• Авторизация


МЕДИТАЦИЯ НА СЛОВАРЬ САНСКРИТА. Индра. Субала 27-01-2018 17:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


IND -
1) быть сильным, мощным

INDRA -
1) первый среди..., лучший из..., главный из...
2) царь, глава чего-либо
3) Индра, царь богов

INDRATAA -
1) сила Индры, царя богов
2) господство, высокое положение
3) верховная власть, владычество

SU -
1) превосходная степень качества
2) прекрасный
3) побуждать, подстрекать
4) обладать силой или верховной властью

BALA -
1) сильный, крепкий
2) сила, власть
3) насилие
4) квалификация в чем-то
5) военное господство
6) армия, войско
7) имя асура, убитого Индрой

Из комментариев к "Рамаяне":
Бала - "Сила" - асур, противник богов, хтоническое чудовище, "сковывавшее воды", убитое Индрой

ПЛОД АСКЕЗЫ:
Только ли мне кажется:
- что титулы "Индра" и "Субала" - равнозначны по смыслу?
- что Вритра и Бала как-то подозрительно тождественны?
- что Соккар полностью прав относительно Индры и Вритры?
- что загадочная фраза "Магхаваном и марутами убит Индра" расшифровывается как: "Командир (Магхаван) марутов (легких всадников) принц Шакра убил своего отца, Верховного владыку (Индру, Субалу), дабы самому стать Верховным владыкой (Индрой)?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (17):
Huhrigina 28-01-2018-12:07 удалить
Бригита_О_Брайн
Получается,
"Индра Убит, да здравствует Индра!"
"Король умер, да здравствует король!",
хотя, всё, конечно тоньше

(Добавил ссылку к себе в дневник)

В эту же копилку: "Были тысячи Индр до тебя, будут и после" :)
Huhrigina 02-02-2018-12:04 удалить
Бригита,

То есть Индра это что-то вроде звания.
И этого Индру переодически скидывают с престола и его приходиться с прривеликой помпой водружать обратно.
Если Индра любил сому, временами он должен был бывать не просто неадекватным, а специфически неадекватным.
Про Индру ходит столько анекдотов, что он уже давно не только грозный бог, но и скабрезный персонаж.
Я вот думаю, а не могли быть восстания асуров быть народными восстаниями в следствие бестолкового правления.
То есть Индра это что-то вроде звания.

Мне кажется, это царский титул. И носил его, естественно, не один человек (были тысячи Индр, и будут), так что образ "бога Индры" - собирательный, хотя в основе, похоже, действительно Шакра, как Соккар и предполагает.

Если Индра любил сому, временами он должен был бывать не просто неадекватным, а специфически неадекватным.

Да, "сому" я полагаю шаманским зельем, использовавшимся именно для того, чтобы на мгновенье подхлестнуть умственные или физические способности. Наркотический стимулятор. Но для этого с ним нужно очень осторожно и умеючи обращаться, а Шакра хлебает ее дело не дело. Наркоман.

Я вот думаю, а не могли быть восстания асуров быть народными восстаниями в следствие бестолкового правления.

Да вполне.
Huhrigina 02-02-2018-20:42 удалить
Блюди осторожность -- сам Индра
Лишь с помощью вкрадчивых слов
Врага своего уничтожил,
На части его расколов.

И ещё:
Ведь боги и те выжидают
Удобного случая, чтобы
Врага одолеть -- пусть он даже
Таится во мраке утробы.

О богах
Дай волю -- змея, что на шее у Шамбху,
Ганапати крысу пожрёт,
Павлин Картикейи, дай волю, мгновенно
Змею заклюёт в свой черед.
А лев услужающий Парвати, с гривой
Сверкающей, огненной масти,
Набросясь на слоноволикого бога,
Его растерзает на части.

А вот стишок, для того чтобы повозмущаться:

Отвергших добро окруженье
Подвижнику даже во зло.
Общение с Дурьёдханой Бхишму
До кражи коров довело.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 03-02-2018-17:25 удалить
В вайшнавской традиции Индра, царь богов, считается одним из самых обусловленных существ во Вселенной, и различные истории о его похождениях -- это как раз пример на тему того, как не надо обуславливаться.
Однажды по легенде6 за какую-то очередную выходку с чьими-то, кажется, женами, был он превращён в свина и низринут на землю, где он мог спокойно и без помех предаваться свинству. Он считал себя свином, жил в свинарнике, полностью отождествлял себя с этим положением
(был обусловлен сознанием свиньи), у него были жёны и дети (тоже свиньи), и он их очень любил.
Вот как то раз пришли к нему небожители и стали звать обратно на Райские планеты:
Ты, мол, Индра должен исполнять свои божественные обязанности, а не рыться в навозе.
На что Индра им отвечал, что он дома, что он полностью счастлив здесь в кругу своих близких и никуда не собирается, потому что ничего другого нет. И сколько небожители не бились, вспомнить себя как Индру, Индра не смог.
И только когда он увидел, как его любимые дети гибнут один за одним под ударами ножа, забиваемые на мясо, от ужаса и потрясения он опомнился и осознал, что он Индра, царь Райских планет. Так велика была его обусловленность и привязанность к наслаждениям, что он не смог вспомнить себя как бессмертную душу (которую нельзя ни убить, ни уничтожить и т. д.), хотя имел такую возможность.
Очень вероятно, появление подобных историй в немалом количестве помимо всего прочего является следствием и описанием сильнейших галлюцинаций, вызванных эфедрой.
Индра любил чужих жён и переодически тяжко бредил.
О Махадэв!
Бредил?!
Да это ж натуральная белая горячка! :)))
Huhrigina 03-02-2018-22:32 удалить
Во времена моего нежного детства были таки капельки в нос -- эфедрин. Отличные капли с мягким эффектом, не горькие совсем. Но помню, их скоро заменили мерзким глазолином, который был и горьким и слизистую жёг, а эфедрин изчез безвозвратно.
Причина такого безобразия, как потом выяснилось, была в том, что наши отечественные хиппари-самородки скупали эфедрин и пытались добыть из него наркотик.
Huhrigina 05-02-2018-13:11 удалить
Бригита_О_Брайн,
Да это ж натуральная белая горячка! :)))
Может, и горячка, но история всё равно поучительная. И забавная, по-своему.
Я вот думаю, а такие эксперименты с сознанием, они были следствием индивидуального пристрасти, или же каким-то образом входили в обязанности людей облечённых подобной должностью. Наркотики или же ещё какие-то штуки очень часто использовались при обрядах посвящения, например в шаманы. Не у всех народов шаманы выделялись в отдельную касту. Может, таким образом Индра пытался "приобщиться брахманскому достоинству".
Это такое размышление вслух.

И ещё все эти девы и деви.
Друга Деви, Сарасвати Деви, Парвати Деви, Кали Деви, Лакшми Деви.
До чего же таинственны и любопытны все эти Деви! Может быть, это самое любопытное во всём исследовании. Деви это же обращение к незамужней женщине. Вероятно, эти "богини" были незамужними женщинами и вполне возможно, обрели свою "божественность" не благодаря замужеству. Я полагаю, что богини не были женами богов, А имели самостоятельное значение. В современном мире мы приучены к тому, что это невозможно, но три тысячи лет назад всякое могло быть. К тому же такое положение вещей могло восходить и к более древним традициям и практикам.

И ещё раз хочу вернуться к Кунти. Её связи с Сурьей и рождением Карны. По легенде, она вызывает Сурью в тот день, когда у неё месячные, Сурья к ней даже не прикасается и рожает она его оставаясь девой ( то ест тройное отрицание беременности). Так что это больше похоже на усыновление, при чём здесь каким-то образом замешан Дурвасас. Картина выглядит так, как будто бы ей против воли навязывают (через угрозы, давление и шантаж) в приёмные сыновья некоего Васушену, которого она не растит, и который об этом даже не знает. Но тем не менее это обстоятельство имеет, или же могло бы иметь в его судьбе какое-то очень важное значение. Кунти сама говорит, что всегда знала о нём, но по "глупости" им пренебрегала. Предположим, она скрывает факт усыновления, интригует против Карны в пользу младших своих "сыновей" и лишает его какого то важного посвящения. Но тем не менее, на основании самого факта усыновления, то есть как мать, она требует от него повиновения и содействия "братьям". Он же выражает ей недоверие, упрекает в том, что она никогда не желала ему добра, пренебрегала своими обязанностями по отношению к нему и лишила его какого-то важного, по всей видимости, обряда или посвящения ( причём ясно, что это не обряд посвящения в кшатрии, Карна БЫЛ кшатрий). Но какие же обязанности могла иметь Кунти по отношению к Карне, если она ему не родная мать?
По совету племянника (Кришны) Кунти скрывает факты связанные с Карной и от Юдхиштхиры, за что он её тоже горько упрекает. По его же словам, вместе с Карной им было бы доступно всё и даже Райские планеты. Впоследствии (и в народном сознании) эта Истрия приняла превратилась в историю о незаконнорожденном подкидыше.
Так кто же такая Кунти?
Что в ней такого особенного, чего мы не видим, чего нам на напрямую не сообщает Махабхарата, и чего мы из сегодняшнего нашего дня уже почти не можем понять и принять? Как бы хотелось найти ответ на этот вопрос!
Иногда мне кажется, что все Пандавы это приёмные сыновья, а единственный настоящий ребёнок Кунти это Драупади. Уж больно свекровь и невестка любят друг друга! А сыновьями Кунти, кажется, совсем не дорожит, то есть не дорожит ими лично. И слова брахманов, сказанные Бандажам, которые были подобны дротикам, это слова правды об их реальном положении. Сыновья Кунти это "полубоги", воспитанные как диверсанты, во всём послушные матери и подброшенные в династию Куру.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Может, таким образом Индра пытался "приобщиться брахманскому достоинству".Это такое размышление вслух.

Может быть. А получилось как с адептами "расширения разума" при помощи ЛСД :)

И ещё раз хочу вернуться к Кунти. Её связи с Сурьей и рождением Карны. По легенде, она вызывает Сурью в тот день, когда у неё месячные, Сурья к ней даже не прикасается и рожает она его оставаясь девой ( то ест тройное отрицание беременности).

Здесь можно видеть намек на то, что с Сурьей она точно дел не имела. Вот Дурвасас не безгрешен. Гуру "разводят" адепток на секс по сей день. Мы с Соккаром думаем, что от Дурвасы она родила Бхиму.
Карна тут был вовсе ни при чем. Просто его хотели перевербовать, и Кунти явилась самолично подтвердить, что признает его сыном, если он согласится. Но как интересно! Они с Кришной были уверены, что стоит потрясти перед носом короной Бхараты и картиной общего преклонения - и он кинется к ним теряя сандалии. Если людям свойственно судить о других по себе - какая яркая манифестация облико морале одного ядавского принца! :)

причём ясно, что это не обряд посвящения в кшатрии, Карна БЫЛ кшатрий

Но эпос пытается нас убедить, что никто не знал о его кшатрийстве.

Кунти скрывает факты связанные с Карной и от Юдхиштхиры, за что он её тоже горько упрекает. По его же словам, вместе с Карной им было бы доступно всё и даже Райские планеты.

А еще Юдхиштхира неожиданно заявляет, что с помощью Карны он мог избавиться от Кришны... Умница, Юдхи, дошло через тридцать лет, кто тебе враг.
У меня в сцене состязаний взгляд вдруг остановился на фразе Дхритараштры, что он будет "счастлив, охраняемый Партхами", хотя они еще не заслужили похвал ничем. Может, он просто зачислил их в царскую охрану? Но кое что наводит на мысль, что по итогу они достались Дурьйодхане, а у того главный телохранитель и разведчик - Карна. Так что он оказался их командиром = "старшим братом". Пандавы восприняли это как лютое глумление, а Кунти подлила масла в огонь, и кончилось это тем, что они влезли в интриги Панчала, а затем - и Кришны.
Вот Юдхи ее и вопрошает: "Мама, зачем? Ведь все могло быть иначе!"

Что в ней такого особенного, чего мы не видим, чего нам на напрямую не сообщает Махабхарата, и чего мы из сегодняшнего нашего дня уже почти не можем понять и принять? Как бы хотелось найти ответ на этот вопрос!

Я не думаю, что Кунти могла иметь какую-то жреческую или ритуальную важность для Кауравов. Даже если она была жрицей, отвечавшей за что-то религиозно важное для своих, что арьям в обрядах дравидов?

А сыновьями Кунти, кажется, совсем не дорожит, то есть не дорожит ими лично. Сыновья Кунти это "полубоги", воспитанные как диверсанты, во всём послушные матери и подброшенные в династию Куру.

Насчет подброшенных диверсантов - правда. Насчет дорожит... Бхима родился от обманувшего ее Дурвасы и первое время рос вдали от нее. Арджуна - от Арджуны Картавирьи, который то ли поматросил и бросил, то ли дал себя убить невовремя. Спала ли она с Панду - вообще не факт. Единственный, кто у нее от любимого мужчины - Видуры - это Юдхи. Вот его она и любит. И выражает это тем, что прет его на трон независимо от его собственного желания.
Huhrigina 06-02-2018-02:45 удалить
Исходное сообщение Бригита_О_Брайн
Может, таким образом Индра пытался "приобщиться брахманскому достоинству".Это такое размышление вслух.
Мне иногда кажется, что та женщина, тело которой Пандавы несли и собирались водрузит на дерево, на котором задумали припрятать оружие, и была их мать настоящая. У тибетцев есть такой обычай, тело должны пожрать птицы. Но я не знаю, как давно у них это практикуется. Но сжигать трупы они точно не могли ( дров не сыскать) и закапывать тоже сложно.

Может быть. А получилось как с адептами "расширения разума" при помощи ЛСД :)

Думаю, с Индрой было всё-таки сложнее.

И ещё раз хочу вернуться к Кунти. Её связи с Сурьей и рождением Карны. По легенде, она вызывает Сурью в тот день, когда у неё месячные, Сурья к ней даже не прикасается и рожает она его оставаясь девой ( то ест тройное отрицание беременности).

Здесь можно видеть намек на то, что с Сурьей она точно дел не имела. Вот Дурвасас не безгрешен. Гуру "разводят" адепток на секс по сей день. Мы с Соккаром думаем, что от Дурвасы она родила Бхиму.
Карна тут был вовсе ни при чем. Просто его хотели перевербовать, и Кунти явилась самолично подтвердить, что признает его сыном, если он согласится. Но как интересно! Они с Кришной были уверены, что стоит потрясти перед носом короной Бхараты и картиной общего преклонения - и он кинется к ним теряя сандалии. Если людям свойственно судить о других по себе - какая яркая манифестация облико морале одного ядавского принца! :)

причём ясно, что это не обряд посвящения в кшатрии, Карна БЫЛ кшатрий

Но эпос пытается нас убедить, что никто не знал о его кшатрийстве.

Кунти скрывает факты связанные с Карной и от Юдхиштхиры, за что он её тоже горько упрекает. По его же словам, вместе с Карной им было бы доступно всё и даже Райские планеты.


А еще Юдхиштхира неожиданно заявляет, что с помощью Карны он мог избавиться от Кришны... Умница, Юдхи, дошло через тридцать лет, кто тебе враг.
У меня в сцене состязаний взгляд вдруг остановился на фразе Дхритараштры, что он будет "счастлив, охраняемый Партхами", хотя они еще не заслужили похвал ничем. Может, он просто зачислил их в царскую охрану? Но кое что наводит на мысль, что по итогу они достались Дурьйодхане, а у того главный телохранитель и разведчик - Карна. Так что он оказался их командиром = "старшим братом". Пандавы восприняли это как лютое глумление, а Кунти подлила масла в огонь, и кончилось это тем, что они влезли в интриги Панчала, а затем - и Кришны.
Вот Юдхи ее и вопрошает: "Мама, зачем? Ведь все могло быть иначе!"

Что в ней такого особенного, чего мы не видим, чего нам на напрямую не сообщает Махабхарата, и чего мы из сегодняшнего нашего дня уже почти не можем понять и принять? Как бы хотелось найти ответ на этот вопрос!

Я не думаю, что Кунти могла иметь какую-то жреческую или ритуальную важность для Кауравов. Даже если она была жрицей, отвечавшей за что-то религиозно важное для своих, что арьям в обрядах дравидов?

А сыновьями Кунти, кажется, совсем не дорожит, то есть не дорожит ими лично. Сыновья Кунти это "полубоги", воспитанные как диверсанты, во всём послушные матери и подброшенные в династию Куру.

Насчет подброшенных диверсантов - правда. Насчет дорожит... Бхима родился от обманувшего ее Дурвасы и первое время рос вдали от нее. Арджуна - от Арджуны Картавирьи, который то ли поматросил и бросил, то ли дал себя убить невовремя. Спала ли она с Панду - вообще не факт. Единственный, кто у нее от любимого мужчины - Видуры - это Юдхи. Вот его она и любит. И выражает это тем, что прет его на трон независимо от его собственного желания.

Нет, Юдхиштхира упрекает мать именно в сокрытии какой-то тайны:
-- Проще огонь утаить в складках одежды...

И мне иногда кажется, что Кришна и Драупади вполне себе двоюродные, очень на то похоже.
А то что она не спала с Панду... Если он их усыновил, значит они его.

Huhrigina 08-02-2018-14:06 удалить
Я не думаю, что Кунти могла иметь какую-то жреческую или ритуальную важность для Кауравов. Даже если она была жрицей, отвечавшей за что-то религиозно важное для своих, что арьям в обрядах дравидов?

Думаю, постепенно арии стали проявлять к дравидам интерес. Давиды коренные жители и их много. Этот факт трудно проигнорировать. Ведь дравиды составляли значительную часть подданых.
Нишады, например, участвовали в сражении за Хастинапур. Думаю, Дрона не отказывал Экалавии, просто ждал одобрения Хастинапура, которое и получил. По легендам, Дрона продолжал учить Экалавию после потри пальца.
Арии пытались привлечь дравидов, во всяком случае такова была политика Хастинапура.
Думаю, Дрона не отказывал Экалавии, просто ждал одобрения Хастинапура, которое и получил, по легендам, Дрона продолжал учить Экалавию после потри пальца.

Это какая версия?
Если это так, она полностью реабилитирует Дрону. И подозреваемым в деле о пальце Экалавьи остается... понятно кто.
Huhrigina 08-02-2018-14:20 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Точных сведений у меня нет, но мне приходилось слышать такую версию.
Что Экалавия приспособился стрелять и без пальца в Махабхарате точно есть. И сражался он за Хастинапур, то есть фактически под предводительством Дроны. С какой бы стати Экалавия стал бы это делать, будь Дрона такой сволочью. Да и формально Экалавия ученик Дроны, то есть фактически ровня арийцам.
То есть я предполагаю, и мысль эта кажется вообще то не моя, что Хастинапур пытался проводить как бы имперскую политику, то есть политику некоторой терпимости и привлечения всех.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 08-02-2018-22:30 удалить
То есть, возможно, дело было так: увечье Экалавии не было связано с его посвящением в ученики. Экалавия был принят в школу, так сказать, в порядке эксперимента по привлечения нишадов в ряды лояльного Хастинапуру народонаселения.

Мальчик успешно занимался, возможно, Дроне даже было интересно за ним наблюдать, ведь у нишадов могли быть и свои боевые секреты.
Но произошло несчастье с пальцем. Почти наверняка, здесь имела место каверза с участием Арджуны, которого просто не удалось поймать за руку.
Чтобы замять скандал и не настроить против себя нишадов, правительство Дхритараштры отдает приказ провести пышную церемонию посвящения Экалавии в ученики.
С этого момента нишады как бы формально приравнены к ариям, Экалавия связан с Дроной узами ученической благодарности и долга.
А нишадов презирали, в основном, только брахманы и всё негативное о нишадах мы узнаём именно от брахманов.
А потом история посвящения Экалавии в ученики в народном, так сказать, сознании прочно связалась с пальцем, Арджуной и гурудакшиной.
Ведь от истории с пальцем Экалавии кровь в жилах стынет! Это же жуткая страшилка!
Но с таким характером Дрона мог бы заводить одних только врагов, да и вряд ли бы до старости дожил. То есть, для эпоса такая страшилка годится ( Вот какой крутой нрав был у Дроны, и как он жаждал мести! Вот как Дрона любил Арджуну! Вот как надо обращаться с низкими нишадами! Вот как надо чтить учителя, то естьбрахмана! ), на в жизни то... Так разосраться со всеми нишадами? -- себе дороже!
Вот как надо обращаться с низкими нишадами! Вот как надо чтить учителя, то есть брахмана!, на в жизни то... Так разосраться со всеми нишадами? -- себе дороже!

Может, и правда несчастный случай?
Учитывая шестерых нишадов, сожженных в Варанавате, если бы Арджуна решил избавиться от соперника, они с Бхимой Экалавью бы где-нибудь закопали просто...
Или тогда еще не доросли до такого?
Huhrigina 09-02-2018-01:27 удалить
Зарисовка. Большой палец правой рука.
-- С тедя гуру дакшина, мерзавец!
Плевок в лицо.
-- Арджуна... ты...
Но кто-то очень тяжёлый навалился сзади. Нестерпимая тяжесть на плечах и затылке.Ноги как-будто тоже кто-то держит. Нечем дышать, лицо вдавлено в землю. Четверых ему не сбросить.
-- Быстрее!
Арджуна наступакт на правую руку ненавистного нишады и, захватив его большой палец, резко дергает.
Ни одна птица не услышала крика.
Братья уходят, оставив обмякшее тело неподвижно лежать в траве.

(Добавил ссылку к себе в дневник)



Комментарии (17): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МЕДИТАЦИЯ НА СЛОВАРЬ САНСКРИТА. Индра. Субала | Бригита_О_Брайн - Дневник Бригита_О_Брайн | Лента друзей Бригита_О_Брайн / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»