Макс Клингер в кресле. Фотография Никола Першайда, 1910 г.
В своей книге «Живопись и рисунок», опубликованной в 1891 году, Макс Клингер теоретически обосновал идею «Всеобщего художественного произведени» (Gesamtkunstwerk), высокого значения графического искусства и изображения обнаженного тела, он придавал этой технике особое, самостоятельное значение. Он считал, что графике свойственно передавать демонически-темные стороны жизни. Не случайно серии гравюр мастера вызывали потом восхищение у сюрреалистов. Кроме того, Клингер оказал значительное влияние на художественную политику своего времени как соучредитель Немецкого союза художников, как инициатор все еще существующего Дома художников «Вилла Романа» во Флоренции и как основатель ассоциации ежегодных выставок в Лейпциге, вновь образованной в 1993 году.
Макс Клингер. Живопись и рисунок (Malerei und Zeichnung).
Часть первая: Общий контекст. Лейпциг, 1891 г.
В 1880 году Клингер работал в Мюнхене над известным произведением индийской драматической литературы «Шакунтала» Калидасы, одной из величайших любовных историй в мировой литературе. Он также прочитал «Урваши» Калидасы. В 1883 году в Париже он познакомился с выдающейся литературой, особенно с Эмилем Золя, Гюставом Флобером и Ги де Мопассаном. В то время философия Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше уже полностью захватила его и помогла сформировать мировоззрение. В 1893 г., с переездом в Лейпциг, он стал членом «Литературного общества», вступил в контакт с Ричардом Демелем (который общался с Августом Стриндбергом и Арно Хольцем), Фальке и Детлевом фон Лилиенкроном. Клингер также был заядлым любителем книжного чтения, в том числе Иоганна Вольфганга фон Гете, Уильяма Шекспира, Гомера, Готтхольда Эфраима Лессинга и Жана Поля. Ричард Демель посвятил Клингеру свою первую работу «Листы жизни», а также ряд строф. Клингера высоко ценили поэты рубежа веков, например, Гуго фон Хофманнсталь.
Макс Клингер, Opus VII, ЧЕТЫРЕ ПЕЙЗАЖА (Vier Landschaften), 1883 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 1. Полдень. Из цикла «Четыре пейзажа»,
Opus VII. 1883 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 2. Дорога. Из цикла «Четыре пейзажа», Opus VII. 1883 г. 1. Офорт, акватинта. 51х34,5 см. Национальный музей, Варшава. 2. Офорт, акватинта. 52,5х73 (лист); 36х56 см. (р.и.).
Британский музей, Лондон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. Лунный пейзаж с рекой. 1883 г. Офорт. 35,5 х 55,5 см.
Британский музей, Лондон.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 4. Летний полдень. Офорт, акватинта, акварель.
53,3х73 (лист); 36,2х56 см. (р.и.) Британский музей, Лондон.
Макс Клингер (1857-1920). Поздравительная открытка с 3 января 1908 г. Бумага, тушь, перо. 10,7 x 13,6 см.
Гравюрный кабинет, Берлин.
Макс Клингер (1857-1920). Ex Libris доктора Куно Ваймера. 1910 г.
Макс Клингер (1857-1920). Страсть. Летящая пара. 1909 г.
Японская бумага, офорт, акватинта. 49,8 x 33,5 см.
Коллекция Джека Долтона, США.
Макс Клингер (1857-1920). Ex Libris Оскара Лойшнера. 1910 г.
Макс Клингер (1857-1920). Ex Libris доктора медицины C. Ширрена. 1910-1911 гг.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная с согнутой ногой (Модель Гертруда Бок). 1910 г.
Аукцион Grisebach GmbH, Берлин, 01.06.2022 г.
Макс Клингер (1857-1920). Стоящая обнаженная. 1910-1920 г. Бумага, тушь.
28 x 21,9 см. Коллекция доктора Зигфрида Унтербергера, Германия.
Выставочный зал XIV Венского сецессиона. В центре скульптурная композиция Макса Клингера
«Бетховен». Фотография 1902 г.
В 1901 году Макс Клингер создает бронзовый бюст Ференца Листа, который был установлен в Лейпциге, в городском концертном зале Гевандхаус (бюст Ф.Листа разрушен во Вторую мировую войну). В следующем году он снова остановился в Лейпциге, чтобы завершить большой памятник Бетховену, который он начал в 1895 году. Произведение стало центральным экспонатом во время выставки, посвященной Бетховену, весной 1902 года на XIV Венском сецессионе. Огромная скульптура была представлена в театрализованном окружении из семи панно Густава Климта, посвященных «Девятой симфонии» композитора.
Макс Клингер (1857-1920). Гигант, держащий валун с пейзажем, на котором
танцуют одиннадцать человеческих фигур и трое сидят с сосудами, из которых
льются потоки воды, вокруг ног великана мужские фигуры, вооруженные копьями.
Плакат. Офорт. 1912 г.
Макс Клингер (1857-1920). Гигант, держащий валун с пейзажем. Фрагмент плаката. 1911 г.
Макс Клингер (1857-1920). Согнувшийся обнаженный мужчина. Эскиз.
1912 г. Литография.
Макс Клингер (1857-1920). Портрет арт-дилера Луи Мейера. 1912 г.
Коллекция Джека Долтона, США.
Братья Альберт и Луи Мейеры возглавляли берлинский арт-рынок.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная на морском пляже. Ex Libris Г. В. Сингера. 1911 г.
Ганс Вольфганг Сингер (1867-1957) – немецкий историк искусства, автор каталога графики
Макса Клингера 1909 года.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная на козле. Ex Libris Артура Хаферкорна. 1912 г.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная натурщица. Гелиогравюра.
48x35 (лист); 33x21 см. (р.и.). Аукцион eBay, 20227 г.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная на коленях. 1912 г.
Литография.
Макс Клингер (1857-1920). Стоящая обнаженная. 1911 г.
Макс Клингер (1857-1920). Ex Libris Клэр Кирштейн. 1912 г.
Макс Клингер (1857-1920). Искушение Евы (The fall of Eve). 1912 г.
Макс Клингер, ЖИЗНЬ (Ein Leben), Opus VIII, 1884-1898 гг.
Макс Клингер (1857-1920). Цикл «Жизнь», Opus VIII. 15 офортов.
Берлин - Лейпциг, 1892 гг. Четвертое издание. Титульный лист.
Женщина, в терминологии того времени «падшая женщина», занимает центральное место в цикле Макса Клингера «Жизнь» (Ein Leben), Opus VIII. Она, на самом деле блистательная танцовщица, становится проституткой, подвергается насилию и тонет, что, вероятно, описывает ее самоубийство. Эти сцены трагического цикла обрамлены изображениями, которые с самого начала намекают на христианское представление о грехопадении. В заключение грешницы находят спасение во Христе, который сам искупает первородный грех Своей крестной смертью. Тем не менее, изображения не так однозначны, как предполагает это резюме.
Новаторские визуальные изобретения Клингера оставляют зрителю много возможностей для самостоятельной интерпретации и ассоциации.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 1. Предисловие I. Из цикла «Жизнь», Opus VIII.
1884 г. Офорт двухцветный черный и красный, сухая игла.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 2. Предисловие II. Из цикла «Жизнь», Opus VIII, 1884 г.
Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. Мечты. Из цикла «Жизнь»,
Opus VIII, 1883 г. Офорт и акватинта. 57 x 43 см.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 4. Соблазнение.
Из цикла «Жизнь», Opus VIII, 1884 г. Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 5. Покинутая. Из цикла «Жизнь», Opus VIII, 1884 г.
Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 6. Предложение. Из цикла «Жизнь», Opus VIII, 1884 г.
Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 7. Соперники. Из цикла «Жизнь», Opus VIII.
1884 г. Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 8. Для всех! Из цикла «Жизнь», Opus VIII.
1884 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 9. На улице. Из цикла «Жизнь»,
Opus VIII. 1884 г. Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 10. В сточную канаву! Из цикла «Жизнь», Opus VIII.
1883 г. Офорт и акватинта, сухая игла.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 11. Связанный. Из цикла «Жизнь»,
Opus VIII, 1884 г. Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 12. Кончина (Гибель, или Идущий на дно).
Из цикла «Жизнь», Opus VIII, 1884 г. Офорт и акватинта, сухая игла.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 13. Христос и грешницы. Из цикла «Жизнь», Opus VIII.
Офорт и акватинта. Третье издание, напечатанное в Берлине Отто Фельсингом в 1891 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 14. Страдай! Из цикла «Жизнь»,
Opus VIII, 1884 г. Офорт и акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 15. Назад в небытие. Из цикла «Жизнь», Opus VIII.
1891г. Офорт и акватинта.
Вилла Макса Клингера. Лейпциг, район Плагвиц, улица Карла Гейне, 2, на реке Вайсе-Эльстер.
Фотография 1900 г. Городской исторический музей, Лейпциг.
В 1903 году Макс Клингер приобрел небольшой домик с виноградником («Дом офорта») в Грос-Йене, недалеко от Наумбурга, и насовсем уехал из Лейпцига. В новом доме сдал в аренду верхний этаж, расширил загон для овец. В Берлине он проиграл судебный процесс по обвинению в клевете на скульптора и художника Эрнста Морица Гейгера. В следующем году он заключил контракт на изготовление мемориала Иоганнесу Брамсу для Гамбургского мюзик-холла. Он снова отправился в Италию, чтобы купить мрамор для своих скульптур (как когда-то Микеланджело сам лично выбирал мрамор в Каррарских карьерах). 22 ноября умерла мать Клингера. В том же году был создан цикл гравюр «Драмы» (завершен в 1904 году; Дрезден, Государственные музеи) и картина «Эльза Асениефф в вечернем платье».
Макс Клингер (1857-1920). Портрет профессора, тайного советника,
доктора Лампрехта. 1915 г.
Макс Клингер (1857-1920). Женская голова. 1915 г. Офорт, меццо-тинто.
32,4x23,7 (лист); 17,7 x 13 см. (р.и.). Коллекция Джека Долтона, США.
Макс Клингер (1857-1920). Всемирная выставка книги и графики. Плакат.
Лейпциг, 1914 г.
Макс Клингер (1857-1920). Сизиф. 1914 г. Офорт, акватинта. 25 x 17 см.
Макс Клингер (1857-1920). Ex Libris Фрица Гурлитта. 1915-1919 гг.
Макс Клингер (1857-1920). Эскиз экслибриса Фрица Гурлитта. Голова бородатого мужчины. 1915-1919 гг.
Британский музей, Лондон.
Макс Клингер (1857-1920). Эскиз экслибриса Фрица Гурлитта. 1915-1919 гг.
Макс Клингер (1857-1920). Присевшая обнаженная. 1913 г.
Макс Клингер (1857-1920). Стоящая обнаженная.
1910-1915 гг. Цветная бумага, рисунок.
Макс Клингер (1857-1920). Ex Libris Лизл Лойшнер. 1915-1916 гг.
Макс Клингер (1857-1920). Ex Libris Эрнста и Элизабет Вигандт. 1914 г.
Макс Клингер (1857-1920). Женская полуобнаженная фигура. 1915 г.
Бумага, черная мел, белила. 63 х 47 см.
Аукцион KARL & FABER Kunstauktionen GmbH, Мюнхен, 2009 г.
Макс Клингер (1857-1920). Стоящая обнаженная. Из подборки
«Двадцать этюдов изображений, пластики и гравюр».1914 г.
Коричневая бумага, офорт. 79 x 50 см. Частное собрание.
Макс Клингер, Opus X, ЛЮБОВЬ (Eine Liebe), 1887-1903 гг.
Макс Клингер (1857-1920). 1. Эскиз титульного листа к книге «Любовь», Opus X. 1887 г. Гравюрный кабинет, Дрезден. 2. Любовь. Цикл из 10 листов офортов. Opus X. Шестое издание. Издательство Амслер и Рутхардт (Auflage Amsler & Ruthardt), Берлин, 1920 г.
В годы после того, как он покинул Париж, Клингер еще глубже исследовал темы, почерпнутые из современного символистского движения, в своих печатных циклах. Цикл «Любовь», Opus X, первоначально должен был иметь подзаголовок «Вторая часть драмы» и был рассчитан на 12 листов. Окончательно в издание вошло 10 листов. Содержание: 1. Посвящение. 2. Первая встреча. 3. У Ворот. 4. В парке 5. Счастье (Влюбленная пара на кровати). 6. Интермеццо. 7. Новые мечты о счастье. 8. Пробуждение. 9. Позор. 10. Смерть.
Он посвятил свою серию 1887 года «Любовь» швейцарскому художнику Арнольду Бёклину (1827-1901), чьими творческими работами он давно восхищался. Живя в Риме, Клингер создал серию «Любовь», в которой показана современная берлинская женщина, преследуемая поклонником, который на протяжении серии соблазняет, оплодотворяет и бросает ее, оставляя умирать при родах. Повествование ведется в основном с помощью рисунков, вызывающих воспоминания, а не натуралистических средств, таких, как женщина, направляемая аллегорической фигурой стыда к Смерти, темной, дьявольской фигуре, которая похищает своего младенца в финальном 10 листе.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 1. Посвящение Арнольду Бёклину.
Из цикла «Любовь», Opus X. 1887 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 2. Первая встреча. Из цикла
«Любовь», Opus X. 1887 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. У ворот. Из цикла
«Любовь», Opus X. 1887 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 4. В парке. Из цикла «Любовь»,
Opus X. 1887 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 5. Счастье (Влюбленная пара в постели).
Из цикла «Любовь», Opus X. 1887 г. Офорт. Аукцион Ketterer, Штутгарт, 2003 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 6. Интермеццо (Адам и Ева, Смерть и дьявол).
Из цикла «Любовь», Opus X. 1887 г. Офорт.
На скалистом берегу обнаженные Адам и Ева на коленях, с мольбой о помощи подходят к двум
призрачным существам, Смерти и дьяволу. Смерть указывает на них своей правой рукой,
дьявол держит в поднятой правой руке бумажный свиток с печатью и опирается на левую руку,
возле которой видна змея.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 6. Интермеццо (Адам и Ева, Смерть и дьявол). Вариант.
Из цикла «Любовь», Opus X. 1887 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 7. Новые мечты о счастье. Из цикла «Любовь»,
Opus X. 1887 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 8. Пробуждение. Из цикла «Любовь», Opus X.
1887 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 9. Позор. Из цикла «Любовь», Opus X.
1887 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 10. Смерть. Из цикла «Любовь», Opus X. 1887 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 10. Смерть. Фрагмент. Из цикла «Любовь», Opus X. 1887 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Автопортрет в очках. 1909 г. Офорт. 22 x 17 см.
В 1903 году Макс Клингер был назначен вице-президентом недавно созданного Немецкого союза художников.
В 1905 году по заказу Немецкого союза художников во Фьезоле, близ Флоренции был построен Дом художника для студентов-стипендиатов, премированных заграничной поездкой на эту Виллу Романа. В следующем году Клингер становится первым председателем ассоциации «Вилла Романа», созданной для этой цели. В 1907 году он снова отправился в Париж и Испанию.
Макс Клингер (1857-1920). Макс Регер на смертном одре. 1916 г.
Макс Регер (1873-1916) - немецкий композитор, дирижер, пианист, органист и музыкальный педагог.
Умер от сердечного приступа в возрасте 43 лет.
Макс Клингер (1857-1920). В укрытии. Издательство Э.А. Зеемана, 1917 г. Офорт, акварель.
Единственный офорт художника, отображающий реально события Первой мировой войны.
Макс Клингер (1857-1920). Обнаженная натура. Ex Libris Хильдегард Хейн.
1918 г. Акватинта. 29,9x23 см. (лист); 12,7x 9 см. (р.и.).
Аукцион Schmidt Kunstauktionen, Дрезден, 2019 г.
Макс Клингер (1857-1920). Ex Libris Альфреда Сельтера. 1919 г.
Офорт. 12,5 x 8,5 см.
Альфред Сельтер - оптовый торговец мехом из Лейпцига и никакого отношения
к знаменитой минеральной сельтерской воде не имеет.
Макс Клингер (1857-1920). Две обнаженные женщины
(Эротический рисунок, № II). 1919 г.
Макс Клингер (1857-1920). Ex Libris Отто Е. Рихтера. 1919 г.
Частное собрание, Дрезден.
Внимание! Дети до 16 лет не допускаются:
Макс Клингер (1857-1920). Хвастун. 1919 г. Акватинта. 12,2 х 9,6 см.
Частное собрание.
Макс Клингер (1857-1920). Источник. Нимфа из Римской Кампаньи. 1920 г.
Аукцион eBay.com, 2022 г.
Макс Клингер (1857-1920). Жрицы любви (Priestesses of love). 28.V.1920 г. Бумага, карандаш.
28,7 x 45,8 см. Частное собрание.
Рисунок «Жрицы любви» был нарисован 28 мая 1920 года, а чуть более через месяц,
5 июля Клингер умрет от инсульта.
В 1889 году Макс Клингер завершает цикл офортов «О смерти», первая часть, Опус XI» (Vom Tode, Erste Teil). Почти через 20 лет, в 1910 году выходит вторая часть «О смерти, Опус XIII» (Vom Tode, Zweiter Teil), впервые опубликованная тоже в 1889 году, но в меньшем количестве листов. В этом же году Клингер в Мюнхене был награжден орденом Максимилиана, высшей баварской наградой за заслуги в области наук и искусств.
Макс Клингер, Opus XI, СМЕРТЬ, Часть I (Vom Tode, Erste Teil), 1889 г.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 1. Ночь. Из цикла «Смерть», Opus XI, 1889 г. Офорт.
Художественный музей Кливленда, США.
В основе большинства офортов Макса Клингера из цикла «Смерть», Opus XI, первая часть, в сущности, лишь слабо связанных между собой изображений смерти, лежит мысль о том, что смерть может неожиданно прийти к человеку в любой момент. Гораздо более философская мысль о том, что перед смертью человеческое большое и малое исчезает, находит свое выражение только во второй части «Смерти». Что касается порядка в первой части, Клингер писал: «Нумерация этих подробных листов первой части не имеет никакого значения».
Работа над циклом началась еще в 1882 году. Самые ранние пробные оттиски были напечатаны в 1885 г. Исключение составляет только шестой лист Ирод», который в остальном также полностью выходит за рамки, который изначально предназначался для Опуса I и был офортом напечатан еще в 1879 году. Полностью цикл «Смерть I» вышел в Риме в 1889 году на 10 листах.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 2. Моряки. Из цикла «Смерть», Opus XI, 1889 г. Офорт.
Художественный музей Кливленда, США.
На верхнем рисунке мы видим на скалах трех потерпевших кораблекрушение моряков. Слева можно увидеть огромную черепаху, а сзади - остатки корабля. На нижнем изображении видим бурлящую адскую пасть с демоном в ней. Перед ними обнаженные души, падающие в бездну. Слева замыкает рисунок группа калек.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 3. Море (Тонущий корабль). Из цикла «Смерть»,
Opus XI, 1889 г. Офорт. Художественный музей Кливленда, США.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 4. Дорога. Из цикла «Смерть», Opus XI, 1889 г. Офорт.
Ландшафт в точности повторяет рисунок «Дороги» из цикла «Четыре пейзажа» 1877 г.
Молния, однако, расколола второе дерево. У подножия дерева лежит человек с корзиной,
в которого тоже ударила молния.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 5. Ребенок (Kind). Из цикла «Смерть», Opus XI, 1889 г.
Офорт. Художественный музей Кливленда, США.
На лугу на скамейке спит воспитательница детей. Рядом с ней стоит детская коляска.
Часть постельного белья упала на землю. На тропинке позади Смерть уносит с собой ребенка,
погибшего в результате падения.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 6. Ирод. Из цикла «Смерть», Opus XI, 1889 г. Офорт.
Внутри амфитеатра, на верхних скамьях которого все еще видны люди, на четырехъярусном
помосте стоит трон со спинкой и резными подлокотниками в виде львов. У ног постамента,
упав, лежит старик с поднятыми коленями и повернутой головой.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 7. Крестьянин (Пахарь). Из цикла «Смерть», Opus XI, 1889 г. Офорт.
На пашне, перед плугом на земле, лежит крестьянин, убитый копытом лошади. В обрамлении вверху
изображены ласточки и жаворонки, колосья, внизу - останки людей и животных, а также фантастическая
фигура Земли, которая протягивает к картине свою скелетную руку и притягивает крестьянина к себе.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 8. Смерть на рельсах. Из цикла
«Смерть», Opus XI, 1889 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 9. Бедная семья. Из цикла «Смерть»,
Opus XI, 1889 г. Офорт.
На 9-м рисунке, в мансарде, опираясь на руку, стоит бедная женщина с ребенком на руках.
На заднем плане в кресле сидит умирающий старик.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 10. Смерть как спаситель. Из цикла «Смерть», Opus XI, 1889 г. Офорт.
Пустынный тропический пейзаж с пятью пальмами. Справа бежит группа из двух мужчин, трех женщин
и одного ребенка. Слева приближается закутанная в белое смерть с пальмовой ветвью и поднятой
левой рукой, перед ней скорчившаяся на земле человеческая фигура.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 10. Смерть как спаситель. Вариант. Из цикла «Смерть», Opus XI.
Около 1885 г. Офорт на японской бумаге. 16,8 x 29 см. Аукцион Swann Auction Galleries, Нью-Йорк.
Макс Клингер, Opus XII, ФАНТАЗИИ БРАМСА (Brahms-Phantasie), 1894 г.
Иоганнес Брамс. Фотография Чарльза Браша, 1889 г. 2. Макс Клингер. Фотография Никола Першайда, 1900 г.
Примерно в 1894 году Макс Клингер более глубоко развил свой давний интерес к музыке, особенно к произведениям немецких композиторов-романтиков, таких как Роберт Шуман и Иоганнес Брамс. Гравюры из его серии «Фантазии Брамса» должны были сопровождать исполнение музыки одноименного композитора и создавать тотальный, Всеобщее художественное произведение (Gesamtkunstwerk) посредством синтеза визуального искусства, музыки и поэзии.
Макс Клингер (1857-1920). Фантазии Брамса, Opus XII. Офорты. Издательство Амслера и Рутхарда,
Берлин, 1894 г. Обложка.
Первые попытки Клингера в качестве гравера встретили скептицизм со стороны Брамса, но когда просмотрел «Фантазии Брамса», композитор написал Клингеру: «Я вижу музыку... сам того не подозревая, ваши рисунки переносят меня; когда я созерцаю их, кажется, что музыка продолжает резонировать в бесконечном и таким образом, выражается все, что я имел в виду, более четко, чем могла бы сделать одна музыка, и в то же время с той же долей таинственности и предвкушения. Иногда я завидую твоей способности так четко писать своим пером. Иногда я чувствую себя счастливым оттого, что это не так. Но, в конце концов, я должен думать, что любое искусство одинаково и выражает себя одним и тем же языком» (Музей Орсэ, Париж).
Макс Клингер (1857-1920). Фантазии Брамса, Opus XII. Офорты. Издательство Амслера и Рутхарда,
Берлин, 1894 г. Титульный лист.
Цикл «Фантазия Брамса», Opus XII Макса Клингера разделен на две половины, каждой из которых предшествует по одному листу, как бы в качестве музыкальной прелюдии. В первой половине 5 песен представляют певческий голос с облигато из 5 гравюр и 12 рисунков. Во второй половине – «Песня судьбы» в сопровождении 4 гравюр и 11 рисунков, обрамленных грандиозным продолжением саги о Прометее. в общей сложности 41 оригинальных гравюр. К песне «Старая любовь» Клингер создал человека, который копается в своих старых любовных письмах и вспоминает те дни, когда колесо времени было повернуто так, что ему было видно знакомое лицо. Ему приходят на ум старые приключения из этого прошлого. В „Богемной народной песне» он создал обнаженную фигуру влюбленной на расстоянии на открытом воздухе; далее момент, когда она, как холодная рука, ложится ему на сердце во время его тоски и, наконец, воспоминание о блаженных часах, которые он провел с возлюбленной.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 1. Аккорд (Гармония). Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII.
1894 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 2. Старая любовь. Справа внизу - лист 3. Колесо времени.
Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII. 1894 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 7. Башня. Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII. 1894 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 8. Обнаженная под деревом, или Далекая возлюбленная (Ferngeliebte).
1894 г. Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII. 1894 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 8. Обнаженная под деревом,
или Далекая возлюбленная (Ferngeliebte). Фрагмент.
Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII. 1894 г. Офорт.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 11. Холодная рука. Из цикла «Фантазии Брамса»,Opus XII. 1894 г. Офорт.
Лунная ночь. На цветущем лугу сидит мужчина, руками он опирается о дерево. Сверху на него опускается
холодная призрачная рука… Вот так и человек, живет-живет и умрет.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 11. Холодная рука. Фрагмент.
Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII. 1894 г. Офорт.
Лист 13. Любовная пара. Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII. 1894 г. Офорт, акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 13. Любовная пара. Фрагмент.
Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII. 1894 г. Офорт, акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 16. На траве. Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII. 1894 г.
Офорт, акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 16. На траве. Фрагмент.
Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII. 1894 г.
Офорт, акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 19. Воспоминания. Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII. 1894 г.
Офорт, акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 20. Титаны. Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII. 1894 г.
Офорт, акватинта.
На переднем плане сидят Аполлон и Диана, стреляющие в титанов из луков без тетивы. Впереди
нападающих основная группа из четырех человек. Титаны уже превращаются в горные формы…
Макс Клингер (1857-1920). Лист 21. Ночь. Титаны, уже превратившиеся в скалы и горы, неподвижно
лежат вокруг. Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII. 1894 г. Офорт, акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 22. Прометей. Похищение огня. Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII.
1894 г. Офорт, акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 23. Праздник (Хоровод). Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII.
1894 г. Офорт, акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 24. Похищение Прометея. Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII.
1894 г. Офорт, акватинта.
Обнаженного Прометея несет в полете над морем орел Зевса и Гермес, который хватает его под колени.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 25. Жертвоприношение. Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII.
1894 г. Офорт, акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 26. Гомер. Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII. 1894 г.
Офорт, акватинта. На белой половине выгравирован текст «Песни судьбы» Фридриха Гёльдерлина,
состоящий из трех строф.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 31. Красавица (Афродита). Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII.
1894 г. Офорт, акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 31. Красавица (Афродита). Фрагмент.
Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII. 1894 г. Офорт, акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 38. Смерть рыцаря. Из цикла
«Фантазии Брамса», Opus XII. 1894 г. Офорт, акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Лист 41. Освобожденный Прометей. Из цикла «Фантазии Брамса», Opus XII.
1894 г. Офорт, акватинта.
Макс Клингер (1857-1920). Ночь. Лист, не вошедший в основной корпус «Фантазий Брамса». 1894 г.
Макс Клингер (1857-1920). Эскиз титульного листа нотного издания «Избранные песни»
И. Брамса. Берлин. Конец XIX - начало ХХ в. Бумага, тушь, перо, кисть. 32,8 х 25,4 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
На снимке (слева направо): Скульптура «Галатея» в окружении графа Гарри Клеменса Ульриха Кесслера,
Людвига фон Хофманна, Макса Клингера, Анри ван де Вельде,Теодора Хагена, Ханса Ольде.
Фотография 1906 г.
Впервые полное собрание работ Макса Клингера было выставлено в Лейпцигском художественном объединении. В 1909 году Клингер начинает перестройку дома на винограднике в Грос-Йене в комфортабельный жилой дом. Создает фреску «Расцвет культуры в Греции» для актового зала Лейпцигского университета, мемориал Иоганнеса Брамса и «Вторая часть Смерти» (Опус XIII). В 1911 году моделью Клингера стала Гертруда Бок (1893-1932), в 1914 году переоборудование дома на винограднике в жилой дом с верандой было завершено. В 1915 году были созданы циклы «Шатер I и II» (Опус XIV). В следующем году произошел разрыв с Эльзой Асениефф.
ИСТОЧНИКИ
Жан Кассу и др. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура.
Литература. Музыка. Пер. с франц. Н.В. Кисловой и НТ. Пахсарьян.
Москва, Издательство «Республика», 1998 г.