. Холст, масло.
45,7 х 38,8 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2011 г. Эстимейт $30.000 – 40.000 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). Портрет мадам Гийомен. 1888 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Иль-де-Франс. 1888 г. Холст, масло. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Деревня в Иль-де-Франс. 1888 г. Холст, масло. 54,3 х 65,3 см.
Музей Сумайя Плаза Корсо, Мехико, Мексика.
Арман Гийомен (1841-1927). Дамьетт, закат. 1888 г. Холст, масло. 73 x 100 см. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Набережная Сен-Бернар, Париж. 1888 г. Холст, масло. 60,3 х 73 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2013 г. Эстимейт $80.000 – 120.000 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). Яблони в цвету. 1888 г. Холст, масло. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Прохожие в Париже зимой. 1888 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Портрет Камиля Писсарро. 1868 г.
Холст, масло. 45,5 х 37,8 см. Музей Орсэ, Париж.
Арман Гийомен подружился с Полем Синьяком в 1884 году, и некоторое время Гийомен наставлял Синьяка, когда тот начинал рисовать на пленэре. В результате Гийомен присоединился к группе Синьяка и выставлялся с ними в декабре 1884 года вместе с Сёра, Одилоном Редоном и Шуффенекером. Следующей весной Гийомен познакомил Писсарро с Синьяком в своей студии, что привело к тому, что Синьяк познакомил Писсарро с Жоржем Сёра, установив таким образом дружеские отношения, которые привели к неоимпрессионистскому периоду Писсарро.
Когда Винсент Ван Гог жил в Париже в 1886-1888 годах, он тоже подружился с Гийомоном, который в то время жил в бывшей студии Шарля-Франсуа Добиньи.
Арман Гийомен (1841-1927). Каменотёс. 1890 г. Холст, масло. 59,3 x 73 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2006 г. Лот продан за GBP 42.000 фунтов.
Арман Гийомен (1841-1927). Мадам Гийомен в саду. 1890 г. Холст, масло. 80 x 63 см.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Мадам Гийомен за шитьем. 1890 г. Холст, масло. 65 x 59,2 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2021 г. Лот продан за $30.000 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). Портрет мадам Гийомен. 1890 г.
Бумага на холсте, масло. 71 х 54 см. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Молодая женщина в синей накидке и с шарфом. 1890 г.
Холст, масло. 41,3 x 33 см. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Портрет мадам Гийомен. 1890 г.
Бумага на картоне, пастель. 61 х 45,7 см. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Речной пейзаж. 1890 г. Холст, масло. 65,5 x 81,7 см.
Музей Израиля, Иерусалим.
«Речной пейзаж» (1890) - это еще один взгляд Гийомена на шумную жизнь вдоль реки Сены в Париже,
на этот раз с группой рыболовов и двумя яхтами под парусами.
Арман Гийомен (1841-1927). Прогулка по берегу реки Орж (Orge). 1889 г. Холст, масло. 65 x 81 см.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Пейзаж в Дамьетте. 1890 г. Холст, масло. 46,4 x 55,3 см.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Берега Оржа в Эпине, Иль-де-Франс. 1889 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Место слияния рек Сены и Марны в Иври. 1889 г. Холст, масло. 38,2 x 46,2 см.
Аукцион Christie’s, Париж, 2021 г. Лот продан за EUR 40.000 евро.
Арман Гийомен (1841-1927). Стога сена. 1891 г. Холст, масло. Пти-Пале, Музей изящных искусств,
Женева.
Арман Гийомен (1841-1927). Автопортрет. 1888 г. Холст, масло. 45,3 x 37,4 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2017 г. Лот продан за $68.750 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). Плато Бромон в Понтжибо (Пюи-де-Дом). 1890 г. Холст, масло. 46,4 x 55,3 cm.
Частное собрание.
Позже Гийомен перенес свои яркие краски в отдаленную сельскую местность, над которой возвышается древний вулкан Пюи-де-Дом, в Центральном массиве на юге центральной Франции. «Плато Бромон в Понтжибо (Пюи-де-Дом)» (1890) - одна из лучших его картин из этой местности.
В начале 1890-х годов в художественном стиле Гийомена появляется экспрессия и динамика, абсолютно неприемлемые для импрессионизма. Краски на его картинах приобретают более насыщенные и яркие оттенки, предвозвещая наступление фовизма в творчестве художника.
Арман Гийомен (1841-1927). Мадам Гийомен и ее дочери. 1892 г. Холст, масло. 65,6 x 81 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2012 г. Лот продан за GBP 25.000 фунтов.
Арман Гийомен (1841-1927). Чтение. 1890-1900 гг. Холст, масло. 60 x 73 см.
Аукцион Koller AG, Цюрих, 2018 г.
Арман Гийомен (1841-1927). Набережная Берси, Париж. 1891 г. Холст, масло.
Арман Гийомен (1841-1927). Лошади на берегу с песком в Иври. 1891 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Море в Пойнт де ла Пьер, Сент-Палас. 1892 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). В окрестностях Руана. 1892 г. Холст, масло. 50,5 x 64,9 см
Аукцион Sotheby's, Париж, 2019 г.
Арман Гийомен (1841-1927). Крозан, первый снег. 1893 г. Холст, масло. 54 x 65 см.
Аукцион Koller AG, Цюрих, 2013 г.
Арман Гийомен (1841-1927). Набережная в снегу. 1893 г. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк,
Уильямстаун, штат Массачусетс, США.
Арман Гийомен (1841-1927). Яблони в Дамьетте. 1893 г. Холст, масло. 73,6 х 93 см.
Художественная Галерея Абердина, Шотландия.
Арман Гийомен (1841-1927). Пейзаж у подножия вулкана Пюи де Дом. Дата неизвестна.
Холст, масло. 43 х 55 см. Частное собрание.
«Пейзаж у Пюи-де-Дом» (без даты), вероятно, относится к тому же периоду, но сильно отличается
по отношению к местной сельской местности.
Поль Полен (1852-1937). Бюст Армана Гийомена. 1902 г.
Бронза. Музей Орсэ, Париж.
Проведя большую часть своей жизни в бедности, работая и пытаясь найти время для рисования, в 1891 году Гийомен выиграл в лотерею сто тысяч франков, чтобы наконец обеспечить себе финансовую безопасность. Однако к этому времени он потерял контакт со своими друзьями-импрессионистами, и обычно считается, что его картины стали слабыми и утратили свою прежнюю привлекательность. Однако его творчество значительно возросло, и большинство его сохранившихся работ относятся к этому позднему периоду.
Арман Гийомен (1841-1927). Аге, замок и Сигнальная башня. 1894 г. Холст, масло. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Ущелье безумия, Крозан. 1894 г. Холст, масло.
Пти-Пале, Музей изящных искусств, Париж.
Арман Гийомен (1841-1927). Деревушка Пешадуар (Le hameau de Peschadoires).
1895 г. Холст, масло. 82 x 65 см. Музей изящных искусств, Ренн, Франция.
Депозит в Музей Орсэ, Париж.
Арман Гийомен (1841-1927). Аге, на мысе Лонг. 1895 г. Холст, масло. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Высокий мост в Шассу. 1895 г. Холст, масло. 45 x 55 см.
Аукцион Koller AG, Цюрих, 2016 г.
Арман Гийомен (1841-1927). Пристань. 1895 г. Холст, масло. 52,5 x 63,5 см.
Национальный фонд Шотландии, замок Броди.
Арман Гийомен (1841-1927). Деревня Сен-Жюльен в ущелье Алье. 1895 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Автопортрет. Около 1890-1895 гг. Холст, масло.
40,6 x 32,4 см. Художественный музей Охара, Курасики, Япония.
Написанный примерно в то время, когда он наконец достиг финансовой безопасности,
его «Автопортрет» (около 1890-1895) почти так же красочен, как и его пейзажи.
Арман Гийомен (1841-1927). Мадам Гийомен пишет письмо. 1894 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Мадам Гийомен и дочь Маргорита.1894 г.
Холст, масло. 78,1 x 62,2 см. Аукцион Cyristie’s, Нью-Йорк, 2011 г.
Лот продан за $50.000 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). За городом. 1895 г. Холст, масло. Частное собрание.
Пол Авиланд (1880-1950). Фотопортрет Армана Гийомена. 1917 г.
Автохром. 17,8 х 12,5 см. Музей Орсэ, Париж.
Арман Гийомен (1841-1927). Снежный пейзаж в Крозане. Около 1895 г. Холст, масло. 60 x 73 см.
Музей современного искусства имени Андре Мальро, Гавр, Франция.
Хотя многие из его более поздних картин более слабые, некоторые, в том числе этот «Снежный пейзаж в Крозане», написанный примерно в 1895 году, все еще хорошо написан и завершен. Это наводит на мысль о скромности, даже неуверенности Гийомена, которая, возможно, способствовала его раннему непризнанию.
Арман Гийомен (1841-1927). Портрет мадам Гийомен. 1898 г.
Холст, масло. Музей Пти-Пале, Женева.
Арман Гийомен (1841-1927). Пейзаж с руинами. 1897 г. Холст, масло. 79 × 93 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Арман Гийомен (1841-1927). Море в Сен-Пале. 1898 г. Холст, масло. 60 x 72 см.
Аукцион Koller AG, Цюрих, 2014 г.
Арман Гийомен (1841-1927). Снег в Крозане. 1898 г. Холст, масло. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Река Сена в Самуа. 1898 г. Холст, масло. 61 x 50 см.
Аукцион Koller AG, Цюрих, 2017 г.
Арман Гийомен (1841-1927). Мельница Бушардон, Крозан. Около 1898 г. Холст, масло, 65,1 x 81 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Коллекция Роберта Лемана.
Арман Гийомен также исследовал новые мотивы, и его стиль продолжал развиваться, как показано в его работе «Мельница Бушардона, Крозан» (около 1898 года), которая выглядит явно постимпрессионистской. К сожалению, такие картины не были «открыты» такими, как английский критик Фрай, и не рекламировались арт-дилерами или галереями.
Арман Гийомен. Фотография 1917 г. Музей Орсэ, Париж.
Арман Гийомен (1841-1927). Мадам Гийомен и сын Андре. 1899 г.
Арман Гийомен (1841-1927). Мадемуазель Гийомен. 1901 г.
Холст, масло. 73,5 x 60,5 см. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Церковь Сен-Сюльпис в Париже. 1900 г. Холст, масло.
73 x 60 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2014 г. Лот продан за $77.500 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). Селение Пончарра, курьер. 1901 г.
Холст, масло. 81 × 65,3 см. Аукцион Koller AG, Цюрих, 02.12.2022 г.
Арман Гийомен (1841-1927). Река Седель. 1900 г. Холст, масло. 24,5 x 18,5 см.
Аукцион Koller AG, Цюрих, 2017 г.
Арман Гийомен (1841-1927). Море-сюр-Луан. 1902 г. Холст, масло. 60 x 73 см.
Галерея ТЕЙТ, Лондон.
Арман Гийомен (1841-1927). Море-сюр-Луан, июль 1892 г. Холст. масло. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Мадам Гийомен с дочерью Мадлен на рыбалке. 1903 г.
Бумага, пастель. 49 x 60 см.
Арман Гийомен (1841-1927). Мельницы в Голландии. 1904 г. Холст, масло. 60,3 x 73,3 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2019 г. Лот продан за $37.500 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). Мельницы в Голландии. 1904 г. Холст, масло. 65,1 x 81,3 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2002 г. Лот продан за $89.625 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). Натюрморт. 1905 г. Холст, масло. 38 x 46 см. Аукцион Koller AG, Цюрих, 2017 г.
В конце своей карьеры Арман Гийомен, наконец, добился известности, проведя серию персональных выставок в галереях крупных дилеров в период с 1895 по 1908 год. Гийомен, по-видимому, перестал рисовать в начале двадцатого века.
Арман Гийомен скончался в Париже 26 июня 1927 года на 86-м году жизни: из участников Первой выставки импрессионистов он умер последним.
Арман Гийомен (1841-1927). Мадемуазель Гийомен, дочь художника за шитьем. 1903 г.
Холст, масло. 50,8 x 61,8 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2012 г. Лот продан за $74.500 дол.
Арман Гийомен (1841-1927). Мадемуазель Гийомен за чтением. 1907 г.
Холст, масло. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Молодая девушка за пианино. 1910 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Портрет читающей дочери Маргариты Гийомен. 1914 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Мадам Гийомен в саду. Бумага, пастель. 36,5 x 49,5 см.
Художественный музей Авиньона, Франция.
Арман Гийомен (1841-1927). Пейзаж в Крезе. 1910 г. Холст, масло. 65,4 x 81 см. Частное собрание.
Арман Гийомен (1841-1927). Провинциальный сад. 1920 г. Холст, масло.
Институт искусств Миннеаполиса, штат Миннесота, США.
Арман Гийомен. Последняя фотография.
В его последнем каталоге raisonné, составленном Серре и Фабиани (1971), перечислены 847 его картин. Критическое мнение о его работах, по-видимому, основано главным образом на его слабостях, а не на сильных сторонах, и не отдает должное ни его значимости в движении импрессионистов, ни его лучшим картинам. Его новаторство, важность и множество великих картин следует отмечать наряду с Писсарро, Моне и Сислеем.
ИСТОЧНИКИ
Оскар Рейтерсверд. Импрессионисты перед публикой и критикой. Перевод со швед.
Ф. Шаргородской. Предисловие Б. Зернова. Москва, Издательство «Искусство», 1974 г.
– 300 стр., илл.