Франц фон Штук (1863-1928). Автопортрет. 1899 г. Дерево, масло. 30 x 23,5 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928) - один из лучших живописцев символизма. Под влиянием Фридриха Ницше и Арнольда Бёклина он сочетал в своих работах натурализм и модерн. Начинал фон Штук художником и иллюстратором для прессы. Рисовал афиши. Потом в 1892 году создал «Мюнхенский сецессион» - художественное объединение, которое было в оппозиции к старому академическому подходу к живописи. Любимые темы - роковое влечение и демоническая иррациональная сторона людей. Научившись владеть карандашом, Франц сразу стал рисовать обнаженное тело. Рисуя далекое античное прошлое, художник боготворит человеческое тело во всём могуществе свободы, страсти, страдания. Основой его работ были аллегорические и символические образы и понятия. Геральдическим символом на своём гербе Франц фон Штук избрал языческого танцующего кентавра.
Франц фон Штук около своей картины «Сирена с арфой».
Фотография 1896 г.
Имя Франца фон Штука стало популярным благодаря серии карикатур для журнала «Летающие листья» (Fliegende Blätter), для которого уже работал Фердинанд Барт, стиль которого также вдохновил молодого фон Штука. Примерно в 1887 году он начал экспериментировать с масляной живописью. Завоевал известность своими аллегорико-мифологическими картинами, где преобладали характерные для символизма темы «рокового» эротического значения. К числу картин немецкого живописца, проникнутых нарочито брутальной символикой, можно отнести – «Борющиеся фавны», 1889, Новая пинакотека, Мюнхен; «Люцифер», 1890, Национальная галерея, София; «Поцелуй сфинкса», 1895, Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Франц фон Штук (1863-1928). Сирена с арфой
(Sirena mit Harfe). 1896 г.
Франц фон Штук (1863-1928). Сфинкс. 1889-1895 гг. «Сфинкс», часть святилища, установлен у входа
в Музей Висбадена, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Сфинкс. 1904 г. Холст, масло. 83 х 157 см. Музей земли Гессен, Дармштадт.
Художник-символист Франц фон Штук помещает своего сфинкса в качестве соблазнительно обнаженного женского тела в центре своей картины, созданной в 1904 году. Скалистый горный пейзаж на заднем плане подчеркивает жуткость этого ночного пейзажа. Почему картина до сих пор вызывает у зрителя такое беспокойство и как произведение художника вписывается в мир мысли его времени? При такой постановке вопроса «Сфинкс« следует рассматривать в Картинной галерее Государственного музея земли Гессен в Дармштадте.
Франц фон Штук (1863-1928). Сфинкс. Фрагмент. 1904 г. Холст, масло. Музей земли Гессен, Дармштадт.
Франц фон Штук (1863-1928). Моя мать. 1891-1892 гг. Бумага, уголь. 19,7 x 17,1 см.
Коллекция Джека Долтона, США.
Франц фон Штук (1863-1928). Зигфрид и Кримхильда. 1889-1890 гг.
Бумага, акварель, гуашь, тушь, перо. 44,5 x 29,8 см. Частное собрание.
Зигфрид и Кримхильда – герои средневековой германской эпической поэмы «Песнь о Нибелунгах»,
написанной неизвестным автором в конце XII - начале XIII века.
Франц фон Штук (1863-1928). Овидий. 1890 г. Холст, масло. 49 x 52 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Влюбленные на опушке леса. 1892 г. Холст, масло. 42 x 62 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Фавн и нимфа. 1892 г. Холст, масло. 63 х 64 см.
Национальная галерея Праги, Дворец Кински, Чехия.
Франц фон Штук (1863-1928). Резонанс. 1891 г. Дерево, масло. 13 x 10,8 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Вечерний пейзаж. 1890 г. Холст, масло. 35,5 x 43 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Голова Горгоны Медузы. 1892 г. Дом Джентиля, Музей города Ашаффенбурга,
Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Голова Горгоны Медузы. 1892 г. Бумага, пастель. 26,5 x 32,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Медуза. 1897 г. Бумага, тушь, кисть, перо. 16,6 x 15,5 см.
Частное собрание.
В 1892 году Франц фон Штук вместе с Вильгельмом Трюбнером основал объединение «Мюнхенский сецессион» в оппозиции к признанным художникам. Тем не менее, он считается одним из князей-художников Мюнхена вместе с Францем фон Ленбахом и Фридрихом Августом фон Каульбахом. Это внешнее обозначение, поскольку в художественном отношении Штук был противником Ленбаха в 1890-х годах в споре, кульминацией которого стало создание «Мюнхенского сецессиона». В те годы он также был членом Мюнхенской ассоциации оригинального офорта, которая была близка к Сецессиону.
Франц фон Штук (1863-1928). 1. Эскиз постера выставки Мюнхенского сецессиона. 2. Постер выставки
Мюнхенского сецессиона. 1893-1898 гг. Литография. 61,5 х 36,5 см. Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Распятие. 1892 г. Холст, темпера. 253 x 282 см.
Художественный музей Штутгарта, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Голова Христа в терновом венце. 1892 г.
Бумага,уголь, мел. 39 х 26,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Франц фон Штук (1863-1928). Этюд натурщика к картине «Распятие».
1892 г. Бумага, карандаш. 35 x 16,5 см.
Франц фон Штук (1863-1928). Адам и Ева. Рельеф. 1892-1893 гг.
Рельеф. Гипс. 68,5 x 73 x 3,5 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). 1. Статуэтка атлета. 1892 г. Бронза. 30 х 66 х 30 см. Музей Висбадена, Германия.
2. Статуэтка атлета. 1892 г. Бронза. Н=66 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Кубок Наутилуса. 1892 г. Статуэтка.
Латунь посеребренная. Н=48 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Истина в вине (In Vino Veritas).
Рекламный плакат. 1892 г. Дерево, масло. 84,5 x 19 см.
Национальная галерея Берлина.
Франц фон Штук (1863-1928). Морская улитка (Морское ушко, морской леопард). 1892 г.
Бумага, масло. 21 х 30 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Натюрморт с маками. 1893 г. Холст, масло. 54 x 46 см.
Частное собрание.
Вдохновленный Арнольдом Бёклином, фон Штук предпочитал плавающие-нереальные изображения из царства басен и аллегорические, символические образы, такие как «Грех» (1893) и «Война» (1894, оба Баварские государственные собрания живописи, Мюнхен). Многие из его работ, часто крупномасштабных, характеризуются похотливо-эротической атмосферой. Изображения Штук часто обнаженных женских или мужских тел, например «Борьба за женщину» (1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург), были встречены необычайно благосклонно, учитывая высокие моральные устои своего времени.
Франц фон Штук (1863-1928). Война. 1894 г. Холст, масло. 245,5 x 271 см.
Новая Пинакотека, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Война. Копия. 1895 г. Холст, масло.
Интерьер музея вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Осенний вечер с всадником. 1893 г. Холст, масло. 61,5 x 76,5 см.
Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Искушение. Холст, масло. Репродукция из альбома
«100 репродукций Франца Штука». Текст Отто Юлиуса Бирбаума, Kunst-und Verlag-Anstalt
Dr. E. Albert & Cо, Мюнхен, 1893 г.
Франц фон Штук (1863-1928). 1. Окироя. Дочь Хирона и Харикло. 2. Молодой и красивый Хирон. 1893 г.
Кентавр Хирон, нимфа Харикло и их дочь Окироя – персонажи древнегреческой мифологии.
Франц фон Штук (1863-1928). Раненый кентавр. 1892 г. Бронза. Н=36,5 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Порок. 1894 г. Композитный материал, масло. 37,5 х 81 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Франц фон Штук (1863-1928). Источник жизни. 1892 г. Дерево, масло. 26 x 49,5 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Фавн и нимфа. 1893 г. Дерево, масло. 38,7 x 68,1 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Сражающиеся кентавры. 1894 г. Холст, масло. 95,3 x 96 см.
Штеделевский художественный институт и городская галерея, Франкфурт-на-Майне.
Франц фон Штук (1863-1928). Мэри Линдпайнтер, в замужестве Штук. 1894 г.
Картон, пастель, гуашь и карандаш. 33 x 33 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Женский портрет. 1892 г. Бумага, белый, черный и коричневый мел.
30,5 x 29 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет синьоры. 1892 г. Дерево, масло. 68,5 x 58,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук. Фотография 1896 г.
В 1895 году Франц фон Штук принял должность профессора Академии художеств в Мюнхене, где он раньше учился и преподавал. В числе его учеников были Василий Кандинский, Пауль Клее, Йозеф Хенгге, Жорж Карсу, Пол Штольрайтер, Генрих Штриффлер и Джозеф Альберс. Он также начал работу над дизайном своего дома «Вилла Штука» (Villa Stuck) в Мюнхене, что позволило ему применить свой широкий спектр навыков в архитектуре, дизайне интерьера и отделке.
Франц фон Штук (1863-1928). Танец. 1894 г. Офорт. 37,5 х 50,2 см.
Рочестерский технологический институт, Нью-Йорк.
Франц фон Штук (1863-1928). Танцовщицы. 1896 г. Дерево, масло. 51,5 x 87 см.
Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Танцовщицы. 1894-1895 гг. Рельеф. Гипс. 66 x 105 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Кентавр и нимфа. 1895 г. Холст, масло. 106 x 101 см.
Государственные художественные собрания Дрездена. Галерея новых мастеров.
Франц фон Штук (1863-1928). Поцелуй Сфинкса. 1895 г. Холст, масло. 156 x 142 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия.
Франц фон Штук (1863-1928). Поцелуй Сфинкса. Фрагмент. 1895 г. Холст, масло.
Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия.
Франц фон Штук (1863-1928). Поцелуй Сфинкса. 1890 - 1914 гг.
Бумага, уголь, пастель, мел. 52 х 46 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Франц фон Штук (1863-1928). Сусанна и два старца. 1896 г. Холст, масло. 49 х 54 см.
Собрание Франка Брабанта, Висбаден, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Спящий фавн. 1896 г.
Франц фон Штук (1863-1928). 1. Лежащая обнаженная. Эскиз к картине «Нечистая совесть» (Das böse Gewissen). 1896 г. 2. Обнаженная женщина, лежащая на земле. 1896 г. Бумага, черный и белый мел, графит. 35,9 х 25,9 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Франц фон Штук (1863-1928). Пейзаж с водопадом. 1896 г. Бумага на картоне, масло. 47,5 x 61,5 см.
Новая Пинакотека, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Женский портрет. 1896 г. Дерево, масло. 32 х 32 см.
Кунстхалле Маннгейма (Музей современного искусства), Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Фрау Браун. 1896 г. Картон, пастель. 69 x 58 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет художника Франца фон Ленбаха (1836-1904).
Журнал «Jugend», 1897 г. № 2.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет австрийского художника
Франца фон Дефреггера (1835-1921). Журнал «Jugend», 1896 г. № 1-2.
Франц фон Штук (1863-1928). Постер выставки девяти художников
«Христос в изобразительном искусстве». 1896 г., здание фондовой биржи
Бёрсен, Копенгаген.
Франц фон Штук (1863-1928). Этюд мужского портрета (Нечистая совесть). 1896 г.
Холст, масло. 46,5 х 50 см. Музей Висбадена, Германия.
Холодный и прямой, но в то же время вызывающий и воинственный взгляд человека с картины Франца фон Штука устремлен на нас, смотрящих. Его обнаженный торс изображен в позе, согнутой вперед и скрывающей низ, что придает произведению эротический оттенок. Это еще более усиливается за счет интенсивной красной окраски фона, обрамляющего голову. Таким образом, художник фокусируется на душевных и человеческих побуждениях. Картина «Этюд мужского портрета (нечистая совесть)» является подготовительной работой к картине «Орест и Эриния», которая отсылает к античному мифу об искуплении и мести. Картина уже очень ясно демонстрирует тенденции характерного живописного мотива Штука, который заключался в мифо-символических сценах. Мифологические и религиозные представления также характеризуют его образы, которые, кроме того, в основном носят эротический характер. Из-за интенсивности этого этюда, а также его автопортретных черт, эта работа интерпретируется в исследованиях как автобиографическая и описывается как личная и судьбоносная работа художника. В момент создания картины у него родилась внебрачная дочь.
Франц фон Штук (1863-1928). Этюд мужского портрета (Нечистая совесть).
1896 г. Б. Музей фюрера, Линц. Художественная собственность ФРГ.
Франц фон Штук (1863-1928). Сражающаяся амазонка. 1897 г. Дерево (бук), масло. 50 x 44 см.
Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Сражающаяся амазонка. 1897 г. Бронза. 28,5 x 34 x 17 см.
Новая Пинакотека, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Сражающаяся амазонка. 1897 г. Бронза.
Ранее в имении Каринхалле, ныне в Эберсвальде, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Светлячки. Два ребенка-сатира. 1898 г.
Дерево, масло. 50 x 54,5 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Принц-регент Баварии Луитпольд (1821-1912).
1897 г. масло. 95 x 80 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Принц-регент Баварии Луитпольд (1821-1912).
1897 г. Репродукция из книги.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дамы в шляпе. 1898 г. Бумага, пастель. 45 х 45 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Римлянка. Картон, масло. 35,5 x 34,4 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Римлянка. 1896 г. Картон, масло. 35 x 32,5 см.
Торговый дм Рона Крауса, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Женский портрет. 1894 г. Картон, пастель, гуашь, карандаш.
52,5 x 47,5 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Автопортрет. 1899 г. Дерево, масло. 43 х 36 cм.
Художественная собственность Федеративной Республики Германия.
Первые выставки Мюнхенского сецессиона были проведены во Франкфурте и в Берлине. При поддержке Георга Хирта и других покровителей 16 июля 1893 г. в Мюнхене удалось провести первую международную выставку сецессиона в специально построенном выставочном здании на Принцрегентенштрассе и углу Пилотиштрассе. На первую выставку пришло более 4000 посетителей, 297 художников выставили более 876 работ. Среди выдающихся художников сецессиона были Фриц фон Уде, Франц фон Штук, Альберт фон Келлер и др. Мюнхен стал центром современного искусства, в который приезжали искать вдохновение такие художники как Пабло Пикассо, Василий Кандинский, Анри Матисс, Пауль Клее и др. Мюнхенский сецессион оказал большое влияние на развитие искусства модернизма: сецессионные художники работали над журналами «Simplicissimus» и «Jugend», опубликованными в Мюнхене, ученики художников Мюнхенского сецессиона впоследствии оказали заметное влияние на искусство XX века и развитие таких стилей как фовизм, кубизм, абстракционизм.
Франц фон Штук (1863-1928). Плакат VII Международной выставки искусства. Мюнхен, 1897 г.
Франц фон Штук (1863-1928). Обложка журнала «Jugend». 1 октября 1898 г. № 40.
Франц фон Штук (1863-1928). Афина Паллада. 1898 г. Дерево, масло. 77 х 69,5 см.
Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет молодой дамы. 1898 г. Картон, масло. 46,5 x 43,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Джулианы Дери. 1898 г. Репродукция из книги.
Джулиан Дери (1864-1899) - немецкая писательница, она была замешана в деле Дрейфуса и обвинена в шпионаже. Из-за поворота процесса Дрейфуса в 1899 году Дери покончила жизнь самоубийством, выпав из окна.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет жены фрау Мэри Штук. 1899 г.
Дерево, масло. 49,5 x 42 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Золушка (Cinderella). 1899 г. Дерево, масло. 49,1 x 42,3 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет девушки. 1899 г. Холст, масло. 50 х 50 см.
Б. Музей фюрера. Художественная собственность Федеративной Республики Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Качели. 1898 г. Холст, масло. 59,2 x 75,4 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Автопортрет с женой. 1898 г. Дерево, масло. 27,5 х 25 см.
Частное собрание.
В 1897 году Франц фон Штук женился на вдове-американке Мэри Линдпайнтер и тогда же начал строительство собственной виллы в Мюнхене на Принцрегентенштрассе. Задумав реализовать в своем жилище идею синтеза искусств, Штук самостоятельно спроектировал весь ансамбль. Она стала в каком-то смысле отражением творческих взглядов художника: все на вилле было устроено согласно эскизам фон Штука. Главный фасад и интерьеры виллы украшали многочисленные скульптуры – к ним художник испытывал особенную любовь, недаром его картины, как правило, создавались на больших холстах. Созданная по его эскизам мебель принесла Штуку золотую медаль парижской Всемирной выставки 1900 года. В 1905 году за творческие заслуги Штук получил личное дворянство и прибавление частицы «фон» в фамилии. Позже к основному зданию виллы была пристроена студия, а уже после смерти фон Штука, в 1968 году, вилла приняла первых посетителей в качестве музея.
Музей вилла Штука, Мюнхен. Общий вид с улицы Принцрегентенштрассе, 60.
Музей вилла Штука, Мюнхен. Скульптура у входа «Сражающаяся амазонка». Увеличенная копия.
Музей вилла Штука, Мюнхен. В одном из залов – скульптуры Танцовщица и Атлет.
Музей вилла Штука, Мюнхен. Фавн и русалка. Рельеф. Гипс патинированный. 14 х 51 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен. Миф об Орфее. Восточная стена музыкальной гостиной (1)
Музей вилла Штука, Мюнхен. Миф об Орфее. Восточная стена музыкальной гостиной (2)
Музей вилла Штука, Мюнхен. Копия скульптуры «Венера Медицейская (Венера Медичи)».
I век до н.э. Галерея Уффици, Флоренция.
Музей вилла Штука, Мюнхен. Внутренний дворик.
Музей вилла Штука, Мюнхен. Зимний сад.
Франц Штук прекрасно понимал, в чём состоит магия искусства. На торжественных приёмах на «Вилле Штук» бывало, чуть ли не половина Мюнхена (как не вспомнить «Великого Гэтсби» Скотта Фитцжеральда). Изобилие напитков и невероятных блюд под пикантными соусами, тысяча ярких свечей в бронзовых канделябрах, и, конечно, почти столько же женских глаз, восхищенных хозяином, его размахом и вкусом.
А право посетить мастерскую художника было для них знаком особого расположения. Раскаляясь и безумствуя у холста, Штук создавал вокруг себя особое энергетическое поле потрясающей силы.
В этот момент он сам становился, похож на Пана, исполняющего свой древний танец.
Построенная и убранная по собственным рисункам хозяина, вилла являла собой слияние эллинского искусства с изысканным комфортом «нового стиля».
Франц фон Штук (1863-1928). Обложка журнала «ПАН» (PAN). Апрель-май 1895 г.
Франц Штук также был членом совета «Кооператива «Пан»» – издателя художественного
журнала «Пан», для которого художник разработал обложку.
Франц фон Штук (1863-1928). Грех. 1899 г. Картон, масло. 32,5 х 77 см.
Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
Франц фон Штук (1863-1928). Грех. Фрагмент. 1899 г. Картон, масло. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
Франц фон Штук (1863-1928). Геркулес поражает кентавра. 1899 г. Картон, масло. 43,5 x 56,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Дикая охота. 1899 г. Холст, масло. 95 х 67 см.
Музей Орсэ, Париж.
Франц фон Штук (1863-1928). 1899 Дикая охота. Фрагмент. 1899 г.
Холст, масло. Музей Орсэ, Париж.
Франц фон Штук (1863-1928). Подслушивающие фавны (Русалка с арфой).
Дерево, масло. 114,3 x 120 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Хоровод. 1899 г. Холст, масло. 94 x 97 см.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Франц фон Штук (1863-1928). В манере любовной сцены.
Картон, масло. 60 x 40 см.
Аукцион CAMBI Casa d'Aste, Генуя, 2015 г.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Фритци Шефф. 1899 г. Скан из книги.
Фритци Шефф (1874-1954) - американская актриса и певица. Училась в Консерватории Хоха,
во Франкфурте и дебютировала в Мюнхене в опере «Марта» (1898), где исполнила главную роль.
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь Мэри в японском костюме. 1899 г. Картон, масло. 55,5 х 51 см.
Частное собрание.
Роман фон Штука с Анной Марией Брандмайер в 1896 году привел к рождению дочери Мэри Франциск Анны (1896-1961). Ребенок был передан на попечение Мэри Линдпайнтнер, дочери физика, на которой Франц фон Штук женится в 1897 году. В 1904 году пара усыновила ребенка после судебного разбирательства с его родной матерью. Штук также усыновил двоих детей от первого брака Мэри Линдпайнтнер, Ольгу и Отто Линдпайнтнер (1885-1976), которые стали пионерами авиации. Мэри становится одной из его любимых моделей наряду с женой художника. Он одевает их в многочисленные исторические и национальные костюмы. Всего насчитывается более 60 портретов дочери Мэри.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет двух молодых дам. 1900 г. Картон, масло. 48 x 55 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет двух молодых дам. 1900 г. Картон, масло. Б. Музей фюрера.
Фотография с картины из каталога.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет синьоры. 1900 г. Холст на дерево, масло. 31 x 26 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Дама в красном. 1900 г. Холст на дереве, масло. 60,5 x 50 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Лидии Физ. 1900 г. Холст, масло. 54,5 x 46 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Фрау Физ. 1900 г. Дерево, масло. 55 x 45,5 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет фрау Физ. 1900 г. Холст на дереве, масло. 50 x 45,2 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Кармен. 1900 г. Цветная гравюра на дереве.
Франц фон Штук (1863-1928). Забавная поездка. 1900 г. Дерево, масло. 55 x 78 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Закат над морем. 1900 г. Холст, масло. 71 х 76 см.
Галерея Катарины Буттикер, Цюрих.
Франц фон Штук (1863-1928). Экслибрис доктора Людвига Гангхофера.
Коллекция Джека Долтона, США.
Франц фон Штук (1863-1928). Геркулес. 1900 г. Барельеф.
Гипс патинированный. 77 х 53,5 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Статуэтка танцовщицы. 1897 г. Бронза. Н=63 см.
Городской музей Ленбаххаус, Мюнхен.
Скульптура была создана фон Штуком в год его женитьбы на Мэри Линдпайнтнер (1897), черты ее лица угадываются в изображении танцовщицы. Она придерживает руками края развевающегося одеяния, тонкая ткань которого облегает фигуру. В 1895 году художник уже использовал схожий мотив сначала в рельефе, а позднее в картине «Танцовщицы» (1896), где платья девушек, летящие и струящиеся, застыв, приняли причудливую форму волн. В творчестве Штука образ танцующей женщины с вихрящимся вокруг нее облаком ткани появляется под влиянием знаменитого тогда «серпентин» или «змеиного танца». Его исполняла известная танцовщица Лои Фуллер (1862-1928), запечатленная в произведениях многих художников того времени.
Франц фон Штук (1863-1928). Весенний хоровод. 1900-е гг. Торговый дом Рона Крауса, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Весна. 1900-1902 гг. Дерево, масло. 58 x 50 см.
Музей Висбадена, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Весна (Frühling). 1902 г. Дерево, масло. 70,4 x 68,5 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия.
Франц фон Штук (1863-1928). Флорентийка. 1901 г. Холст на дереве, масло. 52 x 48 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Мальчик Бахус на пантере. 1901 г. Дерево, масло. 70 x 69 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Мальчик Бахус. Эскиз. Картон, темпера. 36,2 х 33 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Фавн в детстве. 1902 г. Холст, масло. 56,5 x 46 см.
Франц фон Штук (1863-1928). Мальчик с виноградом. 1903 г. Дерево, масло. 67 x 72 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Дань уважения мюнхенскими художниками принцу-регенту
Луитпольду по случаю учреждения Монументальной комиссии.1901 г. Дерево, масло. 62 x 49 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Мужской портрет. Журнал «Jugend», 1901 г. № 36.
Франц фон Штук (1863-1928). Автопортрет художника и его жены в мастерской. 1902 г.
Холст на картоне, масло. 157 х 169 см. Музей вилла Штука, Мюнхен.
В 1897 году американский художник Джеймс Уистлер (1834-1903) основал в Лондоне Международное общество скульпторов, художников и граверов, одним из членов которого был фон Штук. В 1903 году он стал одним из основателей Немецкого союза художников, а также членом расширенного совета директоров DKB в качестве члена жюри. На первой выставке Союза художников 1904 года, организованной еще «Мюнхенским сецессионом», Штук был представлен четырьмя большими картинами маслом.
Интерьер с «Автопортретом художника и его жены в мастерской». 1902 г.
Музей вилла фон Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет жены Леонтины (Porträt seiner Frau). 1902 г.
Холст, масло. 63,5 х 61 см. Б. Музей фюрера. Художественная собственность ФРГ.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет Джеммы Бирбаум. 1902 г. Дерево, масло. 54 x 49,5 см.
Частное собрание.
Джемма Бирбаум, до замужества флорентийка Джемма Прунетти-Лотти (1877-1925),
вторая жена немецкого писателя Отто Юлиуса Бирбаума (1865-1910).
Франц фон Штук (1863-1928). Танцовщица Сахарет. 1902 г. Картон, масло. 47,9 x 37,2 см.
Художественный музей Фрая, Вашингтон.
Паулина Кларисса Молони (1878-1964), профессионально известная как Сахарет, австралийская танцовщица, которая выступала в музыкальных водевилях и бродвейских постановках в Соединенных Штатах, а также в Европе, заработав значительную популярность.
Франц фон Штук (1863-1928). Танцовщица. 1902 г. Холст (ситец), масло. 74 x 65 см.
Галерея Катарины Буттикер, Цюрих.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет дамы. 1900-1905 гг. Холст, масло. 40 x 30 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Амазонка. 1902 г. Дерево, масло. 47,8 х 54,5 см. Частное собрание.
Не следует, по всей видимости, искать в произведениях фон Штука глубокий философский смысл – художник не исследовал вопросы бытия и не искал смысл жизни, он лишь демонстрировал смешение внешней, физической красоты и красоты внутренней, духовной. При этом большое влияние на мировоззрение фон Штука оказывали труды Фридриха Ницше, да и вообще идеи конца позапрошлого века о сверхчеловеке не могли не оказать влияние на творчество баварского художника.
Франц фон Штук (1863-1928). Портрет композитора Рихарда Вагнера. 1902 г.
Дерево, масло. 67 x 53 см. Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Дочь Мэри Штук в красной шляпе. 1902 г. Холст, масло. 31 х 29 см.
Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Качели любви. 1902 г. Холст, масло. 56 х 78,5 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). У источника (Подслушивающая нимфа). 1902 г.
Холст, масло. 94,6 x 82,9 см. Частное собрание.
Франц фон Штук (1863-1928). Фавн и русалка. 1902 г. Дерево, масло. 80 х 71 см.
Музей вилла Штука, Мюнхен.
Франц фон Штук (1863-1928). Сфинкс. Вариант. 1901 г. Дерево, масло. 79,5 х 151,5 см.
Художественный музей Веймара, Германия.
Франц фон Штук (1863-1928). Сфинкс. Вариант. Картон, масло. 28,5 x 44,5 см. Частное собрание.
Сознательно оказавшись в стороне от проблем, увлекавших таких известных представителей искусства конца XIX – начала XX века, как Врубель, Гоген, Мунк, – поисков смысла жизни, разгадки будущего человечества, обнажение одиночества личности на фоне мирового универсума, Франц фон Штук пытался вдуматься в пересечение духовного и телесного, красоты и зримой реальности человеческого облика. Не все убедительно сопрягалось в творческих исканиях фон Штук. В них можно найти примеры сосуществования чуждых друг другу эстетических установок и стилистических приемов.
ИСТОЧНИКИ
Франц фон ШТУК. Первый российский альбом. Автор текста Игорь Светлов.
Издательство «Белый город», 2005 г. – 48 стр., илл. Отпечатано в Италии.
Жан Кассу и др. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура.
Литература. Музыка. Пер. с франц. Н.В. Кисловой и НТ. Пахсарьян. Москва,
Издательство «Республика», 1998 г. – 432 стр., илл. Стр.175-176.