• Авторизация


Обязанности 02-11-2011 15:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Много дней размышляла на тему обязанностей. Отрывочные мысли не давали покоя, но и не обрастали понятными и простыми примерами. Но жизнь, получив запрос, подкидывает ситуации для осмысления. И вот уже некоторый "материал"  поднабрался. А сегодня утром кое-что увиделось по-новому... и захотелось записать.

 

Ну, как всегда за отправную точку беру определение словаря. Обязанность - то, что подлежит безусловному выполнению кем-либо (по общественным требованиям или по внутренним побуждениям).

Перевожу на свой язык. Обязанность - это то, что ты должен сделать. Хочешь-не хочешь, можешь-не можешь, а всё равно делай. 

Откуда человек узнаёт о своих обязанностях? Зависит от того, в какой области жизни или деятельности эти обязанности возникают, вернее (как я краем глаза заглянула в ещё одну умную словарную статью) в каких правоотношениях человек состоит. Должностные обязанности, например, закрепляются какой-нибудь должностной инструкцией, и этот документ даёт обязующему возможность принуждения обязанного.  Естественно, в каких-то сферах, письменных документов нет, но есть негласные правила, регулирующие такие отношения. Например, нигде не прописывается, на ком в семье лежит обязанность готовить еду. Но по умолчанию, по сложившейся многовековой традиции, и даже по неписанным законам природы эта обязанность лежит на женщине.

Обычно выполнение обязанностей стимулируется получением какого-либо поощрения - зарплаты, благодарности, психологического бонуса, а невыполнение обязанностей влечёт за собой определённое наказание. Например, как минимум о четырёх своих обязанностях в семье я узнала, когда меня строго отчитали за их невыполнение. О том, какая из этих обязанностей главная - можно судить по тому, какое наказание следует за невыполнением. Скорее всего, невыполнение главной обязанности, повлечёт разрыв отношений, породивших эту обязанность.

 Кстати, контроль за выполнением обязанностей может происходить на двух уровнях: деятельность оценивает хозяин отношений (работодатель) и объект деятельности (если, разумеется, он одушевлён). Например, мою преподавательскую деятельность может оценить и начальство, и студенты. Поощрение от начальства главным образом заключается в том, что мне доверено выполнение обязанностей с сопутствующим по договору материальным вознаграждением. Других бонусов от начальства я не жду. Правда, они иногда случаются. Весной я вела открытый урок в школе дистанционного обучения, на котором присутствовали несколько человек из администрации. После был разбор полётов, мне указали на некоторые недочёты, и большой приятной неожиданностью были слова "Спасибо за урок. Нам было очень приятно и интересно наблюдать за тем, как Вы работаете". Но естественно воспринимается, что начальство за выполнение обязанностей словами не благодарит. Довольно редко, но бывает в моей практике - когда студенты после занятия уходят и говорят спасибо. Иногда случается мне читать лекции для коллег, и практически всегда после кто-нибудь со словами благодарности подходит. Я никогда не жду этих слов, но они всегда так приятны. Они являются свидетельством того, что я на своём месте, что моя работа нужна и важна не только как источник средств к существованию для меня, но и для "потребителей". Я вот как-то всё про свои обязанности и бонусы от них как обязанного:) А ведь можно мою деятельность и с другой стороны рассмотреть - как обязующего. Когда мы со студентами оказываемся в аудитории, где я для них читаю лекцию, у них в свою очередь тоже есть обязанность - соблюдать тишину, а в идеале ещё и быть включёнными в процесс воприятия и осмысления информации, помогать мне в поддержании обратной связи - задавая вопросы, если не понятно, кивая в моменты понимания... Когда в аудитории шумно, я могу высказать недовольство (по сути тем, что кто-то нарушает свои обязанности) и даже выгнать слушателя (чего я себе вообще-то не позволяю, но грубое нарушение обязанностей, как мы выше отметили, карается разрывом отношений). Какие у меня есть способы стимулирования слушателей к выполнению их обязанностей? Если я требую тишины и интереса к своему рассказу, то я должна рассказывать так, чтобы было интересно, чтобы даже мысли о создании постороннего шума в голове у моих учеников не возникло. Вот здесь я - как обязующий - оказываю влияние на хорошее или не очень исполнение обязанностей другими. И если они исполняют их плохо, в первую очередь я должна спросить себя, а я всё ли я сделала для того, чтобы иметь право спрашивать с другого и тем более его наказывать? Если я сама виновата, и за это наказываю другого, чего я добьюсь? Ничего хорошего... А вот поблагодарить слушателей я стараюсь не забывать, заканчивая каждую лекцию словами "На сегодня всё. Спасибо за внимание". Это мой ритуал. Ценит ли его кто-то из моих студентов? Не знаю :)

Меня всегда смущал один тонкий момент в распределении обязанностей. Если человек берёт на себя выполнение некоторой задачи добровольно, то при необходимости повторения выполнение ему уже вменяется в обязанность. Один наш коллега 10 лет назад взял на себя труд по организации олимпиады для школьников. Участие преподавателей в таких олимпиадах - дело добровольно-принудительное, не оплачиваемое. Бонус, безусловно, предполагается - письменная благодарность в приказе и "плюсик" в глазах начальства. Не знаю подробностей, но разговор о том, что взятая на себя добровольно обязанность тяготит, вызвала реплику начальника о том, что данный работник "не последний в списке на увольнение". Естественно, коллега расстроен, и вот уже не первый день переживает по этому поводу, переживает вплоть до мыслей о перемене работы. Но поскольку сей учёный муж является на факультете любимцем дам, то, конечно, же дамы утешают его наперебой, дабы он эти мысли отбросил :) И речь, конечно же, шла не об увольнении, а просто начальник напомнил о том, что в подобных вопросах сила на его стороне. Если бы я пожаловалась кому-то, что начальник меня отругал за прогул, на меня бы посмотрели как на умалишённую - а чего ты хотела? Но если от меня требуют выполнения того, что не является моей обязанностью, и декларируют меры воздействия (а мы оба понимаем, что в данном случае эти меры не сработают), то для меня это свидетельство того, что начальство недовольно (чем-то другим) и напоминает мне о моей иерархической зависимости.

Второй год сама подумываю о смене места работы или хотя бы о прикрытии тылов дополнительным стабильным заработком. Во-первых, конечно же, из-за того, что зарплата, которую я получаю, мала до неприличия. Но атмосфера в коллективе всегда была такой, что работа была в радость, и этот бонус достаточно компенсировал материальный минимум. Но в последнее время эта атмосфера начала меняться. Начальник растит себе смену, а молодой преемник для организации работы с подчинёнными совершенно другие "рычаги" задействует, чем его старший коллега. И я всё чаще себя ловлю на том, что под таким начальством работать не хочется. Весь вопрос в том, насколько мы друг другом дорожим? Я понимаю, что какую-нибудь работу я, конечно, найду. И, может быть, даже лучше прежней. Но в данный момент передо мной этот вопрос не стоит, поскольку я пока ещё дорожу тем, что есть, что пока ещё не испорчено взаимным недовольством. Начальник тоже подозревает, что моё место пусто не останется. Вот только кто придёт на такую зарплату? Вряд ли опытный хороший специалист будет рваться на это место (и то, что на работу вовсю привлекают старшекурсников, прямое тому доказательство). Вопрос ещё и в том, что начальству нужно - чтобы ставка была занята, или чтобы работа хорошо выполнялась? Если первое, то проблем вообще никаких. А если второе, то усилия и от начальства потребуются. Старый начальник это понимает. Молодой, как мне кажется, пока ещё нет...

Ну, и пожалуй, последнее. Не всегда обязанность может быть выполнена в полном объёме и на высоком уровне. Если требовать с человека то, чем он не владеет, то он - разумеется - не может дать того, чего у него нет. Не требовать? Расслабится, почувствует вседозволенность... Следовательно, нельзя не требовать. Однажды коллега мне сказала "ну, ты можешь этого и не делать, тебе простят - начальство тебя любит". Я до этой реплики вообще о любви начальства не задумывалась, а потом стала присматриваться и, действительно, заметила, что ко мне относятся немного не так, как к другим. К счастью для начальства у меня никогда не хватало наглости этим беззастенчиво пользоваться. Уровень самокритики и требовательности к себе достаточно высок, чтобы осознать правомерность требований, даже если они и не выдвинуты ультимативно. Может, потому и кажется со стороны, что к кому-то требований меньше - покольку их, действительно, не нужно лишний раз озвучивать? Но главное, как мне кажется, не в факте требования, а в их уровне. Никому ведь не придёт в голову требовать с первоклашки решения квадратного уравнения. Почему же в жизни мы не всегда соотносим свои требования с возможностями того, кто наши требования не выполняет? Вспоминаю себя как молодого преподавателя. В мои обязанности входит научить студентов (учеников) чему-то. Безусловно, мне были даны какие-то знания, которые составляют содержание и форму моей деятельности. Но по-настоящему учетелем (хочется даже пафосно сказать Учителем с большой буквы) человек становится  с годами, когда нарабатывается определённый опыт и стиль. Неделю назад в буфете ко мне подошла студентка и заговорила со мной. Сделала комплимент моему внешнему виду (это случается, но очень редко) и добавила, сравнивая меня с молодой коллегой, которая продолжает вести дисциплину после меня: "Мы по Вам скучаем. Вы очень хорошо объясняли, с Вами было всё понятно. И весело :)". На что я с улыбкой ответила, что весело - это не главное, а вот то, что понятно - это настоящий комплимент преподавателю. Естественно, должно было пройти сколько-то лет, чтобы я обросла опытом и обрела некоторый уровень мастерства. А на первых порах - как и всем - мне прощалась моя некомпетентность.Старшие коллеги указывали мне на ошибки, и это ученичество вопринималось естественно, без обид. Квалификация повышалась. И, разумеется, теперь с меня спрос не такой, как 10 лет назад. Могли мои коллеги и начальники позволить себе тогда "неспросливость" ? В той конкретной ситуации - да. И это определяется степенью важности дела, последствиями, способностью/не способностью развития и роста в выполнении обязанностей. Разумеется, сразу на ум приходит пример деятельности, когда ошибка непростительна. Как в таких случаях ситуации разруливаются? Да просто нужно организовать деятельность так, чтобы не допустить таких ошибок. Как растят хирургов? Не в бой же со студенческой скамьи, как у меня в своё время было. Если деятельность столь жизненно важна, к ней допускают только при безупречно сформировавшихся навыках. Самое сложное - отработать эти навыки, не навредив никому. Возможно? Жизнь показывает, что да - при умелой и умной организации. 

Получается, что всё же моё первоначальное понимание следует подправить. Обязанность - то, что человек умеет выполнять и выполняет независимо от своего желания или нежелания при необходимости, возникающей по внутренним или внешним причинам.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Обязанности | Дочь_дельфина - Дневник Дочь_дельфина | Лента друзей Дочь_дельфина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»