Сегодня Макс Клингер (1857-1920) - признанный пионер сюрреализма. К началу ХХ века сочетание мрачных тем Клингера и стилистических аспектов, присущих его графике, было подхвачено сюрреалистами, которые высоко оценили его исследование сверхъестественного, и немецкими экспрессионистами, которые возродили и продвинули графический цикл, как часть своего немецкого наследия, а Клингера - как неотъемлемую часть своей национальной традиции. Вдохновляющая роль Клингера свидетельствует о его влиянии на многих выдающихся художников символизма и сюрреализма, натурализма и модерна.
Никола Першайд. Фотографический портрет Макса Клингера, 1913 г
Макс Клингер интересовался не только живописью, но и скульптурой, гравюрой, музыкой и всеми другими искусствами и стремился их объединить. В частности, он изучил гравюры Менцеля и Гойи и приобрел превосходную технику офорта. Кроме того, линейные картины, такие как офорт, более свободны от реального мира, чем обычные картины и скульптуры, и в них больше возможностей для тренировки воображения. Клингер произвел более 450 гравюр за свою жизнь. Ядром этой серии является цикл из 14 опусов от «Офортных зарисовок» (Radierte Skizzen),
Opus I, 1879 года до «Шатра» (Das Zelt, Part I & II), Opus XIV, 1915 года.
Макс Клингер, Opus XIII, СМЕРТЬ, Часть II (Vom Tod, Second Part), 1898-1909 гг.
Макс Клингер (1857-1920). СМЕРТЬ, Opus XIII, Часть II (Vom Tod, Second Part).
1898-1909 гг. Обложка.
Цикл Макса Клингера «Смерть», Opus XIII, Часть II (Vom Tod, Second Part), с точки зрения внутренней и внешней жизни, является самым богатым из созданных Клингером. В то же время он - тот, который занимал его дольше всех, а также претерпел больше всего изменений. Отдельные записи датируются 1879 годом, а окончательная версия была опубликована в 1885 году в связи с первой частью. После общего рассмотрения бессилия человека и недолговечности его деяний перед лицом вечной мировой судьбы, эпизод начинается с триады, смерть и высшие слои общества, за которой следует вторая триада, смерть и «Лишенные наследства» (смерть как массовое убийство). Это развитие охватывает двенадцать листов: 1. Целое число жизни, 2. Правитель, 3. Философ, 4. Гений, 5. Чума, 6. Война, 7. Несчастья, 8. И все же, 9. Искушение, 10. Мертвая мать, 11. Время и слава, 12. К красоте. Первым изданием считаются только сто экземпляров Амслера & Рутхардта в 1898 г. Листы напечатаны на японской бумаге 61,5 x 46,5 см. Титульный лист так и не был опубликован.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 1. Целое число жизни. Из цикла «Смерть, Часть II»,
Opus XIII. 1885-1900 гг. Офорт. 40,6х31,7 см. (лист); 39,4х30,2 см. (р.и.)
Первый лист цикла «Смерть, Часть II». На фоне горного пейзажа с глубокой пропастью стоит обнаженный юноша с вытянутыми руками, нащупывающий человечество в темноте. На среднем плане – деревня, за ней горный хребет, на котором сидит обнаженный, лысый, великий гений времени, его правая рука помещена на вершине вулкана, а левая - на песочных часах. На склоне под рукой постепенно опускаются в глубину вершины религий: Зевс, Моисей, Будда, Христос и т.д.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 1. Целое число жизни. Вариант. Из цикла
«Смерть, Часть II», Opus XIII. 1885 г. Офорт. 37,6х27,6 (лист); 34,6х24,7 см. (р.и.)
Внизу надпись по латыни «Integer.Vitae . Scelerisqve.Pvrvs» (Целое число жизни.
Тыквенный пирог».
Макс Клингер (1857-1920). Лист 2. Правитель. Из цикла «Смерть, Часть II», Opus XIII.
Дата неизвестна. Офорт. 55,7х40,5 см. (лист); 49,8х33,8 см. (р.и.).
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 2. Правитель. Из цикла «Смерть, Часть II», Opus XIII. 1885-1890 гг.
Офорт. 20,8х34,8 см. (лист); 17,3х32,6 см. (р.и.)
Правитель стоит в центре, положив руки на плечо своего сына, который тайно протягивает ему кинжал, и пристально смотрит на правительницу, стоящую слева в притворном смирении. Справа от Правителя Смерть, стоящая на коленях, предлагает ему огонь и меч на подушке.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. Философ. Из цикла «Смерть, Часть II»,
Opus XIII. 1889 г.Офорт и акватинта. 43,9 x 59,9 см. (лист).
Музей изящных искусств, Хьюстон, штат Техас, США.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. Из цикла «Смерть», Opus XIII, Часть II (Vom Tod, Second Part).
Слева: Лист 3B. Философ. Этюд. Бумага, черный мел. 26х23,1 см. В центре: Лист 3C, Обнаженный мужчина, указывающий в глубину (философ). Этюд. Бумага, черный мел, кисть. 52,6x28,8 см. Справа: Лист 3D. Философ. Этюд. Бумага, гравюра, акварель. 64,7х47,2 см. 1900-1909 гг. Государственное графическое собрание, Мюнхен.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. Философ Из цикла «Смерть, Часть II».
1885-1888 гг. Офорт, акватинта. 29,7х19,9 см. (лист); 26,7х15,9 см. (р.и.).
Офорт не вошел в окончательное издание цикла.
В ледяном море возвышается айсберг в форме пирамиды. Философ поднялся на вершину, но висит там на веревке в опасном положении, так как потерял очки. Он тщетно пытается найти их. На льду два глобуса в виде черепов. Внизу перевернутая надпись по латыни – Ученые не едят (SCIENS / NESCIERIS). Впервые опубликован в журнале «PAN», том 1, № 2, июль-август 1895 г. Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), штат Калифорния, США.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 4. Гений (Художник). Из цикла «Смерть, Часть II», Opus XIII.
1900-1903 гг. Офорт. 50,9 х 40 см. Художественный музей Кливленда, штат Огайо, США.
На переднем плане молодой безбородый художник, смотрящий свысока на другого художника с женской фигурой, шагающего по его левую сторону. Первый одет в скудный флорентийский костюм. Она, в оригинальной классической одежде, кладет свою правую руку ему на плечо, смотрит вверх и поднимает левую руку. Позади них темная узкая аллея деревьев ведет прямо к морю. Под деревьями стоит несчастная, связанная старуха.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 4. Гений (Художник). Из цикла «Смерть, Часть II», Opus XIII. 1887-1888 гг.
Офорт. 20,7х31,6 см. (лист); 15,4х27,6 см. (р.и.). Рисунок не вошел в окончательное издание цикла.
У раскрытого рояля сидят две играющие женщины. На полу перед ними, держа на коленях венок из лавра, сидит третья женщина, чьи глаза джинн закрывает руками. Он видит страдания человечества в образе Прометея, растерзанного орлом. На заднем плане за занавесом видна аплодирующая публика.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 5. Чума. Из цикла «Смерть, Часть II», Opus XIII.
1903 г. Офорт и гравюра. 42,9х34,1 см. (лист); 36,1х31,4 см. (р.и.).
Вид на больничную палату с большим количеством коек. Порыв ветра распахнул окна, занавески разлетелись. Две птицы сидят на краю кровати, две - влетают через окно. Медсестра-монахиня, стоящая у первой кровати с больным, хочет изгнать их своим венком из роз. Позади сестры виден большой крест.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 5. Чума (Смерть перворожденных, восточные мертвецы). Пробуждение.
Из цикла «Смерть, Часть II», Opus XIII. 1903 г. Офорт. 18,8х29,9 см. (лист); 14,9х26,8 см. (р.и.).
В окончательное издание рисунок не вошел.
Умирающий мальчик лежит на земле, его склоненная голова опирается на подушку, поддерживаемая рукой мужчины. Левая рука мальчика бессильно свисает до земли, а его правая рука зажата между руками его матери. Слева сидит заклинатель в образе сфинкса.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 6. Война. Из цикла «Смерть, Часть II», Opus XIII.
1910 г. Офорт, акватинта. 45,5 х 32 см. Частное собрание.
Возвышения на заднем плане превратились в изображение лежащего, злобного бога войны, за которым простирается огненное море. Разрушенный мост, представляет собой руины через реку. На переднем плане в величайшем беспорядке проходит бегущая армия, в центре которой изображен Наполеон I в виде всадника.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 7. Несчастья. Из цикла «Смерть, Часть II», Opus XIII.
1892-1898 гг. Офорт и гравюра. 45,4х35,6 см. (лист); 39,8х31,5 см. (р.и.)
Наемные рабы везут повозку с чудовищной, отделанной мрамором капителью, только что остановились для отдыха и ужина. Девочка раздает еду из кастрюли. Крупный, изможденный работорговец взмахивает кнутом. В карете сидит кучер и разговаривает со старым евреем. На среднем плане растут высокие деревья. Сзади виден второй поезд рабов, явно тащащий на себе аналогичный груз.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. Лист 8. И всё же… (Und Doch...). Из цикла «Смерть, Часть II», Opus XIII. 1888-1894 гг. Офорт, гравюра и акватинта. 41,3х32,1 см. (лист); 37,4х27 см. (р.и.)
Обнаженный мужчина с поднятыми руками шагает по земле и смотрит навстречу восходящему невидимому солнцу, которое ярко освещает его грудь и лицо. На темной земле перед ним три змеи. Позади - лес и горы, на небе - полосы облаков.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 9. Искушение. Из цикла «Смерть, Часть II», Opus XIII.
1890-1891 гг. Гравюра. 45,5х35,6 см. (лист); 38,4:28,6 см. (р.и.)
Тяжело стоя на краю пропасти, Иоанн Креститель, возможно, изначально и на самом деле был Христом. Рядом с ним Сатана стоит в соблазнительной женской одежде, одевая мантию и держа диадему Христа. Впереди, глубоко внизу, виден обширный горный пейзаж.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 10. Мертвая мать. Из цикла «Смерть, Часть II», Opus XIII.
1889-1893 гг. Гравюра. 45,5х34,7 см. (лист); 38,4х29,6 см. (р.и.)
Этот лист, несравненный по замыслу и композиции, пожалуй, самый красивый из когда-либо созданных Клингером. Что касается колонн, то он сделал их зарисовки в Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Собор Святого Павла в Риме), а его друг Отто Грейнер в это время отвлекал внимание смотрителя, так как рисовать там запрещено.
В открытом гробу лежит молодая мертвая женщина с головой крупным планом. В ее волосах можно увидеть маргаритки, рядом с ее головой горит длинная восковая свеча. На ее груди на корточках сидит маленький обнаженный ребенок. На заднем плане видна архитектурная арка и две извилистые колонны, за ними деревья, переходящие в глубокий темный лес и море.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 11. Время и слава. Из цикла «Смерть, Часть II», Opus XIII.
1888-1894 гг. Гравюра. 45,5х27,7 см. (лист); 36,2х25,8 см. (р.и.)
На земле лежит Слава, крылатый женский образ. Труба выскользнула из ее руки и упала в траву. Ее рука тянется к ней, умирая, как к колену времени. Рядом стоит женщина молотобоец с обнаженными ногами и руками, змеями вместо волос, и мощным молотом через плечо, и безжалостно в сандалиях перешагивает через Славу. Сзади открывается богатый пейзаж с тремя горными вершинами и морем.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 12. К красоте (Слава красоте). Из цикла «Смерть, Часть II»,
Opus XIII. 1888-1893 гг. Офорт и гравюра. 41,2х32,1 см. (лист); 37,3х27,5 см. (р.и.)
В лесистой местности обнаженный человек стоит на коленях в траве, спрятав лицо в ладонях перед лицом красоты моря. Справа под деревом лежит мужская одежда. В нижней части страницы написано «К красоте»
Торжественное заседание, посвященное 150-летию образования Академии графического искусства и
книжного издания в Лейпциге. Ныне Высшая школа графики и книжного искусства. Фотография 1914 г.
Отнесение Макса Клингера к символизму может относиться ко всем графическим произведениям, в которых тематический круг тоски, страсти, любви, эротизма и смерти, то более, то менее четко представлен и нередко трактуется самоуничижительно. Таким образом, «герои» Овидиевых метаморфоз (например, Купидон и Психея, Нарцисс и др.) в гравюрах Клингера спасены от своей участи (превращения в деревья, в утопленники) и здесь снова присутствует отсылка к музыке: циклы носят обозначения в дополнение к названиям Opus I до Opus XIV.
Макс Клингер, Opus XIV, ШАТЕР (ПАЛАТКА), Das ZELT, Part I & II, 1915-1917 гг.
Макс Клингер (1857-1920). 1-2. ШАТЕР (Zelt, zweiter Teil), Часть II, Гравюры, Opus XIV, Том I и II, экземпляр No. 5. Издательство Амслер и Рутхард, Лейпциг-Берлин, 1915 г. Папки с 22 и 24 гравюрами, титульным листом и оглавлением. Размер папок 60 х 40,5 см. Обложки.
Макс Клингер (1857-1920). ШАТЕР (Zelt, zweiter Teil), Часть II, Гравюры,
Opus XIV, Том I, Издательство Амслер и Рутхард, Лейпциг-Берлин, 1915 г.
Титульный лист. Две обнаженные женщины и мужчина на фоне холмистого пейзажа.
В качестве года выхода цикла «Шатер» в выходных данных изданий указан 1915 год, но 8 листов датированы самим художником 1916 годом. После первых набросков идей он с 1913 года работал над последними 46 листами по частям, до того, как разработал титульные листы и тиснение золотом пергаментных переплетов двух папок по 22 и 24 листа каждая. Этот цикл с его романтико-символистскими изображениями сказки является завершением графических циклов Клингера.
По поводу историй, – рассказанных здесь, нет более подробных заявлений или заметок самого Клингера. Говорят, что его вдохновила «Баллада о диком мире» Рихарда Демельса (1863-1920) , в которой «прекрасная, тихая душа» сидит в своем шатре в ожидании «высокого дикого пришельца». Но все последующие эпизоды рождены воображением Клингера. За исключением подсказок, которые даются в названиях, художник оставляет это на усмотрение - как и в своих предыдущих циклах - дать каждому зрителю возможность самому выразить историю словами.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 1. Прелюдия. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том I, 1913-1914 гг. Гравюра, сухая игла.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 2. Шатер (Палатка). Из цикла «Шатер».
Opus XIV, Том I, 1914 г. Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. На озере. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том I, 1914 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 4. Лебеди. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том I, 1914 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 5. Лагерь. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том I. 1913 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 6. Бык. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том I, 1913 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 7. Принц-лебедь. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том I, 1914 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 8. Изнасилование. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том I, 1913 г. Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 9. Девушка и стрелок. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том I, 1914 г. Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 10. Выстрел. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том I, 1914 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 11. Благодарность. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том I. 1913-1914 гг. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 12. Ночь. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том I, 1914 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 13. Поход. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том I, 1913 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 14. Вторжение (Похищение). Из цикла «Шатер»,
Opus XIV, Том I, 1914 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 15. Шарф. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том I, 1914 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 16. Основание (Нога). Из цикла «Шатер»,
Opus XIV, Том I, 1914 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 17. Убийство и похищение. Из цикла «Шатер»,
Opus XIV, Том I, 1914 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 18. По болотам. Из цикла «Шатер», Opus XIV,
Том I, 1914 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 19. По горам. Из цикла «Шатер», Opus XIV,
Том I, 1914 г. Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 20. Обвал в горах. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том I, 1914 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 21. Побег (Flucht). Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том I, 1914 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 22. Пленный (Gefangen). Из цикла «Шатер»,
Opus XIV, Том I, 1914 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Автопортрет в очках. 1909 г. Офорт. 22 х 17 см.
Макс Клингер обладал неимоверной работоспособностью, создав огромное количество печатной графики – гравюр, офортов и рисунков, не считая живописных работ. При своей «стариковской», профессорской внешности с небольшой бородкой и в очках, он с самого начала самостоятельно печатал дома в мастерской свои многочисленные листы или, как говорят, «катал» их до глубокой старости. И только под конец жизни, а прожил он 63 года, стал отдавать оригиналы в типографию печатнику Фельсингу.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 23. У ворот. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том II, 1915 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 24. Перед королевой. Из цикла «Шатер»,
Opus XIV, Том II, 1915 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 25. Подготовка к танцу. Из цикла «Шатер»,
Opus XIV, Том II, 1916 г. Офорт, сухая игла.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 26. Великая Богиня. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том II, 1915 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 27. Танец. Из цикла «Шатер», Opus XIV,
Том II, 1915 г. Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 28. Штурм (Bestürmung). Из цикла «Шатер»,
Opus XIV, Том II, 1915 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 29. Подарки. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том II, 1915 г. Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 30. На башне. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том II, 1915 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 31. Угроза. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том II, 1915 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 32. Королева и Богиня. Из цикла «Шатер»,
Opus XIV, Том II, 1916 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 33. Богиня и волшебник. Из цикла «Шатер»,
Opus XIV, Том II, 1916 г. Офорт, сухая игла.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 34. Волшебник и рыцарь. Из цикла «Шатер»,
Opus XIV, Том II, 1916 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 35. По дороге мечты. Из цикла «Шатер»,
Opus XIV, Том II, 1915 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 36. Перед башней. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том II, 1916 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 37. Пещера. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том II, 1915 г. Гравюра.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 38. Условие. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том II, 1915 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 39. Убийство. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том II, 1915 г. Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 40. Полет. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том II, 1913 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 41. Находка. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том II, 1913 г. Гравюра, сухая игла и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 42. Ночь в лесу. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том II, 1916 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 43. В своей стране. Из цикла «Шатер»,
Opus XIV, Том II, 1916 г. Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 44. Ужас. Из цикла «Шатер», Opus XIV, Том II,
1915 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 45. Изгнание. Из цикла «Шатер», Opus XIV.
Том II, 1915 г. Гравюра и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 46. Прекрасный конец (Fine). Из цикла «Шатер»,
Opus XIV, Том II, 1916 г. Офорт и акватинта.
Творчество Макса Клингера возникает как нечто само собой разумеющееся для образованной аудитории среднего класса. Только обладая базовым гуманистическим образованием, можно понять его намеки. Тем не менее, контент - это нечто большее, чем просто интеллектуальная игра небольшого слоя общества. Обращение с любовью, эротикой и смертью в их роковом сочетании было таким же критическим осуждением двойных стандартов, выступающих против сексуальности, как и провозглашение необходимости социального законодательства, типа осуждения проституции.
Тайный советник, профессор, доктор Макс Клингер в честь графа
фон Ралькфройта, профессора Леопольда, с любезного разрешения
советника Роммерзиенрата Ханса Богеля. Хемниц, 1920 г.
Автор Пастор Вилли (род.1867). Макс Клингер. Монография. Издательство Амслер и Рутхардт, Берлин, 1922 г. -
198 стр., 90 илл. Формат 24 см. Обложка и титульный лист. Библиотека Университета штата Коннектикут, США.
В эту посмертную монографию Пастора Вилли, изданную в Берлине в 1922 году, вошли частично ранее опубликованные гравюры и офорты художника из его Опусов с I по XIV, и, что наиболее интересно, бóльшая часть ранее не издававшихся рисунков и пробных отпечатков офортов Макса Клингера. Текст книги и все подписи под рисунками написаны готическим немецким шрифтом.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 3. Смерть и приговоренный к смертной казни. Рисунок из книги
Пастора Вилли «Макс Клингер», Берлин 1922 г.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 6. Нагорная проповедь Христа.
Из книги Пастора Вилли «Макс Клингер», Берлин 1922 г.
Рисунок пером и тушью.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 7. Круговая наездница.
Из книги Пастора Вилли «Макс Клингер», Берлин 1922 г. Рисунок.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 8. Дрожащий кучер
под уличным фонарем. Из книги Пастора Вилли «Макс Клингер».
Берлин, 1922 г. Рисунок.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 12. Христос перед первосвященниками. Из книги Пастора Вилли
«Макс Клингер», Берлин 1922 г. Рисунок тушью.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 13. Христос перед Пилатом.
Из книги Пастора Вилли «Макс Клингер», Берлин 1922 г. Рисунок.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 17. Кентавр беседует с двумя девушками.
Из книги Пастора Вилли «Макс Клингер», Берлин 1922 г. Рисунок.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 18. Амур стреляет в девушек. Из книги Пастора Вилли
«Макс Клингер», Берлин 1922 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 19. Эмануэль Гейбель (1815-1884). «Триумф любви» из
«Классической книги песен», 1875 г. Из книги Пастора Вилли «Макс Клингер», Берлин 1922 г.
Рисунок виньеток.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 41. Бал для студентов Академии художеств.
Берлин, 27 февраля 1878 г. Пригласительный билет на обед для академиков.
Из книги Пастора Вилли «Макс Клингер», Берлин 1922 г. Литография.
Меню:
1. Рейнский лосось а-ля броше или лосось по-тулузски.
2. Овощной салат а-ля шартрез с крокетами.
3. Олень или индейка. Салат. Компот.
4. Мороженое панаше или шведский пудинг.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 42. Эскиз панно для бывшего
загородного дома (виллы) Альберса в Штеглице. Из книги Пастора Вилли
«Макс Клингер», Берлин 1922 г. Холст, масло.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 57. Несчастные. Первый вариант из цикла «Смерть, Часть II»,
Opus XIII. Из книги Пастора Вилли «Макс Клингер», Берлин 1922 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 59. Распятие Христа. Первый вариант. Из книги Пастора Вилли
«Макс Клингер», Берлин 1922 г. Холст, масло.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 81. Страница из книги «Эпиталамия»
Эльзы Асениефф. Из книги Пастора Вилли «Макс Клингер», Берлин 1922 г.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 82. Страница из книги «Эпиталамия»
Эльзы Асениефф. Из книги Пастора Вилли «Макс Клингер», Берлин 1922 г.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 88. Этюд панно для городского музея в Хемнице (1).
Из книги Пастора Вилли «Макс Клингер», Берлин 1922 г.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 88. Этюд панно для городского музея
в Хемнице (2). Из книги Пастора Вилли «Макс Клингер», Берлин 1922 г.
Макс Клингер (1857-1920). Таблица 88. Этюд панно для городского музея
в Хемнице (3). Из книги Пастора Вилли «Макс Клингер», Берлин 1922 г.
Макс Клингер (1857-1920). Автопортрет с головой, подпертой кулаком. 1918 г.
Бумага, акватинта. 23 x 15,7 см. Коллекция Джека Долтона, США.
Вот как художники начала ХХ века называли свои вещи, например Кете Кольвиц, Эрнст Барлах, Эдвард Мунк и Макс Бекманн (экспрессионизм) или Макс Эрнст (сюрреализм), используя прямые цитаты изображений Макса Клингера. Однако многочисленные экслибрисы, которые он сделал для друзей, а также для представителей крупной буржуазии, имели не равноценное качество. Как представитель буржуазного искусства конца XIX века, вопреки распространенному мифу о художниках, он добился известности и успеха только при жизни, но уже вскоре после своей смерти был известен только специалистам.
Эмиль Орлик (1870-1932). Творение человечества. Посвящение Максу Клингеру. 1898 г.
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Макса Клингера:
Макс Клингер (1857-1920). Голова женщины. Черный мел
на зеленоватой бумаге. 49,3 x 32 см. Гравюрный кабинет, Берлин.
Макс Клингер (1857-1920). Портрет молодой женщины. 1878 г. Картон, масло. 33 х 28 см.
Аукцион Hampel Fine Art Auctions GmbH & Co KG, Мюнхен, 2010 г.
Макс Клингер (1857-1920). Фантазия и ребенок-художник. Эскиз афиши выставки Фрица Гурлитта
«Изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство». 1879 г.
Фантазия, одетая в белое, летит по воздуху, вся сжавшись, с огромной копной черных волос, и несущая на коленях
обнаженного ребенка-художника, которому она собирается открыть мир с помощью ключа в своей руке.
Макс Клингер (1857-1920). Сон художника. Рисунок предположительно изображает самого Клингера,
который наполовину заснул, читая книгу «Метаморфозы» Овидия. Рисунок не вошел в собрание Opus II,
или Освобождение жертвоприношений Овидия. 1880 г.
Макс Клингер (1857-1920). Вечер после битвы. Эскиз. Холст, масло. 113,6 х 190 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Вид с востока на замок
Плейссенбург в Лейпциге. Холст, масло. 95,5 х 39,7 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Ex Libris Эмиля Коппа.
Макс Клингер (1857-1920). Экслибрис для Л.Л. Гравюра с монограммой. 5,6 х 6,4 см. (р.и.)
Макс Клингер (1857-1920). Объятия. 1912 г. Холст, масло. 31,8 х 25,5 см.
Музей изобразительных искусств. Лейпциг.
Макс Клингер (1857-1920). Если -! Гигантский мифологический танк, или
Поражение Германской империи в 1-й мировой войне. Плакат. 1918 г.
Офсет, литография. 38 х 27 см. Аукцион eBay.com, 2022 г.
Макс Клингер (1857-1920). Автопортрет. 1918 г. Японская бумага, цветной офорт.
23,2 x 17,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
В Германии, особенно в Восточной Германии, на его родине очень уважают и почитают знаменитого художника, профессора, доктора Макса Клингера. За последнее время там издано огромное количество книг и альбомов, посвященных его творчеству. Причем бóльшая часть изданий посвящена графическому искусству.
1. Der Graphische Zyklus von Max Klinger bis zur Gegenwart. 1956, Germany. 74 Platte. 2. Graphic Works of Max Klinger (Dover Fine Art, History of Art). 1974.
3. Graficzne cycle Maxa Klingera – Kobieta, Eros, Smiere. Museum Narodowe w Poznanu. 1993. 4. Max Klinger Zeichnungen, Zustandsdrucke, Zyklen. Prestel, 1996.
5. Max Klinger. Das Graphische WerkThe Graphic Work, 1909-1919. Verlag 1997. 6. Max Klingers Grafikzyklus “Ein Leben” (German Edition), Kindle Edition. 2006.
7. Alle Register des Lebens Max Klinger - Graphische Zyklen und Zeichnungen. 2007. - 288 pages. 8. Graphic Works of Max Klinger. Introduction and Notes by J.Kirk T. Varnedoe, with Elizabeth Streicher. Dover Fine Art, History of Art Series. 2009.- 74 Plattes.
9. Max Klinger. Opus X, Eine Liebe. Klinger-Heft Nr. 2. Max Klinger-Haus Naumberg /Grosjena. 10. Max Klinger. Opus IX, Dramen. Kliner-Heft Nr. 4. Max Klinger-Haus Naumberg /Grosjena.
11. Max Klinger. Das Drama um Mann und Weib. Grafische Zyklen.
Veröffentlichungen des Horst-Janssen-Museums Oldenburg. 2011. 142 pages.
Макс Клингер внес также самобытный вклад и в скульптуру: он стремился возродить полихромную скульптуру, используя различные породы мрамора, золото, слоновую кость, бронзу, алебастр и раскраску. Для его пластики характерны мифологические ню («Саломея», 1893; «Кассандра», 1895, Музей изобразительных искусств, Лейпциг) и героизированные портреты (эпически-масштабный «Бетховен», 1902, там же; «Фридрих Ницше», мрамор, 1904, Эрмитаж, Петербург). Иногда Клингер сам создавал и рамы для своих картин, превращая их в сложные символические рельефы. В последние годы трудился над проектом колоссального монумента Рихарду Вагнеру, оставшегося неосуществленным.
ИСТОЧНИКИ
Жан Кассу и др. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура.
Литература. Музыка. Пер. с франц. Н.В. Кисловой и НТ. Пахсарьян. Москва,
Издательство «Республика», 1998 г.
Лист 5. Чума.хочет изгнать их своим венком из роз. Монахиня держит в руках четки. Латинское rosarium хоть и переводится как венок из роз, означает в католицизме четки, а также молитва.
Слава44, Bronisliva, спасибо за добавление про четки. Я не видел ни одной репродукции с русским названием этой гравюры, везде только "Чума". Но как вы думаете стоит исправить "венок из роз" на "четки" или не надо? Мне это сделать не трудно. Еще раз спасибо и с наступающим! Всех благ