На федеральном уровне детские пособия для одинокой мамы практически не отличаются от выплат на детей, воспитываемых в полной семье — ни по перечню видов, ни по их размеру. Специальные пособия, которые могли бы учесть и повысить материальный статус семьи без второго родителя, федеральными законами не предусмотрены. Это касается и периода беременности одинокой женщины, и жизни с малышом после родов, и его воспитания вплоть до наступления совершеннолетия.
Единственное исключение — ежемесячное пособие на ребенка малоимущим семьям. которое формально является федеральным, но его размер назначается по решению руководства регионов. Для одиноких матерей во многих субъектах РФ эта выплата назначается в повышенном размере по сравнению с установленным базовым уровнем.
В некоторых регионах за редким исключением также предусматривают дополнительные адресные соцпособия именно в отношении одиноких женщин, у ребенка которых нет отца по документам (или он записан в свидетельстве о рождении со слов матери).
В общем случае одинокая мама может рассчитывать на такие же пособия от государства, что и мама из полной семьи. Детские выплаты зависят от количества у нее детей, наличия трудовой занятости и материального достатка. При этом, как правило, они вообще никак не зависят от официального статуса одинокой мамы .
Мать-одиночка будет получать на детей столько же, сколько получает семья с двумя родителями. Поэтому нет смысла оформлять статус одиночки только ради размера соцпособий. Перечень и размер выплат на госуровне устанавливается Федеральным законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей».
Единственное федеральная выплата, на которую одинокие мамы могут рассчитывать в повышенном размере, называется просто пособие на ребенка . Оно назначается малоимущим. а сумма варьируется в зависимости от региона (чаще всего, она очень скромна).
Регионам также разрешено самостоятельно устанавливать адресные или категориальные выплаты гражданам по собственному усмотрению. Во многих субъектах РФ для мам-одиночек существуют дополнительные региональные пособия. Одинокой матери стоит прежде всего узнать, есть ли в регионе ее проживания какие-либо специальные выплаты, которые ей положены.
Забота государства о матери с малышом начинается еще до его рождения. На государственном уровне одинокой маме положены выплаты, начиная с беременности (но только в случае, если женщина работает) и заканчивая достижением 3 лет. Все пособия при этом разделяются на ежемесячные и единовременные .
Об исключениях из этого списка для неработающего единственного родителя из этого можно посмотреть подробнее в одном из следующих разделов .
Трудоустроенная мать-одиночка, у которой появляется второй новорожденный, может рассчитывать на те же выплаты, что и после появления первого малыша. Они начисляются после рождения каждого ребенка. Однако минимальный размер ежемесячного соцпособия по уходу за вторым малышом до 1.5 лет увеличивается и появляется право на материнский капитал матери-одиночке.
Как показывает практика, мамы-одиночки очень часто не работают перед беременностью и родами. Таким женщинам положено меньшее количество пособий на детей, чем трудоустроенным матерям. Все выплаты при этом:
Неработающие матери-одиночки не могут рассчитывать на денежные выплаты во время беременности. В большинстве случаев им фактически положены только два обязательных пособия: единовременное после родов и ежемесячное до 1.5 лет .
Формально студентки, учащиеся и военнослужащие женщины также не считаются работающими, но выплаты по беременности и родам им все же положены в фиксированном размере (равном величине стипендии или денежного довольствия).
Факт выплаты этого пособия и его размер не зависит от каких-либо внешних условий и факторов (обеспеченности, размера зарплаты, наличия работы или мужа). Государство гарантировало выплату в размере 16350,33 руб. (по состоянию на 2017 г.) маме каждого родившегося в РФ ребенка.
При рождении двух и более детей за один раз (двойни, тройни и т.п.) единовременное пособие положено на каждого из них. Женщина должна обратиться за выплатой в течение полугода после появления малыша на свет.
Получение подобной справки может существенно осложниться в случае, если официально у ребенка есть отец, однако с матерью они совместно не проживают и вообще находятся в плохих отношениях. Тогда получение заветной справки может существенно осложниться из-за нежелания второго супруга ее предоставить.
Неработающие одинокие мамы смогут получать ежемесячное пособие по уходу в минимальном размере. а именно:
При этом если они получают пособие по безработице, то можно будет выбрать только одну из выплат — по безработице из СЗН или по уходу. Одновременно оба вида социальной помощи не назначаются!
Как видно, неработающие женщины оказываются в более проигрышном положении по сравнению с работающими. Ведь в случае трудоустройства они могли бы рассчитывать не только на минималку до 1.5 лет, но и на такой перечень выплат:
Из-за того, что одинокие мамы зачастую не имеют официальной работы перед родами, а также по другим причинам, они часто являются малоимущими. Таким женщинам положено два дополнительных пособия. Они выплачиваются вне зависимости от трудоустроенности женщины, однако с учетом критерия нуждаемости .
Только малообеспеченным. Закон № 144-ЗО от 27.12.2011 г. Выплата не назначается, начиная с 01.01.2016 г.
В этой таблице указаны только выплаты, установленные местным законодательством. Ежемесячное пособие на ребенка малоимущим, которое является обязательным для всех регионов, не указывалось. Одиноким мамам также положены все те соцпособия, на которые в регионе может рассчитывать полная семья.
Если одинокая мама выйдет замуж, но ее муж не усыновит ребенка, за женщиной может сохраняться право на специальные пособия одиночкам в отношении этого конкретного ребенка. При подсчете доходов зарплата мужа учитываться не будет. Однако это стоит уточнять заранее в органах Соцзащиты.
Законодательством не запрещено усыновление одинокими женщиной или мужчиной (то есть человеком, официально не состоящим в браке). В таком случае у ребенка появляется только один (единственный) усыновитель. Ребенок при этом может быть любого возраста, но нужно, чтобы выполнялись требования к минимальной разнице в возрасте и другие факторы, принимаемые во внимание при усыновлении.
В зависимости от того, трудится ли женщина, желающая усыновить ребенка, и в каком регионе РФ проживает, ей будут положены все соответствующие федеральные и региональные выплаты, предусмотренные для одиноких матерей. Их перечень может быть откорректирован, если усыновитель вступит в брак и его партнер также усыновит ребенка.
Усыновительница может не работать по трудовому договору (например, быть «самозанятой» — ИП или частным нотариусом ). Тогда если она не платит страховые взносы, то выплату по БиР она не получит, а ежемесячное пособие до 1.5 лет ей назначат в минимальном размере через Соцзащиту .
Необходимо помнить, что по российскому законодательству усыновленные дети в правах равны родным. Одинокий усыновитель может рассчитывать на такие же льготы, как если бы усыновленный ребенок был его родным.