Еще раз о лицемерии Соединенных Штатов. На этот раз в культуре и искусстве. В 1945 году они совместно с германскими нацистами грабили европейское искусство. А теперь спустя почти 80 лет под прикртием некоей декларации Вашингтонской конференции, якобы, возвращают награбленные картины, скульптуры и мейсонский фарор законным владельцам. Что же они так долго думали? А не сразу возвратили награбленное. Вот почитайте, как они прикрывются фиговым листом. Цитирую статью:
ВОЗВРАЩЕНИЕ УТРАЧЕННОЙ ИСТОРИИ: 25 ЛЕТ ВАШИНГТОНСКИХ ПРИНЦИПОВ В ОТНОШЕНИИ
КОНФИСКОВАННОГО НАЦИСТАМИ ИСКУССТВА
Произведения искусства, спрятанные нацистами в церкви в г.Эллинген. Обнаружены американскими
военными в 1945 году. Американский солдат охраняет штабеля картин, похищенных нацистами и спрятанных в церкви. Фотография сделана в Эллингене, в Германии 24 апреля 1945 года. И вы знаете куда уехали и уплыли эти пропавшие сокровища.
Международные руководящие принципы 1998 года навсегда изменили дискурс о конфискованном нацистами искусстве и продолжают руководить отделом реституции арт-аукциона Christie's сегодня.
С 30 ноября по 3 декабря 1998 года представители 44 стран вместе с участниками из неправительственных организаций и наблюдателями с арт-рынка собрались в столице Соединенных Штатов на Вашингтонскую конференцию по активам эпохи Холокоста. Более чем через 50 лет после окончания нацистской эпохи миру еще предстояло решить весь спектр проблем, связанных с разграблением произведений искусства в то время.
Вашингтонская конференция стала переломным моментом. В нем были установлены Вашингтонские принципы, 11 руководящих принципов для рассмотрения способов возвращения конфискованного нацистами имущества его законным владельцам.
Принципы обеспечили странам основу для реагирования на нерешенные вопросы реституции и возвращения имущества, конфискованного во время войны. Они призвали правительства выявлять, исследовать и возвращать разграбленные произведения искусства; они способствовали прозрачности и созданию центральной базы данных соответствующей информации, а также выступали за создание официальных комиссий и процессов, в частности, для содействия альтернативному разрешению споров.
Слева Эдгар Бронфман-старший с заместителем госсекретаря США Стюартом Айзенштатом на церемонии открытия конференции по ценностям эпохи Холокоста в Музее Холокоста США 30 ноября 1998 года в Вашингтоне, округ Колумбия. Фото Ричарда Эллиса Алами со стока. Справа Дж. Д. Бинденагель, Вашингтонская конференция по активам эпохи Холокоста, 30 ноября - 3 декабря 1998 года,
Посол Стюарт Айзенштат — тогдашний заместитель министра Соединенных Штатов по экономическим, деловым и сельскохозяйственным вопросам — был главным архитектором Конференции и Принципов, которые он организовал, согласовал и разработал.
В ознаменование 25-й годовщины Вашингтонских принципов Отдел реституции Christie's с гордостью проводит глобальную программу мероприятий и инициатив «Размышления о реституции», посвященную долговременному воздействию Конференции. Начиная с инаугурационной выставки в галереях Christie's в Париже 27 января, в Международный день памяти жертв Холокоста, программа будет включать личные беседы, рассказы о важных реституциях, виртуальные экскурсии по историческим местам по всему Берлину и другие возможности для обмена историями и идеями.
«Это была величайшая культурная кража в истории», - сказал посол Айзенштат в недавнем разговоре с Christie's. ‘То, что нацисты пытались сделать, — это уничтожить все элементы еврейской культуры - ритуальные предметы, книги и произведения искусства’. Эти украденные предметы представляли собой не просто ценные сокровища или личные вещи, но и связи с прошлым, которое нацисты хотели стереть.
Искусствовед Кароль Эстрейхер, офицер американского министерства обороны лейтенант Фрэнк П. Олбрайт и два других сотрудника ГИС рассматривают картину Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» перед ее возвращением в музей в Кракове после того, как она была украдена нацистской Германией во время 2-й мировой войны 1945 года. Фото автора Shawshots
Вашингтонские принципы не являются юридически обязательными, но призывают подписавшие их страны действовать в этических рамках, подчеркивая моральный элемент реституции. Это продолжает звучать и сегодня, спустя 90 лет после прихода Третьего рейха.
Склад ERR в Нойшванштайне, Германия. Рабочий, несущий на плечах ящик с награбленными культурными ценностями для погрузки в грузовик, направлявшийся в хранилище произведений искусства ERR под кодовым названием “Лагер Петер” в соляных шахтах около Альтаусзее, Австрия, 12 июня 1944 года. Источник: Bundesarchiv B323/310
Айнзатцштаб рейхсляйтера Розенберга (ERR), «Специальная оперативная группа», возглавляемая ведущим идеологом Адольфа Гитлера Альфредом Розенбергом, была одним из основных нацистских агентств, занимавшихся разграблением культурных ценностей в оккупированных нацистами странах во время Второй мировой войны. Особенно печально известной операцией ERR стало похищение произведений искусства из французских еврейских и ряда бельгийских еврейских коллекций с 1940 по 1944 год, которые были доставлены в здание Jeu de Paume в садах Тюильри в Париже для обработки ERR Sonderstab Bildende Kunst или “Специальным персоналом по изобразительному искусству». (Культурное разграбление рейхсляйтера Айнзатцштаба Розенберга:
База данных предметов искусства в Jeu de Paume)
«Вашингтонские принципы напомнили людям, что нацистское мародерство не было случайным в нацистском проекте уничтожения еврейского населения Европы, - говорит Энн Уэббер, сопредседатель Комиссии по награбленному искусству в Европе, - оно было абсолютно центральным в нем».
Организация Уэббера, созданная через два месяца после вступления в силу Вашингтонских принципов, сотрудничает с правительствами и учреждениями по всему миру для реализации руководящих принципов, а также представляет интересы тех, кто стремится идентифицировать и вернуть украденное имущество.
С момента своего создания Комиссия вернула более 3500 объектов их законным владельцам. «Каждый раз, когда что-то возвращается семье, вы восстанавливаете что-то из этой истории», - говорит Уэббер.
Многие организации, подобные Webber's, были созданы после конференции 1998 года, и доступные базы данных, такие как немецкая база данных о потерянных произведениях искусства, база данных предметов искусства в Jeu de Paume и базы данных о происхождении, такие как база данных Исследовательского института Гетти, были опубликованы онлайн. Взятые вместе, эти достижения помогают жертвам и их наследникам сегодня собрать воедино утраченные истории их семей и предметы, которыми они когда-то владели, напоминая нам, что конфискация личной собственности была еще одним средством угнетения и контроля, и подчеркивает человеческий фактор в этих случаях.
За 25 лет, прошедших с момента создания Вашингтонских принципов, Christie's гордится тем, что является лидером арт-рынка в сети опытных исследователей и адвокатов, руководствующихся Вашингтонскими принципами.
Марк Портер, председатель Christie's Americas, присутствовал на конференции 1998 года и принимал активное участие в создании и укреплении работы Департамента реституции. Эти принципы, по его словам, «повернули дугу мира искусства в сторону обеспечения того, чтобы семейные истории и происхождение предметов были обнаружены и сохранены, а также могли быть открыты новые пути к разрешению вопросов собственности».
С тех пор многие сотрудники были вовлечены в усилия Департамента реституции, включая самого посла Айзенштата, который входит в Консультативный совет компании.
Винсент Ван Гог (1853-1890), Стога сена рядом с Фермой. 1888 г. Бумага, гуашь, акварель, перо, кисть и черная тушь поверх карандаша. 48,5 x 60,4 см. Продано за 35 млн. 855 тыс. долларов 10 ноября 2021 года на аукционе Christie's в Нью-Йорке
Ричард Ароновиц, глава отдела реституции Christie's по всему миру, говорит, что его работа во всех отношениях основана на Вашингтонских принципах, которые действуют как этическая заповедь, в соответствии с которой работает его отдел. Команда по реституции изучает почти каждый объект, выставленный на продажу, проводит исследование происхождения и изучает передачу права собственности в период с 1933 по 1945 год.
Если исследование вызывает беспокойство, команда начинает всестороннее расследование происхождения объекта. При необходимости они затем сосредотачиваются на содействии диалогу для поиска ‘справедливого решения’, как указано в Принципах. ‘Мы идем по деликатному пути, потому что часто нынешний владелец произведения покупает его совершенно добросовестно’, - говорит Ароновиц. В этих случаях нет единого решения, и команда поддерживает связь между бывшим владельцем или наследниками и нынешним владельцем в целях справедливого урегулирования.
Отдел реституции Christie's исследовал тысячи произведений искусства, пополнив список стипендий и историю владения. Департамент также способствовал разрешению сотен претензий нацистской эпохи, включая крупные произведения искусства. Примерами могут служить картина Винсента Ван Гога «Мулес де Бле» (1888), дело, урегулированное между коллекцией Кокса и наследником Макса Мейровски и наследниками Александрин де Ротшильд. Christie's также был рад сотрудничать с заявителями в представлении таких произведений искусства, как «Портрет джентльмена» Эль Греко (1570), который был восстановлен благодаря Комиссии по награбленному искусству в Европе.
«Это становится во многом жизненной миссией человека, - говорит Ароновиц, - а не просто работой».
Непрекращающееся воздействие Вашингтонских принципов продолжается и сегодня, и их культурное значение огромно. «Принципы признавали, что грабежи, совершенные нацистами и их пособниками, представляли собой преступление против человечности, и это преступление продолжается», - говорит Уэббер.
Доменикос Теотокопулос, прозванный Эль Греко (1541-1614), Портрет джентльмена в полный рост, в черном, его правая рука покоится на книге. Холст, масло. 39 х 32 дюйма (100 х 82,8 см). Продано за 1 млн. 222.500 фунтов стерлингов 7 декабря 2021 года на аукционе Christie's в Лондоне. Восстановлен благодаря Комиссии по награбленному искусству в Европе
В то время, как продолжается дискуссия о том, достаточно ли далеко заходят Принципы для привлечения стран к ответственности, посол Айзенштат сохраняет оптимизм в отношении их достижений и будущего. С 1998 года были возвращены тысячи украденных культурных ценностей, постоянно растущий объем информации по-прежнему доступен онлайн, и пять стран - Нидерланды, Франция, Германия, Австрия и Соединенное Королевство - создали комиссии по рассмотрению претензий для рассмотрения дел о реституции.
Каспар Нетшер (1639-1684). Портрет Стивена Уолтерса. 1683 г. Холст, масло. 53,4 x 44,5 см.
Картина возвращена наследникам доктора Дж. Х. Шмидта ван Гелдера только в октябре 2021 года.
По правде говоря, этот вопрос о хищениях произведений искусства, волнует не только меня.
В мире уже давно вышло несколько книг, посвященных этому вопросу.
Гектор Фелисиано. Исчезнувший музей. История хищения шедевров мирового искусства. Перевод с англ.
Москва, Издательство СЛОВО / SLOVO, 2022 г. – 448 стр., илл.
Впервые на русском языке вышла нашумевшая книга-расследование, проливающая свет на историю хищения нацистами во Второй мировой войне огромного количества произведений мирового искусства. Автор книги – Гектор Фелисиано – журналист и писатель, работал культурным обозревателем в газетах The Washington Post и Los Angeles Times, лауреат шорт-листа Пулитцеровской премии.
Какова судьба многих тысяч произведений мирового искусства, похищенных нацистами во время Второй мировой войны? В одной только Франции было изъято более 100 тысяч картин, полмиллиона предметов мебели и более миллиона книг! Большая часть из них принадлежала евреям — семьям и отдельным коллекционерам. Автор книги называет цифры в 20-40 тысяч – впечатляющее количество вещей, словно канувших в лету.
Тщательно изучая все факты и прослеживая затерянные следы, Фелисиано шаг за шагом расследует истории пропавших картин из коллекции парижского торговца Поля Розенберга, банкиров Ротшильдов и Дэвид-Вейлов, братьев-маршанов Бернхейм-Жёнов, коллекционера Альфонса Канна и других. Благодаря его усилиям, некоторым наследникам удалось вернуть семейные реликвии, а другие, наоборот, обвинили его в клевете за раскрытие фактов коллаборационизма отдельных галеристов и подали в суд, но безуспешно.
Юлия Панкратова о книге Гектора Фелисиано «Исчезнувший музей.
История хищения шедевров мирового искусства»