• Авторизация


ОБЛАЧЕНИЕ БРАХМЫ. Размышление о реликвиях 05-02-2018 17:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Уже где-то говорила об этом, но чтобы мысль не потерялась.
Итак, в ходе арийского завоевания скифский предводитель Вритра Викартана (прозвище весьма многозначное, равным образом может означать "Рубака", "Завоеватель", "Реформатор" и "Узурпатор", причем верно, видимо, все), дав разгон жрецам и до смерти перепугав "богов-на-земле" - старую Солнечную династию, неведомым, но, как ни странно, законным с точки зрения местных образом завладевает реликвиями, которые я условно назову "Облачение Брахмы". Потому что это ритуальное облачение, каждый элемент которого имеет некий смысл, и без которого не коронуют нового "Брахму-на-земле".
Позднее Вритра делит его между своими сыновьями.
Насколько удалось выцепить из текста на данный момент, список таков:

1. КОРОНА (Диадема, венец, символ царской и божественной власти). По логике, Вритра оставил ее себе. Убив отца, его сын Шакра завладел короной, но носить ее, заполучив подобным способом, не мог. По неведомым мне мотивам Шакра отдает корону Арджуне, который и бегает в ней до самой Курукшетры, получив соответствующее прозвище.

2. ВАДЖРА (исключительно мое ИМХО - это царский жезл). Ее описывают как сокрушительное оружие, но по описаниям - как оружие ее использовать затруднительно. Разве что как кастет. Но если это царская регалия - египтяне говаривали: "Царь дунет в Уасете - поднимется буря за порогами". Ваджра тоже способна вызвать грозу - тем же способом. Волей того, кто ее держит. Она досталась Шакре, будущему Индре, и досталась законно - из рук отца. Поэтому брахманы и носятся так с Индрой вместо того, чтобы плюнуть и короновать кого поприличнее.

3. ЧАКРА - вот это уже оружие, и как таковое символизирует, видимо, функцию войны. Похоже, что Вритра отдал ее своему второму сыну - Раме. Рама оставил ее в Кхандаве в тот день, когда уехал, поручив крепость Индре. Но Индра сменил сторону, и священная чакра досталась Васудеве Кришне, который на радостях объявил себя Всевышним Господом.

4. СЕРЬГИ - символизируют, видимо, способность и обязанность владыки слышать более прочих. Судя по всему, были подарены младшему - Васушене Карне - в день его появления на свет.

5. ПАНЦИРЬ - функция царя как защитника. Тоже Карне. Похоже, Вритра обожал своего младшего.

Следующую реликвию вычисляем логически. Третий сын - Шакуни - тоже должен был что-то получить. Не мог же Вритра обойти его. ЧТО?

6. ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ - символ либо сакральной власти над судьбой, либо функции правосудия, либо того и другого разом (игра в кости и судебный процесс обозначаются в санскрите одним словом - aksa). Легенды дают дичайшие пояснения, что Шакуни-де сделал их из бедренной кости своего убитого врагами отца, дабы помнить о мести, и потому кости ему "повинуются". Выцепляем суть - Шакуни получил реликвию законным образом от отца, и потому ему "повинуются" судьба и правосудие.

Учитывая приверженность индусов числу "шесть", список вроде бы исчерпан, но в стороне маячит еще один элемент.

7. КАМЕНЬ (вариант перевода - ЖЕМЧУЖИНА) - налобное украшение, висящее на проекции "третьего глаза" и символизирующее, видимо, функцию видеть скрытое, недоступное прочим. Предполагаю, что он является съемной деталью КОРОНЫ. И всплывает он у Ашваттхамы, который к Вритре, вроде бы, никаким боком. Разве что предположить, что камень достался Раме, как жрецу, а тот передарил его боевому товарищу (Дроне) на рождение у того сына. Тут у меня сомнение: я верю, что Карна мог бы подарить серьги или панцирь Дурьйодхане, ему самому или для Лакшманы, но о такой же горячей дружбе между Рамой и Дроной легенды, вроде бы, не сообщают... В общем, тайна сия велика есть...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Соккар 05-02-2018-19:23 удалить
Бригита_О_Брайн, всё это как-то проглядыает. Особенно ярко ощущается символическое значение серег, панциря и камня Ашваттхамана. За последним буквально охота велась едва ли не до последних страниц эпоса. Хорошо бы, конечно, получить большую фактуру по диадеме. Когда она появилась у Арджуны? Считается, что во время пребывания Арджуны на небе Индры. Но не является ли она результатом уничтожения ниватакавачей? Как ваджра оказалась у Индры? В какой момент? И так по всем символам...

А вот у Брахмы было шесть "духовных" сыновей, иногда их число и семь, включая Бхригу. Может быть, реликвии были атрибутами власти Солнечной династии. И частенько Кашьяпа (обычно это Видура рассказывает легенду о Прахладе и Судханване) представляет собой что-то вроде судебной власти (между прочим, как раз в игре в кости есть такой рассказ).
Камень Ашваттхамы, кстати, именуют "дарующим бессмертие". И вроде по некоторым версиям Пандавам ПРИШЛОСЬ отпустить Ашваттхаму, потому что убить они его не могли. Просто не могли и все.
"Ну бессмертный я, бессмертный!" (с) х/ф "После дождичка в четверг"
Соккар 05-02-2018-19:33 удалить
Бригита_О_Брайн, обычно бессмертие даёт амрита. И вот кажется, что бессмертие - это статус, иначе говоря место в Совете богов, в Тридцатке. Тут в одном эпизоде Вишну советует Индре дать наге Сумукхе амриты, а он даёт только долговечную жизнь. Равана тоже хотел получить бессмертие, а получил только неуязвимость. Всё не просто... Многие жаждут бессмертия. Много званых, но мало избранных:-)))
Huhrigina 06-02-2018-02:03 удалить
Соккар,
Бригита_О_Брайн,
Полагаю, к дарам Брахмы можно вполне причислить и повязку на глаза, она досталась Гандхари. Ведь не можем же мы всерьёз предположить, что она завязала себе глаза из преданности слепому мужу, или что она страдала каньюктивитом. Тем не менее, повязка эта упоминается.
(В Карна парве есть целая особая история, про некое неведомое существо у реки, глазами которому служили ноздри, которое завязало себе глаза с единственной целью погубить всё живое и которое обязательно следовало убить). Полагаю, Гандхари боялись не меньше, чем мужчин воинов. Если не больше.

Насчет панциря, я могу предположить, что это была собственная реликвия самих ариев, доставшаяся Карне, возможно, от матери.

С чего бы отцу дарить младшему сыну обе реликвии, он же понимал, что это вызовет лютую зависть, хотя как знать.
Причина по которой, можно считать золотой панцирь наследием ариев такова: единственный случай упоминания золотого панциря в мировом эпосе (помимо Махабхараты) это нартский эпос, Легенда о Золотой Кольчуге ( Жорж Демюзиль "Нартский Эпос" ), которую в качестве приданого и подарка свекру приносит в дом мужа дочь Солнца. Похищение этой кольчуги супостатами так же сопровождается срезанием лоскута кожи.
Или же она вполне могла достаться Вритре от отца. Хотя мне кажется, что арии распределяли наследие не только между сыновьями, но и между дочерями. Так жемчужина могла достаться Ашватхаме от Крипи. Это тоже могла быть арийская реликвия. А если это была составная часть короны, то Вритра благоразумно извлёк её и передал на хранение В Хастинапур, возможно в качестве приданого. Имея сыновей от разных жён, всегда неплохо подстраховаться.
Относительно арийских реликвий...
Попадалось мне мнение, что тотемом скифского племени Вритры была змея. Если у него было знамя со змеем, оно ушло Гандхари, а от нее - Дурьйодхане. Он под этим знаменем сражался на Курукшетре.

А насчет панциря - очень интересно. Если он арийский... Его могла прихватить с собой младшая царица, мать Карны. Именно чтобы сохранить реликвию для сына.
Huhrigina 06-02-2018-16:16 удалить
Бригита_О_Брайн,
Полагаю, мать Карны не просто прихватила реликвию, она владела ею изначально, поэтому она переходит к Карне (он родился в панцире). То есть Карна ЗАКОННО владеет кольчугой.
И теоретически именно Карна, обладающий такой арийской реликвией, мог претендовать на первенство среди ариев. Может, именно эту реликвию Индре и хотелось больше всего. А когда он ее выпросил, то заграбастал себе, ничего не дав Арджуне.
Дар же Гандхари относится к "Смертельным дарам Брахмы". (Было какое-то исследование, возможно я его осилю). Ритуальная слепота, в этом тоже есть что-то европейское. Фемида и всё такое. Но есть и формы Кали, где она тоже слепа.
Знамя -- это очень интересно.
Соккар 06-02-2018-19:46 удалить
Бригита_О_Брайн, "Похоже, что Вритра отдал ее своему второму сыну - Раме. Рама оставил ее в Кхандаве в тот день, когда уехал, поручив крепость Индре. Но Индра сменил сторону, и священная чакра досталась Васудеве Кришне, который на радостях объявил себя Всевышним Господом".

Мне представляется более вероятной версия, что Кришна позаимствовал чакру у Вишну. А вот Вишну представляет сам по себе что-то вроде советника у Индры. Что это за "младший брат Индры", как обычно эпос определяет Вишну? В ближайших эпизодах попробую коснуться этой темы, но слишком много загадочного и предположительного. Обычно в мифах чакра уже у Кришны, а история её неясна. Хотя этой темой можно заниматься вплоть до последних эпизодов. Вот за серьгами охота идет до жертвоприношения змей... А это, надо полагать, расправа с побеждёнными и сторонниками мира среди жрецов Солнечной династии.
Мне представляется более вероятной версия, что Кришна позаимствовал чакру у Вишну. А вот Вишну представляет сам по себе что-то вроде советника у Индры.


Я ошиблась. Не после Кхандавы, а до нее.

Когда так было сказано, величественный Пожиратель жертв, осеняемый дымом вместо знамени, желая видеть хранителя мира Варуну, подумал о сыне Адити,4 боге, владыке вод, который обитает в воде. И тот, узнав, что о нем вспомнили, показался Паваке. Почтив владыку вод, Дхумакету сказал великому властителю, четвертому среди хранителей мира: «Дай мне скорее тот лук, который был дан тебе царем Сомой, а также два твоих колчана и колесницу с обезьяной на знамени. Ибо с помощью лука гандива Партха выполнит великое дело, а Васудева – при помощи диска. Поэтому дай мне (оружие)». «Дам», – сказал в ответ Паваке Варуна.

Павака, он же Агни. Вот интересно, это Вьяса, или все-таки Парашара собственной персоной?

Затем Павака дал Кришне диск со стальным прутом, прикрепленным к середине, – огненное оружие, которое сделалось любимым (для него). И тот тоже стал тогда способен (выполнить предстоявший подвиг). И сказал ему Павака: «Этим (оружием), о губитель Мадху, ты без сомнения будешь побеждать в бою даже существа нечеловеческие. При помощи его ты в сражении будешь всегда превосходить людей и даже богов, ракшасов, пишачей, дайтьев и змей и – в этом нет сомнения – поражать отборнейших врагов. Всякий раз, о Мадхава, когда ты во время сражения метнешь его во врагов, оно, сразив их, будет возвращаться вновь в твои руки, оставаясь неотразимым в бою».

И совсем забавно: Павака объясняет Кришне, как обращаться с оружием, которое вроде как представляет собой часть его самого. Нарасимха забыл, как пользоваться когтями, надо напомнить :))))
Показательно, короче говоря.
Huhrigina 07-02-2018-11:53 удалить
у меня есть ещё одно печальное подозрение насчет Карны:
По просьбе Индры, происками Индры, которые он сразу разгадал, Карна отделяет панцирь, который является частью его собственного тела, отделяет с кровью ( передает еще сочащийся кровью панцирь), но при этом не чувствует физической боли и у него не появляются шрамы. И при этом все вокруг считают это всё ужасным. При этом Карна долго не соглашается, предлагая любой другой богатый выкуп.
Я предполагаю, что Карна был вынужден отдать в заложники одного из своих сыновей. Одних реликвий оказалось недостаточно.
По легенде Арджуна после Курукшетры воспитывал оставшегося живых сына Карны, который потом погибает во время Раджасуи.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 08-02-2018-13:12 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн, на самом деле с "чакрой" может быть много заморочек. Там, где написано "чакра", вовсе не обязательно переводить, как диск, чакра. Вот есть эпитет Вишну Ратхачакрабхрит, который в тексте переводят как "Носитель диска", стр. 217, 5 том, в ком. на стр. 514 "носящий диск, подобный (колесу) колесницы" , эп. Вишну-Кришны. И тут появляются вопросы...

У Вишну много эпитетов со словом "чакра", Чакрадхара, Чакрапани, Чакрахаста и т.д. И в словаре они даются как эпитеты только Вишну. А вот Чакраюдха, Чакрин - это эпитеты Вишну и Кришны, Чакреша - эпитет Вишну и Рудры.

Многое в переводе зависит от того, как перевели слово "чакра", а тут вначале идет колесо повозки, Солнца, времени, гончарного круга, затем круглый предмет, потом только диск, чакра... А вот далее не менее интересно - цикл сезонов года, вихрь, округ, район, масса,, войско.

Возвратившись к Ратхачакрабхриту, который в тексте стоит как "Носитель диска", я думаю, что это слово надо переводить как "Содержащий (бхрит) войско (чакра) колесниц (ратха). И, следовательно, в этом случае никакой чакры нет...
Ответ на комментарий Соккар # А могло быть и то и другое.
И оружие - чакра (с которым изображают многих богов), и войско колесниц. :)
В данном случае что интересно - Кришна якобы получает предмет, который должен подтверждать для всех его божественность.
Соккар 08-02-2018-13:51 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн, много эпитетов со словом "чакра" могло появиться в позднее время, а вначале, вполне вероятно, было проще, например Чакрин можно перевести как "Имеющий колеса", "Едущий в повозке". И вот тогда он означал просто человека, быстро перемещавшегося на местности. А это для Кришны очень характерно.

У Кочергиной "чакра" - это ещё и "суверенная власть, господство".

"диск со стальным прутом", я думаю, это не точный перевод. В лучшем случае, диск с железным прутом. Железо намного мягче стали, а у стали есть разные марки, сталь 3 - более мягкая, сталь 45 твердая. Сталь - это сплав железа с углеродом.

"Ибо с помощью лука гандива Партха выполнит великое дело, а Васудева – при помощи диска".

Они были не вдвоём, поэтому, чтобы скрыть это, Арджуну и Кришну "усилили" с помощью божественного оружия. Соответственно, их таким образом возвысили, так же происходит дело в былинах. Слава достается полководцам, сейчас ведь тоже пишут, например, "Суворов разбил турок". Но мы же не считаем, что он это сделал в одиночку.
Ответ на комментарий Соккар # Ну что в Кхандаве они "воевали" не вдвоем - это ясное дело.
А вот чакра...
Надо будет еще поразмыслить.
Если она выпадает из списка, предметов остается как раз шесть.

А что если в этом случае и "гандива" на самом деле не лук, а элитный отряд лучников?
Хотя опять же - мог быть и церемониальный лук, символизирующий командование этим отрядом.
Соккар 08-02-2018-13:58 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн, если ограничиться шестью предметами, то интересная связь может получиться. У Брахмы было "шесть духовных сыновей"...


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ОБЛАЧЕНИЕ БРАХМЫ. Размышление о реликвиях | Бригита_О_Брайн - Дневник Бригита_О_Брайн | Лента друзей Бригита_О_Брайн / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»