Арнольд Бёклин (1827-1901). Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке.
1871-1874 гг. Холст, масло. 75 х 61 см. Старая национальная галерея, Берлин
В середине XIX века в тематике и стиле творчества Арнольда Бёклина произошли заметные изменения. Ушли в прошлое реалистические и натуралистические пейзажные работы, которые концентрировались на красоте природы; изображения, которые включали очень мало вещей, таких как люди или животные, которые, по его мнению, умаляли бы великолепие природы. Примерно в 1854 году картины Бёклина начали идеализироваться в мифологических сюжетах. К теме смерти художник впервые обратился еще в 1870-е годы, когда в Мюнхене был написан знаменитый «Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке». Сорокапятилетний художник с кистью в руках внимательно прислушивается к мелодии, которую скелет, стоящий за его спиной, наигрывает (лучше - пиликает) над ухом на единственной струне скрипки. На этой натянутой струне держится жизнь художника. От ударов смычка, струна может порваться в любой момент, а вместе с ней оборвется и его жизнь. Жить в подобном напряжении очень трудно, но художнику нужно только так и жить.
Франц Ленбах (1836-1904). Портрет Арнольда Бёклина. 1875 г. Холст, масло. 62 х 50 см.
Национальный музей, Варшава.
ФЛОРЕНЦИЯ, 1874-1885 гг.
Переезд во Флоренцию вызвал финансовые затруднения. Выручали занятия с учениками Гансом Сандройтером и Теофилом Прейсверком. Созданная по заказу Берлинской национальной галереи в 1877-1878 гг. картина «Края блаженных, или Елисейские поля», вызвала неодобрение из-за яркого колорита. В это время Бёклин знакомится с работами прерафаэлитов. В 1880 году арт-дилер Фриц Гурлитт начинает активно продавать картины Бёклина в Берлине. Высокие комиссионные сборы дилера, выступающего в качестве арт-менеджера, раздражали художника. В результате физические недуги требовали многократных лечебных процедур.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Флора, разбрасывающая цветы. 1875 г.
Дерево, масло. 82,5 х 51,5 см. Музей Фолькванг, Эссен, Германия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Тритон, несущий нереиду на спине. 1875 г. Дерево, масло. 41,5 х 66 см.
Художественный музей, Санкт-Галлен, Швейцария.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Тритон и Нереида. 1875 г. Холст, масло. 165 x 205 см.
Б. Национальная галерея, Берлин. В настоящее время местонахождение неизвестно.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Нимфа. 1875 г. Холст, масло.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Нимфа источника. 1874 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Женский портрет с масляной лампой (Персефона/Прозерпина?).
1875 г. Холст, масло. 45 x 37 см. Частное собрание.
На этой картине заметно, что изображена та же модель, что и на картине «Клио» (1875), и тот же типаж, что и на «Весталке» (1874) и позже на «Нимфе, играющей на флейте» (1881). Это идеализированные черты лица старшей дочери Бёклина Клары, чье прекрасное лицо изображено еще на двух портретах и на идеальном портрете в «Меланхолии» (1885-1900).
Арнольд Бёклин (1827-1901). Муза Клио. 1875 г. Холст, масло. 105,5 x 78 см.
Художественный музей Базеля, Швейцария.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Лютнистка. 1875 г. Национальный музей, Вроцлав, Польша.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Фавн, играющий на сиринге. 1875 г.
Холст, масло. 62,5 х 50 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
В 1871 году Беклин создал шесть масок для садового фасада Кунстхалле в Базеле и в том же году до 1874 года проживал в Мюнхене, где в 1872 году написал «Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке». С осени 1874 года по апрель 1885 года он жил во Флоренции, в основном в студии русского художника Владимира Дмитриевича Сверчкова. Именно здесь были созданы пять версий картины «Остров мертвых».
В 1875 году Луи Сассманн-Хеллборн выкупил картину Беклина «Морская идиллия», а также «Тритон и нереида» за 10.000 марок, позже хранящуюся в Национальной галерее и пропавшую без вести в 1945 году.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Весна (Песни весны). 1876 г. Холст, масло.
61,5 х 51,4 см. (без рамы). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Весна (Песни весны). 1876 г. Холст, масло.
61,5 х 51,4 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Весна (Песни весны). Фрагмент. 1876 г. Холст, масло.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Весна. Портрет Клары Брукманн (по мужу),
старшей дочери художника. 1876 г. Дерево (ель), темпера. 60,5 х 47 см.
Художественный музей Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Флора, пробуждающая цветы. 1876 г.
Музей фон дер Хейдта, Вупперталь, Германия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Свадебное путешествие. Первая версия. 1875 г.
Холст, масло. 65 х 49 см. Коллекция полковника М. Фрайхера ван Хейля, Дармштадт.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Свадебное путешествие. Первая версия. 1875 г.
Холст, масло. 65 х 49 см. Коллекция полковника М. Фрайхера ван Хейля, Дармштадт.
Скан из книги 1906 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Свадебное путешествие, или Медовый месяц.
Вторая версия. 1878 г. Холст, темпера. 79 х 60 см.
Старая национальная галерея, Берлин.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Сирены. 1875 г. Холст, темпера. 46 х 31 см.
Старая национальная галерея, Берлин.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Одиночество. 1875 г. Холст, масло. 75,5 x 60,5 см.
Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Харон перевозит души умерших через реку Стикс.
1876 г. Холст, масло. 60 х 46,5 см. Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Германия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет историка искусства Адольфа Байерсдорфера
(1842-1901). 1875 г. Холст, темпера. 38,7 х 30 см. Художественный музей Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Жертвы холеры. Эскиз картины «Холера». 1876 г.
Красноватая бумага, черная кисть с добавлением белил. 26,8 х 42,9 см.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Холера. 1876 г. Рисунок. Музей земли Гессен,
Дармштадт.
Рихард Вагнер на фоне декораций к опере «Зигфрид». Фотография из книги
«The Victrola book of the Opera». 1917 г.
Арнольд Бёклин часто обращался к древним германским легендам, рыцарским романам, эпосу. Так было в 1876 году, когда художник получил заказ на оформление постановки оперы Рихарда Вагнера «Зигфрид». Композитору, жившему в это время в Люцерне, неподалеку от дома Бёклина, наброски декораций понравились, особенно изображение сказочного дракона. И Вагнер захотел, чтобы Бёклин именно таким представил Дракона в опере, премьера которой состоялась в том же году.
Рихард Вагнер (1813-1883). Партитура оперы «Зигфрид», третьей части
тетралогии «Кольцо Нибелунгов». 1876 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Хранитель сокровищ. 1877 г.
Холст, масло. 73,5 х 50 см. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Оплакивание Христа. 1876 г. Дерево, темпера, лак. 164 х 250 см.
Старая национальная галерея, Берлин.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Отшельник. 1877 г. Б. частное собрание, Берлин.
Картина «Морской прибой» написана в 1879 году. Художник обращается к одной из рейнских легенд, рассказывающих о некоей загадочной деве, живущей в скалах над водопадом и заманивающей простодушных путников в пещеру звуками волшебной арфы. В картине поражают мощные, мрачные скалы, потоки воды, льющиеся в темных ущельях, ослепительно сверкающее пятно тела загадочной девы, будто сливающегося с ребристыми расщелинами, что образуют странные, хмурые лица каких-то старцев. Бёклин создает из почти монохромной гаммы образ богатой цветовой наполненности. Серебристая, сверкающая драгоценная ткань, пенящаяся, жемчужная влага и...звучит чарующий голос загадочной Девы скал.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Морской прибой. 1879 г. Дерево, масло. 121 x 82 см.
Старая национальная галерея, Берлин.
К.Д. Флавицкий (1830-1866). Княжна Тараканова. 1864 г. Холст, масло. 245 х 187 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Авторская копия в Пензенской картинной галерее им. К.А. Савицкого. И заметьте,
Флавицкий написал эту картину на 15 лет раньше, чем Бёклин свой «Морской прибой»!
Арнольд Бёклин (1827-1901). Обнаженная фигура. 1877 г.
Холст на дереве, масло. 18 x 10 см. Кунстхаус Цюриха.
Арнольд Бёклин (1827-1901). У источника. 1879 г. Холст, масло. 53 х 78 см.
Германский национальный музей, Нюрнберг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Спящая Диана и два Фавна. 1877-1885 гг. Холст, масло. 77 x 105 см.
Музей Кунстпаласт Дюссельдорфа.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Кентавр у воды, наблюдающий за рыбами. 1878 г.
Холст, масло, темпера. 43 x 70 см. Кунстхаус Цюриха.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Медуза. 1878 г. Дерево, масло. 39 × 37 см.
Германский национальный музей, Нюрнберг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Рельеф с головой Медузы. 1878 г. Гипс. Художественный музей Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Руины виллы у моря. 1878-1880 г. Холст, масло. 109,8 х 155 см.
Музей земли Гессен, Дармштадт.
Арнольд Бёклин. Альбом «Восемь фотогравюр». Издательство Ф. Брукманна, Мюнхен, 1880 г. Формат 51,5 х 37,5 см. Обложка и титульный лист.
По словам Франца Зельгера в его книге 1991 года «Арнольд Бёклин: Остров мертвых, самогероизация и запрет на культуру», тема для этой навязчивой композиции возникла в 1880 году, когда Беклин получил задание написать «картину для сновидений». Начиная с 1880 года, Бёклин разрабатывал мотив «Остров мертвых», свое самое популярное творение. Мари Берне (позже графиня Ориола) заказывает Арнольду Бёклину «картину, о которой можно мечтать» в 1880 году. Бёклин развивает на этом свой самый успешный мотив: видение фантастического острова, которому Фриц Гурлитт дает название «Остров мертвых».
Круг друзей флорентийского периода включал, в частности, Ганса Сандройтера, Теофиля Прейсверка, Ганса фон Марееса, Адольфа фон Хильдебранда, Адольфа Байерсдорфера и Хуго фон Чуди. Финансовое положение Беклина улучшилось благодаря знакомству с берлинским арт-дилером Фрицем Гурлиттом, который обеспечил его жизнь и работу.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Анжелика, освобождаемая драконом
(Руджеро и Анжелика). 1879-1880 гг. Дерево, масло. 82,5 x 55 см.
Государственные музеи Берлина.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Весенний вечер. 1879 г. Дерево, масло. 67,4 х 129,5 см.
Венгерская национальная галерея, Будапешт.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Тритон, дующий в раковину. 1879 г.
Холст, масло. 80,8 х 54,5 см. Государственный музей Нижней Саксонии,
Ганновер, Германия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Святилище Геракла. 1879 г. Бумага на дереве, масло.
102 х 157 см. Силезский национальный художественный музей, Вроцлав, Польша.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Анны Копф в образе Меланхолии. 1879 г.
Холст дублированный, масло. 66,5 x 52 см. Фонд искусства, культуры и истории,
Винтертур, Швейцария.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет фрау Мэри Фидлер. 1879 г.
Холст, масло. 172 x 80 см. Б. Государственные музеи Берлина,
Национальная галерея. В настоящее время местонахождение неизвестно.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Матильды фон Гуайта. 1878 г.
Холст на картоне, масло. 46 х 37,5 см. Аукционный дом Kunst- und
Auktionshaus Wilhelm M. Döbritz, Франкфурт-на-Майне, 2020 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Карл Альтгрейв Сальм-Райффершайдт в возрасте
восьми лет. 1879 г. Дерево, масло. Музей Высочины в замке Тршебич, Чехия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Голова лежащей девушки. 1879 г. Холст, темпера. 9,5 x 17,5 см.
Художественный музей Базеля.
Поручение было получено от американки Марии Берне, вдовы немецкого дипломата Георга фон Берна, родившегося в Америке и который умер от дифтерии в 1865 году.
Все это произошло, когда она посетила в апреле 1880 года студию Бёклина во Флоренции. Находясь в его студии, она увидела незаконченную первую версию этой вызывающей воспоминания картины, которая сейчас хранится в Художественном музее Базеля. Эта первая версия представляет собой картину маслом на холсте размером 110 х 156 см, выполненную по заказу Александра Гюнтера. Название картины, похоже, со временем изменилось, но Беклин по завершении первой версии отправил письмо Гюнтеру и написал: «Наконец-то ”Мертвый остров" готов настолько, что, я думаю, он произведет определенное впечатление...». Бёклин отправил Мари Берне вторую версию уже 23 июня того же года,
Арнольд Бёклин (1827-1901). Остров мертвых. Первая версия. 1880 г. Холст, масло. 110,9 x 156,4 см.
Художественный музей Базеля.
В основе идеи картины лежит остров Гробниц, окруженный кипарисами. Справа и слева от этого своеобразного острова виден морской горизонт, что делает его еще более пустынным. Лодка скользит по воде, неся гроб, установленный поперек, видна загадочная фигура в белом со спины и паромщик. По-видимому, фигура в белом – это сама вдова, сопровождающая гроб с покойным мужем в царство мертвых. Скалистый остров с центральной группой деревьев выглядит как священный район в древней языческой традиции.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Руины у моря (1). 1880 г. Холст, масло. 100 х 142,5 см.
Художественный музей Аргау (Кунстхаус), Швейцария.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Руины у моря (2). 1881 г. Холст, масло. 111 x 82 см.
Художественный музей Кливленда, США.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Остров мертвых. Холст, масло.
41 x 26 см.; 57 x 42 см. (рама). Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Морской прибой. 1879 г. ДВП, масло. 107 х 156 см. Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Семейство тритонов. 1880 г. Холст, масло. 99 х 143 см.
Б. Художественный музей Магдебурга, Германия. Картина утрачена.
Это произведение доступно в виде цветной печати и также известно под названием «Семья тритонов».
Арнольд Бёклин (1827-1901). Семья тритонов. Фрагмент. 1880 г. Холст, масло.
Б. Художественный музей Магдебурга. Картина утрачена.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Пробуждение весны. 1880 г. Холст, масло, темпера. 67,5 x 130,5 см.
Кунстхаус Цюриха.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Святая Екатерина. 1880 г. Дерево, масло.
44 x 29 см. Аукцион KOLLER Auctionen AG, Цюрих, 2018 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Нимфа, играющая на флейте. 1881 г.
Дерево, масло, 81 x 55 см. Государственный музей земли Гессен, Дармштадт.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Надежда (Die Hoffung). 1880 г.
Дерево, темпера, лак. 34 х 25 см. Частное собрание, Швейцария.
Так что же заставило Бёклина написать такую мрачную картину, как «Остров мертвых»? Возможно, ответ кроется в книге 1909 года, которую его сын Карло написал в соавторстве с Фердинандом Рункелем. Его сын писал о физическом и психическом здоровье своего отца, необходимых ему, чтобы продолжать заниматься живописью:
«Летом 1880 года болезненные недуги отца вызвали серьезную нервную депрессию. К отсутствию интереса к работе у него добавились усталость и такая глубокая меланхолия, что окружающие всерьез беспокоились о нем. Тщетно изыскивались всевозможные средства… В качестве последнего средства его обеспокоенной супруге пришла в голову идея сменить обстановку, и Бёклин, который всегда был странником и черпал свое лучшее художественное вдохновение в сельской местности, подхватил эту идею с быстро оживающим настроением. В компании своего ученика Фридриха Альберта Шмидта он отправился в июле на Искью, восхитительный остров у побережья Неаполя, и искал облегчения своих страданий под сияющим солнцем самого красивого летнего неба и в голубых волнах залива… Депрессивное настроение Бёклина в то время было настолько сильным, что в свои бесконечные часы агонии он, кажется, часто рассматривал идею свести счеты с жизнью. Одна только боль не привела бы в уныние этого могущественного человека, но ревматическое воспаление суставов также поразило его правое плечо и Бёклин мог направлять кисть только с большой болью и с большим усилием...»
Арнольд Бёклин (1827-1901). Остров мёртвых. Вторая версия. 1880 г. Холст, масло. 73,7 х 121,9 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Руины на скале. 1881 г. Холст, масло. 114,6 х 75,6 см.
Художественный музей Принстонского университета, штат Нью-Джерси, США.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Эскиз фрески «Триптих - Свет во тьме» (Ferris lux in Tenebras)
для Силезского музея изящных искусств во Вроцлаве. 1881 г. Холст, масло. 242 x 426 см.
Старая национальная галерея, Берлин.
В конце 1880 года Бёклина попросили создать два триптиха фресок для лестницы недавно построенного Силезского музея изящных искусств во Вроцлаве. Живописными темами должны были стать пробуждение культуры в Силезии под влиянием христианства и расцвет искусства в свете этого. Бёклин выполнил в большом эскизе только первую из тем: под названием «Триптих - Свет во тьме» он изображает Христа в образе аполлинического бога света в окружении апостолов Павла и Иоанна. Две боковых панели, построенные на живописном контрасте тьмы и света, изображают слева «Ночь язычества» со священной рощей, жертвенным камнем и священниками, отступающими в страхе перед божественным светом, а справа - толпу, уже пробудившуюся, очарованную прозрением Христа.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Источник в скалистом ущелье. 1881 г.
Холст, масло. 84,5 х 59,4 см. Центр Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Летний день. 1881 г. Красное дерево, масло. 61 x 50 см.
Государственные художественные собрания Дрездена. Галерея новых мастеров.
Очень красивый пейзаж Бёклина и многие художники повторяли его в том или ином виде:
Чарльз Уолтер Стетсон (1858-1911). После купания. 1910 г.
Холст, масло. 172,4 х 101 см.
Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон.
Н.П. Крымов (1884-1958). Купальщицы. 1927 г. Бумага на картоне, масло. 12,5 х 17,5 см.
Собрание П.Н. Крылова, Москва.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Истина. 1881 г. 27,4 х 21,8 см.
Баварские государственные собрания картин, Мюнхен.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Фоторепродукция портрета неизвестной женщины
Паскуччи (жены художника?). 1880-1885 г. Портрет экспонировался в итальянской секции
на Всемирной выставке в Антверпене, 1885 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Живопись и поэзия. 1881-1882 г. Открытка.
Издание Ф. Брукманна, Мюнхен. Частное собрание Вроцлав.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Драма. 1882 г. Дерево, масло. 81,5 х 55 см.
Б. собрание доктора Г. Арнштадта, Дрезден.
Арнольд Бёклин. Фотография 1880-е гг.
На второй версии картины, которая была подарена Мари Берне, видна фигура вдовы, одетая в белое, сопровождающая задрапированный гроб своего мужа. Лодка направляется к скалистому острову с его высокими утесами, в которых высечены гробницы. Эта вторая версия была написана маслом по дереву и немного меньше первой версии, размером 74 x 122 см. Она была куплена Музеем искусств Метрополитен в Нью-Йорке в 1926 году.
Третий вариант картины «Остров мёртвых» (1883) в 1933 году приобрёл Адольф Гитлер. Фюрер считал Бёклина «своим художником» за «истинно тевтонский дух». Картина сначала находилась в его личной резиденции в Бергхофе, а после 1940 года украшала кабинет Рейхсканцелярии в Берлине. Кроме неё в коллекции Гитлера находилось ещё десять произведений Бёклина.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Остров мертвых. Третья версия (1). 1883 г. Холст, масло. 80 х 150 см.
Старая национальная галерея, Берлин.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Остров мертвых. Третья версия (2). 1883 г. Холст, масло. 80 х 150 см.
Старая национальная галерея, Берлин.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Прикованный Прометей. 1882 г. Холст, масло. 115,5 х 150,5 см.
Коллекция Музея Moderna Art Barilla, Парма, Италия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Прикованный Прометей. 1885 г. Дерево, масло. 98,5 x 125 см.
Музей земли Гессен, Дармштадт.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Священная роща. 1882 г. Холст, масло. 105 х 150,6 см.
Художественный музей Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Готы на марше (Готы на пути в Италию). 1881 г.
Холст, масло. 100,5 х 141,5 см. Художественный музей Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Битва на мосту. 1882-1885 гг.
Красное дерево, масло. 61 х 50 см. Художественный музей Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Авантюрист (Искатель приключений). 1882 г.
Холст, темпера. 116 х 150,5 cм. Бременская художественная галерея (Кунстхалле), Германия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). В море. 1883 г. Панель, масло. 86,5 х 115 см. Институт искусств Чикаго.
Арнольд Бёклин (1827-1901). В море. Фрагмент. 1883 г. Панель, масло. Институт искусств Чикаго.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Пара кентавров. 1883 г. Музей в Герлице, Германия.
Иллюстрация из книги «Basler Jahrbuch», 1955 г. Статья «Arnold Böcklin und die Antike».
Репродукции картин Бёклина, главным образом «Острова мёртвых», были очень популярны в Европе в начале XX века. Владимир Набоков в романе «Отчаяние» (1934) заметил, что их можно «найти в каждом берлинском доме». «Остров мёртвых» вдохновлял писателей, поэтов и музыкантов. Очень тонко ощутил музыкальность этого полотна Сергей Рахманинов. Он любил произведения Бёклина, а эта картина особенно глубоко трогала его душу. Характер выражения чувств и эмоций, свойственный художнику, был близок и понятен ему - музыканту. В 1909 году под впечатлением от картины Бёклина «Остров мертвых» Рахманинов написал одноименную симфоническую поэму. Свою виллу «Сенар» на озере в Швейцарии Рахманинов выстроил по подобию виллы, изображенной на картине Бёклина. Она тоже высилась на скале (для этого даже взрывали горные породы вокруг). Она тоже рождала чувство изолированности от мира, некоего парения над ним, необходимого творческому гению.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Остров мёртвых. Четвертая версия. 1884 г. Медь, масло. 81 х 151 см.
Четвертая версия, написанная на медном листе, была куплена немецким банкиром Августом Тиссеном.
Она была уничтожена при бомбежке Роттердама во время Второй мировой войны.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Остров мертвых. Пятая версия. 1886 г. Холст, масло. 80 х 150 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Цзе Ма (род.~1990, КНР). Футуристический пейзаж. Остров мертвых. Шестая версия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Весенний день (Три возраста жизни). 1883 г. Панель, масло. 103 х 150 см.
Художественный музей, Берн, Швейцария.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Игра в волнах. 1883 г. Холст, масло. 180 х 238 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Еще одна картина, получившая большую известность к моменту смерти Бёклина, «Игра в волнах», демонстрирует непочтительный подход художника к своим классическим источникам. Фигуры в волнах, кажется, созданы по образцу Тритона, морского бога и русалки из греческой мифологии, но для изображенной сцены нет никакой мифической основы. Вместо этого картина напоминает инцидент, свидетелем которого Бёклин стал во время отпуска на итальянском побережье, когда его друг, зоолог Антон Дорн, удивил группу женщин-купальщиц, приблизившись к ним под водой и внезапно вынырнув на поверхность.
Несмотря на то, что этот сюжет посвящен греческой мифологии, изображение не просто легкомысленно. Цветовая палитра мрачная и меланхоличная, а страх на лице женщины кажется достаточно реальным. Комико-гротескное качество картины было отмечено многими критиками в конце XIX века, включая Корнелиуса Гурлитта, который выразил энтузиазм немецкой публики в целом, назвав «Игру на волнах» «одним из величайших достижений нашего века». Т.о., опираясь на классическое прошлое, Бёклин положил начало целой традиции комического-гротеска в последующем немецком искусстве, проявившейся во многих работах экспрессионистского движения.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Игра в волнах. Фрагмент. 1883 г. Холст, масло. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Пан в хороводе детей. 1884 г. Красное дерево, смешанная техника. 79 х 100,1 см.
Музей Фолькванг, Эссен, Германия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Пан в хороводе детей. Вариант. 1900 г. Дерево, масло.
Из собрания Эдуарда Арнхольда.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Святилище Геркулеса. 1884 г. Дерево, масло. 113,8 x 180,5 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Приусадебный участок ранней весной (Не окончен). 1884 г.
Дерево, масло. 54 х 72 см. Старая национальная галерея, Берлин.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Отшельник, играющий на скрипке. 1884 г.
Дерево, масло. 90 х 69 см. Старая национальная галерея, Берлин.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Одиссей и Калипсо. 1883 г. Красное дерево, масло. 103,5 х 149,8 см.
Художественный музей Базеля.
Большая часть творчества Бёклина состоит из морских пейзажей, многие из которых переосмысливают классические мотивы с непристойной энергией Питера Пауля Рубенса, чьи телесные обнаженные натуры, вероятно, повлияли на картины Бёклина, Однако, в таких произведениях, как «Одиссей и Калипсо», Бёклин представляет нам более скорбный, загадочный образ. В «Одиссее» Гомера нимфа Калипсо гипнотизирует героя Одиссея своей музыкой, прежде чем задержать его на своем острове на семь лет. Настроение этого произведения более мрачное и таинственное, чем у большей части работ Бёклина. Темная масса скалы в центре кадра означает, что в визуальном плане мрак и тень доминируют в сцене. Впечатление психологической напряженности картины усиливается этими слегка сюрреалистическими аспектами ее композиции.
Таким образом, такие работы, как «Одиссей и Калипсо», показывают, почему живопись Бёклина оказала такое влияние на художников ХХ века, таких как художник-метафизик Джорджо де Кирико, который часто помещал изолированные фигуры и статуи в странные, пустынные пейзажи, а также на сюрреалистов, таких как Сальвадор Дали и Макс Эрнст.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Одиссей и Калипсо. Фрагмент. 1883 г.
Красное дерево, масло. Художественный музей Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Бог-отец, указывающий Адаму дорогу в Рай. 1884 г. Дерево, темпера. 87 х 121 см.
Музей искусств и истории культуры, Дортмунд, Германия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Корнелии Бёклин-Эллери. 1885 г.
Холст, масло. 80,5 х 66,5 см. Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Мориц-Каро. 1885 г.
Дерево, масло. 81,5 х 55 см. Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Спящая нимфа и два фавна. 1884 г. Дерево, масло. 70 × 90 см.
Музей Ван Гога, Амстердам.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Безмолвный лес. 1885 г. Холст, масло. 73 х 58,5 см.
Национальный музей, Познань, Польша.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Безмолвный лес. Фрагмент. 1885 г. Холст, масло.
Национальный музей, Познань, Польша.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Вакханалия. 1885 г. Дерево, масло. 64 x 107 см. Институт истории искусств, Цюрих.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Праздник жертвоприношения. 1885 г. Дерево (дуб), масло. 35,6 х 54 см.
Германский национальный музей, Нюрнберг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Меланхолия. 1885-1900 г.
Дерево (липа), масло. 142,3 x 100 см. Художественный музей Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Автопортрет. Конец 1870-х гг. Холст, масло.
В начале 1880-х годов Арнольд Бёклин наносит визит вежливости к Рихарду Вагнеру в Неаполь. Создает многочисленные картины, в том числе «Авантюрист» (1882, Кунстхалле Бремен), «Священная роща» (1882, Музей Базеля), «Одиссей и Калипсо» (1883, Художественный музей Базеля) и другие, а также у художника наблюдается тенденция к повторению и изменению прежних мотивов. В 1884 году Бёклин избирается членом Берлинской королевской академии художеств.
Арнольд Бёклин. Альбом. Автор текста Елена Федотова. Москва,
Издательство «Белый город», 2001 г. – 48 стр., 96 цвет. илл.
Отпечатано в Италии.
Жан Кассу и др. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура.
Литература. Музыка. Пер. с франц. Н.В. Кисловой и НТ. Пахсарьян. Москва,
Издательство «Республика», 1998 г. – 432 стр., илл.