«Виндзорские красавицы» ждут своего зрителя в старинных галереях позднеготического дворца Хэмптон-корт, что расположен в полутора десятках километров от центра Лондона, на левом берегу Темзы. Стройный ряд чудесных портретов, принадлежащих кисти придворного художника Питера Лели. Юные аристократки семнадцатого века, ни одной из которых на момент написания их образов не исполнилось и тридцати.
Знание интриг и хитросплетения судеб этих фрейлин придаёт их живописным образам особый драматизм. Стоит вспомнить хотя бы тот факт, что многочисленные дети Карла II были незаконнорожденными. Увы: супруга короля, Екатерина Браганская, в принципе не могла иметь детей.
Кстати говоря, к вопросу о том, почему данная коллекция именуется «Виндзорскими красавицами»: исходно все эти портреты располагались в спальне Анны Хайд, герцогини Йоркской, в Виндзорском дворце. Именно она сделала заказ известному мастеру портретов Питеру Лели. Действительно, с полотен смотрят сестра ее мужа, жена ее брата, фаворитка ее деверя… Супруг Анны начал править Англией в 1685 году как король Яков II, а Анна покинула этот мир задолго до этого – в 1671. Ей было 34 года. Из шести потомков этой четы, две дочери – Мария и Анна впоследствии стали английскими королевами. Итак, портреты:
Барбара Вильерс (1640-1709), герцогиня Кливлендская, была влиятельнейшей фавориткой короля Карла II. У нее было шесть детей, и пятерых из них король признавал своими отпрысками. Мог бы и всех шестерых, но Барбара была замужем за членом парламента, герцогом Роджером Палмером. Бедняге ведь тоже был нужен хотя бы один наследник...
Барбара была крайне любвеобильна. Историки приводят внушительный список её мужчин и немало занятных фактов её биографии. К примеру: после ухода из жизни сперва любимого короля, а затем — законного супруга, она крайне неудачно вышла замуж за авантюриста-двоеженца Роберта Филдинга. Итог: долгая и трудная судебная тяжба о разделе имущества.
Фрэнсис Стюарт (1647-1702) произвела впечатление на современников красотой, изяществом манер и решительным нравом. Настолько решительным и твёрдым, что отвергла все предложения Карла II вступить с ним в любовные отношения. Незаурядная смелость для тех неспокойных времён... Кстати: образ этой женщины был запечатлен не только живописцами. Её облик хранят памятные медали и монеты, отчеканенные в Британии.
Джейн Нидхем (1645-1692), впоследствии вышедшая замуж за Чарльза Миддлтона. Она занималась живописью, была весьма общительна, пользовалась симпатией и поддержкой мужчин. Ей приписывали романы с Карлом II и целым рядом других известных персон.
Мэри Бэгот, графиня Фалмут и Дорсет (1645—1679) также известна своими любовными похождениями с Карлом II. Историки, впрочем, считают, что Мэри была холодна к Его Величеству и попросту искала материальную выгоду, следовавшую из их связи. Первый муж Мэри, граф Фалмут, пал в сражении. Второй её брак состоялся с графом Дорсета, и также был делом холодного расчёта. А ведь она могла стать новой герцогиней Йоркской! Многие прочили её в супруги принцу Якову...
Генриетта Бойл, графиня Рочестер (1646—1687). Супружество с досточтимым Лоуренсом Хайдом тесно связало её с королевской семьей. Не только потому, что муж был главным министром королевства, но и потому, что одновременно являлся родным братом Анны Хайд, супруги будущего короля Якова II. Эта удивительная личность непостижимым образом сочетала в себе властность и обаяние, чем и покорила сердце монарха.
Есть в «Виндзорской коллекции» и ряд портретов прекрасных особ, сыгравших заметную роль в Истории, не будучи возлюбленными именно этих двух упомянутых королей.
Элизабет Гамильтон, ставшая в браке графиней де Грамон (1641-1708). Эта леди была известна не только при дворе Карла II. Брак с французским графом привел ее во Францию, где она блистала при дворе Людовика XIV в качестве фрейлины королевы. Утверждают, что она отказала многим претендентам на ее руку и сердце. В том числе герцогу Йоркскому (ставшему Яковом II).
Элизабет Райэссли, графиня Нортумберленд (1646-1690). В рядах «Виндзорских красавиц» — фигура скорее случайная. Элизабет считалась покровительницей придворного художника. Лели писал ее портреты несколько раз.
Две из «Виндзорских красавиц» – сестры Брук. Маргарет (1647-1667) и Френсис (1640-1690). Интересно, что одна из дочерей, родившихся у Френсис (леди Уитмор по мужу) попала в другую известную коллекцию из восьми картин — «Красавицы Хэмптон-корта».
Генриетта Стюарт, герцогиня Орлеанская (1644-1670), дочь Карла I. Сестра Карла II и Якова II. Современники отмечали ее увлечение культурой, литературой, театром, коллекционированием живописи, состояла в браке с Филипом Орлеанским, сыном Людовика XIII и братом Людовика XIV. Ее ранняя смерть, напоминавшая отравление, поразила многих.
Сама Анна на портрете Питера Лели тоже очень хороша. Ни постоянных мук ревности, ни болезненности, ни отчаяния, ни страданий не видно в ее лице. Или все-таки видно? Как Вы считаете?