
Дэн Шеффер
НАМ НЕ НАЙТИ БОГА САМИМ
Как найти Бога, Которого мы даже не в состоянии узнать? И как Богу, обитающему в совершенной славе и ослепительном сиянии, открыть Себя людям?
Филипп Янси в своей книге «Иисус, Которого я не знал» (1995г.) противопоставляет смиренный приход Иисуса Христа в наш мир торжественному приезду британской королевы:
«Королева Елизавета недавно посетила США, и репортёры получали удовольствие, перечисляя атрибуты королевской власти: четыре тысячи фунтов багажа, включающего по две перемены одежды на каждый случай, траурное одеяние на случай чьих-то похорон, сорок пинт плазмы на случай болезни или травмы, лайковые чехлы на туалетное сидение. Она привезла с собой своего парикмахера, двух лакеев и множество другой прислуги. Краткий визит королевской особы в другую державу может легко обойтись в двадцать и более миллионов долларов.
Для сравнения: посещение Богом земли началось с хлева, в отсутствие слуг, в отсутствие «человеческого» места, куда можно было бы положить новорожденного Царя. И при этом событие, которое разделило историю и даже наш календарь на две части, имело очевидцами больше животных, чем людей. На Младенца мог наступить мул… Как тихо, как чудно нам дарован дивный дар».
Всё в рождественском повествовании непонятно и неожиданно. Конечно, в ретроспективе мы видим его вечный смысл. Но даже это возможно только с Божьей помощью и глазами веры. Бог, как Он есть, в огромной степени отличается от нашего представления о Нём. Нас не удивляет тот факт, что Он намного величественнее в славе, чем мы можем себе вообразить. Однако Он намного величественнее в смирении, и это слишком тяжело для нашего понимания. Бог и смирение кажутся нам настолько противоположными понятиями, что совместить их никак не получается. Только Его бесконечной мудростью и милостью, а также чудом воплощения произошло их соединение.
Живи вы в первом столетии и зная Марию и Иосифа, или будь вы одним из пастухов или волхвов, то вам могли бы позволить подержать Бога на руках. Беспомощный Бог. Беззащитный Бог. Голодный Бог. Уставший Бог. Ни одно из этих выражений не имело бы никакого смысла, не будь Рождества. Да мы бы сочли их богохульными! Как можно сопоставить эти понятия с совершенным Божеством?!
Ещё более трудно было бы нам объять причину, по которой Бог сделал Себя беспомощным, беззащитным, голодным и уставшим. Ничто не может привести нас к пониманию глубин Его любви, проявившейся в непостижимом смирении. Рождество лучше всякого определения явило нам сущность любви. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него» (Иоанна 3:16-17). Эти два стиха – единственное возможное объяснение необъяснимого.
Рождество – это Бог нежданный, неузнанный, непонятый. А ещё, к нашей великой радости и удивлению, это Бог, открывший Себя. Таков смысл рождественской повести.
(Сокращено мною)