Любимая фраза одного моего знакомого - как пример высокой любви.
"Серёжа, оставь мне половину, без тебя я не буду жить." /х/ф "Не могу сказать прощай"/
Отзывы о фильме, очень разные
На мой взгляд фильм хороший. И хитрости главной героини, которые в результате привели к выздоровлению любимого, достойны уважения и подражания.
Только мне кажется, что тот человек, который так любит цитировать эту фразу, увидел в ней не то, что я. Если я правильно поняла его, то он увидел лишь экзальтированную девушку, которая не видит смысла в жизни без любимого. И именно в этом "настоящесть" любви - либо с тобой, либо никак.
Я же расшифровала этот эпизод по-другому. Девушка услышала непривычный звук - звук, который её насторожил. Она поняла намерение любимого уйти из жизни. Времени на раздумья и душеспасительные разговоры не было. И потому фраза - острее бритвы - "я без тебя жить не буду". Она видела, что человек это делает не в состоянии аффекта, а после долгих и мучительных размышлений
о себе самом... И тут - холодным отрезвляющим душем - эта фраза. Вряд ли Сергей услышал в ней "признание в любви" и нежелание жить без него. Ведь приезд Лиды к нему, ставшему инвалидом, вызывал только раздражение. Зачем ему - прикованному к постели - любовь?.. А что же между строк? Да примерно то же, что и во всех дальнейших её "хитростях" :) Зов к истинному мужскому, которое вытеснено физической немощью... Не столько угроза уйти вместе, сколько иносказательная просьба пожалеть её саму! Этой фразой девушке удалось переключить мысли инвалида с зацикленного внутреннего жаления себя на внешний мир. В котором живёт мать (а для матери смерть ребёнка страшнее любого его увечья). В котором, наконец, есть эта девушка (которой не понятно, что нужно, но она его любит?!). А значит, есть смысл задержаться - чтобы не сделать больно живым...
При большой фантазии можно здесь рассмотреть обращение к подсознательному (вольный перевод с женского): "Ты умрёшь, и я с тобой. В твоей смерти виновато твоё малодушие. А в моей смерти - ты!" Ни малодушным, ни тем более виновным в смерти другого нормальный человек не хочет себя чувствовать. А Сергей, несмотря на выпавшие испытания, всё же был вполне адекватен и психически нормален.
На самом деле, думается мне, всё ещё проще. Подобный приём срабатывает и с малыми детьми :) Если ребёнок капризничает, нужно переключить его внимание на что-то. Фраза в тот момент могла быть любой. Не зря же показано в замедленной съёмке, как дрогнула рука и упал стакан. Нужно было просто переключить мысли человека на что-то совершенно постороннее. Благо такого "постороннего" было предостаточно, поскольку все его мысли вертелись вокруг себя и только. А значит, нужно было сказать что-то, что и на ментальном и на физическом уровне отвлекло бы, заставило бы подумать не только о себе и о смерти. Потому ключевые слова и прозвучали "Я" и "жить" :) Несмотря ни на что жажда жизни в человеке сильнее всего остального. И момент был такой, что жажда жизни ещё не ушла. Иначе он умер бы своей смертью...
Фильм снят в советское время, и поэтому тема греха самоубийства, естественно, не прозвучала.
А самоубийство, оказывается, в религии трактуется гораздо шире, чем явное действие по быстрому и явному умервщлению своей плоти. Когда умер бывший муж моей подруги, меня очень удивил вопрос служителей в храме - не был ли он пьян в момент смерти. Если человек пьёт - медленно губит себя - это в православии приравнивается к самоубийству!