В ТЕ ДНИ. Ленинградский альбом. Текст Николая Тихонова. Рисунки А.Ф. Пахомова. Москва-Ленинград, Издательство «Детская литература», 1946 год. 1-е издание. 48 стр., илл. Тираж 75.000 экз. Размер 34,5 х 26,5 см.
Алексей Федорович Пахомов (1900-1973) - график и живописец. С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых), был отправлен сначала в Начальное училище в городе Кадникове, а потом в 1915 году в Петроград в Училище рисования барона Штиглица. В училище А. Пахомов попадает в мастерскую Н.А. Тырсы, а после службы в армии переходит в мастерскую В.В. Лебедева. В 1920-е годы был членом ленинградского художественного объединения «Круг художников». Как живописец, Пахомов создал много значительных работ, занявших своё место в истории ленинградского искусства 20 века. В их числе: «Жница» (1928, ГРМ), «Девушка в голубом» (1929, ГРМ), «Стрелки из лука» (1930,ГРМ), «Портрет ударницы Молодцовой» (1931, ГРМ).
В конце 1920-х г.г. А.Ф. Пахомов начал работу в книжной графике. В 1936 году с распространением офсетной печати Пахомову попробовал изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» С. Маршака с иллюстрациями Пахомова. После этого Пахомов стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Ёж».
Художник В.В. Пакулин В.В. на Невском проспекте. Фотография 1942 г.
Всю Великую Отечественную войну А.Ф. Пахомов пережил в блокадном Ленинграде. В результате появилась драматическая серия литографий «Ленинград в дни блокады» (1942-1944). В 1944 году принял участие в выставке пяти работавших в блокаду художников в Русском музее (В.М. Конашевич, В.В.Пакулин, А.Ф. Пахомов, К.И. Рудаков и А.А. Стрекавин).
С 1942 года преподавал в ЛИЖСА имени И.Е. Репина. К началу 1960-х годов, достигнув высоких степеней официального признания, Пахомов, тем не менее, почувствовал необходимость обновления своего изобразительного языка. Толчком к этому послужила прошедшая в 1961 году в ГРМ юбилейная персональная выставка, на которой большой интерес вызвали ранние цветные иллюстрации А.Ф. Пахомова. После этого он решает опять использовать в иллюстрации цвет, возвращается к некоторым собственным приемам, разработанным в 1920-х годах. В результате выходят книги с цветными иллюстрациями – «Липунюшка» Л.Н. Толстого (цветной карандаш), «Бабушка, внучка да курочка» (акварель) и другие.
Алексей Фёдорович Пахомов скончался 14 апреля 1973 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и похоронен на Богословском кладбище.
На постах (В осажденном Ленинграде). 1941 г.
Проводы на фронт. 1941 г.
В детском доме. 1942 г.
В очаге поражения. 1942 г.
В стационар. 1942 г.
За водой. 1942 г.
Очистка города. Весна. 1942 г.
Стройка дзота у Кировского моста. 1942 г.
«Они вошли в Ленинград». Пленных ведут. 1943 г.
Василий Васильевич. 1943 г.
Наши доноры. 1943 г.
На Марсовом поле в часы затишья. 1943 г.
Каменщицы (На Крюковом канале). 1944 г.
Подруги. 1944 г.
Скоро свет. 1944 г.
Бой в городе.
Девушки на крыше.
Другой снег.
Ёлка.
Красивое место.
На Н.П.
Огороды. Там, где были цветы.
Партизаны в тылу врага.
Письмо.
После налета.
Салют 27 января 1944 года.
Снова дома. 1945 г.
Мать-Родина. Монумент, установленный в Санкт-Петербурге на Пискарёвском мемориальном кладбище.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ А.Ф. ПАХОМОВА:
«В работе над блокадной серией я делал очень мало набросков с натуры. Больше наблюдал и запоминал. Вначале не было разрешения на зарисовки, а когда разрешение было получено, отважиться рисовать было не так-то просто. Население с таким недоверием и злобой набрасывалось на рисующего, видя в нем диверсанта и шпиона, что рисование превращалось в непрерывное объяснение. Подходил какой-нибудь военный и успокаивал недоверчивых, что-де удостоверение на зарисовки настоящее, а не поддельное. Но военный и успокоенные уходили, появлялись новые прохожие, и снова надо было объясняться и отбиваться. Но главная причина, конечно, была не в этих трудностях. Просто события были столь значительные, что, мне казалось, и отражены они должны быть не в легких набросках, а в форме наиболее монументальной (в пределах графического искусства): в проработанном эстампе большого формата...
Путем наблюдения и размышления возникала та или иная идея композиции, и я без предварительных зарисовок приступал к ее выполнению. И уже в процессе выполнения я обращался к натуре, чтобы сделать действующих лиц и пейзаж живыми и убедительными...
Хотелось изобразить все то новое, что принесла с собой война и блокада. Вид ленинградских улиц был необычным, исчезли трамваи, автобусы, автомобили, мало стало прохожих, появились снежные сугробы; там, где был всегда подметенный асфальт, появились люди с детскими саночками, везущие разную поклажу, люди в шубах и валенках на велосипедах...»
Отрывок из книги А.Пахомова «Про свою работу» (Л., 1971) опубликован в журнале «Детская литература» (1975, №5)