Клод Моне (1840-1926). Впечатление. Восход солнца (фр. Impression, soleil levant). 1872 г.
Холст, масло. 48 х 63 см. Музей Мармоттан-Моне, Париж. По каталогу Первой выставки №98 (стр.15)
ВОСХОД СОЛНЦА В ИМПРЕССИОНИЗМЕ: 21 ПРИЗРАК
Легендарная Первая выставка французских импрессионистов состоялась в Париже, в ателье фотографа Надара на бульваре Капуцинок 35, с 15 апреля по 15 мая 1874 года. На выставке было представлено 167 работ 30 художников. Девять художников-импрессионистов из числа участников Первой выставки получили всемирную известность. Это - Эжен Буден, Поль Сезанн, Эдгар Дега, Арман Гийомен, Клод Моне, Берта Моризо, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Альфред Сислей. Остальные 21 участник канули а лету. Многие из них, показавшие свои работы на Первой выставке импрессионистов в 1874 году, с тех пор просто исчезли. Одиннадцать из тех, кто показывал свои работы на Первой выставке импрессионистов, теперь практически неизвестны. Эта статья представляет собой краткое изложение судьбы одиннадцати художников, которые сейчас превратились в призраков.
Сейчас мало что известно об Аттендю, который показал шесть картин на Первой выставке импрессионистов. По-видимому, он был учеником Луиса Меттлинга и продолжал писать в основном натюрморты и пейзажи. Он работал в Париже и Нейи-сюр-Сен и добился успеха в своих выставках на Салоне в 1870 году и даже в 1898 году.
Антуан-Фердинанд Аттендю (1845-1908). Натюрморт с курицей. До 1888 г. Пастель, размеры неизвестны.
Музей замка Люневиль, Франция. Photo by MuséeLuné (musée du château de Lunéville)
Антуан-Фердинанд Аттендю (1845-1908). Натюрморт с доспехами. Дата неизвестна.
Материал и размеры неизвестны. Музей изящных искусств Ренна.
Похоже, он оставался традиционным реалистом на протяжении всей своей карьеры, и несколько пейзажей, которые он написал, не кажутся особенно самобытными или хотя бы немного импрессионистскими. Его картины сегодня время от времени выставляются на аукцион, но ценятся невысоко.
2. Пьер-Исидор БЮРО / Pierre-Isidore BUREAU (1822/1827-1876)
Меньше известно о трагически короткой жизни этого художника-пейзажиста-импрессиониста. По-видимому, у него были картины, принятые для Салона в 1865 и 1876 годах. Среди его работ было несколько примечательных ноктюрнов. Вместе с Огюстом Ренуаром и Альфредом Сислеем он был одним из назначенных ликвидаторов первой импрессионистской компании, ответственной за организацию Первой выставки импрессионистов. Он также принимал участие во второй выставке, в 1876 году, но вскоре после этого умер.
Пьер-Исидор Бюро (1822/1827-1876). Лунный свет на берегах Уазы. 1867 г. Холст, масло. 33 x 41 см.
Музей Луи Сенлека на острове Адам или Музей Орсэ, Париж.
«Лунный свет на берегах Уазы» (1867) - один из его сохранившихся ноктюрнов, который был одной из его картин,
показанных на Первой выставке импрессионистов.
Пьер-Исидор Бюро (1822/1827-1876). Пляж Дьепп. Дата неизвестна. Холст, масло.
Другие подробности неизвестны.
Его недатированный «Пляж в Дьеппе» - восхитительное изображение пляжа в межсезонье в стиле импрессионизма,
с небом, которым гордился бы даже Эжен Буден.
Пьер-Исидор Бюро (1822/1827-1876). Дорога. Дата неизвестна. Холст, масло. 89 x 116 см.
Музей Луи Сенлека, Иль-Адам.
«Дорога», также недатированная, имеет яркое небо, хотя ее пейзаж довольно старый по стилю.
Пьер-Исидор Бюро (1822/1827-1876). Мусульманская дама, возлежащая в своем гареме рядом с курительной трубкой. Около 1870 г. Литография с тонировочной пластиной, акварелью, 25,1 x 34,6 см. Любезно предоставлено
библиотекой Wellcome.
Пьер-Исидор Бюро, похоже, сделал несколько гравюр: Мусульманская дама, возлежащая в своем гареме рядом с курительной трубкой (около 1870 года), представляет собой литографию с тонировкой, с добавлением акварели, по оригиналу Э. Присса д'Авенна (1807-1879).
3. Луи ДЕБРА / Louis DEBRAS (1820-1899)
Луи Дебра (1820-1899). Пейзаж с деревьями и жилыми домами. Дата неизвестна.
Бумага, пастель. 29 х 22,5 см. Частное собрание.
Луи Дебра (1820-1899). Улица в Руане. Дата неизвестна. Бумага, пастель. 29 х 21,5 см.
Частное собрание.
Луи Дебра родился в Перонне, на Сомме, на севере Франции, и, похоже, исчез почти бесследно: через Интернет доступно лишь несколько его картин, всего одна или две невзрачные акварели. Возможно, это связано с тем, что он жил на Сомме, где Первая мировая война многое разрушила.
Картины, перечисленные у него в каталоге Первой выставки импрессионистов, включают этюд крестьянина, натюрморт и рисунок Рембрандта в его мастерской. Он также выставил рисунок с видом Сан-Хуан-де-ла-Рапита в Испании.
Луи Дебра (1820-1899). Кардинал Ришелье изучает планы нападения для осады Ла-Рошели.
Дата неизвестна. Холст, масло. 134 х 160 см. Частное собрание.
Луи Дебра (1820-1899). Наполеон со своими войсками. Дата неизвестна. Холст, масло. 65 х 81,5 см.
Частное собрание.
4. Луи ЛАТУШ / Louis LATOUCHE (1829-1884)
Луи Латуша не следует путать с более известным Гастоном де Латушем, учеником Феликса Бракмона, чье импрессионистское искусство расцвело чуть позже. К 1864 году он был торговцем картинами в магазине на улице Пигаль, который в следующем году переехал в помещение на улице Сен-Огюстен. После Салона отвергнутых в 1863 году он организовал петицию о создании нового Салона отвергнутых в 1867 году, заручившись поддержкой Писсарро, Ренуара, Сислея и других.
Луи ЛАТУШ (1829-1884). Пейзаж с фермером в поле. Дата неизвестна. Холст, масло. 69,2 х 93,3 см.
Частное собрание.
В 1865 году Луи Латуш тоже начал продавать масляные краски, и среди его покупателей были Писсарро, Моне, Гоген и доктор Гаше, который неизбежно называл его папаша Латуш. С 1868 года он работал в помещении на улице Лафайет, а к 1884 году прекратил продавать картины, сосредоточившись на красках на момент своей смерти. Он также сам был художником, писал пейзажи и морских пехотинцев.
Луи Латуш (1829-1884). Пастух в Римской Кампанье. 1867 г. Холст, масло. 50 х 81 см.
Частное собрание.
Будучи хорошим другом импрессионистов, он принял участие в организации Первой выставки импрессионистов и сам показал четыре работы, ни одна из которых не получила названия в каталоге. После того, как эта группа была ликвидирована, он присоединился к l'Union, организованной Мейером с Писсарро в качестве ведущего художника.
Эдгар Дега (1834-1917). Портрет Леопольда Леверта. Около 1874 г.
Холст, масло. 65 х 54 см. Художественный музей Бриджстоун, Токио.
Леопольд Леверт, друг Эдгара Дега, написавшего его портрет, принимал участие почти во всех выставках импрессионистов в 1874, 1876, 1877 и 1880 годов. Считается, что он был пейзажистом в барбизонском стиле. Он также в начале своей карьеры занимался иллюстрациями модной одежды.
Жан-Батист-Леопольд Леверт (1819-1882). Ферма на мельнице. Подробности неизвестны.
Он был опытным художником по эмали, обычно по меди, но также и по фарфору, также был дизайнером военной формы. Впервые он выставился в Салоне 1864 года, а два года спустя был награжден медалью за свою работу, показанную там. Он был активным членом общества импрессионистов, и после его ликвидации после выставки он присоединился к Писсарро и другим в создании альтернативной группы l'Union в августе 1875 года, которая была структурирована как профсоюз, а не компания.
Альфред Бернар Мейер (1832-1904). Аллегория Французской Республики. 1892 г. Эмаль. Диаметр 20,2 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Будучи секретарем союза l'Union, Мейер интриговал, в частности, против Клода Моне. Он сыграл ключевую роль в организации первой выставки группы, которая открылась 15 февраля 1877 года в Гранд-отеле рядом с Парижской оперой. Однако большинство художников-импрессионистов, присоединившихся к группе, заранее ушли и не выставлялись там. Выставка не привлекла особого внимания, и его увлечение импрессионизмом, похоже, сошло на нет.
Альфред-Бернар Мейер (1832-1904). Картина на эмали с гротескными
и лиственными формами, позолоченная. 1866 г. Эмаль на фарфоре (Севр).
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Его карьера в области декоративного искусства развивалась, и он был назначен профессором Школы Бернара Палисси в Париже, где заново открыл процессы, используемые древними эмальерами Лимузена. Он также работал на Севрской фарфоровой фабрике, в домах Вевер и Фализе, а также самостоятельно. Он продолжал выставлять свои работы в Салоне.
7. Огюст де МОЛЕН / Auguste de MOLINS (1821-1890)
Огюст де Молен (1821-1890). Публика у входа в парк. Дерево, масло. 25,4 х 38,1 см.
Огюст де Молен (1821-1890). Прогулка в парке Сен-Клу, недалеко от Парижа. Холст, масло. 34,3 х 55,9 см.
Огюст де Молен (1821-1890). Перед началом охоты. 1874 г. Холст, масло 35,7 х 56 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2009 г. Лот продан за GBP 2.640 фунтов.
Родившийся в Швейцарии, де Молен учился у Виктора Шавета в Женеве, Александра Калама и Шарля Гумберта. Его работы впервые были выставлены в Салоне в 1850 году, а иногда и позже. Он писал в основном сцены в жанре кантри, включая охоту и животных, а также пейзажи в довольно реалистическом стиле с некоторым влиянием барбизонской школы. Он много путешествовал и опубликовал книгу о своей поездке в Индонезию.
Огюст де Молен (1821-1890). Охота с гончими псами. 1874 г. Холст, масло. 34,5 x 54,5 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2003 г. Лот продан за $5.378 дол.
Огюст де Молен (1821-1890). Псовая охота. 1874 г. Дерево, масло. 35,2 x 55,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2011 г. Лот продан за GBP 5.000 фунтов.
После участия в Первой выставке импрессионистов Де Молен вернулся в Швейцарию, где стал профессором рисунка и живописи в Лозанне. С тех пор несколько его картин были выставлены на аукционах.
Эмильен Мюло-Дюриваж (1838-1920). Пейзаж в Котантене на берегу реки Уве.
Дата неизвестна. Технические подробности неизвестны. Частное собрание.
Эмильен Мюло-Дюриваж родился в Гранвиле, на побережье Нормандии, в заливе Мон-Сен-Мишель, и отправился в Париж, где подружился с Сезанном, Дега, Моне и Ренуаром, что привело к его показу картин на Первой выставке импрессионистов, где его работы получили мало внимания и остались непроданными. Поэтому он вернулся, чтобы жить в Сен-Совер-ле-Виконт, на западном побережье полуострова Шербур, где он стал хорошо известен своими пейзажными картинами с изображением близлежащей долины реки Уве и садов.
Эмильен Мюло-Дюриваж (1838-1920). Берега Луаны. 1892. Холст, масло. 43 х 55 см.
Эмильен Мюло-Дюриваж (1838-1920). Деревья и крыши. Холст, масло. 38 × 46 см. Частное собрание.
Огюст-Луи-Мари Дженкс Оттен (1811-1890). Галатея и Ацис, обнаруженные циклопом
Полифемом. 1866 г. Статуя из бронзы с мрамором. Фонтан Медичи, Люксембургский сад,
Париж.
Самый старший из группы импрессионистов Огюст-Луи-Мари Оттен, родился в Париже и был учеником Давида д'Анже и в Школе изящных искусств. Хотя он много рисовал, но был в первую очередь скульптором и добился успеха в этом еще в 1836 году, когда получил Гран-при по скульптуре на Конкурсе Гран-при Рима. В 1840 году он создал бюст Энгра, а также многочисленные работы из мрамора и бронзы.
Он был казначеем группы импрессионистов и показал несколько своих картин на Первой выставке импрессионистов. Его картины включают виды Монмартра в Париже. Похоже, что после этого он больше не поддерживал никакого участия в движении.
«Галатея и Ацис, найденные циклопом Полифемом» (1866) - его статуя из бронзы с мрамором, украшающая фонтан Медичи в Люксембургском саду в Париже.
Огюст-Луи-Мари Дженкс Оттен (1811-1890). Кампаспе раздевается перед
Апеллесом по приказу Александра (1883), Северный фасад Карре-кур
в музее Лувр, в Париже.
Его «Кампаспе, раздевающуюся перед Апеллесом по приказу Александра» (1883), можно увидеть на Северном фасаде
Кур-Карре в Луврском дворце в Париже.
Огюст-Луи-Мари Дженкс Оттен (1811-1890). Монмартр, Париж. 1882 г.
Другие подробности неизвестны. Изображение предоставлено
Национальной библиотекой Франции.
Леон Огюст Оттен был учеником своего отца Поля Делароша и Ораса Лекока де Буабодрана. Его работы демонстрировались в Салонах 1861 и 1862 годов, но, вероятно, три его картины были отнесены к Салону отвергнутых 1863 года. Он специализировался на витражах, и его картины были показаны на первой и второй выставках импрессионистов, но, похоже, не сохранились. Его бокал был показан на Всемирной выставке 1878 года.
Леон-Огюст Оттен (1836 - ? ). Деталь из цикла о жизни короля Людовика XI.
Элемент витража. Дата неизвестна. Базилика Нотр-Дам де Клери-Сент-Андре,
Луара, Франция.
Работы Леона-Огюста Оттена подробно показаны в этом недатированном цикле о жизни короля Людовика XI
в базилике Нотр-Дам в Клери-Сент-Андре, в Луаре.
11. Леопольд РОБЕР / Léopold ROBERT (даты жизни неизвестны)
Швейцарский художник по имени Луи Леопольд Робер, который жил между 1794-1835 годами, на выставке явно не был представлен своими работами. Согласно каталогу, этот Робер рисовал в пригороде Барбизона, но никаких следов другого художника с таким именем в интернете не нашлось. ХХХ предполагает, что его полное имя было Леон-Поль-Жозеф Робер, и что он жил между 1849-1888 годами.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, С БОЛЬШИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ ПРЕДСТАВЛЯЮ УНИКАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ – КАТАЛОГ ПЕРВОЙ ВЫСТАВКИ ФРАНЦУЗСКИХ ИМПРЕССИОНИСТОВ. ПАРИЖ, 1874 ГОД
Каталог Первой выставки французских импрессионистов.
Париж, бульвар Купуцинок, 35. 15 апреля – 15 мая 1874 года.
Стр. 1
Стр. 2-3
Стр. 4-5
Стр. 6-7
Стр. 8-9
Стр. 10-11
Стр. 12-13
Стр. 14-15
Стр. 16-17
Стр. 18-19
Стр. 20
Последняя страница каталога.
ИСТОЧНИКИ
Оскар Рейтерсверд. Импрессионисты перед публикой и критикой. Перевод со швед.
Ф. Шаргородской. Предисловие Б. Зернова. Москва, Издательство «Искусство»,
1974 г. – 300 стр., илл.