Арнольд Бёклин (1827-1901). Автопортрет с бокалом вина. 1885 г.
Дерево, масло, темпера. 98 х 77 см. Старая национальная галерея, Берлин.
Арнольд Бёклин (1827-1901) является одним из главных представителей немецкого символизма. Но его второй родиной стала Италия, там он нашёл свой художественный стиль, там же окончил свои дни. Свою самую знаменитую картину «Остров мёртвых», очень немецкую по духу, Бёклин также создал в Италии, во Флоренции. Одна из самых мрачных и тревожных картин европейского символизма отражала романтические настроения того времени, накануне эпохи модерна. Её признали «своей» немецкие романтики и символисты, увидев ней «тевтонский дух». Символизм Бёклина оказал влияние на «метафизическую живопись» Джорджо де Кирико. Сюрреалисты Сальвадор Дали и Макс Эрнст видели в Бёклине одного из своих предшественников и считали его «гениальным и ироничным художником».
Арнольд Бёклин (1827-1901). Автопортрет в мастерской. 1893 г.
Холст, темпера. 120 х 80,8 см. Художественный музей Базеля, Швейцария.
Незамеченный гений
Творческий метод Бёклина был необычен: он будто впитывал то, что ему предстояло изображать. «Он знал, - писал Игорь Грабарь, - что в силах был справиться с самыми сложными задачами, с самыми неожиданными положениями. Когда художнику нужно известного типа небо, облачное или ясное, и не какое-либо облачное, а именно с известным характером облаков, то ему приходится либо ждать, когда Бог пошлет ему облака, либо выуживать эти облака из запаса своих наблюдений, воспоминаний. У одних в запасе всего десять видов облаков, у других наберется тридцать, что уже безумно много. Бёклин имел их тысячи. И так во всем. Какая феноменальная убедительность во всех его ущельях, в нагроможденных скалах, в бесконечно разнообразном небе, в деревьях, в долинах, речках, отражениях, в прозрачной воде, в предметах под водой».
Арнольд Бёклин (1827-1901). Игра наяд. 1886 г. Холст, масло. 151 x 176 см. Художественный музей Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Игра наяд. Фрагмент. 1886 г. Холст, масло. Художественный музей Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Морская идиллия. 1886 г. Дерево, темпера и эмаль. 103 х 150 см.
Кунстхаус Берна, Швейцария.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Священная роща. 1886 г. Дерево, масло. 100 x 150 см.
Гамбургский Кунстхалле.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Нападение пиратов. 1886 г. Красное дерево, цветной лак. 15З х 232 см.
Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн, Герммания.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Руины замка с двумя орлами, летающими по кругу.
1886 г. Дерево, масло. 73 х 59 см. Аукционный дом Lempertz, Кёльн, 2005 г.
Лот продан за EUR 71.400 евро.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Смотрите, это настоящее золото! (Sieh’, es lacht die Au!). 1887 г.
Национальная библиотека Польши, Варшава.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Осенние размышления. 1886 г.
Дерево, масло. 80,5 х 64 см. Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Возвращение домой (Die Heimkehr). 1887 г. Холст, масло. 78 x 100 см.
Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Автопортрет в Портретной галерее Вазари. 1898 г. Холст, масло. 40 х 54 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Картины Арнольда Бёклина, необычно насыщенны по цвету и плотны по тону. В них присутствует вымышленный художником мир, часто нарочито таинственный. Бёклин решительно порвал с академической живописью и натурализмом, доминировавшим в изобразительном искусстве второй половины XIX века. Вначале Бёклин писал романтические пейзажи с мифологическими фигурами, затем фантастические сцены с нимфами и морскими чудовищами. Арнольд Бёклин является одним из главных представителей немецкого символизма. Но его второй родиной стала Италия, там он нашёл свой художественный стиль, там же окончил свои дни. Свою самую знаменитую картину «Остров мёртвых», очень немецкую по духу, Бёклин также создал в Италии, во Флоренции. Одна из самых мрачных и тревожных картин европейского символизма отражала романтические настроения того времени, накануне эпохи модерна. Её признали «своей» немецкие романтики и символисты, увидев ней «тевтонский дух».
Арнольд Бёклин (1827-1901). Анджела Паскуччи, римская модель популярного издательства
Fratelli Treves Editori, Милан. 1887 г. Гравюра.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Святой Иоанн, пишущий Евангелие. 1888 г. Дерево, масло. 35 х 35 см.
Собрание Эдуарда Арнхольда. Картина утрачена. Скан из книги.
Арнольд Бёклин (1827-1901), Петер Брукманн. Мать с ребенком. 1888 г. Гипс окрашенный. D=68 см.
Государственные художественные собрания Дрездена (SKD).
Арнольд Бёклин (1827-1901). Морская идиллия. 1887 г. Дерево, масло. 167 х 224 см.
Галерея Бельведер, Вена.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Кентавр в деревенской кузнице. 1888 г. Дерево, масло. 78,5 х 100 см.
Венгерская национальная галерея, Будапешт.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Сусанна и старцы. 1888 г. Холст, масло. 81 х 65 см.
Государственный музей истории искусства и культуры, Олденбург, Германия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Жизнь - короткий сон (лат. Vita Somnium Breve).
1888 г. Холст, масло. 180 х 114 см. Художественный музей Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Гимн весны (Три грации). 1888 г.
Дерево, темпера. 125 х 97 см. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет фрау Мэри Элизабет Эймори Кодман.
1889 г. Дерево, масло. 70,5 x 50 см. Кунстхалле Мангейм, Германия.
Генрих Альфред Шмид. Арнольд Бёклин. Монография.
Издание Benediction Books, США, 2019 г.
ЦЮРИХ, 1885-1892 гг.
В Цюрихе Арнольд Бёклин работал в специально построенной студии, где в 1886 г. создал «Игру наяд» (Художественный музей Базеля). Дружил с Готфридом Келлером, которого он изображает на портрете в 1889 году (не окончен, Кунстхаус Цюриха) и на памятной медали. Совместно работает со скульптором Рихардом Кисслингом и архитектором Альфредом Фридрихом Блунчли. Альберт Вельти становится его учеником и помощником. В 1889 году Бёклин получает степень почетного доктора Цюрихского университета. В 1891 года знакомится с искусствоведом Генрихом Альфредом Шмидом, который позже напишет фундаментальную монографию о Бёклине, впервые изданную в 1919 г., весьма актуальную и переиздающуюся до сих пор. В 1891-1895 гг. работает над триптихом «Венера Прародительница - Vita somnium breve» (Кунстхаус Цюриха), и создает автопортрет 1893 года (Художественный музей Базеля).
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Готфрида Келлера. 1889 г. Рисунок.
Готфрид Келлер (нем. Gottfried Keller, 1819-1890) - швейцарский писатель,
поэт, классик швейцарской литературы. Писал на немецком языке.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Готфрида Келлера. 1889 г.
Дерево, темпера. 81,5 х 55,5 см. Кунстхаус Цюриха.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Памятная медаль к 70-летию Готфрида Келлера. 1889 г.
Бронза. Диаметр 7 см.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Битва на мосту. 1889 г. Дерево, масло. 96 х 149,5 см.
Аукционный дом Koller Auktionen AG, Цюрих, 2019 г. Лот продан за CHF 240.500 швейц. франков.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Битва на мосту (Битва римлян). 1889 г. Дерево, масло. 50 х 61 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2012 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Остров жизни. 1888 г. Красное дерево, масло. 40,1 х 93 см.
Художественный музей Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Остров жизни. Фрагмент. 1888 г.
Красное дерево, масло. Художественный музей Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Сапфо (Калипсо). 1888 г. Дерево (ель), масло. 85,5 х 69 см.
Художественный музей Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Беспокойство и бедность (Sorge und Armut). 1890 г.
Дерево, масло. 68,5 х 117,5 см. Государственный Кунстхалле Карлсруэ.
Портрет Арнольда Бёклина по фотографии С. Кольба. 1890 г.
Цюрихский период Арнольда Бёклина отмечен стремлением к созданию все более монументальных произведений. Были созданы первые многосерийные картины, такие как «Сага о Деве Марии» и «Святой Антоний». В Цюрихе, где Готфрид Келлер был одним из его друзей, он был удостоен звания Почетного доктора университета. В 1888-1890 годах он был членом Федеральной комиссии по искусству. В 1890 году получил почетное гражданство Цюриха. Инсульт, перенесенный в 1892 году, вынудил его отправиться на отдых в Италию. Последние годы своей жизни с 1895 года он провел в Сан-Доменико, недалеко от Фьезоле, где создавал картины, полные мрачной серьезности («Паоло и Франческа», «Война», «Чума»). Бёклин не был любителем Италии в классическом традиционном смысле: он тосковал не по богатой культурой Италии, а по её отдаленным уголкам, вдали от цивилизации. Он занимал конкретную позицию в отношении политической и социальной реальности своего времени.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Триптих «Сага о Деве Марии (Mariensage)». 1890 г. Дерево, масло. 89 x 229 см.
Государственные музеи Берлина, Национальная галерея. Триптих погиб во время Второй мировой войны
в 1941-1943 гг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Триптих «Сага о Деве Марии (Mariensage)». Левая панель. 1890 г.
Дерево, масло. 25,3 x 114 см. Государственные музеи Берлина, Национальная галерея.
Триптих погиб во время Второй мировой войны в 1941-1943 гг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Триптих «Сага о Деве Марии (Mariensage)».
Центральная панель. 1890 г. Дерево, масло. 51,4 x 114 см.
Государственные музеи Берлина, Национальная галерея. Триптих погиб
во время Второй мировой войны в 1941-1943 гг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Триптих «Сага о Деве Марии (Mariensage)». Правая панель.
1890 г. Дерево, масло. 25,3 x 114 см. Государственные музеи Берлина, Национальная галерея.
Триптих погиб во время Второй мировой войны в 1941-1943 гг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Триптих «Сага о Деве Марии (Mariensage)». 1890 г. Дерево, масло. 89 x 229 см.
Государственные музеи Берлина, Национальная галерея. Триптих погиб во время Второй мировой войны
в 1941-1943 гг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Битва кентавров. Иллюстрированный каталог Мюнхенской ежегодной выставки
произведений искусства всех наций. Стеклянный дворец, 1891 г., 3-е издание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Свобода (Helvetia). 1891 г. Дерево (ель), масло, темпера. D=96 см.
Старая национальная галерея, Берлин.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Танец Саломеи (Иродиада). 1891 г.
Гравюра Фрица фон Остини по картине А. Бёклина.
Национальная библиотека Польши, Варшава.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Свидание перед свадьбой. 1890 г.
Дерево, масло. 72 x 52 см. Штеделевский художественный институт
и городская галерея, Франкфурт-на-Майне.
Арнольд Бёклин (1827-1901). В садовой беседке. 1891 г.
Дерево, темпера. 99 x 75 см. Кунстхаус Цюриха.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Венера Анадиомена (Венера, возникающая из пены).
1891 г. Музей Висбадена, находящийся в аренде у Федеративной Республики Германия.
Арнольд Бёклин, его жена и сын Карло. Фотография 1900 г.
Арнольд Бёклин любил путешествовать по Европе, жил в Мюнхене, Флоренции и небольшом швейцарском городке Хоттинген, который находился недалеко от Цюриха, но с 1892 года он поселился недалеко от Флоренции в городке Сан-Доменико. В ознаменование его семидесятилетия в Базеле, Берлине и Гамбурге была проведена ретроспектива его работ.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет мальчика Альбина Риттера де Прибрам-Гладона.
1892 г. Дерево, масло, темпера. 70 x 57 см. Аукцион Christie’s, Женева, 2005 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет мальчика Альбина Риттера де Прибрам-Гладона.
Фрагмент. 1892 г. Дерево, масло, темпера. 70 x 57 см. Аукцион Christie’s, Женева, 2005 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Битва на мосту. 1892 г. Холст на дереве, масло. 99,5 х 142 см.
Собрание Эриха Лессена.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Триптих «Венера Прародительница. Жизнь – короткий сон»
(Vita somnium breve). 1895 г. Холст, масло. 105 х 150 см. Кунстхаус Цюриха.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Триптих «Венера Прародительница. Жизнь – короткий сон»
(Vita somnium breve). Фрагмент. 1895 г. Холст, масло. 105 х 150 см. Кунстхаус Цюриха.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Триптих «Венера Прародительница. Жизнь – короткий сон» (Vita somnium breve). 1895 г. Холст, масло. 105 х 150 см. Кунстхаус Цюриха.
«Венера Прародительница» Арнольда Бёклина (справа) в одном из залов Кунстхаус Цюриха.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Вилла у моря. 1892 г. Холст, масло. 60 х 42 см.
Скан из книги.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Руины замка на крутом скалистом берегу.
1894 г. Замок Шаттенбург, Фельдкирх, Австрия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Святой Антоний проповедует рыбам. 1893 г.
Холст, масло. 152 х 105 см. Кунстхаус Цюриха.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Муза Италии. 1893 г. Красное дерево, масло. 26 x 18 см.
Художественный музей Базеля.
Портрет Арнольда Бёклина. Репродукция из ст. Дж.А. Прейсса. Цюрих, 1896 г.
«Романтизм Бёклина, - писал в начале XX века русский художественный критик С.К. Маковский, - ещё в первое его посещение Италии принял мифологический и исторический характер… Художник натурализует образы классической поэзии, придавая им чисто германский, национальный колорит». Маковский называл метод художника «интимным пантеизмом». Бёклин не давал названий своим картинам, никогда их не подписывал и не датировал. Постоянным покупателем его произведений был немецкий писатель, меценат и коллекционер Адольф Фридрих фон Шак, поддерживавший немецких символистов, он же, вероятно, дал наименования большинству картин Бёклина.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Марии Мейер и Эрнста Гросса. 1893 г. Дерево, масло. 75 x 118 см.
Швейцарский институт искусствоведения (SIK ISEA), Цюрих.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Кающаяся Мария Магдалина. 1895 г. Картон на оргалите, темпера. 36,6 х 36,6 см.
Аукционный дом Koller Auktionen AG, Цюрих, 2019 г. Лот продан за CHF 97.900 швейц. франков.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Паоло и Франческа. 1893 г. Холст, темпера, масло.
110,5 х 80 см. Художественный музей Винтертура, Швейцария.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Ночь. 1895 г. Холст, темпера, масло.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Путто и бабочка. 1895 г. Дерево, темпера. 18,5 x 14,5 см.
Кунстхаус Цюриха.
Путто (итал. putto) - фигура в произведении искусства, изображаемая в виде пухлого ребенка мужского пола, обычно голого и иногда крылатого. Первоначально ограниченная мирскими страстями в символизме, путто стала олицетворять священного херувима, а в искусстве барокко путто стала олицетворять вездесущность Бога.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Война в броне с факелами.
Эскиз стенной росписи. 1896 Дерево, энкаустика. 68 х 76 см.
Частное собрание Э. Арнхольда.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Танцующая женская фигура с букетом цветов.
Эскиз стенной росписи. 1896 г. Дерево, энкаустика. 55 х 44 см.
Частное собрание Э. Арнхольда.
Арнольд Бёклин (1827-1901). У моря. Эскиз стенной росписи. 1896 г. Дерево, энкаустика. 38 х 38 см.
Частное собрание Э. Арнхольда.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Безмолвный лес. Повторение картины 1885 года.
1896 г. Холст, масло. 161 х 51 см. Частное собрание.
Адольф фон Гильдебранд (1847-1921). Бюст Арнольд Бёклина. 1897 г.
Арнольд Беклин - редкое явление среди современных художников в том смысле, что невозможно суммировать его характеристики в одном выражении.В то время как другие художники того времени оглядывались на классические исторические сюжеты прошлого и пытались создать более выдающиеся абстракции, Беклина привлекали мифологические образы, драматичные и экстравагантные, и он погрузился в историю заказного искусства эпохи Возрождения. В результате его работы представляли собой сочетание стилистической и тематической эклектики, как это можно было бы назвать китчем, и живописной традиции.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Улисс и Полифем. 1896 г. Панель, масло, темпера. 66 х 150 см.
Музей изобразительных искусств Бостона, США.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Прибой. 1896 г. Холст, темпера. 40 x 144 см.
Аукционный дом Koller Auktionen AG, Цюрих, 2016 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Видение на море. 1896 г. Холст, масло. 41 х 144 см. Из серии трех панелей
виллы Бёклина Белладжио в Сан-Доменико. Частное собрание.
Арнольд Бёклин в свой студии на вилле Белладжио в Сан Доменико
близ Флоренции. Фотография 1900 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Война. Первая версия. 1896 г. Дерево (липа), масло.
100 x 69,5 см. Государственные художественные собрания Дрездена (SKD).
Арнольд Бёклин (1827-1901). Война. Вторая версия. 1896 г. Дерево, темпера.
222 x 170 см. Кунстхаус Цюриха.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Война. Вторая версия. Фрагмент (1). 1896 г.
Дерево, темпера. Кунстхаус Цюриха.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Война. Вторая версия. Фрагмент (2). 1896 г.
Дерево, темпера. Кунстхаус Цюриха.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Война. Вторая версия. Фрагмент (3). 1896 г.
Дерево, темпера. Кунстхаус Цюриха.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Война. Эскиз. 1896 г. Дерево, темпера. 40 x 33 см.
Кунстхаус Цюриха.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Война. Эскиз. 1897 г. Дерево, тушь, кисть. 40,5 x 32,5 см.
Кунстхаус Цюриха.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Сирена. Иллюстрация к стихотворению в прозе
Цезаря Флайшлена. 1897 г.
Цезарь Флайшлен (1864-1920) - немецкий поэт. Он наиболее известен как автор книги
«Hab' Sonne im Herzen» (Храни солнце в своем сердце), которая была переведена на многие языки.
Искусствовед Адольф Байерсдорфер и Арнольд Бёклин. Фотография 1895 г.
Поздний период
В то время как самый плодовитый период Бёклина начался в 1860-х годах, он не достигнет славы до конца своей жизни, поскольку большую часть своей карьеры он и Анджела были вынуждены вести скромный образ жизни. Однако, когда пришел успех, он был грандиозным, и к моменту своей смерти Бёклин стал одним из самых известных художников в Германии
Работы Бёклина иногда обладали способностью увлекать массы. Но они также стали пробным камнем для многих современных художников, которые были заинтересованы в сочетании странных сюжетов с натуралистическим выражением.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Диана на охоте (с группой женщин и моряков-рыбаков). 1896 г.
Холст, масло. 99,5 х 200,5 см. Музей Орсэ, Париж.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Диана на охоте (с группой женщин и моряков-рыбаков). Фрагмент.
1896 г. Холст, масло. 99,5 х 200,5 см. Музей Орсэ, Париж.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Пейзаж к картине «Диана на охоте». 1885-1892 гг. Холст, масло. 105 х 150 см.
Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Щит с лицом Медузы. Расписной рельеф из папье-маше.
1897 г. Диаметр 61 см. Музей Орсэ, Париж.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Пан и дриады. 1897 г. Холст, масло. 91 х 140 см.
Музей фон дер Хейдта, Вупперталь, Германия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Пан и дриады. Фрагмент (1). 1897 г. Холст, масло.
Музей фон дер Хейдта, Вупперталь, Германия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Дриады. 1897 г. Холст, темпера. 90 х 63 см.
Galerie Knoell AG, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Пан и дриады. Фрагмент (2). 1897 г. Холст, масло.
Музей фон дер Хейдта, Вупперталь, Германия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Пан, поедающий плоды. 1892 г. Холст, масло. 60 х 50 см.
Частное собрание Э. Арнхольда.
Журнал «JUGEND», 1897 г. № 42, посвященный Арнольду Бёклину. Рисунки Макса Клингера.
Плакат к юбилейной выставке Арнольда Бёклина. Кунстхалле, Базель, 1897 г.
Цветная литография. 102 х 61 см. Частное собрание.
Наряду с Фердинандом Ходлером, Максом Клингером и Ловисом Коринтом, Бёклин является одним из главных представителей немецкого символизма, который порвал с доминирующей академической живописью и натурализмом второй половины XIX века. Бёклин также был среди избранных современных художников, которым кельнская шоколадная фабрика Stollwerck предлагала дизайнерские заказы. Символизм Бёклина оказал влияние на «метафизическую живопись» Джорджо де Кирико. Сюрреалисты Сальвадор Дали и Макс Эрнст видели в Бёклине одного из своих предшественников и считали его «гениальным и ироничным художником».
Арнольд Бёклин (1827-1901). Несс и Деянира. 1898 г. Дерево, масло. 104 х 150 см.
Пфальц-галерея (Museum Pfalzgalerie), Кайзерслаутерн, Германия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Фантазии кентавра. 1900 г. Литография. 66 х 78 см. Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). 1. Муза Эвтерпа. 1898 г. Дерево, масло. 150 х 104,5 см. Частное собрание.
2. Святой Павел. 1898 г. Холст на дереве, темпера. 150 х 65 см. Ссудный фонд Марио Мерца, Вадуц, Лихтенштейн.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Чума. 1898 г. Дерево (ель), темпера. 149,5 х 105,1 см.
Художественный музей Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Часовня. 1898 г. Дерево, масло. 94,5 х 70,5 см.
Частное собрание Э. Арнхольда.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Неистовый Роланд. 1901 г. Дерево, темпера, масло. 103 х 150 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Неистовый Роланд. Фрагмент (1). 1901 г. Дерево, темпера, масло.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Неистовый Роланд. Фрагмент (2). 1901 г. Дерево, темпера, масло.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Арнольд Бёклин после приема у доктора Г. Хирта в Мюнхене. 1897 г.
Годы жизни Арнольда Бёклина:
19 октября 1827 года родился в Базеле,
Рим (1850-1857, 1862-1866),
Mюнхен (1858-1860; 1871-1874),
Веймар (1860-1862),
Базель (1866-1871),
Флоренция (1874-1885),
Цюрих (1885-1892),
Фьезоле (1893-1901)
Ханс Сандройтер (1850-1901). Памятная юбилейная медаль Арнольда Бёклина. 1897 г.
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Арнольда Бёклина:
Арнольд Бёклин (1827-1901). Триптих (Слушай, роща вторит песне). Музей Георга Шефера, Швайнфурт.
Собрание Эдуарда Арнхольда, Германия.
Арнольд Бёклин (1827-1901), follower. Саламбо и Мато. 1914 г. Картон, масло. 19,1 х 16,5 см.
Аукцион Chiswick Auctions, Лондон, 2020 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901), атрибуция. Леда и лебедь. Холст, масло. 105,5 х 102,7 см.
Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901), circle. Женщины, купающиеся вечером на юге в сельской местности.
Холст, масло. 16 х 23 см. Аукцион Dorotheum Auction, Зальцбург, 2014 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Петрарка и Лаура. Холст, мпсло. 50,5 х 61,5 см. Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Путти и юный Эрос в лесной долине. Холст, масло.
Художественный музей Северной Каролины, Роли, США.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Путти и юный Сатир в лесной долине. Холст, масло.
Художественный музей Северной Каролины, Роли, США.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет молодой девушки. Холст, масло. 36 х 28 см.
Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Девушка с венком из цветов.
Дерево, масло. 63 x 36,5 см. Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Роща с двумя кипарисами. Холст, масло. 86 х 101 см. Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Пейзаж с виллой на берегу моря.
Холст, масло. 67 x 50,5 см. Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Сад виллы в Фьезоле. Галерея современного искусства,
Палаццо Питти, Флоренция.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Тосканский пейзаж. Галерея современного искусства,
Палаццо Питти, Флоренция.
Арнольд Бёклин (1827-1901), атрибуция. Пинии (Итальянские сосны).
Бумага на картоне, масло. 39 х 29 см. Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Вулкан.
Арнольд Бёклин. Последняя фотография 1901 г.
После инфаркта миокарда в 1892 году Арнольд Бёклин безвыездно жил на своей вилле в Сан Доменико недалеко от Флоренции. Здесь же 16 января 1901 года, будучи в зените мировой славы, художник умирает.
Беклин умер от туберкулеза в возрасте 73 лет во Фьезоле, небольшом городке к северо-востоку от Флоренции, в январе 1902 года и похоронен в Чимитеро Евангелико дельи Аллори на юге Флоренции.
И, наверное, пророчески звучит строка из Горация, выгравированная на могильном памятнике Бёклина:
«Non omnis moriar» – «Нет, весь я не умру…».
Интересно, он сам в это верил?
Надгробие А. Бёклина. Евангелическое кладбище близ Флоренции.
Фердинанд Келлер (1842-1922). Могила Бёклина. 1901-1902 гг.
Государственный Кунстхалле Карлсруэ.
Памятная доска в Базеле «Здесь на этом месте стоял дом, в котором родился Арнольд Бёклин
16 октября 1827 – 16 января 1901 гг.»
НЕКОТОРЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИЗДАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ТВОРЧЕСТВУ АРНОЛЬДА БЁКЛИНА
Арнольд Бёклин. Избранные выдающиеся произведения художника в 40 фотогравюрах. Мюнхен, 1892 г.
1. Генрих Альфред Шмит. Арнольд Бёклин. Монография. 1922 г. 2. Bocklin (German, English and French Edition) Rizzoli; 1st US Edition, 1975 г.
1. Arnold Böcklin, 1827-1901. Réunion des Musées Nationaux. Цена $227 дол. 2. ARNOLD BOCKLIN 1827-1901. Kunstmuseum Basel. Libreria del Riacquisto Libet (Italia). Schwabel & Co., 1977.
ИСТОЧНИКИ
Арнольд Бёклин. Альбом. Автор текста Елена Федотова. Москва,
Издательство «Белый город», 2001 г. – 48 стр., 96 цвет. илл.
Отпечатано в Италии.
Жан Кассу и др. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура.
Литература. Музыка. Пер. с франц. Н.В. Кисловой и НТ. Пахсарьян. Москва,
Издательство «Республика», 1998 г. – 432 стр., илл.