• Авторизация


Вопрос . 01-12-2007 06:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Зачем  повторять нацистские флаги и жесты?

[640x445]

  Просто так ничего не бывает.

КИЧ КИНЧЕВА, ИЛИ КАК РУССКИЙ РОК РОДИЛ ФАШИЗМ. Читать

Рецензия на альбом Алисы Сейчас позднее, чем ты думаешь (2003)

Рок-н-ролл российский и зарубежный мёртв. Он не существует в рамках того целеполагания, которое вменялось ему исходно. Рок как бунт, как борьба с буржуазно-потребительским стилем мёртв. Родоначальник-Запад это констатировал в 1971-м, мы же в 1991-м только начинали потреблять этот продукт в массовом порядке, впуская клипы отечественных рокеров на ТВ. Вскоре оказалось и что наш отечественный рок-н-ролл не тянет туда, куда ему по определению нужно: советская система, пресловутая партократия сдалась без боя, а воевать против кого-то надо.

Русский рок мёртв, но все еще живы его апостолы, и им не хочется замолкать, признавать исчерпанной свою историческую функцию - Шевчук, Кинчев, Гребенщиков. Остальных не упоминаю, так как они и раньше не претендовали на роль проповедников-образцов - мирно заколачивают свой лабухский бакс на всевозможных пивных фестивалях-танцполах. Под них поколение Пи-пи двигает попой, и слова песен не особо мешают.

Однако есть и такие олдовые лабухи, которым хотелось бы оставаться понятными, а не просто давать подвигать попой да встряхнуть хайрами своим молодеющим слушателям. Прежде боровшиеся как раз с пуританством и скованностью советской официальной культуры (всяческими эпатажами, грубостью, откровенной сексуальной развязностью), теперь они стали пастырями: возраст.

Итак, Алиса Кинчева. Группа как нельзя более ярко и даже героически отражавшая в своих песнях переломный период конца восьмидесятых. Рок-н-ролл в СССР имел ровно противоположную функцию, нежели на Западе: там он эпатировал и критиковал буржуазию, здесь же - социализм. И как-то логично стало ругать в песнях нашим демреволюционерам от рок-музыки систему именно советскую: где живем, там и пачкаем. Все мы помним кино-бум периода АССы, Взломщика - рок-н-ролл входил в моду на бунтарской ноте. Рок-музыканты становились моментально кинозвездами: с Виктором Цоем даже Голливуд успел контракт подписать. Что ж, вскоре бунт и чаяния отвязных западников-лабухов на редкость полно и логично воплотились.

Алиса в то время была на пике популярности, именно под ее крылом впервые возник в России феномен "фан-клуба", причем стихийного и огромного, "армия Алисы" называвшегося"Черно-красная". Стилистика как нельзя лучше подхватывала подростковый гормональный бунт - и словно ветром раскачанные деревца бушевали головушки юнцов на концертах Алисы. И я там был... Когда "Шабаш" колесил по стране (еще стране) в 1989-м, 90-м... Когда Костя "чуял гибель".

Однако с падением Советской власти - после подножки 1991-го и контрольного выстрела 1993-го - наш российский рок только начинал распеваться во весь голос. Стали появляться группы-последователи. И то логично: препятствий нет, играйте на здоровье, неподцензурные вы наши.

И тут оказалось, что не о чем петь. Некому сопротивляться: "тоталитаризма" нема ведь, "товарищи в кабинетах" стали магнатами или функционерами, но от "демократии". И не выходит славить то, что в результате реализации бунтарских чаяний восьмидесятых стало в стране. Более того: очевидно, что случившееся стало исторической катастрофой для страны. А глашатаи этого гибельного обновления только вошли во вкус победы, в образ всенародных творцов нового стадионного звучания, нового стиля, имя которому - русский рок.

Шевчук в годы той "Последней осени", как известно, не прятался от власти: пил с Ельциным горькую за новую Россию, даже орден какой-то от него заимел в первой половине 90-х. Кинчев же - нет. Он оставался верен позиции контркультурщика, пророка-бунтаря, но при этом и не западника, не политика - его всегда влекла этноэстетика, фолклоп. Однако это не спасло: мир изменился, и из подвала воображения волей-неволей пришлось вылезти. Дела шли плохо, мыкался Кинчев между двумя столицами; говорят, видели его на Арбате, на опохмел сшибающего: мол, это же я, Кинчев! Но жизнь налаживалась. Альбом "Танцевать", помнится, наш герой самолично рекламировал в качестве живого манекена в ГУМе, раздавал автографы под модными логотипами транснациональных корпораций, имеющих там бутики.

Но рок-музыка бунта таки требовала. Попев отвлеченно-аполитично, даже в чем-то патриотично для вынужденного комивояжера-"россиянина" о трассе Е-95, Кинчев вернулся к теме того, что происходит в государстве Российском. Все же тревожило Кинчева ощущение, что непорядок царит, западные ценности разлагают социум - кстати, те самые, которые рокеры вчера еще славили. И вот пошел он в новый поход на культурных "инородцев".

Однако начал это странно. Первый блин, "Солнцеворот", стал, по его словам, ответом Гражданской Обороне - попыткой "перевернуть свастику" в другую сторону. Кинчев счел, что фашизмом веяло от "Солнцеворота" Г.О. Это тем более странное умозаключение, что центральная композиция альбома - гимн советского интернационалистического патриотизма "Родина". Однако Кинчеву это дело явно не понравилось. Сильно задел поэт-гражданин Летов Кинчева: недаром же последний так и следует по пятам названий песен Г.О., если не выкрадывая, то как бы перепевая их, переклеивая бирки Летова на свои песни.

Панки, хайль!

 Кинчев намеренно в песнях уходил от реальности, политической материальной реальности, в которой очутилась страна в 90-х. И, конечно же, советской эпохи для него как не бывало. Кинчев углублялся в своей образной башлачевщине в метафорические недра досоветской культуры и языка, на уровне поэзии держа вектор, скажем условно, Хлебникова. Которого, кстати, не чурался и Егор Летов, однако именно он при этом не забыл сказать, открыто и недвусмысленно вписав свои строчки в песню Черного Лукича "В Ленинских горах": "Воскресшим буржуЯм внимает пролетарий".

Но Кинчева несло совсем в другую сторону, прочь от исторической и классовой рефлексии. Куда - сейчас увидим. Осудив Летова за фашизм, Кинчев не просто его переплюнул - он, похоже, и "Коловрат" затмил. Если вас интересует феномен того, как логично, ни шага в сторону не делая, наш демократический русский рок пришел к фашизму - купите последний альбом Алисы. Кстати, эта тенденция подтверждается и "Крещением огнем" Арии, не вспоминая уже о менее известном Иване-Церевиче. Отпев рок-н-рольную романтику, поросль контрреволюции закономерно погрузилась в  национализм, запела о героях пятой расы, "арийском роде"...

Песня "Небо славян" - закономерное порождение воображения деклассированного Кинчева. Деклассированного, к слову, исходно - с восьмидесятых. Этим Кинчев и кичился, издеваясь над осуждавшим подобных ему языком советских институтов воспитания. Вот и докичился. Песня вдохновенная, сильная - тем она и опасней. Это буквальное воспевание шовинизма, вызываемого чрезмерной почвенностью. Причем,  карта СССР воспевается именно как земля славян. Жандармское словечко "инородцы" звучит во всем пафосе вокала Кости на этом альбоме рядом с такими перлами, как "единоверцы", "слезы икон" и т.д. Архаика та еще. "Белая рать"... Прямо-таки white power и белогвардейщина в одном флаконе. Славянофилия дремучая, какая бывает у поэтов да попов только. Впрочем, налицо  мещанский спрос на такие образы.

Мелькают и антибуржуазные нотки (песня "Антихрист"), но главное то, что соответствующих революционных, классовых выводов из ноток этих не делается, разрешения эти аккорды не имеют. Да, плохо, когда миром правят деньги - но что же, господин Кинчев, вы от этого предлагаете нам податься в глубины почв, к национализму пещерно-общинному, сбиться в скиновские стаи-"фронты"?

Отдадим должное Кинчеву: он пришел к такой позиции не вдруг. Еще в девяностых он любил на концертах между песнями повторять интродукции вроде: "Мы же православные, нам чужого не нужно...". Говорил это он тому воображаемому человечку-постсоветикусу. Да уж - отсеки советское, так и останется только дореволюционное. А там единственно идеологичное, за что можно ухватиться, это как раз православие, сросшееся с мессианством. И эта воронка стремительно сейчас затягивает "россиянство" не только в сфере рок-музыки.

Рамштекс по-кинчевски

Комичнее всего, что и свой любимый рок-н-ролл Кинчев умудряется приплести к реакционным откровениям зрелого демнационалиста. Персонаж песни "Всадники" по имени Блюз (к слову, музыка чернокожих "инородцев") в трактовке Кости оказывается "опричником неба", тем, кто опровергает "все, чем дорожит зверинец". Вот ведь запутался наш герой!

"Зверинец" устроенный на руинах СССР, дядя Костя, как раз , уничтожил нашу с вами Родину. И главная забава этого зверинца - трахаться в туалетах, да вытрясать мозги под музыку, хотя бы и вашу. Не вы ли долбили во "Взломщике" по троллейбусу на свалке железякой с криками: "Это моя жизнь, это мой кайф!"? То был именно зверинец, куда вы приглашали новые поколения. Что ж вы тужите оттого, что теперь свалкой стала вся страна?

Да ладно бы тужили тихо, по-есенински - вы же пытаетесь указать путь вашей "армии". А путь этот отчетливо фашистский. Недаром в "Небе славян" барабанный ритм подхватывает строевой шаг. Ей-богу, "Коловрат" отдыхает! Характерно здесь, что Алиса пошла на саундовый плагиат: звуковая фаши-эстетика неизбежно ввергла гитару Шаталина в подражание Rammstein?у - причем, провинциальнейшее, надо сказать.

Итак, вот итог  антисоветской героики соврока, затем ставшего русским роком. Бунтарство анархических, деклассированных элементов от рок-музыки в период путинской реакции, когда в стране могут произойти серьезные волнения, становится на сторону националистов. Национализм, православный реванш - вот букет, в который распустились мечты рок-демократов о победе над тоталитаризмом. Одну родину разрушили, другую найти все не удается. Но надо же во что-то верить? Назад, в позапрошлое! К монастырям, шутам... Новый, более безжалостный и бесчеловечный тоталитаризм грядет в песнях Кинчева: циничный,  признающий право сильного за богатым. И никакое православие тут не поможет "отмазать" вами же, "дурнями", напророченную действительность.

Позор, очевидный позор и крах героики когда-то свободолюбивой "черно-красной" Алисы. В эстетике же - все та же отчаянная образность, выдающая желание заслонить реальность сном, иконой. Эклектика русского рока вообще феномен сатирический: исходно западная, афро-американская музыка, сдобренная фольклорными эпизодами, становится почвой для реваншизма оправославившихся на постсоветском безверье нацпатриотов: "Испокон веков граничит с богом моя светлая Русь". И партию "За Русь святую" тут вспомнишь.

Древнерусская тоска по фашизму

Когда настало время уйти от метафор, поговорить с современником о текущем моменте - Кинчев оказался ленивым  националистом. Предпочитающим даже в образах уходить от политической рефлексии. А услышав шум толп, демрокеру проще поддаться реакционному угару и осенить крестным благословением нарождающийся национализм. Ведь, дядя Костя, "Небо славян", каким вы его воспеваете - это и небо казахов, узбеков, коренных национальностей тех дальних далей, которые вас вдохновляют. Только открестились вы вашим православным манером от братьев,  инородцами их окрестив.

А снявши голову по волосам не плачут. Сейчас позднее, чем ты думаешь, дядя Костя: возродить общественный оптимизм таким архаическим манером вряд ли удастся, под "зверинцем"  погребена  страна.  Ведь серьезно говоря, на нынешнем этапе вернуть родину значит совершить революцию.  А растаскать её теперь на удельно-княжеские патриотизмы, религиозные возрождения (мусульманские, православные и пр.) да рок-н-рольные блюзоткровения ориентированной на Запад молодежи - дело нехитрое. Его и довершаете - начав с анархического бунта против системы, воспеваете теперь систему и эстетику, предыдущую по исторической спирали, где были иноки, шуты и царская солдатня.

 Джек.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (16):
pioneer557 01-12-2007-11:07 удалить
Всегда поражала стилистика - чёрные кожанные косухи, заклёпки и песни о Руси... Романтика выветривается на раз после посещения такого сборища - запах принципиально немытой толпы надёжно ставит заслон на каком-либо восприятии подобного "искусства"... А по-сути, собственно нацисткого особо там ничего и нет. Просто тупое обезъянничание непонятным жестам...
kolo 01-12-2007-17:58 удалить
статья вызвала отчетливое ощущение бредятины, обильно разбавленной ничего не значащей "водой". да какой фашизм? дядя Костя давно в христианстве по уши. и к тому же, автор явно путает понятия "национализм" и "фашизм".
Folks 01-12-2007-18:48 удалить
Исходное сообщение kolo да какой фашизм? дядя Костя давно в христианстве по уши.
-------------------------------------------------------------------------------- Ну конечно же. Это видно по символике. Фотография говорит о многом. Ответные нацистские и сатанинские жесты. Они вместе! Очень по "христиански". Дядя Костя прямо таки зеркальное отоброжения своего символа, изображённого на нацистском флаге сзади. Только Вы, kolo,путаете понятия "христианство" и "православие". Ну а сама статья и не должна вызывать у всех до одинаковые ощущения. Да и ничего не путает автор. Национализм, это основа фашизма. С него всё и начинается.
Folks 01-12-2007-19:03 удалить
pioneer557, на фотографию как-то стрёмно смотреть. Не говоря уж о посещении такого мероприятия. Мракобесие. Чёрные кожаные косухи, заклёпки, всё это естественно для этой толпы. Армия должна иметь свою униформу.
Folks 03-12-2007-04:40 удалить
Эти наверно тоже по уши в "христианстве" [469x700]
Rost 17-12-2007-17:31 удалить
Флаги... Жесты... В Индии стоят храмы со свастикой на шпилях. Свастика на домах, на украшениях (на кулонах, сергах, браслетах), на автобусах... Везде.
Folks 18-12-2007-04:34 удалить
Rost, индийские монахи, музыканты и другие люди, не закидывают руку так, как это делают Кинчев и те, кто на фото ниже - фашисты. Разве Кинчев и его музыка имеет какое-то отношение к индийской культуре? Cвастика в Идии имеет иное значение, чем в России. Неужели Вы этого не понимаете? [250x351]
Rost 18-12-2007-11:23 удалить
Исходное сообщение Folks: Rost, индийские монахи, музыканты и другие люди, не закидывают руку так, как это делают Кинчев и те, кто на фото ниже - фашисты.

Разве Кинчев и его музыка имеет какое-то отношение к индийской культуре?

Cвастика в Идии имеет иное значение, чем в России.
Неужели Вы этого не понимаете?
Свастика в индийской культуре и российской культуре имеют такое же разное значение, как и в российской и немецкой культурах. Можно даже вспомнить, что на довоенных деньгах даже как-то было её изображение. В настоящее время для Россия свастика - это символ. Не более. Но нельзя сваливать на символ грехи тех, кто под этим символом жил. А то так можно договорится до того, что католический крест - знак дискриминации и геноцида иудеев во времена инквизиции. LI 7.05.22 beta
Folks 19-12-2007-01:10 удалить
Rost: "В настоящее время для Россия свастика - это символ. Не более." --------------------------- Символ чего? Что символизирует свастика в России? В России, насколько мне известно,свастику как символ, используют русские фашисты. Так же и вскидывание руки. Еврейские могилы оскверняют именно этим символом.
Rost 19-12-2007-11:08 удалить
Исходное сообщение Folks: Символ чего? Что символизирует свастика в России?
Ну, так можно дойти то маразма, как, капример, запрет на исполнение произведений Вагнера в Израиле. LI 7.05.22 beta
BUMSIK 02-01-2008-20:05 удалить
Исходное сообщение Rost Флаги... Жесты... В Индии стоят храмы со свастикой на шпилях. Свастика на домах, на украшениях (на кулонах, сергах, браслетах), на автобусах... Везде.
Не люблю демагогию об Индии и свастике. Естесственно, смысловая нагрузка любого символа весьма культурно обусловленна. Но поскольку мы не живём в Индии, то поверьте, обнаружив утром свастику, нарисованную на Вашей двери, Вам вряд ли придёт в голову, что это сделали индусы... Верно?
BUMSIK 02-01-2008-20:32 удалить
В тексте много "воды", но в целом я согласна с автором. Дело в том, что АЛИСУ с ее романтикой я когда-то очень любила, ее кассеты крутились в моём плеере чаще других. Но вот на концертах Кинчева я никогда не бывала: жила я в "провинции", Кинчева к нам не заносило. Поэтому первым "ударом" по моей любви к АЛИСЕ был именно их концерт в Нью-Йорке, на который я пошла. Ещё до начала концерта я заметила, насколько "не моя" публика: вокруг царило какое-то довольно агрессивное возбуждение. Захотелось отойти подальше от толпы и сцены, что я и сделала. Ну, а несколько лет спустя "Небо славян" меня просто шокировало: такой откровенной пошлятины я от Кости не ожидала!... Брррр. Никогда больше ни одного нового альбома не куплю.
Я никогда не слушала АЛИСУ. Мне кажется я даже никогда не слышала - не помню ни одной композиции. Как-то мимо прошло. Но зато именно во время выступления АЛИСЫ на большом концерте в честь десятилетия Питерского рок-клуба меня сбила с ног ревущая несущаяся к сцене толпа и Костя Горшков меня буквально выдрал из под каблуков, хоть некоторое количество народу по мне уже успело пробежать. Не знаю виновата ли АЛИСА, нет конечно, но "осадочек остался".
"А то так можно договорится до того, что католический крест - знак дискриминации и геноцида иудеев во времена инквизиции." Именно так многие и считают. Мне приходилось слышать этот аргумент, обращённый евреями к своим выкрестившимся родственникам. Только речь шла не о католическом, а о православном кресте. "Под этим крестом на погромы ходили" И ведь правда.
Rost, вслушайтесь в слово СИМВОЛ. Оно само за себя говорит. Это "некая фиговина", которая должна своим видом о чём-то напоминать, символизировать, вызывать смысловые ассоциации. Люди дискредитировали символ СВАСТИКА. Символ не виноват, но теперь он символ того, с чем он ассоциируется в первую очередь. У меня с Гитлером. Индия далеко.
Solitaria_Alitis 31-01-2008-04:20 удалить
Рок-н-ролл, конечно, мертв, но рок-музыка жива и развивается. То, что плавает на поверхности не характеризует того, что находится посередке и то, что практически неизвестно. Жив и процветает в огромном количестве и бесчисленном разнообразии металл. Очень много интересных металлических групп, играющих действительно интересную, сложную и умеющую создавать настроение музыку. Довольно часто встречаю малоизвестных, но крайне таланливых рокеров далеко не только в металле. Эти ребята не пишут "остросоциальных злободневных" песен-), и тексты их оригинальны, красивы, уникальны. В рок-музыке есть стоящие поэты, сочиняющие хорошие стихи, мало, конечно, но их везде мало. Рок-тексты могут нести в себе далеко не только протест, а рок-музыка - это на данный момент, на мой взгляд, единственное развивающееся и крайне разнообразное музыкальное направление, по сложности не уступающее и классике.


Комментарии (16): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Вопрос . | Folks - Folks | Лента друзей Folks / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»