Арнольд Бёклин (1827-1901). Автопортрет. 1873 г. Холст, масло. 61 х 48,9 см.
Гамбургский Кунстхалле.
Арнольд Бёклин (1827-1901) - один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века. Символистский характер живописи Бёклина, очевидный к 1870 году, выражается в появлении во многих его произведениях мифологических существ – сирен, тритонов, наяд, единорогов, сатиров и кентавров. Его пейзажи окутаны некой тайной и кажутся фантастическими видениями, оставаясь в то же время вполне реальными. Об этом пишет в 1886 году французский поэт-символист Жюль Лафорг: «Поражает цельность его грезы, безоглядность фантазии, безупречная естественность в сверхъестественном». А к 1860-1870-м годам относится появление наиболее значительной и загадочной серии Бёклина из пяти картин «Вилла у моря».
Арнольд Бёклин. Фотография 1869 г.
В 1850 году Арнольд Бёклин переехал в Рим, где начал писать свои картины в Римской Кампанье. Бёклин не давал названий своим картинам, никогда их не подписывал и не датировал. Даже относительно простые пейзажи начинают приобретать ощущение чего-то другого. В своем «Римском пейзаже» 1852 года Бёклин использует более драматичное освещение. Его темный лес действительно очень темный, это не то место, куда можно пойти в одиночку. У подножия большого дерева справа находится фигура, которая кажется раздевающейся женщиной, как будто она собирается искупаться в окружающем мраке.
Арнольд Беклин (1827-1901). Римский пейзаж. 1852 г. Холст, масло, 74,5 х 72,4 см.
Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Когда Бёклин был в Риме, в 1853 году он женился и начал обеспечивать там свою многодетную семью. Однако шесть лет спустя он чуть не умер от тифа. К тому времени его мифологические картины получили признание критиков, и он был назначен профессором живописи Веймарской школы искусств в Германии. Он пробыл там два года, прежде чем снова вернулся в Рим в 1862 году, где начал работу над своей первой крупной пейзажной и самой загадочной серией картин «Вилла у моря». В этой серии Бёклин передал атмосферу, предвосхищающую трагедию. Силы природы - море, ветер, прибрежные скалы, выступающие в море, - властвуют над жизнью человека. Люди хрупки и беззащитны на фоне стихии природы, как и сама человеческая жизнь.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Вилла на берегу моря. Эскиз. 1863 г. Холст, масло. 62,1 х 74,3 см.
Новая Пинакотека, Мюнхен.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Вилла у моря. Эскиз. 1864 г. Штеделевский художественный институт
и городская галерея, Франкфурт-на-Майне.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Вилла у моря. Первая версия. 1864 г. Холст, смола и воск. 124,5 х 174,5 см.
Галерея Шака (нем. Schackgalerie), Мюнхен, Германия.
Бёклин написал свою первую версию «Виллы у моря» в 1864 году, используя смесь энкаустических (восковых) красок и смол. К сожалению, картина не очень хорошо сохранилась, но на ней хорошо видна древнеримская вилла у кромки воды. Рядом с виллой находится небольшая бухта, где стоит женщина и смотрит на море перед собой.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Вилла у моря. Вторая версия. 1865 г. Холст, масло. 123 x 173 см.
Галерея Шака, Мюнхен.
Арнольд Бёклин написал вторую версию «Виллы у моря» в следующем году, используя более традиционные масляные краски, что делает ее более читаемой. Здесь вилла выглядит заросшей и частично разрушенной, ее кипарисы и другие деревья склоняются в сторону от преобладающего ветра. Женщина, одетая в черное, сейчас подпирает голову одной рукой и смотрит на море.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Вилла у моря. Третья версия. 1871-1874 гг. Холст, масло. 108 x 154 см.
Штеделевский художественный институт и городская галерея, Франкфурт-на-Майне.
В другой версии, написанной между 1871-1874 годами, которая сейчас находится в Штеделевском институте во Франкфурте, на небе виден свет, с полосой облаков, освещенных последними лучами заходящего солнца. Хотя сад на вилле хорошо ухожен, он выглядит в гораздо лучшем состоянии, и женщина все еще стоит, глядя на море.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Вилла у моря. Четвертая версия. 1878 г. Холст, масло. 110 х 160 см.
Художественный музей Винтертура, Швейцария.
Швейцарский критик и художник Уильям Риттер в 1895 году опубликовал исследование, в котором говорится, что сюжет «Виллы у моря» повествуют об Ифигении в Тавриде. Хотя Риттер, по-видимому, консультировался с художником, сам Бёклин, как известно, не подтвердил это, и ни в одной из версий его картин нет никаких конкретных подсказок.
Арнольд Бёклин (1827-1901), circle. Вилла у моря. Дерево, масло. 37,5 х 46 см.
Аукционный дом Düsseldorfer Auktionshaus, Дюссельдорф, 2011 г.
Ифигения была дочерью Агамемнона и Клитемнестры, которую должны были принести в жертву, чтобы дать греческому флоту попутный ветер и чтобы они могли напасть на Трою. Нет никаких подтвержденных сведений о ее судьбе, но по одной из версий ей сохранили жизнь, и она была спасена, чтобы стать жрицей Артемиды на Тавриде. Там она ждала прибытия моряков, которых должны были захватить в плен, чтобы принести в жертву Артемиде.
Таким образом, картина была как бы сосредоточена на ожидании смерти и течении времени, что, по крайней мере, согласуется с тем, что изобразил Беклин. Мы можем только догадываться, было ли это преднамерением художника.
И еще два эскиза антуража этой виллы...
Арнольд Бёклин (1827-1901). Итальянская вилла весной. 1870-е гг. Холст, масло. 80 х 102 см.
Галерея Шака, Мюнхен.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Итальянская вилла весной. 1868 г. Холст, темпера. 49 х 79 см.
Музей земли Гессен, Дармшадт, Германия.
Непоседа Арнольд Бёклин продолжал перемещаться между Германией, Швейцарией и Италией. В 1866 году он вернулся в Базель, а затем в 1871 году отправился в Мюнхен, где написал последнюю, можно сказать пятую версию, относящуюся к сюжету «Вилла у моря».
Арнольд Беклин (1827-1901). Горный замок с обозом воинов. 1871 г. Холст, масло. 76 x 109 см.
Художественный музей Аргау, Швейцария.
В его «Горном замке с обозом воинов» 1871 года небольшая группа воинов, одетых в алое, поднимается по тропе к древнему замку, возвышающемуся над долиной. Внизу под ними, среди зарослей кипарисов, находится вилла. Нет никаких других подсказок относительно лежащего в основе повествования. см. Таинственные места Арнольда Бёклина 1
Граф Адольф Фридрих фон Шак.
В 1860-1862 годах Арнольд Бёклин при поддержке графа Адольфа Фридриха фон Шака преподавал в качестве профессора Саксонской Велико-герцогской школы искусств в Веймаре, где он познакомился с художниками Францем Ленбахом и Рейнхольдом Бегасом. В 1861 году он был в Риме и посетил Неаполь и Помпеи. Именно в этот период он завершил свой безошибочный стиль с четкими контурами и интенсивной яркостью своих красок, с помощью которых он иллюстрировал мир мифологических существ в своих картинах. В 1866 году Бёклин вернулся в Базель из Рима. В 1868 году Якоб Буркхардт поручил ему оформить садовый павильон в своем доме в Базеле фресками для Карла Сарасена-Сове.
Арнольд Беклин (1827-1901). Арнольд Бёклин и его жена. 1863 г. Холст, масло. 63 х 49 см.
Старая национальная галерея, Берлин.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Анджела Бёклин в красном головном уборе. 1863 г.
Дерево, темпера воск. 41 х 32 см. Старая национальная галерея, Берлин.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Идеальный портрет Анджелы Бёклин (1836-1915)
в образе музы. 1863 г. Холст, масло. 70 x 57,5 см.
Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Донна Клара. 1863 г. Холст, масло. 62 х 49 см.
Собрание тайного советника Эдуарда Арнхольда, Берлин.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Анджела Бёклин. 1863 г. Дерево, масло. 41 x 32,5 см.
Художественный музей Винтертура, Швейцария.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Анджелы Бёклин. 1863 г. Холст, масло, темпера.
46 x 37 см. Аукцион Christie’s, Женева, 2005 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Анджела Бёклин в черной вуали. 1863 г.
Холст, масло. 19 x 14 см. Аукцион KOLLER Auktionen AG, Цюрих, 2006 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Маргариты Антуанетты Моли-Шерма. 1865 г.
Холст, масло. 28 x 22 см. Аукцион Sotheby’s, Цюрих, 2013 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Римлянка с черной вуалью. 1863-1865 гг.
Бумага, акварель. 15,5 х 12,2 см. Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет дочери Лючии (1861-1868). 1964 г.
Медь, масло. 26,3 х 21,8 см. Музей изобразительных искусств, Базель.
В 1863 году у четы Бёклин, изображенной на полотне «Бёклин и его жена», было трое детей, а в 1876 году – уже девять, больше, чем в семье его отца. «У меня много детей и много с ними радостных минут, но и работы», - говорил художник. Он написал портрет каждого из них. Живые и непосредственные образы сына Арнольда (1861) и дочери Лючии (1864) – лучшие детские портреты художника. Лючия родилась в Веймаре, и судьба этой прелестной трехлетней девочки, изображенной на портрете, оказалась трагичной: в 1868 году в результате несчастного случая во время игры на матче она упала и скончалась от сильного удара головой. Образ Лючии удивительно трогателен, с большой теплотой передан ее характер, грусть читается во взгляде больших серьезных глаз.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Римлянка (Молодая женщина в профиль слева). 1864 г.
Бумага, акварель, мел, воск. 45,3 x 37,5 см. Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Голова римлянина. 1863 г. Холст, масло. 46,5 x 36,5 см.
Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет скульптора Йозефа фон Копфа (1827-1903).
1863 г. Картон, темпера, воск. 40 х 32 см. Старая национальная галерея, Берлин.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Августо Фрателли. 1864 г. Холст, масло. 52 х 43 см.
Гамбургский Кунстхалле.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Римский пейзаж с мостом. 1863 г.
Холст, масло. 44,5 х 35 см. Гамбургский Кунстхалле.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Римский пейзаж с фонтаном. 1863 г. Холст дублированный, масло.
32,4 х 46,1 см. Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Пейзаж с купающимися нимфами. 1863-1866 гг. Холст, масло. 20 х 36 см.
Художественный музей Винтертура, Швейцария.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Женщина-пастушка. 1864 г. Холст, масло. 62 х 52,8 см.
Галерея Шака, Мюнхен.
РИМ, 1862-1866 гг.
С Римом у Бёклина связывались надежды зарабатывать на жизнь продажей картин. В круг друзей входят Ансельм Фейербах, Ганс фон Маре, Отто и Матильда Везендонки, граф Цеппелин, а также Рудольф Шик, ученик, помощник и летописец в 1865-1869 годах. Бёклин изучает полихромию древнего искусства на основе помпейских фресок. Изучает шедевры Рафаэля. Пробует использовать восковые краски. Мюнхенский граф Адольф Фридрих фон Шак становится коллекционером живописи Арнольда Бёклина, для которого он до 1874 года создал шестнадцать картин, в том числе две версии «Виллы у моря» (1864, 1864-1865).
Арнольд Бёклин (1827-1901). Жена художника. 1866 г. Холст, масло. 25,5 х 20 см.
Собрание тайного советника Эдуарда Арнхольда, Берлин.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Виола (Анютины глазки). 1866 г.
Шифер (сланец), масло. 74,5 x 58 см.
Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Жалобы пастушка (Дафна и Амарилис). 1866 г.
Холст, масло. 137,9 х 100,4 см. Галерея Шака, Мюнхен.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Фавн, подражающий свисту дрозда. 1863 г.
Холст, масло. 46,5 х 36 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Фавн, подражающий свисту дрозда. 1864-1865 гг.
Холст, масло. 48,8 х 49 см. Музей земли Нижняя Саксония, Ганновер.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Отшельник. 1863 г. Холст, масло. 106 х 57,8 см.
Галерея Шака, Мюнхен.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Идиллия. 1866 г. Холст, масло. 73 х 98 см. Кунстхаус, Цюрих.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Девушка и юноша, собирающие цветы. 1866 г.
Холст, темпера. 62 x 50 см. Кунстхаус, Цюрих.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Нимфа у источника с рогом изобилия (Флора). 1866 г. 1. Дерево, темпера. 46x42 см.
2. Ореховое дерево, масло. 48х41 см. Музей изобразительных искусств, Базель.
Как воспоминание о Золотом веке античности Бёклин создает несколько ностальгических картин под названием «Таверна в Древнем Риме» (1865-1866). Эти жанровые сценки на фоне римского пейзажа с белыми античными постройками выглядят нетипичными на фоне произведений живописи Салона. О них метко сказал Шарль Бодлер: «Они представляют заурядные будни в греческих или римских декорациях». В картинах неуловимо соприкасаются мир реальный и мир вымысла, воспоминания о прошлом не нарушены и сюжет не приобретает оттенка натурализма.
В России в это время по тем же причинам Федор Михайлович Достоевский уповает на возвращение Золотого века, что был, а значит - и будет.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Таверна в Древнем Риме. 1866 г. Холст, темпера. 44,2 x 62,4 см.
Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Древнеримская винная таверна. 1865 г. Дерево, масло. 63,8 х 98,4 см.
Галерея Шака, Мюнхен.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Древнеримская винная таверна. 1868 г. Холст, масло. 65 х 97 см.
Государственный Кунстхалле Карлсруэ.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Храм Вакха. 1865-1868 гг. Коллекция издательства De Agostini Editore.
Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Дети, вырезающие майские свистки (Весенняя песня). 1865 г.
Холст, масло. 64,5 x 96,5 см. Художественный музей Винтертура, Швейцария.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Майский праздник в Древнем Риме. 1872 г.
Холст, масло. 75,7 × 61,6 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Боги Греции. 1866 г. Холст, масло. 269 x 184 см.
Национальная галерея Берлина.
Из Рима Бёклин с семьей вернулся в Базель в 1866 году. Якоб Буркхардт в 1868 году поручил ему украсить садовый павильон дома графа Карла Сарасен-Сове, члена Муниципалитета в Базеле тремя фресками. Бёклин призвал Рудольфа Шика помочь ему в его исполнении. В течение двух месяцев были завершены три фрески: «Отдых на пути в Египет», «Царь Давид с арфой» и «Хождение в Эммаус». Сейчас они находятся в Художественном музее Базеля.
Ганс Сандройтер был ближайшим учеником Беклина; некоторые критики еще при жизни обвиняли его в том, что он эпигон Бёклина.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Фрески в садовом павильоне советника Карла Сарасен-Сове .
Базель, 1866-1874 гг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Отдых на пути в Египет. Левое изображение фресок из садового павильона
советника Карла Сарасен-Сове. 1868 г. Фреска, переведенная на холст. 231 х 301,5 см.
Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Царь Давид с арфой. Центральная часть
фресок из садового павильона советника Карла Сарасен-Сове. 1868 г.
Фреска, переведенная на холст. 230,5 x 133 см.
Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Хождение в Эммаус. Правое изображение фресок из садового павильона
советника Карла Сарасен-Сове. 1868 г. Фреска, переведенная на холст. 230,5 x 301.5 см.
Музей изобразительных искусств, Базель.
Вы, конечно все помните этот эпизод из Евангелия от Луки, когда последователь Иисуса из Назарета по имени Клеопа и еще один неназванный путешественник покидают Иерусалим и направляются в город Эммаус в день воскресения Иисуса. По пути два путешественника встречают неназванного человека, который спрашивает о событиях, произошедших за последние несколько дней в Иерусалиме и касающихся Иисуса из Назарета. Клеопа и его спутник описывают события той недели. Они рассказывают о суде над Иисусом, распятии и погребении. Они также рассказывают, что некоторые женщины, последовавшие за Иисусом, обнаружили пустую гробницу, в которой был похоронен Иисус. Когда трое путешественников добираются до Эммауса, они разделяют трапезу. Во время благословения трапезы Клеопе и его спутнику открывается, что неназванный человек, который сопровождал их, не кто иной, как Иисус, которого Бог воскресил из мертвых.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Хождение в Эммаус. Вторая версия. 1868 г. Холст, масло. 94 х 139,5 см.
Галерея Шака, Мюнхен.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Хождение в Эммаус. Эскиз фрески для садового павильона советника
Карла Сарасен-Сове. 1868 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Священная роща. 1871 г. Холст, масло. 80,5 х 103,1 см.
Галерея Шака, Мюнхен.
БАЗЕЛЬ, 1866-1871 гг.
В эти годы у Арнольда Бёклина значительно увеличивается количество заказных портретов. В 1868 году он работает над шедеврами «Весна любви (Источник весны)» (Дармштадт, Государственный музей Гессена) и над «Оплакиванием Марии Магдалины у тела Христа» (Музей Базеля). Известно, что Бёклина очень интересовала живопись старых немецких мастеров. Последняя картина навеяна работой Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос» (1521-1522), кстати, она также находится в музее Базеля. Картина Ганса Гольбейна шокировала и завораживала. Это оказало неизгладимое влияние на многих художников. Однако произведение Бёклина решено в ином ключе, ему чужды беспощадный реализм Гольбейна, оно не вызывает потрясения. Разметавшееся черное траурное покрывало Марии Магдалины оттеняет холодную белизну мертвого тела Спасителя. Верная последовательница Иисуса, она была одной из свидетельниц его погребения. Жест отчаяния святой, усиливающий драматизм сцены, кажется нарочитым, неестественным. Всей работе присущи салонный мелодраматизм и пафос.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Плач Марии Магдалины над телом Христа. 1867 г. Холст, масло. 85,6 х 150 см.
Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Плач Марии Магдалины над телом Христа. Фрагмент (1). 1867 г. Холст, масло.
Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Плач Марии Магдалины над телом Христа. Фрагмент (2).
1867 г. Холст, масло. Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). «Охотница». 1869-1871 гг. Холст, темпера.
67,5 x 52,5 см. Германский национальный музей, Нюрнберг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Весна любви (Источник Весны). 1868 г.
Холст, масло. 220 х 136 см. Музей земли Гессен, Дармштадт.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Читающий Петрарка (Петрарка у источника Воклюз). Эскиз. 1863-1864 гг.
Холст, темпера, масло. 60 х 93 см. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Петрарка у источника Воклюз. 1867 г. Холст, масло. 128 x 192,5 см.
Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет профессора Фрица Буркхардта-Бреннера.
1868-1869 гг. Картон, масло. 27 x 21 см. Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет ректора Гуманистической гимназии
Фрица Буркхардта-Бреннера. 1867-1870 гг. Холст, масло. 55,5 x 46,5 см.
Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Анны Элизабет Буркхардт-Бреннер.
1868-1869 гг. Картон, масло. 26,5 х 20 см. Музей изобразительных искусств, Базель.
Анна Элизабет Буркхардт-Бреннер (1836-1884) была женой Фрица Буркхардт-Бреннера,
близкого друга Арнольда Бёклина. Портрет был создан Бёклиным в качестве
рождественского подарка супруге друга.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Эстер Буркхардт. 1868 г. Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Фрица Буркхардта-Бреннера младшего.
1868-1869 гг. Холст, масло. 27 x 21,5 см. Музей изобразительных искусств, Базель.
Фриц (Карл Фридрих) Буркхардт, сын Фрица и Анны Элизабет Буркхардт-Бреннер, умер 22 июля 1870 года
от болезни в возрасте 10 лет. Бёклин написал эту картину после смерти мальчика для родителей,
которым он был близким другом,
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Сибиллы Марии Мюллер-Клейлинг. 1867 г.
Холст, масло. 54,5 х 46,5 см. Музей изобразительных искусств, Базель.
Сибилла Мария Мюллер-Клейлинг (1802-1869) была матерью друга Арнольда Беклина,
Эмануэля Густава Мюллера-Стокенхофена из Базеля (1829-1897), который предположительно
заказал это изображение Бёклину.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Элен и Джорджины Вишер. 1869 г.
Холст, масло. 72 х 59 см. (овал). Музей изобразительных искусств, Базель.
На протяжении всей своей жизни Арнольд Бёклин неоднократно писал портреты. В частности, в 1860-х годах были созданы многочисленные изображения, в том числе овальное «Портрет сестер Элен и Джорджины Вишер». Поза младшей сестры напоминает позу знаменитых ангелов Рафаэля в Сикстинской Мадонне.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет гравера Фридриха Вебера. 1869 г.
Холст, масло. 46,5 x 38 см. Аукцион KOLLER Auktionen AG, Цюрих, 2012 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). 1. Критик, так называемый упорный критик. 2. Немой критик,
так называемый Даммерлинг. 1869 г. Базельский музей естественной истории.
В том же году при посредничестве Якоба Буркхардта была проведена роспись садового павильона советника Карла Сарасин-Сове в Базеле. Успешное исполнение открыло путь к заказу на украшение лестницы в Базельском музее естественной истории на Аугустинергассе. Сюжеты этих трех фресок – «Magnum Mater» (1868), «Флора» (1869) и «Аполлон» (1870) – возможно были подсказаны художником Якобом Буркхардтом, прекрасным знатоком мифологии. В их композиции сказалось увлечение Бёклина живописью мастеров Италии XVI-XVII веков – Корреджо, Бернардини Луини, Гауденцио Феррари. Ссора с Комиссией по искусству по поводу разногласий в эстетических принципах приводят к разрыву с Буркхардтом. Поездка в Париж в 1870 году привела к разочарованию из-за двух картин, которые были неодобрительно рассмотрены на Майском салоне.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Рождение Венеры. 1868-1869 гг.
Холст, масло. 135,5 х 79 см. Музей земли Гессен, Дармшадт.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Magna Mater (Великая Мать).
1868-1870 гг. Фреска. Базельский музей естественной истории.
Почти 50 лет эксплуатации после написания Арнольдом Бёклиным декоративных росписей и мраморных покрытий на лестнице Базельского музея естественной истории привели к их загрязнению от потоков посетителей. 3 фрески на лестничной клетке музея на Августинергассе (Великая Мать, Флора и Аполлон – созданные между 1868 и 1870 годами) считаются единственными сохранившимися фресками Беклина. Очистка и реставрация фресок и мраморных покрытий, окружающих лестничную клетку, были выполнены французскими художниками-декораторами.
Фрески Арнольда Бёклина в Базельском музее естественной истории в процессе реставрации. Фотография 2013 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Флора. 1868-1870 гг. Фреска.
Базельский музей естественной истории.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Аполлон. 1868-1870 гг. Фреска.
Базельский музей естественной истории.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Этюд обнаженной натуры.
Рисунок к «Великой матери» (Magna Mater). 1868-1870 гг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Весенний хоровод. 1869 г. Холст, масло. 226 x 137 см.
Музей изобразительных искусств, Дрезден. Галерея новых мастеров.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Сатиры и нимфы. 1870 г. Бумага на картоне, цветные карандаши, перо, кисть.
37,2 х 49,8 см. Музей Георга Шефера, Швайнфурт, Германия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Одиссей у моря. 1869 г. Холст, масло. Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Смерть в лесу (Der Tod im Wald). 1870 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Всадник-смерть на фоне осеннего пейзажа. 1871 г.
Холст, масло. 79 х 136,5 см. Галерея Шака, Мюнхен.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Убийца, преследуемый фуриями. 1870 г. Холст, масло. 80 х 141 см.
Галерея Шака, Мюнхен.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Разрушенный дом близ Келя. 1870 г. Холст на картоне, масло. 20,7 х 35,4 см.
Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Дракон в скалистом ущелье. 1870 г.
Холст, масло. 152 х 92,5 см. Галерея Шака, Мюнхен.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Ночь. 1870 г. Холст, масло. 136 x 79 см.
Аукцион Christie’s, Женева, 2008 г.
Владимир Дмитриевич Сверчков (1821-1888)
В 1871 году Арнольд Бёклин увлекся поиском «большой формы» и начинает пробовать силы в скульптуре. Для фасада здания Художественной школы в Базеле в 1866-1871 годах он создал шесть гротескных голов, так называемых масок. Подобные головы с искаженным аффектированным состоянием лиц еще в XVII веке называли «tete d’expressions». В 1871 году Бёклин переехал в Мюнхен, где проживал до 1874 года и где в 1872 году написал «Автопортрет со смертью, играющей на скрипке». С осени 1874 года по апрель 1885 года он жил во Флоренции, в основном в студии русского художника Владимира Дмитриевича Сверчкова (1821-1888). Именно здесь были созданы пять версий картины «Остров мертвых».
Арнольд Бёклин (1827-1901). Нимфа и Сатир (Весна). 1871 г. Холст, масло. 144,8 х 191,8 х 17,8 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Идеальный весенний пейзаж. 1871 г.
Холст, масло. 73,5 х 59,6 см. Галерея Шака, Мюнхен.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Весеннее настроение. 1871-1874 гг.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Маска для украшения фасада Художественной школы в Базеле (1).
1866-1871 гг. Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Маска для украшения фасада Художественной школы в Базеле (2).
1866-1871 гг. Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Маска для украшения фасада Художественной школы в Базеле (3).
1866-1871 гг. Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). 1. Маска для украшения фасада Художественной школы в Базеле (4). 1866-1871 гг. Музей изобразительных искусств, Базель. 2. Бронзовый слепок с гипсовой маски из поместья Арнольда Бёклина. 40 х 50 х 19 см. Аукцион KOLLER, Мюнхен, 2006 г.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Битва кентавров. 1872-1873 гг. Холст, масло. 104,2 x 194,3 см.
Музей изобразительных искусств, Базель.
Картина из Базельского музея была подготовлена Бёклиным в рамках цветных этюдов в контексте франко-прусской войны 1870-1871 годов. Два ранних цветных эскиза 1871 и 1872 годов, соответственно, находятся в частной собственности, а также в Художественном музее Берна. Для создания сюжета Бёклин использовал древний миф о битве между кентаврами и народом лапифов, описанный в «Метаморфозах» Овидия.
Эту картину Сергей Дягилев весной 1897 года привез из-за границы, самостоятельно организовал, лично отобрал еще около 250 работ на «Выставку английских и немецких акварелистов». Выставка состоялась в музее барона А.Л. Штиглица в Петербурге.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Битва кентавров. 1872 г. Холст, масло. Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Битва кентавров. 1872 г. Холст, смешанная техника, масло. 43,5 х 71 см.
Художественный музей Берна, Швейцария.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Битва кентавров. 1872 г. Холст, масло. 99 x 187 см. Частное собрание.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Идиллия (фрагмент панно). 1872 г. Холст, масло, золотая грунтовка.
67,1 x 64,5 см. Музей изобразительных искусств, Базель.
Картина на золотом фоне была частью настенного панно, который, как полагают, Арнольд Бёклин сделал для своей квартиры или студии в Мюнхене. Фрагмент «Идиллия» находился после смерти Бёклина в его мастерской в Сан-Доменико, недалеко от Фьезоле. Там же находился и фрагмент панно «Сидящая на радуге».
Арнольд Бёклин (1827-1901). Сидящая на радуге (фрагмент панно). 1872 г.
Холст позолоченный, масло. 66,9 x 64,6 см. Музей изобразительных искусств, Базель.
МЮНХЕН, 1871-1974 гг.
Макс Бёклин работает в ателье Франца фон Ленбаха, но от которого он позднее отказывается. Контакты с кругом Вильгельма Лейбля (1844-1900). В 1872 г. Бёклин избирается почетным членом Мюнхенской академии. Франко-прусская война нашла отражение в главном произведении тех лет «Битве кентавров» 1872 года, которое было представлено на Всемирной выставке в Вене в 1873 году и вскоре после этого было приобретено Художественным музеем Базеля.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Муза Эвтерпа. 1872 г. Холст, масло. 78 х 58,3 см.
Музей земли Гессен, Дармштадт.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Меланхолия. 1871 г. Холст, масло. 73,5 х 59 см.
Музей изобразительных искусств, Базель.
Портрет старшей дочери художника Клары Бёклин (1855-1928). В 1876 году Клара
вышла замуж за скульптора Питера Брукмана.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Смерть Клеопатры (Первая версия). 1872 г.
Холст, масло. 76 x 61,5 см. Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Нападение пиратов на прибрежный форт. 1872 г. Холст, масло.
Галерея Сабауда, Турин, Италия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Нападение пиратов на прибрежный форт. 1872 г. Холст, масло.
Силезский музей изящных искусств, Вроцлав.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Выезд мавританских всадников. 1873 г. Холст, масло. 54,3 x 77,3 см.
Кунстмузеум Люцерна.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Астольф уезжает верхом с головой Орилла. 1873 г. Холст, масло. 54 х 77 см.
Музей изобразительных искусств, Базель.
Картина вдохновлена эпосом Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд» (15-я песнь, строфы 80-84).
Беклин изображает момент, когда герцогский рыцарь Астольф убегает от чудовища Орилла,
которому он отрубил голову.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Адажио. 1873 г. Холст, масло. 78 х 105,5 см.
Музей земли Гессен, Дармштадт.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Портрет Клары Бёклин, старшей дочери художника.
1872-1873 гг. Холст, темпера. 105 х 77 см. Музей изобразительных искусств, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Муза Анакреона. 1873 г. Холст, масло. 79 x 60 см.
Художественный музей Аргау, Швейцария.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Идеальный портрет Анджелы Бёклин. 1873 г.
Холст, масло. 50 x 36,5 см. Галерея Knoell, Базель.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Кающаяся Мария Магдалина 1873 г.
Холст, масло. 58 х 47 см. Гамбургский Кунстхалле.
Примерно в 1874 году Арнольд Бёклин завершил картину под названием «Руджеро, освобождающий Анжелику». Теперь его можно увидеть в Национальной галерее в Берлине. Сцена «Спасение Анжелики» основана на эпической романтической поэме Лудивико Ариосто «Орландо Фуриозо» 1532 года, в которой рассказывается о конфликте между христианами и сарацинами. На картине изображен главный герой, Руджеро (Роджер), сарацинский воин, приходящий на помощь Анжелике, дочери короля Катая. Она прикована к скале на береговой линии и вот-вот будет убита морским чудовищем, гигантским бирюзовым орком, который обвился вокруг беспомощной Анжелики. На заднем плане мы видим, как Роджер подъезжает верхом на своей лошади. Битва с орком заканчивается, когда Роджер ослепляет морского монстра своим щитом, что дает ему возможность надеть волшебное кольцо на палец Анжелики, которое защищает ее, пока он развязывает путы, которые привязывали ее к дереву.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Руджеро, освобождающий Анжелику. 1873 г.
Дерево, темпера. 44 x 36 см. Старая национальная галерея, Берлин.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Венера Анадиомена (Рожденная из моря). 1873 г.
Холст, масло. 59,1 х 45,7 см. Сент-Луисский художественный музей, штат Миссури, США.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Венера Анадиомена. Эскиз. 1870 г.
Холст, масло. 59 х 48,2 см. Художественный музей Хейлсхоф, Вормс, Германия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Весной. 1873 г. Холст, масло. 104,5 х 78 см.
Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Пьета. 1873 г. Холст, масло. 166 x 208 см. Национальная галерея Берлина.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Тритон и Нереида. 1873-1874 гг. Холст, масло. 105,3 x 194 см.
Галерея Шака, Мюнхен.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Тритон и Нереида. 1877 г. Бумага на дереве, темпера. 44,5 х 65,5 см.
Музей Оскара Рейнхарта, Винтертур, Швейцария.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Два Пана-рыбака. 1874 г. Холст, масло. 75 х 54 см.
Художественный музей Винтертура, Швейцария.
Арнольд Бёклин (1827-1901). Весталка. 1874 г. Холст, масло. 76 х 61,5 см.
Музей земли Гессен, Дармштадт.