Макс Клингер в студии перед скульптурой «Бетховен». Фотография 1902 г.
Благодаря своему обширному скульптурному творчеству Макс Клингер считается немецким Роденом, хотя стилистически придерживался другого направления. Он сформулировал отдельную скульптурную программу, основанную на новых для того времени археологических находках. Таким образом, древнегреческие скульптуры, составлявшие скульптурный канон того времени, были вовсе не монохромно-белыми, как это было в римских копиях, а разноцветными и изготовленными из различных материалов. Клингер теперь также стремился к выразительности своих изображений за счет сочетания различных материалов, цветного мрамора и бронзы для усиления колористического эффекта.
Макс Клингер перед своим мраморным рельефом «Спящая».
Фотография Никола Першайда, 1900 г.
Макс Клингер внес самобытный вклад и в скульптуру: он стремился возродить полихромную скульптуру, используя различные породы мрамора, золото, слоновую кость, бронзу, алебастр и раскраску. Для его пластики характерны мифологические ню («Саломея», 1893; «Кассандра», 1895, Музей изобразительных искусств, Лейпциг) и героизированные портреты (эпически-масштабный «Бетховен», 1902, там же; «Фридрих Ницше», мрамор, 1904, Эрмитаж, Петербург). Иногда Клингер сам создавал и рамы для своих картин, превращая их в сложные символические рельефы. В последние годы трудился над проектом колоссального монумента Рихарду Вагнеру, оставшегося неосуществленным.
Макс Клингер (1857-1920). Скорбящая женщина. Скульптура а-ля Роден «Андромеда». 1888 г. Гипс.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Кассандра. 1886-1896 гг. Мрамор. Н=93,5 см. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Кассандра. 1895 г. Мрамор. 62 x 31 x 27 см. Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). 1-3. Кассандра. 1895 г. Отливка 1900 г. Бронза. Майнцский государственный музей
(Земельный музей Майнца), Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Кассандра. 1893 г. Бронзовый бюст,
вставки из красного стекла для глаз, патина другого цвета для
повязки на голову. 58,5 х 30 х 36,5 см. Музей Орсэ, Париж.
Макс Клингер (1857-1920). Бюст Кассандры. 1895 г. Отливка 1903 г.
Бронза, покрытая темной патиной. Частное собрание.
Верхняя часть тела молодой женщины (до уровня бедер) в тканевой драпировке, подпоясанной ремнем на одном плече на манер антик. Волосы завязаны пучком, руки сведены перед бедрами. Мраморное основание с белыми прожилками, скошенными углами, ступенчатыми краями. Собрание Зигфрида Унтербергера, Германия.
Могильник Шмидта Аденсамера на Толкевицком кладбище в Дрездене. Дизайн Арведа Россбаха,
исполнение Макса Клингера. 1898 г.
Макс Клингер (1857-1920). Могила Шмидта-Аденсамера на Толкевицком кладбище
в Дрездене. 1898 г. Гипс. 48,5 х 12 см. Государственные художественные собрания
Дрездена (SKD). Коллекция скульптур.
Макс Клингер (1857-1920). Могила Шмидта-Аденсамера на Толкевицком кладбище
в Дрездене. 1898 г. Гипс. 69 х 47,5 х 15 см. Государственные художественные собрания
Дрездена (SKD). Коллекция скульптур.
Макс Клингер (1857-1920). Новая Саломея. 1887–1888 гг. Окрашенный гипс. 86 x 53 x 40 см.
Государственные художественные собрания Дрездена (SKD). Коллекция скульптур.
Саломея – дочь царя Ирода. Клингер использует этот образ в своем переосмыслении библейской Саломеи, которая заставила его отдать ей голову Иоанна в обмен на ее соблазнительный танец. Красивая молодая женщина невозмутимо смотрит вдаль, скрестив руки, ее полуфигура возвышается над головами мальчика и пожилого мужчины, которые слегка скрыты драпировкой ее халата. Ее образ становится современным воплощением разрушительной женской жестокости, скрытной и надменной.
Макс Клингер (1857-1920). Новая Саломея. 1887-1888 гг. Гипс окрашенный.
Реконструкция вестибюля виллы Альберс в Штеглице-Берлине.
Государственные художественные собрания Дрездена (SKD). Коллекция скульптур.
Макс Клингер (1857-1920). Новая Саломея. 1887-1888 гг. Гипс окрашенный.
86 х 53 х 40 см. Государственные художественные собрания Дрездена (SKD).
Коллекция скульптур.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Новая Саломея. 1903 г. Частично окрашенный мрамор, янтарь и ракушки. Н=93,5 см. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Гипсовая модель для исполнения из цветного мрамора в Лейпцигском музее изобразительных искусств была приобретена его директором Георгом Треу в 1894 году для коллекции скульптур. «Новая Саломея» не только создала Клингеру репутацию скульптора, но и может считаться ключевым произведением цветной скульптуры в конце XIX века.
Макс Клингер (1857-1920). Новая Саломея. Фрагмент (1). 1903 г. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Новая Саломея. Фрагмент (2). 1903 г.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Новая Саломея. 1903 г. Коричневая патинированная бронза
на мраморном основании. 48 х 29 х 19 см. Частное собрание.
Бронзовая версия, отлитая Гладенбеком в Берлине где-то после 1903 года, когда Клингер разрешил
литейному цеху отливать бронзовые копии уменьшенного размера.
Макс Клингер (1857-1920). Новая Саломея. Фрагмент. 1903 г. Бронза с черной патиной
на круглом бронзовом основании. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Новая Саломея. 1903 г. Бронза с черной патиной
на круглом бронзовом основании. 68,5 x 20,5 x 23 см. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Саломея. 1892 г. Гипс окрашенный. Н=65 см.
Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Эльза Асениефф, жена художника. 1899-1900 гг. Гипс.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Эльза Асениефф. 1889-1890 гг. Бронза (слепок).
Дом Макса Клингера в Наумбурге-Гросc-Йене.
Макс Клингер (1857-1920). Эльза Асениефф. 1900 г. Белый и окрашенный мрамор, опал.
92 х 47 х 36 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Макс Клингер (1857-1920). Эльза Асениефф. Фрагмент. 1900 г.
Белый и окрашенный мрамор, опал. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Старая фотография бронзовой купальщицы Макса Клингера (слева) и Амфитриты
в натуральную величину на одной из выставок в Германии в начале ХХ в.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Амфитрита. 1895-1898 гг. Мрамор. Н=178 см. Частное собрание Феликса Кенига, Берлин.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Амфитрита. 1895-1899 гг. Мрамор. 178 x 47 x 42 см.
Старая национальная галерея, Берлин.
Макс Клингер (1857-1920). Амфитрита. Фрагмент. 1895-1899 гг. Мрамор.
Старая национальная галерея, Берлин.
Эмиль Орлик (1870-1932). Портрет Макса Клингера за работой. 1902 г.
Бумага, офорт, сангина. 19,6х13,5 см. (лист); 38,8х28,2 см. (р.и.).
Музей искусств Далласа, штат Техас. США.
В октябре 2010 года на аукционе в Кёнигштайн, в Таунусе были выставлены три бронзовые копии «Купальщиц» Макса Клингера. Обнаженная женщина стоит с высоко завязанными волосами, слегка наклонив туловище вперед, скрестив руки за спиной, поставив правую ногу на пенек. Фигура представляет собой выполненное в бронзе уменьшенное изображение мраморной фигуры в натуральную величину 1896-1897 года, одной из самых восхитительных работ Клингера, хранящейся в коллекции Музея изобразительных искусств в Лейпциге. «Купальщица» была отлита с разрешения художника в различных размерах; литейный завод Gladenbeck в Берлине выполнил уменьшенные копии высотой соответственно 25, 40 и 100 см.
Макс Клингер (1857-1920). Купальщица, отражающаяся в воде. 1896-1897 гг.
Гипс. 152 х 46 х 58 см. Государственные художественные собрания
Дрездена (SKD). Коллекция скульптур.
Макс Клингер (1857-1920). 1. Купальщица, отражающаяся в воде.
1896-1897 гг. Бронза с темно-коричневой блестящей патиной на
мраморном основании в форме куба. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). 2-3. Купальщица, отражающаяся в воде. 1896-1897 гг. Бронза с темно-коричневой блестящей патиной на мраморном основании в форме куба. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). 4. Купальщица, отражающаяся в воде. 1896-1897 гг. Бронза с темно-коричневой
блестящей патиной на мраморном основании в форме куба. Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Женский портрет. 1899 г. Бронза. Н=26 см.
Новая Пинакотека, Мюнхен.
Макс Клингер (1857-1920). Бюст молодой женщины. 1900 г. Гипс. 54,5 х 34 х 26,5 см.
Государственные художественные собрания Дрездена (SKD). Коллекция скульптур.
Макс Клингер (1857-1920). Спящая. 1900 г. Мрамор. 59 х 49 х 18 см.
Государственные художественные собрания Дрездена (SKD).
Коллекция скульптур.
Макс Клингер (1857-1920). Спящая. 1900 г. Мрамор.
Макс Клингер (1857-1920). Коленопреклоненная. 1900-1901 гг. Мрамор. Галерея Бельведер, Вена.
Макс Клингер (1857-1920). 1. Коленопреклоненная. 1900-1901 гг. Бронза. 2. Коленопреклоненная. 1900-1901 гг. Мрамор. Augusta Stylianou Gallery.com.
Макс Клингер (1857-1920). Коленопреклоненная. Фрагмент. 1900-1901 гг.
Мрамор. 80 х 45 х 72 см. Галерея Бельведер, Вена.
Макс Клингер (1857-1920). Женский бюст. 1900-1910 гг. Мрамор.
Местонахождение неизвестно (Ранее в Государственных музеях Берлина)
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Скульптура «Атлет» (Спортсмен). 1901 г. Бронза. Н=69 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Драма. 1904 г. Мрамор. Государственные художественные собрания
Дрездена (SKD). Коллекция скульптур.
Макс Клингер (1857-1920). Драма. 1904 г. Мрамор. Мрамор из Лааса в Тироле. 212 х 230 х 112 см.
Государственные художественные собрания Дрездена (SKD). Коллекция скульптур.
Макс Клингер (1857-1920). Драма. Вид сзади. 1904 г. Мрамор из Лааса в Тироле.
Государственные художественные собрания Дрездена (SKD). Коллекция скульптур.
Скульптура Макса Клингера «Бетховен» на выставке Венского сецессиона в окружении полотен
Густава Климта. Фотография 1902 г.
Макс Клингер поднимает проблему того, как достичь цели единства искусства, следуя предписаниям Gesamtkunst (Всеобщего искусства). Выставка Венского сецессиона 1902 года была полностью посвящена Бетховену. Клингер (настолько глубоко любящий эту дисциплину, что создал огромное количество работ, посвященных великой музыке XIX века) участвовал с полихромной статуей великого композитора, изготовленной из десяти различных материалов. Работа была связана с идеей Raumkunst, арт-пространства, переходящей к сегодняшнему дню – к концепции сегодняшней инсталляции.
Макс Клингер в студии перед скульптурой «Бетховен». Фотография 1902 г.
Памятник Бетховену, созданный Максом Клингером, является результатом очень личного восхищения скульптора Людвигом ван Бетховеном. Он содержит множество различных аллюзий и аллегорических мотивов, и все они прославляют Бетховена как воплощение гениального композитора.
Скульптура «Бетховен» Макса Клингера и картина «Христос на Олимпе» в зале Музея изобразительных
искусств в Лейпциге. Современная фотография.
Многоцветный памятник Бетховену работы Макса Клингера, вызвал большой скандал, когда был выставлен впервые на Венском Сецессионе в 1902 году. Почти подавленный огромным постаментом из черного мрамора, на богато украшенном троне, Бетховен с обнаженной грудью выглядит сгорбленной, уязвимой, призрачно-белой фигурой. Работа была высмеяна как неадекватная дань уважения великому композитору, но для немецкого романиста Томаса Манна скульптура показала Бетховена как воплощение героя: «Для меня героизм достигается, несмотря ни на что; это преодоление слабости, и нежность - часть этого», - писал Манн. - Хрупкий маленький Бетховен Клингера, который сидит на огромном божественном троне, пылко сосредоточенный, сжав кулаки, - это герой».
Макс Клингер (1857-1920). Бетховен. 1902 г. Мрамор и др. материалы.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Бетховен. Фрагмент (1). 1902 г.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Бетховен. Фрагмент (2). 1902 г. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Бетховен. Фрагмент (3). 1902 г. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Бетховен. Фрагмент (4). 1902 г. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). 1-3. Элементы постамента скульптуры «Бетховен». 1902 г.
В отличие от окончательной мраморной версии Бетховена, на варианте передняя часть спинки тронов в модели украшена рельефами. Показаны античный герой Иксион, который был изгнан в Подземный мир за свои злодеяния, а также Прометей, согласно греческой мифологии создатель человечества, который принес огонь смертным, а затем был прикован к скале и замучен орлом Зевса в наказание.
Макс Клингер (1857-1920). 1-3. Элементы постамента скульптуры «Бетховен». 1902 г.
Стороны трона показывают падение человечества и боль Тантала в подземном мире. На оборотной стороне на переднем плане изображена новорожденная Афродита, поднимающаяся из пены морской. Фигура, устремляющаяся вперед - апостол или пророк - указывает на богиню. На заднем плане можно увидеть распятие Христа.
Макс Клингер (1857-1920). Бетховен. Вид слева.1902 г. Мрамор.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Среди скульптур Макса Клингера «Бетховен» был наиболее известен. Но Бетховен голый был не единственным обнаженным. В 1883 году Клингер устроил скандал, изобразив Христа полностью обнаженным (до нижней половины тела). Это случай «Распятия Христа». Постепенно становясь известным, Клингер в 1881 году открыл ателье в Берлине. Два года спустя, в 1883 году, он приобрел студию в Париже. С тех пор Клингер побывал в разных странах. В 1887 году он вернулся в Берлин, подружился с Бёклином и создал гравюру Арнольда Бёклина «Остров смерти».
Макс Клингер (1857-1920). Бетховен. 1907 г. Бронза. 51 х 28 х 36 см. Галерея Бельведер, Вена.
Макс Клингер (1857-1920). 1. Бетховен. 1902 г. (датируется по оригиналу). Гипс. 96 х 56 х 68 см. Государственные художественные собрания Дрездена (SKD). Коллекция скульптур. 2. Бетховен. 1907 г. Бронза. 51 х 28 х 36 см. Галерея Бельведер, Вена.
Макс Клингер (1857-1920). Бетховен. Фрагмент. 1902 г. Augusta Stylianou Gallery.com.
Многим критикам статуя Бетховена не понравилась, и они отзывались о ней как о памятнике китчевого искусства (сегодня она считалась бы культовым постмодернистским изображением и побила бы все рекорды на аукционах). Роден увидел это и сказал, что это не имеет никакого отношения к скульптуре. Тот факт, что Бетховен был представлен обнаженным, вызвал скандал среди зрителей. Более того, визуальная память о статуе сохранилась с тех пор как отдельное тело от остальной части выставки, и поэтому Клингер, по-видимому, является представителем традиционалистской монументальности. Клингер начал работу над своим Бетховеном в Париже в 1885 году. В те годы он впервые столкнулся с проблемой художественного пространства (Raumkunst) и специализацией между живописью и рисунком, составив цикл фресок для виллы одного из его крупнейших коллекционеров и меценатов, юриста Юлиуса Альберса из Берлина, для его виллы недалеко от города. В письмах, которые художник адресовал именно Альберсу в период с 1883 по 1885 год, проявляются все эстетические темы современности Клингера.
Макс Клингер (1857-1920). Стоящая на коленях девушка с корзиной цветов.
1905 г. Отливка из серебра. Н=106 см. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Галатея. 1906 г. Серебро и мрамор. 80 х 31 х 34 см.
(Подтвержденные размеры 111,1 x 31,8 x 47,6 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Макс Клингер создал «Галатею» на пике своей художественной славы, когда его прославляли в немецкоязычных странах как одного из величайших скульпторов. Он наиболее известен своими сложными полихромными скульптурами, которые были собраны из разноцветного мрамора и бронзы. Мифическая морская богиня и дитя, восседающие на мраморном троне, - единственная независимая фигуративная скульптура Клингера из серебра. В 1906 году Клингер представил «Галатею» в качестве своей основной работы на престижной выставке современного немецкого искусства в Веймаре.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Галатея. Фрагменты. 1906 г. Серебро и мрамор. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Вид на cкульптуру Макса Клингера «Галатея», установленную в Метрополитен-музее в Нью-Йорке,
между «Портретом Меды Примавези» Густава Климта и «Мечтой пастуха» Фердинанда Ходлера.
Макс Клингер (1857-1920). 1-3. Галатея. Фрагменты. 1906 г. Серебро и мрамор. 80 x 31 x 34 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Галатея. 1906 г. Серебро. 80 x 31 x 34 см. Частное собрание Зигфрида Унтербергера, Германия.
В этом отношении композитор оказывается в связи с самыми важными богами древнего мира (Зевсом или Юпитером). Он сидит на великолепно украшенном троне, одетый только в широкий плащ, который носили Боги и философы в древние времена. У его ног можно увидеть орла Зевса, смотрящего в лицо Бетховену. Макс Клингер ссылается на миф о Прометее, используя мотив орла. Согласно передаче древних времен, Прометей создал людей и был замучен орлом Зевса, потому что он принес своим созданиям огонь, который изначально предназначался богам.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Большая женская фигура в халате. 1912-1913 гг. Мрамор и др. Высота с подставкой из оникса 227 см. Государственные художественные собрания Дрездена (SKD). Коллекция скульптур.
Макс Клингер (1857-1920). Японка. До 1914 гг. Мрамор. Augusta Stylianou Gallery.com.
Уже во второй половине ХIХ века эта тема страданий глухого композитора снова и снова связывалась с Бетховеном. В романтическом воображении того времени композитор стал воплощением творящего, гениального художника, который соприкасается с трансцендентным миром Богов и поэтому обречен на страдания. Через позу своей скульптуры Бетховена, которая выражает усилие воли из-за напряженного выражения лица и кулака, Клингер хотел показать болезненный акт творения и борьбу за высшую истину.
ПОРТРЕТНАЯ СКУЛЬПТУРНАЯ ГАЛЕРЕЯ МАКСА КЛИНГЕРА
Макс Клингер (1857-1920). Посвящение Иоганнесу Брамсу. Монумент.
1900-1909 гг. Мрамор. Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Посвящение Иоганнесу Брамсу. Монумент.
1900-1909 гг. Мрамор. Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Посвящение Иоганнесу Брамсу. Монумент.
Фрагмент (1). 1900-1909 гг. Мрамор. Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Посвящение Иоганнесу Брамсу. Монумент. Фрагмент (2).
1900-1909 гг. Мрамор. Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Посвящение Иоганнесу Брамсу. Монумент. Фрагмент (3).
1900-1909 гг. Мрамор. Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Посвящение Иоганнесу Брамсу. Монумент. Фрагмент (4).
1900-1909 гг. Мрамор. Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). 1. Бюст Ференца Листа. 1901 г. Институт искусства Курто, Лондон. 2. Бюст Ференца Листа. 1901 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания.
Макс Клингер (1857-1920). Бюст Ференца Листа.1901 г. Гипс. 80 х 44 х 55 см.
Государственные художественные собрания Дрездена (SKD). Коллекция скульптур.
Макс Клингер (1857-1920). 1. Фридрих Ницше. 1901 г. Бронза. Н=53 см. Музей изобразительных искусств, Лейпциг. 2. Бюст Фридриха Ницше 1904 г. Бронзовая копия с черной патиной. Национальная галерея Канады, Оттава.
Макс Клингер (1857-1920). 1. Бюст Фридриха Ницше. 1903 г. Мрамор. 63 х 45 х 23 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 2. Фридрих Ницше. 1909 г. Бронза. Государственные художественные собрания Дрездена (SKD). Коллекция скульптур.
Макс Клингер (1857-1920). 1. Бюст Фридриха Ницше. 1909 г. Мрамор. Архив Ницше, Веймар, Германия.
2. Фридрих Ницше. 1910 г. Бронза. Музей Висбадена, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Модель памятника Рихарду Вагнеру в Лейпциге. 1913 г. Открытка.
Макс Клингер (1857-1920). 1. Портрет Рихарда Вагнера по мотивам мраморного бюста в Вагнер-календере 1908 года, Лейпциг. 2. Бюст Рихарда Вагнера.1905 г. Мрамор. Н= 46 см. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Памятник Рихарду Вагнеру в Лейпциге. Цоколь памятника для статуи Вагнера,
который так и не был реализован. Он был помещен в районе Клингенхайн в Лейпциге.
Макс Клингер (1857-1920). Памятник Рихарду Вагнеру в Лейпциге. Фотография 1970-1980-х гг.
Памятник Рихарду Вагнеру в Лейпциге. Фотография 2013 г.
Задуманный ещё к столетию со дня рождения Вагнера в 1913 году, памятник так не был реализован, однако, еще сто лет спустя был установлен в Лейпциге по проекту скульптора Штефана Балькенхоля (род.1957). При этом был использован постамент незавершённого монумента по проекту Макса Клингера.
Памятник расположен на Ринге Гёрделера - северо-западной стороне кольцевой улицы Ринг-штрассе в окружающем Внутренний город парке отдыха и установлен на высоком украшенном барельефами мраморном постаменте посреди широкой лестницы. На передней стороне постамента - обнажённые фигуры дочерей Рейна из «Кольца Нибелунга», которые вместе с тем символизируют музыку, поэзию и актёрское искусство; слева - Зигфрид, кузнец Миме и побеждённый дракон Фафнир; справа - Парсифаль из одноимённой оперы и Кундри. На постаменте возвышается
1,8 - метровая бронзовая раскрашенная статуя молодого Рихарда Вагнера.
Макс Клингер (1857-1920). Памятник Рихарду Вагнеру в Лейпциге. Фрагмент.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Бюст немецкого историка, профессора Карла Лампрехта (1856-1915). 1908 г.
Бронза. 65 х 22 х 31,5 см. Государственные художественные собрания Дрездена (SKD). Коллекция скульптур.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Бюст немецкого врача-физиолога Вильгельма Вундта (1832-1920). 1908 г. Бронзовая копия бюста из музея в Мангейме. 67 х 29 х 28,5 см. Государственные художественные собрания Дрездена (SKD). Коллекция скульптур.
Макс Клингер (1857-1920). 1. Бюст немецкого физика-оптика, астронома Эрнста Аббе (1840-1905). 1909-1911 гг. Мраморный герм с рельефами. Институт искусства Курто, Лондон. 2. Мемориал Эрнста Аббе. 1909-1911 гг. Интерьер площади Карла Цейсса, Йена, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Мемориал Эрнста Аббе. 1909-1911 гг. Интерьер площади Карла Цейсса, Йена, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). Бюст Эрнста Аббе. 1909-1911 гг. Интерьер площади Карла Цейсса,
Йена, Германия.
Макс Клингер (1857-1920). 1. Бюст немецкого предпринимателя и филантропа Карла Августа Лингнера (1861-1916). До 1916 г. Гипс. 92 х 30 х 40 см. Государственные художественные собрания Дрездена (SKD). Коллекция скульптур. 2. Скульптура датского литературоведа Георга Брандеса (1842-1927) в Копенгагене. Номинировался на Нобелевскую премию по литературе.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Медаль Хансеманна и Кемпфа. 1905 г. Серебро. D=7,5 см. Государственные художественные собрания Дрездена (SKD). Коллекция скульптур.
Торговец и банкир Давид Юстус Людвиг Хансеманн (1790-1864) способствовал строительству железных дорог и основал страховые компании и банки, в том числе дисконтную компанию. Иоганн Кемпф, политик и банкир (1842-1918), был президентом Рейхстага с 1912 по 1918 год.
Макс Клингер (1857-1920). Медаль Гран-при Всемирной выставки книгоиздания и графики. Лейпциг, 1914 г. Бронза. D=6,5 см. Государственные художественные собрания Дрездена (SKD). Коллекция скульптур
Даже в годы Первой мировой войны, по-видимому, мало свидетельств того, что Макс Клингер занимался различными формами военной пропаганды, поскольку это было бы для него очень легко, учитывая его популярность в те годы. Вместо этого (будучи больше не в состоянии путешествовать по Европе) он удалился в Наумбург, провинциальный городок, где открыл новую студию. Оттуда он продолжал писать друзьям и коллегам. Правда, он обрадовался известию о падении Антверпена и фантазирует о предстоящем вторжении оттуда в Англию. Однако вскоре после этого, 7 декабря 1915 года, в письме он процитировал немецкую активистку движения за мир Берту фон Суттнер, лауреата Нобелевской премии мира, и ее знаменитое сочинение «Сложите оружие!», первый манифест европейского движения за мир. Итак, он надеялся, что война скоро закончится.
Макс Клингер (1857-1920). Фонтан с изображением Богини изобилия. 1916 г. Наумбург.
Абунданция (Амбундатия) - имя этой дамы, которая непринужденно раскланивается в непосредственной близости от здания Верховного земельного суда Наумбурга. Это имя римской богини, которая была ответственна за богатство. Бронзовая фигура в Наумбурге была разработана Максом Клингером в 1916 году, но по каким–либо причинам не была реализована при жизни художника. Только в 90-х годах прошлого века, после сбора средств, бронзовое литье было введено в эксплуатацию.
Макс Клингер (1857-1920). Фонтан с изображением Богини изобилия. 1916 г. Наумбург.
Макс Клингер (1857-1920). Танцовщицы. Augusta Stylianou Gallery.com.
Макс Клингер (1857-1920). Диана. Augusta Stylianou Gallery.com.
«Прощание с Клингером» в ателье Макса Клингера, улица Карла Гейне, д.2. Гертруда Клингер,
вдова Макса Клингера, собрала друзей художника перед передачей слепков и моделей
в Музей изобразительных искусств Лейпцига. Фотография 1925 г.
1918-1920 годы были ужасными годами для Германии. Мир Клингера полностью развалился на части. Одной из его последних работ была фреска «Труд, здоровье, красота», законченная в 1918 году. Очень оптимистичное послание, из которого, однако, ничего не материализовалось. На последней странице сборника писем Макса Клингера, опубликованного Гансом Вольфгангом Зингером в 1924 году, показано его последнее письмо от 23 ноября 1919 года, за которым следуют каракули, написанные полупарализованным художником после инсульта, который приведет к его смерти через несколько месяцев. Что ж, даже в письмах этих ужасных лет нет ничего, что действительно оправдывало бы идеологический остракизм, которому он подвергся в Западной Германии после войны.
Пауль Хорст-Шульце (1876-1937). Макс Клингер на смертном одре. 1920 г. Литография
19 октября 1919 года Макса Клингера сразил инсульт. Он перенес свою основную резиденцию в Гросс-Йену, где поздней осенью женился на своей подруге и натурщице Гертруде Бок. 4 июля 1920 года Макс Клингер умер на своем винограднике в Гросс-Йене, где он также нашел свое последнее пристанище по собственному желанию. Он назначил своего друга и скульптора Йоханнеса Хартманна попечителем поместья, который снял с него посмертную маску, а два года спустя женился на вдове Клингера.
Могила Макса Клингера в Гросс-Йене с бронзовой статуей «Атлет», которую он
спроектировал сам.
Дом Макса Клингера в Гросс-Йене близ Наумбурга.
В Лейпциге его именем были названы улица (Клингервег), парк (Клингерхайн), мост (Клингербрюкке), а с 1927 года - гимназия (школа Макса Клингера). В Кляйнхене, недалеко от Наумбурга, его имя носит начальная школа. В его честь был назван астероид (№ 22369) Макс Клингер.
Система ворот на бывшую территорию школы Макса Клингера, улица Карла Гейне, 22b в Лейпциге.
Большая часть его работ хранится в Музее изящных искусств в Лейпциге. Предприниматель Зигфрид Унтербергер из Бриксена коллекционирует работы Клингера и участвовал в спасении особняка Клингеров в районе Плагвиц, который также используется ассоциацией Klinger Forum.
Мемориальная доска в память о месте рождения Макса Клингера в Лейпциге, Петерштрассе, 48.
На этом месте стоял дом, в котором родился Макс Клингер.
Макс Клингер в образе Адама на барельефе «Адам и Ева» Карла Сеффнера.
Дом художников, Лейпциг, около 1910 г.
Памятник Максу и Гертруде Клингер в Гросс-Йене работы скульптора Йоханнеса Хартманна. 1921 г. Мрамор.
ИСТОЧНИК
Жан Кассу и др. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура.
Литература. Музыка. Пер. с франц. Н.В. Кисловой и НТ. Пахсарьян. Москва,
Издательство «Республика», 1998 г. - 432 стр., илл.